Младший медицинский персонал

Анализ деятельности любого лечебно-профилактического учреждения начинается с анализа кадрового состава учреждения или, как иногда говорят, обеспеченности персоналом и укомплектованности штатов. Этот анализ ведется по отдельным категориям персонала. Показатели, характеризующие укомплектованность штатов и состав кадров, являются одним из наиболее информативных элементов оценки и контроля качества организации медицинской помощи.

Стандартной формой статистической отчетности, в которой группируются эти данные, являются перечневые таблицы формы № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении за ____ год» (Утверждена постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 № 175), раздел 1 «Штаты учреждения на конец отчетного года» и «Штаты учреждения, функционирующего в системе ОМС». При этом, числовые характеристики приводимые в абсолютных числах целесообразно дополнить следующими производными показателями:

  • укомплектованность врачебных должностей и должностей медицинского персонала;

  • динамика укомплектованности медицинскими кадрами (врачи, средний и вспомогательный персонал) за последние 3-5 лет;

  • коэффициент совместительства по основным категориям персонала;

  • возрастной состав медицинских кадров, доля лиц пенсионного возраста (отдельно для врачебного, среднего медицинского и младшего персонала);

  • уровень профессиональной подготовки кадров

Федеральная служба статистики рекомендует при подсчете численности врачей учитывать лиц с высшим медицинским образованием, занятых на конец года в медицинским учреждении. Начиная с 1995 г., зубные врачи (дантисты), имеющие среднее медицинское образование, учитываются в численности среднего медицинского персонала. Структура специальностей врачей определена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.08.99 г. №337 «Номенклатуры классификатора специальностей с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».

Квалификационные категории врачей учитываются в соответствии с профессиональной подготовкой и стажем работы.

Для статистического учета большой численности врачей разных специальностей можно использовать следующую укрупненную классификацию:

— в группу терапевты, включаются также пульмонологов, кардиологов, ревматологов, гастроэнтерологов, нефрологов, диабетологов, эндокринологов, аллергологов, иммунологов, гематологов, диетологов, физиотерапевтов, профпатологов, терапевтов по функциональной и ультразвуковой диагностике, врачей скорой помощи, генетиков, лаборантов-генетиков, инфекционистов;

— в группу хирурги, включаются также детских, сердечно-сосудистых, торакальных, нейрохирургов, анестезиологов-реаниматологов, травматологов, ортопедов, урологов, эндоскопистов, проктологов, онкологов;

фтизиатры;

невропатологи;

в группу психиатры, включаются также психотерапевты, сексопатологи, гериатры, наркологи;

офтальмологи;

отоларингологи;

рентгенологи и радиологи;

педиатры, включая неонатологов;

акушеры-гинекологи;

дермато-венерологи;

врачи по лечебной физкультуре и спорту;

в группу стоматологи, включаются также стоматологи-терапевты, ортопеды, ортодонты и челюстно-лицевые хирурги;

в группу врачи санитарно-противоэпидемической группы, включаются также токсикологи, бактериологи и вирусологи, эпидемиологи, дезинфекционисты, паразитологи, санитарные врачи;

в группу прочие, включаются также социал-гигиенисты, патологоанатомы, судебно-медицинские эксперты, лаборанты, врачи общей практики (семейные), интерны.

В общую численность среднего медицинского персонала включаются лица со средним медицинским образованием: фельдшера, акушеры, медицинские сестры и пр. Структура специальностей среднего медицинского персонала устанавливается на основании «Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов» (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.01.99 г. № 18).

Показатели укомплектованности штатов конкретного амбулаторно-поликлинического учреждения целесообразно рассчитывать, выделяя наиболее существенные с точки зрения организации эффективной работы учреждения, отдельные категории персонала, используя более крупную группировку:

    • участковые врачи, врачи общей практики и семейные врачи;

  • врачи специалисты лечебно-диагностической службы;

  • средний медицинский персонал. При этом, целесообразно отдельной строкой выделять средний персонал, ведущий самостоятельный прием (фельдшера здравпунктов);

  • вспомогательный персонал.

Основным показателем, рассчитываемым на основании отчетной формы № 30, является укомплектованность штатов на конец отчетного периода.

Укомплектованность штатов (врачей)

число занятых врачебных должностей х 100%

число штатных врачебных должностей

Укомплектованность штатов (врачей) физическими лицами

число занятых врачебных должностей физическими лицами х 100%

число штатных врачебных должностей

Уровень квалификации кадров оценивается по врачам и средним медицинским работникампо каждой категории (% работников высшей, I, II для врачей и I, II для средних медработников):

Врачей (средних медработников), имеющих квалификационную категорию:

число врачей, имеющих квалификационную категорию х 100%

число врачей, работающих в ЛПУ

Врачей (средних медработников), прошедших усовершенствование в течение последних пяти лет:

