Мошенничество с использованием платежных карт

Мошенничество с использованием платежных банковских карт

1. Мошенничество с использованием платежных карт, то есть хищение чужого имущества, совершенное с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Предлагаем ознакомиться со статьей 159.3 УК РФ Главы 21 «Мошенничество с использованием платежных карт». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 159.3 УК РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму форму обратной связи.

Телефоны консультантов

Москва: 8(499)9384180

Санкт-Петербург: 8(812)4251366

Печать страницы

Сохраните страницу в соц. сетях:

В данной статье рассматривается один из инструментов безналичных расчетов, а именно банковская карта. Наиболее распространенные способы мошенничества с использованием платежных карт.

Мошенничество с банковскими картами статья УК РФ

Правила для защиты банковской карты от мошенников.

В настоящее время почти все сферы деятельности используют безналичный расчет, это рестораны, магазины, большое количество людей так же перешли на оплату каких-либо услуг при помощи банковских карт, даже большинство компании переводят своих сотрудников, в обязательной форме, на карточную систему . Эта система развивается в достаточно быстром темпе, через карточные счета каждую минуту проходят крупные суммы денег, что очень привлекает мошенников. И соответственно, мошенничество в этой сфере набирает обороты, поэтому тема нашей стать очень актуальна.

Банковская карта — это пластиковая карта, привязанная к банковскому счету и позволяющая своему владельцу осуществлять оплату товаров и услуг. Так же стоит отметить, что она может быть привязана как к одному, так и к нескольким счетам .

С одной стороны, хранить деньги в такой форме очень удобно, так как в наше время банковской картой можно рассчитаться за любые услуги, оплатить покупки в обычных магазинах и в интернет-магазинах.

Но с другой стороны, данный платежный инструмент не является надежным. Банки на протяжении многих лет борются с этим, создают новые или усовершенствуют старые системы защиты карт, но мошенников это не останавливает и они находят все более новые и продвинутые способы, что бы обойти даже самую сложную систему защиты.

Мошенничество с банковскими картами в последнее время, достигает огромных масштабов, потому что преступники постоянно находят новые методы, которые позволяют получить им доступ почти к любой карте.

Наиболее распространённые способы мошенничества:

  1. Скимминг, это самый распространённый способ мошенничества. Мошенники крадут данные карты при помощи скриммера (портативный сканер) который присоединяется к банковскому терминалу, то есть копируют с магнитной полосы нужную информацию по карте и ПИН-код.
  2. Фишинг, данный вид мошенничества менее распространен, чем предыдущий. Заключается этот метод в том, что злоумышленники создают сайт идентичный настоящему сайту банка, далее они пытаются заманить на него клиентов этого банка, делая различного рода рассылки (спамы) и потом просят ввести данные карты на поддельном сайте.
  3. SMS- фишинг (смишинг)- это самый простой способ мошенничества, его смысл в том, что мошенники делают рассылку сообщений, от лица работников банка, в которых говорится что «Ваша карта заблокирована или же с вашей карты списана определенная сумма денег, пришлите, пожалуйста, ПИН-код или данные по карте» и уже далее используют эти данные для перевода денежных средств с банковской карты.

Существует несколько важных правил, которые стоит помнить и применять на практике, для защиты от мошенников:

  • Производить снятие денежных средств с пластиковой карты, только в проверенных банкоматах, таких, которые расположены в специальных помещениях или в отделениях банка, так как существуют фальшивые банкоматы установленные мошенниками.
  • Не держите ПИН-код при себе (написанный на листочке), а уж тем более не пишите его на карту.
  • Когда вводите ПИН-код, следует прикрывать рукой клавиатуру.
  • Не нужно вводить пароль для подтверждения операций, которые не были совершены вами.
  • Подходя к банкомату, который не давно появился, убедитесь так ли выглядит клавиатура банкомата, а именно нет ли на ней необычных элементов (миниатюрные камеры, накладки, объективы, необычный шрифт клавиатуры).
  • Не оставляйте свои банковские карты без присмотра.
  • При потере или кражи вашей пластиковой карты, нужно немедленно сообщить об этом в банк, чтобы вашу карту заблокировали. От скорости ваших действий зависит сохранность денежных средств на счету карты.

И самое на наш взгляд главное правило:

  • Не сообщайте никому данные по своей карте, а уж тем более не пересылайте их в SMS или по электронной почте.

