Налоговая нагрузка

ФНС РФ опубликовала данные по налоговой нагрузке и рентабельности по отраслям за 2016 год.

Данные о налоговой нагрузке за 2017 год ФНС опубликует до 5 мая 2018 года, когда будут обработаны результаты налоговых деклараций и отчетности за 2017 год.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ определены Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Суть этих критериев в том, что ФНС указывает 12 признаков, по которым налоговики определяют "подозрительных" налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Рекомендую проверить свою налоговую нагрузку и рентабельность с отраслевыми значениями.

Налоговая нагрузка

Так, критерием под номером 1 (п.

Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год

4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:

"Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)."

ФНС РФ использует данные по налоговой нагрузке следуюшим образом — сравнивает налоговую нагрузку конкретного налогоплательщика с налоговой нагрузкой той отрасли, в которой этот налогоплательщик осуществляет свою деятельность. Если налоговая нагрузка конкретного налогоплательщика существенно ниже отраслевой, то налоговый орган "присматривается" к такому налогоплательщику. Возможно это признак незаконной налоговой оптимизации.

Обычно, сначала к такому налогоплательщику поступает запрос, с просьбой пояснить причину низкой налоговой нагрузки. Затем, налоговый орган может провести выездную налоговую проверку такого налогоплательщика.

Поэтому указанную ФНС РФ налоговую нагрузку по видам экономической деятельности обычно называют как "безопасную налоговую нагрузку по видам экономической деятельности (по отраслям)".

В 2016 году в целом налоговая нагрузка немного снизилась до 9,6% (в сравнении с 9,7% в 2015 году)

Больше всего выросла налоговая нагрузка в 2016 году в отраслях:

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви — 7,3% в 2016 году (6,2% в 2015 году).

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них — 4,3% в 2016 году (3,5% в 2015 году).

Производство кокса и нефтепродуктов — 4,7% в 2016 году (2,6% в 2015 году).

Больше всего снизилась налоговая нагрузка в 2016 году в отраслях:

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 35,6% в 2016 году (41,5% в 2015 году).

Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — 11,6% в 2016 году (13,4% в 2015 году).

Химическое производство — 3,5% в 2016 году (4,2% в 2015 году).

Строительство — 10,9% в 2016 году (12,7% в 2015 году).

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 15,4% в 2016 году (17,2% в 2015 году).

Подробнее о налоговой нагрузке:

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) — налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ)

Рентабельность

Так, критерием под номером 11 (п. 4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:

"Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики."

В 2016 году рентабельность продаж в целом снизилась до 8,1% (9,3% в 2015 году), а рентабельность активов возросла до 6,4% (5,0% в 2015 году).

Подробнее о рентабельности:

Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) — рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ).

Ссылки

Налоговую нагрузку по видам экономический деятельности за последний год и предыдущие годы можно скачать с сайта ФНС РФ по ссылке (в формате Excel):

Налоговая нагрузка по отраслям (nalog.ru)

Там же можно скачать рентабельность по видам экономический деятельности (в формате Excel):

Значения среднеотраслевых финансовых показателей по видам деятельности (nalog.ru)

Что еще?

Прочитайте книгу: Налоговый бенчмаркинг. Джаарбеков С.М. (litres.ru)

Закажите корпоративный тренинг: «Налоговый бенчмаркинг» от Джаарбекова Станислава

Закажите услугу: Экспресс-диагностика налогового планирования (taxd.ru)

Дополнительно

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году — опубликована ФНС РФ в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".

Материалы по теме "Налоговый контроль"

Уровень — налогообложение

Cтраница 1

Уровень налогообложения обычно зависит от статуса резидентности компании. Резидентной признается компания, созданная и зарегистрированная в соответствии с законами данной страны. Нерезидентными называются иностранные компании, зарегистрированные за пределами данной юрисдикции. При взимании налогов нерезидентной может быть признана компания, зарегистрированная в данной юрисдикции, однако функционирующая за ее пределами.  

Уровень налогообложения облигаций может зависеть от того, кто является эмитентом или непосредственно от самого типа облигации. Все это, безусловно, влияет на стоимость облигаций. В США, например, доход, полученный по облигациям, выпушенными правительствами штатов и местными органами управления, освобождаются от федерального подоходного налога.  

Уровень налогообложения облигаций может зависеть от того, кто является эмитентом или непосредственно от самого типа облигации. Все это, безусловно, влияет на стоимость облигаций. В США, например, доход, полученный по облигациям, выпущенными правительствами штатов и местными органами управления, освобождается от федерального подоходного налога.  

Уровень налогообложения зарубежной дочерней фирмы определяется большим количеством факторов. Прежде всего он зависит от юридического статуса фирмы, ее местонахождения, характера проводимых коммерческих операций.  

Рост уровня налогообложения, который, как считается, общество готово принять в случае кризиса или чрезвычайного положения. Утверждается, что во время таких кризисов, как войны, члены общества готовы платить более высокие налоги, чем те, которые ранее рассматривались как приемлемые, и после того, как этот порог преодолен, общество готово платить новые более высокие налоги даже тогда, когда кризис заканчивается.  

Коэффициент уровня налогообложения по экономическому смыслу и формулам расчета тесно связан с коэффициентом налогоемкости ВВП.  

Размеры ставок и уровень налогообложения по каждому конкретному товару следует уточнять на момент заключения сделки.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2018 году

Не всякое снижение уровня налогообложения приводит к нарушению этого принципа.  

Утверждают, что повышение уровня налогообложения снижает норму сбережений следующим образом. Доходы от сбережений облагаются налогом.  

На рисунке 7.4 отражены два уровня налогообложения: местный и федеральный. Местные налоги выплачиваются до начисления федеральных.  

Величина инвестиций зависит также от уровня налогообложения. Высокий уровень налогообложения снижает инвестиционные возможности в экономике, и наоборот, благоприятная система налогообложения ( относительно низкие ставки налогов) стимулирует инвестиционные процессы в стране. Например, современная налоговая система России в прямом смысле слова душит процесс инвестирования в производство, так как налоговые сборы достигают 85 — 90 % дохода.  

На структуру капитала определяющее влияния оказывает уровень налогообложения: чем выше налог на доходы акционеров, тем выгоднее заемное финансирование, и наоборот.  

Группа относительных показателей имеет большое значение при анализе уровня налогообложения в стране.  

Страницы:      1    2    3    4

Формула расчета налоговой нагрузки

Задание 1. Механизм определения налоговой нагрузки на организацию

Задание 2. Ответить на тестовые задания

Список используемой литературы

Задание 1. Механизм определения налоговой нагрузки на организацию

Налоговая нагрузка – это одно из понятий, применяемых для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия.

Многие государственные органы (например, Минфин России и Росстат) рассчитывают показатель налоговой нагрузки на макроуровне, т.е. насколько велико налоговое бремя на экономику страны. В данном случае рассчитывается отношение реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства и ВВП страны.Считается, что для эффективного функционирования экономики он не должен превышать 30-50%.

Применительно к отдельному хозяйствующему субъекту (налогоплатель-щику) налоговая нагрузка — это комплексная характеристика, которая включает: количество налогов и других обязательных платежей; структуру налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие.

Величина налоговой нагрузки зависит от множества факторов – от вида деятельности и формы ее осуществления, налогового режима, организационно-правовой формы предприятия и особенностей налогового и бухгалтерского учета, закрепленных в учетной политике.

Расчет налоговой нагрузки имеет важную для организации цель — это прогнозирование налогового бремени на будущий период. Деятельность организации обычно не стоит на месте — одни направления «сворачиваются», другие развиваются, реализуются новые проекты. За счет этого налоговая нагрузка может изменяться.

Размер налоговой нагрузки зависит от результатов деятельности организации, динамики налоговых баз, изменения внешних факторов, влияющих на порядок исчисления и уплаты налогов. Для больших предприятий важно прогнозировать налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объем налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности.

На основании этого можно сделать вывод о том, сколько средств останется «свободными», например, для инвестирования. Дополнительно можно рассчитать долю налогов в выручке, прибыли, зарплатных налогов в фонде оплаты труда и т.д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

Для планирования налогового бремени важно отслеживать изменения налогового законодательства с целью использования различных налоговых льгот и других предусмотренных законодательством способов уменьшения налогового бремени. Целью является в первую очередь соблюдение баланса интересов государства и организации. То есть организация вправе использовать предусмотренные законодательством способы оптимизации налоговых платежей и тем самым снизить налоговую нагрузку.

Для характеристики налоговой нагрузки имеет значение не только количество, но и структура уплачиваемых налогов. Наиболее «трудными» являются налоговые платежи, исчисляемые независимо от полученного дохода и лишь частично перелагаемые на конечного потребителя.

Возникновение значимых для расчета налоговой нагрузки показателей в процессе хозяйственной деятельности предприятия мы видим на схеме ниже.

В настоящее время в Российской Федерации не разработано общепринятой методики исчисления налоговой нагрузки предприятий. Как отмечают С.И.Чужмарова и А.И.Чужмаров, известны методы определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП, исчисляемые на базе основных показателей экономики страны и характеризующие налоговую нагрузку на макроуровне, но нет единого мнения в отношении методологии определения этого показателя на уровне организации.

Цель методики определения налоговой нагрузки – дать возможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий, использующих разные налоговые режимы, находящихся в разных налоговых системах, в том числе в условиях разных стран.

Необходимо отметить, что для расчета налоговой нагрузки недостаточно иметь только перечень обязательных платежей, которые взимаются на территории того или иного государства.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Так как процесс налогообложения осуществляется в рамках отдельных налоговых режимов, каждый из которых характеризуется своим порядком определения уровня налоговых обязательств, то можно говорить о расчете налоговой нагрузки только в рамках отдельных налоговых режимов.

Так же при оценке налоговой нагрузки необходимо учитывать, что не все налоги в конечном итоге ложатся на плечи налогоплательщика. Такие платежи как НДС и акцизы, являясь косвенными налогами, оплачиваются конечными потребителями. При этом налогоплательщик, формируя цену реализации, должен отталкиваться от сложившейся у него себестоимости с учетом заложенного уровня рентабельности. В таком случае косвенные налоги, с учетом существующей методики их расчета, становятся проблемой налогоплательщика только с точки зрения их влияния на его конкурентоспособность – с одной стороны.

С другой – при существующей системе уплаты, например НДС, когда одним из элементов налогооблагаемой базы являются суммы полученной предоплаты, косвенные налоги становятся инструментом отвлечения финансовых ресурсов предприятий, что приводит к возникновению дефицита оборотных средств, сказывается на их платежеспособности и рождает необходимость поиска дополнительных источников финансирования.

Такие налоги как ЕСН, ресурсные платежи в пределах лимитов, налоги, связанные с владением или использованием имущества, включаются в себестоимость товаров, работ, услуг, учитываются в процессе формирования цены и в итоге также возмещаются потребителем. Что, как и в случае с косвенными налогами, больше оказывает влияние на конкурентоспособность налогоплательщика, и, при отсутствии реализации, сокращает количество денежных средств, которые можно было бы использовать в целях повышения его ликвидности.

Методик, определяющих налоговую нагрузку на организацию, много: их отличие состоит в том, что они используют разные:

1) исходные величины, с которыми соотносится сумма налогов (имущественное состояние предприятия, результаты его хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности);

2) наборы принимаемых в расчет налогов;

3) счетные методики.

Методика расчета налоговой нагрузки предусматривает определение общей величины налоговых обязательств (НОначисл ), возникших в процессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собой совокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей в составе налогового поля, которые должно уплачивать предприятие в бюджетную систему.

Сумма обязательств по каждому из платежей, возникших за период, отражается в бухгалтерском учете предприятия на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (НО1 , НО2 , …НОn ). Кредитовые обороты по данным счетам возникают в результате операций «начисления», то есть периодического отражения в бухгалтерском учете исчисленных сумм обязательных платежей в составе налогового поля предприятия.

Наиболее известные в РФ методики: Минфина России; Т.К. Островенко; Е.А. Кировой; А. Кадушина и Н. Михайловой; М.И. Литвинова; М.Н. Крейниной, и какие выводы можно сделать на основе этого показателя.

Рассмотрим некоторые из них.

Для определения налоговой нагрузки в организации разработана методика Департаментом налоговой политики Минфина России , согласно которой тяжесть налогового бремени принято оценивать отношением суммы всех налогов организации (Нп) к совокупной выручке хозяйствующего субъекта, включая выручку от прочей реализации (В):

Показатель налогового бремени, рассчитанный в соответствии с этой формулой, позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, однако не характеризует влияние налогов на финансовое состояние экономического субъекта, поскольку не учитывает отношение каждого налога к выручке от реализации.

Методика предложенная М.Н.Крейниной , исходит из сопоставления налога и источника его уплаты. Таким образом, каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свои критерии для оценки тяжести налогового бремени.

Тяжесть налогового бремени (Нн) можно рассчитать по формуле:

,

где В – общая выручка организации;

И – издержки, принимаемые для целей налогообложения;

П – бухгалтерская прибыль до налогообложения;

Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении организаций за вычетом обязательных платежей, уплачиваемых за счет нее;

dПч –доля чистой прибыли после уплаты налогов в бухгалтерской прибыли до налогообложения;

(1-dПч) – доля налоговых платежей в общей прибыли организации.

Особенность рассматриваемого метода состоит в том, что он не учитывает косвенные налоги, поскольку они не зависят от величины прибыли организации. Для оценки налогового бремени по НДС и акцизам их предлагается соотносить либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса, а сумму налогов с источниками уплаты.

Оригинальный подход к расчету налоговой нагрузки содержится в работах Е.А.Кировой . По мнению автора, следует различать абсолютную и относительную нагрузки.

Абсолютная налоговая нагрузка – это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды. В этот показатель включаются фактически внесенные в бюджет налоговые платежи, перечисленные ЕСН, страховая часть пенсионного фонда, а так же недоимка по данным платежам. Косвенные налоги повышают налоговую нагрузку организаций. Реальным носителем их является конечный потребитель производимой продукции. Абсолютная налоговая нагрузка не отражает напряженности налоговых обязательств, поэтому автор предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки (Нб).

Главная — Статьи

Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

— по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

— по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

где НН — налоговая нагрузка на организацию; НП — общая сумма всех уплаченных налогов; В — выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД — внереализационные доходы.

Такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.

Методика 2. Существует иная методика расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

— сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

— в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

— сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

— сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка; НП — налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД — недоимка по платежам.

Поскольку абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени, для определения уровня налоговой нагрузки возможно использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации может быть определена по формулам:

ВСС = В — МЗ — А + ВД — ВР

или

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС — вновь созданная стоимость; В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ — материальные затраты; А — амортизация; ВД — внереализационные доходы; ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ — оплата труда; НП — налоговые платежи; ВП — платежи во внебюджетные фонды; П — прибыль организации.

Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%

По этой методике:

— на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги;

— в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией;

— отраслевая принадлежность и масштабы самого субъекта хозяйственной деятельности на объективность расчета влияния не оказывают.

Однако эта методика не позволяет прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Методика 3. Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания.

По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%,

где Сумма (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

Эта методика предполагает рассчитывать налоговую нагрузку по группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется по формулам:

ДС = В — МЗ

или

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,

где ДС — добавленная стоимость.

Данная методика в отличие от предыдущей не предполагает исключения из добавленной стоимости амортизационных отчислений. Она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции, но в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация, являясь налоговым агентом, налоговой нагрузки по этому налогу не несет.

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П,

где ДС — добавленная стоимость; А — амортизация; ОТ — оплата труда; ЕСН — единый социальный налог; НДС — налог на добавленную стоимость; П — прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

В = ДС + МЗ.

Эта методика предполагает применение структурных коэффициентов, как то:

— доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:

Кот = (ОТ + страховые взносы) / ДС;

— удельный вес амортизации в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

Ка = А / ДС;

— удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке, рассчитываемый по формуле:

Ко = ДС / В.

По действующей системе налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:

— НДС (расчет по ставке 18%):

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС;

— страховые взносы (расчет в 2010 г. по ставке 26%):

Страховые взносы = (ДС / 126%) x 26% x Кот = 0,206ДС x Кот ;

— налог на доходы физических лиц:

Нп = 0,13 x (1 — (0,356 / 1,356)) x Кот x ДС = 0,096ДС x Кот ;

— налог на прибыль:

Нпр = 0,24 x (1 — НДС — Кот — Ка ) x ДС = 0,24 ДС x (0,847 — Кот — Ка ).

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нп + Нпр .

При применении указанных выше коэффициентов формула имеет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,069Кот — 0,24Ка ).

Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.

Методика 5. Существует методика, представляющая собой модификацию предыдущей методики. Основные принципы этой методики заключаются в следующем:

— в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, т.е. не суммы произведенных платежей, а суммы начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей;

— налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом;

— добавленная стоимость продукции, рассчитываемая по формуле:

ДС = В — МЗ,

является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи.

Кроме применяемых в приведенной выше методике коэффициентов (коэффициент оплаты труда и коэффициент амортизации), в данной методике в состав структурных коэффициентов введены дополнительные коэффициенты, как то:

— удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением единого социального налога (поскольку он уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

Ко = Нсс / ДС,

где Нсс — сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;

— доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество, рекламу и т.д.), рассчитываемая по формуле:

Кнпр = Нпр / ДС,

где Нпр — сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.

По данной методике расчет НДС и страховых взносов производится аналогично предыдущей методике, т.е. по формуле:

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС

Страховые взносы = (ДС x Кот / 126%) x 26% = 0,206ДС x Кот

Формула определения налога на прибыль организаций должна быть скорректирована на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:

Нпр = 0,24 x .

Применением указанных выше структурных коэффициентов формула определения налога на прибыль организаций может быть преобразована следующим образом:

Нпр = 0,24 x ДС x (0,847 — Кот — Ка — Кнсс — Кнпр ‘).

Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нпр + Нсс + Нпр ‘.

В силу указанных выше причин из расчета исключен налог на доходы физических лиц.

При замене расчетных составляющих структурными коэффициентами формула налоговой нагрузки примет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,034Кот + 0,076Кнсс + 0,076Кнпр ‘ — 0,24Ка ).

Кроме того, в данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам, который рассчитывается по формуле:

НН = (НП / ДС — КБ) x 100%,

где НП — начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы); ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период; КБ — заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.

Налоговая нагрузка