Налоговое планирование

Содержание

Раздел 1

1.2 Определение налогового планирования и его задачи

Налоговое планирование — целенаправленная деятельность налогоплательщика по законному снижению налоговых платежей, с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности. Налоговое планирование основано на методах избежания налогообложения и является составной частью планирования хозяйственной деятельности на микроэкономическом уровне.

Основной целью, любой коммерческой организации является получение прибыли. В условиях конкурентной борьбы успех фирмы зависит от того, насколько она сможет максимизировать свою прибыль или как говорят финансисты — чистый денежный поток. Если налогоплательщик должен уплачивать налоги за счет своих средств, то это означает, что он не по своей воле отвлекает средства из оборота. Не надо говорить, что такое для предприятия отвлечение средств: это и не оплаченные счета поставщиков, и сокращение оборотных средств, и не исполненные инвестиционные проекты. Сохранение средств в обороте является залогом финансовой устойчивости и стабильности предприятия.

Как мы видим, любое сокращение налогов позволяет предприятию сохранять средства в обороте и повышать эффективность его работы.

Отсюда сделаем важный вывод: налоговое планирование осуществляется не просто ради уменьшения налогов как таковых, а с целью повышения эффективности текущей и инвестиционной деятельности налогоплательщика.

Любое хозяйственное решение способно вызвать возникновение тех или иных налогов. Поэтому налоговое планирование способно дать прогноз налоговой нагрузки уже на стадии составления бизнес-плана. Если финансовое и производственное планирование дает ответ на вопрос, что нужно делать, то налоговое планирование способно уточнить его, подсказав "как делать". Уточнение планов производства и сбыта достигается расчетом нескольких возможных вариантов и выбор из них оптимального. Значит, планирование налогов способно предотвратить неблагоприятные последствия хозяйственных решений.

Расчет прогнозных показателей налоговой нагрузки позволяет их впоследствии сравнить с фактически полученным результатом. Путем сопоставления выявляют причины отклонений и намечают пути совершенствования схем минимизации налоговых платежей.

Таким образом, задачами налогового планирования можно назвать:

1) сохранение оборотных средств;

2) повышение общей эффективности хозяйственной деятельности;

3) предотвращение негативных последствий принимаемых решений;

4) контроль за эффективностью схем минимизации налогообложения.

Классификацию налогового планирования на национальном уровне можно представить в виде следующей схемы (см. рисунок 1)


Рисунок 1 Классификация налогового планирования

Бюджетно-налоговое планирование является элементом налогового механизма и представляет собой установление, оценку плановых, фактически исполненных и прогнозных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений. Основная задача — экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции. Выполнение налогового планирования на общегосударственном уровне включает в себя оценку доходности территориальной собственности, прогнозирование объемов налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона, выведение суммы бюджетного дефицита, уровня инфляции. Главная задача бюджетно-налогового планирования — определить объем финансовых ресурсов в разрезе плательщиков налогов для их централизации в общегосударственном фонде — бюджете.

Корпоративное налоговое планирование, т.е. налоговое планирование для предприятий и организаций.Его можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Рассмотрим три вида налогового планирования.

Неправомерное налоговое планирование, представляет собой уклонение от уплаты налогов, налогоплательщик незаконно использует налоговые льготы, несвоевременно уплачивает налоги, сборы и платежи, скрывает доходы, не представляет или несвоевременно представляет необходимые документы для исчисления и уплаты налогов и сборов, такие действия налогоплательщика имеют неблагоприятные последствия со стороны налоговых органов. На сегодняшний день большинство руководителей современных российских предприятий формально являются нарушителями налогового законодательства. Вызвано это как недостаточно глубоким знанием законодательства, так и нежеланием платить налоги.

В рамках правомерного налогового планирования может быть выделено классическое и оптимизационное налоговое планирование. Классическое налоговое планирование направлено на корректное выполнение возникающих налоговых обязательств перед бюджетом, своевременную и полную уплату налогов, предполагает четкое и грамотное ведение бухгалтерского и налогового учета. В качестве методов налогового планирования: ведение налогового календаря, реализация принятой учетной политики, предприятие должно пользоваться всеми возможными простыми и доступными льготами, в том числе по рассрочке налоговых платежей. Статьи 64 и 65 Налогового кодекса РФ представляют предприятиям возможность использования отсрочки или рассрочки по уплате налога, налогового кредита.

Оптимизационное налоговое планирование представляет собой процесс планирования и организации предприятием своей экономической деятельности таким образом, чтобы платить минимум налогов, при этом используя и манипулируя существующим законодательством, но не выходя за его рамки. Данный вид налогового планирования представляется наиболее интересным и актуальным в сложившихся экономических условиях. Целесообразно чтобы такое планирование было перспективным, так как многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок, особенно при проведении крупных инвестиционных программ, довольно дорогостоящи и неправильно выбранное поведение компании может повлечь за собой крупные финансовые потери. Следовательно, налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, отчетов о заседании Государственной Думы и местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д.

В зависимости от объекта налоговое планирование можно Разделить на внешнее и внутреннее.

Организация налогового планирования на предприятии

Внешнее планирование проводится обычно учредителями и состоит из следующих этапов:

  1. Выбор основных направлений деятельности (ОКОНХ, ОКПО) и особенности подготовки учредительных документов.
  2. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции).
  3. Выбор организационно-правовой формы.
  4. Определение состава учредителей и долей уставного капитала.
  5. Выбор порядка формирования уставного капитала.
  6. Разработка стратегии развития компании.

Внутреннее планирование осуществляется исполнительными органами организации, включает в себя этапы:

  1. Анализ всех предоставленных налоговым законодательством льгот по каждому из налогов.
  2. Выбор учетной политики
  3. Разработка договорной политики
  4. Использование предоставленных льгот

© Центр дистанционного образования ОГУ, 2002

Участники процесса налогового планирования и их роль (обязанности): менеджер, бухгалтер, юрист. Классификация методов (этапов) налогового планирования. Налоговая оптимизация как процесс, связанный с достижением пропорций всех финансовых аспектов сделки.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Налоговое планирование

    Участники процесса планирования. Уклонение от уплаты налогов. Роль основных участников процесса налогового планирования. Понятие налоговой оптимизации. Абсолютная минимизация налогов. Принципы налогового планирования в процессе оптимизации налогов.

    реферат , добавлен 16.03.2010

  • Налоговое планирование на предприятии

    Структура и принципы налоговой системы России. Значение налогового планирования на предприятии. Оптимизация налогообложения при различных налоговых системах. Анализ и направления совершенствования налогового планирования на примере ООО "Авангард".

    дипломная работа , добавлен 25.02.2014

  • Налоговое планирование предприятия

    Теоретические основы, понятие и содержание, классификация налогового планирования. Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии. Организация налогового планирования на предприятии АО "Имсталькон". Анализ налогооблагаемой базы.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

  • Особенности налогового планирования и прогнозирования

    Налоговое планирование как система управления налоговыми потоками путем использования научно-обоснованных рыночных методов. Анализ теоретических аспектов налогового планирования и прогнозирования. Знакомство с общими методами внутреннего планирования.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2014

  • Налоговое планирование деятельности организации

    Структура налогового планирования, его основные принципы, элементы и этапы. Виды налогового планирования, его оптимизация и риски. Формирование основных налогов, особенности их расчета и законные способы уменьшения. Специальные налоговые режимы.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2016

  • Налоговое планирование в организации

    Понятие и содержание налогового планирования. Классификация, принципы, этапы и уровни налогового планирования в организации.

    Налоговое планирование в организации

    Основы управления налогами на предприятиях. Оптимизация системы налогообложения. Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2016

  • Влияние налогового планирования на минимизацию налогов

    ООО "Антей Плюс": элементы и процесс налогового планирования. Принципы корпоративного налогового менеджмента. Налоговые риски и пределы налогового планирования. Оптимизация системы налогообложения. Особенности минимизации единого социального налога.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2011

  • Налоговое планирование

    Понятие и элементы налогового планирования. Этапы налогового планирования. Основы управления налогами на предприятиях и в организациях. Общая схема налогового планирования. Прикладные вопросы налогового менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2007

  • Процесс налогового планирования

    Понятие и виды налогового планирования. Управление налогообложением как вид деятельности в организации. Способы налогового планирования. Применение при соблюдении законодательных ограничений налоговых вычетов, освобождений, льгот. Сущность метода оффшора.

    контрольная работа , добавлен 01.05.2015

  • Налоговое планирование

    Понятие, сущность и принципы налогового планирования как правового налогового института. Понятие, виды и пределы налоговой оптимизации. Современные проблемы и мировой опыт законодательного разграничения налогового планирования и налогового уклонения.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2009

  • Методы налогового планирования

    В налоговом планировании необходимо использовать всю совокупность имеющихся в арсенале финансового управления методов. На каждом этапе или стадии наиболее эффективны свои методы. Но только комплексное и последовательное их применение обеспечит результативность работы. Рассмотрим основные из них.

    Расчетно-аналитический метод предполагает расчет показателей на основе анализа достигнутых величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития. Этот метод применим при расчете и анализе налогооблагаемых баз, а также их составляющих — объемов реализации продукции, прибыли, доходов; при составлении средне- и краткосрочных планов налоговых платежей. Общая схема формирования плановых показателей по расчетно-аналитическому методу приведена в табл. 1.

    Таблица 1

    Наименование
    показателей
    (элементов
    планирования)
    Фактические
    величины,
    соответствующие
    базовому
    периоду
    Индексы
    (коэффициенты)
    внешних
    изменений
    Индексы
    (коэффициенты)
    внутренних
    изменений
    Плановые
    величины,
    соответствующие
    расчетному
    периоду
    (гр. 5 =
    гр. 2 x гр. 3 x
    гр. 4)
    1 2 3 4 5
    Показатель 1
    Показатель 2

    Расчетно-аналитический метод предполагает налоговое планирование на основе производственных, финансовых планов, прогнозов объемов продаж, затрат, т.е. обеспечивает тесную связь всех элементов планирования и финансового управления между собой.

    При этом очень важна точность определения индексов изменения базовых величин, которые можно разделить на индексы внешних и внутренних изменений.

    Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных факторов вынуждают постоянно корректировать ожидания фирмы относительно внешних условий и уточнять планы. Индексы внешних изменений должны учитывать, прежде всего, уровень инфляции, влияющий, с одной стороны, на цены на сырье, материалы и услуги, и с другой — на минимальный уровень заработной платы работников. Кроме того, изменяется потребительский спрос на производимую продукцию, рынки сбыта. Эти и другие аналогичные факторы могут значительно повлиять на величину основных финансовых показателей предприятия, элементов, формирующих налоговые базы, и, соответственно, на величину налоговых обязательств организации.

    В табл. 2 приведен пример определения плановой величины затрат на производство продукции и объема ее реализации исходя из фактических показателей базового периода, скорректированных на коэффициенты внешних и внутренних изменений.

    Таблица 2

    Определение величины затрат на производство продукции и объема ее реализации на планируемый период по расчетно-аналитическому методу

    в условных единицах

    Наименование
    показателей
    (перечень
    элементов
    планирования)
    Фактические
    величины
    базового
    периода
    I полугодие
    2005 г.)
    Индексы (коэффициенты) внешних изменений Индексы (коэффициенты) внутренних изменений Плановые
    величины,
    соответствующие
    расчетному
    периоду
    I полугодие
    2006 г.)
    (гр.

    Налоговое планирование

    2 x
    гр. 6 x гр. 10)

    Средний
    индекс
    изменений
    показателей
    (гр. 6 x
    гр. 10)
    коэффициент
    1
    коэффициент
    2
    коэффициент
    3
    Итого
    (гр. 3 x
    гр. 4 x
    гр. 5)
    коэффициент
    1
    коэффициент
    2
    коэффициент
    3
    Итого
    (гр. 7 x
    гр. 8 x
    гр. 9)
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
    Объем выручки
    от продажи
    продукции,
    включая НДС
    93 200 0,90 0,90 1,15 1,2 1,38 115 754 1,24
    в том числе
    НДС (15,25%)
    14 213 17 653
    Материальные
    затраты,
    включая НДС
    26 990 1,25 0,90 1,13 1,15 1,15 34 918
    в том числе
    НДС (15,25%)
    4 116 5 325
    Затраты на
    оплату труда
    17 205 1,20 1,20 0,8 0,8 16 517
    Единый
    социальный
    налог (35,6 —
    26%)
    6 125 4 294
    Амортизация
    основных
    фондов
    1 204 1,00 1,00 1 204
    Прочие
    затраты, в том
    числе:
    11 379 13 734
    ремонтный фонд 1 960 1,00 1,00 1 960
    прочие затраты 9 419 1,25 1,25 1,00 11 774
    Итого затраты
    на
    производство
    продукции
    58 787 65 342 1,11
    База для
    исчисления
    налога на
    прибыль
    20 200 32 760
    Налог на
    прибыль (24%)
    4 848 7 862
    Всего сумма
    налогов
    21 070 24 484 1,16

    Для расчета плановых показателей использованы следующие коэффициенты.

    Индексы внешних изменений:

    1. Коэффициент изменения уровня цен на приобретаемое сырье, материалы, услуги определяется путем экспертных оценок исходя из инфляционных ожиданий, курса валют, статистических данных (в данном примере — 1,25).
    2. Коэффициент изменения уровня заработной платы работающих вычисляется также экспертным путем на базе прогнозов увеличения минимальной заработной платы, изменения уровня жизни населения, данных о среднеотраслевом уровне оплаты труда по категориям работающих (1,2).
    3. Коэффициент изменения объема продаж рассчитывается экспертным путем на основе информации о потребительском спросе на данный вид продукции, состоянии рынков сбыта, предложениях предприятий-конкурентов (0,9).

    Индексы внутренних изменений:

    1. Коэффициент изменения объема производства и реализации отражает производственные планы предприятия, расширение или свертывание производства, выпуск новой продукции и другие факторы (1,15).
    2. Коэффициент изменения уровня цен на собственную продукцию, услуги или товары зависит от ценовой и маркетинговой политики предприятия, величины затрат, нормы прибыли и т.д. (1,2).
    3. Коэффициент изменения численности работающих фиксирует потребность в работниках и объем выполняемых работ (0,8).

    В расчетно-аналитическом методе огромное значение имеют экспертные оценки перспектив развития как каждой организации — участницы группы, так и страны в целом, которые позволяют с большей или меньшей степенью точности составить прогноз на ряд лет. В силу того что все экспертные оценки и применяемые индексы носят вероятностный, субъективный и относительный характер, расчетно-аналитический метод предполагает составление нескольких вариантов плана, рассчитанных на наиболее и наименее благоприятный ход развития. Это особенно важно при составлении среднесрочных и долгосрочных планов.

    Нормативный метод применяется при расчете плановых показателей по действующим нормативам — налоговым ставкам, тарифам, нормам амортизационных отчислений и т.д. Так как все ставки налоговых платежей, отчислений, взносов устанавливаются государственными органами, т.е. носят нормативный характер, то указанный метод используется при любых расчетах, связанных с налогами. Расчеты по нормативному методу осуществляются по схеме:

    Налоговая база x Ставку налога = Сумма налога

    Если при расчетно-аналитическом методе налогового планирования учитываются факторы, влияющие на формирование налоговых баз, то нормативный метод предполагает учет изменений условий налогообложения, главным образом налоговых ставок.

    При составлении среднесрочных планов налоговых платежей следует формировать несколько вариантов, исходя из прогнозов возможных изменений действующих нормативов.

    Нормативный метод применим при расчете и составлении конкретных планов налоговых платежей — средне-, краткосрочных, текущих, а также налоговых календарей. Но поскольку он основывается, как правило, на уже рассчитанных, готовых налогооблагаемых базах, то носит вспомогательный характер и целесообразен к использованию в совокупности с другими методами налогового планирования.

    Балансовый метод состоит в создании бухгалтерской модели хозяйственной или финансовой ситуации. То есть он предполагает рассмотрение той или иной ситуации (или отдельной операции) путем составления бухгалтерских проводок и на их основе — расчета баланса. Этот метод широко применяется во многих организациях.

    Балансовый метод наиболее целесообразно использовать в налоговом планировании, во-первых, при проведении анализа с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определении оптимальной формы сделки и, во-вторых, в некоторых случаях при формировании учетной политики организации как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

    Балансовый метод удобен при разработке схем и форм взаимодействия головной организации с дочерними и зависимыми обществами, когда существует необходимость определения совокупной величины налоговых обязательств и общего (корпоративного) финансового результата.

    Преимущества балансового метода — его простота и наглядность. Схематично прослеживается весь ход бухгалтерского оформления операции, а по данным полученного в результате баланса выявляется итоговая сумма налоговых платежей и финансовых результатов организации.

    Однако балансовый метод только формирует итоговые результаты исходя из заданных параметров, но не фиксирует зависимостей их от исходных данных, не устанавливает критериев выбора оптимального варианта, не дает конкретных рекомендаций, в каких случаях и при каких условиях применение того или иного варианта наиболее эффективно.

    Максимально полную информацию о критериях оптимальности в налоговом планировании предоставляет использование экономико-математических методов, что позволяет организации по каждой конкретной ситуации не только рассчитать эффективность различных вариантов решения, но и обозначить критерии выбора оптимального.

    И балансовый, и экономико-математический методы направлены на определение минимальной величины налоговых обязательств, возникающих при реализации того или иного варианта управленческого решения. Но для оптимизации принимаемого решения этого недостаточно. Сумму налоговой экономии, получаемой по наиболее выгодному с точки зрения налоговых последствий варианту необходимо сравнить с величиной дополнительных затрат (финансовых, трудовых, моральных и прочих), связанных с реализацией данного решения. Кроме того, необходимо оценить вероятность изменений законодательства в планируемом периоде, касающихся рассматриваемой хозяйственной ситуации, и скорректировать в соответствии с этим расчеты налоговых обязательств.

    Учет и сравнение данных факторов составляют сущность метода оптимизации плановых решений. Он заключается в разработке ряда вариантов возможных решений, оценке эффективности каждого и выборе наиболее оптимального. С помощью указанного метода решаются основные задачи стратегического налогового планирования. А именно путем оценки налоговых последствий при рассмотрении альтернативных вариантов выбираются оптимальные, наиболее эффективные направления и виды деятельности хозяйствующей единицы, структура, место расположения головной фирмы и ее дочерних и иных структурных подразделений.

    Метод оптимизации плановых решений используется также во многих элементах оперативного планирования, связанных с принятием управленческого решения. Суть его состоит в разработке ряда альтернативных вариантов решения, расчете размера налоговых обязательств по каждому варианту, суммарной величины дополнительных затрат, оценке вероятности изменений законодательства в планируемом периоде и выборе на основе полученных результатов оптимального варианта.

    При разработке сложных производственных и финансовых схем, где необходимо учитывать множество факторов и условий налогообложения, целесообразно использовать несколько методов налогового планирования одновременно.

    Кроме общих методов, используемых в системе финансового управления в целом, в налоговом планировании применяется метод формирования налогового поля. Суть этого метода заключается в следующем. После выбора хозяйствующим субъектом вариантов правовой организации фирмы, осуществления хозяйственной и финансовой деятельности, а также формирования учетной политики составляется полный перечень обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. По каждому платежу разрабатывается оптимальная система льгот, фиксируются ставки, источники начисления, сроки уплаты.

    На этапе стратегического планирования формируется налоговое поле организации, на основании которого составляются в дальнейшем и среднесрочные, и текущие планы налоговых платежей, налоговые календари и прочие элементы налогового планирования.

    Налоговое поле представляет собой информационную налоговую базу, включающую в себя перечень налогов, подлежащих уплате хозяйствующим субъектом исходя из осуществляемых им видов деятельности, статуса, места (региона) расположения, наличия структурных подразделений, размеров ставок, источников начисления, видов и размеров льгот, сроков уплаты и получателей.

