Надзор за соблюдением трудовых прав

Понятие и виды контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

Конституцией РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека. Гарантией соблюдения трудовых прав граждан является деятельность государственных органов контроля и надзора, обеспечивающая контроль за соблюдением трудового законодательства.

Замечание 1

Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства – это охранительная деятельность государственных органов и общественных организаций, которая направлена на обеспечение трудовых прав работников и предотвращение нарушений трудового законодательства. Между контрольной и надзорной деятельностью существует некоторое разграничение в зависимости от органов, осуществляющих данную деятельность, а также методов выявления нарушений трудового законодательства и способов реагирования на эти нарушения.

В зависимости от органов, которые осуществляют контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства, выделяют государственный и общественный контроль в сфере труда.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства 470 руб.
  • Реферат Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства 250 руб.
  • Контрольная работа Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Государственным контролем и надзором за соблюдением трудового законодательства признается деятельность специально уполномоченных органов, которая направлена на защиту трудовых прав работников и привлечение работодателей к соблюдению трудового законодательства. При осуществлении контрольных и надзорных функций специально уполномоченными органами различают: предупредительный, предварительный, текущий и последующий надзор и контроль (рис. 1).

Предупредительный надзор и контроль имеет своей целью не допустить принятия условий труда, которые бы противоречили трудовому законодательству, и предотвратить нарушения требований охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных сооружений, а также при вводе в эксплуатацию новых и реконструкции уже существующих объектов производственного назначения.

Цель предварительного надзора и контроля – предотвращение нарушений трудового законодательства при применении условий труда, осуществляемых работодателем.

Основная задача текущего надзора и контроля – предотвращение нарушений трудового законодательства, а также выявление уже допущенных нарушений и принятие соответствующих мер.

Суть последующего надзора и контроля сводится к восстановлению прав работника при выявлении уже допущенных нарушений трудового законодательства.

Виды надзора и контроля в трудовом законодательстве»>
Рисунок 1. Виды надзора и контроля в трудовом законодательстве

Органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

Для защиты трудовых прав и свобод граждан в нашей стране создана система специально уполномоченных органов, которые наделены соответствующей компетенцией в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с действующим законодательством:

  • федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляет Федеральная инспекция труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований по безопасности трудовой деятельности возложен на федеральные органы исполнительной власти.

Федеральная инспекция труда состоит из:

  • федерального органа исполнительной власти – Федеральной службы по труду и занятости;
  • его территориальных органов – государственных инспекций труда.

Таким образом, систему государственной защиты трудовых прав и свобод составляют:

  1. Органы прокуратуры, осуществляющие высший контроль за соблюдением трудового законодательства.
  2. Федеральная инспекция труда, осуществляющая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
  3. Федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют государственный надзор за соблюдением правил безопасного ведения работ в отдельных отраслях промышленности.

Все эти органы действуют на основании соответствующих нормативно-правовых актов.

Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют:

  1. Профессиональные союзы.
  2. Другие уполномоченные представительные органы работников (рис. 2).


Рисунок 2. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением трудового законодательства

Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства

Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность должностных лиц при нарушении законодательства о труде и правил охраны труда, невыполнении обязательств по выполнению коллективных трудовых договоров и соглашений.

В связи с этим на должностные лица распространяются следующие виды ответственности:

  • дисциплинарная;
  • материальная;
  • административная;
  • уголовная.

К дисциплинарной ответственности относится применение мер дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение. Она может быть общая и специальная.

Материальная ответственность имеет место тогда, когда предприятию был причинен материальный ущерб. Эта ответственность может быть полной и ограниченной.

Административная ответственность состоит в виде предупреждения или наложения штрафа.

Уголовная ответственность может наступить за нарушение трудового законодательства и правил охраны труда, необоснованный отказ при приеме на работу, увольнение беременной женщины. В этих случаях назначается наказание: в виде лишения свободы, штрафа, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и др.

Замечание 2

Ответственность за нарушение трудового законодательства несут как наниматель, так и должностные лица. Следует сказать, что наниматель как юридическое лицо может нести только материальную ответственность, а все остальные виды ответственности: административную, дисциплинарную и уголовную будут нести только физические лица, которые являются должностными лицами нанимателя.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. К ним, в частности, относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (в части надзора за соблюдением норм и правил по охране труда в ряде отраслей промышленности) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (в части осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора).

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в Трудовой кодекс РФ были внесены значительные и масштабные изменения, касающиеся основных институтов трудового законодательства.

Изменения были внесены и в гл. 57 ТК РФ, посвященную государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства.

Ряд полномочий федеральной инспекции труда, признанных избыточными в ходе административной реформы, был исключен.

В частности, были исключены из Трудового кодекса РФ такие полномочия федеральной инспекции труда, как реализация мероприятий по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; дача заключений по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда; участие в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда.

Между тем большинство основных надзорно-контрольных полномочий федеральной инспекции труда было сохранено.

Согласно ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда является единой централизованной системой, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Федеральная инспекция труда входит в состав Федеральной службы по труду и занятости. В настоящее время система федеральной инспекции состоит из Федеральной службы по труду и занятости и территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства в субъектах Российской Федерации (государственных инспекций труда).

К числу основных задач федеральной инспекции труда законодательством отнесено:

1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 ТК РФ).

В соответствии со ст. 356 и 357 ТК РФ государственные инспекторы труда имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц, запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или перерабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

В целях пресечения совершенных правонарушений или длящихся правонарушений государственные инспекторы труда имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Федеральной инспекцией труда в результате осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.

При этом наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха. Выявляются также многочисленные нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

Наряду с выдачей предписаний федеральной инспекцией труда активно используются полномочия по привлечению работодателей, виновных в нарушении трудового законодательства и трудовых прав работников, к административной ответственности.

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Так, нарушение работодателем законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Как следует из п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело при увольнении расчет одного работника, а позднее другого).

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Как правило, дисквалификация применяется за наиболее грубые нарушения трудового законодательства, в частности, за длительную и в значительных размерах задолженность по заработной плате, за грубые нарушения норм и правил по охране труда, повлекших смерть человека либо причинение тяжкого вреда здоровью.

Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 1-м полугодии 2006 г. по ст. 5.27 КоАП РФ мировыми судьями было вынесено решений о дисквалификации в отношении 697 лиц, районными судами — в отношении 35 лиц.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Что касается сферы труда, то административное приостановление может быть назначено, например, в случае выявления грубых нарушений требований охраны труда, которые могут повлечь (или уже повлекли) тяжелые, смертельные либо групповые несчастные случаи на производстве.

Наряду с этим установлена административная ответственность за иные нарушения в сфере трудовых отношений. Так, уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Так, по данным Федеральной службы по труду и занятости, в 1-м полугодии 2006 г. за нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, к административной ответственности было привлечено более 48 тыс. работодателей.

Значительное место занимают полномочия по обобщению практики применения трудового законодательства, анализу причин нарушений трудового законодательства, производственного травматизма, подготовка предложений по совершенствованию трудового законодательства и профилактике травматизма (ст. 356 ТК РФ).

В целях предотвращения нарушений трудовых прав работников большое значение имеет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан.

Одно из важнейших направлений в деятельности федеральной инспекции труда — работа с обращениями граждан и личный прием граждан по вопросам соблюдения их трудовых прав, т.к. обращения граждан являются одним из основных источников информации о реальном соблюдении трудового законодательства.

Так, в 1-м полугодии 2006 г. органами федеральной инспекции труда было рассмотрено более 52 тысяч жалоб и других обращений граждан, из которых более 33 тысяч было признано обоснованными и удовлетворено. На личном приеме было принято свыше 122 тыс. граждан.

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

См. все связанные документы >>>

1. Комментируемая статья в общем виде устанавливает перечень органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В частности, в соответствии с действующими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, включая положения комментируемой и других статей гл. 57 ТК, полномочия по осуществлению от лица государства надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на органы надзора и контроля общей компетенции (органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также на специализированные федеральные органы исполнительной власти, создаваемые исключительно для осуществления надзора и контроля в установленной сфере деятельности.

2. В структуре федеральной исполнительной власти федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) (подп. «а» п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), которая наряду с указанными полномочиями осуществляет функции по контролю и надзору в сфере занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324, Роструд осуществляет следующие полномочия (извлечение) (п. п. 5.1 — 7 — не приводятся).

См. также: Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости исполнения государственной функции по надзору за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18 января 2008 г. N 18н; Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2008 г. N 230н; Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17 марта 2008 г. N 125н.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, а также Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои специализированные территориальные органы по надзору и контролю в установленной сфере деятельности (государственные инспекции труда в субъектах РФ), образуя вместе с ними единую централизованную систему государственных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — федеральную инспекцию труда (см. комментарий к ст. ст. 354 — 365 ТК).

3. Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций надзора и контроля в установленной сфере деятельности. К этим органам, в частности, относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. комментарий к ст. ст. 366, 367, 369 ТК) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. комментарий к ст. 368 ТК).

4. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ (см. ст. 216 ТК и комментарий к ней).

От лица государства контроль за соблюдением трудового законодательства указанными органами осуществляется в отношении состоящих в их ведении организаций. Осуществление данной функции является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, наделенных специальными полномочиями по предъявлению работодателям обязательных для исполнения требований и привлечению должностных лиц, виновных в допущенных правонарушениях, к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Порядок организации и осуществления указанными органами контрольной деятельности определяется решениями соответствующих органов исполнительной власти, уставами муниципальных образований.

5. Государственный прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В целях обеспечения верховенства законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, за соблюдением указанными лицами прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении надзорной деятельности должностные лица органов прокуратуры вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности (дисциплинарной, материальной).

В случае установления факта нарушения трудовых прав граждан прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий указанные права граждан, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо вносит в орган или должностному лицу, полномочным устранять допущенные нарушения, представление об устранении нарушений закона.

Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт либо акт, нарушающий права человека и гражданина, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства на территории Российской Федерации.

Основные полномочия органов федеральной инспекции труда закреплены ст. 356 ТК РФ. Полномочия органов федеральной инспекции труда устанавливаются, в частности, нормами КоАП РФ, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875.

В ст. 2 указанного Федерального закона N 294-ФЗ закреплено определение понятия «государственный контроль (надзор)»:

Государственный контроль (надзор) – деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 утверждено Положение, устанавливающее порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно Положению федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

Полномочия Федеральной инспекции труда

Федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

  • осуществляет государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов о привлечении виновных лиц к ответственности;
  • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • осуществляет в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • направляет соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
  • проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, готовит предложения по их совершенствованию;
  • принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  • запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
  • ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по восстановлению нарушенных прав и др.
  • осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства;
  • информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
  • готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство РФ; и иные полномочия.

Проведение проверок соблюдения трудового законодательства

Проверка – совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.

1. Плановые проверки

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в три года на основании ежегодных планов. Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Плановые проверки проводятся в форме 1) документарной и (или) 2) выездной проверки:

  • Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
  • Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Срок проведения каждой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора) может быть установлен сокращенный срок проведения проверки в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для малых предприятий среднесписочная численность работников до 100 человек. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия со среднесписочной численностью работников до 15 человек.

В п. 11.2 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что при проведении плановых проверок всех или отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть предусмотрена обязанность использования проверочных листов.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

2. Внеплановые проверки

Статьей 360 ТК РФ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки служит обращение или заявление работника:

  • о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

При этом рассмотрение заявлений, жалоб, обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, а также принятие мер реагирования, направленных на устранение выявленных нарушений и восстановление нарушенных прав, является не правом, а обязанностью инспекторов труда.

Права Государственных инспекторов труда при проведении проверок

Согласно ст. 357 ТК РФ, государственные инспектора труда при осуществлении надзора имеют право:

  • беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • направлять в суды требования о ликвидации организации или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если они не соответствуют обязательным требованиям охраны труда;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.