Налог на имущество какой счет

А теперь о каждой настройке по порядку.

Установить ставки и льготы. Для этого нужно зайти на вкладку меню «Справочники», раздел «Налоги» и выбрать «Налог на имущество»:

Далее нажимаем ссылку «Ставки и льготы»:

Попадаем в журнал установленных ставок. Через кнопку «Создать» формируем новый документ с указанием даты, с которой будет действовать ставка в организации, а также отмечаем галочками нужные пункты в разделе «Налоговые льготы», если предоставляются:

Возвращаемся на страницу «Налог на имущество». Настроить особый порядок налогообложения:

Для настройки порядка нажимаем на ссылку «Объекты с особым порядком налогообложения». Это справочник, здесь имеется возможность записи и настройки особых правил для определенного имущества.

Указать порядок отражения налога и сроки оплаты. Переходим обратно на страницу «Налог на имущество» и жмем ссылку «Порядок уплаты».

Нажимаем «Создать» и формируем новый документ, в котором указываем год начала действия, налоговый орган, срок (дату) уплаты налога. При необходимости отмечаем уплату авансов:

Настройки проводок по налогу осуществляется по ссылке «Способы отражения расходов».

Здесь необходимо указать счет затрат, по которому будут формироваться проводки. Как правило, указывают 26 счет:

Для заполнения отчета «Декларация по налогу на имущество» в программе 1С Бухгалтерия 8.3 переходим в раздел «Регламентированная отчетность» и выбираем необходимую декларацию.

Заполнение полностью автоматизировано, нажимаем «Заполнить», и отчет выводится на экран:

Рассмотрим декларацию: перейдем в раздел 2 на страницу 1 – здесь в верхней части документа рассчитана остаточная стоимость на каждый месяц. Ниже расчет средней стоимости за указанный год. Эти данные являются базой для налогообложения, от которой происходит исчисление налога на имущество на основании процентной налоговой ставки. Получается сумма, из которой вычитается авансовый платеж. Остаток будет суммой, необходимой для доплаты. Отображение данной суммы происходит в 1 разделе декларации. 3 раздел отражает расчет имущественного налога, база которого определяется кадастровой (инвентаризационной) стоимостью.

Налог на имущество в новой главе

Материал предоставлен журналом
«Практический Бухгалтерский Учет»
Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе «Периодика»
Т. А. МАСЛОВА Эксперт «ПБУ»

Президент РФ 11 ноября 2003 года подписал Федеральный закон от 11.11.03 № 139-ФЗ, которым часть вторая НК РФ дополнена главой 30 «Налог на имущество организаций». Эта глава с 1 января 2004 года заменит Закон РФ от 13.12.91 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий».

Наиболее значимые изменения, вносимые главой 30 НК РФ, состоят в следующем. Во-первых, значительно сокращён состав имущества, подлежащего обложению налогом на имущество. Во-вторых, изменён порядок расчёта налоговой базы. В-третьих, отменён ряд федеральныхльгот. Но региональным законодателям дано право устанавливать дополнительный перечень организаций-льготников. Следующее новшество связано с увеличением предельного размера налоговой ставки. Наконец, последнее изменение касается порядка уплаты налога.

Круг налогоплательщиков

Перечень плательщиков налога на имущество установлен статьёй 373 НК РФ. Как и раньше, платить налог должны все российские организации. По-прежнему должны платить налог на имущество иностранные фирмы в том случае, если они осуществляют деятельность на российской территории через постоянные представительства и имеют в собственности недвижимость на территории России. Под постоянным представительством в целях налогообложения имущества, так же как и в целях налогообложения прибыли, понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:

  • с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Иностранные фирмы, не образующие в России постоянных представительств, также должны будут с нового года платить налог на имущество. Обязанность уплаты налога у таких фирм возникает лишь в отношении объектов недвижимого имущества, находящегося на территории России.

