Налоговая нагрузка 2017

Налоговая нагрузка – один из ключевых показателей деятельности компании. В этой статье расскажем, для чего нужен этот показатель, на что влияет и как его считать.

Есть два понятия налоговой нагрузки: абсолютная и относительная. Абсолютная – это общая сумма налогов и взносов, которые фирма перечисляет в бюджет. Относительная – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, например, выручкой.

Пример

Абсолютная налоговая нагрузка фирмы за год – 1,5 млн руб.
Относительная – 12% от выручки.

То есть абсолютная нагрузка просто показывает, сколько налогов заплатила компания. Это не слишком информативный показатель для налоговой инспекции, он нужен больше самой компании для анализа. Относительная налоговая нагрузка характеризует, какая часть от денег компании уходит в бюджет. В этой статье мы будем говорить о нем.

Для чего нужен коэффициент налоговой нагрузки компании

Коэффициент налоговой нагрузки – это показатель, который используют налоговики, когда анализируют детальность компаний и выбирают, кого включить в план выездных проверок. Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше вероятность, что организацию заподозрят в нарушении НК РФ и включат в план.

В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведены критерии, по которым организация попадает в зону риска при составлении плана проверок. Первый пункт в списке – налоговая нагрузка на бизнес меньше, чем в среднем по отрасли.

Кроме того, показатель налоговой нагрузки в числе прочих используют и банки, когда решают, выдавать ли организации кредит. А еще банки контролируют налоговую нагрузку в целях соблюдения «антиотмывочного» закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Так, согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ № 18-Р, утвержденным в 2017 году, если сумма оплаты налогов меньше 0,9% от общего оборота по счёту, то это признак «плохого» клиента. Банк может отказать в обслуживании такому клиенту.

О методичках по выявлению банками «плохих» клиентов

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Согласно Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ совокупную нагрузку считают как соотношение всех уплаченных налогов.

В письме от 29.06.18 № БА-4-1/12589@ ФНС конкретизировала порядок расчета:

  • выручку нужно брать без НДС и акцизов;

  • в сумму налогов включают и уплаченный НДФЛ;

  • страховые взносы в расчет не включают.

Полученный показатель надо сравнивать с данными из Приложения 3 того же приказа, где ФНС ежегодно публикует усредненные данные по отраслям.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности по итогам 2018 года ()

В таблице справочно приводится и фискальная нагрузка по страховым взносам.

Пример

Строительная организация по данным налоговых деклараций уплатила за 2018 год 950 тыс. руб. налогов, включая НДФЛ. Страховые взносы – 430 тыс. руб. Выручка организации за 2018 год без НДС составила 10,5 млн руб.

Суммарная налоговая нагрузка:
950 000 / 10 500 000 * 100 = 9,05
Налоговая нагрузка по страховым взносам:
430 000 / 10 500 000 = 4,1

Сравним полученные коэффициенты со средней нагрузкой по отраслям за 2018 год. Для строительства среднее значение совокупной нагрузки – 10,4, по страховым взносам – 4,4.

У компании из нашего примера показатели ниже среднеотраслевых, а значит она попадает в зону риска и ее, скорее всего, включат в план проверок.

Основания для выездной налоговой проверки: как узнать, будет ли проверка

Бывает, что некомпетентные инспекторы при расчете налоговой нагрузки берут не все показатели, например, только налог на прибыль, а сравнивают со среднеотраслевой нагрузкой из указанного письма. Так они получают неверную картину с заниженной налоговой нагрузкой и запрашивают у организации пояснения. В такой ситуации направьте в налоговую свой расчет, с учетом всех налогов, и пояснения к расчету.

Проверить налоговую нагрузку компании и сравнить ее со среднеотраслевыми показателями можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС . Он подходит для тех, кто платит налоги по общей системе налогообложения.Сервис позволяет сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов. Также в сервисе есть информация о среднем уровне зарплаты, рассчитанном на основе справок 2-НДФЛ.

Любая организация хочет платить поменьше налогов. Это нормально и не запрещено, если не применять незаконные методы оптимизации. С другой стороны, стоит компании снизить платежи и отклониться от средних цифр по отрасли – к ней приходят с проверкой. 1C-WiseAdvice тщательно следит за тем, чтобы нагрузка всегда оставалась в безопасной зоне и не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%. Это позволяет не привлекать внимания ФНС и снизить риск выездной налоговой проверки практически до нуля.

Варианты налоговой оптимизации, которые мы предлагаем, разрабатываются индивидуально с учетом бизнес-структуры и особенностей деятельности вашей компании. Они абсолютно законны и безопасны.

Формулы расчета по отдельным налогам и видам налогообложения

В письме от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» (Приложение 7, таблица 1) ФНС России приводит методику расчета налоговой нагрузки по видам налогообложения.

Для ООО на ОСНО

Для ИП на ОСНО

Для ИП и ООО на УСН

Для ИП и ООО на ЕСХН

Если компания отчитывается по НДПИ, акцизам, водному налогу, платежам за пользование природными ресурсами, налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, то нужно включить в расчет платежи и по этим налогам.

В таблице 2 того же Приложения 7 налоговики анализируют полученные показатели, сравнивают уровень нагрузки с показателями аналогичных налогоплательщиков, средними показателями по виду экономической деятельности и принимают решение, вызывать ли руководителя компании на комиссию в ИФНС.

Нагрузка по НДФЛ

Письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ определяет налоговую нагрузку ИП по НДФЛ как отношение исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности к общей сумме доходов от данной деятельности.

Если нагрузка по НДФЛ низкая, предпринимателя вызовут на комиссию в налоговую инспекцию. Но что считать низкой налоговой нагрузкой – в письме не сказано.

Но в этом же письме есть другой критерий – доля профессиональных вычетов для расчета НДФЛ. Если это доля превышает 95%, ИП становится кандидатом для вызова на комиссию.

Что касается организаций, то здесь налоговики анализируют не относительную нагрузку по НДФЛ, а динамику уплаченных сумм. Инспекторы анализируют показатели отчетов 6-НДФЛ и вызывают на комиссию, если:

  • поступления НДФЛ снизились по сравнению с прошлым кварталом или годом больше, чем на 10 процентов;
  • по суммам НДФЛ сделали вывод, что организация платит зарплату меньше среднего уровня в регионе по этому виду деятельности.

Таким же образом анализируют расчеты по страховым взносам и смотрят, не снизились ли суммы взносов при том же количестве работников.

Нагрузка по налогу на прибыль

В действующих документах нет методики расчета нагрузки отдельно по налогу на прибыль. Она была прописана в письме ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, которое сейчас отменено.
Но не исключено, что налоговики и сейчас могут пользоваться той же методикой при анализе нагрузки налогоплательщиков.

Формула расчета выглядит так:

В упомянутом письме под низкой понимают налоговую нагрузку:

  • меньше 3% – для производственных предприятий;
  • меньше 1% – для предприятий торговли.

Нагрузка по НДС

Ситуация та же, что и с нагрузкой по налогу на прибыль. Методика была прописана в отмененном письме ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Но в части НДС налоговиков куда больше интересует не относительная налоговая нагрузка по НДС, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

Его рассчитывают так:

Согласно приказу ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ организация относится к группе риска, если удельный вес вычетов превысит 89%. Это общероссийский показатель, в разных регионах эта величина может быть чуть меньше или больше. Информацию о безопасной доле вычетов по регионам можно получить здесь.

Если доля вычетов в вашей компании превышает безопасный уровень, вас могут включить в план выездных проверок, запросить пояснения или вызвать на комиссию, где будут убеждать сдать уточненную декларацию с меньшими вычетами.

Полезно перед сдачей каждой декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. Если удельный вес окажется выше безопасного, можно перенести часть вычетов на будущее, чтобы не привлекать внимания. Но вы не обязаны этого делать. Если у вас все чисто, и вы готовы к вопросам, приготовьтесь дать пояснения и предоставить подтверждающие документы.

Как видите, единого метода расчета нет, и никто не знает, каким именно способом воспользуются налоговики на местах, когда будут проводить предпроверочный анализ. Юристы 1C-WiseAdvice имеют многолетний опыт работы в ФНС, поэтому способны взглянуть на проблему глазами налоговика.

Обратитесь к нам за комплексным бухгалтерским обслуживанием – и вы сможете быть уверены в том, что налоговая нагрузка на ваш бизнес никогда не станет объектом для внимания налоговиков. Мы всегда держим руку на пульсе, а налоговая нагрузка – одна из контрольных точек, которая отслеживается каждый раз накануне сдачи отчетности.

Так, за две недели до сдачи очередной налоговой отчетности мы сообщаем клиенту размер планируемой налоговой нагрузки, а также предлагаем варианты ее корректировки с целью оптимизации налоговых платежей. И только после согласования предложенных вариантов делаем финальный расчет налогов и формируем налоговую отчетность.

Заказать услугу

Федеральная налоговая служба Российской Федерации ежегодно определяет уровень рентабельности по различным видам экономической деятельности, то есть по отраслям. Выполняется это отчасти для того, чтобы определить показатель для выбора объектов и предприятий, которые будут впоследствии подвергнуты налоговой проверке. Отчасти для того, чтобы иметь представление о том, какие отрасли наиболее перспективны и в них следует вкладывать определенные бюджетные средства или привлекать инвесторов.

По факту рентабельность – это показатель по финансовой прибыльности от различных сделок и проектов, определяемый отношением к выручке или себестоимости.

Официальные показатели

Рассматривать официальные показатели необходимо с учетом отраслевых, региональных и временных факторов.

Выручка и рентабельность EBITda (earnings before interest and taxes), что фактически отражает величину прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле, варьировалась следующим образом в период с 2012 по 2015 года:

  • 2012 год – 1,8 млрд руб. в среднем по отрасли.
  • В 2013 – 4,8 млрд.
  • В 2014 – 4 млрд.
  • А в 2015 около 8 млрд.

По отраслям

Рассматривая уровень рентабельности в различных отраслях и видах деятельности в России, в соответствии с источниками данных, используемых Росстатом, вот какие параметры и коэффициенты были продемонстрированы за 2015-2016 год:

  • Коммуникации и прочие услуги показали отрицательную динамику приблизительно в «-8%».
  • Управление и госбезопасность также находилась в минусе с отметкой в «-0,1%».
  • Финансовая деятельность показала несущественный прирост в 0,2%.
  • Гостиницы и рестораны увеличили показатель в 1,7%.
  • Строительство порядка 3% в плюсе.
  • Образование около 4% в положительной динамике.
  • Оптовая и розничная торговля чуть более +6%.
  • Здравоохранение, фармацевтика и социальные услуги выросли чуть больше, чем на 7%.
  • Электроэнергетика и снабжение, а также газ на 8%.
  • Также положительная динамика отмечалась на рынке недвижимости и аренды. Здесь цифра составила больше 10%.
  • Транспорт и связь также оказались в плюсе с отметкой 10,9%.
  • Положительный прирост продемонстрирован и обрабатывающими производствами – увеличение до 11%.
  • Как ни странно, сельское и лесное хозяйство показали положительную динамику в 19%.
  • Добыча полезных ископаемых продемонстрировала рентабельность на 20%.
  • А вот рыболовство и рыбоводство в плюсе почти на 80%.

По регионам

Что касается региональных показателей, то вот как выглядят статистические данные:

  • Якутия в плюсе на 46,08%.
  • Чукотский АО, Мурманская область, Калмыкия и Сахалин приращивают себестоимость в пределах от 30% до 40%.
  • Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Тыва, Камчатский край, Магаданская область, Ямало-ненецкий автономный округ, Иркутская область – более 20%
  • Оренбургская, Тюменская, Вологодская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Белгородская, Челябинская, Амурская, Новгородская, Самарская, Тульская, Кемеровская, Архангельская, Рязанская, Орловская, Владимирская, Свердловская область, Ханты-Мансийский АО, Пермский край, Бурятия, Карелия, Удмуртия, Татарстан, Забайкальский край, Хакасия, Приморский край – в интервале от 10% до 20%.
  • Тамбовская, Омская, Краснодарский край, Башкортостан, Брянская – от 9% до 10%
  • Брянская, Костромская, Республика Коми, Ярославская, Ставропольский край – средняя рентабельность на уровне 9%.
  • Хабаровский край, Чувашия, Астраханская, Томская области – 8%.
  • Севастополь, Саратовская, Пензенская, Воронежская, Калининградская, Волгоградская, Ростовская область и Марий Эл – 7%.
  • Алтайский край, Кировская Нижегородская, Московская, Курганская области и Карачаево-Черкесия – 6%.
  • Смоленская, Новосибирская, Ульяновская область, а также Адыгея, Мордовия и Санкт-Петербург – 5%.
  • Москва и Псковская области – 4%.
  • Тверская, Ивановская, Калужская области – 3%.
  • Северная Осетия, Крым, Кабардино-Балкария – 2%.
  • В минусе оказались Дагестан и Республика Алтай с показателем в среднем -0,3%.
  • Еще более низкие показатели в Чечне, Ингушетии и Еврейской автономной области здесь отрицательное сальдо варьируется от -5 до почти -9%.

По годам

Оценивая динамику финансовых результатов всей совокупности организации, которые действовали на территории Российской Федерации в определенном промежутке времени, вот какие общие показатели можно привести:

Если же рассматривать сальдо прибылей и убытков организации без субъектов малого предпринимательства в РФ, то вот какие показатели по видам в миллиардах рублей приводит Федеральная служба статистики:

  • 2005 год – 1350 руб.
  • 2006 год – 1420 руб.
  • 2007 год – 1750 руб.
  • 2008 год – 620 руб.
  • 2009 – 1600 руб.
  • 2010 год – 1800 руб.
  • 2012 г. – 1900 руб.
  • 2014 г. около 2200 руб.
  • 2016 около 5500 руб.
  • 2017 около 6000 руб.
  • 2018 около 13500 руб.

Нормы

С точки зрения перспективы функционирования предприятия, нормальным, а главное безопасным, считается уровень рентабельности, который учитывает:

  • Совокупную нагрузку налогов на прибыль.
  • Учет НДС.

Так, для производственной сферы низким показателем считается в 3%. Для предприятий торговли неудовлетворительный уровень – это 1%.

Методика расчета

Федеральная налоговая служба (ФНС), когда выбирает объекты для проверки, руководствуется следующим:

  • Устанавливает ряд предприятий, чья рентабельность резко выделяется из среднего уровня по отрасли.
  • Естественно, что интересуют больше те частные и государственные предприятия, которые демонстрируют более низкий уровень, так как,скорее всего, они пытаются скрыть определенное количество заработанной суммы, для уплаты меньшего количества налогов.

Динамика и коэффициенты

Что касается динамики, то на сегодняшний день в России она находится на уровне ниже среднего. Это может быть связано с недостаточно высоким внедрением технологических новинок, усовершенствованных методов и выходом на более крупные рынки.

Здесь возникает своеобразный замкнутый круг, когда недостаточное качество производимой продукции из-за малого количества технологических усовершенствований создает малую привлекательность товара. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для повышения уровня рентабельности как конкретного предприятия, так и отрасли в целом, необходим комплекс мероприятий, направленных на разностороннее усовершенствование.

Прогноз

По прогнозным данным, рентабельность части предприятий будет снижаться в России к 2025 году. Пожалуй, этого могут избежать только обрабатывающие и добывающие отрасли только на протяжении ближайших 5 лет. А далее динамика и здесь будет снижаться.

Федеральная налоговая служба опубликовала значения среднеотраслевых показателей по видам экономической деятельности за 2017 год.

На сайте ФНС приведены данные налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности.

Как следует из приведенных данных, налоговая нагрузка на экономику РФ увеличилась в 2017 году до 10,8% с 9,6%.

В частности, налоговая нагрузка на предприятия по добыче полезных ископаемых увеличилась за прошлый год на 4,4% до 36,7%, в том числе по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – на 9,8% до 45,4%, других полезных ископаемых – на 6,9% до 18,8%.

Нагрузка на обрабатывающие производства увеличилась в прошлом году до 8,2% с 7,9%, в том числе на производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий — до 28,2% с 19,7%, производства машин и оборудования — снизилась до 8,8% с 13,7%, на предприятия по производству, передаче и распределению электроэнергии — увеличилась до 8,1% с 6,4%.

Налоговое ведомство регулярно публикует значения среднеотраслевых показателей по видам экономической деятельности, чтобы помочь налогоплательщикам оценить вероятность включения в план выездных налоговых проверок.

Опираясь на эти сведения, налогоплательщики могут сравнить показатели своей финансово-хозяйственной деятельности с общедоступными критериями налоговых рисков.

Напомним, «налоговую стабильность» в России власти обещали сохранить до 2018 г.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Е. Коломейцева, САР,

директор ТОО «Аbsolute Consult»

КАК РАССЧИТАТЬ КОЭФФИЦИЕНТ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ?

В целях учета необходимо разъяснение методики расчета коэффициента налоговой нагрузки. Какие налоги принимаются в расчет (ИПН, облагаемый у источника выплат, ИПН, не облагаемый у источника выплат, НДС, социальный налог, налог за эмиссии в окружающую среду, налог на транспорт, имущество)? Начисленные к уплате по лицевым счетам или уплаченные? Берутся ли в расчет начисления или уплата за предыдущие периоды?

Положения Налогового кодекса. Согласно статье 51-1 Налогового кодекса коэффициент налоговой нагрузки определяется как отношение исчисленных и (или) начисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет к совокупному годовому доходу юридического лица (доходу индивидуального предпринимателя) без учета корректировок за календарный год, то есть

КНН = Н и ОП / СГД × 100%, где

КНН — коэффициент налоговой нагрузки;

Н и ОП — исчисленные и (или) начисленные налоги и другие обязательные платежи в бюджет, за исключением таможенных платежей;

СГД — совокупный годовой доход без учета корректировок за календарный год, определяемый по декларации КПН.

Вывод 1. В формулу по расчету КНН включаются не уплаченные, а начисленные налоги и обязательные платежи в бюджет.

Остановимся подробнее на том, какие именно налоги и обязательные платежи подразумеваются в данной формуле, а также какие налоги и обязательные платежи не включаются в формулу расчет КНН.

Так, согласно подпунктам 4, 34 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса:

— налоги — законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер;

— другие обязательные платежи — обязательные отчисления денег в бюджет в виде плат, сборов, пошлин, за исключением таможенных платежей, производимые в размерах и случаях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 55 Налогового кодекса в Республике Казахстан действуют следующие:

1) налоги:

— корпоративный подоходный налог;

— индивидуальный подоходный налог;

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы;

— рентный налог на экспорт;

— специальные платежи и налоги недропользователей;

— социальный налог;

— налог на транспортные средства;

— земельный налог;

— налог на имущество;

— налог на игорный бизнес;

— фиксированный налог;

— единый земельный налог;

2) другие обязательные платежи в бюджет:

— государственная пошлина;

— сборы:

— регистрационные сборы;

— сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

— сбор с аукционов;

— лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

— сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;

— сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации;

— плата:

— за пользование земельными участками;

— за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

— за эмиссии в окружающую среду;

— за пользование животным миром;

— за лесные пользования;

— за использование особо охраняемых природных территорий;

— за использование радиочастотного спектра;

— за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;

— за пользование судоходными водными путями;

— за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Это значит, что в числитель должны включаться начисленные налоги (в том числе ИПН, СН, НДС), но не включаются суммы ОПВ и СО, так как они не являются платежами в бюджет (перечисляются на лицевые счета физических лиц).

По НДС. В формулу включаются суммы начисленного налога по Декларации по НДС, отраженных в разделе «Расчет НДС», по строке «НДС к оплате», так как именно эта сумма отражается на лицевом счете 105101, как начисленная. НДС за нерезидента — сумма НДС, начисленная за календарный год по лицевому счету 105104.

КПН за нерезидента — сумма НДС, начисленная за календарный год по лицевому счету 101104.

ИПН за нерезидента — сумма ИПН, начисленная за календарный год по лицевому счету 101204.

Вывод 2. В формулу расчета по КНН не включаются суммы ОПВ и СО.

Пунктом 5 Критериев, утвержденных совместным приказом Министра финансов Республики Казахстан и и.о. Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан «Об утверждении Критериев оценки степени рисков в сфере частного предпринимательства по вопросам исполнения норм налогового законодательства, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой определено, что расчет коэффициента налоговой нагрузки определяется по начисленным налогам и другим обязательным платежам в бюджет, за исключением таможенных платежей, в соответствии с методикой расчета коэффициента налоговой нагрузки.

Согласно пункту 1 статьи 70 Таможенного кодекса к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию ТС-;

5) таможенные сборы.

Вывод 3. При расчете коэффициента налоговой нагрузки не учитывается НДС, уплаченный при импорте товаров.

Стать «невидимкой» для налоговой хотят многие компании. Для этого нужно всего лишь играть по правилам, которые ФНС озвучивает не первый год. Одно из главных требований – соблюдать показатели налоговой нагрузки и рентабельности, установленные самими налоговиками.

Налоговый калькулятор

С февраля этого года электронный сервис , созданный налоговиками, получил новое развитие. Теперь на той же площадке размещен еще один сервис – . Несмотря на, казалось бы, однозначное название, при помощи калькулятора можно выполнить несколько задач:

  • узнать, насколько значительные суммы налогов к начислению ожидают налоговики от вашей компании;
  • получить важную для перехода в режим невидимости (для налоговиков) информацию, затрагивающую, в том числе, и рентабельность.

Показатели, выданные калькулятором, можно считать негласной нормой, и если ваши цифры ниже более, чем на 10%, то компания – в зоне риска. Значит, ей гарантированы:

  • вызовы на комиссии по легализации;
  • вал запросов от «камеральщиков» с неприкрытыми попытками доначислений, от которых спасают только тонны документов, возражения, жалобы, а порой и судебные разбирательства;
  • выездная проверка, если показатели оборота и отклонения рентабельности и налоговой нагрузки от «нормативных» показателей достаточны для весомых доначислений, которые инспекторы обязаны «принести в бюджет» (например, по Москве негласно установлен минимальный порог доначислений по выездной проверке – около 38 млн руб.).

Впрочем, для того, чтобы попасть в зону риска, достаточно 5-7-процентного отклонения в меньшую сторону. Именно поэтому мы в 1C-WiseAdvice постоянно следим за тем, чтобы наши клиенты находились в безопасной зоне и при этом не переплачивали государству лишнего:

  • начисления, превышающие «нормативные» ожидания налоговиков, приводят к тому, что в отношении конкретно вашей компании «планка» по налогам будет поднята, и любое снижение суммы уплаченных налогов начнет вызывать вопросы;

  • начислять меньше (чтобы не задирать планку), а платить больше – это бесплатный кредит государству (причем возвращать переплату оно очень не любит).

Платить нужно ровно столько, сколько начислено в декларации, ведь налоговики проводят анализ, прежде всего, начисленных налогов. Для того, чтобы соблюсти баланс, существует оптимизация налогообложения и 1C-WiseAdvice предлагает своим клиентам услуги по разработке налоговой стратегии, т.е. законных вариантов снижения налогов. Более подробно о наших способах читайте

Как проверяющие оценивают налоговую нагрузку и рентабельность

Налоговый калькулятор позволяет увидеть себя глазами налоговиков, но пока он имеет отдельные недостатки:

  • работает в тестовом режиме, что означает не 100-процентную корректность;
  • предназначен исключительно для компаний, применяющих общий режим налогообложения.

Состав «нормативных» показателей налоговики концептуально утвердили еще в 2007 году. Из их величины и нужно исходить в случаях, если налоговый калькулятор не подошел.

