Морское электроснабжение

Последние десятилетия XX века характеризуются увеличением числа тяжелых аварий и катастроф на море. Необходим пересмотр концепции построения комплексных систем управления техническими средствами (КСУ ТС) корабля (ПЛ, судна), которая до сих пор создавалась, исходя из необходимости расширения функциональных возможностей систем управления, с обеспечением заданных требований по надежности аппаратуры автоматики, живучести и безопасности. При этом в ряде случаев происходила переавтоматизация процессов управления ТС в эксплуатационных режимах в ущерб автоматизации ТС в аварийных режимах корабля в целом. На первый план должны быть поставлены, по нашему мнению, задачи оптимизации состава и структуры КСУ ТС по показателям живучести и безопасности корабля (ПЛ, судна) при обеспечении заданных функций, надежности и стоимости КСУ ТС. Предлагаемый подход основывается на следующих принципах:

1. Формирование перечня происшествий с техникой (ПТ) и аварийных ситуаций (АС), которые при их развитии приводят к потере остойчивости, затоплению отсеков, пожару, нарушению условий ядерной, радиационной или экологической безопасности, т.е. к аварии, гибели корабля (судна) или экологической катастрофе.

2. Установление групп ТС и СУ ТС, обеспечивающих локализацию возможных аварийных ситуаций или ограничение последствий аварий. В отличие от предшествующих работ в данном докладе рассматривается совместное функционирование аппаратуры КСУ ТС, источников информации, смежных и обеспечивающих систем, т.е. всех ТС.

3. Формирование на базе КСУ ТС и автоматизированного комплекса технических средств (АКТС) автоматизированных систем безопасности (АСБ), которые выполняют функции выбора ТС для локализации возможных АС или аварий и обеспечивают управление выбранными группами ТС.

4. Создание комплекса диагностирования и прогнозирования состояния корабля (ПЛ, судна) и его ТС для раннего выявления АС, прогнозирования развития аварии, формирования перечня необходимых ТС и АСБ.

5. Координированное управление выбранными АСБ в целях локализации АС, устранения последствий аварии, обеспечение безопасности, выживания корабля, спасения экипажа и предотвращения экологической катастрофы.

6. Пошаговая структурно-параметрическая оптимизация структуры КСУ ТС и АСБ на вложенных многоуровневых структурах по критериям «безопасность, живучесть» при ограничениях по стоимости (потребном водоизмещении) и заданных функциях.

Основные положения доклада и сформулированные принципы проиллюстрированы результатами конструкторских разработок и исследований по созданию отказобезопасной и оптимальной по живучести КСУ ТС.

Назад в раздел