Налогообложение образовательных учреждений кратко

Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.

Раньше, когда еще действовал старый закон «Об образовании», образовательные учреждения были освобождены от всех видов налогов в части их уставной предпринимательской деятельности. Теперь же все вопросы, связанные с налоговыми отношениями в образовательной организации, решаются в рамках только Налогового Кодекса РФ, который не снимает с них обязанности по уплате налогов, а дает только некоторые льготы.

Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.

В образовательной сфере объектами налогообложения являются:

  • Обороты по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (то есть это перемещение денежной суммы в той или иной форме);
  • Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
  • Прибыль;
  • Объекты собственности, сюда входит имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
  • Другое, включающее налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и т.д.

Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.

Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:

  • Осуществляют операции по реализации товаров, работ или услуг. К примеру, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
  • В ряде иных случаев. К примеру, при сдаче в аренду помещений.

При этом не играет никакой роли, как будет расходоваться доход от реализации: в данную образовательную организацию или на прямые нужды учебного процесса.

Освобождаются от налогообложения на основании статьи 149 Налогового Кодекса РФ услуги:

  • По присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных организациях;
  • Проведению занятий с детьми в кружках и секциях.

Также налогообложению не подлежат продукты питания, которые непосредственно произведены столовыми образовательных учреждений и реализуются ими в этих учреждениях.

2. Налог на прибыль организаций. Налоговой базой является разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, которая напрямую связана с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).

В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.

В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

  • Выплату зарплаты учителям за проведение платных занятий;
  • Расходы на приобретение учебников, книг для проведения платных уроков, канцелярских товаров, других расходных материалов.

В соответствии с законодательством РФ, образовательные организации имеют право на применение налоговой ставки 0% при соблюдении определенных условий, которые отмечены в законодательстве.

Образовательные учреждения вправе применять указанную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

  • Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая выдана в соответствии с законодательством РФ;
  • Доход учреждения за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемый при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляет не менее 90% ее доходов.

Если учреждения, которые перешли на применение льготной ставки 0 % в соответствии с законодательством РФ, отступят лишь от одного из условий, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.

4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых организаций, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.

Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

Таким образом, можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот, которых, к сожалению, предусмотрено не так много для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

«Бухгалтерский учет», N 14, 2001
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Учредителями образовательного учреждения могут быть согласно ст.11 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 07.08.2000) «Об образовании»:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;
2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;
5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
С введением в действие Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) все отношения по установлению, введению и взиманию налогов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах. Понятие законодательства о налогах и сборах определено ст.1 части первой Налогового кодекса РФ, согласно которой к законодательству о налогах и сборах относятся Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии со ст.143 НК РФ плательщиками НДС являются:
организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Объекты налогообложения (ст.146 НК РФ):
реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг);
передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;
выполнение строительно — монтажных работ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Не признаются реализацией товаров (работ, услуг) и, соответственно, не облагаются НДС такие операции, как передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, а также передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организацией ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации.
Ставки налога (ст.164 НК РФ). Налогообложение производится по налоговой ставке 10% (в том числе при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации) при реализации продуктов питания, товаров для детей, в том числе ряда школьно — письменных и канцелярских товаров, по перечню, предусмотренному в ст.164 НК РФ.
Налогообложение производится по налоговой ставке 20% в случаях, не указанных в п.п.1, 2 и 4 ст.164 НК РФ.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в п.п.2 и 3 ст.164 НК РФ (10 и 20%).
Льготы по налогу (ст.149 НК РФ). Не подлежат налогообложению реализация, а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд:
1) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.
При оказании услуг по содержанию детей обособленными или структурными подразделениями (созданными по типу дошкольных учреждений) организаций, не являющихся непосредственно дошкольными некоммерческими учреждениями, налог не взимается при наличии у таких организаций соответствующего кода ОКОНХ.
При оказании услуг по содержанию детей индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.
Под освобождаемыми от налога услугами по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях следует понимать услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.
Если занятия с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях проводят образовательные учреждения, организации, имеющие образовательные подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку, и общественные организации, то они освобождаются от НДС при наличии лицензии, полученной на основании Закона РФ «Об образовании»;
2) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым.
Данные положения применяются в отношении:
студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета;
столовых детских дошкольных учреждений вне зависимости от источников финансирования.
При реализации покупных товаров вышеперечисленными столовыми освобождение от налога не предоставляется, при отпуске на сторону блюд собственного производства освобождение от налога также не предоставляется.
Реализация организациями общественного питания продукции собственного производства перечисленным выше столовым налогом не облагается;
3) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно — производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно — производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.
Согласно п.3 ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению следующие операции:
1) выполнение научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ учреждениями образования на основе хозяйственных договоров.
При выполнении научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ учреждениями образования на основе хозяйственных договоров от уплаты налога освобождаются как головные организации, являющиеся учреждениями образования, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители в случае, если они также являются учреждениями образования.
Под учреждением образования, выполняющим освобожденные от налога научно — исследовательские и опытно — конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая образовательный процесс на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом РФ «Об образовании»;
2) реализация научной и учебной книжной продукции, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по ее производству и реализации (данное положение утрачивает силу с 1 января 2002 г. на основании ст.16 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ).
Если организация осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, она обязана вести раздельный учет таких операций.
Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные в п.3 ст.149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения от налогообложения таких операций, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п.3 указанной статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
Не допускается отказ от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.
Перечисленные операции освобождаются от налогообложения при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Освобождение от налогообложения в соответствии с указанными нормами не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено в Налоговом кодексе РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн руб. (ст.145 НК РФ).
Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых, так и не облагаемых НДС.
Пример. Учебный центр, являясь структурным подразделением коммерческой организации, в установленном порядке получил лицензию на осуществление образовательной деятельности.
В соответствии с пп.14 п.2 ст.149 НК РФ от НДС освобождаются услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно — производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Таким образом, учебный центр, являющийся структурным подразделением коммерческой организации, имеющий лицензию на осуществление образовательной деятельности, при проведении образовательных программ применять названную льготу по НДС права не имеет.
Пример. Образовательный центр (не относящийся к некоммерческим образовательным учреждениям) оказывает услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми и подростками в кружках и студиях. В этом случае освобождение от НДС предоставляется на основании пп.4 п.2 ст.149 НК РФ при выполнении условий, предусмотренных в п.6 ст.149 НК РФ, т.е. освобождение от НДС предоставляется образовательным организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности при наличии у данной организации лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налог на прибыль
В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 (ред. от 05.08.2000) «О налоге на прибыль предприятий и организаций» плательщиками налога на прибыль являются:
предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.
Объектом налогообложения является валовая прибыль организации, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
Бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
При определении налогооблагаемой базы бюджетных организаций (учреждений) и взаимоотношений с бюджетом по налогу на прибыль следует руководствоваться Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы».
Ставка налога на прибыль предприятий и организаций составляет 30%, из них в федеральный бюджет зачисляется 11%, в бюджеты субъектов Российской Федерации — 19%.
Кроме того, представительными органами местного самоуправления устанавливается ставка налога на прибыль в размере не выше 5% с зачислением его в местный бюджет. Указанный порядок введен в действие с 1 января 2001 г.
Ставки налога на прибыль, а также состав установленных налоговых льгот могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.
Льготы по налогу. При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
В настоящее время существенно расширены полномочия законодательных органов субъектов