Музыка на рабочем месте

В конце 60-х гг. новосибирский профессор Рюрик Повилейко предсказывал, что в будущем мы столкнемся с таким понятием, как «музыкальная партитура рабочего места». То ли это будущее еще не наступило, то ли ученый ошибся, но музыка пока слабо ассоциируется с работой. Хотя рекомендации по использованию музыки для повышения работоспособности советских граждан были еще в Трудовом кодексе 1971 г.

Пять лет назад в торгово-производственной компании «Феликс» придумали вручать лучшим сотрудникам аудиоплейеры и кассетные магнитофоны. Передовики мебельного производства подарки далеко прятать не стали, а понесли их прямо на рабочие места. Магнитофоны вскоре появились на всех участках завода, а музыка стала неотъемлемой частью работы. Заместитель генерального директора этой компании Вячеслав Спирин уверяет, что музыка не только не отвлекает, а, напротив, помогает рабочим в цехе сохранить тонус и сосредоточиться, нивелируя монотонный усыпляющий шум. Работу без музыки здесь теперь представляют с трудом, хотя специально экономический эффект никто не подсчитывал.

Специалисты, правда, давно уже все подсчитали: при использовании музыки на рабочих местах активность в первый час работы повышается на 10%, брак снижается на 30%, общая работоспособность увеличивается до 70%. Для психологов положительное влияние музыки на производительность труда — вещь давно доказанная: исследования на эту тему ведутся с конца ХIХ в. Такую музыку стали называть функциональной, фоновой, обстановочной или музыкой окружающей среды. Причем в разработке темы особенно преуспели советские ученые. «Очень во многом они опередили Запад, — считает кандидат психологических наук, преподаватель Академии управления МВД Максим Леви. — Правда, внедряли функциональную музыку в основном на заводах. Непроизводственная сфера оставалась в тени». Однако влияние музыки на людей, занятых умственным трудом, ничуть не меньше, считает Леви. Правильно составленная программа способна скрасить нелегкую жизнь офисного служащего.

Трудовой гимн

То, что музыка способна снижать нервное напряжение и усталость, улучшать восприятие и внимание, прогонять сонливость при монотонной работе и даже вызывать массовый энтузиазм, сплачивать коллектив и улучшать взаимоотношения, замечено было давно. На этом даже делают бизнес. Американская компания Muzak позиционирует себя как разработчик музыкальных программ для корпораций. Среди ее заказчиков — General Motors, Ford, IBM, Procter and Gamble, Kodak и др.

Еще раньше, в начале 1920-х гг., во Франции существовало национальное движение за внедрение музыки в цеха. В Америке была «танцевальная прачечная», владельцы которой заставляли прачек работать под свинг. А к концу 1920-х гг. в США насчитывалось свыше 670 предприятий, применявших функциональную музыку. В Советском Союзе были свои примеры. Ленинградский оптический завод «ЛОМО» в довоенные времена называли «культкомбинатом»: во время обеденных перерывов перед местными рабочими выступали артисты Ленинградской филармонии. Ничего подобного на заводе давно нет. «Времена изменились», — объясняют в «ЛОМО». Действительно, сегодня руководители меньше всего задумываются о том, слушают ли подчиненные музыку на рабочих местах. «Дело, возможно, еще и в том, что экономический эффект от использования музыки в непроизводственной сфере проследить достаточно сложно, — считает Леви. — На заводе это гораздо легче».

Однако народ давно взялся за собственноручное внедрение музыки на работе. Прежде всего с помощью коммерческих музыкальных радиостанций, уже ставших элементом офисной культуры. «Условия труда не всегда способствуют тому, чтобы человек себя уютно чувствовал на рабочем месте, а мы помогаем снизить стресс», — говорит Татьяна Оспенникова, программный директор «Радио Семь на Семи холмах», определяющего себя как офисную радиостанцию.