    Налоговое поле формируется в основном на этапе стратегического налогового планирования, конкретизируется в процессе оперативного планирования, подлежит постоянному обновлению в соответствии с изменениями условий функционирования и налогообложения предпринимательского объединения.

    В налоговое поле включаются все параметры начисления и уплаты налогов согласно выбранным условиям функционирования хозяйствующего субъекта и его стратегической политике. Налоговое поле определяет налоговые рамки, в которых группа компаний может осуществлять свою деятельность, формировать финансовую политику, принимать управленческие решения, регулировать уровень налогообложения.

    Н.А.Адамов

    Д. э. н.,

    профессор

    Т.А.Козенкова

    К. э. н.,

    докторант,

    кафедра финансового

    менеджмента и налогового

    консалтинга Российского

    университета кооперации

    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

    Великолукская государственная сельскохозяйственная академия

    Кафедра Финансов, кредита и таможенного дела

    курсовая работа по дисциплине НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    на тему:

    ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

    2007 г.

    ВВЕДЕНИЕ 2

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 3

    1.1. История возникновения налога на прибыль 3

    1.2. Плательщики, объект обложения и налоговая база налога на прибыль 5

    1.3. Ставки и льготы по налогу на прибыль. Порядок исчисления и сроки уплаты налога 8

    2. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 15

    2.1. Сущность и необходимость налогового планирования 15

    2.2. Планирование налога на прибыль 16

    2.3. Планирование налога на прибыль. Второй этап – рефинансирование 24

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

    ВВЕДЕНИЕ

    В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности. В отличие от уклонения от уплаты налогов, налоговое планирование является абсолютно законным средством сохранения своих денежных средств

    Необходимость налогового планирования предопределена современным нелогичным российским законодательством, изначально предусматривающим различные налоговые режимы в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры.

    С практической точки зрения можно выделить три пути сокращения налоговых платежей:

    Уклонение от уплаты налогов

    Это уменьшение налоговых обязательств, основанное на сознательном уголовно наказуемом (ст. 199 УК РФ) использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, намеренного (умышленного) искажения отчетности. Абсолютная экономия на налогах. Но этот путь ставит под угрозу весь бизнес и личную свободу.

    Полулегальный

    Это использование противоречий и недоработок нормативных законодательных актов. Часто позволяет довольно успешно оспаривать в судах действия и решения налоговых органов. Максимальная экономия на налогах. Но для этого компании необходимо иметь в штате грамотных юристов и экономистов или пользоваться регулярными консультациями, и всегда быть готовым к спорам с налоговыми органами.

    Налоговое планирование

    Это легальный путь уменьшения налоговых обязательств путем корректировки своей финансово-хозяйственной деятельности, структуры финансовых и товарных потоков компании при строгом соблюдении налогового законодательства и с учетом сложившейся арбитражной практики. Его основная идея: "Налоги нужно ПЛАТИТЬ, НО НЕ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ". Подход заключается в построении системы, позволяющей сочетать маркетинговый и финансовый план компании с целью эффективно контролировать и своевременно реагировать на возникающие изменения как во внешней среде, так и на внутренние процессы, протекающие в компании. Этот вариант – путь к оптимальной налоговой нагрузке. При этом не требуются дорогостоящие специалисты на постоянной основе.

    Выбор тематики данной работы мотивируется, прежде всего, ее малой разработанностью в отечественной науке, в связи с тем, что такое явление как – налоговое планирование не могло иметь место при административно-командном устройстве экономики существовавшей чуть более 10-ти лет назад. Налоговое планирование, осуществляемое предприятиями, в развитых и менее развитых капиталистических государствах с рыночной экономикой, давно является необходимостью в условия конкуренции и проведения жесткой фискальной политики государств.

    В силу актуальности темы работы, учитывая, что налоговое планирование для России, да и для всего пространства бывшего СССР – явление новое и многими ассоциируемое как своего рода "тайное знание", которое вроде бы есть, но мало кто о нем знает и еще меньше умеют им пользоваться без вреда для себя, автор попытается пролить свет на некоторые вопросы, инструменты налогового планирования.

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

    1.1. История возникновения налога на прибыль

    Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Государство без налогов существовать не может, поскольку они представляют собой главный метод мобилизации доходов во все звенья бюджетной системы в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

    Налог на прибыль предприятий и организаций имеет достаточно долгую историю. Особенности его применения в различных странах обуславливаются теми или иными приоритетами данной конкретной страны или ее экономическим положением.

    В России ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1.01.1992 г. Однако у дореволюционной России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий. Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором».

    Принятый под грохот пушек Первой мировой войны нормативный акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы — годы военные. Налогу подлежали:

    — предприятия, обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основой капитал;

    — подряды и поставки, на которые были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916-17 годы составила не менее 2000 руб. в год;

    — лица, входившие по избранию или найму в состав правлений учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-13 г.

    Не подлежали налогообложению налогом отчетные предприятия, впервые привлеченные к платежу процентного сбора за 1915 окладный год. Для остальных предприятий общая сумма налогов и сборов не должна была превышать 50% прибыли за отчетный год.

    Надо отметить, что налоговые органы дореволюционной поры, даже в военное время, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

    Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные налоговые органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.

    В действовавшем на 1916 — 1917 годы Положении о промысловом налоге не содержалось указаний об обложении дополнительным налогом на прирост прибылей предприятий, прекративших свою деятельность.

    Этот пробел закона восполнялся лишь практикой. Так, с неотчетных предприятий, существовавших только часть года, дополнительный налог на прирост прибылей не взимался вовсе, если они прекращали свою деятельность до окончания раскладки.

    Налоговое планирование в организации: виды, методы, риски

    При закрытии же предприятий после окончания раскладки налог с них взимался полностью. Такой порядок находился в противоречии с установкой, согласно которой налог должен был взиматься по расчету времени существования предприятий в каждом окладном году.

    Новыми правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для неотчетных предприятий был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог взимался в размере, соответствовавшем числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году. Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь-апрель). Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах:

    1. С предприятий, не обязанных публично отчитываться о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 руб. — 30%, до 15 тысяч- 41 %, свыше 100 тысяч — 60%;

    2. С предприятий, обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6% — ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала — 50% суммы прироста прибыли. Предельный размер обложения прибыли отчетных предприятий достигал 90%.

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство дореволюционной России находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время собирать достаточные средства для покрытия расходов.

    Налоговая система, действующая в России в наши дни, сформировалась к началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, в существующие — внесены изменения. В настоящее время налог на прибыль регламентирован главой 25 НК РФ и является одним из важнейших налогов федерального бюджета.

    Страницы: следующая →

    123456789Смотреть все

    Похожие страницы:

    1. Налогнаприбыль (22)

      Реферат >> Государство и право

      … расходов и платежей в целях минимизации налоганаприбыль Налоговое планированиена предприятиях и в организациях предусматривает; … наиболее важных налогов, уплачиваемых в бюджет хозяйствующими субъектами. Планированиеналоганаприбыль. Любой вид …

    2. Налогнаприбыль 2 Налогна

      Курсовая работа >> Финансы

      … и уклонением от уплаты налогов. Планирование и регулирование налоганаприбыль является важнейшим моментом принятия управленческих … стратегии развития. Планированиеналоганаприбыль осуществляется при международном налоговом планировании, при разработке учетной …

    3. Оптимизация налоганаприбыль

      Курсовая работа >> Экономика

      … стратегии развития. Планированиеналоганаприбыль осуществляется при международном налоговом планировании, при разработке … системы налогового планирования// Финансы №11,2006; Яковлева Е.Н. Оптимизация налоганаприбыль// Консультант предпринимателя …

    4. Федеральные налогиналогнаприбыль организаций

      Курсовая работа >> Финансы

      планированииналоганаприбыль следует дать оценку некоторым показателям, которые будут влиять напланированиеналоганаприбыль. Анализ уплаченного налоганаприбыль

    5. Бухгалтерский Налогнаприбыль в экономической системе России. Этапы развития налоганаприбыль

      Курсовая работа >> Государство и право

      … принятой стратегии развития. Планированиеналоганаприбыль осуществляется при международном налоговом планировании, при разработке учетной …

    Хочу больше похожих работ…

    Налоговое планирование — деятельность налогоплательщика по оптимизации (законному снижению) налоговых платежей.

    Термин "Налоговое планирование" на английском языке — tax planning.

    Близкие по значению термины — Минимизация налогообложения, Оптимизация налогообложения.

    Комментарий

    Законодательство предоставляет возможности законного снижения налоговых платежей в виде льгот, отсрочки платежей, различные формы освобождения от налоговых обязательств. Ведение налогоплательщиком налогового планирования означает выполнение следующих основных функций:

    — Оптимизация налогообложения.

    В рамках этой функции налогоплательщик постоянно изыскивает возможности по уменьшению налогового бремени. Новая сделка, новый вид деятельности подвергаются анализу на предмет налоговой оптимизации.

    — Планирование сумм и видов налогов, подлежащих уплате.

    В рамках этой функции налогоплательщик путем составления бюджетов или иным образом, планирует сроки и суммы уплачиваемых налогов.

    — Отслеживание сроков уплаты налогов.

    Эта функция непосредственно связана с предыдущей. Налоги должны быть уплачены в срок, не позднее и не раньше срока.  

    — Минимизация штрафных санкций и пени.

    Еще одним направлением работы по налоговому планированию является работа по минимизации штрафных санкций и пени со стороны налоговых органов. Не секрет, что многие налогоплательщики регулярно уплачивают штрафные санкции за нарушение налогового законодательства, пени, за просрочки уплаты налога. Как правило, решение проблемы лежит в грамотной постановке учета на предприятии, организации эффективной системы внутреннего контроля, разработке внутрифирменных стандартов, отслеживанием сроков уплаты налогов, привлечении грамотного аудитора или консультанта.  

    — Выявление и анализ налоговых рисков ("Налоговый риск").

    Выявление налоговых рисков позволяет налогоплательщику устранить их или максимально подготовиться к возможным спорам с налоговыми органами.

    — Прогнозирование изменений налогового законодательства.

    Прогнозирование изменений налогового законодательства позволяет своевременно учесть и использовать в своих интересах эти изменения.

    Сущность налогового планирования заключается в использовании налогоплательщиком допустимых законом способов для максимального уменьшения своих налоговых обязательств.

    Налоговое планирование следует отличать от уклонения от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов производится способами, нарушающими законодательство. Так, применение фирм-однодневок относится к незаконным способам налогового планирования.

    Основные способы налогового планирования:

    — применение налоговых льгот.

    Этот простой способ не всегда применяется налогоплательщиками в полном объеме. Законодательством устанавливается большое количество льгот по налогам, но далеко не все субъекты предпринимательской деятельности применяют все эти льготы. Рассматриваемый способ как раз и заключается в том, чтобы правильно применить все льготы;

    — выбор формы деятельности.

    Существуют различные формы деятельности. Так, физическое лицо может осуществлять свою деятельность как индивидуальный предприниматель или зарегистрироваться как юридическое лицо. Организация в случае необходимости ведения деятельности за пределами места регистрации может открыть филиал или учредить дочернюю фирму. Налогоплательщики могут применять упрощенную систему налогообложения (УСН), Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), Патентную систему налогообложения (ПС) и т.д.

    Каждый из альтернативных вариантов имеет свои особенности налогообложения, налоговый анализ которых и является предметом налоговой оптимизации.

    Применять этот способ наиболее целесообразно до начала той или иной деятельности, но он может быть использован и при изменении формы уже осуществляемой деятельности;

    — правильное формирование учетной политики.

    Законодательством во многих случаях налогоплательщику предоставляется право выбирать способы бухгалтерского учета и налогообложения, от которых зависит порядок и сумма уплачиваемых налогов. Поэтому правильная учетная политика в отношении налогообложения играет большую роль.

    Учетная политика определяется каждый раз перед началом года;

    — применение офшоров.

    Этот способ, наверное, наиболее широко известен. Суть его в том, что прибыль выводится в фирмы, зарегистрированные в зонах с льготным налогообложением. В настоящее время законодательство устанавливает существенные ограничения в отношения этого способа налогового планирования: Трансфертное ценообразование, Контролируемые иностранные компании;

    — применение льготных предприятий.

    Для некоторых категорий налогоплательщиков законодательством предоставляются льготные условия налогообложения (УСН, ПСН, ЕНВД). Суть метода применения льготных предприятий в том, что основная налоговая база выводится в эти предприятия;

    — изменение срока уплаты налогов.

    Законодательством предусматривается возможность отсрочить уплату налогов, и данный метод позволяет наиболее полно использовать такие возможности;

    — правильная организация сделок.

    В некоторых случаях правильная организация сделок позволяет уменьшить налоговое бремя организации.  К этому способу можно отнести и избежание налоговых ловушек – ситуаций, когда налогоплательщик теряет налог там, где это можно избежать.

    Пример

    Дочерней компании не хватает средств для оплаты консультационных услуг, которые ей необходимы. Если договор с консультантом заключит головная компания, то она не сможет признать такие расходы для налогообложения, так как эти расходы не имеют отношения к ее деятельности (имеют отношение к деятельности другого лица – дочернего общества, ст. 252 НК РФ). Это пример налоговой ловушки.

    Решить задачу без налоговых потерь можно, если головная организация выдаст займ дочернему обществу и оно само закажет консультационную услугу.

    — использование пробелов законодательства.

    Этот способ наиболее рискован и краткосрочен. Пробелы в законодательстве неизбежны, особенно в условиях постоянных изменений законодательства, хотя государство стремится ликвидировать их. Поэтому на долгосрочной основе не имеет смысла осуществлять налоговое планирование этим способом.

    Целесообразно применять его только после консультаций с профессиональными юристами, потому что определить, пробел это или не пробел, может только юрист.

    Нередко это приводит к конфликтным ситуациям.

    У налогового планирования существуют ограничения, которые нужно знать. К таким ограничениям относятся правовые доктрины, связанные со злоупотреблением права в налоговой сфере:

    Необоснованная налоговая выгода — необоснованное уменьшение размера налоговой обязанности (злоупотребление правом в налоговой сфере)

    Деловая цель — действия налогоплательщика, осуществляемые с намерениями получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

    Приоритет содержания перед формой — принцип, согласно которому операции подлежат учету (налоговому, бухгалтерскому) исходя из их реального экономического содержания, а не юридической формы. Принцип "приоритета содержания перед формой" применяется в том случае, если юридическая форма сделки и ее экономическая суть различаются.

    Схема дробления бизнеса — схема оптимизации налогообложения с помощью специальных налоговых режимов, прежде всего, Упрощенной системы налогообложения (УСН).Суть этой схемы в том, что бизнес дробится на относительно небольшие организации, которые подпадают под условия, для применения УСН. Как известно, Упрощенная система налогообложения (УСН) предусматривает более льготный налоговый режим, для предприятий относительно небольшого бизнеса. Схемой дробления бизнеса обычно именуют такое дробление, которое не имеет деловой цели и приводит к необоснованной налоговой выгоде.

    Налоговое планирование, как функция бухгалтера

    Налоговое планирование включено в функции, которые выполняет в компании бухгалтер. Так, Приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н утвержден Профессиональный стандарт "Бухгалтер". Среди трудовых функций бухгалтера указана:

    Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование (код B/04.6).

    В пункте 3.2.4. Трудовая функция, указывается:

    Трудовые действия — Организация налогового планирования в экономическом субъекте

    Необходимые умения:

     — Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регулирующие организацию и осуществление налогового планирования в экономическом субъекте

    — Формировать и применять эффективный набор инструментов налогового планирования (налоговые льготы, формы договорных взаимоотношений, цены сделок, ставки налогообложения, объекты налогообложения, социальные налоговые режимы)

    Литература

    Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. М.: МЦФЭР, 2002. 288 с.

    "Методика налоговой оптимизации" (под ред. Брызгалина А.В.) "Налоги и финансовое право" (2001, N 1)

    "Налоговое право" (под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000 (последний раздел)).

    Дополнительно

    Материалы по теме "Налоговое планирование (Оптимизация налогообложения)"

    Амортизационная премия — предусмотренное законодательством единовременное списание на расходы (по налогу на прибыль организаций) части стоимости осуществленных капитальных вложений (в основные средства или в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств).

    Деловая цель — действия налогоплательщика, осуществляемые с намерениями получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности

    Контролируемая иностранная компания — иностранная компания (иностранная структура без образования юридического лица), контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

    Налоговая выгода — любое уменьшение размера налоговой обязанности (вычет, льгота, пониженная ставка налог и т.д.)

    Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика

    Налоговая ответственность за контрагента — налогоплательщик может нести налоговую ответственность за своих контрагентов. Это происходит в случае, если налогоплательщик заключил договор с фирмой-однодневкой и не проявил должную осмотрительность при выборе контрагента.

    Налоговая реконструкция — определение налоговых последствий исходя из экономической сути сделки или серии сделок.

    Налоговые льготы — предоставленное нормативными актами право для отдельных категорий налогоплательщиков не уплачивать налог или уплачивать его в меньшей сумме

    Налоговые преступления — преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. Налоговые преступления предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации

    Налоговые проверки — проверки, проводимые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов

    Налоговые проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами — особый вид налоговых проверок, которыми налоговый орган проверяет уплату налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Регулируются ст. 105.17 Налогового кодекса России

    Налоговый бенчмаркинг — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка

    Налоговый разрыв — разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов

    Налоговый риск — риск возникновения неблагоприятных налоговых последствий в виде – доначислений сумм налогов, штрафов и пени; возникновения спора с налоговым органом; проведения проверки.

    Нелинейный метод амортизации — один из методов амортизации амортизируемого имущества. При нелинейном методе (способе) норма амортизации применяется к остаточной, а не первоначальной (восстановительной) стоимости. За счет этого, стоимость имущества списывается неравномерно — с уменьшением суммы амортизации с каждым последующим месяцем. Нелинейный метод определен в ст. 259.2. налогового кодекса России.

    Необоснованная налоговая выгода — необоснованное уменьшение размера налоговой обязанности (злоупотребление правом в налоговой сфере)

    Особая экономическая зона — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

    Приоритет содержания перед формой — принцип, согласно которому операции подлежат учету (налоговому, бухгалтерскому) исходя из их реального экономического содержания, а не юридической формы. Принцип "приоритета содержания перед формой" применяется в том случае, если юридическая форма сделки и ее экономическая суть различаются.

    Свободная экономическая зона в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе — свободная экономическая зона, созданная Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

    Способы списания (по стоимости единицы, по средней стоимости, ФИФО, ЛИФО) — способы списания активов, которые применяются в бухгалтерском и налоговом учете для оценки стоимости списанных на расходы активов при их выбытии. Применяются способы списания: по стоимости единицы, по средней стоимости, ФИФО, ЛИФО.

    Схема дробления бизнеса — схема оптимизации налогообложения с помощью специальных налоговых режимов, прежде всего, Упрощенной системы налогообложения (УСН).Суть этой схемы в том, что бизнес дробится на относительно небольшие организации, которые подпадают под условия, для применения УСН. Как известно, Упрощенная система налогообложения (УСН) предусматривает более льготный налоговый режим, для предприятий относительно небольшого бизнеса. Схемой дробления бизнеса обычно именуют такое дробление, которое не имеет деловой цели и приводит к необоснованной налоговой выгоде.

    Схема оптимизации налогообложения (Черная, Серая, Белая) — схема деятельности налогоплательщика, позволяющая уменьшить налоги. Белая схема — законная, Черная схема — незаконная, Серая схема — на грани.

    Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

    Учетная политика — документ, в котором организация определяет способы учета (бухгалтерского, налогового)

    Фирма-однодневка — организация, которая сама не платит положенные налоги и при этом предоставляет возможность получения вычетов, расходов своим клиентам. Фирма-однодневка используется для применения незаконных схем минимизации.

    Эффективная ставка налога — реальная налоговая ставка конкретного налогоплательщика, которая определяется как отношение налога, фактически начисленого за период к налоговой базе (экономическая базе) за этот же период.