1-4 апреля 2014 г. в Москве состоится XV Апрельская Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, проводимая Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда. Председателем Программного комитета конференции является научный руководитель НИУ ВШЭ профессор Е.Г. Ясин.
На пленарных заседаниях конференции планируются выступления руководителей Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, представителей Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, руководителей крупнейших российских и иностранных компаний.
Специальные темы конференции:
- Функции государства в современном мире: модели, проблемы, вызовы;
- Культурная эволюция и модернизация;
- Экономическое развитие и проблемы неравенства;
- Многообразие моделей капитализма.
Специальным темам конференции будут посвящены пленарные заседания, а также отдельные почетные доклады, секции и круглые столы.
После пленарных заседаний и в течение последующих дней будут проводиться сессии с представлением научных докладов и экспертные круглые столы по актуальным проблемам развития экономики.
Секционные заседания и заседания круглых столов в рамках конференции будут проходить по следующим направлениям:
|
|
Авторы заявок на участие с докладами могут не ограничиваться этими тематическими направлениями, но при отборе заявок Программный комитет будет отдавать приоритет тем заявкам, которые имеют отношение к указанным на сайте темам.
Рабочими языками конференции являются русский и английский. Пленарное и большинство секционных заседаний будут сопровождаться синхронным переводом.
Решение задачи предусматривает комплексный подход, затрагивающий:
- структуру экономики;
- производственную сферу;
- направление инвестиционных потоков;
- научно-техническую область;
- нормативно-правовую базу.
В России, например, в 2010 году в процессе модернизации экономической модели было выделено семь стратегически важных отраслей: транспорт, связь, оборонная промышленность, энергетика, космос, информационные и нанотехнологии (к слову, в составленном на то время из 131 страны рейтинге всемирной модернизации Россия занимала 41-ю позицию).
Модернизация экономики в деталях
Общее определение понятию «модернизация» дается во многих словарях, в том числе и в словаре иностранных слов (редакция А.С. Мельничука) — модернизация представлена как обновление, усовершенствование, придание чему-либо современного облика, приведение в соответствие с современными требованиями. Получается, что модернизация экономики представляет собой мероприятие по совершенствованию и налаживанию структуры с целью достижения экономического роста нового качества. Из данного определения следуют оценки и методы управления.
Центром исследований модернизации Китайской академии наук (ЦИМ КАН) предложено разделение модернизации экономики на первичную (переход от аграрного способа ведения хозяйства к индустриальному) и вторичную (от индустриального общества к обществу знаний) модернизацию (ПМ и ВМ соответственно), а также индикаторы:
- ВВП на душу населения;
- соотношение населения, занятого в сельском хозяйстве, к общему количеству работающих;
- величина добавленной стоимости в сфере услуг и сельском хозяйстве относительно ВВП;
- ВНП на душу населения по ППС;
- процент добавленной стоимости/занятых в с/х и промышленности в ВВП и общей занятости соответственно.
На основе индикаторов путем соотношения реальных и стандартных значений вычисляются индексы каждого параметра, а затем общий индекс качества экономики (стандартные значения высчитываются на основе данных 20 развитых стран и ежегодно обновляются). Индекс качества экономики, дополненный индексами качества жизни и инноваций, дает основание для того, чтобы отнести ту или иную страну к одной из четырех групп:
- развитые (индекс ≥ 81 балла);
- среднеразвитые (значение индекса находится в диапазоне 51 — 80 баллов);
- предварительно развитые (диапазон 31 — 50 баллов);
- отстающие государства (индекс ≤ 30 баллов).
Отметим, что в ходе модернизации экономики последовательно проходят четыре основные стадии: подготовка, начало, рост и зрелость.
Критерий оценки управления модернизацией экономики в настоящее время только один — стабильное улучшение основных экономических показателей (ВВП, занятости населения, уровень заработной платы (опережающий инфляцию), функционирование валютной системы и др.)
Ключевая задача модернизации экономики
Как известно из мировой практики, инновационные инициативы и модернизация растут при выгодных условиях для предпринимательства и добросовестной конкуренции. Таким образом, основной задачей государства является организация благоприятной экономической обстановки.
Способы модернизации экономики могут быть различными. Например, внедрение экономической стратегии импортозамещения — защиты национального производителя, предоставляющей возможность замещения импортных товаров продукцией национального производства. Такой подход способствует росту занятости населения (увеличению уровня жизни), снижению оттока валютной выручки из страны (пополнению валютных резервов, изменению в лучшую сторону торгового баланса), расширению/наращиванию производственных мощностей, внедрению в них новых технологий. При этом важно, чтобы замещающие товары были ориентированными не только на внутренний, но и на внешний рынок — были конкурентоспособными.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — в широком смысле глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований. В более узком смысле под модернизацией общества понимается процесс перехода от аграрного общества к индустриальному через промышленный переворот, индустриализацию, развитие частной собственности, национального рынка, социальной и производственной инфраструктуры, через создание адекватной либерально-демократической политико-правовой системы (правового государства и гражданского общества).
