Налогообложение иностранных компаний

Налогообложение представительства /филиала иностранной организации в РФ

Поскольку филиал вправе вести коммерческую деятельность, то налогообложение филиала осуществляется как и для юридического лица, т.е. филиал обязан уплачивать все установленные российским налоговым законодательством налоги от ведения хозяйственной деятельности в России.

Филиал обязан уплачивать также с заработной платы сотрудников подоходный налог и единый социальный налог. Иностранные сотрудники филиала уплачивают подоходный налог самостоятельно.

В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или филиалы и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль. Иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивает налог на прибыль в порядке, предусмотренном ст. ст. 286 – 287 НК РФ.

Необходимо также отметить, что филиалы не являются самостоятельными плательщиками налогов и (или) сборов. Вместе с тем в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (ст. 19), филиалы выполняют обязанности создавшей их организации по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов.

Налог на прибыль.

Налогообложение прибыли зависит от наличия у иностранной организации представительства на территории РФ. Под постоянным представительством понимают филиал, представительство, отделение, бюро, контору и любое другое обособленное отделении, через которое иностранная организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ. В ст. 306 НК строго перечислены случаи, когда деятельность иностранной организации на территории РФ не подпадает под признак создания представительства.

Объектом налогообложения признается:

  1. Доход от предпринимательской деятельности на территории РФ:

    • доход иностранной организации, действующей через представительство, от деятельности на территории РФ, уменьшенный на величину расходов;

    • доход от владения, пользования и распоряжения имуществом постоянного представительства;

    • Доходы, не связанные с предпринимательской деятельности:

      • дивиденды;

      • процентный доход от долговых обязательств;

      • доход от использования на территории РФ прав интеллектуальной собственности;

      • доход от реализации недвижимого имущества;

      • иные доходы, перечисленные в статье 309 НК РФ.

      Доходы от предпринимательской деятельности уменьшаются на величину расходов, связанных с осуществлением этой деятельности. Налоговые ставки по налогу на прибыль у иностранных организаций, действующих через постоянное представительство, равны 6.5 и 17.5% и уплачиваются в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ соответственно. Доход в виде дивидендов от участия в российской организации облагаются по ставке 15. Такая же ставка и по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, которые предусматривают получение дохода в виде процентов.

      Если иностранная организация является некоммерческой, то для нее действуют правила статьи 251 НК РФ по поводу доходов, не подлежащих налогообложению. При наличии у иностранной организации нескольких представительств, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению. Если в такой ситуации происходит осуществление единого технологического процесса, то иностранная организация сама решает, через какое представительство будет вестись налоговый учет. Иностранные организации уплачивают авансовые платежи не позднее 28 числа месяца, следующим за отчетным периодом. До этого же срока иностранная организация должна представить налоговую декларацию по месту регистрации своего представительства. Отчетным периодом признаются 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев. Налоговый период – календарный год. По завершению налогового периода, налоговая декларация и уплата налога производятся не позднее 28 марта следующего за отчетным периодом года.

      Иностранная организация может и не иметь своего представительства на территории РФ. В этом случае, доход, полученный иностранной организацией, начисляется и удерживается российской организацией или другой иностранной организацией, имеющей свое представительство.

      Налоговые ставки:

      15% от дохода в виде дивидендов от участия в российских организациях и дохода в виде % по государственным и муниципальным ценным бумагам. Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организации прибыли или имущества организаций; по долговым обязательствам российских организаций; доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности; доходы от сдачи в аренду (лизинг) имущества, используемого на территории РФ; штрафы и пени за нарушения российскими лицами договорных обязательств облагаются по ставке 20%. Доходы от использования или сдачи в аренду судов, самолетов и других транспортных средств, для осуществления международных перевозок облагаются по ставке 10%.

      Как выбрать оптимальную форму работы иностранной компании в России

      Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, изложены в ст. 307 НК РФ

      В случае, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20 процентов от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью.

      Зачастую в ходе деятельности иностранной компании возникает ситуация когда иностранная организация совмещает основную деятельность, осуществляемую в собственных интересах, с деятельностью подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц. В связи с этим возникает вопрос как правильно исчислить налог? В этой ситуации необходимо вести раздельный учет объектов налогообложения по каждому из указанных направлений деятельности постоянного представительства. Конкретный порядок следует закрепить в учетной политике или в ином аналогичном документе.

      Таким образом, величина налоговой базы по деятельности подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц формируется отдельно от деятельности, которая ведется в своих собственных интересах. Убыток, полученный от основной деятельности представительства, не уменьшает величину налога, исчисленную по деятельности, осуществляемой в интересах третьих лиц.

      Налог на добавленную стоимость (НДС).

      Иностранные организации являются плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ или реализацией товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом иностранные организации должны встать на учет в налоговых органах, в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика НДС осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

      Исчисление и удержание налога с доходов иностранных организаций без постоянного представительства, производиться налоговым агентом в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода. По итогам отчетного (налогового периода) налоговый агент предоставляет информацию о суммах выплаченных доходов в налоговый орган по месту своей регистрации.

      Налог на имущество.

      Для иностранных организаций, действующих через постоянное представительства, объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Расчет налога на имущество и учет этого имущества в бухгалтерском учете ведется по общему порядку. Для иностранных организаций, не имеющих постоянно представительство на территории РФ, объектом налогообложения признается недвижимое имущество, принадлежащее иностранной организации на праве собственности. Налоговой базой же является инвентарная стоимость недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

      Ведение бухгалтерского учета.

      Представительство должно вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность в соответствии с законами страны, где оно осуществляет свою деятельность. Между тем бухгалтерская отчетность российской организации должна отражать деятельность всех филиалов и представительств, так определено пунктом 3 Приказа Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

      ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РАСЧЁТА НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ ФИЛИАЛОВ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

      Портнова А.В.

      Деятельность любого субъекта хозяйствования, начиная с момента его создания, будучи связанная с получением тех или иных материальных благ, обусловлена неизменным стремлением к извлечению максимально возможной прибыли. При этом максимизация экономического результата может быть достигнута как путём увеличения доходов, так и путём сокращения расходов, к числу которых, несомненно, относятся и обязательные платежи в бюджет.

      Налоговое бремя, таким образом, одним из первых, в числе других экономико-правовых факторов, оказывает влияние на организацию и ведение дел участников гражданского оборота. Однако, несмотря на повышенный интерес к вопросам изменения размера и сроков уплаты налоговых платежей, само налоговое бремя хозяйствующих субъектов как правовая категория остается почти не изученным.

      Российские компании все чаще открывают филиалы (обособленные подразделения) на территории России. По ходу работы у компаний возникает множество проблем связанных с правильностью организации бухгалтерского и налогового учёта, уплаты налогов и сборов, а соответственно с определением налогового бремени. Для начала определимся с понятиями.

      Понятие филиала определено в п. 1 ст. 55 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства .

      В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельной правоспособностью, и зависят от создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала полностью зависит от правоспособности юридического лица, её пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале, на основании которого они действуют.

      Для выполнения своих функций филиал наделяется создавшим их юридическим лицом необходимым имуществом. Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом, но находится в собственности юридического лица. В бухгалтерском учёте указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала и на балансе юридического лица .

      Поскольку филиал вправе вести коммерческую деятельность, то налогообложение филиала осуществляется как и юридического лица, т.е. филиал обязан уплачивать все установленные российским налоговым законодательством налоги от ведения хозяйственной деятельности в России. Филиал обязан уплачивать также с заработной платы сотрудников налог на доходы физических лиц, страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

      Филиалы не являются самостоятельными плательщиками налогов и сборов. Вместе с тем в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (ст. 19 НК РФ), филиалы выполняют обязанности создавшей их организации по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов .

      Далее рассмотрим более подробно основные налоги, уплачиваемые  филиалами.

      Налог на добавленную стоимость. Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, не обладают правом оформлять счета-фактуры и вести их обособленный учёт. Их обязанности по определению налоговой базы по НДС заключаются в своевременной и полной передаче полученных от поставщиков счетов-фактур в головной офис организации. Исчисление НДС в соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ производится головной организацией. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет организацией в целом, полностью перечисляется головным офисом по месту своего учёта в налоговых органах .

      Налог на доходы физических лиц. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, перечисляется как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Сумма налога на доходы физических лиц (НДФЛ), подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (п. 7 ст. 226 НК РФ).

      Таким образом, при установлении налоговыми органами обязанности обособленного подразделения по перечислению сумм НДФЛ по месту своего нахождения единственным условием является факт выплаты дохода работнику обособленного подразделения организации.

      Страховые взносы в Фонды РФ. В соответствии с п.12 ст.15  Федерального  закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»  обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчётный счёт и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц  исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов, а также обязанности по представлению расчётов по страховым взносам по месту своего нахождения. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению .

      Налог на имущество организаций. Согласно ст. 384 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определённой за налоговый (отчётный) период по нормам ст. 376 НК РФ в отношении каждого обособленного подразделения. За обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, начисление налога и расчёты по нему с налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений осуществляет головной офис организации.

      Налог на прибыль организаций. Особенности налогообложения прибыли организаций, имеющих обособленные подразделения, регламентированы ст. 288 НК РФ. В соответствии с п. 1 этой статьи данные организации исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленных по итогам налогового периода, осуществляют по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям .

      Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, согласно п. 2 ст. 288 НК РФ производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. Указанные в этом пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества исчисляются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчётного периода  . Налогоплательщики самостоятельно выбирают, какой из показателей применять — среднесписочную численность работников или сумму расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

      Транспортный налог. Согласно п. 1 ст. 363 Налогового кодекса уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

      Регистрация транспортных средств за юридическими лицами происходит по месту нахождения данных юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации (п. 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 №59, далее — Правила). При этом Правила предусматривают возможность регистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов, являющихся обособленными подразделениями и указанных в учредительных документах создавших их юридических лиц (пп. «и»  п. 35 и п. 77 Правил).

      Если транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения филиала организации, а по месту нахождения организации такая регистрация не произведена, то местом нахождения транспортного средства будет являться место нахождения филиала организации. Поэтому налог и авансовые платежи подлежат уплате по месту нахождения филиала организации. Причем если снятие с учета и регистрация транспортного средства на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ осуществлены в одном месяце, то местом нахождения транспортного средства признают место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца (Письмо Минфина России от 27.03.2007 N 03-05-06-04/16).

      Земельный налог. Налог и авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения (п. 3 ст. 397 НК РФ).

      Учитывая, что земельный налог уплачивается по месту нахождения земельных участков, особенностей его исчисления и уплаты при наличии обособленных подразделений практически нет .

      Стоит только отметить, что организации представляют декларации по налогу по месту нахождения земельного участка. Налоговые декларации представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В декларации, представляемой в отношении земельного участка, место нахождения которого совпадает с местом нахождения организации, указывается КПП согласно свидетельству о постановке на учёт в налоговом органе. При представлении налоговой декларации по земельному налогу в отношении земельного участка, расположенного по месту нахождения обособленного подразделения, указывается КПП согласно уведомлению о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения .

      Проанализировав  основные моменты налогообложение филиалов, мы можем  перейти к  расчёту налогового бремени.

      Единой методики для расчёта налогового бремени нет.

      Налоги и Право

      Оценка налогового бремени производится с использованием различных методик и подходов. В целом методики определения налогового бремени налогоплательщика отличаются используемым набором налогов и взносов. Важную роль играет также базисный показатель, к которому можно «привязывать» расчётные показатели, то есть сравнивать с ним общую сумму налогов за расчётный период.

      Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчёта, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации (1):

      где НН — налоговая нагрузка на предприятие;

      НП — общая сумма всех уплаченных налогов;

      В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

      ВД — внереализационные доходы.

      К сожалению, данный расчёт не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоёмкость продукции (работ или услуг), произведённой хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика .

      Для эффективного экономического анализа нужен показатель, который указывал бы уровень налоговой нагрузки и показатель экономической активности предприятия. Таким образом, налоговую нагрузку рассчитываем по формуле (2):

      где В — выручка от реализации;

      Ср — затраты на производство реализованной продукции без учёта налогов;

      Пч — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых за счёт неё.

      Расчёт налогового бремени может иметь еще одну важную для организации: цель — прогнозирование налоговой нагрузки на будущий период. Для больших предприятий важно предусмотреть налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объём налогов должна будет уплачивать организация, например, за счёт расширения своей деятельности.

      Дополнительно можно рассчитать долю налогов в выручке, прибыли, зарплатных налогов в фонде оплаты труда и т.д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

      Организации должны рассчитывать налоговое  бремя, чтобы понять, насколько их деятельность и уплата налогов привлекают внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

      Литература

      1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-4 по состоянию на 20.01.2012 года : федеральный закон Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ ( в ред. от 30.11.2011 N363-ФЗ) —  М.: Омега-Л, 2012 — 473 с.
      2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть первая : федеральный закон Российской Федерации  от 31 июля 1998г. N 146-ФЗ ( в ред. от 16.11.2011 N 321-ФЗ) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
      3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть вторая : федеральный закон Российской Федерации  от 05 августа 2002г. N 117-ФЗ ( в ред. от от 06.12.2011 N 405-ФЗ) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/
      4. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования : Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ ((в ред. от 03.06.2011 N 117-ФЗ) // Пенсионный  фонд Российской Федерации: официальный сайт — Режим доступа: http://www.pfrf.ru/admin_strah_vznos/8790.html
      5. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение : учебник/ В.Ф.Тарасова, М.В.Владыка — М.: КноРус, 2012. — 488 с.
      6. Филиалы, представительства, обособленные подразделения с учетом последних изменений законодательства : настольная книга/ под ред. Касьянова Г.Ю. —  8-е издание — М.:АБАК, 2012. — 160 с.
      7. Налоговое планирование : Сайт о налоговом планировании и оптимизации налогообложения  — Режим доступа: http://www.pnalog.ru/material/nalogovyi-uchet-obocoblennyh-podrazdeleniy
      8. Кузева О. Обособленные подразделения /  О.Кузева // Аудиторско-консалтинговая компания Credere —   Режим доступа: http://www.credere.ru/st1509.asp
      9. Начаркин Д.  Как сдать налоговую отчетность при наличии «обособленцев» / Д. Начаркин // Бухгалтерия.ru: сайт. — Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/article/n51920

      ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ»

      Подробнее об обсуждении студенческих работ

      Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май 2012 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

      Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме .

      Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети . Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

      Налоги иностранного представительства в РФ

      НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Кирякина А.А.

      Для осуществления деятельности в другом государстве компании нужно постоянно «присутствовать» на территории, где расположены ее контрагенты и потенциальные клиенты, где сформировались наиболее благоприятные условия для сбыта производимой компанией продукции. Необходимостью такого присутствия обусловлено создание деловых подразделений юридических лиц на территории других государств. Открытие таких подразделений и их деятельность регулируются нормами внутреннего права государства, где они расположены, на них распространяется также действие законодательства государства, где юридическое лицо создано и зарегистрировано.

      Иностранной организации для осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации необходима регистрация в виде филиала, представительства или отделения. При этом предпочтение отдается филиалу, поскольку филиал, в отличие от представительства, может заниматься коммерческой деятельностью и извлекать прибыль. Как правило, представительство создают в случае, когда иностранная компания впервые выходит на российский рынок или проводит маркетинговые исследования, а также в целях обеспечения доступа к головной организации, расположенной за рубежом, для российских клиентов.

      И филиал, и представительство подлежат аккредитации, их регистрируют в Государственной регистрационной палате. Отделение не аккредитуется, но оно также является налогоплательщиком. Филиал иностранной организации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ с момента получения аккредитации. Иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством .

      Особенность налогового статуса иностранных юридических лиц заключается в том, чтополномочия Российской Федерации по взиманию налогов регулируются международными налоговыми соглашениями об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Данные соглашения определяют только порядок разграничения прав каждого из государств в сфере налогообложения организаций, имеющих объект налогообложения в другом государстве. Методы реализации положений этих соглашений (порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, а также привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения) определяют внутригосударственные нормы налогового права.

      Иностранная организация, зарегистрированная и осуществляющая деятельность на территории РФ, обязана вести бухгалтерский учет, что зафиксировано в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», а такжев Положении по ведению бухгалтерского учета (далее — Положение) .

      Условием ведения бухгалтерского учета является имущественная обособленность организации (п. 10 Положения). В соответствии с этим филиал или представительство, выполняя функции юридического лица,отражают результаты самостоятельно осуществляемых хозяйственных операций на соответствующих счетах учета.

      Филиалы и представительства на начало финансового года должны утвердить учетную политику, в которой предусматриваются способы ведения бухгалтерского учета. Требования к составлению учетной политики организации и ее формированию регламентируются ПБУ 1/98, которое устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций бюджетных учреждений). Формирование учетной политики, отражающей показатели деятельности и бухгалтерский учет организации, является обязательным.

      Также на все иностранные организации распространяется обязанность вести налоговый учет и составлять налоговую учетную политику. Налоговый учет осуществляется в целях получения полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, проведенных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения внутренних и внешних пользователей информацией, позволяющей контролировать правильность, полноту и своевременность исчисления налога и его уплаты в бюджет.

      Иностранные организации, являющиеся налогоплательщиками по законодательству Российской Федерации, обязаны отчитываться перед российскими налоговыми органами по месту постановки на учет и представлять в налоговый орган отчетность.

      Общие вопросы представления налоговой отчетности определены в части 1 НК РФ, а порядок составления и представления налоговых деклараций и налоговых расчетов по конкретным видам налогов — в соответствующих главах части 2 НКРФ.

      Налоги для филиала иностранной компании в России

      Налоговая отчетность представляет собой совокупность налоговых расчетов. Каждый налоговый расчет подается в соответствующие сроки. Объем отчетности (количество сдаваемых налоговых расчетов) для иностранных организаций может различаться. Пункт 1 ст. 80 НК РФ определяет, что каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, представляется налоговая декларация, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу его плательщиков.

      Существуют отчетный и налоговый периоды сдачи отчетности и уплаты налогов. По многим налогам отчетным периодом является каждый квартал, а налоговым периодом — календарный год. Если по итогам отчетных периодов в определенных случаях возможно представление налоговой отчетности в упрощенной форме, то по итогам налогового периода налоговые декларации представляются в полном объеме с заполнением всех предусмотренных пунктов.

      Достоверность и полноту сведений, указанных в налоговых декларациях и отчете о деятельности, подтверждают подписями главы представительства и главного бухгалтера организации или уполномоченных представителей, а также печатью организации.

      Обмен информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами по каналам связи регламентируется Порядком предоставления налоговой декларации в электронном виде .

      Закон «Об электронной цифровой подписи» обеспечивает правовую основу для построения деловых отношений между государством в лице налоговых органов и налогоплательщиками в режиме реального времени. В соответствии сданным законом документ в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью, приобретает статус оригинала, что позволяет налогоплательщикам и налоговым органам обмениваться по электронным каналам связи конфиденциальной информацией .

      В соответствии с п. 4 ст. 307 НК РФ, если иностранная организация имеет на территории Российской Федерации более одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, по каждому отделению налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно. В связи с этим каждое отделение сдает отчетность по месту своего нахождения.

      Наряду с налоговой отчетностью иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, представляют годовой отчет о деятельности вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году. В отчете отражаются особенности функционирования иностранного представительства, филиала или отделения на территории РФ .

      Литература

      1. Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 5 апреля 2012 г. №ММВ-7-6/80@ «Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах»

      2. Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. №34 «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

      3. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 16 января 2004 г. №БГ-3-23/19 «Об утверждении формы годового отчета о деятельности иностранной организации в Российской Федерации».

      4. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 2 апреля 2002 г. №БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка предоставления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

      5. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №258-ФЗ).