Налогообложение ЕСХН

В Налоговом кодексе предусмотрены некоторые возможности планирования налога на прибыль.

Сельхозпроизводители могут применять единый сельскохозяйственный налог. К налогоплательщикам единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) относятся организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Ставка налога составляет – 6% с доходов, уменьшенных на величину расходов (ст. 346.4 НК РФ).

Кроме того, в соответствии с федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ в статье 2.1. предусмотрена возможность применения нулевой ставки. В налоговом законодательстве предусмотрены следующие ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог):

в 2004 — 2012 годах — 0 процентов;

в 2013 — 2015 годах — 18 процентов;

начиная с 2016 года – 20 процентов (2 процента зачисляется в федеральный бюджет; 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации).

Таким образом, планирование налога на прибыль, следуя логике уменьшения затрат, следует осуществлять следующим образом:

До 2012 г. Применение 0% ставки по налогу на прибыль без перехода на ЕСХН
С 2012 г. Переход на ЕСХН со ставкой 6%

Для использования права уплачивать ЕСХН необходимо выполнить условие: доходы от реализации произведенной сельхозпродукции в общем объеме доходов должны быть не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Такой же 70% барьер установлен и для 0%.

Следовательно, если по истечении отчетного периода доля сельскохозяйственной продукции в общей сумме дохода организации превысит 70%, то налог на прибыль за этот отчетный период можно исчислять по ставке 0%. Такой же позиции придерживается и Минфин России (Письма Минфина России от 02.07.2009 N 03-03-06/1/434, от 15.12.2008 N 03-03-06/1/685 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 30.01.2009 N ШС-17-3/23@)).

Вместе с тем, данное ограничение возможно обойти довольно-таки просто:

— реорганизация в виде разделения компании;

— создание новой компании и перевод туда непрофильных активов.

При переводе активов от сельхозпроизводителя другой компании, последняя будет применять:

— упрощенную систему налогообложения (6% с доходов, 15% доходы – расходы);

— единый налог на вмененный доход (15% с вмененного дохода);

— или общую систему налогообложения (20% доходы – расходы).

Обратите внимание на выводы из судебной практики. Для целей соответствия критериям рыбохозяйственной организации показатели деятельности за предшествующий год значения не имеют (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 11.11.2009 N Ф03-5725/2009, от 10.11.2009 N Ф03-5724/2009). Такой же вывод можно отнести и к сельскохозяйственным производителям.

В зависимости от того, будет ли компания вновь создаваться или реорганизовываться для использования более льготных ставок по налогу, будет зависеть и порядок подачи заявления.

На основании п. 2 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.3 НК РФ вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель считаются перешедшими на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

В случае реорганизации компании для того, чтобы соблюдалось правило о 70% ограничении правила установлены несколько другие.

Пунктом 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. В свою очередь, с этого же момента преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность. Таким образом, поскольку при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, на него распространяется порядок перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (письмо Минфина России от 04.07.2008 N 03-11-04/1/11). То есть сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.

ТатьянаН.
Кирилл,у нас аналогичная ситуация. Заявление на УСН подали в2018 г.А только в августе 2020г. ФНС прислала требование по предоставлению деклараций по ЕСХН за 2018 и 2019г. Как отстоять свое право на УСН? только если в суде. рекомендую изучить решения судов по схожей ситуации с правомерностью применения УСН при отсутствии заявления о переходе на УСН
например
Утвержден
Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации
4 июля 2018 года
ОБЗОР
ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ГЛАВ 26.2 И 26.5 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОТНОШЕНИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1. Налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о применении упрощенной системы налогообложения, если ранее им фактически признана обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.
Вновь созданное хозяйственное общество (далее — общество) по окончании первого налогового периода своей деятельности представило в налоговый орган (далее — инспекция) декларацию по упрощенной системе налогообложения.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу о неправомерности применения обществом специального налогового режима, поскольку уведомление о его использовании было направлено несвоевременно. В связи с непредставлением отчетности по общей системе налогообложения инспекцией также вынесено решение о приостановлении операций общества по счетам в банке.
Общество оспорило решение, вынесенное по результатам камеральной налоговой проверки, и решение о приостановлении операций в арбитражном суде.
Суд удовлетворил заявленные требования, руководствуясь следующим.
Пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса, не вправе применять этот специальный налоговый режим.
Вместе с тем налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (пункт 2 статьи 22, подпункты 1 и 5 пункта 1 статьи 31, пункт 2 статьи 32 Налогового кодекса).
В данном случае общество фактически применяло упрощенную систему налогообложения (уплачивало авансовые платежи по данному налоговому режиму, не исчисляло и не уплачивало налоги по общей системе налогообложения, в том числе не предъявляло налог на добавленную стоимость контрагентам) без возражений со стороны налогового органа в течение всего первого налогового периода своей деятельности.
Получив сведения о нарушении срока направления указанного уведомления, инспекция не требовала от общества представления отчетности по общей системе налогообложения, а напротив — выставила требование об уплате авансового платежа по упрощенной системе налогообложения.
Таким образом, своим поведением в течение налогового периода налоговый орган фактически признал правомерность применения упрощенной системы налогообложения. Соответственно, инспекция утратила право ссылаться на положения подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса в обоснование изменения статуса налогоплательщика.
Постановлением суда апелляционной инстанции и суда округа решение суда оставлено без изменения.

Основание и правовые основы

Система налогообложения в виде ЕСХН — единого сельскохозяйственного налога — это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве, как следует и из названия.

Как и все остальные спецрежимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций.

Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Формы отчетности, как обычно, устанавливаются финансовым ведомством. Также в правовую базу по ЕСХН можно включать и разъяснения Минфина и ФНС РФ — эти разъяснения не имеют нормативного характера, но помогают разобраться в разных аспектах применения налога.

Порядок перехода на ЕСХН

Переход на единый сельхозналог — добровольное дело. Определиться с желанием применять ЕСХН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН. Именно в этот срок — до 31 декабря — нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление. В нем указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.

Обращаем внимание!

Особые условия уведомления о переходе на ЕСХН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций, которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.

Организации и предприниматели, не представившие уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН и, соответственно, не смогут применять этот режим налогообложения в новом году.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестаёт соответствовать указанным выше обязательным условиям, то он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала года, в котором допущено или выявлено данное нарушение.

Если налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики вправе перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого нужно вновь уведомить об этом налоговый орган по местонахождению организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января.

Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.

Налогоплательщики

Налогоплательщики ЕСХН — это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели:
    • производящие сельскохозяйственную продукцию;
    • осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
    • реализующие эту продукцию.

    Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.

    Обязательное условие для перехода на ЕСХН — по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должно составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика.

  2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы — если по итогам их работы за предыдущий календарный год доля их доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
  3. Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Для них обязательным (для перехода на ЕСХН) являются следующие условия:
    • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год доля их дохода от реализации их уловов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
    • они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
  4. Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.

Обязательные условия для перехода на ЕСХН:

  • средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.

Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:

  • продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
  • продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.

Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.

Освобождение от налогов

Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Обращаем внимание!

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Объект налогообложения и налоговая база

Объект налогообложения при ЕСХН — это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база — это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.

Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.

Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.

Обращаем внимание!

С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Налоговый период

Налоговый период — календарный год.

Отчетный период — полугодие.

Налоговые ставки

Налоговая ставка по ЕСХН установлена Налоговым кодексом в размере 6% и неизменна в общем случае.

Однако с 2015 года для Крыма и Севастополя введена возможность понижения ставки ЕСХН. На период 2015-2016 гг. этих власти регионов могли уменьшить ставку до 0%. На период 2017-2021 гг. уменьшение возможно лишь до 4%.

В 2016 году и в Севастополе, и в республике Крым была установлена ставка налога при ЕСХН в размере 0,5%.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимальных 4%.

Обращаем внимание!

По п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, установленная законами Крыма и Севастополя на 2017 г., не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. Отчетность

При применении ЕСХН налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщик должен сам рассчитать налог по правилам, установленным НК РФ.

По итогам отчетного периода необходимо рассчитать сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аванс должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики представляют налоговые декларации и уплачивают ЕСХН в налоговые органы:

  • организации — по месту своего нахождения;
  • индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства.

Сдать налоговую декларацию и уплатить налог за предыдущий год нужно не позднее 31 марта года.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/384@. Может подаваться как в бумажном, так и в электронном виде.

При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя, организация или индивидуальный предприниматель должны уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно уведомлению прекращена деятельность.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

ЕСХН: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимально возможных 4% и согласно п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, больше не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Обращаем внимание!

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 20 декабря 2018 г.

Величина ЕСХН исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку (п. 1 ст. 346.9 НК РФ). Налоговая база на ЕСХН – это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ).

Доходы на ЕСХН – это доходы от реализации и внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.5 НК РФ). А на какие расходы можно уменьшить доходы при применении этого спецрежима?

ЕСХН-расходы (перечень)

Перечень расходов, учитываемых при применении ЕСХН, является закрытым. Он приведен в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. К расходам, на которые плательщик ЕСХН в 2019 году вправе уменьшить свои доходы, относятся, в частности:

  • материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, лекарственных препаратов для ветеринарного применения, биопрепаратов и средств защиты растений;
  • расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке;
  • расходы на оплату труда, выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности;
  • арендные платежи;
  • расходы на приобретение ОС и НМА;
  • расходы на ремонт ОС;
  • расходы на обязательное (в т.ч. социальное) и некоторые виды добровольного страхования;
  • суммы процентов по кредитам и займам;
  • расходы на оплату услуг банков;
  • суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товаров;
  • расходы на командировки;
  • нотариальные услуги;
  • расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
  • расходы на канцелярские товары;
  • расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
  • расходы на рекламу;
  • расходы на питание работников, занятых на сельхозработах;
  • судебные расходы и арбитражные сборы;
  • расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки;
  • расходы на приобретение молодняка скота для последующего формирования основного стада, продуктивного скота, молодняка птицы и мальков рыбы;
  • расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству;
  • расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
  • расходы на сертификацию продукции;
  • расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции;
  • расходы в виде потерь от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утвержденных Постановлениями Правительства от 15.07.2009 № 560, от 10.06.2010 № 431;
  • суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы.

Значительная часть указанных расходов учитывается в порядке, предусмотренном для плательщиков налога на прибыль (п. 3 ст. 346.5 НК РФ). Речь идет, к примеру, о материальных расходах (ст. 254 НК РФ), расходах на оплату труда (ст. 255 НК РФ), расходах на обязательное и добровольное имущественное страхование (ст. 263 НК РФ).

Особенности признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) ОС, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) НМА принимаются в порядке, указанном в п. 4 ст. 346.5 НК РФ. Так, например, стоимость ОС, приобретенных в период применения ЕСХН, учитывается в расходах с момента ввода этих ОС в эксплуатацию до конца года равными долями.

Порядок признания расходов при ЕСХН

Расходы, предусмотренные п. 2 ст. 346.5 НК РФ, можно учесть при определении налоговой базы по ЕСХН, только если они соответствуют 2 критериям (п. 3 ст. 346.5 НК РФ):

  • документальное подтверждение;
  • обоснованность.

Документально подтвержденные расходы – это затраты, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, обычаями делового оборота, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Обоснованные расходы – это экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Важно учитывать, что расходами признаются затраты при условии, что они произведены для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Необходимо также помнить, что на ЕСХН расходы учитываются только по кассовому методу. То есть затраты должны быть не только понесены, но и фактически оплачены (пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

Если по состоянию на 1 марта 2020 года вы числитесь в реестре субъектов МСП и ваш основной ОКВЭД есть в перечне наиболее пострадавших отраслей, вы можете заплатить налог за 2019 год и аванс за первое полугодие 2020 года попозже:

Вид платежа Стандартный срок Срок для МСП из пострадавших отраслей
Налог ЕСХН за 2019 год 31.03.2020 30.09.2020
Аванс по ЕСХН за 1-е полугодие 2020 года 25.07.2020 25.11.2020

Таблица переноса сроков для плательщиков ЕСХН

Причем это не значит, что вы должны сразу заплатить налог, как только подойдет к концу время отсрочки. Долг нужно будет погашать в течение 12 месяцев по 1/12 части, начиная с того месяца, в котором настал срок уплаты.

Например, ЕСХН за 2019 год составил 120 тысяч рублей и организация имеет право на отсрочку. Нужно будет платить по 10 тысяч рублей каждый месяц, начиная с сентября 2020 года.

Если организация не числится в реестре МСП и не относится к пострадавшей отрасли, налог и авансы нужно платить в обычные, но с учетом нерабочих дней с 30 марта по 11 мая 2020 года.

Срок уплаты годового налога пришелся на нерабочий период, поэтому крайний срок переносится на первый рабочий день – 12 мая 2020 года.

Но некоторые организации и предприниматели попали в число исключений и продолжали работать в нерабочий период. Это те, кто перечислен в п.2 Указа Президента от 25 марта 2020 года № 206. Они должны были заплатить в обычный срок безо всяких переносов.

Срок сдачи декларации по ЕСХН тоже сдвинули, причем абсолютно для всех, без привязки к виду деятельности и масштабам бизнеса. Отчитаться за 2019 год можно на 3 месяца позже – не позднее 30 июня 2020 года. Чтобы снизить расходы на бухгалтерию и забыть про хлопоты с учетом и отчетностью, передайте бухгалтерию на аутсорсинг в «Моё дело». Все работу за вас сделают профессионалы, а вы сможете приглядывать за процессом в специальном приложении. В избранное Нажмите Ctrl+D чтобы добавить страницу в избранное 0 нравится Поделиться: