Минимальная заработная плата 2016

Размер минимальной заработной платы в качестве низшей границы оплаты труда работников является обязательным для всех нанимателей, с которыми работники состоят в трудовых отношениях, основанных на трудовом договоре (контракте), и не применяется в отношении лиц, с которыми заключены иные договоры.
Таким образом, минимальная заработная плата применяется как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда в организациях всех организационно-правовых форм, в том числе в общественных объединениях, товариществах собственников, гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах.
Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей. Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216, предусмотрено установление размера минимальной заработной платы на уровне не ниже размера минимального потребительского бюджета семьи из четырёх человек на начало года в целях обеспечения её уровня не менее трети от средней заработной платы за отчётный период.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2012 г. № 1144 «Об установлении размера минимальной заработной платы» с 1 января 2013 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 1395000 руб., часовая – 8340 рублей.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учётом инфляции.

Федеральный МРОТ в 2019-2020 годах

Величина минимального размера оплаты труда (МРОТ) на государственном уровне утверждается соответствующим федеральным законом. МРОТ действует на территории всей России и не может быть меньше прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2-й квартал предыдущего года в целях исчисления зарплаты (ст. 1 ФЗ «О МРОТ» от 19.06.2000 №82-ФЗ). Иными словами, сотрудник, фактически отработавший установленную трудовыми соглашением норму времени, не может получить зарплату меньше установленного МРОТ. Если работодатель выплатит зарплату менее МРОТ, ему грозит штраф по п. 6 ст. 5.27 КоАП:

  • от 10 000 до 20 000 руб. на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 руб. на юрлиц;
  • от 1 000 до 5 000 руб. на физлиц-предпринимателей, ведущих деятельность без образования юрлица.

Чтобы избежать санкций, оформите сотруднику доплату до МРОТ. Как правильно это сделать, детально разъяснили экперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Если ранее установление соответствия МРОТ прожиточному минимуму ни социальным, ни финансовым ведомствам РФ, ни парламентариям было не под силу, то в марте 2018 года президентом РФ был подписан закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ, нормы которого определили, что с 01.05.2018 величина МРОТ сравняется с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал прошлого года. С тех пор МРОТ и прожиточный минимум неразрывно связаны между собой.

Таким образом величина МРОТ на 01.05.2018 года составила 11 163 руб. Минтруд утвердил размер прожиточного минимума за 2-й квартал 2018 года в размере 11 280 руб. А поскольку прожиточный минимум за 2-й квартал 2018 года равен МРОТ на 2019 год, то с 01.01.2019 значение федерального МРОТ составляет 11 280 руб.

Аналогично с МРОТ на 2020 год. Он равен прожиточному минимуму за 2-й квартал 2019 года, а это 12 130 руб. (см. приказ Минтруда от 09.08.2019 № 561н)

МРОТ регулирует не только оплату труда, но и величину пособий (включая декретные), а до конца 2017 года и размер взносов для индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим, как изменялся МРОТ за период с 2013 по 2018 год.

МРОТ на 2015–2018 годы в России

Минимальный размер оплаты труда в 2015 году составил 5 965 руб. (ст. 1 закона РФ от 01.12.2014 № 408-ФЗ).

С января 2018 года значение МРОТ увеличилось до 9 489 руб. С 01.05.2018 года, как уже было сказано выше, 11 163 руб.

О том, какую роль играет МРОТ в установлении величины заработной платы, читайте в материале «Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы».

Какие изменения претерпел МРОТ в 2015–2016 годах в сравнении с прожиточным минимумом

МРОТ по годам 2015 и 2016 вырос не так значительно, как увеличился размер прожиточного минимума. Поэтому уменьшилась и величина соотношения между ними, составив:

  • 57% от суммы прожиточного минимума в 2015 году;
  • 63% от суммы прожиточного минимума на начало 2016 года;
  • 76% от суммы прожиточного минимума в 3-м квартале 2016 года.

Каков минимальный размер оплаты труда в 2014 году

Как уже отмечено выше в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса минимальный размер оплаты труда в 2014 году (как и во все прочие годы) не должен был быть меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц в России. Однако в 2014 году величина прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица, увеличилась с 8 283 до 8 885 руб. В то же время величина МРОТ в 2014 году составила всего 5 554 руб.

Какие изменения в МРОТ произошли в 2013 году

МРОТ в 2013 году составил 5 205 руб., что в 39,4 раза больше, чем на начало 2000 года. МРОТ в 2013 году в России был равен 68,2% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц на тот же период. В то же время в 2000 году МРОТ был меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц в 9,33 раза.

Такие перегибы объясняются тем, что до 2010 года МРОТ применялся не только для регулирования уровня оплаты труда, но и для определения размера различных социально-значимых пособий. В 2013–2014 годах соотношение между размерами МРОТ и прожиточного минимума колеблется на отметке 67–68%, не демонстрируя при этом значительной положительной динамики.

Предельная база для расчета взносов в ПФР в 2014–2018 годах и МРОТ

Размер МРОТ в 2014 году начал использоваться при расчете размера страховых взносов для ИП, и применялся такой порядок до конца 2017 года, несмотря на то, что страховые взносы с 2017 года перешли под контроль налоговых органов и стали подчиняться положениям соответствующей главы НК РФ.

Порядок расчета взносов, уплачиваемых ИП в фонды, подразумевал, что установленный в начале налогового периода МРОТ умножался на 12 месяцев и на страховую ставку государственного фонда (ПФР, ФОМС). При превышении дохода, полученного предпринимателем за год, суммы 300 000 руб. с величины этого превышения он должен был уплатить еще 1% (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

Подробнее о страховых взносах и иных платежах, уплачиваемых ИП, читайте в этой статье.

Чтобы рассчитать величину страхвзносов для ИП за предыдущие годы, вам потребуется знать значения МРОТ, действовавшие в тот налоговый период. Наши специалисты собрали эти величины в удобную таблицу.

Таблица МРОТ по годам

Таблица МРОТ удобна еще и тем, что можно посмотреть не только величину показателя, но и проследить его динамику.

Сколько составляет МРОТ в 2020 году в крупнейших регионах

В соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса правительства субъектов Федерации могут подписывать региональные соглашения с объединениями профсоюзов и работодателей, в которых устанавливается местный уровень МРОТ.

ВАЖНО! Региональный МРОТ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законодательством.

Если в субъекте установлен свой МРОТ, то зарплата сотрудника, отработавшего норму времени, не может быть ниже регионального показателя МРОТ.

Рассмотрим значения МРОТ в 2020 году в регионах РФ (по состоянию на 01.04.2020):

  1. Значение МРОТ для Москвы равно 20 195 руб.
  2. В Санкт-Петербурге МРОТ равен 19 000 руб.
  3. Максимальное значение МРОТ Центрального округа зафиксировано в Московской области на уровне 15 000 руб.
  4. Практически во всех остальных субъектах РФ значение МРОТ 2020 года равно общефедеральному 12 130 руб. В ряде субъектов нужно учитывать районные коэффициенты.

Полный справочник МРОТ по регионам можно найти в КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в материал.

Итоги

МРОТ 2020 года увеличен до 12 130 руб. В 2019 году он составляет 11 280 руб. С мая 2018 года МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал 2017 года и составлял 11 163 руб. Регионы также вправе устанавливать значение МРОТ, но оно не может быть ниже федерального показателя.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон) установлена правовая основа определения размера минимальной заработной платы и её применения.
Действие Закона распространяется на всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.
Минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.
Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января.
Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с Законом.
Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.
Размер часовой минимальной заработной платы определяется нанимателем путем деления размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года, а также изменяется нанимателем при изменении размера месячной минимальной заработной платы, в том числе в связи с индексацией месячной минимальной заработной платы.
Месячная минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов, должностных окладов).
Часовая минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовых тарифных ставок (окладов, должностных окладов).
Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется с учетом отработанного рабочего времени.
Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, перечень которых утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 68.

Информация о размере минимальной заработной платы в 2016 году

Новая редакция Ст. 133 ТК РФ

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 г.

Комментарий к Статье 133 ТК РФ

В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Прожиточный минимум — это стоимостная, т.е. денежная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом. Другими словами, статья 421 Трудового кодекса РФ откладывает действие статьи 133 Трудового кодекса РФ на неопределенное время. На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен 1100 руб. в месяц.

Проблема «отставания» минимального размера оплаты труда от гарантированного государством прожиточного минимума в значительной степени обусловлена расчетной функцией МРОТ в рамках ЕТС. Именно тарифная система оплаты труда выполняет роль своего рода сдерживающего фактора в плане увеличения МРОТ. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что Единая тарифная сетка полностью исчерпала свои возможности, «морально устарела». Для того чтобы пояснить суть проблемы, обратим внимание на один примечательный факт: размер средней заработной платы в стране существенно превышает установленные ЕТС тарифные ставки. Исходя из предусмотренных ЕТС тарифных коэффициентов и установленного законодательством минимального размера оплаты труда, т.е. тарифной ставки первого разряда, легко подсчитать среднюю величину тарифной ставки — около полутора тысяч рублей. Между тем средняя заработная плата в бюджетной сфере по некоторым данным превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях — даже в 1,7 раза). Иначе говоря, большой «удельный вес» в составе заработной платы имеют различного рода надтарифные выплаты, которые естественно не учитываются при определении величины минимального размера оплаты труда. В результате такая система тарификации приводит к искусственному занижению реального минимума оплаты труда. Фактически, установленный законом МРОТ определяет величину минимальной тарифной ставки, а не реальный минимум заработной платы, который на практике оказывается существенно выше. Между тем такое положение дел имеет весьма серьезные последствия. В связи с введением единого социального налога, который, как известно, исчисляется в зависимости от величины заработной платы работника, сложилась парадоксальная ситуация, когда налогоплательщик фактически самостоятельно определяет налоговую базу. При этом минимальная величина налоговой базы по единому социальному налогу, очевидно, определяется нормативно установленным минимальным размером оплаты труда. В этой связи возникла практика занижения налогооблагаемых сумм путем установления официальной заработной платы в размере МРОТ и так называемого «теневого дохода», который вручается работнику «в конверте». Большинство исследователей проблемы «теневой заработной платы» полагают, что установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума позволит вывести из тени «конверты».

Таким образом, занижение минимального размера оплаты труда, о котором речь шла выше, приводит в том числе к сокращению объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Нужно сказать, что попытки реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере предпринимались неоднократно. Не так давно ЕТС попытались дать вторую жизнь, максимально сжав и сократив дифференциацию между крайними тарифными разрядами — с 10 до 4,5. Увы, ожидаемого увеличения тарифных ставок не произошло. Напротив, уменьшение межразрядной разницы приводит к деформации стимулирующей функции оплаты труда и, как следствие, к увеличению различного рода надтарифных выплат. На сегодняшний день доля надтарифных выплат возросла до 40 — 80% заработка. В этой связи реформа системы оплаты труда в бюджетной сфере должна быть направлена на изменение структуры оплаты труда в пользу увеличения тарифной части заработка. Приведение тарифных ставок в соответствие с реальным размером оплаты труда путем сокращения доли надтарифных выплат позволило бы если не уравнять минимальный размер оплаты труда с прожиточным минимумом, то, по крайней мере, значительно сблизить эти показатели без увеличения бюджетной нагрузки. Это, в свою очередь, приведет к весьма значительному увеличению налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Кроме того, следует учитывать и резкую дифференциацию уровня доходов населения в зависимости от экономического развития региона (разрыв в оплате труда между различными субъектами РФ составляет более чем 1:20). В связи с этим некоторые субъекты Российской Федерации делают попытки вводить свои показатели минимального размера оплаты труда (более высокие). Причины принятия таких решений понятны — повышение МРОТ позволяет собрать больший объем налоговых поступлений в бюджет. Однако действующим федеральным законодательством возможность увеличения МРОТ актами органов власти субъектов РФ не предусмотрена. В частности, согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Одновременно в статье 421 Трудового кодекса РФ указывается, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса РФ, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, положения актов региональных органов власти, определяющие повышенный МРОТ, не соответствуют действующему федеральному законодательству. Вместе с тем ситуация, когда прожиточный минимум, который является основой для определения МРОТ (по крайней мере, формально-юридически), определяется по субъектам Российской Федерации, а сам минимальный размер оплаты труда — на федеральном уровне, представляется нам парадоксальной. Как нам кажется, следовало бы предоставить субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно определять минимальный размер оплаты труда, но не ниже установленного федеральным законом.

В то же время следует помнить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому в судебной практике совершенно справедливо признаются незаконными положения законодательства отдельных субъектов Российской Федерации, определяющие ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений данных субъектов в размере меньшем, чем определен федеральным законодательством МРОТ. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13.

Другой комментарий к Ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК РФ закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК РФ.

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) «О минимальном размере оплаты труда».

С 1 мая 2006 г. он составлял 1100 руб. в месяц, а с 1 сентября 2007 г. его размер установлен в сумме 2300 руб. в месяц.

3. Статья 133 ТК РФ устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 (в ред. от 12 августа 2005 г.).

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, а в субъектах Федерации — в порядке, установленном их законами. Начиная с I квартала 2005 г. величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации не устанавливалась.

4. Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума был поставлен еще в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в РФ», ч. 2 ст. 5 которого предусматривала их поэтапное сближение. Для этого ежегодно в законе о федеральном бюджете должно было устанавливаться их соотношение, что и делалось в 2001 — 2004 гг. В настоящее время это соотношение не устанавливается.

5. Установление непосредственной связи минимального размера оплаты труда с размером прожиточного минимума трудоспособного человека требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства часть первая ст. 133 ТК РФ вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой ст. 133 ТК, устанавливаются федеральным законом.

В настоящее время такой закон не принят, соответственно, отсутствует и механизм выравнивания их параметров.

6. Часть 2 ст. 133 ТК РФ определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Это:

— средства федерального бюджета, внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из федерального бюджета;

— средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Федерации;

— средства местных бюджетов, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из местных бюджетов;

— собственные средства — для всех остальных работодателей.

7. Действующее законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК РФ и комментарий к ней).

8. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда ст. 133 ТК РФ предусматривает также право каждого работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера оплаты труда может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; работник имел прогул в течение месяца; работник был отстранен от работы в течение месяца; работник исполнял государственные или общественные обязанности; работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; работник работает на условиях неполного рабочего времени; работник находился в состоянии простоя; работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

9. Поскольку минимальный размер оплаты труда предполагает оплату наиболее простого труда неквалифицированного работника в обычных условиях труда, в его величину не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

10. Часть 4 ст. 133, устанавливавшая, что размеры тарифных ставок, должностных окладов, базовых тарифных ставок и базовых должностных окладов не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, утратила силу.