В настоящее время термин чаше всего употребляется в связи с переходом ряда стран в постиндустриальное состояние.
Различают два вида модернизации: органическая и неорганическая. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капиталистическая модернизация в этом случае возникала как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей (Англия, США, Франция, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Италия и пр.).
Неорганическая модернизация — ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ, модель «догоняющего развития», предпринимаемый сверху правительством с целью преодолеть историческую отсталость, избежать иностранной зависимости и сохранить традиционные институты власти. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики (ведущих отраслей) и в меньшей степени — с политики. Принципы модернизации не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Во многом именно так происходило в России, в Германии и Японии в XIX — начале XX в. В последних двух странах неорганическая модернизация в нач. XX в. переросла в органическую.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 219-220.
- Авторы
- Файлы
- Ключевые слова
Тонышева Л.Л. Овсянкина Н.В. 231 KB лесная статистика ежегодные данные итерационные прогнозы
Дискуссия о модернизации экономики сегодня актуальна как никогда: то и дело говорят о переводе ее на инновационные «рельсы». Это на самом деле — единственная траектория развития, которая может обеспечить выживание России в исторической перспективе. Однако очевидно, что перестройка экономики серьезно «пробуксовывает»; усилия и ресурсы, вложенные в создание новой экономики, ожидаемых результатов не дают.
Необходимо изменение структуры экономики, однако нет комплексно проработанной долгосрочной стратегии развития, исходя не из десятилетнего периода, а заглядывая вперед более чем на активную жизнь одного поколения.
В России необходимо сочетать процесс технического обновления промышленной базы (модернизация) и создание условий для повышения конкурентоспособности отечественной экономики на базе создания оригинальных технологий и продуктов (инновации). Исходя из данных позиций, основными причинами медленного инновационного развития страны являются ориентация российских компаний на внутренний рынок, низкая инновационная восприимчивость предприятий реального сектора экономики, несовершенная структура источников инновационных разработок; неразвитая инновационная инфраструктура.
Инновационные модели экономики — это не централизованные системы управления, они всегда регионализированы. А в условиях нашей страны региональный срез является ключевым. Огромная территория РФ с весьма разнообразными в социально-экономическом плане территориальными субъектами предопределяет очаговость развития инновационных процессов, локализацию их в наиболее подготовленных регионах. Для обеспечения целевых задач модернизации следует воздействовать и создавать условия для развития ее структурных компонентов: продукции, технологий, кадров, менеджмента . Инструментами стимулирования инновационной активности должны стать: обязательные требования и ограничения к техническим параметрам применяемых технологий, потребительской продукции и услуг, антимонопольное регулирование процессов концентрации в отечественной экономике в привязке к решению вопросов технологического развития и др.
В современной экономике — глобальной и постиндустриальной — именно университеты создают критическую массу талантов для динамической конкурентоспособности региона и страны в целом. Работа с людьми как с человеческим потенциалом должна носить системный характер, охватывать все слои населения и проходить традиционные этапы кадрового обеспечения любой программы развития — формирование, поддержка, воспроизводство и развитие человеческого потенциала. Модель инновационного образования в условиях модернизации необходимо строить на следующих принципах:
- системности во взаимосвязях и взаимодействии всех элементов образовательного процесса;
- комплексности всех аспектов образовательной деятельности (экономической, финансовой, правовой, социальной);
- координации и синхронизации параллельных процессов управления по направлениям (научному, учебному, практическому);
- координации процессов «пополняющего» и опережающего развития;
- непрерывности в реализации процессов «просвещения», «воспитания», «образования», «кадрового резерва»;
- преемственности в образовании по уровням профессионализма и возрастным группам.
Особая роль в вузе должна быть отведена инновационному менеджменту как научному направлению, как учебной дисциплине и как практическому инструменту развития инновационной региональной экономики. Причем в систему обучения инновационному менеджменту должны быть вовлечены все участники инновационного процесса — от ученых изобретателей до пользователей результатами инновационной деятельности.
Инновационный процесс давно перестал зависеть от усилий одного субъекта — инноватора. Он стал интерактивным: ведь в нем кроме непосредственных разработчиков новшества задействованы и другие агенты, начиная с собственников капитала и заканчивая специализированными поставщиками и консультантами. Поэтому инновации должны рассматриваться как продукт многомерного взаимодействия множества участников региона.
Список литературы
1. Кутеев И.В. Основные проблемы и задачи модернизации промышленности: кадровый аспект // www.pprog.ru.
Библиографическая ссылка
Тонышева Л.Л., Овсянкина Н.В. ИННОВАЦИИ В МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 4. – С. 86-86;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=21160 (дата обращения: 27.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI