Налоговая ставка на имущество

Пояснения относительно налогообложения имущества физических лиц от кадастровой стоимости

Источник: Минэкономразвития России

01 августа 2016 г. Версия для печати Facebook Twitter LinkedIn Delicious Digg StumbleUpon Live Journal В Контакте Мой Мир Поделиться ссылкой

В настоящее время активно обсуждается предстоящее получение физическими лицами налоговых уведомлений по налогу на имущество физических лиц от кадастровой стоимости за налоговый период 2015 года в конце 2016 года. С 2015 года переход на налогообложение физических лиц от кадастровой стоимости осуществлен в 28 субъектах Российской Федерации.

Высказываются различные мнения по указанному вопросу, в частности, о неадекватности налоговой нагрузки на физических лиц в связи с переходом на налогообложение от кадастровой стоимости.

Необходимо иметь в виду, что кадастровая стоимость определяется на основе рыночной информации.

Существует две основные ситуации:

1. Кадастровая стоимость соответствует рыночной стоимости (абсолютное большинство квартир).

В таком случае налогообложение на примере двухкомнатной квартиры в г. Москве площадью 50 кв.м. с инвентаризационной стоимостью 500 000 рублей (за 2014 г.) и с кадастровой стоимостью 10 млн. рублей происходит следующим образом.

В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость квартиры (10 млн. рублей), уменьшенная на величину налогового вычета, предусмотренного в размере кадастровой стоимости, приходящейся на 20 кв.м. этой квартиры. Органами государственной власти Москвы размер такого налогового вычета может быть увеличен.

Фактически облагаться налогом будет 30 кв.м. квартиры, что соответствует кадастровой стоимости в размере 6 млн. рублей.

За первый год (2015 год) в налоговом уведомлении будет содержаться величина налогового платежа, определенного в соответствии с частью 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 400 рублей.

При этом в случае налогообложения такой квартиры от инвентаризационной стоимости величина налога составляла бы порядка 1720 рублей (0,3 процентов от инвентаризационной стоимости, представленной до 1 марта 2013 года и скорректированной на коэффициент-дефлятор (1, 147).

Введение налога на имущество физических лиц осуществляется поэтапно с ростом на 20 % от кадастровой стоимости ежегодно. Для указанного периода платежи будут следующие:

2 период (2016 г.) 3 период (2017 г.) 4 период (2018 г.) 5 период (2019 г.)
Налоговая база 6000000 6000000 6000000 6000000
Налоговый платеж 3300 4200 5100 6000

Такое введение налога неправильно называть резким ростом налогового бремени, с учетом поэтапности и того, что коммунальные платежи в сопоставимой сумме уплачиваются ежемесячно, а налоговый платеж – раз в год.

Более того, облегчается налоговая нагрузка при налогообложении новостроек, поскольку фактически величины налоговых платежей меньше, чем при исчислении налога от инвентаризационной стоимости. Это связано с тем, что инвентаризационная стоимость по новым объектам зачастую выше их рыночной стоимости, и это влекло несправедливое налогообложение, так как по более старым объектам жилого фонда, например, в центре Москвы налог был существенно ниже, а стоят эти объекты на рынке значительно выше.

На федеральном уровне установлен также перечень льготных категорий граждан, освобожденных от уплаты указанного налога по видам объектов недвижимости, к которым относятся, прежде всего, пенсионеры, инвалиды.

Несмотря на в целом сбалансированный подход к постепенному переходу к налогообложению от рыночных показателей было возможным проведение новых оценок в течение этого пятилетнего периода, а рост налоговой нагрузки мог оказаться непредсказуемым.

Для исключения такого роста налоговой нагрузки принципиально было зафиксировать налоговую базу в указанный период.

В этой связи принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 360-ФЗ), предусматривающий в том числе:

  1. фактический запрет на проведение новых государственных кадастровых оценок рыночными оценщиками в период с 2017 по 2020 год;
  2. применение в течение указанного периода меньшей кадастровой стоимости, определенной после 1 января 2014 г. или года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Согласно Федеральному закону № 360-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости, полученные по итогам оспаривания кадастровой стоимости, должны учитываться в пользу налогоплательщиков.

2. Кадастровая стоимость определена с «ошибками», не соответствует рыночной стоимости (небольшое количество жилых объектов).

Исправление допущенных в предыдущих периодах при кадастровой оценке ошибок возможно в упрощенном порядке. Так, например, органы исполнительной власти, утвердившие ошибочно определенные результаты кадастровых оценок, вправе инициировать такое исправление.

Также существует возможность оспаривания кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости.

Для совершенствования процедуры кадастровой оценки принят и 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).

Федеральным законом № 237-ФЗ предусмотрен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки постоянно действующим специализированным государственным бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации.

За таким учреждением закрепляется комплекс функций, направленных на непрерывное сопровождение процесса определения кадастровой стоимости:

  • определение кадастровой стоимости по единой федеральной методологии;
  • представление детальных разъяснений определения кадастровой стоимости, рассмотрение жалоб, связанных с несогласием с ее определением;
  • оперативное внесудебное исправление допущенных при определении кадастровой стоимости ошибок;
  • осуществление постоянного сбора, обработки, систематизации и накопления сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости.

Ответственность за результаты кадастровой оценки концентрируется на таком учреждении.

К работникам такого учреждения Федеральным законом № 237-ФЗ представлены минимальные требования, при этом предусмотрена возможность установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственной кадастровой оценки, дополнительных требований к ним.

Федеральным законом № 237-ФЗ предусмотрена подготовка к проведению кадастровой оценки, в рамках которой должен быть осуществлен сбор всей необходимой для проведения такой оценки информации.

Важным аспектом Федерального закона № 237-ФЗ является также существенное упрощение процедур исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, путем непосредственного обращения в учреждение, которое такую кадастровую стоимость определило.

Таким образом, проведение кадастровых оценок в будущем будет осуществляться под полной ответственностью субъекта Российской Федерации учрежденным им бюджетным учреждением только после накопления им в полном объеме необходимой для проведения кадастровой оценки информации. Первые оценки по новому порядку возможны не ранее 2018 года, а применение их результатов не ранее 2019 года.

Ниже приводятся наиболее распространенные вопросы по применению кадастровой стоимости.

1. В каких субъектах осуществлен переход к налогообложению от кадастровой стоимости? Когда перейдут на этот расчет остальные?

Перечень субъектов, в которых начиная с 2015 года по налогу на имущество физических лиц в качестве налоговой базы выступает кадастровая стоимость Перечень субъектов, в которых начиная с 2016 года по налогу на имущество физических лиц в качестве налоговой базы выступает кадастровая стоимость
№ п/п Субъект Российской Федерации Субъект Российской Федерации
1 Республика Башкортостан Чеченская Республика
2 Республика Бурятия Кабардино-Балкарская Республика
3 Республика Ингушетия Республика Хакасия
4 Карачаево-Черкесская Республика Чувашская Республика
5 Республика Коми Республика Калмыкия
6 Республика Мордовия Ставропольский край
7 Республика Татарстан Брянская область
8 Удмуртская Республика Тульская область
9 Амурская область Костромская область
10 Архангельская область Белгородская область
11 Владимирская область Кировская область
12 Ивановская область Ленинградская область
13 Магаданская область Вологодская область
14 Московская область Кемеровская область
15 Нижегородская область Омская область
16 Новгородская область Калининградская область
17 Новосибирская область Курская область
18 Пензенская область Воронежская область
19 Псковская область Камчатский край
20 Рязанская область Челябинская область
21 Самарская область г. Санкт-Петербург
22 Сахалинская область
23 Тверская область
24 Забайкальский край
25 Ярославская область
26 г. Москва
27 Ханты-Мансийский А.О.
28 Ямало-Ненецкий А.О.
Перечень субъектов, в которых введены особенности налогообложения налогом на имущество организаций от кадастровой стоимости

№ п/п с 2014 года с 2015 года с 2016 года
1 Амурская область Республика Алтай Кировская область
2 Кемеровская область Республика Башкортостан Вологодская область
3 Московская области Республика Бурятия Республика Северная Осетия — Алания
4 Москва Республика Коми Алтайский край
5 Республика Татарстан Белгородская область
6 Республика Хакасия Самарская область
7 Удмуртская Республика Рязанская область
8 Чеченская Республика Саратовская область
9 Ивановская область Костромская область
10 Липецкая область Курганская область
11 Магаданская область
12 Новосибирская область
13 Пензенская область
14 Псковская область
15 Сахалинская область
16 Свердловская область
17 Томская область
18 Тульская область
19 Тюменская области
20 Забайкальский край
21 Приморский край
22 Ставропольский край
23 Ханты-Мансийский АО-Югра
24 Санкт-Петербург

Согласно требованиями Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) субъектами Российской Федерации устанавливается единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогам на имущество физических лиц и организаций исходя из кадастровой стоимости. Все субъекты Российской Федерации до 2020 должны перейти на исчисление кадастровой стоимости по указанным налогам от кадастровой стоимости.

2. Как рассчитывается налоговая база?

По налогу на имущество физических лиц порядок определения налоговой базы установлен в главе 32 НК РФ (статьями 402, 403, 404), порядок исчисления суммы налога – статьей 408 НК РФ.

По налогу на имущество организаций порядок определения налоговой базы установлен в главе 30 НК РФ (статьями 375, 376, 377, 378.2 НК РФ), порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу – статей 382 НК РФ.

3. Каков перечень льготных категорий граждан, освобожденных от уплаты налога, имеющих льготы по его уплате?

Федеральные льготы установлены в НК РФ, в статье 381 НК РФ — по налогу на имущество организаций, в статье 407 НК РФ — по налогу на имущество физических лиц.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) также могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы, не предусмотренные в НК РФ.

4. Что нужно делать, если пришла «платежка» с новым налогом на имущество физических лиц, а сумма, указанная в ней, сильно завышена?

Прежде всего, необходимо осуществить проверку кадастровой стоимости на предмет наличия ошибок, допущенных при ее определении, для чего обратиться в государственный орган субъекта Российской Федерации, ответственный за проведение кадастровой оценки, или в Правительство/Администрацию субъекта Российской Федерации для передачи обращения по подведомственности.

5. Что делать, если данные из Государственного Кадастра недвижимости верны, но кажется, что оценка все равно завышена?

В настоящее время кадастровую стоимость возможно обжаловать в порядке, предусмотренном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (при территориальных управлениях Росреестра) или в суде субъекта Российской Федерации.

6. По результатам оспаривания кадастровой стоимости суд принял сторону муниципалитета. Что делать?

В указанном случае возможно обжаловать решение суда в установленном процессуальным законодательством Российской Федерации порядке.

7. В течение какого времени пересматривается кадастровая стоимость? Будет ли применяться понижающий коэффициент в случае кризисного падения рыночных цен на недвижимость?

В комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявление о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено в течение месяца с даты его поступления согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в суде — в порядке, установленном статьей 141 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации провести внеочередную оценку в случае резкого падения рыночных цен (более чем на 30%).

8. Можно ли самостоятельно рассчитать стоимость налога исходя из кадастровой оценки недвижимости?

Ознакомиться с величиной кадастровой стоимости возможно путем обращения к публичной кадастровой карте на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке http://pkk5.rosreestr.ru/#x=11554711.454933215&y=10055441.599232893&z=3.

Рассчитать величину налога возможно путем обращения к калькулятору земельного налога и налога на имущество физических лиц, исчисляемых от кадастровой стоимости, на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке https://www.nalog.ru/rn77/service/nalog_calc/.

9. Сохранится ли институт независимых оценщиков? Как они будут работать вместе с государственными учреждениями?

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен запрет на проведение кадастровых оценок независимыми оценщиками в период до 2020 г. При этом независимые оценщики привлекаются при оспаривании кадастровой стоимости для индивидуального расчета рыночной стоимости конкретного объекта недвижимости.

Изменения по налогу на имущество

С началом 2019 года в систему обложения имущественным налогом внесён ряд существенных изменений, вводимых в действие №302-ФЗ от 3 августа 2018 года.

Список изменений выглядит следующим образом:

  • налог на собственность организаций берётся исключительно по кадастровой стоимости;
  • движимое имущество компаний больше не участвует в налогообложении (уплатить нужно лишь за 2018 год по определённым видам движимого имущества, поставленного на учёт в 2018);
  • организации сдают квартальную и годовую отчётность по новой форме;
  • юридические лица сдают отчётность по месту расположения принадлежащей им недвижимости (особо крупные организации продолжают предоставлять отчётность по месту учёта);
  • база исчисления налога устанавливается индивидуально для каждого объекта.

Собственность, которая не причислена к категории недвижимости, сразу переносится в разряд движимого имущества. Им станут даже ценные бумаги. Недвижимым считается имущество, которое невозможно переместить без сопутствующего существенного ущерба. Таковым можно назвать:

  • земельные участки;
  • культурные сооружения;
  • здания, незавершённое строительство;
  • помещения любого типа;
  • части зданий, применяемые для парковки автомобилей (если границы описаны в требуемом порядке).

ФНС определила, что основанием для переноса собственности в разряд недвижимости может стать выполнение одного из следующих условий:

  • в ЕГРН присутствует запись об объекте;
  • записи в ЕГРН нет, но есть основания, указывающие на неразрывную связь объекта с землёй под ним и на невозможность его перемещения без критического урона конструкции.

Если представленные выше условия не выполнены, то налог за объект платить не придётся.

Налог для юридических лиц

Юридические лица платят за официально зарегистрированное имущество, причисленное к основным средствам.

База налогообложения

Основными средствами можно признать объекты, которые:

  • будут использованы в процессе производства, сданы в аренду или применены в управленческих целях;
  • будут применяться более 1 года;
  • не будут проданы для получения прибыли;
  • способны приносить доход.

Такие объекты отражаются на счёте 01 и будут облагаться даже при условии, что не находятся в исключительном пользовании плательщика. Жильё, которое не может быть названо основным средством, тем не менее также подлежит налогообложению.

Порядок выплаты определяет, что в налоговую базу войдут основные средства, принадлежащие юридическому лицу. При этом введение в эксплуатацию и регистрация прав значения не имеет – важно лишь то, что объект уже переведён на счёт 01 (за средства, переданные по концессионному соглашению, платить нужно в любом случае).

Льготы

Статья 381 НК РФ устанавливает перечень объектов, освобождаемых от налогообложения:

  • имущество фирм, входящих в свободную экономическую зону или относящихся к системе религиозных и уголовно-исполнительных институтов;
  • объекты юридических компаний, научных центров государственного характера и т.п.;
  • полный перечень движимого имущества.

При желании каждый конкретный регион может расширить список льгот и снизить налоговые ставки, поэтому нужно отслеживать данные на официальном сайте ФНС.

Отчётность

Авансы сопровождаются отчётами, подготавливаемыми за каждый квартал, а итоговые по году – декларацией. Усовершенствованные формы деклараций для юридических лиц предусматривают отмену налога на движимые объекты и позволяют определить сумму даже с учётом того, что величина стоимости по кадастру изменится вследствие влияния различных причин.

Декларацию за 2018 год нужно сдать не позднее 01.04.2019. Квартальные отчёты сдают в течение 30 дней с момента закрытия отчётного периода:

  • за I квартал – до 30 апреля;
  • за II квартал – до 30 июля;
  • за III квартал – до 30 октября.

Регионы по своему усмотрению могут изменять сроки уплаты и передачи отчётности, в связи с чем рекомендуется проверять условия для своего региона отдельно. Как авансовые платежи, так и окончательный налог выплачивается по месту расположения недвижимых объектов. Отчётность сдаётся аналогично. Компании, уклонившиеся от уведомления налогового органа об имеющейся недвижимости, будут оштрафованы на 20% от суммы неуплаченного налога.

Порядок расчёта

Несмотря на то, что за физлица ФНС определит налог самостоятельно (и вышлет соответствующее уведомление), юридические лица обязаны сделать это своими силами.

Порядок таков:

  1. Определить состав налогооблагаемого имущества.
  2. Проверить, есть ли основание для освобождения от уплаты (как в федеральном, так и в региональном законодательстве).
  3. Высчитать базу налогообложения.
  4. Узнать налоговые ставки, принятые в конкретном регионе.
  5. Определить сумму, подлежащую перечислению в бюджет.

Отдельные подразделения одной фирмы обязаны оплатить налог по месту своей регистрации. В случае, если принадлежащая подразделению недвижимость физически находится в другом месте, то ставка берётся по условиям региона, на территории которого объект фактически расположен.

Как уже было отмечено, с 2019 года страна переводится на уплату налога по кадастровой стоимости. Государство публикует перечень имущества, налог по которому уплачивается новым методом. Если какая-либо собственность организации отсутствует в данном списке, то можно не переходить на новую схему.

Узнать кадастровую стоимость объекта можно в подразделении Росреестра. Если во владении находился лишь часть сооружения, то стоимость нужно определить соразмерно доле. Если регион предусматривает выплату ежеквартальных авансов, то квартальная выплата будет равна 25% от полной суммы налога.

Расчёт по кадастровой стоимости в отношении авансовых выплат осуществляется по следующей формуле: Налог на имущество = Кадастровая стоимость × ¼ Ставки налога. Ставку определит регион, поскольку данная форма налога находится в его ведении. Вполне возможно, что государство исключит некоторые объекты из списка облагаемых по кадастровой стоимости – в таком случае компаниям придётся пересчитать налог по старым правилам.

Новый порядок привёл к возникновению конфликтов между кадастровыми службами и налогоплательщиками. Закон устанавливает, что переоценку имущества можно проводить не более 1 раза в 3 года.

Оценка может измениться по следующим причинам:

  • сведения, оказывающие влияние на результаты оценки, были поданы неверно;
  • информация о стоимости указана с ошибками;
  • в учёт были взяты данные, которые не должны рассматриваться при определении кадастровой стоимости;
  • объект находится в аварийном состоянии, однако это не было учтено.

Юридические лица могут обжаловать результаты в комиссии по кадастровым спорам. Для этого нужно предоставить доказательства того, что при оценке был допущен ряд серьёзных ошибок.

Налог для физических лиц

2019 год принёс ряд специфических изменений конкретно для физических лиц. Они кроются в следующем:

  • постепенный рост ставки и стандартизация порядка её использования;
  • перемены в составе базы налогообложения;
  • предоставление вычетов на определённые категории недвижимости;
  • возможность оспаривания результатов кадастровой оценки имущества;
  • дополнение перечня льготных категорий.

В 2019 году ещё можно будет воспользоваться способом определения нагрузки, учитывающим инвентаризационную стоимость.

Налоговая база

Обязанность по выплате налога на имущество ложится на физлица, во владении которых имеются следующие объекты:

  • частный дом, квартира, комната или доля;
  • дом, находящийся на стадии строительства;
  • сооружение, в котором есть подходящие для проживания помещения;
  • гараж или отдельное парковочное место;
  • здания площадью до 50 м², возведённые на земле, которая отведена под строительство или выращивание растений (дачные и садовые домики);
  • иные помещения, сооружения и строения.

Налог на данные виды недвижимости уплачивается ежегодно.

Льготные категории

Государство предоставляет льготы следующим категориям граждан:

  • пенсионеры;
  • Герои Советского Союза, Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • участники ВОВ;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • супруги и родители гражданина, погибшего во время несения службы;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь;
  • военные.

При необходимости регион может самостоятельно ввести льготу для желаемых категорий. Гражданин, относящийся ко льготной группе, наделяется правом не выплачивать налог по одному объекту в каждой из категории. К примеру, военнослужащий, имеющий в собственности комнату, 3 гаража и дачу, может не платить за один из трёх гаражей.

Снижение кадастровой стоимости

Законодательство способствует тому, чтобы кадастровая стоимость была оценена максимально объективно. При обнаружении несоответствий граждане могут заявить в Росреестр просьбу исправить ошибку и провести перерасчёт.

Для удовлетворения прошения нужно собрать и подать в суд следующие документы:

  • подготовленное заявление;
  • справку о кадастровой стоимости, оцененной с ошибками;
  • нотариально заверенные копии документов о праве владения объектом налогообложения;
  • доказательства ошибочности проведённой оценки;
  • отчёт о независимой оценке;
  • квитанция об уплате госпошлины, величина которой составляет 300 рублей.

Интересы гражданина может представить юрист, которому нужно выдать доверенность. Госпошлину и стоимость работ по независимой оценке, оплаченные самим гражданином, обязательно компенсируют, но только тогда, когда судебный иск будет удовлетворён. Успех приведёт к изменению кадастровой стоимости и перерасчёту суммы налога с учётом новых данных.

В качестве примера рассмотрим простую ситуацию: кадастр гласит, что стоимость квартиры составляет 6 млн. рублей, в то время как рыночная цена равна 4 млн. Гражданин провёл независимую оценку, за которую заплатил 3 тыс. рублей, а также потратился на госпошлину. В качестве экономии при удовлетворении требований выступит сниженный платёж по налогу. Итак, при стоимости в 6 млн. гражданин платил по ставке 0,1% 6 тыс. рублей в год, а по новой цене в 4 млн. – 4 тыс. Экономия в 2 тысячи позволит окупить затраты на переоценку уже на второй год.

Сведения в кадастре изменят сразу после того, как судебное постановление вступит в силу. Обычно на это уходит 8-10 дней с момента вынесения решения.

С учётом нововведений, предусматривающих использование кадастровой стоимости в качестве базы налогообложения, ставка равняется 0,1% от стоимости по кадастру. Регион, в котором расположено имущество, имеет право повысить ставку максимум на 0,2 либо же вовсе отменить налог.

Налогооблагаемая база пересчитывается по площади. При этом из площади комнаты или доли в жилье вычтут 10 м², из квартиры – 20 м², а из частного дома – 50 м²; в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом, кадастровая стоимость учитывается за вычетом 1 миллиона рублей. С 2019 вычет стал применяться к долям и комнатам. При этом вычет относится исключительно к одному виду недвижимости – за остальные придётся платить полную сумму. Если площадь налогооблагаемого объекта ниже, чем положенный вычет, то платить не придётся вовсе.

В общем виде налоговые ставки выглядят следующим образом:

  1. 0,1% – за жилые помещения (состав описан ранее); за недвижимый комплекс с жилыми помещениями; за парковочное место или гараж; за постройки площадью до 50 м², стоящие на земле под садоводство или ИЖС.
  2. 2% – за торговый центр и административное сооружение; за коммерческую недвижимость, предназначенную для торговли, обустройства офисов и мест общественного питания, оказания иных услуг; за имущество, цена которого превышает 300 млн. рублей.
  3. 0,5% – объекты, не относящиеся ни к одной из вышеописанных категорий.

Определённые регионы решили регулировать ставку налога в прямой зависимости от стоимости недвижимости. Так, по Москве при стоимости объекта от 10 до 20 миллионов рублей ставка налога составит 0,15%, до 50 – 0,2%, и выше 50 млн. руб. – 0,3%. За апартаменты площадью до 150 м² налог рассчитают по ставке в 0,5% и дополнительно прибавят 2% за превышение установленного лимита.

Пример расчёта

Простой пример расчёта налога по кадастровой стоимости: в собственности гражданина имеется комната площадью 25 м², а средняя стоимость 1 м² по кадастру 50 000 рублей. Расчёт ведётся по ставке 0,1%, поскольку регион не повышал её. Рассчитывают налог на квартиру по кадастровой стоимости.

В результате положенного по закону вычета 10 м² налогообложению будет подлежать лишь 15 оставшихся квадратных метров, а сумма к уплате составит 15 × 50000 × 0,1% = 1750 рублей. Если бы площадь комнаты составила 9 м2, то платить не пришлось бы.

Порядок уплаты

Физические лица не обязаны самостоятельно рассчитывать налоговую нагрузку по имеющемуся в распоряжении имуществу. ФНС выполняет рассылку гражданам с уведомлением о величине высчитанного налога и с просьбой уплатить сумму в принятый законом срок. Уведомления присылают в середине года, но не позже, чем за 30 дней до конечного срока выплаты. Ознакомиться с сообщением можно и в личном кабинете на сайте ФНС. Кроме того, с 2018 года уведомление присылается исключительно в электронной форме (если налогоплательщик зарегистрирован на сайте).

Иногда уведомление от ФНС не доходит до собственника, в результате чего он ошибочно полагает, что освобождён от уплаты налога. Подобный подход приведёт к начислению штрафов за нарушение сроков оплаты.

№ 52-ФЗ гласит, что при отсутствии уведомления владелец имущества должен самостоятельно обратиться в ФНС и проинформировать сотрудников о наличии налогооблагаемого объекта. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за налоговым периодом. К уведомлению следует приложить документы о праве собственности.

Имущественный налог находится в ведении региона, а оплатить его нужно до 1 декабря. Нарушение сроков приведёт к начислению пени в размере трёхсотой части от ставки рефинансирования ЦБ ежедневно (Кол-во дней × СРЦБ × 1/300). Помимо этого, налоговый орган может удержать задолженность с з/п гражданина путём обращения к работодателю.

Итоги

Подведём некоторые итоги касательно полученной информации:

  1. К 2020 году каждый субъект должен перейти на расчёт налога по кадастровой стоимости.
  2. Налогоплательщиками являются физические и юридические лица.
  3. Существует список льготных категорий, освобождаемых от уплаты. Регион может корректировать перечень.
  4. Ставка может быть изменена по воле субъекта.
  5. Граждане могут претендовать на вычет по налогу, который применяется к площади объекта налогообложения.
  6. Юридические лица обязаны самостоятельно исчислять налог и подавать отчётность с декларацией. За граждан эту обязанность выполняет ФНС.
  7. Отсутствие уведомления о необходимости уплаты не освобождает от соблюдения обязанностей налогоплательщика.

Стандартизация способа выполнения кадастровой оценки позволяет снизить вероятность возникновения ошибок. Использование новых правил расчёта налога на недвижимость увеличит налоговую нагрузку на граждан, однако рост ставок на дорогостоящее имущество позволит пополнить бюджет региона и страны.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

В связи с преобразованиями в сфере имущественного обложения населения и их воплощения в виде квитанций, в которых привычные налоги начислены в двукратных и трехкратных размерах, адресаты платежей стали интересоваться налоговым законодательством. На итоговую сумму к уплате влияют 2 основные величины: база и ставка. На последнюю влияют несколько факторов.

От чего зависит налоговая ставка при расчете налога на имущество

Особенностью налога на жилье по сравнению с прочими фискальными платежами является то, что еще не завершена программа перевода его к единой базе обложения по данным ЕГРН. Земельный налог уже прошел этот этап и по всей стране исчисляется по единой методике. А налог на жилье еще 2 года будет в переходном состоянии, разделяясь на 2 методики расчета:

  • по установленной БТИ (т. н. инвентаризационной стоимости);
  • по установленной техниками из СРО (т. н. кадастровой стоимости).

По первой методике работают несколько оставшихся регионов, которые еще не успели массово переоценить имущество на своих территориях.

По этой причине в Налоговом кодексе России учтены метод расчета при использовании кадастровой оценки и метод расчета по БТИ, преференции по одной стоимости и преференции по второй. Также и налоговая ставка по налогу на имущество физ лиц определяется в зависимости от способа расчета.

Но помимо различий по методу исчисления базы обложения, ставки налога на недвижимое имущество физических лиц связаны с уровнем законодательства. Ведь это налог является местным, а значит, устанавливается местными законами каждого муниципалитета.

Кто устанавливает ставки налога на имущество физических лиц

Каждый город, каждый район издает собственный закон, решение, постановление городской или районной думой, и самостоятельно устанавливает налоговые ставки на имущество физических лиц.

Однако при этом муниципалитеты не способны выходить за лимиты ст.406 НК РФ. В соответствии с ней ставка налога на имущество физических лиц устанавливается отдельно для каждого типа облагаемой недвижимости.

При использовании старой методики расчета на федеральном уровне не была градации имущества по каким-либо критериям, а новая методики предполагает классификацию объектов на нежилые, жилые и прочие. В каждой группе есть особенности и уточнения.

Жилые:

  • дома, квартиры и пр.;
  • недостроенные жилые объекты;
  • гаражи;
  • хозяйственные постройки размером менее 50 кв.м, используемые для садоводческой, огороднической деятельности или являющиеся целью ИЖС.
  • недвижимые комплексы, если в их составе присутствуют жилые строения.

Для них ставка может варьироваться от 0% до 0,3% — по усмотрению муниципалитета.

Нежилые:

  • торговые и бизнес-центры;
  • объекты, построенные под офисы, пункты общепита, бытовые услуги, торговые помещения.

Поименный список таких нежилых зданий ежегодно утверждается службами Правительства России. В этот же раздел входит недвижимость, если ее кадастровая стоимость выше 300 000 000 рублей. Для них принята повышенная ставка налога на имущество физических лиц — 2%. Муниципалитеты вправе понижать ее.

Для всех остальных видов недвижимости максимальная налоговая ставка на имущество физических лиц составляет 0,5%.

На сегодняшний день большинство регионов страны перешли к новому методу, но еще есть субъекты России, которые не успели провести все оценочные мероприятия и обновить данные ЕГРН — ведь Росреестр должен нанимать подрядчиков-оценщиков, которые будут переоценивать всю недвижимость — даже машино-места — на территории региона. Поэтому в ст.406 НК РФ в п.4 учтены отдельные ставки налога на имущество физических лиц по инвентаризационной стоимости.

Важно!

Первое отличие старого метода от нового — умножение ставки на коэффициент-дефлятор.

Стандартная формула исчисления налога — это умножение базы и ставки. В случае кадастровой стоимости Росреестр каждые 3 года (в Москве — 2) обновляет данные в ЕГРН, это позволяет оценке имущества расти соразмерно росту цен. А в случае старого метода такого обновления нет, и квартира, поставленная на учет в 2000-ом году, будет иметь ту же характеристику БТИ на 2019 год. Поэтому был предусмотрен коэффициент-дефлятор — увеличивающий ставку согласно темпам инфляции. За 2018 год он составляет 1,481 согласно приказу Министерства экономического развития № 579, принятому 30 октября 2017 года.
.

Важно! Второе отличие от нового метода: использование дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц в зависимости от общей стоимости всего имущества лица.

Фактически это прогрессивная шкала налогообложения — чем больше у лица недвижимости, тем больше он платит. Однако дифференциация слабая и узкая — при превышении стоимости 500 000 рублей действует предельная процентная ставка на налог на имущество физических лиц — 2%.

Муниципалитеты уполномочены утверждать разные налоговые ставки при уплате налога на имущество физических лиц в зависимости от итоговой базы (каждого объекта — при кадастровом методе, и общей стоимости всех объектов — при инвентаризационном), вида, территории нахождения, территориальной зоны.

Пример 1

У Кропоткина Александра 3 жилых дома, их стоимость по БТИ — по 300 000 рублей каждый. В его местности еще не осуществлен переход на новый метод оценки.

С точки зрения старого метода важна общая сумма — 300 000 + 300 000 + 300 000 = 600 000 рублей. На такую сумму применяется максимальная ставка в 2%. А если бы на местности был осуществлен переход, то имела бы значение не общая сумма, а стоимость каждого дома.

Размер налоговой ставки на имущество физических лиц в 2019 году

Узнать величину налоговой ставки на имущество физических лиц в своей местности вы можете через услуг ФНС на официальном сайте Службы. Как ею пользоваться:

  1. Войдите на сайт ФНС.
  2. Спуститесь к разделу сервисов и выберите услугу «Справочная информация…».
  3. Вас переведут на другую страницу.
  4. Здесь укажите параметры фильтра — налог на имущество, год — текущий, и административно-территориальную единицу.
  5. Система найдет закон этой территории.
  6. Откройте закон.

Система предоставляет справку в табличном виде.
В столбце ставок просмотрите, как рассчитывается налоговая ставка на недвижимость в этой местности. Например, в Краснодаре принято решение Думы № 70. По нему ставка налога на жилой дом для физических лиц равна 0,2% — в 2 раза выше значения из кодекса, а ставка налога на имущество физических лиц для строений и сооружений нежилого назначения, наоборот, ниже — 0,7% (федеральная — 2%), и ставка для остальных видов имущества такая, как в НК РФ — 0,5%.

Как видно из справки, в Краснодаре нет ставок для имущества, оцениваемого по старому методу. Это значит, что либо город перешел полностью на новый метод, либо в нем действуют тарифы из НК РФ.

Важно!

Если законом муниципалитета не установлены ставки налога на имущество физических лиц, то при исчислении ИФНС использует федеральные размеры.

Иной пример — закон Москвы № 51. В соответствии с ним в столице решили определить ставки налога на имущество физических лиц по прогрессивной шкале, причем основная масса населения будет пользоваться минимальным тарифом, т. к. обладателей собственности ценой более 10 000 000 рублей в России — меньшинство.

Если же имущество стоит еще больше, то для него применяется отдельная ставка 2%.