Начисление ЗП в РБ

Наши клиенты, партнеры, знакомые и друзья часто задают нам вопросы по корректному ведению бухгалтерского учета.

Поэтому мы решили запустить рубрику, в которой будем рассказывать о самых злободневных бухгалтерских темах.

В качестве эксперта мы пригласили нашего партнера: Маргариту Новосельцеву, учредителя двух бухгалтерских компаний — Райкири и Делай Свое Дело.

Маргарита, главный бухгалтер с опытом работы более 10 лет и опытом налогового и бухгалтерского консалтинга более 8 лет. Автор полезных статей, спикер семинаров и конференций, а также обучающих курсов на различных площадках для малого и среднего бизнеса. В клиентском портфеле — более 100 компаний.

Кадры и Заработная плата

Большая доля, задаваемых нам вопросов связана с Кадрами и Заработной платой.

Именно со статьи на эту тему я и хотела бы начать нашу рубрику.

Немного о себе: я учредитель двух бухгалтерских компаний. У нас более 100 фирм на обслуживании. Есть маленькие, со штатом в 2-3 человека, но есть и фирмы по 50-100 человек. Поэтому оптимизация работы с блоком Кадры и ЗП для нас очень важна!

В данной статье мы разберем как у нас строится работа с трудовыми отношениями.

Разница между трудовыми и гражданско-правовыми отношениями:

1. Штатное расписание

На сегодняшний день, мы не можем трудоустроить сотрудника без штатного расписания. Штатное расписание должно быть актуальным, так как если мы вовремя его не изменили (не убрали лишнюю вакансию), то придется подавать данные в центр занятости.

А оно вам надо? 🙂

Картинка 1. Пример штатного расписания

Штатное расписание можно вести в Excel, но, как показывает практика, после внесения данных Excel всегда много ошибок. Да, и отслеживать, занята вакансия или нет на 5 сотрудниках в Excel сносно, а вот уже на 25-30 — неудобно.

Мы штатное расписание формируем прямо в программе, где ведем бухгалтерский учет — Делай Дело.

Видеоролик, как формируется штатное расписание в Делай Дело.

2. Прием сотрудника на работу (контракт или трудовой договор).

По логике, оформлять сотрудника можно СТРОГО после пункта 1.

Я прекрасно понимаю, что оформляются все документы в Word, а их проверка исключительно на совести бухгалтера или кадровика.

Я, как учредитель двух бухгалтерских компаний с пулом в более 100 клиентов, не могу позволить себе руководствоваться внимательностью сотрудника, поэтому у нас программа отслеживает: есть открытая вакансия в штатном расписании или нет. Если нет — правим штатное, если есть — оформляем сотрудника на открытую вакансию.

Для приема сотрудника на работу (и оформления его личного дела) требуется следующее:

  1. контракт (трудовой договор),
  2. приказ о приеме на работу,
  3. заявление,
  4. автобиография,
  5. договор материальной ответственности,
  6. копии документов об образовании,
  7. повышении квалификации,
  8. переподготовке,
  9. и прочие документы в соответствии с Инструкцией о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников.

Скажу прямо, заполнение этих документов в Word приводит к огромному(!) количеству ошибок: неправильно внесенные паспортные данные, не исправленные ФИО, не измененные условия для нового сотрудника и т.д.

Всего этого можно избежать, если пользоваться автоматизированными формами ввода.

Вот пример, как формируем все документы о приеме на работу для клиентов мы.

Это все тот минимум, без которого мы не можем дальше начислять заработную плату.

3. Начисление заработной платы.

Этот блок тоже можно разделить на несколько этапов.

3.1 Проверить, полагаются ли сотруднику льготы:

    — стандартные,
    — социальные,
    — имущественные;

или наоборот, может быть на сотрудника:

  1. пришел исполнительный лист?
  2. были пособия (больничные листы)?

Все эти документы нужно просмотреть и учесть до начисления заработной платы.

Большинство программ не адаптированы под расчет алиментов, имущественных или социальных вычетов, а также не рассчитаны на удобную работу с удержаниями даже по заявлению сотрудников.

Мы себе такой роскоши позволить не могли и выбирали программу, где это все уже есть:

Льготы по походному налогу для сотрудников

Пособие по больничному листу

Исполнительные листы

3.2 Сформировать табель

По ТК РБ наниматель обязан вести учет отработанного времени сотрудников.

Именно поэтому табель не пустой документ, а очень важный, который должен быть правильно заполнен, с отражением всех моментов по сотруднику.

На основании табеля будет производиться расчет ЗП.

В табеле важно отражать:

  1. больничные,
  2. отпуска,
  3. отпуска за свой счет,
  4. командировки,
  5. прогулы,
  6. пропуски с разрешения нанимателя и т.д.

Как работать с табелем учета рабочего времени

Картинка 2. Пример табеля учета рабочего времени

3.3 Начислить заработную плату

Только после всех вышеперечисленных пунктов можно переходить к начислению заработной платы. Если вы пропустите один из этапов, то вероятность ошибок при расчете и начислении ЗП высока.

Но я уверена, что вы все собрали и учли.

Теперь главное правильно посчитать ФСЗН, подоходный налог и БГС, а также правильно выбрать затратные счета (далее, затратные счет — ЗС) для начисления заработной платы.

Самые типовые ставки налогов и сборов:

Я не буду расписывать все нюансы расчетов, так как это тема достойна отдельной статьи. Но хочу акцентировать внимание, что при расчете ЗП в Excel или в 1С, которые не помогают считать ЗП или не контролируют правильность расчетов налогов, надо быть очень аккуратными и внимательными.

А лучше использовать программы, которые помогают правильно начислить ЗП.

Самые используемые затратные счета — это 26, 44, 25, 20. Время от времени используется 97 счет.

Проводки при начислении ЗП (показаны без субсчетов):

  • Д ЗС К 70 начисление ЗП по сотруднику
  • Д 70 К 68 удержан подоходный налог
  • Д 70 К 69 удержаны пенсионные отчисления
  • Д ЗС К 69 начислен ФСЗН 34%
  • Д ЗС К 76 начислен БГС Д70 К 50/51/57 выплачена ЗП через кассу предприятия / с расчетного счета / с расчетного счета с применением транзитного 57 счета

Картинка 3. Пример ведомости расчета заработной платы

Картинка 4. Пример расчетного листка

На этом начисление ЗП закончено.

В следующей статье я расскажу про изменение существенных условий труда, работу с отпусками, премиями, больничными листами и иными специфическими документами.

Весь материал является авторским. Копирование без согласования с автором запрещено!

Согласно законодательству Республики Беларусь бюджетным организациям предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность. В бюджетной организации имеется подразделение (столовая), которое было создано для получения доходов и является одним из видов предпринимательской деятельности организации. В статье рассмотрен порядок расчета заработной плата заведующей столовой (тарифного оклада, повышений тарифного оклада и др.).

Пошаговый алгоритм расчета заработной платы

Шаг 1. Определите тарифный оклад заведующей столовой учреждения образования.

Подп. 1.2 п. 1 приложения 1 к постановлению № 6.

Документ: постановление Минтруда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее – постановление № 6).

Справочно:

действующие в настоящее время корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) работников установлены в размерах от 4,180 для 1-го разряда до 1,000 для 27-го разряда.

Документ: постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.11.2017 № 78 «О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2017 г. № 863».

Таблица 1

Тарифный оклад заведующей столовой

Должность

Стаж

Тарифный разряд

Тарифный
коэффициент

Корректирующий коэффициент

Тарифный оклад, руб.

Заведующий столовой

Свыше 15 лет

14*

3,250

1,407

162,33

(35,50** × 3,250 × 1,407)

* Заведующему столовой I группы по оплате труда установлен 14-й разряд (табл. 34 приложения 3 к постановлению № 6).

** В соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси от 31.08.2018 № 632 тарифная ставка 1-го разряда составляет 35,50 руб.

Шаг 2. Установите повышение тарифного оклада за стаж работы по специальности.

Повышение тарифного оклада заведующей столовой за стаж работы по специальности производится в следующих размерах:

– при стаже работы до 5 лет – на 10 %;

– от 5 до 10 лет – на 15 %;

– от 10 до 15 лет – на 20 %;

– свыше 15 лет – на 30 % (п. 2 постановления № 4).

Документ:постановление Минтруда Республики Беларусь от 12.01.2000 № 4 «Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли)» (далее – постановление № 4).

Таблица 2

Повышения тарифного оклада за стаж работы по специальности

Должность

Стаж

Тарифный оклад, руб.

Размер повышения за стаж
работы, руб.

Заведующий столовой

Свыше 15 лет

162,33

48,70

(162,33 × 30 %)

Шаг 3. Установите повышение тарифного оклада за работу на контрактной основе.

Контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в т.ч.:

– предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней;

– повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством) (подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29).

Документ: Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).

Таблица 3

Должность

Тарифный оклад, руб.

Размер повышения за работу
на контрактной основе, %

Сумма повышения, руб.

Заведующий столовой

162,33

81,17

(162,33 × 50 %)

Повышение тарифного оклада за работу на контрактной основе

Шаг 4. Рассчитайте оклад работника.

Для этого суммируйте тарифный оклад и повышения, увеличивающие его размер.

Таблица 4

Оклад заведующей столовой

Должность

Тарифный оклад, руб.

Повышения, руб.

Оклад, руб.

Заведующий столовой

162,33

129,87

(48,70 + 81,17)

292,20

(162,33+129,87)

Шаг 5. Установите надбавку за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда.

Руководителю учреждения предоставлено право устанавливать руководителям, специалистам и служащим надбавки за высокие творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда (далее – надбавка), а также за выполнение особо важных (срочных) работ в размере до 50 % оклада из средств 10 % планового фонда заработной платы работников организаций (подп. 2.8 п. 2 приложения 1 к постановлению № 6).

Важно! Данная надбавка не относится к обязательным выплатам, а устанавливается работникам за достижение определенных качественных показателей либо сложность и напряженность труда. Надбавка может уменьшаться либо отменяться при снижении качества работы.

Таблица 5

Надбавка за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда

При начислении работнику зарплаты помните об удержаниях

Шаг 6. Премируйте работника.

Показатели, условия премирования и размеры премии работников определяются в Положении о премировании, которое утверждается руководителем и согласовывается с профсоюзным комитетом. Конкретные размеры премий работников определяются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы и максимальными размерами не ограничиваются (подп. 2.9 п. 2 постановления № 6).

Источниками премиального фонда выступают:

– внебюджетные средства, от приносящей доходы деятельности;

– суммы превышения доходов над расходами, остающиеся в распоряжении организации.

Таблица 6

Заработная плата заведующей столовой при условии отработки полного рабочего времени за месяц

Заведующий столовой

Расчетная заработная плата

Тарифный оклад

162,33

Повышения тарифнго оклада – всего, в т.ч.:

129,87

за стаж работы по специальности

48,70

по Декрету № 29

81,17

Итого оклад

292,20

Надбавки – всего, в т.ч.:

102,27

за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе

102,27

Премия – всего, в т.ч.:

435,00

за счет внебюджетных средств, от приносящей доходы деятельности

180,00

за счет суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации

255,00

Расчетная заработная плата

829,47

Оксана ШЕХ, главный бухгалтер