число врачей, прошедших усовершенствование в течение 5 лет х 100%

число врачей, работающих в ЛПУ

Врачей, имеющих ученую степень

число врачей, имеющих ученую степень

кандидата или доктора медицинских наук х 100%

число врачей, работающих в ЛПУ

Соотношение врачей и средних медицинских работников

число врачей (физических лиц)

число средних медицинских работников (физических лиц)

Коэффициент совместительства должностей врачей (средних медработников)

число занятых врачебных должностей

число физических лиц врачей

  • В пояснительной чисти отчета, с целью более детального анализа, целесообразно использовать сравнительные статистические данные по России, однотипным или близким по целевому назначению медицинским учреждениям региона или города. Например:

Таблица 2

Укомплектованность здравоохранения России кадрами по данным Министерства здравоохранения и социального развития (Стародубов В.И., 2005)

Медицинские кадры

Занятые должности

Коэффициент

совместительства

Участковые терапевты

1,45

Участковые педиатры

1,3

Врачи общей (семейной) практики

1,3

Врачи-специалисты, работающие в первичном звене

1,1

Примечание. Коэффициент совместительства по России в 2006 году составлял, в среднем, 1,3. В том числе по Чувашской республике – 1,0. В Красноярском крае, Белгородской, Липецкой, Ярославской, Пензенской, Ростовской и др. областям – 1,1. В г.Санкт-Петербурге – 1,4; в Тульской, Нижегородской, Свердловской областях – 1,5. Во Владимирской области – 1,7.

Следует весьма осторожно подходить к качественной оценке статистических выкладок по кадровому составу. Например, стремление повысить финансовую рентабельность медицинского учреждения за счет интенсификации труда меньшим числом работников выполнять больший объем работ стимулирует сокращение численности персонала. Однако, уменьшение числа работников ведет к увеличению нагрузки и, в конечном итоге, может сказаться на качестве медицинской помощи. С другой стороны, полностью укомплектованный штат и, по этой причине, отсутствие очередей у кабинетов медицинского учреждения, как известно, не является исчерпывающим показателем качества медицинского обслуживания.

Стремление формировать основную массу врачей, ведущих амбулаторный прием, из числа самых высококвалифицированных специалистов может порождать определенные проблемы. В частности, работники, имеющие высокий уровень квалификации или ученые степени, как правило, тратят больше времени на консультацию больных. Использование труда высококвалифицированных врачей-специалистов требует высокого качества и расширенной номенклатуры лабораторно-диагностических обследований.

Особое значение для отечественного здравоохранения имеет показатель соотношения численности врачей и среднего персонала. Нарушения баланса физических лиц врачей и вспомогательного персонала, происходившее на протяжении последних 3-х десятилетий в стране, приводило к тому, что обязанности среднего персонала, невольно, начинали выполнять врачи. (Справедливости ради, следует отметить, что эти обязанности чаще всего не выполнял никто).

Рисунок 2. Соотношение среднего персонала и врачей в РФ (по данным Госкомстата, 2007)

В настоящее время в России соотношение врачей и среднего персонала существенно отличается в разных регионах. В регионах, где имеется проблема занятости населения – соотношение врачебного и среднего персонала, как правило, соответствует штатному расписанию. Там где есть дефицит рабочей силы – существует дисбаланс этого соотношения в сторону относительного увеличения числа работников с высшим образованием. По данным Госкомстата РФ в Северо-Западном регионе России, соотношение врачей и среднего персонала в 2006 году, в среднем, составляло 1 к 2. В том числе в Санкт-Петербурге – 1 к 1,3 (Таблица 3). В то же время, «Западным», зарубежным здравоохранением оптимальным признается соотношение врачей и среднего медицинского персонала как 1 к 5 или 1 к 6.

Таблица 3

Число средних медицинских работников, приходившихся на одного

врача в 2006 году по Северо-Западному федеральному округу РФ.

К сожалению, статистика приема в высшие и средние учебные заведения, готовящие специалистов медицинского профиля свидетельствует, что в ближайшие годы негативная динамика соотношения численности врачей и средних медработников останется без позитивных изменений. Так, в 2006/2007 учебном году, по данным Федеральной службы государственной статистики, численность студентов, принятых на обучение в государственные высшие медицинские учебные заведения Российской федерации, по сравнению с 1999/2000 учебным годом, возросла на 15,5%. В том числе, по специальности «лечебное дело» — на 6,1%. Одновременно, численность учащихся, принятых в средние учебные заведения, снизилась на 31,3%. Близкая динамика обнаруживается и по учебным заведениям медицинского профиля негосударственной формы собственности.

Одним из показателей эффективности деятельности любого предприятия, в том числе и учреждения здравоохранения, является стабильность кадров. Специалистами в области кадрового менеджмента стабильность кадрового состава или говоря другим термином — движение кадров, чаще всего, определяется через коэффициент текучести кадров. Этот коэффициент представляет собой отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и т.п. причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью) к среднесписочной численности за тот же период.

Под текучестью кадров обычно, на бытовом уровне понимается стихийное, неорганизованное движение рабочей силы. Однако, специалисты выделяют две составляющие понятия «Текучесть кадров». Во-первых, естественную текучесть кадров – 3-5% в год. Считается, что естественная текучесть кадров способствует естественному, необходимому обновлению коллектива и не требует пристального внимания руководства. Излишняя же текучесть кадров, неизбежно создает организационные, кадровые, технологические трудности. Она отрицательно сказывается на моральном состоянии коллектива, качестве труда специалистов и вспомогательных служб, ведет к развалу системы нормальных служебных отношений.

В условиях самофинансирования или активной деятельности по пополнению бюджета средствами из различных нецентрализованных источников финансирования, повышенная текучесть кадров усугубляет финансовые проблемы любой организации. Подсчитано, что затраты на замену работника низшего звена составляют от 7% до 12%; специалиста от18% до 30%; работника управленческого звена от 20% до100% их годовой заработной платы (Григорьева И.,2004).

За последние несколько десятилетий наиболее остро кадровые проблемы в учреждениях здравоохранения обычно возникали как отражение экономико-политических потрясений в обществе. На фоне стабилизации экономической и социальной ситуации в стране, ведущую роль в кадровой политике в учреждениях здравоохранения играет стиль руководства на местах.

При оценке возрастного состава работников учреждения целесообразно опираться на данные о возрастном составе аналогичных медицинских учреждений по данной территории. При их отсутствии можно использовать данные из Федеральных источников. Например, по данным Госкомстата РФ в 2006 году возрастной состав учреждений Минздравсоцразвития в России выглядел следующим образом:

Таблица 4

Распределение численности занятых в здравоохранении

по возрастным группам (в процентах к итогу)*

Аналогичный подход можно использовать и при анализе других показателей. Например:

Таблица 5

Распределение численности врачей по квалификационным

категориям (в процентах от общей численности врачей)

Имеют квалификационную

категорию:

высшую

Первую

Вторую

Имеют сертификат специалиста

Сегодня Россия отмечает большой патриотический праздник, призванный напомнить нам о важности любви к своему отечеству и важности служения ему.

На протяжение всего периода борьбы с коронавирусом позиции на передовой занимали скромные герои – средний медицинский персонал.
В этот праздничный день Минздрав России публикует блиц-интервью с главным внештатным специалистом по сестринскому делу Сергеем Двойниковым.

1. Ситуация с коронавирусом продемонстрировала всему миру значимость среднего медицинского персонала для медицинской помощи. Медицинские сестры и медбратья взяли на себя основной удар пандемии. Как Вы оцениваете роль российских медсестер и медбратьев?
— Наши медицинские сестры показали за этот период и продолжают показывать высокий профессионализм в работе и самопожертвование. Достаточно сложно , работая в средствах защиты и имея на руках несколько пар перчаток попадать в вену и обрабатывать периферический или центральный венозный катетер. Да и работают они в красной зоне, не выходя из неё по 6-12 часов.

2. Будут ли изменения с учетом опыта работы среднего медицинского персонала в период коронавируса? Нужны ли изменения в подготовку среднего медицинского персонала?
— Опыт их работы будет обязательно проанализирован, он уже сейчас находит своё отражение в программах дополнительного профессионального обучения, которые мы располагаем на Федеральном портале НМО. После утверждения Профессиональных стандартов будут пересмотрены основные образовательные программы (ФГОС) и дополнена нормативная база сестринской практики.

3. На сколько велика роль среднего медицинского персонала в современной медицине?

— Я считаю, что медицинская сестра — это важная составная часть кадрового обеспечения нашего здравоохранения и если хотите, его основа. У нас сестёр более 960 тысяч человек, и это преданные здравоохранению люди, которые своим самоотверженным трудом обеспечивают результат работы системы. Сестра и врач — это члены единой команды, работающие на достижение одной цели — сохранение здоровья человека.

4. Что пожелаете среднему медицинскому персоналу и всем медработникам в праздник в эти трудные времена?

— Прежде всего, я желаю им здоровья, терпения, благополучия! Мы обязательно победим этот вирус и окончание эпидемии не за горами!

Минздрав России поздравляет всех медицинских работников с Днём России и благодарит за самоотверженность и профессионализм при исполнении своего долга.

26 дек. 2019

Кира Снегина

8 минут

  • Общие сведения о профстандарте младшего медицинского персонала

  • Какие должности входят в профстандарт младшего медперсонала

  • Описание трудовых функций

  • Трудовые функции младших медицинских сестер

  • Какое образование необходимо для соответствия профстандарту младшего медперсонала

  • Где обучают по требованиям профессионального стандарта младшего медицинского персонала

Принятые в 2016 году поправки в Трудовой кодекс РФ утвердили обязательное исполнение требований профстандартов по некоторым видам деятельности. В том числе применение организациями здравоохранения профстандарта младшего медицинского персонала (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2016 г. N 2н). Неудивительно, что этот профстандарт вызвал множество вопросов у тех, кого он непосредственно коснулся.

Рассмотрим этот профстандарт более подробно и постараемся ответить на основные вопросы.

Общие сведения о профстандарте младшего медицинского персонала

Документ был подготовлен Минздравом в 2016 году и был призван решить несколько важных проблем, существовавших в медицинских организациях.

Ранее руководители организаций здравоохранения самостоятельно контролировали штатное расписание и утверждали обязанности каждого сотрудника. Такая свобода действий приводила к повышению нагрузок на медиков, что противоречило законодательству. Минздрав уверен, что профстандарт способен решить эту проблему, поскольку все изменения в штатное расписание отныне могут вноситься только на основании этого документа.

В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о деятельности, основные трудовые функции и требования к образованию и обучению младшего медицинского персонала.

Основная цель деятельности – создание благоприятных и комфортных условий пребывания пациента в организации здравоохранения.

Обобщенные трудовые функции:

  • санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных отходов, уход за телом умершего человека;
  • оказание медицинских услуг по уходу.

Иначе говоря, младший медицинский персонал – это незаменимые помощники по уходу за больными в любой медицинской организации. Они наводят порядок в палатах, обеспечивают уход за пациентами, доставляют биологические материалы в лаборатории.

Какие должности входят в профстандарт младшего медперсонала

Согласно Приказу Минздрава РФ от №1183н, к младшему медицинскому персоналу относятся следующие должности: санитар, санитар-водитель, младшая сестра по уходу за больными, сестра-хозяйка.

В профстандарте 02.003 «Младший медицинский персонал» сформулированы трудовые функции и требования к образованию и обучению санитаров и младших медицинских сестер.

Описание трудовых функций

Трудовые функции санитаров

  1. Перемещение и транспортировка материальных объектов и медицинских отходов.

    Медицинские отходы представляют собой не меньшую опасность, чем промышленные, поэтому требуют особых условий сортировки, перемещения и утилизации. Поэтому санитар должен разбираться в видах упаковок и контейнеров для медицинских отходов, знать правила их герметизации для отходов различного класса опасности и требования инфекционной безопасности, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы.

  2. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.

    Санитары ежедневно проводят влажную и генеральную уборку палат и кабинетов.

    На первый взгляд кажется, что выполнение этих обязанностей не требует каких-либо определенных знаний и умений от санитара. Но это не совсем так. Уборка медицинских помещений не похожа на уборку дома. Санитар не только моет полы, но и занимается дезинфекцией предметов ухода, оборудования и различного инвентаря, кварцеванием (обеззараживанием) помещений.

    Поэтому санитар должен знать правила инфекционной безопасности, дезинфекции и предстерилизационной очистки медицинских изделий, инструкции по хранению уборочного инвентаря, дезинфицирующих и моющих средств и методы безопасного обеззараживания инфицированных отходов.

  3. Уход за телом умершего человека. Санитар, прежде всего, медицинский работник. Поэтому он должен обладать психологической устойчивостью, например, если планирует работать в патологоанатомическом отделении. Санитар должен знать последовательность ухода, правила хранения и транспортировки тела умершего, специальные требования к подготовке и дезинфекции помещений.

Трудовые функции младших медицинских сестер

Профессиональный уход за пациентом.

Младшая медицинская сестра принимает участие в процессе лечения больных: общается с родственниками (представителями) пациента, производит размещение тяжелобольных в палате, санитарную обработку и гигиенический уход.

Если пациент в силу болезни не способен выполнять какие-либо бытовые действия самостоятельно, младшая медсестра и в этом случае приходит на помощь: может покормить, помочь переодеться или поддержать во время ходьбы по палате или до кабинета врача. Младшая медсестра наблюдает за самочувствием пациента, при необходимости может оказать первую помощь. Она выполняет простейшие медицинские процедуры – измеряет температуру тела, частоту пульса, давление.

Чтобы производить уход за пациентом профессионально, помочь подопечному выздороветь и ни в коем случае не усугубить ситуацию, младшая медицинская сестра обязана обладать рядом необходимых знаний и умений:

  • правила общения с пациентом и его родственниками (представителями);
  • правила ухода за тяжелобольным пациентом;
  • санитарно-эпидемиологические требования соблюдения гигиены пациента;
  • правила использования и хранения предметов ухода за пациентом;
  • правила оказания первой помощи.

Какое образование необходимо для соответствия профстандарту младшего медперсонала

В профстандарте младшего медицинского персонала указаны основные требования к образованию и обучению санитаров (санитарок) и младших медицинских сестер.

Требования к образованию санитаров (санитарок):

  • среднее общее образование (11 классов) и профессиональное обучение «Санитар» с получением свидетельства о должности служащего.

Требования к образованию младших медицинских сестер:

  • среднее общее образование и профессиональное обучение «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»;

ИЛИ

  • среднее общее образование и среднее профессиональное образование по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело».

В случае, если младшие медработники не пройдут обучение, работодатель, руководствуясь пунктами Трудового кодекса и единого квалификационного справочника, имеет право уволить такого сотрудника или перевести на другую должность, которая не требует специального обучения. Например, санитаров перевести в уборщики служебных помещений.

Где обучают по требованиям профессионального стандарта младшего медицинского персонала

Очевидно, что после введения профстандарта, большинство санитаров и младших медицинских сестер беспокоит важный вопрос – куда пойти учиться?

Сегодня АБиУС может предложить лучшее решение в этой области. Программы профессионального обучения «Санитар» и «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» подготовлены в строгом соответствии с требованиями профстандарта.

Обучение доступно на базе 9 и 11 классов.

Длительность обучения:

  • на санитара – 2 недели/ 3 недели/ 2 месяца.
  • на младшую медицинскую сестру – 2 месяца.

Выдаваемый документ – свидетельство о должности служащего.

Обучение в АБиУС стоит недорого, т.к. это часть социальной политики образовательной организации – качественное образование должно быть доступно каждому человеку, даже если у него скромный доход. Кроме этого, для слушателей АБиУС действуют рассрочка, регулярно проводятся акции со скидками и индивидуальные предложения.

Обучение проходит дистанционно, поэтому во время учебы можно спокойно продолжать работать. Это удобно, т.к. не надо брать отпуск за свой счет и лишаться части зарплаты, можно советоваться с коллегами по поводу тестов. Вы сами определяете, сколько времени в день вы готовы выделить на изучение лекций, поэтому если у вас дома нет компьютера, вы можете использовать компьютер на работе. Много времени у вас это не займет.

Все материалы напрямую связаны с работой, которую санитары и младшие медицинские сестры выполняют ежедневно. Поэтому учиться вам будет легко. Если вопросы все же возникнут, всегда можно обратиться к личному куратору, который есть у каждого слушателя АБиУС.

В статье расскажем об особенностях оформления сотрудника на должность, размер заработной платы данного специалиста, а также поговорим о психологических тонкостях работы и расскажем истории успешных врачей, которые начинали свой профессиональный путь с этой должности.

Должностные обязанности медбрата

Медбрат — эта должность, идентичная должности медицинской сестры, но замещаемая лицом мужского пола. Он работает под руководством врача или фельдшера, но не занимается самостоятельной диагностикой и лечением.

Медицинский брат является квалифицированным помощником врача во всех сферах его деятельности.

Должность

При приеме на должность медицинской сестры лица мужского пола (медбрата) рекомендуется внести соответствующие изменения в штатное расписание медорганизации.

В трудовую книжку вносятся данные о принятии работника в структурное подразделение учреждения с указанием наименования должности, специальности, профессии.

Наименование должности, как правило, указывается согласно штатному расписанию. Как сказано выше, должности «медсестра» и «медбрат» идентичны — это установлено действующим законодательством.

Таким образом, все льготы, компенсации и ограничения для данных должностей одинаковы. То же касается обязанностей медбрата и медсестры.

По закону руководитель не обязан вносить в трудовую книжку наименование должности в соответствии со штатным расписанием. Однако такая обязанность установлена при заключении трудового соглашения. Поэтому рекомендуется заменить в штатном расписании должность «медицинская сестра» на должность «медицинская сестра/медицинский брат».

Это позволит избежать возможных недоразумений при составлении трудовых соглашений и внесении записей в трудовую книжку.

Может ли студент работать медбратом

Студенты 5 курса, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или фармацевтического образования, могут заниматься медработой на должностях среднего медперсонала при наличии справки их учебного заведения об обучении или о периоде обучения.

Она подтверждает освоение образовательной программы по специальности объеме, соответствующем квалификационным требованиям в должности.

Также необходимы положительные результаты сдать экзамена, подтвержденные выпиской из протокола сдачи экзамена.

Зарплата медбрата

Было проанализировано более двух десятков вакансий по запросу «Медбрат, Россия». Получили следующие данные:

  • средняя зарплата в России — 25 тысяч рублей;
  • самый низкий уровень ЗП — 18 тысяч рублей;
  • самый высокий уровень заработной платы медицинского брата — 50 тысяч рублей.

Особенности профессии: медбрат

Доказано,что женщины в присутствии коллег-мужчин лучше контролируют свои слова, поступки и поведение в целом. Поэтому присутствие в коллективе медицинского брата несомненно окажет на него положительное влияние.

Руководителю в ходе собеседования с соискателем на должность медбрата рекомендуется оценивать не только его образование, опыт, уровень профессионализма и квалификации, но в внешний вид, возраст, характер, а также обратить особое внимание на такие черты, как уверенность в себе и умение вести диалог.

Ведь работать ему предстоит преимущественно в женском коллективе, который имеет свои специфические особенности.

Отлично, если будущий сотрудник имеет приятную внешность, хорошо относится к женщинам и близок по возрасту остальным членам коллектива. Можно выразить определенную уверенность, что он легко вольется в сестринский коллектив и благотворно повлияет на его микроклимат.

Как правило, сотрудник мужчина обладает следующим набором качеств:

  • немногословность;
  • сдержанность в эмоциях;
  • предсказуемость;
  • ответственность;
  • быстрое и логичное решение поставленной задачи;
  • внимание к проблеме в целом, без акцентирования деталей;
  • адекватное отношение к ошибкам (воспринимает их как стимул к самосовершенствованию и внутреннему росту);
  • физическая выносливость.

Однако в сотрудниках-мужчинах есть качества, которые в профессиональной деятельности могут оказаться неудобными — неприятие монотонного труда и отсутствие способности воспринимать отказ всерьез («нельзя» сейчас не означает «нельзя» потом — возможно, что потом будет «можно»).

Анкетирование наглядно продемонстрировало, насколько старшие медсестры довольны присутствием мужчины в коллективе — они выносливы, разбираются в технике, оказывают колоссальную помощь при транспортировке больных, незаменимы на выездах, не уходят в декрет, редко ходят на больничный.

Более того, сами сотрудники очень довольны тем, что они делают, и не собираются в будущем менять профессию медбрата.

Если в коллективе есть медбратья, соблюдайте 6 правил

  • Формулируйте задачу четко и прямо — мужчины хотят знать, что конкретно от них требуется.
  • Избегайте поучений — учительский тон напомнит мужчине о материнском контроле и, скорее всего, спровоцирует протестное поведение.
  • Следите за своим внешним видом, одеждой, прической — мужчины по природе эстеты, и эффектная внешность женщины-руководителя вызовет у них уважение.
  • Не выделяйте подчиненного только потому, что он мужчина — все просчеты и достижения коллег должны быть отмечены одинаково, в противном случае вы рискуете получить ревность в коллективе.
  • Не переносите на мужчину-подчиненного свое отношение к сыну или супругу — неважно, любовь это, восхищение или же раздражение.
  • Спрашивайте совета — так вы сможете получить мужскую точку зрения на тот или иной вопрос, а сотрудник приобщится к жизни подразделения.

Если медбрат руководитель

Медицинские братья растут по службе и тоже становятся руководителями. Если вы — руководитель-мужчина сестринского коллектива, применяйте следующие правила:

  • 1. Обозначьте семейный статус. Если женаты — носите кольцо. Если нет — говорите, что у вас постоянные отношения. Однако нет гарантии, что некоторые подчиненные
не проверят их на прочность. 

  • 2. Говорите сотрудницам комплименты. Замечайте изменения в одежде и прическе. Отмечайте привлекательные стороны внешности и характера. Будьте при этом искренни. 

  • 3. Проявляйте внимание и заботу. Интересуйтесь настроением, узнавайте о затруднениях, помогайте решать рабочие вопросы, откликайтесь на личные просьбы. 

  • 4. Уделяйте одинаковое внимание всем сотрудницам. Хвалите их по отдельности. Так вы избежите ревности в коллективе. 

  • 5. Не флиртуйте! Это провоцирует и обнадеживает на развитие личных отношений. 

  • 6. Не заводите служебный роман, даже если холосты. В коллективе возникнут ссоры 
и сплетни. Вы усложните жизнь вашей подруге и рискуете испортить карьеру. 

  • 7. Сразу пресекайте, если женщины при вас поправляют нижнее белье, колготки и проч. 
Причиной может быть недостаток культуры, но возможен и флирт. Флиртовать 
на работе не стоит! 

  • 8. Не считайте женщин глупее себя. Спрашивайте мнение медицинских сестер. Они 
расскажут о нюансах, которые вы не заметили или не знали. 

  • 9. Не обсуждайте в коллективе личную жизнь. За советом обратитесь к друзьям. Это могут 
быть и женщины, но не ваши сотрудницы. 

  • 10. Если возникли трудности, скажите об этом. Женщины отнесутся с пониманием. 
Позвольте подчиненным проявить заботу и поддержать вас. И сразу беритесь за дело! Вы же не хотите, чтобы женщины вас опекали. 


doclvs.ru | Досрочная пенсия медработников

Досрочная трудовая пенсия по старости предоставляется врачам и среднему медицинскому персоналу учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений согласно соответствующему списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на такую пенсию.

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Номенклатура медицинских услуг (новая редакция). Утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 октября 2017 года N 804н. Действует с 01.01.2018.
В редакции Приказа Минздрава России от 16 апреля 2019 года №217н (в т.ч. с изменениями вст. в силу 07.07.2019)

Утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 октября 2017 года N 804н

(действует с 01 января 2018 года)

В редакции Приказа Минздрава России от 16 апреля 2019 года №217н (в т.ч. с изменениями вст. в силу 07.07.2019)

Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг

Кодирование медицинской услуги в Номенклатуре осуществляется следующим образом:

Код услуги состоит из буквенно-цифрового шифра от 8 до 11 (12*) знаков. Первый знак обозначает раздел услуги, второй и третий знаки – тип медицинской услуги, четвертый и пятый (шестой*) знаки – класс медицинской услуги (анатомо-функциональная область и/или перечень медицинских специальностей), с шестого по одиннадцатый знаки (с седьмого по двенадцатый*) – вид, подвид услуги.

фамилия и должность среднего медработника (врачебной специальности)

наименование кабинета, номер участка

Числа месяца Принято больных и лиц, обратившихся с профилактической целью на самостоятельном приеме Принято по поводу процедур (включая профилактические прививки) Сделано посещений на дому
всего в том числе
в порядке оказания самостоятельной медицинской помощи по поводу процедур по назначению врача профилактических и патронажных
1 2 3 4 5 6 7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

– Посещения по поводу процедур у среднего медперсонала, работающего на самостоятельном приеме, учитываются как посещения по оказанию самостоятельной медицинской помощи в гр. 2 и 5.

оборотная сторона ф. N 039-1/у

1 2 3 4 5 6 7
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Итого за месяц

Подпись ____________________________

Для типографии!
при изготовлении документа
формат А4

Примечание. Дневник ведется фельдшерами, акушерками, медицинскими сестрами врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, работающими на самостоятельном приеме (вместо врача), на фельдшерско-акушерских пунктах, в колхозных роддомах, врачебных и фельдшерских здравпунктах, в процедурных и прививочных кабинетах, в смотровых кабинетах: патронажными и участковыми сестрами, сестрами хирургических и других специальных кабинетов, работающими вместе с врачом, но самостоятельно выполняющими процедуры по назначению врача.

Дневник не заполняется средним медперсоналом лабораторий, рентгеновских, физиотерапевтических, лечебно-физкультурных и других вспомогательных отделений (кабинетов), где учету подлежит число отпущенных процедур (сделанных анализов, исследований и др.).

3.1. Прибыть на работу заблаговременно (за 15 минут). До начала смены расписаться в списке дежурного персонала с указанием времени прибытия на работу. Принять ключи от сейфов (металлических шкафов), все наркотические, психотропные, сильнодействующие и ядовитые лекарственные средства, препараты предметно-количественного учета (далее – ПКУ) согласно записи в журнале учёта выше перечисленных лекарственных средств, о чём в журнале сделать запись, удостоверив своей подписью. Ключи от сейфов (металлических шкафов) в течение дежурства хранить при се­бе.

3.2. В рабочее время соблюдать установленную форму одежды, иметь бейдж (при введении карантинных мероприятий – носить маску). В течение рабочей смены находиться на рабочем месте без права сна и без права отлучаться с её территории.

3.3 .В случае болезни или выхода на больничный лист, других нештатных ситуациях – немедленно информировать старшего фельдшера или старшего врача смены.

3.4.В течение дежурства обеспечивать сохранность лекарственных средств и медицин­ского имущества в помещении заправочного кабинета отделения ССМП (подстанции). В случае кратковременного отсутствия на рабочем месте (с ведома старшего фельдшера или старшего врача смены), опечатывать сейфы (металлические шкафы), закрывать дверь на замки.

3.5.Выдать старшему медицинскому работнику бригады (врачу или ответственному фельдшеру) СМП, укладки с наркотическими средствами и психотропными веществами. Про­контролировать запись в соответствующих журналах о принятии выше перечисленных лекарственных средств. С момента приема имущества, врач или ответственный фельдшер несет ответственность за его сохранность и обоснованность назначения.

3.6.Проверить наличие аварийного и аварийно-токсикологического запаса медикаментов и целостность упаковок.

3.7.Проверить состояние и комплектность резервного имущества и аппаратуры, соот­ветствие остатков медикаментов перевязочных средств и расходных материалов по данным журналов учета.

3.8. В любое время, по первому требованию фельдшера выездной бригады СМП попол­нить медицинскую сумку-укладку медикаментами, перевязочными средствами и другими расходными материалами взамен израсходованных, оформить их расход в соответствующих журналах при предъявлении карты вызова, запись в журналах за­верить своей подписью.

3.9. При получении от фармацевта лекарственных средств, выписывать требования и визировать их у заведующего отделением (подстанцией).

3.10. Контролировать лекарственные средства в медицинских резервных и аварийных укладках на соответствие описи и срокам годности.

3.11.Контролировать состояние и комплектность укладок для инфекционных боль­ных, защитных укладок для работы в очаге особо опасных инфекций, противоэпидемических костю­мов, противогазов.

3.12. По окончании смены, принять от старшего медицинского работника выездной бригады СМП укладки с наркотическими, психотропными, лекарственными средствами, о чем сделать запись в соответствующих журналах, заверить ее подписью.

3.13.Осуществлять контроль сохранности и исправности аппаратуры, находящейся на учете в заправочном кабинете. Вести учет сданной и полученной аппаратуры.

3.14.Своевременно оформлять заявки на пополнение баллонов с медицинскими га­зами, вести учет расхода баллонов. Соблюдать правила хранения баллонов с меди­цинскими газами.

3.15. Соблюдать правила допуска контролирующих органов в лицензируемые помещения.

3.16. Осуществлять приготовление растворов дезинфицирующих средств, проведение дезинфекции, предстерилизационной очистки, упаковки и отправки в ЦСО инструментария, материалов, резиновых изделий, вести учет в специальном журнале. Контролировать сроки годности стерильных укладок.

3.17.Контролировать наличие дезинфицирующих средств, ведение младшим медицинским персоналом журнала обработки автомашин педикулоцидными средствами.

3.18.Контролироватьпроводимую ежедневно текущие санитарные обработки медицинских сумок- укладок и помещения заправочного и процедурного кабинетов, а так же генеральную уборку по графи­ку, утвержденному заведующим 9отделением)подстанцией.

3.19.В случае обращения граждан за медицинской помощью, оказывать помощь (сообщив об этом фельдшеру ППВиПиВБ оперативного отдела ССМП) безотлагательно и бесплатно (ст. 39 «Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан»), в объёме требований квалификационной подготовки фельдшера скорой медицинской помощи. Решать вопрос госпитализации больного в стационар в зависимости от состояния его здоровья. Вызвать, в случае необходимости, на помощь врачебную или специализированную бригаду.

3.20. В случае отказа пациента от медицинской помощи и госпитализации, принять все меры к убеждению. Подтвердить отказ письменно в карте вызова, доложить старшему дежурному врачу смены и действовать по его указанию.

3.21.Не допускать разглашения посторонним лицам сведений, составляющих врачебную тайну, которые стали известны при выполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частью третьей ст. 61 Закона РФ «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»:

– по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда;

– в связи с проведением расследований или судебным разбирательством.

3.22.По согласованию со старшим врачом исполнять обязанности фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездным бригадам подстанции при временном его отсутствии (для подстанции №1).

3.23. До окончания смены (согласно графику работы) оставаться на своём рабочем месте.

3.24.При поступлении распоряжения главного врача или старшего врача смены, заведующего отделением (подстанцией) о задержке на рабочем месте для выполнения срочных заданий (стихийные бедствия, аварии с массовым количеством пострадавших, техногенные катастрофы), должен остаться на рабочем месте, и после окончания дежурства.

3.25.В свободные от дежурства дни быть доступным по телефону(согласно заявленному номеру в оперативный отдел и старшему фельдшеру) на случай экстренного (в течении 1 часа) вызова на дежурство при форс – мажорных обстоятельствах (стихийные бедствия, эпидемии, техногенные катастрофы и т.д.).

3.26. В случае выхода на больничный лист, других нештатных ситуациях – немедленно информировать старшего фельдшера или старшего врача смены.

4.Фельдшер должен знать:

4.1.Способы оказания доврачебной помощи больным на месте и в пути следования в объёме квалификационных требований подготовки фельдшера скорой медицинской помощи в соответствии с утверждёнными стандартами.

4.2.Содержание медицинской сумки-укладки и фармакодинамику имеющихся лекарственных средств.

4.3 Медицинскую технику (дыхательную и другую медицинскую аппаратуру), находящуюся на оснащении бригады.

4.4. Тактику работы в сложных ситуациях (при дорожно – транспортных происшествиях, массовых отравлениях, стихийных бедствиях, ЧС, микросоциальных конфликтах и т.п.), а также на дежурствах по медицинскому обеспечению городских мероприятий.

4.5.Правила проведения санитарно – гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

4.6. Дислокацию лечебных учреждений города и районы обслуживания своей и смежных подстанций

4.7 «Протоколы действий для фельдшерских бригад скорой медицинской помощи», «Рекомендации по оказанию скорой медицинской помощи в Российской Федерации», стандарты скорой медицинской помощи, МКБ-10, приказы, инструкции и другие руководящие материалы, касающиеся работы скорой медицинской помощи, утверждённые вышестоящими органами.

4.8.Методические указания, приказы, инструкции и другие руководящие материалы, ка­сающиеся работы фельдшера скорой медицинской помощи, утвержденные вышестоящими ор­ганами.

4.9. Приказы главного врача МУЗ ССМП.

4.10. Действующие приказы, регламентирующие получение, хранение, учет, использова­ние и списание наркотических, психотропных, ядовитых, сильнодействующих ле­карственных средств, препаратов предметно-количественного учета и общей группы, порядок допуска на подстанцию представителей контролирующих органов.

4.11.Требования хранения, учёта, отпуска и использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

4.12. Порядок оформления документов и получение товаров аптечного ассортимента.

4.13. Деонтологию, основы законодательных и иных нормативных актов, психологии и социологии в пределах, необходимых для выполнения своих должностных обязанно­стей.

4.14.Должностные обязанности, правила внутреннего трудового распорядка, Устав ССМП.

4.15.Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.16. Порядок составления установленной отчетности.

4.17.Требования нормативных документов, регламентирующих выполнение санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях.

4.18.Телефоны оперативного отдела станции СМП, аварийных служб района, ССМП, Управления здравоохранения города, район­ных отделов милиции, районных поликлиник.

4.19. Настоящую инструкцию.

Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 593 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет