Мубеа компоненты подвески русь

В ОЭЗ Тольятти идет процесс корректировки проектов: резиденты сферы автомобилестроения уступают место производителям строительно-отделочных материалов и упаковки.

На днях стало известно, что от строительства завода в ОЭЗ отказался европейский производитель фильтров для легковых автомобилей Mann+Hummel: его площадку заняло ООО «Продмаш-композит». Еще один резидент, Mubea, заявил о переносе сроков запуска. Эксперты «ПН» считают, что уход компаний с мировым именем связан с невнятной политикой АВТОВАЗа по отношению к поставщикам.

На минувшей неделе стало известно, что немецкий производитель систем фильтрации для легковых автомобилей Mann+Hummel продал свою площадку в особой экономической зоне «Тольятти» самарской компании ООО «Продмаш-композит». Местное предприятие планирует открыть полимербетонное и прессовое производство продукции из композиционных материалов, а его представитель сообщил о том, что компания инвестирует в ОЭЗ 700 млн рублей. С одной стороны, заявленная сумма больше тех 440 млн рублей, которые должен был вложить в местную площадку Mann+Hummel, с другой – мы потеряли игрока с мировым именем.

Официальная причина сворачивания работ – сокращение объемов производства автомобилей в России. По этой же причине еще один резидент ОЭЗ, ООО «Мубеа Компоненты Подвески Русь» («дочка» немецкой группы компаний Mubea), перенес сроки ввода в эксплуатацию завода по производству пружин подвески автомобилей на 2020 год.

«Несмотря на текущую ситуацию на автомобильном рынке России, его потенциал представляется нам достаточно высоким, – заявил директор проекта Алексей Бережнов. – В этой связи Группа Мубеа рассматривает проект локализации производства в ОЭЗ как имеющий высокую значимость. Мы планируем, что завод в ОЭЗ «Тольятти» будет запущен в конце 2020 года. Согласно имеющемуся прогнозу, к этому времени российский автомобильный рынок восстановится до уровня, при котором будет обеспечен необходимый объем заказов для запуска производства». В строительство завода в Тольятти Mubea в общей сложности планирует инвестировать те же 700 млн рублей.

Несмотря на то, что решение о выходе Mann+Hummel из состава резидентов ОЭЗ было принято еще в феврале этого года, официально об этом стало известно только 12 мая на экспертном совете ОЭЗ «Тольятти», который прошел в Самаре. Уход западного инвестора был назван «корректировкой действующих бизнес-планов». «Это естественный процесс, который позволяет структурировать произошедшие изменения и привести все документы в соответствие с действующими статусами. В основном корректировки касались сроков реализации, а также других показателей и параметров, в частности, объема инвестиций, который удерживает уверенную тенденцию к росту», – заявили в совете ОЭЗ «Тольятти».

Напомним, Mann+Hummel объявил о своем намерении построить предприятие на территории ОЭЗ «Тольятти» в декабре 2013 года. Предполагалось, что производитель запустит завод уже в 2015 году, а к 2017 году объем производства в нашем городе должен был составить 450 тыс. единиц комплектов в год, полностью обеспечив потребность в системах фильтрации российских автопроизводителей. Отметив значительное снижение такой потребности за последние несколько лет, Mann+Hummel Group оставили сегодня в России только один завод с невысокой мощностью производства в Набережных Челнах.

«Причины ухода мировых компаний по производству автокомпонентов из ОЭЗ «Тольятти» связаны с нестабильностью на АВТОВАЗе, – уверен независимый эксперт. – Будем честны: ОЭЗ с его таможенными льготами изначально создавалась для зарубежных партнеров автозавода. Неслучайно логистически экономическая зона также привязана к автопроизводителю. Между тем в ней остается все меньше компаний, связанных с автомобилестроением.

Уход потенциальных поставщиков объясняется тем, что они не понимают политики менеджмента АВТОВАЗа: изначально заявляются одни объемы, потом другие, и компаниям непонятно, как планировать работу, сколько персонала набирать. Один месяц они загружены под завязку, следующий могут вообще простоять без заказа. И дело тут не в ситуации на авторынке – другие регионы работают более стабильно. Серьезные сокращения персонала и неопределенные условия работы наводят на определенные мысли о будущем АВТОВАЗа».

Что касается ОЭЗ «Тольятти», то по всем показателям она остается одной из самых успешных в стране: с учетом всех изменений в число ее резидентов входят 18 компаний (пять из которых уже работают), объем инвестиций за последний год вырос примерно на 300 млн рублей, превысив общий показатель в 23 млрд рублей. Вот только резиденты по большей части с местной пропиской, далекие от внедрения современных технологий и развития промышленных производств.

Помимо уже упомянутого «Продмаш-композит», на территории ОЭЗ будет создано производство многослойных полимерных пленок ООО «СолоФилмз»: компания уже приступила к строительству завода. Скорректировало свои планы ООО «Тольяттинская бумажная фабрика». «Исходя из рыночных условий мы решили сосредоточиться на переработке макулатуры и производстве бумаги и картона, увеличив инвестиции в проект на 156 млн рублей», – отметил директор ООО Артем Анташев.

«Не стоит делать преждевременные выводы, ведь проект ОЭЗ рассчитан на 49 лет, и все еще может измениться, – считают эксперты. – Одни резиденты будут уходить, другие приходить, но это как раз и свидетельствует о гибкой работе руководства экономической зоны. Что касается автокомпонентных предприятий, то повышение их локализации в ОЭЗ станет первым сигналом стабилизации процессов на АВТОВАЗе».

Напомним, ранее предприятие было намерено наладить выпуск пружин подвески для автомобильного производства еще в 2016 году.

Заседание экспертного совета особой экономической зоны «Тольятти», на котором члены совета согласовали изменения в проекты действующих резидентов, состоялось 12 мая в Самаре. В основном корректировки касались сроков реализации, а также других показателей и параметров, в частности, объема инвестиций, который удерживает уверенную тенденцию к росту.

«Вложения резидентов особой экономической зоны «Тольятти» продолжают расти. Это в очередной раз подтверждает эффективность работы ОЭЗ для экономики региона. Проект показывает отличную динамику, в частности, благодаря завоеванному доверию инвесторов, — отметил губернатор Самарской области Николай Меркушкин. — Мы готовы и дальше работать для создания комфортного инвестиционного климата в регионе и поддерживать реализуемые в губернии проекты».

На заседании экспертного совета согласованы изменения в соглашение с ООО «Тольяттинская бумажная фабрика», которое уже завершает строительство своего завода в ОЭЗ «Тольятти» и готовится к запуску производства в этом году, и с ООО «Мубеа Компоненты Подвески Русь», планирующим возобновить строительные работы на площадке в 2019 году.

Также корректировки осуществлены в отношении компаний ООО «СолоФилмз» и ООО «ПМ-Композит». Последняя планирует создать в ОЭЗ полимербетонное и прессовое производство продукции из композиционных материалов на территории бывшего ООО «Манн+Хуммель Тольятти», выбывшего из ОЭЗ. Ранее реализация данного проекта уже была одобрена на заседании экспертного совета для компании ООО «Продмаш-Композит».

Первыми были рассмотрены изменения в проект «Мубеа Компоненты Подвески Русь» (дочернее предприятие немецкой группы компаний MUBEA), предусматривающие создание производства пружин подвески автомобилей. Компания столкнулась с необходимостью корректировки своих планов на этапе проектирования корпуса в ОЭЗ и начале строительных работ. Это связано с уменьшением объема производства автомобилей на российском рынке. Однако проект в ОЭЗ они считают значимым в общей стратегии развития головной компании и не отказываются от его реализации.

«Несмотря на текущую ситуацию на автомобильном рынке России, его потенциал представляется достаточно высоким. В этой связи, а также в связи с требованиями заказчиков — производителей автомобилей по применению локальных продуктов, являющихся конкурентоспособными с точки зрения дизайна, технологии производства, цены и качества. Группа МУБЕА рассматривает проект локализации производства в ОЭЗ как имеющий высокую значимость, — рассказал директор проекта Алексей Бережнов. — Мы планируем, что завод в ОЭЗ «Тольятти» будет запущен в конце 2020 года. Согласно имеющемуся прогнозу, к тому времени российский автомобильный рынок восстановится до уровня, при котором будет обеспечен необходимый объем заказов для запуска производства. В рамках экспертного совета, помимо обсуждения текущей ситуации и перспектив развития проекта по производству пружин подвески, нами были подняты вопросы о потенциале повышения конкурентоспособности проектов, реализуемых в ОЭЗ, и в этой связи мы надеемся на соответствующую поддержку региональных и федеральных органов власти».

Корректировки в бизнес-план компании ООО «ТБФ» коснулись графиков реализации, производственной номенклатуры, а также объема заявленных инвестиций, которые выросли до 725 млн рублей. При этом на сегодня резидентом уже вложено в развитие своего завода более 300 млн рублей. Напомним, сейчас «ТБФ» завершает работы по строительству комплекса по переработке макулатуры и производству из нее бумаги и картона и проводит пусконаладочные работы.

«В процессе реализации нашего проекта мы скорректировали некоторые его параметры и пересмотрели планы на ближайшее будущее. Исходя из сегодняшних рыночных условий, мы решили повременить с производством гофроупаковки и эковаты, сосредоточившись на переработке макулатуры и производстве бумаги и картона, планируя нарастить объемы производства именно в этом направлении. При этом мы увеличили инвестиции в наш проект на 156 млн рублей» — подчеркнул генеральный директор ООО «ТБФ» Артем Анташев.

Следующей на корректировку бизнес-плана вышла компания «СолоФилмз», которая создаст в ОЭЗ «Тольятти» производство многослойных полимерных пленок. Компания уже приступила к строительству завода, а также запустила производство на временных площадях в Тольятти.

«Мы посчитали необходимым скорректировать наш бизнес-план и соглашение в части графика выполнения работ. Задержка связана с проблемой некачественного проектирования здания высотой в 27 метров. Однако реализация проекта в ОЭЗ для нас остается стратегически важным этапом в развитии дочерней организации, — рассказал гендиректор «СолоФилмза» Сергей Щеглов. — Сейчас мы организовали выпуск продукции из многослойных полимерных пленок на временных площадях, и это стало первым этапом в развитии компании «СолоФилмз». Возобновить строительство завода в ОЭЗ мы планируем уже в этом году, запуск производства состоится в конце 2018 года».

Экспертный совет сегодня также утвердил и изменения в составе резидентов особой экономической зоны «Тольятти». На участке, выделенном для компании «Манн+Хуммель Тольятти» (Германия) для строительства завода по производству автокомпонентов, будет реализован проект ООО «ПМ-композит» по созданию полимербетонного и прессового производства продукции из композиционных материалов (ранее одобренный проект компании «Продмаш-композит»). Немецкой компанией принято решение о выходе из ОЭЗ. Сделка по покупке «Манн+Хуммель Тольятти» состоялась в феврале текущего года.

«Когда мы подавали заявку на реализацию проекта в ОЭЗ от лица «Продмаш-композит», мы рассматривали возможность строительства завода на отдельном участке. Но потом мы узнали, что компания «Манн+Хуммель Тольятти» готова продать свой недостроенный объект, и приняли решение о его покупке. Для нас это хорошая возможность для того, чтобы ускорить осуществление своих планов по развитию нового завода», — рассказал генеральный директор «ПМ-композита» Георгий Макаров.

«Сегодня была плотная повестка экспертного совета. Одобрены все представленные корректировки компаний, — отметил исполняющий обязанности министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Михаил Жданов. — С учетом утвержденных сегодня изменений число резидентов ОЭЗ «Тольятти» составило 18 компаний, при этом объем инвестиций вырос примерно на 300 млн рублей, превысив 23 млрд рублей».

Изменения условий соглашений, а также внесение корректировок в действующие бизнес-планы осуществлены с учетом текущих тенденций рынка, сложившейся экономической ситуации, а также внутренних планов компаний. Как отмечается в релизе, это естественный процесс, который позволяет структурировать произошедшие изменения и привести все документы в соответствие с действующими статусами.