Мониторинговая служба

О Росфинмониторинге

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.

Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации.

Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:

  • непосредственно и (или) через свои территориальные органы;
  • во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Финансовый мониторинг возьмет реванш в 2018 году за тихий и спокойный 2017 год

(статья для для ювелиров, агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых компаний, операторов по приему платежей, материал также опубликован в ЭКСПО-Ювелир №1, 2018)

(автор — юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 25.01.2018 г.)

Ушедший в историю 2017 год стал одним из самых тихих и спокойных за последние годы для ювелиров, агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых компаний, операторов по приему платежей в вопросах изменения норм «антиотмывочного законодательства». Безусловно, изменения и события по финансовому мониторингу в 2017 году происходили, но они не отличались своей особой масштабностью. Финансовый мониторинг решил, по всей видимости, взять за 2017 год реванш в 2018 году, который уже обещает стать для организаций насыщенным и жарким на изменения. Сегодня мы расскажем нашим читателям о некоторых из нашумевших изменениях и событиях, произошедших в сфере ПОД/ФТ в декабре 2017-январе 2018 года, а также поделимся с ними известными на сегодняшний день некоторыми важнейшими проектами нормативных актов по финансовому мониторингу.

1. Росфинмониторинг рассказал организациям и предпринимателям о том, как работать с публичными должностными лицами.

12.12.2017 г. Росфинмониторинг разместил на своем сайте Информационное письмо №53 «О методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами».

Ведомство в своем письме разъяснило категории публичных должностных лиц (ПДЛ), подлежащие выявлению, в частности:

— Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ);

— Должностное лицо публичной международной организации (ПДЛМО);

— Российские публичные должностные лица (РПДЛ);

— Лицо, связанное с ПДЛ.

В письме Росфинмониторинг обратил внимание также на отдельные процедуры, используемые для выявления ПДЛ. Так, отмечается, что выявлению подлежат ПДЛ из числа клиентов, как принимаемых на обслуживание, так и ранее принятых на обслуживание, в независимости от формы обслуживания.

Для выявления ПДЛ рекомендуется поводить анкетирование и устный опрос, а также проверку по общедоступным информационным ресурсам и коммерческим базам данных.

Важно отметить, что Росфинмониторинг предложил при проведении идентификации клиента до приема на обслуживание либо при обновлении сведений о лице уже находящемся на обслуживании, клиенту (представителю клиента) предоставлять анкету для самостоятельного заполнения, в которой были бы предусмотрены специальные поля, в которых клиент (представитель клиента) самостоятельно проставлял бы отметку о его принадлежности к ПДЛ (лицам, связанным с ПДЛ), либо об отсутствии таковой.

Простыми словами, следуя рекомендациям Росфинмониторинга, ювелиры, например, торгующие изделиями в розницу, помимо самостоятельного заполнения стандартной анкеты на клиентов, покупающих драгоценности на суммы, превышающие 40 000 и 100 000 рублей (в зависимости от способа оплаты), теперь должны давать на оформление клиентам еще другую анкету, которую клиенты заполняют самостоятельно. Форму такой анкеты отныне необходимо предусмотреть в составе правил внутреннего контроля. Нам представляется, что представители надзорных органов могут теперь проверять у организаций не только наличие в составе правил внутреннего контроля формы указанного документа, но и то, как такая анкета оформляется клиентами, и оформляется ли она вообще.

Финансовая разведка в своем письме уделила внимание и особенностям принятия ПДЛ на обслуживание. Отмечается, что в составе правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ должна быть разработана еще и форма письменного документа, в которой будет фиксироваться решение уполномоченного должностного лица о принятии/непринятии ПДЛ на обслуживание. Ведомство подчеркнуло, что отказ клиенту в принятии на обслуживание только по причине его отнесения к категории ПДЛ не допускается.

В методических рекомендациях был поднят вопрос и о представлении сведений об операциях ПДЛ. Так, в случае выявления операций с участием ПДЛ и связанных с ними лицами, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма организации не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязаны направить в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ в формате сообщения ФЭС 1-ФМ с основным кодом вида операции 6001 и указанием кода признака необычной операции (сделки), соответствующим критерию или признаку необычной сделки.

2. В последние дни 2017 года было принято сразу несколько новых изменений в Федеральный закон №115 от 07.08.2001 г., которые влекут за собой новые обязанности по финансовому мониторингу и корректировки правил внутреннего контроля.

Первый Федеральный закон от 29.12.2017 №470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес многочисленные изменения в 115 закон, направленные на предоставление дополнительных гарантий клиентам и их правам при принятии организациями мер по ПОД/ФТ.

Согласно изменениям у субъектов 115-ФЗ в 2018 году появятся новые обязанности. Так, если организация отказала клиенту в проведении операции, например, из-за непредставления клиентом необходимых по ПОД/ФТ документов, и сообщила об этом факте в Росфинмониторинг, а клиент после полученного отказа устранил основания, по которым ему ранее было отказано в проведении операции, организация будет обязана представить в Росфинмониторинг сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания.

Справедливости ради отметим, что, несмотря на существующую вот уже два года у ювелиров, агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых компаний, операторов по приему платежей обязанность направлять в Росфинмониторинг информацию об отказах клиентам, ведомство до сих пор не утвердило форму такого отчета, что на практике способствует тому, что компании вообще о таких случаях никуда не сообщают (хотя и обязаны это делать, хотя бы в свободной форме до принятия соответствующих форм сообщения).

Изменения вступят в силу 30.03.2018 г., что повлечет за собой необходимость проведения дополнительного инструктажа и обязательную корректировку правил внутреннего контроля.

Второй Федеральный закон от 31.12.2017 №482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» помимо всего прочего скорректировал некоторые общие понятия в сфере ПОД/ФТ.

Так, теперь, идентификация определена как «совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем» (изменения выделены шрифтом).

Изменения вступят в силу 30.06.2018 г., что повлечет за собой необходимость проведения дополнительного инструктажа и возможную корректировку правил внутреннего контроля.

3. Новый Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга.

15 января 2018 года личный кабинет на сайте Росфинмониторинга встретил пользователей новыми разделами и измененной структурой.

Новый Раздел «Обязательные требования» личного кабинета содержит перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за выполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Существенно видоизменился раздел «Сообщения и отчеты». Вместо привычных нашим читателям прямоугольников с отчетами, соответствующих различным видам ФЭС, пользователи личных кабинетов теперь наблюдают отчеты, расположенные в виде табличной формы. При этом отметим, что сами формы отчетов в Росфинмониторинг не изменились (как, запаниковав, уже успели подумать некоторые организации). Для подготовки сообщений теперь необходимо нажать на кнопку «Подготовить сообщение», расположенную справа от названия соответствующего отчета.

Был добавлен раздел «Риски ПОД/ФТ», в который Росфинмониторинг планирует размещать сообщения о рисках ПОД/ФТ. В этом же разделе организации и предприниматели могут направить в Росфинмониторинг свои сообщения о рисках ПОД/ФТ.

В личном кабинете появился раздел «Обучение», в котором наши читатели могут теперь пройти различные электронные курсы по финансовому мониторингу.

Особо отметим курс «Роль организации в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который раскрывает основы исполнения норм антиотмывочного законодательства.

4. Проект новых требований к идентификации клиентов.

В середине января 2018 года стало известно, что Росфинмониторинг разработал новое Положение о требованиях к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Действительно, существующий в настоящее время Приказ Росфинмониторинга №59, касающийся идентификации, утвержденный еще в 2011 году, взамен которому грядут изменения в 2018 году, местами существенно устарел и противоречит нормам действующего законодательства.

В случае если новый нормативный акт будет принят и вступит в силу в 2018 году, потребуется значительная корректировка правил внутреннего контроля и форм анкет клиентов.

5. Проекты нового «квартального» отчета в Росфинмониторинг.

Мало организации и предприниматели сдают отчетность в Росфинмониторинг? Получите еще!

Еще осенью 2017 г. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект №7705п-П4 от 26.10.2017 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения».

17.01.2018 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении.

Законопроект предлагает наделить ювелиров, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторов по приему платежей различными мерами по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения. К числу таких мер будет относиться и обязанность не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (простыми словами – направлять в Росфинмониторинг еще один «квартальный» отчет).

С большой долей вероятности нормативный акт выйдет в свет еще до середины 2018 года и станет для наших читателей еще одним поводов скорректировать свои правила внутреннего контроля и получить новые знаний в сфере ПОД/ФТ.

В настоящей статье мы сделали краткий, а потому не полный обзор произошедших в последнее время и грядущих изменений. Очевидно, что нашим читателям уже совершенно точно не придется скучать в 2018 году, им придется осваивать все новые, и новые обязанности в сфере ПОД/ФТ.

Но мы призываем никого не паниковать. Ведь мы традиционно поддержим наших читателей информационными материалами и статьями по наиболее важным изменениям, которые опубликуем в Вестнике финансового мониторинга www.vestnik115fz.ru и на сайте учебного центра МУКПЦФМ www.smyslovy.ru

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее .

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

Федеральная служба по финансовому мониторингу формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — перечень).

Правила, устанавливающие порядок формирования перечня, и доведения его до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, указанных в части второй статьи 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 года № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей». Указанное постановление вступило в силу 19.08.2015.

В соответствии с документом перечень формируется Федеральной службой по финансовому мониторингу путем:

а) включения организаций и (или) физических лиц в перечень;

б) исключения организаций и (или) физических лиц из перечня;

в) внесения корректировок в сведения об организациях и (или) о физических лицах, содержащиеся в перечне, в случае получения от государственных органов информации об изменении таких сведений.

Порядок ведения сформированного перечня, в том числе структура перечня и формат размещаемой в нем информации, также определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций/физических лиц, а также о внесении в него корректировок вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, размещается на официальном сайте.

Доведение информации о факте обновления перечня до сведения соответствующих организаций, ИП, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг осуществляется путем обеспечения их доступа к такой информации через личные кабинеты на официальном сайте.

В соответствующем разделе официального сайта об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, размещается следующая информация:

а) наименование, идентификационный номер налогоплательщика — в отношении организаций;

б) фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), дата рождения, место рождения (если имеется указанная информация) — в отношении физических лиц.

Сведения об организациях/физических лицах, включенных в перечень и исключенных из него, не реже чем один раз в месяц публикуются в «Российской газете».

Туркменистан

Политическое и экономическое устройство

Туркменистан – демократическое, правовое и светское государство, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики. Крупные предприятия в сфере промышленности, энергетики, транспорта находятся в государственной собственности.

Туркменистан – экспорт ориентированная страна. Располагая большими запасами природного газа и нефти, государство выступает одним из важнейших экспортёров топливных ресурсов в Центральной Азии. На ряду с этим Туркменистан стремительно развивает сельское хозяйство в том числе животноводство.

Основу банковской системы Туркменистана составляют 6 государственных банка: Государственный банк внешнеэкономической деятельности Туркменистана, Государственный коммерческий банк Туркменистана «Туркменбаши», Государственный коммерческий банк Туркменистана «Туркменистан», Государственный коммерческий банк Туркменистана «Дайханбанк», Государственный коммерческий банк Туркменистана «Халкбанк», Государственный банк развития Туркменистана.

Национальная валюта Туркменистана – манат.

Национальная система ПОД/ФТ

28 мая 2009 г. в Туркменистане был принят Закон «О противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма» (редакция 2015г.) и ряд поправок в законодательство. С того момента проведён перечень мероприятий по гармонизации законодательства в соответствии с международными стандартами.

В частности, в мае 2010 г. Туркменистан принял новые поправки в Уголовный кодекс для приведения его в соответствие с требованиями Венской и Палермской конвенций. Согласно рекомендациям ФАТФ была также введена статья об уголовной ответственности за финансирование терроризма.

15 января 2010 г. создано подразделение финансовой разведки – Управление финансового мониторинга Министерства финансов и экономики Туркменистана, которое 5 октября 2018г. было преобразовано в Службу финансового мониторинга при Министерстве финансов и экономики Туркменистана. Это ПФР административного типа.

Цель деятельности Службы является обеспечение правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и связанным с ними преступлениям. Служба осуществляет сбор, обработку, анализ финансовой информации, а также в случае наличия оснований, связанных с ОД/ФТ или предикатными преступлениями передача данной информации компетентным органам для дальнейших действий согласно законодательству Туркменистана.

Службу возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от неё постановлением Президента Туркменистана.

Председатель Службы — Халбаев Довран Довлетович

Дата рождения – 09.08.1985 г.

Образование: в 2006 году окончил Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова по специальности «Мировая экономика»; в 2015 году прошёл курс обучения в Академии Государственной службы при Президенте Туркменистана.

Опыт работы

2008 – 2011 гг. работал на различных должностях городского Управления финансов города Ашхабада Министерства финансов и экономики Туркменистана.

2011 – 2017 гг. главный специалист отдела проведения тендеров Казначейского управления, начальник отдела финансирования Топливно энергетического комплекса управления Промышленности Министерства финансов и экономики Туркменистана

2017 – 2018 гг. Начальник отдела финансов и экономики Багтыярлыкского этрапа (района) Городского Управления финансов и экономики города Ашхабада

2018 г. – по н. в. председатель Службы финансового мониторинга при Министерстве финансов и экономики Туркменистана

Взаимодействие с ЕАГ

Туркменистан вошёл в состав Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в июне 2010 г. решением 12-го Пленарного заседания. Ранее с декабря 2007 г. Туркменистан имел статус наблюдателя.

Членство в ЕАГ открыло Туркменистану возможности для активного участия в работе ФАТФ (FATF – Financial Action Task Force) и сотрудничества с другими странами и международными организациями в области противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.

Весной 2010 г. состоялась миссия высокого уровня ФАТФ – ЕАГ в Туркменистан с целью изучения состояния национальной системы ПОД/ФТ и выработки рекомендаций по её развитию. В этой работе приняли участие эксперты из России, США, Китая и Швейцарии.

2010 – 2011 гг. Туркменистан прошёл процедуру Взаимной оценки ЕАГ.

В 2013 и 2019 гг. в Туркменистане состоялось 19-е и 31-е Пленарные заседания ЕАГ.