Перечень объектов налогообложения

В статье 374 НК РФ приведён перечень объектов налогообложения. Для российских организаций объектом налогообложения признаётся движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность). Это имущество должно учитываться на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учёта. Говоря иначе, налогом должно облагаться имущество, учитываемое на счёте 01 «Основные средства», а также материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода. Такое имущество учитывается на счёте 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Как видим, из числа объектов налогообложения с 1 января 2004 года исключаются, в частности, следующие виды имущества:

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаётся движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, которое учитывается по правилам российского бухучёта.

Для иностранных компаний, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, объектом налогообложения признаётся находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее этим фирмам на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).

В перечень объектов налогообложения не включаются:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным министерствам и ведомствам, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Такое имущество не будет признаваться объектом налогообложения в том случае, если указанные органы власти будут использовать его исключительно для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.

Налоговая база и порядок её определения

Определение понятия «налоговая база» дано в статье 375 НК РФ. С нового года налоговая база будет определяться как «среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения». Сейчас, в соответствии с законом о налоге на имущество, для целей налогообложения также определяется среднегодовая стоимость имущества.

Имущество, признаваемое для целей налогообложения, учитывается при расчёте налоговой базы по остаточной стоимости, т. е. в оценке, принятой правилами ведения бухгалтерского учёта.

В бухгалтерском учёте организации могут исчислять амортизацию основных средств несколькими способами. Поэтому для исчисления налога на имущество учитываются суммы амортизации, рассчитанные в соответствии с порядком, закреплённым в учётной политике организации.

Организация может применять для расчёта сумм амортизации в бухгалтерском учёте классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1). При этом важно помнить, что порядок расчёта амортизации с применением классификации в бухгалтерском учёте распространяется только на основные средства, приобретённые после 1 января 2002 года.

Для отдельных объектов основных средств начисление амортизации в бухгалтерском учёте не предусмотрено. К числу таких объектов, к примеру, относятся жилые дома, квартиры, объекты внешнего благоустройства. Чтобы не ущемлять права налогоплательщиков, у которых есть подобного рода имущество, законодатель в главе 30 НК РФ сохранил норму, которая и сейчас есть в законе о налоге на имущество.

Согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ, стоимость объектов, по которым не начисляется амортизация, налогоплательщики должны определять, вычитая из первоначальной стоимости сумму износа. Величину износа организация должна определять по нормам амортизационных отчислений в конце каждого налогового (отчётного) периода.

Для иностранных фирм, которые не образуют на российской территории постоянных представительств, в качестве налоговой базы определена инвентаризационная стоимость объектов недвижимости. Передавать данные в налоговые инспекции об инвентаризационной стоимости недвижимости вменено в обязанности БТИ. Они должны будут извещать ИМНС в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) таких объектов недвижимости.

Теперь остановимся на новшествах в порядке определения налоговой базы.

Первое из них касается организаций, имеющих в своём составе обособленные подразделения.

Сейчас такие организации исчисляют налоговую базу и уплачивают налог по местонахождению самой организации и по местонахождению каждого подразделения. При этом не важно, имеет подразделение отдельный баланс и расчётный счёт или не имеет.

С 1 января 2004 года налог нужно будет рассчитывать и уплачивать по местонахождению организации и тех её обособленных подразделений, которые имеют отдельный баланс и расчётный счёт.

Пример 1

Организация, расположенная в г. Москве, имеет филиал, находящийся в Тверской области. Филиал выделен на отдельный баланс и имеет свой расчётный счёт. В состав организации входит также подразделение, не имеющее отдельного баланса и расчётного счёта, расположенное на территории Московской области.

Среднегодовая стоимость имущества в целом по организации за I квартал 2004 года составила 4 000 000 руб., в том числе по местонахождению организации (месту государственной регистрации) — 2 000 000 руб., по местонахождению филиала — 1 200 000 руб., по местонахождению обособленного подразделения — 800 000 руб. Налоговая база для исчисления налога составит:

  • 2 800 000 руб. (2 000 000 + 800 000) — по г. Москве;
  • 1 200 000 руб. — по Тверской области.

Кроме того, налоговую базу нужно будет определять также в отношении недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения как самой организации, так и её обособленных подразделений.

