Налоговая нагрузка по НДС

Содержание

для организаций на общем режиме налогообложения

Налоговая нагрузка выступает основным индикатором налоговой дисциплины налогоплательщиков и рассчитывается как отношение уплаченных налогов (без агентских платежей: налога на прибыль организаций с дивидендов, НДФЛ, а также без страховых взносов) к доходам организации по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях).

Уровень налоговой нагрузки может дифференцироваться в зависимости от отраслевой принадлежности, масштабов деятельности компании, региональных факторов, влияющих на условия ведения бизнеса. Поэтому одним из общепринятых методов определения обоснованности налоговой нагрузки компании является ее сравнение со средними значениями по отраслям экономики (*за исключением финансового и бюджетного секторов экономики, что обусловлено спецификой их налогообложения). В дальнейшем планируется реализовать возможность выбора масштаба деятельности организации.

Сервис предназначен для организаций в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности.

Что такое налоговая нагрузка?

Под налоговой нагрузкой (НН) понимается показатель, определяемой как частное от деления суммы уплаченных налогов (Н) к обороту (выручке) (О) (п. 1 Приложения №2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@):

НН = Н / О

Указанный показатель может рассчитываться как по конкретному налогоплательщику, так и по их группам. Например, для определения среднеотраслевых коэффициентов налоговой нагрузки.

Показатель налоговой нагрузки является одним из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, ведь показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности являются открытой информацией. Эти сведения размещаются на официальном сайте ФНС в специальном разделе.

Так, например, средний показатель налоговой нагрузки в целом по отраслям по итогам 2017 года составил 10,8%, а в т.ч. в сельском хозяйстве – 4,3%, в строительстве – 10,2%, в торговле – 3,2% (Приложение № 3 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Соответственно, если налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), повышается риск назначения в отношении такого налогоплательщика выездной налоговой проверки (п. 1 Раздела 4 Приложения №1, п. 1 Приложения №2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

В расчете налоговой нагрузки участвуют все уплаченные организацией или ИП налоги, за исключением страховых взносов и ввозного НДС. А оборот берется по данным бухгалтерского учета как сумма выручки без НДС и прочих доходов (Письмо Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208, Письмо ФНС от 29.06.2018 № БА-4-1/12589@).

О том, как можно составить пояснения на запрос ИФНС о снижении налоговой нагрузки, мы рассказывали .

А можно ли рассчитать налоговую нагрузку по отдельным видам налога, например, по НДС?

Налоговая нагрузка по НДС

Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ не предусматривает расчет налоговой нагрузки по отдельным видам налогов. Соответственно, нет и ориентиров, на которые налогоплательщик может опираться при решении вопроса, достаточно ли, с точки зрения налоговиков, он уплачивает того или иного налога. Тем не менее такой расчет как инспекция, так и налогоплательщик могут производить. И недостаточное, по мнению налоговой инспекции, значение налоговой нагрузки по НДС может привлечь к налогоплательщику повышенное внимание. Так, исходя из указанного выше алгоритма, для налоговой нагрузки по НДС формула расчета на примере может выглядеть так.

Предположим, сумма уплаченного НДС за 2017 год составила 47 500 тыс.руб., а величина выручки (без НДС) и прочих доходов составила 3 200 000 тыс.руб. Следовательно, налоговая нагрузка по НДС составит 1,5% (47 500 / 3 200 000 * 100).

Обращаем внимание, что применительно к НДС налоговиков интересует больше такой показатель, как доля налоговых вычетов в сумме начисленного НДС за 12 месяцев. О том, что понимается под безопасной долей НДС-вычетов, мы рассказывали в отдельном материале.

Удельный вес поступлений налога на прибыль

При формировании налоговой политики правительства важно обеспечить сочетание интересов налогоплательщиков и государства, не допуская снижения стимулов организаций к ведению активной предпринимательской деятельности и поступления налогов в бюджет. Налоговые реформы, в том числе в сфере налогообложения прибыли, способны либо создать условия для экономического роста, либо стать одним из факторов кризиса в экономике. Именно налог на прибыль является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на экономическую деятельность организаций. Не случайно одним из основных направлений налоговой реформы в Российской Федерации стало реформирование налога на прибыль организаций. Приоритетным направлением на современном этапе является определение наиболее рационального соотношения фискальной и регулирующей функций налога на прибыль, поскольку регулирующая функция данного налога реализуется значительно в меньшей степени в отличие от фискальной. Влияние налога на прибыль на процессы регулирования деятельности организаций в экономике во многом зависит от его основных элементов — ставки, льгот, налоговой базы. Более полное использование таких элементов, как ставка и льготы, способно достаточно серьезно повлиять на налоговое регулирование в экономике, темп экономического роста, инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов и увеличение ВВП.

В налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 г. поступления налога на прибыль составили 28,8%. Налог на прибыль организаций занимает первое место в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ. Высока его роль и в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он также занимает первое место в их доходных источниках.

Рассматривая место налога на прибыль в доходах бюджетной системы РФ, можно увидеть, что динамика изменений была следующей. Если в 1997г. доля налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета составляла 17,7%, федерального бюджета — 13,6%, в бюджетах субъектов — 20,9%, то в 2002 г. эта доля составляла 14,8%; 8,5% и 26,4% соответственно. В 2005 г. доля налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета составила 28,8%, федерального — 15,7%, в бюджетах субъектов — 42,9%. Данное изменение показывает, как в период бурных экономических преобразований в нашей стране происходили изменения и в области налогообложения, выразившиеся в переходе от превалирования чисто фискальной функции налога на прибыль в середине 90-х гг. к усилению регулирующей функции этого налога к 2002 г. Тем не менее данные 2005 г. свидетельствуют об усилении фискальной функции налога на прибыль, несмотря на то что Правительством РФ взят курс на снижение налоговой нагрузки на экономику.

Налоги в экономике выполняют три основные функции: фискальную, регулирующую и контрольную. Прочие функции, выделяемые различными авторами, являются производными от вышеназванных.

В настоящее время наиболее полно реализована фискальная функция налога на прибыль. Он является важным источником доходов федерального бюджета, занимая в них третье место, уступая лишь НДС и налогу на добычу полезных ископаемых.

Регулирующая функция налога на прибыль реализуется через систему налоговых ставок, которые могут отличаться для различных категорий налогоплательщиков, а также через систему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительность, образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политики организаций.

Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога.

Оценить влияние налога на прибыль на развитие экономики страны можно лишь путем проведения комплексного анализа изменений, внесенных в законодательство по налогу на прибыль на протяжении всего времени его функционирования оценки макроэкономических показателей функционирования экономики (индекс инфляции, объемы инвестиций в основной капитал, показатели роста промышленного производства и т.д.) в целом и финансового состояния самих хозяйствующих субъектов.