Нормативные показатели проверочной концепции

На странице официального сайта ФНС с можно найти ряд полезных таблиц с «нормативными» показателями.

Несмотря на нейтральное название таблиц («Среднегодовые показатели…»), они – про рентабельность и налоговую нагрузку за:

  • 2018 год (как ориентир для 2019 года);
  • 2017 год (необходимо было использовать при подведении итогов за 2018 год).

Данные за прошлый год налоговая служба размещает обычно в мае-июне. В каждом из скачанных файлов вы найдете по два листа, которые отражают показатели налоговой нагрузки и рентабельности, соответственно. Именно с этими константами налоговики сравнивают расчетные показатели, стараясь найти критические отклонения.

Формулы налоговой нагрузки

Налоговую нагрузку налоговики вручную считают редко – все чаще помогают автоматизированные системы анализа. Так, в программы заложены формулы:

  • совокупной налоговой нагрузки (отношение начисленной компанией по декларациям и расчетам суммы всего, что администрирует налоговая, к выручке по Отчету о прибылях и убытках);
  • нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

Формула по конкретным налогам, как и по совокупной нагрузке, – дробь, в числителе которой всегда стоит налог, отраженный к уплате в декларации. При определении налоговой нагрузки по НДС в сумму начисленного налога не входит НДС налогового агента, так как по правилам заполнения декларации он не включается в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Внимание!

При расчете налоговой нагрузки на специальных режимах к сумме УСН и ЕСХН в числителе можно добавить иные налоги, уплачиваемые компанией (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы). НДФЛ в этот список не входит.

Знаменатели формул по конкретным налогам не только разные, но также бывают представлены в нескольких вариантах. Это может быть:

  • сумма из определенных по данным декларации по прибыли дохода от реализации и внереализационного дохода;
  • налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ) или сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт);
  • доход по декларации 3-НДФЛ;
  • доход по УСН-декларации или ЕСХН-декларации.

Итог расчета по любой формуле необходимо умножить на 100 – для сравнения с «нормативными» показателями, выраженными в процентах.

Как считают рентабельность

Из огромного количества видов рентабельности компаний или, иными словами, эффективности их работы, налоговиков интересует два вида:

  • рентабельность продажи товаров;
  • рентабельность использования активов.

Отметим, что «продажа товаров» – не более, чем фигура речи. Под товарами налоговики понимают и услуги, и работы, и даже аренду.

Формула рентабельности любого из видов – всегда соотношение. При расчете рентабельности двух указанных видов налоговики используют:

  • знаменатель – финансовый результат;
  • числитель – данные бухучета, отражающие себестоимость продаж или стоимость активов, соответственно.

В среднем за 2018 год рентабельность составила:

  • 12,3% – по проданным товарам (работам, услугам);
  • 6,4 % – по активам.

Однако необходимо ориентироваться не на средние показатели, а на вид деятельности (ОКВЭД 2), который указан в балансе. Большинство ОКВЭД представлены в , и разница в величинах довольно существенна.

Как избежать налоговых рисков

Клиенты, которые доверили свою бухгалтерию 1С-WiseAdvice, могут не тревожиться о том, что их компания выбьется из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности и тем самым привлечет к себе повышенное внимание со стороны ИФНС.

Контроль уровня налоговой нагрузки и других коэффициентов, к которым так трепетно относятся налоговики, входит в стандарт обслуживания 1С-WiseAdvice. Наши специалисты соблюдают все рекомендации налоговиков, обычно применяя максимально нижние границы требований. И всякий раз накануне сдачи отчетности мы согласовываем налоговую нагрузку на бизнес и даем клиенту рекомендации по ее безопасной корректировке.

Бухгалтерское обслуживание в 1С-WiseAdvice – отличная альтернатива для компаний, которым для определения зоны риска по налогам приходится платить космические гонорары налоговому аналитику или консультанту. Наши клиенты всегда находятся в зоне налоговой безопасности и могут заниматься бизнесом, не беспокоясь о налоговых последствиях сделок.

Связаться с экспертом