Среднегодовую стоимость имущества организации будут определять так. Сначала нужно будет сложить остаточную стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчётного) периода и на 1-е число месяца, следующего за налоговым (отчётным) периодом. Полученную сумму затем надо разделить на количество месяцев в налоговом (отчётном) периоде, увеличенное на единицу. Отчётными периодами в соответствии со статьёй 379 НК РФ признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев, а налоговым — календарный год.

Пример 2

Предположим, что остаточная стоимость основных средств организации в первой половине 2004 года составит:

200 000 руб. — на 1 января;
160 000 руб. — на 1 февраля;
240 000 руб. — на 1 марта;
220 000 руб. — на 1 апреля;
260 000 руб. — на 1 мая;
280 000 руб. — на 1 июня;
370 000 руб. — на 1 июля.

Среднегодовая стоимость имущества будет равна:

за первый квартал —

210 000 руб. ((200 000 + 160 000 + + 240 000 + 220 000) : 4);

за полугодие —

250 000 руб. ((200 000 + 160 000 + + 240 000 + 220 000 + 260 000 + 280 000 + + 390 000) : 7).

Правда, региональные власти на местах вправе не устанавливать отчётные периоды. В этом случае организации не будут уплачивать авансовые платежи по налогу в течение года, а будут уплачивать налог один раз по окончании налогового периода.

Особый порядок установлен для определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности). Имущество товарищества может состоять из объектов основных средств, внесённых по договору, и имущества, приобретённого и (или) созданного в процессе совместной деятельности. Что касается переданного в совместную деятельность имущества, то по нему налог должен уплачивать каждый участник, передавший такое имущество. А вот по имуществу, которое создано уже в процессе совместной деятельности, налог должны уплачивать все участники договора пропорционально своему вкладу в общее дело. Чтобы участники договора могли рассчитать налог, им необходимо иметь сведения:

  • об остаточной стоимости общего имущества на 1-е число каждого месяца;
  • о доле каждого участника в общем имуществе.

Такие сведения участникам договора должен сообщать участник, ведущий учёт общего имущества. Кодексом определён крайний срок сообщения указанных сведений — 20-е число месяца, следующего за отчётным периодом.

Ставки и льготы

Статьёй 380 НК РФ определено максимальное значение ставки налога на имущество — 2,2 % (вместо ныне действующей ставки, равной 2 %). При этом сохранены полномочия региональных властей по установлению ставок в меньших размерах вплоть до нулевого значения. Дифференцированные ставки на местах власти могут устанавливать «в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения».

Что касается льгот, то в главе 30 часть из них отменена, а часть — ограничена в применении по времени.

В частности, отменены льготы для:

  • бюджетных организаций (за исключением тех, которые имеют имущество, используемое для нужд культуры и искусства,образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);
  • предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • предприятий народных художественных промыслов;
  • жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;
  • национально-культурных обществ и др.

Только до 1 января 2005 года будут освобождаться от обложения налогом на имущество организации, имеющие объекты мобилизационного назначения и мобилизационные мощности, а также законсервированное и (или) не используемое в производстве имущество (ст. 4 закона № 139-ФЗ).

Временный характер (до 2006 года) будут иметь льготы, освобождающие организации от уплаты налога в отношении следующих объектов:

  • жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКХ, финансируемых за счёт бюджетных средств регионов и (или) местных бюджетов;
  • социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Научные организации РАН, РАМН и другие смогут применять льготу в течение 2004 и 2005 годов только по имуществу, которое используется для научно-исследовательской деятельности (ст. 4 закона № 139-ФЗ).

Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей

Статьёй 382 НК РФ определён порядок исчисления сумм налога и сумм авансовых платежей по налогу.

Чтобы рассчитать сумму налога, нужно будет налоговую базу за налоговый (отчётный) период умножить на соответствующую ставку.

По итогам каждого отчётного периода организация должна определить сумму авансового платежа (если такой порядок будет предусмотрен региональным законодательством). Для этого нужно будет среднегодовую стоимость имущества за отчётный период умножить на 1/4 соответствующей ставки (п. 4 ст. 382 НК РФ).

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 1, дополнив их. Допустим, что в г. Москве ставка налога на имущество установлена на уровне 2 %, а в Тверской области. — 2,2 % (значения ставок условны).

Сумма налога, которую организация должна будет уплатить, составит:

  • в г. Москве — 14 000 руб. (2 800 000 руб. x 2 % : 4);
  • в Тверской области — 6600 руб. (1 200 000 руб. x 2,2 % : 4).

Чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам года, нужно из величины налога, рассчитанного за налоговый период, вычесть сумму авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода.

По недвижимому имуществу, расположенному вне местонахождения организации, налог рассчитывается по правилам статьи 385 НК РФ. Как сказано в этой статье, для определения суммы налога нужно среднюю стоимость недвижимости за отчётный (налоговый) период умножить на ставку налога, установленную на соответствующей территории.

Сроки и порядок уплаты налога должны установить региональные законодатели. Чтобы ввести новый налог на имущество с 1 января 2004 года, региональные законодатели должны принять соответствующие законы до 1 декабря 2003 года.

Статьёй 386 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые инспекции расчёты по авансовым платежам (по истечении отчётных периодов) и декларацию (по итогам года).

Расчёты по авансовым платежам и декларацию нужно будет представлять:

  • по местонахождению организации;
  • по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс и расчётный счёт;
  • по местонахождению объектов недвижимого имущества, расположенных вне местонахождения организации.

Иностранные организации, не осуществляющие деятельности через постоянные представительства, должны будут уплачивать авансовые платежи и налог по итогам года в налоговые инспекции по местонахождению объектов недвижимого имущества.

Крайний срок представления расчётов по авансовым платежам — 30 дней с даты окончания отчётного периода, а декларации — 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на имущество предприятий — это имущественный сбор, размер которого значительно вырос за последнее время, так как в налогооблагаемую базу было включены несколько групп движимого имущества. В статье расскажем, какими бухгалтерскими проводками отражать начисление данного обязательства.

Законодательные основы

Плательщиками налога на имущество признаются все юридические лица, в собственности которых находятся налогооблагаемые объекты. Чиновники предусмотрели послабления. Так, к примеру, компании, перешедшие на специальные режимы налогообложения, освобождены от уплаты имущественного сбора (ИС).

Однако и в данном правиле есть исключения. Предприятия и организации, применяющие специальные режимы, обязаны уплачивать ИС, если в их собственности есть особые виды имущества. Перечень данных категорий объектов основных средств утверждается органами законодательной власти субъектов РФ.

Так как ИС — это региональный налог, то власти субъекта вправе утвердить и отчетные периоды по фискальному платежу. Это значит, что налогоплательщики, помимо обязательного итогового платежа (уплачивается один раз в год по итогам налогового периода — года), могут перечислять авансовые расчеты в бюджет.

Узнать, какая периодичность платежей установлена в вашем регионе в 2020 году, можно на официальном сайте ФНС.

При начислении налога на имущество проводки должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учетах. Причем составление бухгалтерских записей имеет свои особенности. О них расскажем далее.

Отражение в бухучете

В обычном порядке налог на имущество организаций (проводки) отражается следующим образом:

Операция

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество организации за отчетный или налоговый период

26 «Общехозяйственные расходы»

68 «Расчеты по налогам и сборам» по соответствующему субсчету

44 «Расходы на продажу» — используйте данный счет для начисления сумм имущественного налога для торговой организации

Произведена оплата

68 по субсчету ИС

51 «Расчетный счет»

Данный метод отражения операций предусмотрен п. 5 ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н. Он заключается в том, что данное фискальное обязательство следует отражать в составе расходов по основным видам деятельности. Аналогичное мнение в п. 3 Письма Минфина от 19.03.2008 № 03-05-05-01/16 выражали и представители Министерства финансов России.

Однако существует и другое мнение, что данные издержки следует относить к прочим расходам и отражать на соответствующем 91 счете БУ (субсчет 91.2 «Прочие расходы»). Такая позиция обусловлена тем, что в действующем законодательстве не определен источник, за счет которого организация должна уплатить ИС. А следовательно, и относить такие затраты к основным издержкам некорректно. В таком случае составляется проводка:

Дебет 91.2 Кредит 68 — начислены налоговые обязательства.

Дебет 68 Кредит 51 — произведена уплата ИС в государственный бюджет.

ВАЖНО! Компания обязана принять решение, каким образом отражать ИС в бухучете. Данный выбор следует закрепить в учетной политике, чтобы избежать споров с контролирующими органами.

Особенности налогового учета

Порядок отражения ИС в налоговом учете имеет ряд характерных особенностей. Так, компания на ОСНО при исчислении налогооблагаемой базы по прибыли может принять налог на имущество в составе расходов. Причем сумма налогового обязательства принимается на дату начисления. Дата фактической оплаты не имеет значения.

Компания на УСН «Доходы минус расходы» вправе принять в состав расходов уплаченный налог на имущество организаций. Стоит отметить, что в данном случае ИС принимают по дате фактической оплаты итогового или же авансового платежа.

Напомним, что фирмы на УСН, ЕНВД или ЕСХН могут быть признаны налогоплательщиками ИС, если в их собственности имеются отдельные виды имущества (ст. 378.2 НК РФ).

Общие положения по налогу на имущество организаций

Определение 1

Налог на имущество организаций – это региональный налог, который начисляют и уплачивают предприятия всех форм собственности.

Законодательное регулирование налога на имущество организации регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (гл.30). Данная глава содержит все аспекты налогообложения налогом на имущество организаций.

Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются предприятия, на балансе которых состоит имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Налоговым Кодексом предусмотрено несколько критериев при определении налоговой базы.

  1. Налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества организации, которое признается объектом налогообложения.
  2. Относительно отдельных объектов недвижимости, налоговая база рассчитывается как кадастровая стоимость таких объектов по состоянию на 1 января года налогового периода.
  3. Определяя налоговую базу как среднегодовую стоимость имущества предприятия, которое признается объектом налогообложения, данное имущество учитывают исходя из его остаточной стоимости, сформированной в установленном порядке ведения бухгалтерского учета, утвержденным в приказе об учетной политике предприятия.
  4. Из остаточной стоимости налогооблагаемого имущества вычитаются суммы, которые отражают предстоящие в будущем затраты по данному объекту недвижимости и уже включенные в их стоимость.
  5. Для тех объектов имущества, к которым не предусмотрено начисление амортизации, их стоимость для налогообложения налогом на имущество рассчитывается как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Учет налога на имущество организаций 490 руб.
  • Реферат Учет налога на имущество организаций 280 руб.
  • Контрольная работа Учет налога на имущество организаций 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Налоговая база на имущество организаций определяется в разрезе подразделений и представительств предприятия. Подразумевается, что каждое такое подразделение имеет самостоятельный баланс. Также налоговая база на имущество предприятия определяется в разрезе местонахождения такого имущества и, соответственно поставленного на учет в разных налоговых органах.

Объекты налогообложения

Определенную сложность вызывает определение объектов налогообложения. В статье 374 Налогового Кодекса Российской Федерации содержится перечень объектов, которые включаются и не включаются в налогооблагаемую базу для исчисления налога на имущество предприятий (Рис.1):

Рисунок 1. Критерии признания объектов налогообложения налогом на имущество организаций

Особенности бухгалтерского учета налога на имущество организаций

Определение 2

Ставки налога на имущество организаций – дифференцированные и устанавливаются на региональном уровне, в зависимости от категорий предприятий или особенностей самих основных средств. Предельная ставка равна $2,2\%$.

Налоговым кодексом Российской Федерации не регламентирован источник, за счет которого организация уплачивает налог на имущество организаций. Поэтому, каждая организация самостоятельно определяет порядок признания расходов при начислении данного налога. Опираясь на п. 4 ПБУ 10/99, расходы предприятия можно разделить по двум основным типам:

  • Расходы по обычным видам деятельности;
  • Прочие расходы.

Учитывая, что расходы по налогу на имущество не связаны с изготовлением продукции, продажей товаров и продукции, выполнением работ, оказанием услуг, то такие расходы считаются прочими расходами и учитывается на счете 91.2 «Прочие расходы».

При начислении налога на имущество формируется следующая проводка:

  • Д-т 91 «Прочие расходы»
  • К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на имущество»

Вместо 91 счета, организацией также может применяться счет 44 «Расходы на продажу», если налогооблагаемое имущество используется на объектах торговли, или счет 26 «Общехозяйственные расходы», если имущество используется для общехозяйственных целей и т.п. Счет учета в разрезе каждого объекта имущества должен быть закреплен в учетной политике предприятия.

При оплате налога на имущество, формируется следующая проводка:

  • Д-т 68″Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на имущество»
  • К-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»

В случае начисления пени ил штрафов, формируется проводка:

  • Д-т 99 «Прибыли/убытки»
  • Д-т 68″Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на имущество»

Замечание 2

По окончании отчетного года организации обязаны подать налоговую декларацию по налогу на имущество организаций. Такая декларация подается в налоговые органы по местонахождению имущества не позднее 30 марта.

Подачу налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество, предприятия подают не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Компания ГАРАНТ

Действующие нормативные акты по бухгалтерскому учету не определяют, в каком порядке организации должны учитывать в своих расходах начисленные суммы налога на имущество организаций и транспортного налога.

Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

При отражении исчисленных налогов в бухгалтерском учете необходимо руководствоваться общими нормами признания расходов.

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:

— расходы по обычным видам деятельности;

— прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Для целей ПБУ 10/99 расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Налог на имущество организаций

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

С одной стороны, начисленные организацией к уплате в бюджет суммы налога на имущество, представляют собой отдельный вид расхода, который обусловлен нормами НК РФ и непосредственно с производством продукции (работ, услуг) не связан.

С другой стороны, база по налогу на имущество формируется исходя из остаточной стоимости основных средств организации. То есть использование основных средств при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) влечет возникновение затрат по уплате налога на имущество.

По мнению Минфина России, выраженному в письмах от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16 и от 05.10.2005 N 07-05-12/10, налог на имущество организаций относится к расходам по обычным видам деятельности. И в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, сумма налога (авансового платежа) на имущество организаций отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Однако необходимо отметить, что письма Минфина России не являются нормативно-правовыми актами и не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.

Поэтому организация вправе самостоятельно исходя из специфики своей деятельности и структуры основных средств установить, относятся ли суммы начисленного к уплате налога на имущество к расходам по обычным видам деятельности или учитываются в составе прочих расходов, предусмотрев соответствующий порядок в учетной политике.

Так, если организация осуществляет производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) и большинство основных средств используется непосредственно в производстве продукции (работ, услуг) или для управленческих целей, то, на наш взгляд, налог на имущество, начисленный к уплате в бюджет, следует учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности.

Тем не менее организация может предусмотреть в учетной политике включение начисленных сумм налога на имущество в состав прочих расходов и отражать их в учете соответственно по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Порядок учета начисленных к уплате сумм налога на имущество организаций следует раскрыть в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Транспортный налог

Объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется по объектно, т.е. в отношении каждого транспортного средства (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Поэтому, по нашему мнению, логично в бухгалтерском учете отражать начисленные суммы на счетах учета соответствующих затрат на производство или в составе прочих расходов в зависимости от того, в каких целях используется тот или иной транспорт.

Если транспортные средства в организации используются для осуществления основной деятельности, то расходы на уплату транспортного налога по этим транспортным средствам следует включать в состав расходов по обычным видам деятельности:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
— начислен транспортный налог по каждому транспортному средству, работающему в основном производстве или в аппарате управления;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу» кредит 51
— транспортный налог перечислен в бюджет.

В случае если транспортные средства используются не по основной деятельности (например, сдаются в аренду, и это не является основным видом деятельности), то расходы по уплате налога может быть включены в состав прочих расходов и отражены в учете следующим образом:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
— начислен транспортный налог.

Так же, как и в отношении налога на имущество, организация может конкретизировать в учетной политике порядок признания в расходах начисленных сумм транспортного налога.

К сведению:

Отметим, что для целей налогообложения прибыли суммы транспортного налога и налога на имущество однозначно относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При определении для целей налогообложения прибыли доходов и расходов методом начисления датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам) признается дата их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Бойко Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей