Можно ли считать подневольную работу деятельностью

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГОВ

УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:

1. На участие в работе органов управления школы в порядке, предусмотренном Уставом школы.

2. На уважение своих профессиональных и личных качеств чести и достоинства со стороны администрации, учащихся и родителей.

3. На защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.

4. Самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся, учебники и учебные материалы, методы оценки знаний учащихся.

5. На получение любой информации от администрации школы, органов управления.

6. На свободное выражение своего мнения.

7. На участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений.

8. На моральное и материальное поощрение своего труда.

9. На бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний.

10. На создание моральной рабочей обстановки на уроке.

11. На свободное и безопасное пребывание в стенах школы

12. На неприкосновенность личной собственности.

13. На участие в работе общественных организаций.

14. На охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда.

15. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и устава школы может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме

УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

1. Выполнять Устав школы, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, «Правила школьной жизни».

2. Быть примером достойного поведения в школе и общественных местах.

3. Заботиться о защите прав и свобод учащихся, ценить личность ребёнка, его право на выражение собственного мнения и убеждений.

4. Уважать права родителей или заменяющих их лиц.

5. Постоянно повышать свой профессиональный уровень.

6. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися.

7. Выполнять обязанности дежурного учителя. В случае невозможности дежурным учителем выполнять свои обязанности, он должен заблаговременно поставить об этом в известность администрацию с целью своевременной его замены.

8. Аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся.

9. Своевременно предупреждать учащихся о предстоящих контрольных работах.

10. Обязан отпускать учащихся на перемену вовремя.

11. Учитель может впускать учащихся в класс на перемене (по своему усмотрению).

12. Учитель обязан оценивать в журнале ответ ученика, а не его поведение.

13. Не превышать объём домашнего задания более чем на 50 % объёма аудиторной нагрузки. Учитель обязан защищать ученика от перегрузок.

14. Учителю запрещается удалять ученика с урока во время учебных занятий. Если учащийся дезорганизует работу всего класса, вызвать дежурного администратора и передать ему нарушителя дисциплины.

15. Учитель несёт ответственность за здоровье ученика на уроке.

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:

1. Получать регулярно информацию о состоянии психофизического здоровья детей.

2. Выносить на рассмотрение администрации, педсовета или Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса.

3. Разрабатывать (совместно с социально-психологической службой, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и их родителями.

4. Получать своевременную помощь от руководства учреждения, от объединений, работающих в нём.

5. Приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение.

6. Определять форму плана воспитательной работы с классом (с учётом принципов общешкольного планирования).

7. Отказываться от несвойственных ему, не входящих в его функциональные обязанности поручений.

8. Защищать собственную честь и достоинство в случае несогласия с оценкой его воспитательной работы в данном классном коллективе.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НЕ ИМЕЕТ ПРАВО:

1. Унижать личные достоинства воспитанника, оскорблять его словом и действием.

2. Использовать оценку (шкальный балл) для наказания ученика.

3. Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение.

4. Намеренно использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.

5. Обсуждать за глазами своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывать авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

1. Систематически анализировать состояние успеваемости и динамику общего развития своих воспитанников.

2. Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.

3. Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи.

4. Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классных и школьных коллективов.

5. Изучать детей, условие их жизнедеятельности в школе и в семье.

6. Фиксировать отклонение в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать об этом администрацию.

7. Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем.

8. Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов, работающих в классе, родителей учащихся.

9. Информировать родителей (лиц их заменяющих) об успехах или неудачах учащихся, собирать плановые и, в исключительных случаях, внеплановые родительские собрания, заседания родительского комитета.

10. Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся), и документацию, требуемую администрацией учреждения (например, справки отчёты, планы, карты изучения личности учащегося, папки с разработками воспитательных мероприятий и т.д.).

11. Организовывать охрану здоровья, укреплять здоровье школьников, вовлекать учеников в физкультурную, спортивную работу.

12. Организовывать дежурство по классу, школе, столовой.

13. Осуществлять строгий контроль за посещаемостью учащихся.

14. Выявлять и вести учёт детей из неблагополучных и социально незащищённых семей.

15. Осуществлять наблюдение за поведением «трудных подростков», детей, «группы риска».

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий.

2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы законных распоряжений директора школы иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством;

3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, классный руководитель может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РБ.

4. Обязан выявлять семьи, находящиеся в социально- опасном положении.

Для того, чтобы заниматься педагогической деятельностью, нужно иметь среднее профессиональное или высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Либо высшее/среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Например, специалист с высшим образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» и специалист, получивший высшее образование по специальности «История», независимо от наличия у них стажа работы, могут на равных основаниях работать учителем истории. Выпускник консерватории имеет право работать учителем музыки.

Те, у кого нет специального педагогического образования или профильного образования по преподаваемому предмету, смогут работать в школе учителем по определенному предмету, если продут программу профессиональной переподготовки, необходимую для преподавания этого предмета в объеме не менее 250 часов.

Перечнями специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061, определены следующие направления подготовки «Образования и педагогические науки»:

44.03.01 — Педагогическое образование

44.03.02 — Психолого-педагогическое образование

44.03.03 — Специальное (дефектологическое) образование

44.03.04 — Профессиональное обучение (по отраслям)

44.03.05 — Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Получение диплома бакалавра по любому из указанных направлений дает право преподавать в школе любой предмет. Специалист без педагогического образования — может работать учителем только по профилю, в том числе по профилю полученного дополнительного профессионального образования.

Законодательство дает работодателю право при разработке должностных инструкций устанавливать дополнительные требования к необходимой специальной подготовке работников. Также работодатель обязан обеспечить регулярное прохождение повышения квалификации работников.

Из этого общего правила есть исключения

Работодатель имеет право снижать планку требований к образованию и принимать решение о допуске к работе на основании решения аттестационной комиссии на основании оценки фактической профессиональной деятельности. Комиссию администрация школы формирует самостоятельно.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

— лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Кто не имеет права работать в школе?

В соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

8 октября 2015 года в Атриуме Главного штаба прошёл традиционный для Петербурга праздник День внешкольного работника

В этом году праздник проводился совместно с Государственным Эрмитажем и со Всемирным клубом петербуржцев.
Многие годы этот день собирает всех, кто развивает детское творчество, делится секретами профессионального мастерства, работая в технических лабораториях и в оранжереях, вокальных студиях и спортивных залах, изостудиях и танцклассах.
Каждый год в учреждениях дополнительного образования появляются новые формы работы и новые программы, что говорит о талантливых педагогах и инновационном характере системы дополнительного образования.
В нашем городе, который неофициально называют столицей дополнительного образования, существует прекрасная традиция: ежегодно 50 педагогам вручается премия Правительства Санкт-Петербурга «Лучший педагог дополнительного образования государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга».
В 2015 году Комитет по образованию организовал смотр-конкурс достижений государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей «Дополнительное образование — пространство успешной социализации детей». Его участниками стали 47 дворцов, домов и центров детского творчества.
На церемонии награждения были объявлены победители — шесть лучших учреждений города:

  • центр детского (юношеского) технического творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Охта»,
  • Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга,
  • Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
  • Дворец детского (юношеского) творчества Выборгского района Санкт-Петербурга,
  • центр внешкольной работы Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»,
  • Дворец творчества детей и молодежи «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» Санкт-Петербурга.

Также были награждены лауреаты восьми конкурсных номинаций:

  • «Интеграция основного и дополнительного образования»,
  • «Развитие сетевых моделей реализации программ и проектов»,
  • «Выявление и поддержка одарённых детей и молодёжи»,
  • «Вовлечение молодёжи в социальную практику»,
  • «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»,
  • «Реализация проектов по эффективному взаимодействию с семьёй»,
  • «Создание среды и ресурсов открытого образования»,
  • «Внедрение современных программ дополнительного образования».

Традиционно знаком «За вклад в развитие творчества и таланта юных петербуржцев» отмечены социальные партнеры, которые оказывают постоянную помощь в работе учреждений дополнительного образования.

Первый заместитель председателя Комитета по образованию Юрий Владимирович Соляников рассказал о большой работе, которая ведётся в Петербурге по модернизации и расширению материально-технической базы наших учреждений: только что спущено на воду после реконструкции и полной модернизации навигационного оборудования учебно-парусное судно «Юный балтиец», ремонтируется концертный зал «Карнавал», готовится к открытию новое учреждение – «Академия талантов» и многое другое. «Рассматривать только материальную сторону бессмысленно, — заметил Юрий Соляников, — ведь основная работа делается вами, именно вы несёте славу и знамя Петербурга как столицы дополнительного образования».