По мошенничеству с банковскими картами одной общей статистике нет, потому что сами банки не хотят распространяться по поводу своих потерь от мошенников, так как не желают портить свою репутацию и сами люди в большинстве случаев не обращаются в полицию. Но существуют данные Центробанка, который говорит, что в России в 2016 году, было похищено мошенниками, с банковских карт около 1080000000 рублей . Если сравнивать эти данные с данными 2015 года, то мы видим, что показатель сократился на 1,8%. Удельный вес злоумышленных операций по банковским картам в общем объеме транзакций составил 0,0002 %. Центробанк старается держать этот показатель ниже 0,0005 %. Так же ущерб, который был принесен юридическим лицам от мошенников, в 2015 году составлял — 3,8 миллиарда рублей, а вот в 2016 году 1,9 миллиарда, сократился в 2 раза.

И так же мы не могли не отметить, что в 2016 году Центробанк зафиксировал около 9 попыток списания денежных средств со счетов банкиров. Мошенники хотели произвести хищения 2,18 миллиарда рублей, но у них получилось списать только 1,5 миллиарда рублей.

Итак, каждому владельцу банковской карты следует понимать, что всегда существует риск того, что именно он может стать жертвой киберпреступников, но что бы добиться максимально эффективной защиты банковской карты от мошенников, следует выполнять вышеперечисленные правила защиты и тогда шансы того что вы будите обмануты мошенниками гораздо ниже.

1. Мошенничество с использованием платежных карт, то есть хищение чужого имущества, совершенное с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к Ст. 159.3 УК РФ

1. Мошенничество с использованием платежных карт — квалифицированный вид мошенничества. Совершение данного преступного деяния возможно исключительно в сфере товарно-денежного оборота с использованием такого особого платежного средства, как платежная карта. Банковская платежная карта — пластиковая карта, привязанная к одному или нескольким расчетным счетам в банке, используется для оплаты товаров и услуг, в том числе через сеть Интернет, а также снятия наличных. Карты бывают дебетовые и кредитные. Дебетовые карты используются для распоряжения собственными деньгами, находящимися на расчетном счете в банке. Кредитные карты используется для распоряжения деньгами банка, которые при совершении платежа автоматически берутся у банка в кредит (их требуется вернуть банку). Держатель карты — лицо, на имя которого выпущена пластиковая карта. Денежные средства на счете карты принадлежат держателю карты. Банк не имеет права задержать их выплату или запретить пользоваться ими, кроме как по решению суда, или только может списывать комиссии по операциям, предусмотренным договором. Собственник карты — банк-эмитент, выпустивший карту, что закрепляется соответствующими пунктами договора на обслуживание банковских карт. Держатель карты обязан вернуть ее банку по его требованию в течение нескольких дней. Владелец карты — лицо, в данный момент времени владеющее картой (проще говоря: тот, в чьих руках находится карта; если карта утеряна, то владелец — любое подобравшее ее лицо).

Большинство платежных карт имеют определенный стандартом ID-1 формат — 85,6 x 53,98 мм и используют в качестве носителя данных магнитную полосу, однако постепенно начинают применяться и чиповые карты. На лицевой стороне карты может быть любое изображение или просто фон. Кроме того, присутствуют логотип платежной системы, номер карты, имя владельца и срок действия карты. На обратной стороне карты находится магнитная полоса, бумажная полоса с подписью владельца, а на некоторых — код или его аналог. Банковская карта может выпускаться банком как локальная (принадлежащая локальной платежной системе, как правило, в пределах одного государства) и международная (в рамках платежной системы, объединяющей множество банков-участников по всему миру); расчетная (дебетовая), кредитная и предоплаченная. Выпускаются также виртуальные карты. Расчетная карта предназначена для совершения операций ее держателем в пределах остатка денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете с учетом установленных лимитов. Карты с разрешенным овердрафтом — это продолжение развития дебетовых карт, их усовершенствованный вариант. Кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией-эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

2. Диспозиция комментируемой нормы имеет бланкетный характер, следовательно, ее применению должен предшествовать факт установления и анализа конкретной нормативной базы, регламентирующей отношения сторон в процессе использования платежных карт. Сфера противоправного использования платежных карт — область специальных познаний, следовательно, предъявлению обвинения по комментируемой статье должно предшествовать проведение соответствующей технической экспертизы.

3. Объект анализируемого преступления — полностью совпадает с родовым объектом хищения — это общественные отношения, сложившиеся в сфере социального обеспечения населения. Как и мошенничество вообще, квалифицированное мошенничество с использованием платежных карт — всегда хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (см. п. п. 2 и 3 коммент. к ст. 159).

4. Форма объективной стороны содеянного строго ограничена законодателем: хищение чужого имущества, совершенное с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты, путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации. Мошенничество с использование платежных карт будет иметь место также в случаях, если платежная карта использована в банкомате, ином устройстве, предназначенном для выполнения финансовых операций с использованием платежных карт.

По соответствующей части комментируемой статьи подлежат квалификации действия виновного, который расплатился поддельной или чужой платежной картой в сети Интернет.

5. Преступное деяние считается законченным с момента получения лицом товаров или суммы денег, а равно приобретения им юридического права на распоряжение данными товарами или деньгами.

6. Сам по себе факт предоставления лицом поддельной или чужой платежной карты в зависимости от обстоятельств дела может содержать признаки приготовления к данному виду мошенничества.

7. Субъект — любое дееспособное лицо, достигшее 16-летнего возраста.

8. Субъективная сторона — прямой конкретизированный умысел. О наличии умысла, направленного на мошенничество при получении выплат, свидетельствует, в частности, использование поддельной карты, а равно чужой платежной карты против воли на то ее законного владельца.

9. Мошенничество, совершенное виновным с использованием подделанной им платежной карты, предоставляющей право получения товаров, денег и услуг, квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 327 УК и соответствующей частью комментируемой статьи.

10. Если подделавший платежную карту по независящим от него обстоятельствам не смог ею воспользоваться, содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 327 и ч. 1 ст. 30 УК, ч. 4 комментируемой статьи как приготовление к мошенничеству с использованием платежных карт.

11. Если лицо подделало кредитную карту с целью мошенничества, использовало ее с этой целью, однако по независящим от него обстоятельствам не смогло изъять имущество или деньги потерпевшего либо приобрести право на чужое имущество или деньги, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 327, а также ч. 3 ст. 30 УК и в зависимости от обстоятельств конкретного дела соответствующей частью комментируемой статьи.

12. Мошенничество, совершенное с использованием изготовленной другим лицом поддельной платежной карты, полностью охватывается составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, и не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК.

13. Законом предусмотрены как квалифицированный состав мошенничества с использованием платежных карт: совершенное группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину (ч. 2), так и особо квалифицированные составы данного преступления: во-первых, деяния, совершенные с использованием виновными своего служебного положения, а равно в крупном размере (ч. 3); во-вторых, деяния, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере (ч. 4).

14. Применительно к квалифицирующим признакам — причинение значительного ущерба гражданину, группа лиц по предварительному сговору, использование виновными своего служебного положения, организованной группой лиц, крупный размер и особо крупный размер — см. коммент. к ст. ст. 35, 159.

15. Согласно примеч.

Статья 159.3. Мошенничество с использованием платежных карт

к ст. 159.1 УК крупным размером в комментируемой статье признается стоимость похищенного имущества — 1 млн. 500 тыс. руб., особо крупным размером — 6 млн. руб.

Мошенничество с НДС

Спирихин А.А., старший бухгалтер отдела бухгалтерского учета ЗАО "Алинга Консалтинг Груп".

Введение в России налога на добавленную стоимость в 1991 г. вызвало появление первых мошенничеств, связанных с незаконным возмещением НДС. Однако тогда приходилось говорить лишь о единичных случаях подобных происшествий. В последнее же время это явление приобрело чрезвычайно широкие масштабы. Так, по словам заместителя Министра финансов С. Шаталова, половину налоговых доходов бюджета составляют поступления от налога на добавленную стоимость и около 50% налоговых мошенничеств приходится на неправомерное возмещение НДС, наблюдается опережающий рост сумм, предъявляемых к возврату НДС, по отношению к начисленным суммам налога. Каждая махинация с налогом на добавленную стоимость способна унести из государственного бюджета десятки и сотни миллионов рублей.

НДС взимается во всех случаях, за исключением торговых операций по реализации товаров на экспорт. В соответствии с Налоговым кодексом РФ компаниям, занимающимся такими "льготными" видами деятельности, государство обязано вернуть сумму налога или возместить ее за счет общих налоговых платежей (так называемый лжеэкспорт). Кроме того, НК РФ установлен ряд операций, попадающих под 10%-ную ставку налога: продовольственные товары, некоторые виды товаров для детей — "игрушечные" схемы, лекарственные препараты. Это и дает широкие возможности коммерсантам использовать различные махинации, связанные с возмещением НДС. При этом, как правило, задействованы десятки организаций, выполняющих функции поставщиков, покупателей, посредников, комиссионеров. Большинство из них зарегистрированы на подставных лиц и не имеют реальной возможности распоряжаться деньгами, которые поступают на их расчетный счет. Основное их назначение — запутывание следов и создание дополнительных трудностей для налоговых органов в установлении реальности совершения хозяйственной сделки.

Наиболее популярными схемами неправомерного возмещения НДС из бюджета являются "лжеэкспорт", так называемые игрушечные схемы.

В рамках статьи нельзя подробно описать все используемые на сегодняшний день схемы, поэтому остановимся на некоторых из них.

Фиктивный экспорт ("лжеэкспорт"). По действующему налоговому законодательству для вынесения решения о возмещении НДС в налоговый орган должны быть представлены все необходимые документы по перечню, утвержденному ст. 165 Налогового кодекса РФ. И, как правило, все документы представляются в налоговый орган в идеальном состоянии, однако времени и возможностей у налоговых органов, чтобы разобраться в их подлинности и фактическом совершении сделки, зачастую не хватает, поскольку это относится к компетенции правоохранительных органов. Все это позволяет говорить о сформировавшемся рынке фальсификации документов, основанном не на грубой подделке, а на создании длинных запутанных цепочек фиктивных покупателей и продавцов, проследить которые зачастую просто невозможно. При этом один и тот же товар ради возмещения НДС может по нескольку раз ввозиться на территорию РФ и вывозиться за ее пределы. При этом существует перечень наиболее популярных "экспортных" товаров — это технологическое оборудование, продукты интеллектуальной собственности (различные программные продукты с длинными непереводимыми названиями, которых может и не существовать в природе), лом черных и цветных металлов, продукты нефтехимии и другие товары. Необходимо заметить, что очень часто эти продукты действительно вывозятся на экспорт, но ради возмещения НДС по сильно завышенной цене. Упрощенно один из видов используемых схем фиктивного экспорта заключается в следующем: фирма "А" (экспортер) покупает по сильно завышенной цене у фирмы "Б" (производителя) товар, который впоследствии пойдет на экспорт. При этом производитель, по существу, является фиктивным участником сделки, поскольку ничего реально не производит. При этом "производитель", используя подставные фирмы, оформляет документы, подтверждающие факт производства товара (например, нового или модернизации старого технологического оборудования), который по договору будет отгружен фирме "А" (экспортеру). На самом деле фирма "Б" отгружает экспортеру малопригодный к использованию товар "нулевой" стоимости по баснословной цене. Далее "экспортер" продает товар иностранному покупателю (например, подставной офшорной компании, аффилированной с экспортером), после чего товар, пройдя все необходимые таможенные процедуры, отправляется за границу. Экспортер предъявляет в бюджет сумму НДС к возмещению. При этом следует оговориться, что для реализации подобной схемы необходимо содействие таможенного органа. "Дружественная" таможня в данном случае содействует приданию ложного "таможенного" статуса вывозимому товару.

Основной недостаток данной схемы — это высокий риск, ярко выраженный криминальный оттенок совершаемых операций (при реализации данной схемы участниками совершаются уголовно наказуемые деяния, предусмотренные соответствующими статьями УК РФ).

Одной из разновидностей подобных схем неправомерного возмещения НДС является оформление товаров в таможенном режиме экспорта и документальное подтверждение "продажи" иностранному покупателю, и при этом товары не покидают таможенную территорию России и продаются на внутреннем рынке.

Однако данная схема имеет несколько существенных изъянов: необходимо иметь высоколиквидный товар и покупателя, готового его купить по подложным документам, высокая "себестоимость" данной схемы, связанной в первую очередь с таможенным "оформлением" товаров и получением легализованной экспортной выручки.

Для запутывания следов, усложнения возможности контроля налоговыми органами и пресечения подобных сделок, как правило, используются многоступенчатые схемы с участием целого ряда подставных фирм, при этом товар может несколько раз продаваться и перепродаваться на российском рынке.

Отдельного упоминания в разрезе неправомерного возмещения экспортного НДС с точки зрения минимизации затрат и максимальной отдачи заслуживает схема, связанная с экспортом научных технологий. При этом некая фирма (как правило, подставная) "разрабатывает" передовую технологию с непереводимым названием и продает другой фирме по баснословной цене, далее по цепочке, прежде чем попасть к экспортеру, заветная технология несколько раз меняет собственника, а первоначальная фирма-продавец на момент экспорта перестает существовать.

Популярной схемой нелегальной минимизации налогообложения НДС в свое время являлась так называемая игрушечная схема. Однако правоприменительная практика показывает, что налоговыми органами выявлены механизм и основные отличительные признаки применения данной схемы. Поэтому ее использование чревато определенными правовыми последствиями для налогоплательщика. Механизм "игрушечной" схемы основан на разнице ставок НДС. Использовать ее могут любые предприятия, производящие игрушки для детей или иные детские товары, перечисленные в пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ и облагаемые по ставке 10%. Оплачивая товары, работы и услуги, необходимые для изготовления игрушек, предприятия уплачивают НДС по ставке 18%. При изначальной высокой стоимости сырья и, следовательно, значительном "входном" НДС от поставщика стоимость услуг по его переработке для производства игрушек минимальна. Также невысока и наценка при реализации готовой продукции, облагаемой по ставке 10%. Данное обстоятельство приводит к тому, что сумма "входного" НДС по сырью и услугам, предъявляемого налогоплательщиком к вычету, значительно превышает сумму НДС от реализации готовой продукции. Этим в полной мере и пользовались предприимчивые налогоплательщики, получая помимо дохода от реализации дополнительный доход в виде возмещения НДС из бюджета. Как показывает практика, для получения дополнительных "дивидендов" от использования данной схемы использовались различные способы "заметания следов": возмещения требовали фирмы-однодневки, показывающие приобретение товара у несуществующих или неработающих поставщиков, продавец, поставщик сырья и покупатель территориально обособлены друг от друга (при этом установление истины требует от налоговых органов значительных затрат времени и средств). Повсеместное применение данной схемы объясняется в значительной степени тем, что налоговые органы не уделяют столь пристального внимания производителям игрушек (в отличие от экспортеров), да и доказательство вины налогоплательщика в данной ситуации довольно сложная процедура.

Использование незаконных схем минимизации налогообложения в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством попадет под действие ст. 159, 160, 188, 199, 201, 285, 290, 291, 292, 293 УК РФ. Основной "рабочей" статьей является ст.

Мошенничество с банковскими картами — все о мошенничестве с банковскими картами

199 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов". Однако следует заметить: для того чтобы на предприятие было заведено уголовное дело, одной недоимки по налогам мало, необходимо доказательство того, что деяние было совершено с умыслом, бремя доказательства ложится на следственные органы. Обвинение обязано доказать в суде, что налогоплательщик, используя ту или иную схему, специально занизил налогооблагаемую базу, а сделать это очень сложно.

Практика показывает, что с проблемой мошенничества в налоговой сфере сталкивается не только Россия, но и все промышленно развитые страны. В настоящее время система взимания НДС действует во всех крупных экономически развитых странах, кроме США. Эта система достаточно успешно применяется в странах ЕС, Канаде, Китае и других странах. При этом можно говорить о том, что НДС является более эффективным механизмом сбора доходов в государственный бюджет, чем прямые налоги на прибыль и доход. Например, по официальным статистическим данным, в Великобритании в 2003/04 финансовом году один из видов мошеннических схем с НДС привел к потерям для государственного бюджета в размере от 2 млрд. дол. до 3,25 млрд. дол. Крупномасштабное мошенничество с НДС представляет собой проблему во всех странах, где взимается этот налог, как в Евросоюзе, так и за его пределами. Следует заметить, что Россия — не единственная страна, которая борется с мошенничеством в сфере взимания НДС, она, по-видимому, является единственной страной, которая "наказывает" компании-экспортеры. В большинстве стран, в которых взимают НДС, экспортная торговля поощряется путем установления нулевой ставки НДС и возмещения НДС экспортерам. К примеру, в Великобритании экспортеры могут ежемесячно (а не ежеквартально) подавать налоговые декларации по НДС и получать возврат НДС непосредственно на свой банковский счет, как правило, в течение трех недель.

В России же экспортеры сталкиваются с двумя проблемами. Они обязаны распределять сумму входного НДС между продажами на внутреннем рынке и продажами на экспорт и вправе предъявить к возмещению НДС, относящийся к продажам на экспорт лишь при подтверждении факта экспорта, на что иногда уходит до полугода. К тому же, несмотря на однозначные положения Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие возврат экспортерам сумм НДС, на практике получить возмещение бывает необычайно сложно.

При подтверждении экспорта налоговые органы инициируют тщательную налоговую проверку или оспаривают подтверждающие экспорт документы (нередко без каких бы то ни было оснований). Хорошо известно, что такого рода действия направлены на недопущение возврата НДС налогоплательщикам, вовлеченным в мошеннические налоговые схемы. Тем не менее от такого подхода страдают многие добросовестные налогоплательщики, поскольку он ведет к росту их расходов.

В Великобритании уровень мошенничества с НДС в 2003/04 финансовом году снизился более чем на 25% по сравнению с 2002/03 г. Это стало прямым следствием реализации мероприятий, направленных на борьбу с мошенничеством. Был предпринят целый ряд шагов по установлению контроля за действиями налогоплательщиков — таких, как посещение чиновниками новых компаний перед постановкой на учет в качестве налогоплательщиков НДС и отказ в постановке на учет компаниям из числа потенциальных мошенников. Отказ в постановке на учет может осуществляться, например, на основании "оперативных" данных о причастности к мошенничеству учредителей или руководителей компаний.

Как уже было сказано ранее, Россия — не единственная страна, которая сталкивается с проблемами налогового мошенничества. Экономически развитые страны применяют различные методы борьбы с мошенническими операциями в сфере налогообложения, и не все они применимы на российском правовом поле. Поэтому проблема налогового администрирования на этапе интенсивного развития экономики для России стоит особо остро.

ФНС России в разное время предпринимала попытки разработать комплекс мер по совершенствованию системы налогового администрирования. Например, предлагалось поэтапное снижение ставки налога на добавленную стоимость до 16% начиная с 2006 г., а затем до 13%, при этом льготную 10%-ную ставку налога на социально значимые товары предлагалось сохранить на неопределенное время, а впоследствии перейти на единую ставку налога и соответственно на единый учет. Этой мерой предполагалось сократить число случаев мошенничества и упростить процедуру контроля за уплатой НДС, ведь сейчас налогоплательщики вынуждены вести раздельный учет по разным ставкам НДС. Мошенничество с экспортным НДС предлагалось пресечь "оригинальным" способом — отказом в возмещении НДС экспортерам-перепродавцам, сохранив льготу только для экспортеров-производителей.

Министерством финансов, например, предлагалось ввести принятую на вооружение в Болгарии систему НДС-счетов, при которой все платежи по налогу выделяются в отдельный поток, но под натиском предпринимателей от идеи пришлось отказаться. На смену системе НДС-счетов для улучшения эффективности контроля за сбором НДС пришла радикальная идея о вводе электронных реестров счетов-фактур. С помощью этого "ноу-хау" Минфин рассчитывал победить "лжеэкспорт" и мошенничество с возвратом НДС. По замыслу создателей проекта выписанные продавцами и покупателями электронные счета-фактуры и внесенные в единую базу данных должны были "перекрываться", а счета, не совпадающие по суммам, давать налоговым органам повод для размышления. Однако идею пришлось похоронить, поскольку для того, чтобы создать систему суперкомпьютеров, способных обрабатывать до 15 миллиардов счетов-фактур в год, потребовалось бы свыше 30 миллиардов бюджетных средств, которые в конце концов легли бы на налогоплательщиков, в первую очередь на средний и малый бизнес, поскольку для пересылки счетов-фактур в базу данных налогового органа предпринимателю понадобился бы компьютер с возможностью выхода в Интернет. Поэтому проект был признан слишком затратным и не гарантирующим достижения ожидаемого результата.

На данном этапе вопрос улучшения эффективности системы налогового администрирования по-прежнему остается открытым. Вводимые в Налоговый кодекс РФ с 2006 г. изменения никаких кардинальных перемен в целом для совершения налогового администрирования не несут и едва ли помогут снизить объемы совершаемых в стране мошеннических операций с налогами.