По данным Comcon Media, работа — третье по популярности место слушания радио. Радио в рабочее время слушают 16,5% участников опросов. (Опрос проводился среди аудитории 12+ лет, т. е. среди работающих людей эта цифра гораздо выше.) Радиостанции не остаются в долгу: они создают для офисных служащих спецпрограммы и заставляют их петь хором. «Люди с древнейших времен использовали музыку для того, чтобы почувствовать себя общностью, — говорит музыкальный психолог, доктор искусствоведения Дина Кирнарская. — Ничего и не может быть лучше музыкальных средств, чтобы поднимать в коллективе командный дух». По наблюдениям экспертов компании «ЭКОПСИ Консалтинг», в небольших компаниях с коллективом в 100-200 человек обнаруживается удивительное единодушие в музыкальных пристрастиях. Музыка становится частью неформальной корпоративной культуры.

Оборотная сторона пластинки

Однако стихийное внедрение музыки в офис не всегда дает желаемый эффект. Архитектор Евгений говорит, что к его уходу с прошлого места работы приложило руку «Русское радио». «Я работал тогда в отличном месте, с прекрасными людьми, с замечательным руководителем. Но не мог я работать под такую музыку!» — говорит Евгений. Правда, он говорит, что понимает недовольство коллег в те редкие мгновения, когда им приходилось слушать музыку, которую любит он, — трип-хоп, даб или джаз. «Было бы несправедливо, если бы уволились они все», — считает Евгений.

Исследование британской компании The Radio Advertising Bureau показало, что лишь 5% аудитории осознанно включают радиостанции для повышения собственной работоспособности. Кроме того, по мнению Леви, репертуар популярных радиостанций не всегда подходит для работы. И дело не только в разнице во вкусах коллег, просто программы функциональной музыки необходимо составлять по весьма строгим правилам. Там, где человеку приходится работать с текстом или разговаривать — а офисная работа чаще всего сводится именно к этому, — вокальная русскоязычная музыка не самое лучшее сопровождение. «Такая музыка совсем не помогает работать, — говорит Леви. — В лучшем случае не мешает».

Чтобы правильно составить программу функциональной музыки, нужно учитывать характер работы сотрудника, расписание его рабочего дня, музыкальные пристрастия и помещение, в котором он работает. Уровень звука должен быть одинаковым в любом месте помещения. В «Феликсе», например, от идеи транслировать музыку через громкоговоритель, как когда-то это было на некоторых советских предприятиях, отказались. «Цех работает в четыре смены, в каждой смене трудится около 40 человек, у всех свои музыкальные вкусы», — объясняет Спирин.

Эффективность музыкальных передач определяется составом работающих, временем суток и даже состоянием погоды. Например, женщины более восприимчивы к музыке, чем мужчины; молодежь активнее реагирует на музыкальные передачи, чем рабочие более старшего возраста; в ночную смену музыка оказывается более эффективной, чем в дневное; в пасмурную погоду музыка также действует лучше, чем в солнечные дни.

Влияние музыки на продуктивность — одна из тем, которая волнует современных ученых. В поисковой системе Google Scholar более 250 тысяч научных работ (исследований, книг, отчетов), касающихся того, насколько эффективно и действенно слушать музыку во время работы.

Многие сотрудники, работающие в опенспейсе — открытом офисном пространстве — предпочитают надевать наушники, чтобы не слышать разговоры коллег и сконцентрироваться на работе. Однако результаты исследований показывают, что это не всегда лучший выбор.

С точки зрения биологии, прослушивание музыки — это один из способов выработки гормона счастья дофамина. Физиолог из клиники Mayo Амит Суд сравнивает прослушивание музыки с другими способами получить удовольствие: съесть что-то вкусное, почувствовать приятный запах, заняться сексом. «Большую часть времени мы концентрируемся на неидеальности нашей жизни. Музыка помогает человеку вернуться в настоящий момент», — говорит Суд.

Представители профессий, в которых есть повторяющиеся и монотонные действия (программисты, маркетологи, писатели) говорят, что им тяжело сконцентрироваться на работе, «когда кто-то щелкает пальцами в трёх столах от тебя или мычит под нос любимую песню».

Во многих американских компаниях существуют правила, которые ограничивают прослушивание музыки на рабочем месте. Например, вице-президент HR-компании Robert Half Technology Пол Флэттери говорит, что некоторые менеджеры считают сотрудника в наушниках недостаточно продуктивным, так как он «уходит в собственный мир и блокирует внешнее общение». «Я не раз сталкивался с ситуацией, когда недостаточную продуктивность сотрудников списывали на то, что они слушают музыку на рабочем месте», — говорит Флэттери.

Громко — не значит хорошо

В 2012 году исследователи Оксфордского университета провели эксперимент в попытках узнать, какой уровень громкости наиболее способствует продуктивности. Ученые включали респондентам эмбиент-музыку на разной громкости: низкой (50 децибел), умеренной (70 дБ) и высокой (85 дБ).

Пять независимых экспериментов показали, что умеренная громкость лучше влияет на продуктивность, чем низкая. Высокий уровень шума, наоборот, мешает человеку воспринимать входящую информацию и обрабатывать её.

По мнению ученых, умеренная громкость даёт самый оптимальный эффект: такая музыка помогает лучше обрабатывать информацию и улучшает абстрактное мышление. Два этих фактора помогают справляться с решением креативных задач.

Слова мешают

Согласно исследованию центра Cambridge Sound Management, саму музыку не стоит винить в потере продуктивности — во всём виноваты слова песен. Исследование 2008 года показало, что 48% офисных работников отвлекают слова в песнях. Исследователи наблюдали за 689 сотрудниками в 11 компаниях, начиная колл-центрами и заканчивая опенспейсами.

Этот вывод был частью более масштабного исследования Cambridge Sound Management. Ученые также выяснили, что человеческая речь является самым отвлекающим фактором для работника. «В среднем, сотрудники тратят более 21 минуты каждый день, отвлекаясь на разговоры», — пишут исследователи.

Поэтому если работнику хочется замаскировать музыкой речь окружающих сотрудников, ученые советуют выбирать музыку без слов. Иначе потеря концентрации от беседы коллег никуда не исчезнет из-за слов в песне.

Любимая музыка так же плоха, как и нелюбимая

Исследователь Тереза Лейсюк считает, что прослушивание любимой музыки не помогает сотрудникам. «Исследование показало, что профессионалы практически не получают никакого эффекта, а новички, наоборот, отвлекаются», — пишет Леснюк.

Китайское исследование 2011 года показывает, что при выборе музыки лучше вообще отказаться от персональных предпочтений. «Важно не выбирать музыку, которую сотрудник любит или не любит, так как это нарушает концентрацию», — пишут исследователи.

Исследователи провели рандомизированное контролируемое испытание (РКИ) среди 89 офисных работников. РКИ предполагает, что респонденты делятся на группы случайным образом — в одной из групп проводится исследование, а в другой применяется эффект плацебо. Так понижается вероятность возникновения ошибки.

Ученые заметили, что если работники слушали музыку, которая им не нравится, они отвлекаются гораздо чаще. Но такой же эффект был и от музыки, которая им нравилась. Те респонденты, которые слушали нейтральную для них музыку, показали наибольшую продуктивность.

Лучше слушать музыку до работы

В январе Business Insider пообщался с автором книги This is Your Brain on Music Дэниелом Левитиным. Когнитивный нейропсихолог в течение нескольких лет исследовал то, как музыка влияет на мозг.

Левитин, который также является и музыкантом, считает, что слушать музыку во время работы не стоит. «Не хочу вас расстраивать, но прослушивание музыки делает вас менее продуктивным», — говорит нейропсихолог.

Дэниел Левитин

Подтверждая свои слова, Левитин приводит исследование 2010 года. Оно показало, что респонденты, слушающие музыку, хуже справляются с заданиями на запоминание информации. В тишине респонденты запоминали лучше, чем слушая случайную или любимую музыку.

В качестве альтернативы Левитин предлагает слушать музыку за 10-15 минут до начала работы. Он объясняет это тем, что при прослушивании мозг выделит дозу дофамина и человек получит чувство удовлетворения. В то же время, он не будет отвлекаться от работы.

Впрочем, Левитин считает, что есть и исключения — монотонная или повторяющаяся работа. «В таком случае, человек быстро начинает скучать, а музыка помогает взбудоражить организм и снова сосредоточиться на работе», — пишет Левитин.

Нейропсихолог говорит, что применяет такой подход и в своей жизни. Когда он работает над исследованиями или пишет, он находится в тихой и спокойной атмосфере. Но затем делает перерывы на 10-15 минут для прослушивания музыки. Однако когда он занимается монотонной работой, например, заполняет налоговую декларацию, он часто включает музыку.

Звуки природы помогают продуктивности

Исследователи Политехнического института Ренсселера доказали, что звуки природы улучшают настроение и повышают концентрацию на работе. В результатах исследования сказано, что звуки природы, как и белый шум, маскируют окружающие звуки и повышают когнитивные способности, желание концентрироваться на работе и общую удовлетворенность окружающими условиями.

В исследовании ученые использовали шум горного ручья и, по их мнению, это самый оптимальное звуковое сопровождение для работы. Шум горного ручья расслабляющий, спокойный и не содержит случайных резких звуков, которые отвлекают от работы.

Есть много сервисов для прослушивания звуков природы. Один из самых популярных — Noisli. Его можно включать в браузере, использовать расширение для Chrome или скачать приложения для macOS, iOS и Android.

Темп музыки также важен

Тому, как на продуктивность влияет темп музыки, посвящено несколько исследований. Канадские исследователи обнаружили, что респонденты проходят тест умственного интеллекта немного лучше, если слушают довольно быструю музыку. Однако в первом эксперименте исследуемые были школьниками, а во втором — детьми в возрасте пяти лет, что делает исследование бессмысленным для людей старшего возраста.

Исследователи университета BMS в Бангалоре заметили, что у работников, которые слушают умеренную по скорости музыку, снижается уровень стресса. Они склоняются к скорости в 60 bpm (ударов в минуту). В музыкальной теории такая музыка описывается термином «ларгетто» — не очень быстрая или практически медленная музыка.

Музыка эпохи барокко

Иоганн Себастьян Бах — один из представителей эпохи барокко

В 2009 году американские исследователи провели долгосрочный эксперимент, включив музыку эпохи барокко в читальных комнатах докторов-радиологов. В результате, 63% из 80 респондентов отметили, что у них улучшалось настроение и точность поставленных диагнозов. Лишь один доктор сказал, что музыка отрицательно сказалась на его концентрации.

В исследовании не говорится, почему была выбрана именно музыка эпохи барокко. Можно предположить, что это связано с линейной мелодией этого направления и непрерывным басом во многих мелодиях.

По этой же причине исследователи советуют слушать следующие стили: танцевальную, электронную музыку и эмбиент. Во всех этих направлениях часто отсутствует лирика, а мелодия линейна.

Сегодня редкий магазин или кафе оставит посетителей без музыкального фона. Удачно подобранная музыка улучшает настроение, располагает к комфортному времяпровождению и этим помогает владельцам сделать их место популярнее. Нередко в заведении играет та или иная радиостанция, близкая к его атмосфере. Однако владельцам заведений следует иметь в виду, что организация радиовещания в публичном месте, в отличие от индивидуального прослушивания, требует соблюдения законодательных требований в части защиты интеллектуальных прав на воспроизводимые музыку и передачи.

Использовать произведения, транслируемые в радиоэфире, можно различными способами. Так, прослушивание радио в личных целях дома или в автомобиле с точки зрения закона не создает обязательств перед создателями музыкальных произведений. Однако если в заведении играет радио для посетителей, то, по смыслу действующего законодательства и его судебного толкования, владелец такого заведения (далее — пользователь) выступает лицом, организующим публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, что недопустимо без выплаты вознаграждения правообладателям (см., например, п. 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утв. Президиумом ВС РФ 23.09.2015, Определение ВАС РФ от 23.05.2013 № ВАС-6122/13 по делу № А65-8562/2012).

Незаконное публичное исполнение музыкальных произведений влечет как гражданскую, так и административную, а в некоторых случаях — уголовную ответственность.

В связи с этим владельцам заведений, намеревающимся использовать радио в качестве музыкального фона, важно понимать, как организовать легальное радиовещание в публичном месте. Для этого необходимо определить:

  • признаки публичного исполнения произведения;

  • роль организаций по коллективному управлению правами;

  • способы узаконить радиоэфир в заведении.

В настоящей статье отметим также те тонкости, на которые необходимо обратить внимание при заключении лицензионного договора.

Когда исполнение произведения считается публичным?

«Публичность» определяется по месту исполнения — оно должно быть открытым для свободного посещения или в нем должно присутствовать значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Цитируем документ

Публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Подпункт 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ

Как представляется, любое заведение вправе проигрывать музыкальные произведения (в том числе по радио) для своего персонала в служебных помещениях, предназначенных исключительно для работников заведения, куда посетители не имеют доступа. Из положений подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ можно сделать вывод о том, что такое использование произведений не будет считаться публичным исполнением.

Между тем из положений закона следует, что звучание радио в автобусе или в такси может рассматриваться как публичное исполнение произведений.

Цитируем документ

Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

Пункт 1 ст. 1326 ГК РФ

При этом ответственным за выплату вознаграждения в данном случае будет юридическое или физическое лицо, которое организует публичное исполнение с помощью технических средств (п. 2 Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 988, далее — Правила сбора и выплаты вознаграждения).

Таким образом, у владельца заведения, в котором осуществляется радиовещание, возникает обязанность по уплате вознаграждения за каждое прозвучавшее музыкальное произведение двум группам лиц:

  • авторам текстов и композиторам произведений;

  • исполнителям и изготовителям фонограмм.

Использование радио в заведении является законным, если владелец выплачивает вознаграждение вышеназванным обладателям авторских и смежных прав либо осуществляет с их согласия бесплатное использование. При этом есть несколько способов для перечисления вознаграждения.

Какие функции выполняют организации по коллективному управлению правами?

Принимая во внимание многочисленность обладателей авторских и смежных прав на звучащие по радио произведения, а также многочисленность потенциальных пользователей, законодатель предусмотрел механизм реализации права на получение вознаграждения через организации, осуществляющие управление правами на коллективной основе. Последние от своего имени в интересах правообладателей заключают лицензионные договоры о публичном исполнении и собирают вознаграждение для правообладателей. Такой порядок не является обязательным, однако он может быть наиболее удобным для пользователей, с одной стороны, и позволяет противодействовать незаконному (без выплаты компенсации) использованию произведений — с другой.

Цитируем документ

Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами.

Пункт 1 ст. 1242 ГК РФ

Для удобства изложения под независимой организацией в настоящей статье мы будем понимать любую компанию, составляющую альтернативу аккредитованной организации, с которой можно заключить лицензионный договор на исполнение произведений, то есть как основанные на членстве некоммерческие организации, указанные в п. 1 ст. 1242 ГК РФ, так и коммерческие организации (отечественные и зарубежные), которые приобретают права по лицензионным договорам с правообладателями для последующего сублицензирования пользователей.

Существуют два типа организаций по управлению правами на коллективной основе: аккредитованные и неаккредитованные (ст. 1244 ГК РФ). Главное отличие состоит в том, что организация по управлению правами, аккредитованная при уполномоченном органе, имеет право заключать договоры и собирать вознаграждение (а также требовать компенсацию с нарушителей) в пользу всех обладателей авторских и смежных прав, за исключением тех, кто сам направил организации отказ от услуг по управлению правами.

Цитируем документ

Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры о передаче полномочий по управлению правами, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

Пункт 3 ст. 1244 ГК РФ

Согласно п. 21 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» аккредитованная организация может действовать без доверенности, подтверждая свое право на обращение в суд за защитой прав конкретного правообладателя (или неопределенного круга лиц в случае, предусмотренном абз. 2 п. 5 ст. 1242 ГК РФ) свидетельством о государственной аккредитации.

Эти особенности правового статуса аккредитованных организаций по управлению правами на практике могут приводить к противоречивой ситуации, когда они предъявляют требование об уплате компенсации за нарушение исключительных прав на фонограммы к лицу, которое уже заключило лицензионный договор на эти произведения с независимой организацией или непосредственно с правообладателем. О таких случаях будет рассказано далее.

Как и с кем нужно договориться, чтобы проигрывать радио в заведении законно?

В настоящее время аккредитованных организаций по управлению правами в России две: Российское авторское общество (РАО), которое собирает вознаграждение в пользу авторов и композиторов, и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая осуществляет те же действия в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм. Аккредитацию предоставляет Министерство культуры РФ как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере авторского права и смежных прав (п. 1 Положения о Министерстве культуры РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 590).

Между тем наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе в тех же сферах прав. Такие организации могут заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, заключивших с ними договоры о передаче полномочий по управлению правами (п. 3 ст. 1244 ГК РФ).

Что касается размера и порядка определения выплат по лицензионным соглашениям, то они установлены, например, в положениях РАО и ВОИС. Плата зависит от типа заведения, числа посадочных мест и площади, от проводимых мероприятий и некоторых других нюансов (ставки РАО и ВОИС опубликованы на официальных сайтах: http://rao.ru/for-users/ и http://rosvois.ru/rates/).

Свои ставки за использование произведений есть и у независимых организаций.

Перечень музыкальных произведений независимых организаций уже, чем тот, который можно увидеть в открытых реестрах РАО и ВОИС. С другой стороны, независимые организации, как правило, предлагают заключить лицензионный договор с более низкими ставками за использование музыки, что позволяет, например, владельцам крупных сетей заведений оптимизировать свои расходы на использование музыкального фона1.

Следует помнить, что РАО и ВОИС вправе собирать вознаграждение в пользу неограниченного круга правообладателей, как российских, так и зарубежных (в отношении охраняемых в России произведений) на основании аккредитации и п. 1 ст. 1326 ГК РФ. Поэтому отсутствие произведения в их реестрах не исключает возможность предъявления требования о выплате вознаграждения.

В ситуации, когда в заведении играет популярная радиостанция, нельзя выбирать определенную музыку по принципу того, управляют правами на нее РАО и ВОИС или же независимые организации. Поэтому при решении вопроса о том, с кем заключать договор, необходимо учитывать репертуар радиостанции.

Права на наиболее популярные в России и за рубежом музыкальные произведения содержатся в реестрах РАО и ВОИС, и их использование неминуемо создаст повод для претензий. Открытые реестры РАО и ВОИС размещены на их официальных сайтах (реестр РАО доступен по ссылке: http://rao.ru/information/reestry/, реестр ВОИС — по ссылке: http://rosvois.ru/reestr/). Между тем из положений закона и выводов судебной практики следует, что факт нахождения произведений в реестре этих организаций не исключает возможность уплаты вознаграждения напрямую правообладателям.

Цитируем документ

Если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором.

Пункт 2 ст. 1243 ГК РФ

Согласно п. 3 Правил сбора и выплаты вознаграждения получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 1321 и 1328 ГК РФ.

Закон исключает возможность повторного взыскания аккредитованной организацией вознаграждения с пользователя, выплатившего его по договору на спорные произведения с иной, независимой организацией, если вознаграждение, таким образом, было получено правообладателями (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.06.2013 по делу № А58-2549/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 № 09АП-1500/2013ГК по делу № А40-71924/12-27-664).

Суды в такой ситуации приходят к выводу о том, что заключение лицензионного договора пользователем с непосредственным правообладателем влечет прекращение права организации по управлению правами на коллективной основе по сбору вознаграждений в отношении соответствующих объектов авторских и смежных прав.

Следовательно, есть еще один способ узаконить радиоэфир в заведении — заключить договор с правообладателем или его лицензиатом.

Альтернативой популярным радиостанциям могут стать интернет-радиостанции, которые содержат подборку музыки специально для общественных мест и состоят из произведений, лицензию на которые предлагают напрямую правообладатели. Доступ к таким радиостанциям предлагают независимые организации по управлению правами.

Кроме того, владельцы заведений могут обратиться к компании, создающей корпоративные онлайн-радиостанции под заказ. Эфир таких радиостанций может подбираться индивидуально и состоять из фоновой музыки, лицензия на которую передается на основании прямых договоров с правообладателями, что исключает взыскание компенсации со стороны РАО и ВОИС. Такое решение пользуется определенной популярностью и, помимо прочего, позволяет по своему усмотрению заполнять рекламное пространство в эфире, записывая и размещая собственную рекламу при необходимости.

На что обратить внимание, заключая лицензионный договор?

При заключении лицензионного договора как с аккредитованной, так и с независимой организацией необходимо проверить, находятся ли интересующие произведения в управлении этой организации:

  • в случае с РАО и ВОИС достаточно найти интересующие произведения в их реестрах;

  • у независимой организации должны быть заключены договоры с правообладателями, что обязательно стоит проверить.

При этом такие правообладатели должны направить в аккредитованные организации отказ от услуг по управлению их правами. В отношении РАО проверить это обстоятельство можно, изучив реестр произведений и прав, исключенных из его управления. У ВОИС, к сожалению, подобного реестра нет, и каких-либо изъятий из круга фонограмм, по которым могут быть предъявлены претензии, заранее не установлено, что потенциально повышает риск судебных разбирательств.

Второй важный аспект относится к заключению договора с независимой организацией: на случай спора пользователь должен быть готов документально подтвердить выплату вознаграждения правообладателям.

Хотя организация по коллективному управлению правами, зарегистрировавшая нарушение, обычно предлагает пользователю заключить лицензионный договор и урегулировать конфликт в досудебном порядке, узаконить исполнение музыки следует до начала использования радиоэфира в заведении. Это поможет избежать возможных требований об уплате компенсации, размер которой может многократно превысить любое вознаграждение за легальное использование, поскольку будет рассчитываться за каждое прозвучавшее в эфире произведение.

Пунктом 1 ст. 1301 ГК РФ в случае нарушения исключительного права на произведение автору или иному правообладателю предоставлено право требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 000 до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения.

Таким образом, у лица, желающего организовать радиоэфир в заведении, есть выбор: возможность, сравнив круг доступных музыкальных произведений и размер платы, заключить договор с аккредитованной организацией по управлению правами, обратиться к независимым организациям или напрямую к правообладателям.

При этом необходимо учитывать наличие у аккредитованной организации ряда преимуществ перед независимыми игроками — таких, например, как размер каталога, широкие возможности по представительству интересов зарубежных правообладателей и, наконец, наличие того факта, что аккредитованная организация, очевидно, не ликвидируется, не пропадет, так как является публичным, фактически государственным, институтом управления правами.

Подводя итог, заметим, что уважение к творческому труду создателей произведений и соблюдение их права на вознаграждение — это важный элемент правовой культуры, от проявления которой и гражданское общество, и бизнес в конечном счете только выигрывают.

1 McDonald’s и «Кофе-хаус» отказались платить сборщикам «музыкальных» денег, подробнее по ссылке: http://www.rbc.ru/society/24/06/2014/57041e9d9a794760d3d3f899