Налоговая тайна

Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

По общему правилу, установленному ст. 10, 12 Федерально­го закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», государственные ин­формационные ресурсы являются открытыми и общедоступ­ными. Пользователи — граждане, органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, организации и общест­венные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение со­ставляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, которая, в свою очередь, как уже отмечалось, подразделяется на информацию, состав­ляющую государственную тайну, и конфиденциальную инфор­мацию.

Ранее мы уже установили, что информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является одной из разновидностей

Глава 14. Налоговая тайна

конфиденциальной экономической информации. Следователь­но, доступ к ней должен быть ограничен. Такое ограничение составляет основу правового режима защиты соответствующей информации. В этой связи необходимо установить правовое значение термина «режим».

Основываясь на этимологическом толковании слова «ре­жим» предлагается понимать его как установленный порядак жизни и деятельности для достижения каких-либо целей1.

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный пра­вовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств2, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочета­ние взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направлен­ность регулирования3. Имеется также утверждение, что право­вой режим — это одновременно права, обязанности и ответст­венность; система мер, которая используется для достижения поставленных целей; система правового воздействия, состоя­щая в специфике приемов регулирования и его механизма4. Су­ществует и версия, что правой режим есть особый порядок пра­вового регулирования, выражающийся в определенном сочета­нии правовых средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо небла­гоприятности для удовлетворения интересов субъекта права5.

Следует также принять во внимание отраслевую принадлеж­ность правовых режимов. В одной из своих работ Д. Н. Бахрах отмечает, что «правовой режим отрасли права представляет со­бой совокупность юридических средств регулирования — от-

1 См.: Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы: Моно­графия. М., 2000. С. 11.

2 См.: Исаков В. Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М., 1987. С. 258— 259.

3 См.: Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в совет­ском праве. М., 1989. С. 185.

4 См.: Рушайло В. Б. Указ. соч. С. 14.

5 См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 17—18.

12 — 10264 Крохнпа

Раздел 111. Налоговая обязанность и налоговый контроль

Раслевой юридический инструментарий, — опосредованных от­раслевым методом правового воздействия и базирующихся на Принципах, специфичных для данной отрасли»1.

В этой связи интерес представляют определения тех или Иных режимов в действующем законодательстве. Например, со­гласно ст. 18 ТмК РФ таможенный режим — это совокупность Положений, определяющих для таможенных целей статус това-Ров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Во всех приведенных выше определениях режим, так или иначе, определяется как совокупность, система или сочетание Правовых средств, мер и положений. Полагаем, что какой-либо Режим действительно возможен лишь при установлении сово­купности взаимосвязанных между собой положений, имеющих общий предмет правового регулирования. Ограничение доступа К информации, составляющей налоговую тайну, также базиру­ется на совокупности соответствующих положений.

Уже упоминавшаяся Концепция обеспечения безопасности Деятельности налоговых органов определяет защиту информа­ции прежде всего как принятие мер по обеспечению сохранно­сти информационных ресурсов налоговых органов от незакон­ного распространения, искажения или уничтожения. С учетом этого режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, можно определить как совокупность правовых положе­ний, обеспечивающих сохранность соответствующих информа­ционных ресурсов.

Правовую основу этого режима составляют положения, за­крепленные в ст. 102 НК РФ. В соответствии с ними налоговая Тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органа-Ми ФСЭНП, органами государственных внебюджетных фондов И таможенными органами, их должностными лицами и привле­каемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, Предусмотренных федеральным законом. Поступившие в нало­говые органы, органы федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, органы государственных внебюд­жетных фондов или таможенные органы сведения, составляю­щие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и

Бахрах Д. Н. Административное право. М., 1996. С. 203.

Глава 14. Налоговая тайна

доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответ­ственно ФНС России, органами государственных внебюджет­ных фондов, ФСЭНП МВД России и ФТС России.

Принимая во внимание то, что основной массив информа­ции, составляющей налоговую тайну, является составной ча­стью информационных ресурсов налоговых органов, следует обратиться к анализу соответствующих ведомственных актов МНС России. Так, порядок предоставления налоговыми орга­нами конфиденциальной информации, утвержденный прика­зом МНС России от 3 октября 2000 г. № БГ-3-24/346, опреде­ляет, что предоставление конфиденциальной информации на­логовыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках, за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством или соглаше­ниями об обмене информацией. Указанные запросы не подле­жат исполнению в случаях, когда: предоставление конфиденци­альной информации не предусмотрено законодательством, со­вместными соглашениями и приказами МНС России и сторонних организаций; налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информа­ционно-аналитическими сведениями.

Законодательством не предусмотрена возможность предос­тавления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям.

Конфиденциальная информация, содержащаяся в едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения единого госу­дарственного реестра налогоплательщиков. Например, самим налогоплательщикам предоставляются сведения о них, нося­щие конфиденциальный характер, в двухмесячный срок после представления установленной законодательством годовой нало­говой отчетности за прошедший год. Конфиденциальная ин­формация из реестра предоставляется также правоохранитель­ным и судебным органам в пределах их компетенции с учетом требований законодательства по защите информации.

Раздел III. Налоговая обязанность и налоговый контроль

В целях сохранения конфиденциальности получаемой нало­говыми органами информации о налогоплательщиках правоох­ранительным органам при направлении запросов о предостав­лении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми воз­никла необходимость в получении указанных сведений, и мо­тивировать, что необходимость в предоставлении данной ин­формации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются. Законодательством не предусмотрена возмож­ность предоставления имеющихся в налоговых органах библио­тек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих кон­фиденциальную информацию, сторонним организациям. Дей­ствующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможен­ным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налого­вым преступлениям, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Свои особенности имеет предоставление конфиденциальной налоговой информации органам федеральной службы по экономиче­ским и налоговым преступлениям. Основные направления взаи­модействия названных органов определяются соглашениями об основных направлениях взаимодействия и координации дея­тельности Министерства финансов РФ и Министерства внут­ренних дел РФ. В качестве одного из них определена организа­ция порядка передачи налоговыми органами федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям мате­риалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, со­держащих признаки налоговых преступлений.

Предоставление конфиденциальной информации органам прокуратуры, внутренних дел и федеральной службы безопас­ности осуществляется в пределах компетенции указанных орга­нов с учетом требований законодательства по защите информа­ции.

Глава 14. Налоговая тайна

Арбитражным судам и судам общей юрисдикции конфиден­циальная информация предоставляется в случаях, предусмот­ренных законодательными актами об их деятельности. По офи­циальному мотивированному письменному запросу судьи мате­риалы представляются непосредственно в суд. Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, npej-доставляется также судебным приставам-исполнителям.

Информационный обмен осуществляют и другие органы го­сударственной власти, имеющие доступ к сведениям, состав­ляющим налоговую тайну. Например, был заключен целый ряд межведомственных соглашений, предусматривающих инфор­мационный обмен, с участием ФСНП России1.

46. Налоговая тайна. Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

Целью этих со­глашений является: создание условий для повышения уровня информационного обеспечения деятельности федеральных ор­ганов исполнительной власти, принятия управленческих реше­ний; обеспечение совместимости информационных ресурсов; организация обмена статистической и аналитической инфор­мацией; повышение эффективности использования государст­венных информационных ресурсов. Со стороны ФСНП России информационный обмен предусматривает прежде всего пре­доставление информации о состоянии криминогенной обста­новки в налоговой сфере и данных о нарушениях налогового законодательства2.

1 См., например: Приказ ФСНП России от 18 декабря 2001 г. № 573 «Об объявлении Соглашения об информационном взаимодей­ствии Госкомстата России и ФСНП России»; Приказ ФСНП России от 21 декабря 2001 г. «Об информационном взаимодействии между ФСНП России и Минимуществом России»; Приказ ФСНП России от 14 января 2002 г. «Об объявлении Соглашения по информационному взаимодействию ФСНП России и ФПС (Федеральная пограничная служба) России»; Приказ ФСНП России и ФСФО (Федеральная служ­ба России по финансовому оздоровлению и банкротству) России от 18 октября 2001 г. № 501, 524 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия ФСНП России и ФСФО России».

2 С 1 июля 2003 г. эту деятельность осуществляет преемник ФСНП России — ФСЭНП МВД России.

Глава 15. Исходные положения нарушений законодательства 343

Раздел IV

Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль может быть представлена в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (налогового агента) следующими способами, установленными п. 3 ст. 80 НК РФ:

– по установленной форме на бумажном носителе;

– по установленным форматам в электронной форме.

Налоговые декларации в электронной форме в обязательном порядке представляют организации – налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек. Вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), численность работников которых превышает указанный предел, также представляют налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Таким образом, критерием определения того, обязана ли организация представлять отчетность в электронной форме, является среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год. Сведения о среднесписочной численности представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации такие сведения следует представить не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

Форма сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год утверждена Приказом ФНС России от 29 марта 2007 г. N ММ-3-25/174@, Рекомендации по порядку заполнения названной формы содержатся в Письме ФНС России от 26 апреля 2007 г.

Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

N ЧД-6-25/353@ “О рекомендациях по порядку заполнения формы “Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год”.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, независимо от среднесписочной численности сотрудников, все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, представляют в налоговый орган в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (налоговым агентом).

По просьбе налогоплательщика при представлении декларации на бумажных носителях налоговый орган обязан проставить на копии декларации (расчета) отметку о принятии и дату ее получения. При получении декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган передает налогоплательщику (налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Просмотров: 415

No votes yet.

Please wait…

Налоговая тайна — налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Комментарий

Термин "Налоговая тайна" определен в статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, указанных в пункте 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Суть сведений, относимых к налоговой тайне в том, что лица, допустивших раскрытие этих сведений, несут ответственность, законодательством установлен особый режим хранения и обращения сведений, относимых к налоговой тайне.

Правовой режим доступа к налоговой тайне при осуществлении орд

Перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне указан в пункте 1 статьи 102 НК РФ. Причем, некоторые из этих сведений о налогоплательщике размещаются в форме открытых данных на официальном сайте ФНС РФ в сети "Интернет" (п. 1.1. ст. 102 НК РФ) — Сервис ФНС "Прозрачный бизнес". Это делается с той целью, чтобы другие налогоплательщики могли проверить контрагента (проявить должную осмотрительность и осторожность). К раскрываемым сведениям относятся те, что указаны в подпунктах 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и 7, 9 — 11 пункта 1 статьи 102 НК РФ. Раскрытие сведений на сайте ФНС введено с 1 июня 2016 Федеральным законом от 01.05.2016 N 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне (п. 1 ст. 102 НК РФ):

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией;

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

8) предоставляемых органам местного самоуправления "(органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ;

10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;

11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ.

12) о постановке на учет в налоговых органах иностранных организаций в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.

13) о постановке на учет в налоговых органах физических лиц в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 НК РФ.

Информационный ресурс ФНС по сведениям, которые не относятся к налоговой тайне

Налоговая служба ведет Сервис ФНС "Прозрачный бизнес" — открытый информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который ведет Федеральная налоговая служба России (ФНС РФ) и который содержит перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне (определен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

Ресурс ведется на основании п. 1.1. ст. 102 НК РФ:

1.1. Сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9 — 11 пункта 1 настоящей статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Дополнительно

Сервис ФНС "Прозрачный бизнес" — открытый информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который ведет Федеральная налоговая служба России (ФНС РФ) и который содержит перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне (определен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

Материалы по теме "Налоговый контроль"

Налоговая тайна: содержание и ответственность за разглашение

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ

 
    Российское налоговое законодательство понимает под налоговыми агентами лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Исполнение этой обязанности подвергается налоговому контролю, одной из форм которого выступают налоговые проверки. Проверки налоговых агентов имеют некоторые особенности, о которых и пойдет речь в данном информационном материале.
 
    Налоговым контролем на основании пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.
    Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
    То есть, мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные НК РФ формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, на что указано в Письме ФНС от 17.07.2013 г. N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками".
    При этом в Письме ФНС от 30.05.2017 г. N ЕД-2-15/678@ отмечено, что действия налоговых органов строго ограничены установленными полномочиями и рамками законодательства, позволяющими использовать в своей работе только документально подтвержденную информацию о факте совершения налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах.
    Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей (пункт 1 статьи 30 НК РФ).

Глава 3. Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны.

Особенностью института налоговой тайны является получение сведений о налогоплательщиках налоговыми органами, составляющими единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, таможенными органами, составляющими единую федеральную централизованную систему в области таможенного дела, органами внутренних дел для реализации их основных функций в области отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, и следственными органами для осуществления полномочий в сфере уголовного судопроизводства.

НК РФ не регулирует правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Отношения в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ.

В соответствии с п.

Налоговая тайна

1 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен. Сведения о номере, дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, и органе, выдавшем этот документ, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ (Письмо Минфина РФ от 13.04.2011 N 03-02-08/123).

Пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, которая, в свою очередь, как уже отмечалось, подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну, и конфиденциальную информацию.

Ранее уже установлено, что информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации. Следовательно, доступ к ней должен быть ограничен. Такое ограничение составляет основу правового режима защиты соответствующей информации. В этой связи необходимо установить правовое значение термина «режим».

Основываясь на этимологическом толковании слова «режим» предлагается понимать его как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей.

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования.

Имеется также утверждение, что правовой режим — это одновременно права, обязанности и ответственность; система мер, которая используется для достижения поставленных целей; система правового воздействия, состоящая в специфике приемов регулирования и его механизма. Существует и версия, что правой режим есть особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании правовых средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъекта права.

Во всех приведенных выше определениях режим, так или иначе, определяется как совокупность, система или сочетание Правовых средств, мер и положений. Полагаем, что какой-либо Режим действительно возможен лишь при установлении совокупности взаимосвязанных между собой положений, имеющих общий предмет правового регулирования. Ограничение доступа к информации, составляющей налоговую тайну, также базируется на совокупности соответствующих положений.

Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов определяет защиту информации прежде всего как принятие мер по обеспечению сохранности информационных ресурсов налоговых органов от незаконного распространения, искажения или уничтожения. С учетом этого режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, можно определить как совокупность правовых положений, обеспечивающих сохранность соответствующих информационных ресурсов.

Правовую основу этого режима составляют положения, закрепленные в ст. 102 НК РФ.

В соответствии с ними налоговая Тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами ФСЭНП, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, Предусмотренных федеральным законом.

Поступившие в налоговые органы, органы федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно ФНС России, органами государственных внебюджетных фондов, ФСЭНП МВД России и ФТС России. Принимая во внимание то, что основной массив информации, составляющей налоговую тайну, является составной частью информационных ресурсов налоговых органов, следует обратиться к анализу соответствующих ведомственных актов МНС России. Так, порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации, утвержденный приказом МНС России от 3 октября 2000 г. № БГ-3-24/346, определяет, что предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках, за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством или соглашениями об обмене информацией. Указанные запросы не подлежат исполнению в случаях, когда: предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством, совместными соглашениями и приказами МНС России и сторонних организаций; налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно-аналитическими сведениями.

Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям.

Конфиденциальная информация, содержащаяся в едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения единого государственного реестра налогоплательщиков. Например, самим налогоплательщикам предоставляются сведения о них, носящие конфиденциальный характер, в двухмесячный срок после представления установленной законодательством годовой налоговой отчетности за прошедший год.

Конфиденциальная информация из реестра предоставляется также правоохранительным и судебным органам в пределах их компетенции с учетом требований законодательства по защите информации. В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются. Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, посторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Свои особенности имеет предоставление конфиденциальной налоговой информации органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям.

Основные направления взаимодействия названных органов определяются соглашениями об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности Министерства финансов РФ и Министерства внутренних дел РФ. В качестве одного из них определена организация порядка передачи налоговыми органами федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки налоговых преступлений. Предоставление конфиденциальной информации органам прокуратуры, внутренних дел и федеральной службы безопасности осуществляется в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства по защите информации.

По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд. Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, доставляется также судебным приставам-исполнителям. Информационный обмен осуществляют и другие органы государственной власти, имеющие доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Например, был заключен целый ряд межведомственных соглашений, предусматривающих информационный обмен, с участием ФСНП России..

Заключение

Таким образом, в работе проведен анализ понятия и сущности налоговой тайны. Рассмотрены механизмы и функции налоговых органов по обеспечению сохранности и безопасности налоговой тайны.

В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ сведения, полученные налоговым органом, содержащиеся в первичных документах налогоплательщика, составляют налоговую тайну.

Согласно п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

За разглашение налоговой тайны должностные лица налоговых органов несут ответственность, установленную действующим законодательством (ст. 102 и 313 НК РФ).

Специальный режим хранения сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, регулируется соответствующими актами ФНС. Приказом МНС РФ от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 утвержден Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.

Согласно п. 3 ст. 102 НК РФ доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Кроме того, на основании ст. 95-97 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля могут быть привлечены эксперт, специалист, а также переводчик.

Статьей 183 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные разглашение и использование сведений, составляющих налоговую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известной по службе или работе .

Теперь обратим внимание на перечень исключений. К налоговой тайне возбранялось относить следующие категории сведений:

· разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

· об идентификационном номере налогоплательщика;

· об уставном фонде (уставном капитале) организации;

· о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

· о представляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части представления этим органам).

В настоящее время специалистами Комитета по безопасности Государственной Думы подготовлен и внесен группой депутатов на первое чтение проект Федерального закона «О служебной тайне», в случае принятия которого можно будет в органах государственной власти сформировать универсальный административный режим защиты информации, способный обеспечивать сохранность в том числе и сведений о налогоплательщиках.

Список использованной литературы и источников