Министерство высшего и среднего образования СССР

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 мая 2018 года президент РФ Владимир Путин своим указом утвердил структуру нового правительства, предложенную премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Согласно документу, Министерство образования и науки Российской Федерации будет разделено на два ведомства: министерство просвещения и министерство науки. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории министерства образования в России.

В Российской империи

Первым государственным ведомством в сфере образования в Российской империи стала Комиссия об учреждении народных училищ, созданная в 1782 году.

20 (8) сентября 1802 года манифестом императора Александра I было образовано Министерство народного просвещения (МНП) Российской империи. Его возглавил граф Петр Завадовский. К ведению министерства была отнесена деятельность типографий, народных библиотек, музеев, школ, а также вопросы цензуры. С 1803 года в подчинение МНП перешла Императорская Академия наук. В 1810 году министерство взяло под свое управление все академии и учебные заведения, кроме военных, духовных и специализированных.

5 ноября (24 октября) 1817 года МНП было объединено с департаментом духовных дел иностранных исповеданий, главным управлением училищ и др. в единое министерство духовных дел и народного просвещения, руководителем которого стал князь Андрей Голицын. Цель ведомства состояла в том, чтобы достичь в обществе «постоянного и спасительного согласия между верою, ведением и властию». После отставки Голицына в 1824 году было восстановлено министерство народного просвещения. Вопросы управления православным духовенством были возвращены в Синод, дела иностранных исповеданий остались в ведении МНП (до 1832 года, затем отошли министерству внутренних дел). Первым главой воссозданного ведомства стал адмирал, бывший Государственный секретарь Александр Шишков.

В подчинении МНП находилась большая часть высших учебных заведений, лицеев, училищ и школ, Санкт-Петербургская академия наук, Императорская публичная библиотека, Румянцевский музей и др. В 1834 году на министерство была возложена обязанность издания книг по отечественной истории. Ведомство утверждало уставы образовательных, научных, литературных и др. учреждений, осуществляло цензуру книг и периодических изданий (кроме духовных и военных).

Органы образования РСФСР

После революции и прихода к власти большевиков декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 22 (9) ноября 1917 года была учреждена Государственная комиссия по народному просвещению (Наркомпрос) во главе с народным комиссаром Анатолием Луначарским. Ей было передано общее руководство народным образованием, при этом комиссия не являлась центральным органом по управлению учебными и образовательными учреждениями, школьное дело было передано в ведение местного самоуправления. 18 июня 1918 года СНК РСФСР принял «Положение об организации дела народного образования в Российской Республике», которым унифицировал управление образованием. Руководство на местах осуществляли отделы народного образования, а высшим государственным органом в этой сфере стал Народный комиссариат просвещения РСФСР. В 1920-1930-х годах комитет контролировал практически всю сферу образования, библиотечное и издательское дело, деятельность музеев, театров, кино, клубов, парков культуры и отдыха, занималось охраной памятников и др. 15 марта 1946 года. Наркомпрос был преобразован в Министерство просвещения РСФСР (Минпрос) под руководством Алексея Калашникова.

До конца 1980-х годов в России действовали три ведомства, отвечающих за госполитику в сфере образования: наряду с Минпросом, в ведении которого находились общеобразовательные учреждения, были созданы Министерство высшего и среднего специального образования (3 августа 1959 года) и Госкомитет по профессионально-техническому образованию (8 декабря 1965 года; до 1978 года — при Совете министров РСФСР).

26 июля 1988 года указом президиума Верховного совета РСФСР на базе министерства просвещения и госкомитета было образовано Министерство народного образования РСФСР. 14 июля 1990 года в соответствии с законом «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» оно было переименовано в Министерство образования РСФСР. Согласно указу, министерство высшего и среднего специального образования было преобразовано в Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы (с 1991 года — министерство науки, высшей школы и технической политики).

Органы образования СССР

В 1928 году было учреждено Главное управление по высшей школе при Высшем совете народного хозяйства СССР, в 1932 году — Комитет по высшей технической школе при Совнаркоме СССР (в 1933 году преобразован во Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, а с 1935 года — при СНК СССР). В 1936 году комитет по высшему техническому образованию был упразднен и вместо него образован Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР (в марте 1946 года подчинен Совмину СССР), который возглавил Сергей Кафтанов. 10 апреля 1946 года комитет был реформирован в Министерство высшего образования СССР (Минвуз), которое также возглавил Кафтанов.

15 марта 1953 года Минвуз был объединен с министерствами кинематографии и трудовых ресурсов, а также комитетом по делам искусств в единое Министерство культуры СССР. Однако спустя год Минвуз вновь был выделен в самостоятельное ведомство, а 22 июня 1959 года реформирован в Министерство высшего и среднего специального образования СССР. Оно являлось центральным органом госуправления высшей и средней специальной школой. Руководство средней общеобразовательной школой, дошкольными и внешкольными учреждениями осуществляло Министерство просвещения СССР, созданное в 1964 году, а вопросами подготовки профессионально-технических кадров занимался одноименный государственный комитет (образован в 1959 году при Совмине СССР, затем неоднократно реформирован).

5 марта 1988 года все три ведомства были упразднены в связи с образованием Государственного комитета СССР по народному образованию во главе с Геннадием Ягодиным.

Российская Федерация

28 ноября 1991 года центральные органы государственного управления РСФСР были реорганизованы в соответствии с указом президента России Бориса Ельцина, союзные органы власти упразднены.

Правопреемниками Госкомитета СССР по народному образованию стали российские министерство науки, высшей школы и технической политики (в части высшей школы) и министерство образования (в части общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования). В 1993 году вопросы управления высшей школы были переданы новообразованному Госкомитету РФ по высшему образованию (Госкомвуз). 14 августа 1996 года Госкомвуз и Минобразования объединены в Министерство общего и профессионального образования РФ. 25 мая 1999 года ведомство было переименовано в министерство образования. Ему, в частности, были переданы полномочия упраздненных Государственного высшего аттестационного комитета (1998) и Госкомитета по молодежной политике (2000).

В соответствии с законом «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года, вместо министерства образования было учреждено Министерство образования и науки РФ. В его ведение перешли функции упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий РФ, а также Российского агентства по патентам и товарным знакам. С 2012 года Минобрнауки возглавляет Ольга Васильева.

Как следует из документа, руководителям подведомственных организаций предписано «обеспечить осуществление научной деятельности, в том числе доступ организаций (пользователей) к работе в центрах коллективного пользования научным оборудованием, на уникальных научных установках, с биоколлекциями, а также проведение морских и иных экспедиций, которые должны были осуществиться в соответствии с утвержденными планами и программами, с соблюдением мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Коронавирус может смешать все планы научных экспедиций

В ведомстве уточнили, что главы научных организаций «должны принимать решения о возобновлении работ, исходя из эпидемиологической ситуации в своем регионе». Что и понятно: в столичном регионе она одна, в Новосибирске и Томске — другая, во Владивостоке и Калининграде — третья.

К портовым городам и местам базирования научного флота внимание сейчас особое. За окном уже календарное лето, а большие экспедиционные планы не могут реализоваться в полном объеме из-за коронавируса, введенных запретов и ограничений. В Институте океанологии имени Ширшова еще в апреле били тревогу, что приостановка и смещение сроков морских экспедиций могут обернуться невыполнением госзадания в 2020 году.

В Минобрнауки такую озабоченность разделяют. «Нам важно как можно быстрее реализовать запланированные морские экспедиции, — цитирует слова Валерия Фалькова пресс-служба ведомства. — Мы понимаем, что последствия промедления скажутся на дальнейшей работе. Однако при их планировании необходимо учитывать эпидемиологическую обстановку и действовать в соответствии с решениями региональных органов власти, где планируется проведение экспедиции. Если речь идет о межрегиональной мобильности, то нужно согласие других субъектов».

Подписанный накануне приказ Минобрнауки в отношении экспедиций и центров коллективного пользования вступил в силу сегодня, 1 июня 2020 года.

Расстановка ударений: ГОСУДА`РСТВЕННЫЙ КОМИТЕ`Т ПО ПРОФЕССИОНА`ЛЬНО-ТЕХНИ`ЧЕСКОМУ ОБРАЗОВА`НИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ при Госплане СССР — государственный орган; создан на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 июля 1959 «Об улучшении руководства профессионально-техническим образованием в СССР» взамен Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР. До 1963 назывался Гос. Комитет Совета Министров СССР по проф.-технич. образованию.

Гос. комитет оказывает методич. помощь союзным республикам в организации и совершенствовании уч. процесса в проф.-технич. уч-щах и в подготовке квалифицированных рабочих непосредственно на предприятиях, изучает состояние проф.-технич. образования и разрабатывает мероприятия по дальнейшему его улучшению. С участием союзных республик комитет составляет уч. программы, обеспечивает издание учебников, изготовление учебных и наглядных пособий для всех видов проф.-технич. образования; разрабатывает типовые нормы материального обеспечения уч-ся, оснащения оборудованием, инструментом и инвентарём учебно-производственных мастерских, лабораторий и кабинетов проф.-технич. уч. заведений; утверждает по согласованию с Гос. комитетами по вопросам труда и заработной платы и Советами Министров союзных республик перечень профессий, по к-рым осуществляется подготовка квалифицированных рабочих в проф.-технич. училищах, ср. школах с производственным обучением и непосредственно на предприятиях.

По согласованию с Советами Министров союзных республик комитет утверждает задания по подготовке квалифицированных рабочих по профессиям для других союзных республик, а также предприятий и организаций союзного подчинения; проводит изучение, науч. обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта; осуществляет внешние связи в области проф.-технич. образования.

В ведении комитета находятся: журналы «Профессионально-техническое образование» и «Знание — сила», Центральный учебно-методич. кабинет, Всесоюзный трест учебно-наглядных пособий с его производственными предприятиями и павильон «Трудовые резервы» — Выставки достижений нар. х-ва СССР.

А. Ф. Вордадын. Москва.