Налог на продажу валюты

В России пересмотрены правила обмена валюты. И если ранее купить доллары или евро без предъявления паспорта можно было на сумму до 15 тыс. рублей, то теперь порог повышен до 40 тыс. рублей. При обмене большей суммы потребуется предъявить паспорт и ответить на ряд вопросов.

Депутаты Госдумы 15 июня 2016 года приняли сразу во втором и третьем чтениях поправки в закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Эти поправки упростят покупку и продажу небольших сумм иностранной валюты. Также нововведения снизят операционную нагрузку на банки и их затраты на оформление операций по обмену валюты физическими лицами.

Продажа валюты физлицам в банках: как было и как стало

Согласно действующим правилам, банк должен потребовать паспорт от клиента, который хочет купить или продать иностранную валюту на сумму более 15 тыс. рублей. Также банк имеет право запросить у клиента дополнительную информацию — ИНН, номер соцстрахования, размер и источник дохода и прочее.

После вступления в силу принятых поправок (вступят в силу после официальной публикации) без паспорта можно будет покупать и продавать валюту общей стоимостью до 40 тыс. рублей (по курсу на сегодня это более 695 долларов и 616 евро).

Тем же, кто хочет купить или продать валюты более чем на 40 тыс. руб.

Новые правила обмена валюты: пошаговая инструкция

и менее чем на 100 тыс. руб., достаточно будет просто показать паспорт. Это упрощенная идентификация.

При покупке или продаже валюты на сумму более 100 тыс. руб. клиент будет обязан пройти полную идентификацию — a паспорт и сообщить сотруднику банка дополнительные данные для составления анкеты.

До 27 декабря 2015 года банки обязаны были проводить идентификацию, но могли это делать в упрощенном варианте при покупке-продаже валюты от 15 тысяч до 600 тысяч рублей. До 15 тысяч для обмена можно было обойтись даже без паспорта. Но банки по собственной инициативе имели право его потребовать.

С 28 декабря 2015 года при обмене валюты в кассе, с граждан, не являвшихся клиентами конкретного банка, стали требовать заполнять анкету. В анкете необходимо указать ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН (при наличии) и другую дополнительную информацию. А в особых случаях, для клиентов с повышенным уровнем риска, еще и о размере и источнике доходов.

Какие данные могут потребовать при обмене валюты в банке

«Уровень риска» клиента определяет банк своим внутренним распоряжением.

Анкета для клиентов, покупающих или продающих валюту, у каждого банка выглядит по-своему. Регулятор составил универсальный опросник из 17 пунктов, на основании которого банки должны сформировать свои. Чем больше риска несет клиент с точки зрения банка, тем большее число вопросов ему зададут.

Подозрительным для банка, к примеру, может показаться ситуация, когда клиент хочет обменять крупную сумму мелкими купюрами. В таком случае кредитная организация может запросить дополнительную информацию, например, источник и размер дохода клиента.

Но данные эти будут храниться в банке около года. То есть при каждом обращении анкету не придется заполнять повторно.

Обмен валюты в безналичной форме

Изменения в законодательстве не коснутся дистанционных услуг — обмена валюты через мобильный и интернет-банк. На такие операции действие нового законодательства не распространяется. Ведь если у вас есть интернет-банк, значит, вы уже когда-то открывали счет в банке и заполняли все необходимые анкеты. Банку уже не нужно вас идентифицировать.

Другое преимущество такого способа обмена валюты — отсутствие ограничений на размер операции. Покупать и продавать валюту в интернете можно будет сколько угодно. А при условии, что в онлайне обменный курс, как правило, более выгодный, то такой вариант будет предпочтительней посещения офиса банка.

Упрощение обмена валюты: мнение экспертов

Эксперты отмечают, что в последние годы произошло двукратное снижение курса рубля, и логично бы было, чтобы это учитывалось и при обмене валюты.

«Когда принимали закон о противодействии отмывания, то по той информации, которая была у авторов законопроекта, с этих цифр начинаются реальные процедуры отмыва денег», — пояснил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Николай Гончар.

«Порог в 15 тыс. руб. был введен, когда эта сумма была эквивалентна порядка $500, сейчас $500 — уже более 30 тыс. рублей. В такой ситуации повышение порога вполне объяснимо, и тем, кто часто выезжает за рубеж и покупает валюту, конечно, оно упростит жизнь»,— считает начальник отдела корпоративной конверсии Бинбанка Станислав Макаров.

Предложенные послабления упростят жизнь не только клиентам, но и банкам. «Это снизит время операции на одну-три минуты с текущих пяти минут при небольших суммах, не требующих обработки денег»,— заключает Макаров.

Хотя не все аналитики оптимистичны относительно нововведений. Даже при повышении лимита, банки все равно будут проверять операции с клиентами, чтобы не вызвать подозрений регулятора, считает партнер юридической фирмы Lidings Степан Гузей. «Банк сегодня даже с учетом лимита требует от клиента идентификации личности, вне зависимости от того, каков характер операции… У нас банки скорее будут опасаться провести любую операцию, чем не потребовать идентификации клиента, потому что любая контрольная проверка ЦБ, сами понимаете, чем может обернуться с точки зрения применения двух законов «О легализации» и «О противодействии», — пояснил Гузей.

ДЕБЕТ 80 КРЕДИТ 57 субсчет «Средства, перечисленные банку на покупку валюты»

— 2469 руб. (199 989 — 197 520) – отражена разница между рублевым эквива­лентом приобретенной валюты и суммой израсходованной на ее покупку;

ДЕБЕТ 80 КРЕДИТ 51

— 1000 руб. – списано банком комиссионное вознаграждение за покупку валюты;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 57 субсчет «Средства, перечисленные банку на покупку валюты»

— 11 руб. (200 000 — 199 989) – произведен возврат не израсходованных бан­ком денежных средств.

Отметим, что сумма комиссии, удержанная банком, в размере 1000 руб., а также убыток от продажи валюты в размере 2469 руб. не уменьшают прибыль для целей налогообложения.

Пример 2

На погашение валютного банковского кредита российская фирма подает в банк заявку на покупку 1000 долларов США (USD). Кредит был получен на производственные цели. Курс доллара по отношению к рублю, установленный ЦБ РФ на дату зачисления купленной валюты на специальный транзитный валютный счет предприятия, – 25 руб./долл. Курс коммерческого банка на эту же дату составил 27 руб./долл.

За покупку валюты банк удержал с предприятия комиссионное вознаграждение в размере 270 руб., включая НДС – 45 руб.

Приняв заявку у предприятия, банк списал с его расчетного счета 27 270 руб. Указанная сумма денежных средств была распределена следующим образом:

-27000 руб. – сумма, эквивалентная 1000 долл. США по курсу коммерческого банка;

-270 руб. – вознаграждение банка за услуги по покупке валюты.

Курс доллара США, установленный ЦБ РФ на дату списания денег со специального транзитного счета, составил 26 руб./долл.

В целях упрощения примера предположим, что требование об открытии депозита к организации не предъявлялось.

В учете предприятия делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 57 КРЕДИТ 51

— 27270 руб. – списаны денежные средства с расчетного счета;

дебет 52 субсчет «Специальный транзитный счет» кредит 57

— 25000 руб. (1000 USD ´ 25 руб.) – купленная валюта зачислена на валютный счет;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 57

— 270 руб. – отражено комиссионное вознаграждение банка;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76

— 225 руб. (270 — 45) – отнесено на затраты комиссионное вознаграждение банка;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

— 45 руб. – учтен НДС по комиссионному вознаграждению;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

— 45 руб. – зачтен НДС по комиссионному вознаграждению банка;

ДЕБЕТ 80 КРЕДИТ 57

— 2000 руб. (27000 — 25000) – отнесена на внереализационные расходы разница между курсом коммерческого банка и курсом ЦБ РФ;

дебет 90 кредит 52 субсчет «Специальный транзитный счет»

— 26000 руб. (1000 USD ´ 26 руб.) – купленная валюта направлена на погашение банковского кредита;

ДЕБЕТ 52 КРЕДИТ 80

— 1000 руб. (26000 — 25000) – отражена положительная курсовая разница, образовавшаяся в результате колебаний курса ЦБ РФ.

4.1.2. Налог на покупку валюты

Нормативно-правовая база налога на покупку иностранной валюты представлена:

— Федеральным законом от 21.07.97 № 121-ФЗ «О внесении измене­ний и дополнений в Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»»;

— Федеральным законом от 21.07.97 № 120-ФЗ «О налоге на покуп­ку иностранных денежных зна­ков и платежных документов, выраженных в иностранной ва­люте»;

— Федеральным законом от 16.07.98 № 98-ФЗ «О внесении измене­ний в Федеральный закон «О налоге на покупку иностран­ных денежных знаков и пла­тежных документов, выражен­ных в иностранной валюте»»;

— инструкцией ГНС России от 07.08.97 № 45 «О порядке ис­числения и уплаты в бюджет налога на покупку иностран­ных денежных знаков и пла­тежных документов, выражен­ных в иностранной валюте».

Плательщиками налога явля­ются физические лица, организа­ции, филиалы и представительст­ва как резиденты, так и нерези­денты, совершающие операции, подпадающие под обложение на­логом на покупку иностранной валюты. Иностранные физиче­ские и юридические лица, совер­шая сделки по покупке валюты на территории Российской Феде­рации, обязаны уплачивать соот­ветствующий налог.

Коммерческие банки, поку­пая валюту, становятся налогоплательщиками, а, продавая ее, выступают в качестве сборщика налога на покупку валюты.

Не являются плательщиками налога организации, деятельность которых полностью финансиру­ется из бюджетов всех уровней, и Банк России.

Налогооблагаемая база

Изменения, внесенные в нало­говое законодательство в июле 1998 г., существенно расширили базу обложения налогом на покуп­ку иностранных денежных знаков.

Налогооблагаемой базой явля­ется сумма в рублях, уплачивае­мая при совершении следующих операций:

— покупка наличной иностран­ной валюты за наличные рубли;

— покупка платежных документов в иностранной валюте за на­личные рубли;

— выплата с валютных счетов на­личной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на ва­лютные счета с рублевых счетов;

— покупка у физических лиц за наличные рубли иностранных денежных знаков, не подлежа­щих обращению из-за дефектов;

— выдача иностранной валюты владельцам пластиковых карт с рублевых карточных счетов.

Пример 3

Предприятие по внеш­неторговому контракту перево­дит через уполномоченный банк денежную сумму в ино­странной валюте за поставленные товары (выполненные ра­боты или оказанные услуги). На валютном счете требуемой суммы не оказалось. По заявке предприятия на покупку иностранной валюты банком с руб­левого счета перечисляется необходимая сумма в рублях.

Ограничения НБУ

Та­кая операция подпадает под обложение налогом на покупку валюты, несмотря на то, что имеет место движение валюты в безналичной форме.

В соответствии с Федераль­ным законом от 16.07.98 № 98-ФЗ в случае покупки у физиче­ских лиц за наличные рубли не­платежных иностранных денеж­ных знаков взимается налог на покупку валюты.

В соответствии с инструк­цией ГНС России № 45 налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при по­купке наличной иностранной ва­люты, включая суммы, списывае­мые с рублевых карточных счетов владельцев пластиковых карт в возмещение сумм иностранных денежных знаков, полученных этими владельцами. В налогооблагаемую базу включаются так­же суммы возврата банковских вкладов (депозитов), открытых в рублях, и начисленных по ним процентов, если их погашение производится в наличной ино­странной валюте.

Определяя налогооблагаемую базу, следует указать и на те опе­рации, которые выведены из-под налогообложения.

Не подлежат обложению нало­гом:

— операции по выдаче наличной иностранной валюты по бан­ковским вкладам (депозитам), открытым в иностранной валю­те, включая выдачу наличной иностранной валюты с валют­ных счетов;

— операции по покупке наличной иностранной валюты кредитны­ми организациями у Банка Рос­сии, а также у других кредитных организаций, имеющих лице­нзию Банка России на соверше­ние операций по купле-продаже иностранной валюты в налич­ной и безналичной форме. Федеральный закон № 98-ФЗ, значительно расширив базу нало­гообложения, оставил неурегули­рованными на законодательном уровне некоторые ситуации. Рас­смотрим одну из них.

Пример 4

Физическое лицо-клиент банка вносит на рублевый счет неко­торую сумму, которая конвер­тируется банком в иностран­ную валюту, после чего послед­няя зачисляется на валютный счет клиента. Впоследствии клиент по своему усмотрению может распоряжаться своим ва­лютным счетом, в том числе снимать с него наличную ино­странную валюту.

В такой схеме отсутствует факт покупки клиентом наличной иностранной валюты. Он лишь снимает наличную иностранную валюту со своего валютного сче­та, а, следовательно, не возни­кает объекта налогообложения.

Ставка налога на покупку ва­люты установлена в соответствии с Федеральным законом от 16.07.98 № 98-ФЗ в размере 1 % от налогооблагаемой базы.

4.2. Продажа валюты

Законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная и необязательная (свободная) продажа иностранной валюты. Согласно Приказу Центрального банка РФ от 29 июня 1992 г. № 02-104А (с последующими изменениями и дополнениями) любая организация на территории России обязана продать 75% валютной выручки в течение семи дней со дня её поступления на транзитный валютный счет. В соответствии с указанием Централь­ного банка РФ от 11 сентября 1998 г. № 347-У обязательная продажа части экспортной валютной выручки юридического лица осуществляется через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах либо непосредственно Центрально­му банку РФ – по согласованию с департаментом иностранных операций Банка России. В сумму продаваемой иностранной валюты входят все поступления в пользу предприятия, включая предварительную оплату и суммы авансов, за исключением:

— привлеченных кредитов и начисленных процентов по ним;

— взносов в уставный капитал;

— доходов (дивидендов), полученных от участия в капитале;

— поступлений от продажи акций, облигаций, а также доходов (дивидендов) по ним.

Необходимо иметь в виду, что до момента обязательной продажи иностранной валютной выручки можно произвести оплату с транзитного валютного счета:

— резидентам – за транспортировку, страхование и экспедирование груза по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении;

— нерезидентам – за транспортировку, страхование и экспедирование груза, за таможенные сборы и пошлины в иностранной валюте;

— комиссионные вознаграждения посредническим организациям по экспортному контракту;

— комиссионные вознаграждения банку за осуществление платежей с транзитного валютного счета.

При этом, если указанные расходы оплачены с текущего валютного счета, валюта перечисляется с транзитного на текущий валютный счет без обязательной продажи её части.

Таким образом, обязательная продажа валюты может производиться со следующих счетов:

— транзитного счета (75 процентов валютной выручки);

— специального транзитного счета (обратная продажа купленной, но не списанной валюты).

ЦБ просят ввести лимит на продажу валюты физлицам

Бесплатный телефон Юриста Москва +7 (499) 703-51-48 юрист СПБ +7 (812) 309-42-67

Председатель партии «Коммунисты России» (КР) Максим Сурайкин подготовил обращение на имя главы Центрального банка России Эльвиры Набиуллиной, в котором предлагает рассмотреть возможность введения в России ограничений для физических лиц на покупку иностранной валюты для стабилизации курса российского рубля.

По мнению Сурайкина, ажиотаж и повышенной спрос на валюту несут угрозу экономической безопасности и стабильности и являются одними из основных причин падения рубля.

Лидер партии КР предлагает установить в России ограничение на покупку валюты физическим лицом суммой в $500 в месяц, или эквивалента данной суммы в иных валютах, в частности в евро.

Одновременно с этим Максим Сурайкин признает, что некоторые граждане имеют валютные обязательства — на обучение или лечение за границей или выплату валютного кредита. Для них он предлагает установить лимит на покупку валюты в размере суммы валютных обязательств плюс $500 в месяц.

По мнению коммуниста, такое ограничение поможет нормализовать спрос на валюту в стране и стабилизировать курс российского рубля, а также стать началом процесса постепенного снижения влияния иностранных валют на внутреннюю экономику.

— Уход от долларизации нашей экономики необходим. Она грозит нашей экономической безопасности, так как путем повышения курса доллара Россию просто грабят. А у ЦБ в сложившейся ситуации может и вовсе не оказаться иных мер, кроме этой, поскольку спекулятивный капитал всегда рассчитывает на создание истерии вокруг курса, и хотя у самих спекулянтов есть ограниченное количество ресурсов для игр на падение рубля, но сценарий всегда один и тот же — создается истерия, и люди массово сливают имеющиеся у них рубли, — считает Сурайкин. — Поэтому разумное ограничение, чтобы люди не наделали глупостей, целесообразно. Если ЦБ введет ограничение на объем покупки/продажи валюты — это поможет стабилизировать рынок.

В Центробанке сообщили, что предложение будет рассмотрено в соответствии с законодательством РФ в течение 30 дней.

Ранее, как писали «Известия», депутат Евгений Федоров обратился в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку Центробанка, который, по мнению законодателя, не выполняет свои конституционные обязанности по удержанию курса рубля. В своем обращении Федоров отметил, что с 17 декабря 2013 года по 27 октября 2014 года российский рубль упал по отношению к доллару США на 31%. В ноябре турбулентность на валютном рынке продолжилось, и на 10 ноября курс доллара находился на уровне 45 рублей.

Исполнительный вице-президент РСПП и председатель Совета ассоциации региональных банков России Александр Мурычев считает, что подобные ограничения могут вызвать эффект, противоположный желаемому.

— Я против всяких ограничений, потому что это вызовет дополнительный ажиотаж и еще больший рост цены на валюту. У нас и так сложилась ситуация, что из выделенных на рефинансирование банковской системы денег, а это было свыше четырех триллионов, значительная часть пошла на спекулятивные операции, что стало дополнительным подспорьем девальвированию рубля, — рассказал он. — Принимаемое сейчас решение по сокращению этих потоков я считаю очень важным, оно может способствовать стабилизации курса. Ну и не исключаю, что какие-то дополнительные антикризисные мероприятия тоже необходимы.

Экономист и ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников заметил, что мировой опыт использования механизма лимитирования покупки валюты населением не показал своей эффективности.

— За всю историю применения такой меры, а таких случаев насчитывается 76, за исключением Исландии, которая обанкротилась, и Малайзии, где случился крупный экономический кризис, нигде такая мера не показала эффективности. В нашем же случае этого надо избежать еще и потому, что ЦБ сейчас проводит крупнейшую денежную реформу, тогда как валютное ограничение может не только способствовать ухудшению ситуации в экономической плоскости, но и перевести ее в социальную, — считает эксперт. — Я думаю, нужно подождать, и через две-три недели доллар и евро встанут на новый равновесный уровень. Каким он будет, во многом зависит от цены на нефть.

&nbsp Быстрый поиск: Центробанк, Банки, Валюта, Курс валюты, Доллар, Евро, Рубль

&nbsp Источник:

Телефон юриста бесплатно круглосуточно 8 (800) 500-27-29 доб 562

  • Генпрокуратура проверит политику ЦБ в отношении рубля
  • С начала октября ЦБ потратил на поддержку рубля почти $6 млрд
  • Минфин выступает за повышение гибкости курса рубля
  • Рубль стабилен благодаря интервенциям ЦБ
  • Курс доллара вырастет до 42-45 руб. за доллар Евро – до 52-56 руб
  • Доллар впервые в истории подорожал до 40 рублей
  • Курс евро превысил отметку в 50 рублей
  • Курс валют на 27 июня
  • Курс валют на 19 июня
  • Курс валют на 12 июня
  • Не нашли ответ, задайте вопрос Адвокату onlain бесплатно


    Спросить у юриста быстрее, чем искать 8 (800) 500-27-29 доб. 562


    Консультация юриста бесплатно по телефону 8 (800) 333-94-83 доб.

    Новое в блогах

    159 круглосуточно

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Налог на покупку валюты

    А.Н. Козырин, доктор юридических наук, профессор.

    В июле 1997 г. в результате принятия Федерального закона "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" перечень федеральных налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, пополнился новым, семнадцатым по счету налогом. Одновременно с этим был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", закрепивший место вновь учрежденного налога в российской налоговой системе.

    Разработчики законопроектов ожидали увеличения доходных поступлений в бюджет от введения нового налога примерно на 1 трлн. руб. (здесь и далее в валюте до деноминации). Они намеревались использовать в фискальных интересах обозначившуюся в последние годы устойчивую тенденцию долларизации экономики и денежных доходов населения.

    Банк России, рассчитывая баланс движения иностранной валюты в I квартале 1997 г., обнародовал следующие данные. За указанный период в Российскую Федерацию было ввезено свободно конвертируемой валюты на сумму 9,1 млрд. долл. (в I квартале 1996 г. — 7,2 млрд. долл.). Прирост наличной свободно конвертируемой валюты у резидентов составил 2,7 млрд. долл. (в том числе в секторе нефинансовых предприятий и в домашнем хозяйстве — 2,4 млрд. долл.). В начале 1997 г. доля покупки иностранной валюты в структуре использования денежных доходов населения составила 23,6%.

    По данным Минэкономики РФ, до 90% всех своих текущих сбережений россияне держат в валюте. В 1992 г. они тратили на покупку валюты 0,5% своих денежных доходов, в 1995 г. — 14,3%, а в 1996 г. — уже 18,5%.

    В 1996 г. россияне тратили на покупку валюты в 4 раза больше средств, чем клали в банки на рублевые счета. По информации Госкомстата РФ, каждый пятый рубль обратился в иностранную валюту: около 159,8 трлн. руб., или 20,8% всех денежных доходов, было затрачено резидентами в первом полугодии 1997 г. на покупку валюты.

    За весь 1996 г. банки продали россиянам 51,6 млрд. долл. наличными, а купили 24,1 млрд. долл. В среднем в месяц совершалось 33 млн. сделок с валютой.

    29 июля 1997 г., когда Закон о налоге на покупку валюты вступил в силу, внутренний валютный рынок незамедлительно отреагировал на изменения, произошедшие в сфере налогообложения. В тот день курс американского доллара в обменных пунктах увеличился в среднем на 30 — 50 руб. Это курсовое изменение ожидалось. Курс продажи доллара ко дню вступления в силу нового налога составлял 5800 руб. Предусмотренная законом ставка налога на покупку валюты составляла 0,5% суммы в рублях, которая уплачивается при покупке наличной валюты: 5800 x 0,5/100 = 29 руб.

    Введение налога на покупку валюты не могло не сказаться на валютном курсе. В 1997 году банк, покупая валюту, должен был уплачивать налог по ставке 0,5%. Учитывая относительно невысокую рентабельность обменных операций по долларам, банки "заложили" новый налог в курс покупки, уменьшив последний в среднем на 30 — 50 руб.

    Учреждение нового налога вывело внутренний валютный рынок из состояния равновесия. Включение сумм налоговых платежей в курс покупки и продажи валюты привело к увеличению валютной маржи, что в свою очередь не замедлило негативно сказаться на ритмичности работы внебиржевого валютного рынка. В первую очередь это почувствовалось на московском рынке, ведь около 70% наличной валюты продается и покупается в Москве и Московской области (по данным Банка России, по состоянию на 1 июля 1997 г. в Москве было зарегистрировано 5328 пунктов обмена валюты).

    Ситуация на валютном рынке обострилась и из-за вскрывшихся дефектов юридического свойства. В ст. 8 Федерального закона "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" предусматривалось, что сам законодательный акт вступает в силу со дня его официального опубликования. Банкам и иным кредитным учреждениям в считанные дни предстояло самостоятельно решать многие вопросы, связанные с порядком взимания налога на покупку валюты. В самом Законе (ст. 7) устанавливалось, что Госналогслужба РФ по согласованию с Минфином РФ в двухнедельный срок со дня вступления Закона в силу утвердит инструкцию по его применению. Инструкция была издана Госналогслужбой 7 августа 1997 г., зарегистрирована в Минюсте РФ 25 августа 1997 г. Только после этого инструкция была опубликована и лишь через 10 дней после официального опубликования вступила в силу. В течение всего этого периода банки взимали новый налог "на свой страх и риск", устанавливая собственные правила применения закона.

    Из текста Закона следует, что налог на покупку валюты удерживается самим банком или обменным пунктом при совершении операции по обмену валюты. Некоторое время оставался неизвестным счет, на который следовало перечислять налоговые поступления. Эта информация была сообщена впервые в совместном письме Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 1 августа 1997 г. "О зачислении сумм налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте". Нерешенным оставался некоторое время и вопрос о подтверждении факта уплаты налога на приобретение валюты. Одни ставили штамп или делали соответствующую запись в справке, оформляемой при совершении операции по обмену валюты, другие выдавали специальные чеки в подтверждение уплаты налога, третьи по аналогии с подоходным налогом, уплата которого специально не оформляется, не составляли никаких записей о произведенных налоговых платежах и лишь вносили соответствующие изменения в валютный курс. Только 1 августа 1997 г. письмом Центрального банка России N 496 были внесены изменения и дополнения в его же Инструкцию от 27 февраля 1995 г. N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно — обменных операций уполномоченными банками". Предусматривалось, что сумма удержанного налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, будет фиксироваться путем составления надписи "Удержано налога…" в справке ф. N 0406007.

    Самодеятельность банков в этом вопросе — вынужденная реакция на неудачную формулировку Закона. Как уже отмечалось, Закон вступал в силу с момента его официального опубликования, следовательно, с этого времени возникала обязанность уплатить налог при покупке валюты. Бездействие банков в ожидании инструкции Госналогслужбы могло бы обернуться тем, что за все операции по обмену валюты, совершенные до принятия инструкции, банкам пришлось бы внести причитающиеся налоговые платежи из своих средств.

    Очевидно, что подобная законодательная практика в налоговой сфере не может быть признана удовлетворительной. Основные элементы налога и порядок его взимания должны быть четко прописаны в самом законе, а если все же отдельные вопросы требуют разъяснений и комментирования в инструкциях и иных методических актах Госналогслужбы РФ, Банка России и др., то возникновение самой обязанности по уплате должно быть отсрочено до появления упомянутых правовых актов.

    Рассмотрим основные элементы налога на покупку валюты.

    Плательщиками налога являются физические лица, организации, а также филиалы и представительства, как резиденты, так и нерезиденты, совершающие операции, подпадающие под обложение налогом на покупку валюты. Таким образом, иностранные физические лица и юридические лица, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, совершая сделки по покупке валюты на территории Российской Федерации, обязаны уплатить соответствующий налог.

    Что касается коммерческих банков, то они, покупая валюту, становятся налогоплательщиками, а продавая валюту, выступают в качестве сборщика налога на покупку валюты.

    Не являются плательщиком налога, во-первых, организации, деятельность которых полностью финансируется из бюджетов всех уровней, и, во-вторых, Банк России.

    Объектом налога являются операции по покупке (конвертации) наличной иностранной валюты. Под "наличной иностранной валютой" законодатель понимает иностранные денежные знаки и платежные документы, выраженные в иностранной валюте. Понятие "платежные документы, выраженные в иностранной валюте" раскрывается в инструкции: "Для целей применения настоящей инструкции к платежным документам относятся чеки, аккредитивы и другие аналогичные документы, выраженные в иностранной валюте". Перечень намеренно оставлен открытым, поскольку в результате совершенствования сферы оказания банковских услуг появляются новые платежные документы, позволяющие совершать операции по покупке иностранной валюты.

    Определяющим для возникновения обязательства по уплате налога с операций с платежными документами является валюта, в которой они выражены. Если дорожные чеки, банковские чеки, векселя, выраженные в рублях, предъявляются к оплате (погашению) и их держатель желает получить эквивалент в иностранной валюте, то такая операция будет облагаться налогом на покупку валюты. Если же за платежный документ, выраженный в иностранной валюте, его держатель получает соответствующие иностранные денежные знаки, налог не уплачивается. Налог на покупку иностранной валюты будет уплачиваться и при обмене одной иностранной валюты на другую.

    Следует обратить внимание на условность употребления в Законе самого понятия "наличная иностранная валюта". Оно используется для обозначения как иностранных денежных знаков, так и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Выбор термина оказался не самым удачным, поскольку налогом на покупку валюты облагаются и операции, связанные с перечислением безналичной валюты. Например, предприятие по внешнеторговому контракту переводит через уполномоченный банк денежную сумму в иностранной валюте в оплату за поставленные в соответствии с контрактом товары (выполненные работы или оказанные услуги).

    За пригоршню долларов

    На валютном счете требуемой суммы не оказалось. По заявке предприятия на покупку иностранной валюты банком с рублевого счета перечисляется необходимая сумма в рублях. Эта операция также подпадает под обложение налогом на покупку валюты, несмотря на то, что имеет место движение валюты в безналичной форме.

    Уточняя объект налога, законодатель указал на то, что не подлежат обложению налогом операции по выдаче наличной иностранной валюты по банковским вкладам (депозитам), открытым в иностранной валюте, включая выдачу наличной иностранной валюты с валютных счетов.

    Не облагаются налогом на покупку валюты операции по покупке наличной иностранной валюты кредитными организациями у Банка России, а также у иных кредитных организаций, имеющих лицензию Банка России на совершение операций по купле — продаже иностранной валюты в наличной и безналичной форме.

    Базой налогообложения является сумма в рублях, уплачиваемая при покупке (конвертации) наличной иностранной валюты, в том числе суммы, списываемые с рублевых карточных счетов владельцев пластиковых карт в возмещение сумм иностранных денежных знаков, полученных этими владельцами. Включаются в налогооблагаемую базу и суммы возврата банковских вкладов (депозитов), открытых в рублях, а также начисленных по ним процентов, если их погашение производится в наличной иностранной валюте.

    Ставка налога на покупку валюты составляла в 1997 году 0,5% от налогооблагаемой базы. Для сравнения — в некоторых странах Запада, где взимается аналогичный налог, его ставка варьируется от 5 до 7%.

    О порядке взимания налога и уплаты его в бюджет. Удержание налога производится кредитными организациями в момент получения покупателями наличной иностранной валюты с уплаченной суммы в рублях. Уже сейчас на практике некоторые банки при установлении курса продажи иностранной валюты "закладывают" в него налог на покупку иностранной валюты. Такое увеличение курса продажи валюты ничего общего с самим фактом уплаты налога на покупку валюты не имеет. Покупатель валюты по курсу, якобы учитывающему новый налог, все равно будет уплачивать налог непосредственно при покупке валюты. В то же время подобная практика создает почву для различного рода злоупотреблений. Нередко клиент при совершении операций по обмену валюты не заинтересован в получении справки ф. N 0406007 и соответственно не требует ее от сотрудника обменного пункта. Рассчитывая на это, обменный пункт устанавливает завышенный курс якобы с учетом налога на покупку валюты. Деньги попадают таким образом не в казну, а в карманы недобросовестных лиц.

    Суммы налога перечисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, на территориях которых произведены операции по покупке валюты, не позднее операционного дня, следующего за операционным днем удержания налога. В случае неперечисления или несвоевременного перечисления сумм налога на покупку валюты плательщики привлекаются к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

    Суммы налога распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении 60 и 40% соответственно. Представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации могут принять решение о зачислении в местные бюджеты всей или части суммы от указанного налога, поступающей в их бюджеты.

    В связи с тем, что Федеральным законом от 21.07.97 N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" и пунктом 20 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 490, не предусмотрено включение расходов на уплату налога на покупку иностранной валюты в себестоимость, коммерческие банки и другие кредитные организации уплачивают указанный налог за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

    В отношении иных (некредитных) организаций — плательщиков налога на покупку валюты вопросы, связанные с источниками уплаты данного налога, должны быть урегулированы ГНС РФ совместно с Минфином РФ.

    Появление в российской налоговой системе нового налога во второй половине 1997 г., в период, когда активно шло (и до сих пор идет) обсуждение проекта Налогового кодекса, не может не вызвать вопроса о "долговечности" налога на покупку валюты.

    Как известно, в первоначальном проекте Налогового кодекса не было упоминания о налоге на покупку валюты. Объяснение этому факту довольно простое: на момент принятия Налогового кодекса Госдумой в первом чтении в прошлом году еще не был введен в действие Федеральный закон "О налоге на покупку иностранных денежных знаков…" от 21 июля 1997 г. Очевидно, что будущее налога на покупку валюты зависит от его реальной эффективности. По информации Минфина РФ, бюджетные поступления от налога на покупку валюты на 1 октября 1997 г. составили 224,8 млрд. руб. против 95,9 млрд. руб. по состоянию на 1 сентября 1997 г. Правительство РФ в своих фискальных планах на будущее рассчитывает на налог на покупку валюты.

    Правила вывоза валюты из РФ

    Покупка и продажа иностранной валюты индивидуальными предпринимателями: учет курсовой разницы

    Для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и являющихся плательщиками налога на доходы физических лиц, весьма актуальны вопросы, касающиеся правомерности отнесения для целей налогообложения курсовой разницы, образующейся при покупке (продаже) иностранной валюты, к доходам и расходам, непосредственно связанным с предпринимательской деятельностью, в порядке, аналогичном предусмотренному ст.ст.250 и 265 гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.

    Согласно ст.41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц" и "Налог на прибыль организаций".

    Статьей 210 гл.23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.

    Доходы в виде курсовой разницы от операций с иностранной валютой подлежат налогообложению на общих основаниях, поскольку они не поименованы в перечне доходов, не подлежащих налогообложению, перечисленных в ст.217 НК РФ.

    При приобретении иностранной валюты по курсу ниже или продаже иностранной валюты по курсу выше официально установленного Банком России курса физические лица получают доход в виде денежной суммы, исчисленной исходя из разницы между курсом, установленным Банком России, и курсом, по которому валюта фактически была продана или приобретена физическим лицом, т.е. получают доход в денежной форме, подлежащий налогообложению у источника выплаты в соответствии с п.1 ст.224 НК РФ по ставке 13%.

    В ст.223 НК РФ установлено, что дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме. В случае приобретения (продажи) валюты по курсу ниже (выше) официально установленного Банком России курса дата фактического получения дохода физическими лицами определяется как дата перехода права собственности на иностранную валюту. Убытки, полученные физическими лицами по таким операциям, в целях налогообложения к учету не принимаются.

    Доходы в виде курсовой разницы от операций с иностранной валютой относятся к доходам, облагаемым по ставке 13%, полученным от источников выплаты в Российской Федерации (в данном случае банка), и подлежат отражению в Приложении к декларации А по налогу на доходы физических лиц формы N 3-НДФЛ, утвержденной Приказом МНС России от 16.10.2003 N БГ-3-04/540 "Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по их заполнению".

    При получении физическим лицом доходов в виде курсовой разницы от операций с иностранной валютой банки как налоговые агенты обязаны производить с таких сумм исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц и представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физического лица. Такие доходы в соответствии со Справочником 2 "Виды доходов" Приложения к формам N N 1-НДФЛ и 2-НДФЛ отражаются налоговыми агентами в налоговой отчетности по коду 2900 "Доходы в виде курсовой разницы от операций с валютой".

    Данный порядок налогообложения курсовой разницы от операций с иностранной валютой распространяется на индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, без каких-либо изъятий, поскольку операции по приобретению (продаже) иностранной валюты индивидуальные предприниматели осуществляют в качестве физических лиц независимо от целей покупки (продажи) валюты.

    Кроме того, индивидуальные предприниматели для осуществления расчетов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, вправе открывать в банках валютные расчетные счета. При зачислении поступивших от зарубежных партнеров на расчетный счет индивидуального предпринимателя в качестве оплаты за отгруженную продукцию валютных средств, так же как и при перечислении валютных средств в качестве оплаты за полученную от зарубежных партнеров продукцию с расчетного счета индивидуального предпринимателя, курсовой разницы не возникает.

    Необходимо учитывать и то, что в соответствии с п.5 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее — Порядок учета), утвержденного совместным Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, учет доходов и расходов и хозяйственных операций должен вестись индивидуальными предпринимателями в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях. Записи в Книге учета индивидуального предпринимателя, относящиеся к операциям по валютным счетам, а также иным операциям, расчеты по которым осуществлялись в иностранной валюте, следует производить в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Банка России, установленному на дату фактического получения дохода или на дату фактического осуществления расхода.

    Таким образом, доходы в виде курсовой разницы от операций с иностранной валютой не относятся к доходам, полученным налогоплательщиками от осуществления предпринимательской деятельности, и не подлежат отражению в п.2 Приложения В "Доходы, полученные от предпринимательской деятельности и частной практики" к декларации формы N 3-НДФЛ, где указываются вид предпринимательской или иной деятельности и сумма дохода, полученного налогоплательщиками от занятия такой деятельностью.

    Меняем валюту без паспорта

    Убытки, полученные физическими лицами по таким операциям, в целях налогообложения к учету не принимаются и не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы за отчетный налоговый период. Соответственно убытки, полученные индивидуальными предпринимателями по этим операциям, не являются расходами, непосредственно связанными с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов, указываемых налогоплательщиками в п.2 Приложения В "Доходы, полученные от предпринимательской деятельности и частной практики" к декларации формы N 3-НДФЛ, а также профессионального налогового вычета, предусмотренного п.1 ст.221 НК РФ.

    Что касается таких понятий, как "внереализационные доходы" и "внереализационные расходы", раскрытых в ст.ст.250 и 265 гл.25 НК РФ, то к деятельности индивидуальных предпринимателей они не применимы, поскольку включают в себя именно те виды доходов и расходов юридических лиц, которые непосредственно не связаны с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг или имущественных прав, в то время как доходы от осуществления предпринимательской деятельности и связанные с ними расходы имеют самое непосредственное отношение к производству и (или) реализации товаров, работ, услуг, а также имущественных прав в части реализации имущества, непосредственно используемого индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления предпринимательской деятельности в качестве средств труда.

    В п.14 Порядка учета установлено, что в доход от предпринимательской деятельности включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного индивидуальными предпринимателями безвозмездно. Кроме того, подлежат учету в составе доходов, полученных от предпринимательской деятельности, и доходы от реализации имущества, используемого индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления предпринимательской деятельности в качестве основных средств и нематериальных активов.

    Наряду с доходами от предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели, как и прочие физические лица, могут получать иные виды доходов, включая и доходы в виде курсовой разницы от операций с иностранной валютой, которые, однако, неправомерно классифицировать как внереализационные доходы, предусмотренные ст.250 НК РФ для юридических лиц. В соответствии с п.15 Порядка учета под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.

    Следовательно, расходы индивидуальных предпринимателей, которые непосредственно не связаны с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг или имущественных прав, т.е. определяемые в ст.265 гл.25 НК РФ как внереализационные расходы юридических лиц, могут рассматриваться исключительно с точки зрения их непосредственной связи с получением налогоплательщиками доходов от осуществляемой ими предпринимательской деятельности.

    Т.Левадная

    Советник налоговой службы

    Российской Федерации III ранга