До 2000 г. существовала выраженная тенденция роста прибыли (за исключением 1996 г.) и сокращения убытка в экономике. В 2001 и 2002 гг. наблюдалось снижение прибыли в экономике (на 0,2 и 6,2% соответственно) и рост убытка (на 27 и 61% соответственно). В 2003 г. рост прибыли составил 42%, в 2004 г. — 30%. Также в 2004 г. наблюдалось снижение суммы убытка на 23%. Рост прибыли в 2005 г. составил 39,4%, снижение суммы убытка на 2,8%, в I кв. 2006 г. — 33,2 и 2,4% соответственно.

Однако в 2001 г. доля убыточных организаций в экономике не увеличилась, произошел рост лишь общей величины убытка. При этом в 2002 г. рост числа убыточных организаций составил почти 15% от общего числа организаций в экономике. Этим объясняются и тенденции в поступлении налога на прибыль в бюджеты разных уровней. 2003 г. оказался по финансовым показателям успешным: рост прибыли и сальдированного финансового результата составил 42% и 57% соответственно по сравнению с предыдущим годом. В 2004 г. рост сальдированной прибыли составил 43%, в 2005 г. — 44%, в I кв. 2006 г. — 35,7% к соответствующему периоду 2005 г.

Анализ экономических данных показал, что в 2002 г. финансовое состояние организаций-налогоплательщиков ухудшилось, показатели бухгалтерской прибыли имели тенденцию к снижению. Для 2003 г. характерен рост прибыли в экономике и снижение удельного веса убыточных организаций. В 2004 г. число убыточных организаций составило 38,1%, что на 4,9% меньше, чем в 2003 г. В 2005 г. число убыточных организаций сократилось на 4,6% и составило 33,5%. По данным I кв. 2006 г., наблюдается рост убыточных организаций на 5% до уровня 38,5%.

Данные о доходах консолидированного бюджета РФ за период с 1993 г. по 1 квартал 2006 года свидетельствуют о том, что на протяжении 13 исследуемых лет динамика налога на прибыль была неоднозначной.

Таблица 3.1 Титов А.А. Совершенствование механизма формирования налоговой базы и развитие регулирующей функции налога на прибыль организации / А.А. Титов // Налоги.2006.№2.С.48-55

Удельный вес налоговых поступлений в 1999 — 1 кв. 2006 года. (млрд. руб.)

Показатели

I кв. 2006

ВВП

4757,2

7063,4

9039,4

10863,4

13304,7

16778,8

21598,0

6095,2

Налоговые доходы консолидированного бюджета

1007,5

1707,6

2345,0

3136,8

3357,7

4942,1

5703,48

1247,28

в том числе:налог на прибыль

221,0

398,8

513,80

463,3

526,50

867,6

332,14

Удельный вес в ВВП, %: налоговых доходов консолидированного бюджета

21,18

24,18

25,94

28,87

25,24

29,45

26,41

20,46

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы

2050,3

3033,2

3782,9

4371,2

6765,5

8592,19

Сальдированный финансовый результат (прибыль — убыток)

723,2

1190,6

1141,3

923,3

1342,8

2083,9

3004,4

903,5

Отношение налога на прибыль,% к:

Валовой прибыли экономики и валовым смешанным доходам

10,78

13,15

13,58

10,60

9,82

12,82

15,52

14,6

сальдированному финансовому результату (прибыль — убыток)

30,56

33,50

45,02

50,18

39,21

41,63

44,40

36,76

валовому внутреннему продукту

4,6

5,6

5,7

4,2

4,0

5,2

6,2

5,5

В 2002 г. отношение налога на прибыль к ВВП составило 4,2%, что на 1,5 пункта меньше уровня 2001 г. (табл. 1). Такое снижение при общем росте ВВП, скорее всего, можно объяснить тем, что действительно из-за снижения финансового результата деятельности организаций произошло снижение поступлений налога на прибыль, а задолженность по налогу в бюджетную систему составила значительную величину. В 2003 г. данный показатель составил 3,96%. Однако в 2004 г. отношение налога на прибыль к ВВП выросло и составило 5,2%, что говорит об увеличении доли налога на прибыль в налоговой нагрузке на организации. В 2005 г. тенденция сохранилась и данный показатель составил 6,2%, в I кв. 2006 г. — 5,5%.

Отношение налога на прибыль к валовой прибыли экономики в последние годы в целом стало меньше, чем ранее. Так, в 2001 г. этот показатель составил 13,58%, в 2002 г. — 10,60%, в 2003 г. — 9,82%. Однако в 2004 г. этот показатель вырос до 12,8%. Кроме того, наблюдалось снижение показателя отношения налога на прибыль к сальдированному финансовому результату. До вступления в силу гл. 25 НК РФ этот показатель был равен в 2001 г. 45,02%. В 2002 г. этот показатель увеличился до уровня 50,18%. Данное увеличение могло произойти, на наш взгляд, за счет отмены льгот и перехода определения выручки методом начислений. Однако уменьшение в 2003 г. отношения поступлений налога на прибыль к сальдированному финансовому результату до уровня 39,21% свидетельствует о возможности масштабного уклонения от уплаты налога на прибыль, стимулируемой мягкими условиями отнесения на расходы ряда затрат. В то же время в 2004 г. этот показатель вырос до уровня 41,63%. В 2005 г. он составил 44,40%, в I кв. 2006 г. — 36,76%.

Еще одним из факторов, потенциально влияющих на поступления по налогу на прибыль, являются льготы. Отмена значительной части льгот, особенно льготы по капитальным вложениям, позволила избежать резкого сокращения налоговой базы по налогу на прибыль. В 2002 г. замедлились темпы инвестиций по сравнению с 2001 г. Об этом свидетельствует показатель отношения инвестиций в основной капитал к ВВП. В 2002 г. он составил 16,2% по сравнению с 16,6% в 2001 г.

Внесение изменений в законодательство по налогу на прибыль в части амортизационной политики повлияло на изменения в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. В 2002 — 2005 гг. наблюдалось заметное снижение доли прибыли в составе источников финансирования по сравнению с 2001 г. (24%) и было равно 19,1% — в 2002 г., 17,8% — в 2003 г., 19,2% — в 2004 г. и 19,3% — в 2005 г. В то же время за счет получения возможности списывать на затраты амортизацию в более значительных размерах доля амортизации в составе источников финансирования увеличилась за этот период до 21,9; 24,2; 22,8 и 23,1% соответственно. В целом данная ситуация привела к снижению доли собственных средств в составе источников финансирования инвестиций, что может свидетельствовать об усилении инвестиционной нагрузки на экономику. Данный факт также мог быть следствием отмены инвестиционной льготы, послужившей снижением стимулов и возможностей к инвестированию. В результате организации были вынуждены заимствовать средства для осуществления инвестиций. Так, в 2002 г. доля привлеченных средств организаций увеличилась на 4,4%, в 2003 г. на 4,2%, 2004 г. на 4%, в 2005 г. на 3,9% по сравнению с 2001 г.

В естественных условиях получение прибыли в различных отраслях экономики происходит неравномерно. Поэтому реформирование ставки налога на прибыль необходимо, во-первых, для выравнивания возможностей налогоплательщиков функционировать в рыночных условиях в рамках принципа справедливости налогообложения, а во-вторых, для выполнения функции пополнения доходов бюджета.

По данным отдела работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Иркутской области от 22 декабря 2008 г.

За одиннадцать месяцев 2008 года общая сумма налогов и сборов, мобилизованных на территории Иркутской области (с учетом поступлений от предприятий, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, но без учета расходов на нужны социального страхования), составила 95,1 млрд рублей (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. — 116,6%).

В федеральный бюджет с начала года поступило 21,2 млрд рублей (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. — 102,1%); в территориальный бюджет — 50,7 млрд рублей (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. — 120,3%), из них 14,5 млрд рублей направлено в местные бюджеты (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. — 120,2%).

Сумма единого социального налога, зачисляемого во внебюджетные фонды (без учета расходов на нужды социального страхования), и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 23,2 млрд рублей (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. — 124,4%).

Налогоплательщики с начала года уплатили в казну области 21,6 млрд рублей налога на доходы физических лиц; 15,8 млрд рублей — налога на прибыль. Налоги со специальными режимами составили 2,5 млрд рублей, в том числе единый налог на совокупный доход — 1 402 млн рублей; единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — 1 040 млн рублей; единый сельскохозяйственный налог — 19 млн рублей.

Налоги на имущество составили 6,6 млрд рублей (в том числе 4,6 млрд рублей — налоги на имущество физических и юридических лиц, 1,4 млрд рублей — земельный налог, 583 млн рублей — транспортный налог).

Сумма акцизов на спирт, алкогольную продукцию, пиво и ГСМ, собранная на территории Иркутской области (с учетом данных межрегиональных инспекций), составила 3,9 млрд рублей.

В федеральный бюджет, без учета платежей предприятий, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, за 11 месяцев направлено 6 млрд рублей налога на добавленную стоимость (с учетом НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из республики Беларусь). При этом возмещено из бюджета — 9 млрд рублей НДС. Поступило 3,3 млрд рублей — налога на прибыль. Платежи за пользование природными ресурсами составили 730 млн рублей, из них водный налог — 404 млн рублей, налог на добычу полезных ископаемых — 326 млн рублей. Акцизы на нефтепродукты — 4 млн рублей, на спирт и спиртосодержащую продукцию — 1,4 млн рублей.

Сумма единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с начала года составила 7 млрд рублей.

Прочие налоги и сборы принесли федеральной казне 131 млн рублей.

Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации составили 18 млрд рублей. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования поступило 1,249 млрд рублей; в Фонд социального страхования Российской Федерации — 696 млн рублей. Кроме того, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования поступило 2,2 млрд рублей.

В целом по России поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-ноябре 2008 года составили 708,0 млрд. рублей. По сравнению с январем-ноябрем 2007 года поступления выросли на 119,0 млрд. рублей, или на 20,2%. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 году составили 641,3 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом поступления выросли на 131,4 млрд. рублей, или на 25,8%.

Как налоговики используют финансовый анализ для выявления схем

Не так давно ФНС России разослала по региональным управлениям Методические рекомендации по проведению предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых индикаторов. Конечно, этот документ предназначается для внутреннего пользования. С его помощью налоговики (и наши читатели) смогут выявить зоны риска компании, которые свидетельствуют об оптимизации налогообложения.

С помощью этого файла, вы можете посчитать все показатели из методики налоговиков. Для этого нужно заполнить выделенные цветом ячейки листов «Баланс ф1», «Отчет о прибылях и убытках ф2» и «Допданные».

С каким эталоном налоговики будут сверять показатели проверяемой компании

ФНС России рекомендует налоговикам разрабатывать свои среднеотраслевые индикаторы на основе анализа групп организаций. Такая группировка производится по видам экономической деятельности и ее масштабу.

В качестве норматива предложено взять усредненные показатели по выбранной группе. Причем из расчета удаляются все отрицательные и нулевые значения. Также из выборки исключаются все компании с нетипичными показателями, то есть отличающимися от среднего более чем на допустимую величину.

Очевидно, что этот анализ имеет смысл, только если большинство компаний не оптимизирует свои налоговые платежи. В этом случае можно выявить организацию, чьи показатели отклоняются от среднего. Если же основная часть юрлиц активно занимается налоговым планированием, то средние показатели изначально будут занижены.

Компания с использованием предложенной методики может построить собственную систему мониторинга, отслеживая изменения ключевых индикаторов с течением времени. Ведь если налоговики зафиксируют снижение или завышение какого-либо показателя, то это будет сигналом к тому, что компания уклоняется от уплаты налогов.

Интегральная налоговая нагрузка покажет налоговую выгоду

Этот показатель характеризует, сколько копеек налогов платит компания с каждого рубля своих доходов. Рассчитывается по формуле:

Начисленные налоги
Интегральная налоговая нагрузка = ——————————— х 100%.
Общая сумма доходов

По мнению налоговиков, если нагрузка компании меньше этого показателя в среднем по отрасли, то сумма отклонения характеризует уровень налоговой выгоды, которую получила анализируемая компания.

Неувязка! Среднее значение само по себе подразумевает, что в исследуемой совокупности есть значения и ниже, и выше среднего. Поэтому отрицательное отклонение совсем не означает получение налоговой выгоды. Вернее было бы рассчитать «нормальное» отклонение от среднего. И если показатель анализируемой компании отклонялся от среднего больше «нормы», то только здесь и нужно было бы говорить о возможном налоговом риске.

Рентабельность поможет налоговикам выявить схемы по налогу на прибыль

Первый шаг анализа – исчисление нагрузки по налогу на прибыль (Налог / Всего доходов * 100%). Далее идет расчет следующих показателей, которые детализируют, в какой конкретно области может скрываться причина занижения налога.

Рентабельность продаж показывает, сколько копеек прибыли приносит каждый рубль выручки от продаж. Рассчитывается по формуле:

Прибыль от продаж
Рентабельность продаж = —————————— х 100%.
Выручка от продаж

Если этот показатель будет ниже среднеотраслевого, то налоговики могут заподозрить, что компания:

  • – с помощью манипуляции цен на реализацию занижает прибыль от продажи;
  • – варьируя цены приобретения, по договоренности с поставщиком завышает стоимость приобретения товаров, сырья или материалов;
  • – признает в налоговом учете фиктивные расходы, то есть затраты по несуществующим сделкам.

Однако причин для низкой рентабельности на самом деле много. Снижение цен может быть объяснено предоставлением различных скидок и бонусов для стимуляции продаж и пополнения оборотных средств. Другие причины – короткие сроки, отведенные для продажи; получение дальнейших выгод от привлечения нового покупателя и т. д.

Рентабельность совокупного капитала показывает доходность в расчете на рубль вложенных в компанию средств:

Прибыль до налогообложения
Рентабельность совокупного капитала = ———————————————— х 100%.
Пассивы

Что заподозрят, если этот показатель будет ниже среднеотраслевого индикатора:

  • – сокрытие реальных масштабов производства, как основного, так и не- основного. Ведь избыточное количество основных средств компания может использовать для операций, не попадающих в отчетность;
  • – отражение фиктивных расходов по непроизводственной деятельности, если показатель рентабельности продажи (то есть основной деятельности) соответствует норме. Например, искусственное завышение процентов по контролируемой задолженности или арендных платежей.

Опровергнуть подозрения могут следующие пояснения. Компания закупает большое количество основных средств с целью их дальнейшего использования в основной деятельности или для ввода нового проекта. Пока же они не используются. Хотя может быть и обратная ситуация – какой-либо проект оказался нерентабельным, компания свернула по нему деятельность, но оборудование не успела распродать или же не планирует распродавать, оставляя его до лучших времен.

Как раз чтобы прояснить ситуацию с большими инвестициями, налоговики уточняют этот показатель с помощью расчета рентабельности работающих активов:

Прибыль до налогообложения
Рентабельность работающих активов = ————————————————————- х 100%.
Активы – Незавершенное строительство

Но этот показатель исключает влияние только активов, не введенных в эксплуатацию. Объекты, числящиеся на счете 01, но не используемые в деятельности, по-прежнему будут искажать данные.

Анализ доли различных расходов в общей сумме выручки . Чтобы выявить, на каком этапе именно происходит занижение налога на прибыль, налоговая служба рекомендует проанализировать дополнительные показатели (см. табл. 1).

Одним из недостатков показателей, приведенных в таблице 1, является использование значения К – доли переменных затрат в себестоимости продукции. С помощью этого показателя налоговики собираются выделять из общей суммы материалов ту часть, которая пошла на производство продукции. То же самое с амортизацией, расходами на оплату труда и т. д.

Но этот вспомогательный показатель не учитывает структуру самой себестоимости. Например, переменные затраты занимают 98 процентов себестоимости за счет очень большой амортизации оборудования. Но это же совсем не значит, что 98 процентов всего фонда на оплату труда идет на производство продукции. В итоге методика, предложенная ФНС России, дает не совсем верную картину. Но доказывать это придется уже самим компаниям, если у них потребуют объяснения.

Финансовая зависимость, или капитализация, используется для определения обоснованности учета процентов по заемным обязательствам в налоговом учете. Рассчитывается по формуле:

Заемный капитал
Финансовая зависимость = —————————- х 100%.
Пассивы

По мнению налоговиков, нормальным уровнем считается 75 процентов. Если он превышен и при этом компания показывает низкую рентабельность, то инспекторам рекомендовано задуматься о нерыночном характере привлечения заемных средств. По мнению ФНС России, никто из независимых партнеров или собственников не даст деньги, если заемщик не приносит прибыли.

Однако предположение налоговиков о том, что собственник не заинтересован в нерентабельном бизнесе и предпочтет его продать, чем кредитовать, по меньшей мере странно. Во-первых, убытки от продажи всего бизнеса могут не окупить вложенных денег, поэтому собственнику не выгодна такая реализация. Во-вторых, в каждой компании бывают сложные периоды и совсем не обязательно продавать ее. Кроме того, кредитование будет способствовать организации выйти из сложного положения.

Коэффициенты, которые используют для проверки НДС

Помимо общего показателя налоговой нагрузки по НДС (Налог : Всего доходов * 100%), инспекторам предписано проверять следующие показатели.

Отношение облагаемой базы по НДС с операций на внутреннем рынке к сумме всех доходов организации . По мнению ФНС России, этот показатель характеризует масштабы деятельности на внутреннем рынке.

Удельный вес налоговых вычетов по операциям на внутреннем рынке (Вычеты : НДС с оборота * 100%). Если он будет выше среднеотраслевого, то налоговики заподозрят искусственное завышение вычетов, например, путем закупки товара через подставные компании или по нерыночным ценам. Или путем учета вычетов по несуществующим сделкам.

Чтобы сузить область поиска, инспекторам рекомендовано рассчитать удельный вес вычетов по конкретным операциям: капитальному строительству, приобретенным основным средствам, таможенному НДС при ввозе товаров в Россию, по прочим операциям. Знаменателем во всех случаях также выступает сумма НДС, исчисленная с оборота на внутреннем рынке.

При наличии экспортных сделок масштабы возмещения НДС рекомендовано сопоставлять с прибылью организации. ФНС России прямо заявила, что экспортная деятельность в принципе не может быть нерентабельной.

Показатели, свидетельствующие о занижении ЕСН

В первую очередь налоговики рассчитают нагрузку по ЕСН (Сумма налога / Всего доходов * 100%). Если она будет ниже среднеотраслевой, то велика вероятность, что компания занижает ЕСН с помощью схем оптимизации. Например, путем замены выплат зарплаты на иные суммы, которые не облагаются этим налогом. Или путем выдачи зарплаты в конвертах.

Для этих же целей рассчитываются и еще два показателя:

Расходы на оплату труда
Среднемесячная зарплата на одного работника = ——————————————————,
Среднесписочная численность работ

Расходы на оплату труда
Соотношение ФОТ и прибыли от продаж = ————————————— х 100%.
Прибыль от продаж

Но в последнем случае есть один нюанс. Если оплата труда выдается из неофициальных источников дохода, то в искомом соотношении будет уменьшен как числитель, так и знаменатель. В итоге само соотношение может не слишком измениться.

Причин того, что все эти показатели в компании слишком малы, может быть несколько. Во-первых, во многих организациях в связи с кризисом был сокращен штат или уменьшен уровень зарплат. Во-вторых (это касается первого и третьего показателей), при том же штате работников могли возрасти выручка или прибыль от продаж в абсолютном выражении.

Чтобы выявить иные способы оптимизации ЕСН, применяются следующие показатели.

Трудоемкость производства . Если этот показатель ниже среднеотраслевого или он резко снизился, то это может свидетельствовать о применении схем с помощью аутсорсинга. То есть вместо труда работников закупаются услуги сторонних организаций. Этот показатель рассчитывается по формуле:

Среднесписочная
численность работников
Трудоемкость = —————————————
Выручка от продаж

Поляризация зарплаты и соотношение численности работников направлены на выявление манипуляций с использованием регрессивных ставок по ЕСН:

Общая база по ЕСН, превышающая
600 тыс. руб. на человека
Поляризация = —————————————————-
Общая база по ЕСН ниже
280 тыс. руб.на человека

Число работников с зарплатой
выше 600 тыс. руб
Соотношение численности = ————————————————
Число работников с зарплатой
ниже 280 тыс. руб.

Подозрительной будет следующая ситуация: показатель поляризации больше среднеотраслевого, а соотношение численности – меньше. Тогда налоговики сочтут, что работодатель оформил выплату повышенной зарплаты ряду работников и применил по этим выплатам меньшую ставку налога. Фактически же деньги были выданы иным сотрудникам, чья зарплата занижена.

С 2010 года подобный способ станет еще популярнее. Ведь порог, с которого компания вовсе будет освобождаться от уплаты страховых взносов, составит 415 тыс. рублей (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.09 № 212ФЗ).

Такую разницу можно объяснить разной квалификацией работников, их объемом работ и мерой ответственности.

Как выявляют оптимизацию налога на имущество

Сначала рассчитывается нагрузка по налогу на имущество (Сумма налога / Всего доходов * 100%), а потом остальные показатели.

Удельный вес налогооблагаемых ОС рассчитывается по следующей формуле:

Средняя стоимость ОС –
Средняя стоимость необлагаемых ОС
Удельный вес = ———————————————————-
Средняя стоимость ОС .

Все показатели берутся за анализируемый период по данным бухучета. Если удельный вес будет ниже среднего уровня, то скорее всего компания вывела ряд объектов из-под налогообложения.

Фондоемкость характеризует стоимость ОС в расчете на рубль выручки от продажи. Она рассчитывается по формуле:

Средняя стоимость за период
Фондоемкость = —————————————————
Выручка от продаж * 100%.

Занижение показателя подтвердят подозрения налоговиков в том, что компания выводит основные средства из-под налогообложения путем перевода на налогоплательщиков, имеющих льготы.

Коэффициенты, используемые для анализа различных расходов в общей сумме выручки Таблица 1

Наименование показателя Формула расчета Какое отклонение от индикатора заинтересует налоговиков
Удельный вес себестоимости в выручке от продажи Себестоимость : Выручка * * 100% Положительное
Отношение себестоимости в части переменных расходов к затратам на производство (К) Себестоимость в части переменных затрат : Затраты на производство Вспомогательный показатель
Материалоемкость продукции Материальные затраты * * К : Выручка * 100% Положительное
Зарплатоемкость продукции Расходы на оплату труда * * К : Выручка * 100% Отрицательное / положительное
Удельный вес отчислений на социальные нужды в выручке от продаж Отчисления на соцстрах * * К : Выручка * 100% Отрицательное
Удельный вес амортизации в выручке от продаж Амортизация * К : Выручка * * 100% Положительное
Удельный вес прочих затрат в выручке от продаж Прочие затраты по обычным видам деятельности * * К : Выручка * 100% Положительное
Удельный вес коммерческих расходов в выручке от продаж Коммерческие расходы / Выручка * 100% Положительное
Удельный вес управленческих расходов в выручке от продаж Управленческие расходы / Выручка * 100% Положительное
Удельный вес прочих доходов в сумме всех доходов организации Прочие доходы : Всего доходов * 100% Отрицательное / положительное
Удельный вес прочих расходов в сумме всех доходов организации Прочие расходы / Всего доходов * 100% Положительное
Удельный вес процентов в сумме всех доходов организации Проценты к уплате / Всего доходов * 100% Положительное
Отношение процентов к долговым обязательствам Проценты к уплате / Обязательства * 100% Положительное
Отношение прочих доходов к прочим расходам Прочие доходы / Прочие расходы * 100% Отрицательное
Удельный вес отклонения налогооблагаемой прибыли от бухгалтерской в сумме всех доходов организации Отклонение / Всего доходов * 100% Отрицательное

Пример расчета коэффициентов по реально существующим компаниям

Специалисты компании «Бейкер Тилли Русаудит» применили методику, предложенную ФНС России, к двум компаниям, работающим на практике. Даже несмотря на то, что эти организации не занимаются налоговой оптимизацией, у инспекторов при расчете коэффициентов все равно могут возникнуть вопросы. Для анализа были отобраны две компании с иностранными инвестициями, работающие в одном регионе. Сфера деятельности – производство строительных материалов. Численность работающих в компании А составляет около 50 человек, выручка за год – около 700 млн. руб. Те же показатели по компании Б – 50 человек и 200 млн руб. в год. По итогам 2008 года обе организации получили убыток (результаты анализа представлены в табл.).

Показатель Компания Возможные причины, повлиявшие на коэффициенты
А Б
Интегральная налоговая нагрузка 0,4% 3% Низкий уровень нагрузки связан с использованием льгот по налогу на имущество, а также с получением убытка по налогу на прибыль обеими компаниями
Рентабельность продаж 10,0% –7% Компания Б еще не вышла на заявленный объем производства, мощности загружены лишь на 20%. При этом компания несет значительные расходы по амортизации и зарплате. У компании А складывается такая же ситуация, только в меньшей степени
Рентабельность совокупного капитала 6,7% –2% Низкий процент по обеим компаниям подтверждает, что они работают не в полную силу. Кроме того, этот коэффициент не учитывает реальную стоимость активов, которая может существенно отличаться от балансовой
Капитализация 75,5% 4% Компания Б практически не привлекает заемные средства
Отношение затрат на оплату труда к прибыли от продаж 22,5% –166% Превышение затрат на зарплату над прибылью (в данном случае – убытком) у компании Б вызвано тем, что предприятие работает не в полную силу
Удельный вес вычетов 108,3% 95% Высокая доля вычетов у компании А связана с приобретением дорогостоящих основных средств
Трудоемкость производства 0,01% 0,03% Более низкий показатель трудоемкости свидетельствует о высокой отдаче работников компании А – то же количество работников способствует получению выручки, в 3,5 раза большей, чем у компании Б

Как доказать инспектору неумышленную высокую долю налоговых вычетов

Сданная предприятием декларация по НДС – это источник информации для налоговых органов о размере исчисленного налога и вычетов. При проверке инспекторы проверяют правильность заполнения, полноту расчетов, достоверность предоставленной информации.
Одним из показателей, отражаемым в налоговой декларации, который отслеживает налоговая – это удельный вес вычета. Для городов России ФНС установила безопасные значения для этого показателя. Среднестатистический по России порог удельного веса вычета НДС — 87.9%.
Инспекторы выделяют вниманием предприятия, указывающие высокий удельный вес вычетов, ведь это считается серьезным свидетельством того, что на предприятии слабая налоговая нагрузка.
И проблема становится поводом для направления в адрес организации требования о предоставлении объяснений, а затем и причиной назначения выездной проверки.
С целью снять с организации подозрения относительно законности и легальности операций, проводимых по бухгалтерскому и налоговому учету, рекомендуется оперативно предоставить инспекторам пояснительную записку о причине, спровоцировавшей повышение удельного веса.
Некоторые бухгалтеры действуют на опережение и, не дожидаясь требований из инспекции, прикладывают к каждой декларации по НДС письмо-справку об уровне удельного веса вычетов по НДС и указывают, какая доля вычетов по прибыли в организации за отчетный период, и дают необходимые пояснения.

Как рассчитать удельный вес вычетов по НДС в 2018 г

Удельный вес налоговых вычетов по НДС – показатель оценки состояния дел в организации.
Организации, которые не желают предоставлять в инспекцию информацию о причине снижения налоговой нагрузки, рискуют оказаться в списках получивших уведомление о назначении выездной проверки.
Если организация при сведении информации по налоговой нагрузке на предприятии оказалась в зоне риска по этому критерию, рекомендуется представить в налоговую пояснения о причинах сложившейся ситуации, не дожидаясь требований из инспекции.
Оценить риски поможет расчет удельного веса вычетов и сравнение с пороговым значением, утвержденным на 2018 год по региону, в котором работает организация.
Этот показатель представляет собой процент вычетов по НДС в сумме начисленного НДС. Для расчета требуется только два значения из декларации:

  1. Строчка 190 «НДС к вычету»;
  2. Строчка 110 «НДС начисленный».

Рассчитываем показатель: НДС к вычету / НДС начисленный * 100%.
Информативен показатель в динамике, то есть изменение значений показателя за два-три отчетных периода.
Проведя необходимые вычисления, узнаем, какой процент от начисленного НДС организация выставляет к вычету. Эту величину и сравнивают налоговики с пороговым значением, чтобы выявить степень налоговых рисков по НДС в организации.
Под пристальное внимание инспекторов мгновенно попадают организации с пороговым значением показателя выше утвержденного в регионе, в котором организация зарегистрирована.
Пример расчета удельного веса вычетов НДС для организации (г. Москва)
По информации из декларации за 1 квартал был начислен НДС в сумме 1000000 рублей.
Налоговый вычет за 1 квартал составил 900000 рублей.
Удельный вес вычетов НДС = 900000 / 1000000 * 100%=90%
Обратимся к справочной информации внутренней отчетности ФНС России (отчет по форме № 1-НДС).
На интересующую нас дату устанавливаем, что удельный вес налоговых вычетов по НДС в 2018 году (Москва) составляет 89,9%.
В нашем случае доля вычетов по НДС превышает 89%, пояснения для налоговой в этом случае пригодятся, так как это больше, чем пороговое значение для Москвы, значит организации грозит вызов в налоговую для дачи пояснений.
Если доля налоговых вычетов по НДС превышает 89%, что ответить в налоговую?

Высокая доля налоговых вычетов по НДС. Ответ в налоговую

После сдачи декларации по НДС из налоговой пришло требование дать пояснения по высокой доле вычетов по НДС? Пример объяснения легко найти в открытых источниках, но не стоит тратить время, потому что пояснительную документацию можно предоставить в произвольной форме.
Рекомендуется указать, что:

  • показатели, указанные в декларации верны, проверены повторно и утверждены в прежних значениях;
  • организация не допустила ошибок или неполного отражения информации, и предоставление уточненки не требуется;
  • организация предусмотрела мероприятия, чтобы в следующем отчетном периоде повысить указанные показатели и снизить долю налоговых вычетов по НДС.

Рекомендуется расшифровать и приложить к объяснительной записке расчет спорных значений показателей и документацию, подтверждающую информацию, предоставленную в документации.
Чтобы объяснить, почему у организации высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС, пояснения (образец подходящий найти трудно, потому что причины у каждой организации индивидуальны) следует предоставить с приложением запрашиваемой документации в течение пяти банковских дней.
Не предоставив письменных объяснений по запрашиваемым инспекторами вопросам, предприниматель не несет ответственности перед законом.
Но своевременный ответ на требование налоговой в добровольном порядке избавит организацию от проблем с необоснованными штрафными санкциями, которые инспекторы на свое усмотрение начислят предприятию по спорным вопросам. К сожалению, в таких ситуациях спорные вопросы решаются не в пользу организации.
Конечно, налоговая инспекция оценивает налоговые риски компаний не по одному показателю, поэтому только превышение значений, установленных на основании информации статистики, не станет причиной проверки, но вот основанием для дополнительных требований инспекторов – обязательно.
Справедливо заметить, что, работая в рамках указанного показателя, предприниматель не застрахован от проверки со стороны налоговой.
Итак, руководителям организации стоит перед сдачей декларации проверить такой показатель, как доля налоговых вычетов по НДС, ведь превысив пороговое значение, спровоцируется живой интерес к компании со стороны проверяющих органов. Хотя, если бизнес компании носит законный и легальный характер, а сделки не имеют отношения к «компаниям-однодневкам», то и бухгалтеру, и директору нечего опасаться и имеется, что предоставить сотрудникам налоговой в качестве возражения на претензии.
Например, указать объективные причины высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС, образец пояснения рассмотрим.

Как объяснить высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС

Задача руководителя организации в случае высоких значений показателя удельного веса вычетов по НДС снизить риск включения предприятия в план выездных проверок, а значит − доказать, что причины этого имеют объективный характер.
В каждом конкретном случае организация приводит соответствующие периоду причины, почему доля налоговых вычетов превышает пороговое значение.
Как пояснить в налоговую высокий удельный вес вычетов по НДС? Рассмотрим пять причин, как образец пояснения в налоговую о высокой доле налоговых вычетов по НДС. Они могут пояснить возникновение такой ситуации в организации.

Причина 1. Фирма недавно только прошла регистрацию

Организации, чей бизнес только начинается, не имеют достаточного рынка сбыта, а вот расходов у «молодой» компании предостаточно. Например, счета-фактуры на оплату аренды офиса и склада, аванс за электроэнергию, подключение Интернета, телефона, закупка товара на склад для последующей перепродажи и т.д.
При таком раскладе затрат у организации много, а вот продажи еще не налажены и не приносят достаточного для покрытия расходов дохода.
В пояснениях для инспектора указываем в качестве причины повышения показателя: «В связи с началом предпринимательской деятельности затраты компании превышают ее доход. Для организации работы офиса и склада приобретено необходимое оборудование и мебель, а также оплачены услуги фирм, предоставляющих услуги связи. Внесены авансы для подключения компании к электроэнергии и отоплению. На склад поставлена продукция, реализация которой планируется на следующий квартал».
Как приложения предоставляем учредительную документацию, подтверждающую дату регистрации компании, а также все первичные документы с подтверждением перечисленных затрат: счета-фактуры, карточки бухгалтерских счетов, договоры, накладные, акты на предоставление услуг и т.д.

Причина 2. Пополнение склада товаров для последующей перепродажи

Например, руководителем организации издано распоряжение о затоваривании склада продукцией, которая в следующем квартале подорожает в закупке, поэтому купить товар заранее – значит приобрести дополнительную прибыль на разнице в цене. В итоге склад пополнится товарами, а в налоговом учете отразится высокий удельный вес вычетов.
В пояснениях указываем: «пополнение склада товарами для последующей его продажи в будущем периоде».
Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: карточки бухгалтерских счетов, подтверждающие оприходование и остатки товара на складе, копия договора на приобретение продукции, накладные.

Причина 3. Сезонность бизнеса

Объемы продаж некоторых видов товаров находятся в зависимости от сезонности, например, товары для зимней рыбалки или газонокосилки. Продажи таких товаров практически прекращаются вне предполагаемого для их использования сезона. Однако, расходы, например, на хранение и обслуживание склада, остаются. Поэтому вычеты получаются высокие.
В пояснениях указываем: «сезонность товара».
Прикладываем документы, подтверждающие наличие расходов и остатков на складе.

Причина 4. Позднее получение счетов-фактур от контрагентов

Принять к вычету счет-фактуру можно только по факту ее получения от контрагента. При получении оригинала счета-фактуры, организация регистрирует ее поступление по почте в специальном журнале.
Но, к сожалению, почта не всегда безупречна в качестве предоставляемых услуг, и корреспонденция «задерживается», а иногда и вовсе теряется. Неудивительно, что счета-фактуры поступают бухгалтерии организаций с задержкой.
В результате некоторые счета-фактуры мы принимаем к вычету в следующем за их выпиской налоговом периоде.
Законом предусматривается возможность заявить счет-фактуру в более поздний срок, достаточно при этом приложить пояснение с обоснованием подобных действий с Вашей стороны.
В пояснениях указываем: «принятие к вычету счетов-фактур, выписанных в предыдущем налогом периоде из-за задержки поступления указанной документации в организацию».
Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: выписку из журнала регистрации счетов-фактур, копию самого счета-фактуры, выписку из книги покупок об отсутствии проведения указанных счетов-фактур в предыдущий налоговый период.

Причина 5. Небольшая торговая наценка (при перепродаже) или маленькая добавленная стоимость (при производстве)

Рынок устанавливает уровень цен, выше которых организация не может установить цену реализуемых ею товаров. Поэтому, чтобы сохранить свои позиции на рынке, некоторые компании устанавливают на продукцию минимальные наценки и надбавки. При производстве может дополнительно возникнуть ситуация, когда сырье для производства закупается со ставкой НДС 10%, а реализация − 18%.
В пояснениях указываем: «маленькая торговая наценка с целью сохранения конкурентоспособности организации».
Прикладываем документацию, подтверждающую достоверность предоставленной информации: копии договоров на закупку товаров или сырья, накладные на закупку и отгрузку продукции.
Конечно, это только некоторые причины, которые будут приняты инспектором, как
пояснение в налоговую о высокой доле вычетов по НДС (образец: причина 1).

Интерес налоговых служб к организациям, которые демонстрируют отсутствие прибыли (убыточность), низкую налоговую нагрузку, высокую долю вычетов по НДС, объясняется подозрением на то, что такие предприятия могут быть представителями «фирм-однодневок» или вести прочую нелегальную деятельность. А некоторые недобросовестные налогоплательщики просто занижают налоговую базу.
Однако, инспекторы понимают, что указанные признаки, возможно являются причиной временных финансовых трудностей у компании, сезонности, особенностей ведения учета счетов-фактур и т.д.
Важно предоставить разумное пояснение в налоговую по НДС (образец: причина 1), превышение доли вычетов по НДС рекомендуется объяснить объективными причинами.
Если организация ведет реальный бизнес, платит налоги и соблюдает законодательство, то у руководителя нет причин уклоняться от предоставления в налоговую инспекцию дополнительных объяснений о причинах повышенного показателя удельного веса вычетов по НДС. Итак, если в организации высокая доля вычетов по НДС, пояснения (как написать, мы рассмотрели выше несколько вариантов) стоит предоставить в установленные налоговой инспекцией сроки, несмотря на отсутствие ответственности за не предоставление письменных объяснений.
Главное, чтобы это было сделано, а также были предоставлены подтверждающие документы. Вовремя предоставленная документация, возможно, обезопасит организацию от выездной проверки.

Налоговая нагрузка по НДС — это специальный расчетный показатель, который определяет уровень фискального обременения субъекта по конкретному обязательству. При отклонениях от установленной нормы налоговики инициируют выездную проверку. Разберемся, как рассчитать налоговую нагрузку по НДС. Определим, при каких значениях компанию ждет незапланированная встреча с представителями ФНС. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

Суть проблемы

Проверка ФНС — это настоящая головная боль для любого экономического субъекта. В особенности если проверка выездная, и темой контрольных мероприятий является налог на добавленную стоимость.

Стоит отметить, что инспекция инициирует внеплановые проверки довольно редко. Для этого нужны веские основания, например существенные нарушения НК РФ и умышленное уклонение от уплаты налогов. В остальных случаях выездные контроли ФНС проходят в штатном режиме, по утвержденному списку налогоплательщиков. Кто и в каких случаях попадает в эти самые «черные» списки?

Чиновники предусмотрели специальный расчетный показатель — налоговая нагрузка по НДС в 2019 году. Это значение, которое определяет соотношение фискальных обязательств к объемам применяемых вычетов. Так, если компания заявляет солидные вычеты по НДС, тем самым существенно занижая фискальные платежи в бюджет, это вызовет большой интерес налоговиков. То есть у инспекторов возникнет подозрение, что компания ведет нечестную игру. Следовательно, именно такой субъект будет проверен лично на выездной проверке.

Этот расчетный показатель называется «налоговая нагрузка по НДС», формула подсчета представлена ниже.

Как действовать

Итак, предположим, что у вашей компании выявлен высокий уровень фискальных вычетов по НДС. В таком случае действуйте по порядку:

  1. Подготовьте пояснения. Высокий уровень вычетов по НДС — это не преступление. Вас ни в чем не обвиняют, а просто хотят проверить, правильно ли вы применяете нормы действующего законодательства. Паниковать не стоит. Подготовьте подробные и детальные разъяснения сложившихся обстоятельств.
  2. Если пояснений налоговикам недостаточно и вас приглашают в инспекцию для беседы, то уклоняться от встречи не стоит. Явитесь с паспортом в назначенный час. При необходимости захватите с собой учредительные документы. Отвечайте на все вопросы. Беседа с представителем ФНС — это определенный вид проверки, который позволяет выяснить, не является ли фирма однодневкой.
  3. Если и личная встреча не убедила, и ФНС инициировала выездной контроль, то отчаиваться не стоит. Инспекторы проверят документацию (договора, счета-фактуры, книги покупок и продаж). Содействуйте контролерам, чинить препятствий не стоит.

Напомним, что высокий уровень вычетов по НДС — не преступление. ФНС вправе доначислить налог только на основании выявленных правонарушений по результатам выездной проверки.

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Расчет налоговой нагрузки в 2019 году

Калькулятор для Юридического лица Калькулятор для Индивидуального предпринимателя

Калькулятор для Юридического лица

Доходы Расходы В т.ч. зарплата В т.ч. расходы, необлагаемые НДС Ставка ОСС НС ФСС, %
Налоги и взносы ОСНО УСН 6% УСН 15%
1. Страховые взносы 60 400 руб. 60 400 руб. 60 400 руб.
1.1 В ПФР 44 000 руб. 44 000 руб. 44 000 руб.
1.2 В ФСС 5 800 руб. 5 800 руб. 5 800 руб.
1.3 В ФОМС 10 200 руб. 10 200 руб. 10 200 руб.
1.4 От несчастных случаев 400 руб. 400 руб. 400 руб.
2. НДС 122 034 руб.
2.1 НДС начисленный 152 542 руб.
2.2 НДС к вычету 30 508 руб.
3. Налог на прибыль 63 513 руб.
3.1 Налогооблагаемый доход 847 458 руб.
3.2 Налогооблагаемый расход 529 892 руб.
4. Налог УСН 30 000 руб. 65 940 руб.
4.1 Доходы, принимаемые для целей налогообложения 1 000 000 руб. 1 000 000 руб.
4.2 Налога начислено (для УСН 6%) 60 000 руб.
4.3 Расходы, принимаемые для целей налогообложения (для УСН 15%) 560 400 руб.
4.4 Вычет страховых взносов (для УСН 6%) 30 000 руб.
4.5 Минимальный налог (для УСН 15%) 10 000 руб.
5. Итого к уплате 245 947 руб. 90 400 руб. 126 340 руб.
Налоговая нагрузка 24.59% 9.04% 12.63%
Финансовый результат (прибыль (+)/убыток (-)) 254 053 руб. 409 600 руб. 373 660 руб.
Калькулятор для Индивидуального предпринимателя

Доходы Расходы Зарплата работникам Расходы, необлагаемые НДС Ставка ОСС НС ФСС, %
Налоги и взносы ОСНО УСН 6% УСН 15%
1. Страховые взносы 99 785 руб. 99 785 руб. 99 785 руб.
1.1 В ПФР за работников 44 000 руб. 44 000 руб. 44 000 руб.
1.2 В ПФР за себя (фиксированные) 26 545 руб. 26 545 руб. 26 545 руб.
1.3 В ПФР за себя (дополнительно) 7 000 руб. 7 000 руб. 7 000 руб.
1.4 В ФСС за работников 5 800 руб. 5 800 руб. 5 800 руб.
1.5 В ФОМС за работников 10 200 руб. 10 200 руб. 10 200 руб.
1.6 В ФОМС за себя 5 840 руб. 5 840 руб. 5 840 руб.
1.7 От несчастных случаев 400 руб. 400 руб. 400 руб.
2. НДС 122 034 руб.
2.1 НДС начисленный 152 542 руб.
2.2 НДС К вычету 30 508 руб.
3. НДФЛ 36 164 руб.
3.1 Налогооблагаемый доход 847 458 руб.
3.2 Налогооблагаемый расход 569 277 руб.
4. Налог УСН 30 000 руб. 60 032 руб.
4.1 Доходы, принимаемые для целей налогообложения 1 000 000 руб. 1 000 000 руб.
4.2 Налога начислено (для УСН 6%) 60 000 руб.
4.3 Расходы, принимаемые для целей налогообложения (для УСН 15%) 599 785 руб.
4.4 Вычет страховых взносов (для УСН 6%) 30 000 руб.
4.5 Минимальный налог (для УСН 15%) 10 000 руб.
5. Итого к уплате 257 983 руб. 129 785 руб. 159 817 руб.
Налоговая нагрузка 25.80% 12.98% 15.98%
6. Финансовый результат (прибыль (+)/убыток (-)) 242 017 руб. 370 215 руб. 340 183 руб.

Все индивидуальные предприниматели сталкиваются с обязанностью уплаты налогов. Размер налоговой базы предусмотрен законодательством, но её можно уменьшить определенными способами.

Расчет величины происходит самостоятельно или с помощью калькулятора — это необходимо по приказу ФНС во время их внеплановых проверок. Если нагрузка по налогу на прибыль будет слишком низкой, то в большинстве случаев возможно допущение ошибки в подсчетах. Чтобы этого избежать и был создан калькулятор.

Когда требуется рассчитать налоговую нагрузку?

В общую сумму входят все виды выплат, включая НДС, НДФЛ, страховые взносы, которые выражаются в виде определенного процента от всех доходов или в установленных величинах, выражающихся в рублях. Оценка совокупной налоговой нагрузки происходит по требованиям специализированных инспекций или по нужде налогоплательщика в таких ситуациях:

  1. Когда показатель нагрузки долгое время меньше средних выплат. Они зависят от вида деятельности, но если фискальная служба заподозрит перевод платежей не в полном размере, то будет направлена неожиданная проверка.
  2. Если сумма значительно превышает уровень налоговой нагрузки, то развитие организации находится под угрозой. Если вычеты показывают непосильные для компании обязательные платежи, то будет правильным переход на другие системы налогообложения – УСН или ЕНДВ.

Для того чтобы рассчитать нагрузку отдел бухгалтерии должен оценить сумму обязательных выплат государству и сравнить полученные показатели с общей прибылью. Результат выражается в процентах. Он сопоставляются со средними показателями Федеральной налоговой службы.

Нормальный показатель нагрузки

Эти значения актуальны в 2019 году. Они зависят от вида деятельности организации или ИП. Таким образом, нагрузка для торговых компаний составляет меньше 1%, а для производственных не более 3%. Бывает так, что на протяжении последних нескольких лет отмечается нарушение динамики изменения процентов, тогда необходимо проводить расчет налоговой нагрузки с помощью калькулятора.

Отклонения от нормы всегда невыгодны для налогоплательщиков, потому что при обнаружении ошибки выписываются штрафные санкции от государства. В случае обнаружения недочета компании необходимо выявить причины низкой нагрузки. Среди них может быть:

  • неправильно поставленный код типа деятельности;
  • проведение необходимых вложений;
  • временно проблемная реализация;
  • повышение затрат на оборудование или поставщиков;
  • совершения экспорта.

Эти аргументы предоставляются в Федеральную службу. Так компания оберегается от штрафных санкций. Для фискальных органов юридическое лицо подготавливает документы с пояснением причин, которые проходят рассмотрение на протяжении трех дней. В том случае, если организация уклоняется от предупреждений и предписаний фискальной службы, то она вправе предпринять более жестокие меры наказания. На выездной проверке она замораживает счет производства или открывает уголовное дело по факту невыплаты обязательных средств государству.

Принцип расчета налоговой нагрузки

Налоговое обременение является соотношением всех платежей, изымаемых с организаций к размеру полученных доходов за отчетный период.

Налоговая нагрузка формула расчета

Вычисления происходят по такой формуле:

  • Налоговая нагрузка = Сумма налогов, начисленных за календарный год / Сумма годовой выручки * 100%.

Размер всех налогов можно узнать в соответствующих декларациях. Существуют некоторые рекомендации для получения безошибочного результата.

  1. Ввозный налог на добавленную стоимость (НДС) исключается из общего расчета.
  2. Таможенная пошлина также не учитывается.
  3. В расчет включается все фискальные платежи, произведенные в расчетном периоде.
  4. Переведенные государству от компании страховые взносы.

Законодательство издало документы, регулирующие отношения между налогоплательщиками и государственными контролирующими органами. Регламент можно отыскать в приказе ФНС «О согласовании систем планирования выездной налоговой проверки», а также в письме «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Все данные можно отыскать на официальном сайте Федеральной службы.

Расчет нагрузки лучше проводить с помощью онлайн-калькулятора. Он использует общепринятую формулу, но отличается от ручного подсчета скоростью и детальным показом последовательности действий. Достаточно вписать данные о налогоплательщике в соответствующие поля. Для этого необходимо знать только суммы налогов и размер годовых выручек.

Сервис бесплатный, поэтому каждый желающий может сделать расчет налоговой нагрузки. Калькулятором могут пользоваться как сами налогоплательщики, так и федеральная налоговая служба. Пользователи получают правильные расчеты за короткое время. Беспокоиться насчет возможности ошибок или недочетов не стоит. Алгоритм действий четко установлен для всех, необходимо лишь правильно указать исходную информацию.