Международное сотрудничество по борьбе с коррупцией

УДК 343.3/7

А. В. Виноградов

магистрант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Аннотация. В статье представлен анализ международных документов, посвященных борьбе с коррупцией. Показано, что в настоящее время наибольшую тревогу вызывают такие виды международной преступности, как терроризм, отмывание доходов от преступной деятельности, торговля людьми, международный наркобизнес, коррупция. Коррупция также помогает создать материальную, а иногда и организационную основу терроризма. Проанализированы Конвенции ООН, посвященные борьбе с коррупцией, а также документы, принятые в рамках Совета Европы и европейского Союза. Отмечается, что в рамках СНГ не проводится работа по выработке совместной антикоррупционной политики, отсутствуют многосторонние конвенции и декларации по данному вопросу. Обозначено, что важнейшей предпосылкой успешности международного сотрудничества в борьбе с коррупцией является сотрудничество правоохранительных органов в процессуальной и криминалистической областях. Отмечается, что сотрудничество с иностранными компетентными органами и международными организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры РФ.

Ключевые слова: коррупция, правопорядок, конвенция, международное сотрудничество, преступность.

A. V. Vinogradov

Master student

Penza State University, Penza, the Russian Federation INTERNATIONAL COOPERATION IN COMBATING CORRUPTION

Key words: corruption, public order, conventions, international cooperation, crime.

Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией на сегодняшний день представляется наиболее актуальным направлением противодействия данному явлению. Такое положение обусловлено тем обстоятельством, что для коррупции, как и для других видов преступности, давно не существует национальных границ. В то же время средства борьбы с этим явлением продолжают оставаться преимущественно национальными. Международное сотрудничество предполагает совместную работу, участие в общих делах, относящихся к отношениям между народами, государствами, в сфере внешней политики. В соответствии с Уставом ООН (1945 г.), Декларацией о принципах международного права (1970 г.),

Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству государств в Европе (1975 г.) все государства должны поддерживать и развивать сотрудничество друг с другом в соответствии с целями и принципами Устава ООН, другими международно-правовыми документами и обязательствами.

Исторически международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью обусловливалось характером преступности, представляющей угрозу мировому сообществу. Потребность в правовой взаимопомощи государств возрастала адекватно росту международной преступности, наносящей вред интересам двух и более государств .

В настоящее время наибольшую тревогу вызывают такие виды международной преступности, как терроризм, отмывание доходов от преступной деятельности, торговля людьми, международный наркобизнес, коррупция. Как отмечает В.А. Коновалов: «Обязательства, которые взяла на себя Россия в сфере международного сотрудничества в борьбе против коррупции, ратифицируя интернациональные антикоррупционные документы, предполагают имплементацию норм международного права в российское законодательство» .

Коррупция также помогает создать материальную, а иногда и организационную основу терроризма. При подготовке террористического акта порой необходимы не только денежные средства, но и наличие «благодетелей», способных оказать поддержку благодаря своим должностным и коммерческим связям в различных структурах .

В последнее десятилетие принято множество многосторонних международных конвенций по борьбе с коррупцией, глобальных и региональных программ и деклараций, посвященных данной проблеме. К основным следует отнести:

— Конвенцию ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН);

— Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.);

— Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999 г.);

— Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS № 174) 1999 г.

Глобальный уровень представлен, главным образом, документами Организации Объединенных Наций. Следует отметить, что в рамках ООН принято значительное число документов неконвенционного характера. Среди них можно выделить:

— Резолюцию VIII Конгресса ООН (Гавана, 1990 г.) «Коррупция в сфере государственного управления»;

— Резолюцию Генеральной Ассамблеи (1996) «Борьба с коррупцией»;

— Международный кодекс поведения должностных лиц;

— Декларацию ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (1996).

Региональный уровень представлен документами региональных международных организаций, таких как Совет Европы, Европейский союз, Организация Американских Государств (ОАГ), СНГ, Шанхайская организация сотрудничества и др. Для Российской Федерации наибольшее значение имеют антикоррупционные инициативы в рамках СНГ и европейских организаций.

С сожалением следует отметить то обстоятельство, что в рамках СНГ не проводится работа по выработке совместной антикоррупционной политики, отсутствуют многосторонние конвенции и декларации по данному вопросу. Данный факт тем более удивителен, если учитывать остроту проблемы коррупции для стран СНГ и наличие у ряда государств Содружества (Украины, Казахстана и др.) специального антикоррупционного законодательства. Следует также согласиться с

выводом, что следующим этапом должно стать присоединение России к Конвенции Совета Европы 1999 г. о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. В рамках присоединения к данной Конвенции необходимо также принять следующие меры по совершенствованию российского законодательства: установление уголовной ответственности для юридических лиц, систематизация кодексов поведения должностных лиц, установление административной ответственности за некоторые коррупционные деяния, не образующие составов уголовных преступлений .

Среди представляющих интерес для России антикоррупционных документов ЕС следует назвать Конвенцию о защите финансовых интересов Европейского сообщества 1995 г. Конвенция и прилагаемые к ней протоколы определили понимание Сообществом понятий мошенничества, коррупции и отмывания капиталов. Коррупция понимается в Конвенции как взяточничество, однако понятие мошенничества не совпадает с российским (форма хищения), а определяет должностное злоупотребление, отражая, таким образом, широкое понимание коррупции. Протокол № 1 к Конвенции Евросоюза «О защите финансовых интересов Европейского сообщества» определил понятие уголовно наказуемой коррупции и основания ответственности за коррупционные преступления .

Среди мер, принимаемых ЕС для укрепления своей антикоррупционной политики, отметим также принятие Конвенции «О борьбе против коррупции среди функционеров Европейского сообщества и функционеров стран-участниц Европейского союза». Данная Конвенция была подписана в 1997 г. в рамках межправительственного сотрудничества на базе Маастрихтских соглашений. Охват этой Конвенции шире, чем у Протокола № 1 Конвенции «О защите финансовых интересов ЕС». Конвенция 1997 г. включила в понятие европейской коррупции те деяния, которые причиняют вред не только финансовым интересам Сообщества. В преамбуле Конвенции сказано: «в целях усиления судебного сотрудничества в уголовной области между государствами-участниками необходимо продвинуться далее упомянутого Протокола (Протокол № 1 Конвенции 1995 г.) и принять Конвенцию, согласно совершаемым актам коррупции…».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ряд антикоррупционных инициатив Совет Европы осуществляет совместно с Еврокомиссией. Под эгидой этих двух организаций в 1996 г. была учреждена структура, названная проектом «Спрут». В рамках этого проекта осуществляются меры по противодействию не только коррупции, но и организованной преступности. Основной задачей является информационный обмен между участниками проекта (а в эту программу входят почти два десятка стран) в области борьбы с организованной преступностью, техническое обеспечение сотрудничества между государствами в этой области, организация семинаров и учебных визитов для повышения квалификации работников судов и других правоохранительных органов. Также в рамках данного проекта осуществляется подготовка рекомендаций и даже законопроектов для оптимизации мер по противодействию организованной преступности и коррупции в государствах-членах проекта .

Важнейшей предпосылкой успешности международного сотрудничества в борьбе с коррупцией является сотрудничество правоохранительных органов в процессуальной и криминалистической областях. Объективные предпосылки для развития созданы благодаря деятельности Интерпола и Европола, наличию многочисленных двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве между правоохранительными органами различных государств .

Сотрудничество с иностранными компетентными органами и международными организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры РФ. Для его обеспечения в июне 2006 г. было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого вошли управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права. В настоящее время Генеральная прокуратура РФ

взаимодействует с зарубежными коллегами почти 80 стран. Кроме того, Генеральная прокуратура является единственным компетентным органом, который направляет запросы о выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации .

Несмотря на то, что за последние годы на различных уровнях сделаны значительные шаги для объединения государств в единый антикоррупционный фронт, международное сотрудничество в этой области в целом находится на стадии становления. На повестке дня сегодня стоит вопрос о выработке единой международной антикоррупционной политики, включающей в себя не только международно-правовые механизмы, но и широкий спектр мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений. Для Российской Федерации участие в международных усилиях по борьбе с коррупцией имеет большое значение как в свете задачи интеграции России в мировое сообщество цивилизованных государств, так и для эффективного противостояния коррупции на национальном уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Ведерникова О.Н. О работе Экспертного совета для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений международных конвенций о борьбе с коррупцией и зарубежный опыт конфискации имущества. Совершенствование борьбы с организованной преступностью, коррупцией и экстремизмом / под ред. А.И. Долговой. — М. : Российская криминологическая ассоциация, 2008. — 320 с.

3. Капитонова Е.А. Современный терроризм / Е.А. Капитонова, Г.Б. Романовский. — М. : Юрлитинформ, 2015. — 216 с.

4. Коновалов В.А. Имплементация норм международного права в сфере противодействия коррупции в законодательную базу Российской Федерации/ В.А. Коновалов // Современное право. — 2015. — № 6. — С. 132-136.

5. Морозов А.Н. Международно-правовые и внутригосударственные аспекты присоединения России к Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию / А.Н. Морозов // Журнал российского права. — 2014. — № 3. — С. 87-95.

6. Романовский Г.Б. Контроль над расходами чиновников / Г.Б. Романовский // Гражданин и право. — 2013. — № 4. — С. 3-10.

7. Романовский Г.Б. Рецензия на научную монографию: И.В. Левакина и Ж.А. Шишовой «Противодействие коррупции: развитие законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации» / Г.Б. Романовский // Гражданин и право. — 2012. — № 11. — С. 92-95.

3. Kapitonova E.A., Romanovskii G.B. Sovremennyi terrorizm . Moscow, Iurlitinform Publ., 2015, 216 p.

6. Romanovskii G.B. Cost control of officials. Grazhdanin i pravo = Citizen ans law, 2013, no. 4, pp. 3-10.

8. Romanovskii G.B., Romanovskaia O.V. Pravookhranitel’nye organy . Moscow, RIOR Publ., 2009, 309 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Виноградов ¿Александр Владимирович — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: vinogradov@gmail.com.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Международно-правовое сотрудничество государств по борьбе с коррупцией»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В связи с тем, что коррупция на сегодняшний день приобрела транснациональный характер, односторонних усилий, принимаемых государствами для борьбы с данным явлением, явно недостаточно. Об этом свидетельствуют растущий уровень преступности в различных сферах деятельности должностных лиц и появление ее новых форм. Коррупционные преступления угрожают нормальному экономическому, социальному, правовому, политическому развитию общества и все чаще выходят за пределы одного государства. По этой причине внимание международного сообщества в значительной степени сосредоточено на борьбе с коррупцией как проблемой, носящей не только внутригосударственный, но и международный характер.

Соответственно, особое значение приобретают разработка и внедрение эффективных международно-правовых механизмов, направленных на борьбу с коррупцией. Наличие сбалансированной правовой основы сотрудничества государств, объединенных единой целью противодействия этому явлению, позволило бы эффективно осуществлять взаимодействие государств по борьбе с коррупцией и решать конкретные практические задачи.

Исходя из специфики коррупционных преступлений, их латентного характера, связи с другими формами преступности для борьбы с такими преступлениями необходимо объединить усилия государств, создать действенную правовую базу. С этой целью в последние десятилетия была сформирована система международного сотрудничества государств по борьбе с коррупцией, представляющая собой комплексный механизм взаимодействия государств на универсальном, региональном, субрегиональном и двустороннем уровнях. К настоящему времени принято 8 конвенций по борьбе с коррупцией, 2 из них являются универсальными, и 6 — региональными. Таким образом, для борьбы с коррупцией создана обширная правовая база, ни одно преступление международного характера не имеет подобной. Это

свидетельствует о том значении, которое государства придают борьбе с коррупцией, и в особенности международной координации усилий в борьбе с коррупцией, а также о сложности самого этого явления. Государства осуществляют антикоррупционное сотрудничество в рамках международных организаций, в том числе специально созданных с данной целью, и активно взаимодействуют по уголовно-процессуальным вопросам, включая выдачу, передачу осужденных лиц, оказание правовой помощи, совместные расследования и др. Особое место занимает сотрудничество по вопросам конфискации имущества и доходов, полученных преступным путем.

Противодействие коррупции в последнее время является предметом особого внимания и со стороны нашего государства. К настоящему времени Россия подписала и ратифицировала обе универсальные конвенции -Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. Кроме того, Россия участвует в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.

Это требует приведения национального законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами. В нашем государстве принимаются необходимые меры, частично внесены поправки в действующее законодательство, однако ряд вопросов еще остается не урегулированным. В связи с этим актуальным представляется подробный анализ положений антикоррупционных конвенций во взаимосвязи с действующим отечественным законодательством.

Особое значение приобретает анализ самого понятия коррупции, содержащегося в международных документах, поскольку для создания правового механизма по борьбе с этим явлением необходимо единообразное понимание содержания коррупции. В первую очередь, практическое значение

приобретают анализ содержания коррупции и установление ее основных признаков.

Актуальным для нашего государства является рассмотрение целесообразности подписания Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. К этому документу Россия пока не присоединилась, однако согласно Национальному плану противодействия коррупции на 2012-2013 гг., утвержденному Указом Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297, рассмотрение перспектив участия в этой Конвенции является одной из приоритетных задач нашего государства. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию предусматривает эффективные гражданско-правовые механизмы защиты прав и интересов лиц, непосредственно пострадавших от коррупции, путем получения компенсации за ущерб, в том числе материальный.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования.

В самое последнее время (2012-2013 гг.) в отечественной юридической литературе стало появляться значительное количество работ, в том числе комплексных, направленных как на разработку отдельных проблем борьбы с коррупцией, так и на осмысление ее как сложной междисциплинарной

проблемы. Здесь следует отметить работы В.Д. Зорькина, М.Ф. Мусаеляна, C.B. Степашина, Т.Я. Хабриевой, A.M. Цирина и др.

Между тем в правовой доктрине не исследован вопрос о специфике борьбы с коррупцией на межгосударственном уровне, формах взаимодействия государств в данном вопросе и формировании к настоящему моменту системы международно-правового сотрудничества государств по борьбе с коррупцией. В этом плане существенное значение имеют согласование государствами конвенционного определения понятия коррупции, выявление его содержания и признаков. В отечественной международно-правовой литературе такие аспекты борьбы с коррупцией исследовались либо попутно, либо частично и монографического анализа не получили.

Актуальным остается комплексный научный анализ положений конвенций по борьбе с коррупцией во взаимосвязи с действующим российским законодательством. Не исследованными с теоретической и практической точек зрения являются некоторые международно-правовые документы в области борьбы с коррупцией на предмет возможности имплементации их положений в российское законодательство.

Цель исследования: анализ системы международно-правового сотрудничества государств в области борьбы с коррупцией, исследование особенностей взаимодействия государств по борьбе с коррупцией, рассмотрение правовых проблем участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по борьбе с коррупцией.

Основные задачи исследования:

— установление взаимосвязи правовых и институциональных основ системы международного сотрудничества государств по борьбе с коррупцией;

— выявление особенностей системы международного сотрудничества государств по борьбе с коррупцией;

— выявление специфики форм международного антикоррупционного сотрудничества государств;

— определение содержания понятия коррупции в международном праве и особенностей правовой регламентации борьбы с ней;

— анализ взаимосвязи основных международно-правовых документов универсального и регионального характера в области противодействия коррупции;

— определение круга международных обязательств России в связи с участием в международном сотрудничестве по борьбе с коррупцией;

— анализ соответствия законодательства РФ принятым международным обязательствам по борьбе с коррупцией;

— разработка практических предложений по совершенствованию действующего законодательства в связи с перспективой принятия Россией новых обязательств, вытекающих из международных конвенций.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при сотрудничестве государств в сфере борьбы с коррупцией.

Предмет исследования: система международно-правового регулирования борьбы с коррупцией, правовых и институциональных основ ее функционирования, исследование особенностей антикоррупционного взаимодействия государств, выявление специфики международно-правового понятия коррупции, а также анализ российского законодательства с точки зрения имплементации международных антикоррупционных норм.

Практическую основу исследования составили международные соглашения по борьбе с преступностью, в том числе специальные соглашения

по борьбе с коррупцией ООН, Совета Европы, Европейского союза, ОЭСР, Организации американских государств, Африканского союза, иные международные договоры и протоколы к ним, содержащие положения, применимые в сфере борьбы с коррупцией, документы международных организаций, действующее российское законодательство.

Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы: логического анализа и синтеза, системный, формально-юридический, метод сравнительного правоведения.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые международно-правовое сотрудничество государств по борьбе с коррупцией исследуется как сформировавшаяся система, имеющая свои конвенционный и институциональный механизмы. Автор обосновывает и доказывает наличие такой системы. Новым для отечественной науки являются анализ элементов этой системы и выявление специфики форм международного сотрудничества в борьбе с коррупцией.

В работе впервые проводится комплексный анализ международно-правового сотрудничества государств в области борьбы с коррупцией. Нормативная и институциональная основы такого сотрудничества исследуются в их взаимосвязи и взаимодействии. Автор доказывает, что реализация конвенционных положений напрямую зависит от развития институциональной базы, и, в свою очередь, эффективное функционирование институциональной основы возможно только при детальной разработке нормативно-правовой базы.

В рамках исследования автором рассмотрены основные соглашения универсального и регионального характера по борьбе с коррупцией и их действие во взаимосвязи, установлены и проанализированы основные тенденции в развитии института международно-правового регулирования борьбы с коррупцией.

Новым является исследование конвенционного закрепления понятия коррупции на основе анализа действующих международных соглашений,

определение его содержания и характерных признаков. Впервые осуществлен сравнительный анализ признаков коррупции из различных международных документов, соотнесены подходы к определению коррупции и форм ее проявления.

Автор выявляет круг основных особенностей содержания международно-правового понятия коррупции. В работе впервые дана оценка критериям международно-правового понятия коррупции, а также выявлена тенденция к сближению (унификации и гармонизации) национального законодательства в вопросах криминализации коррупционных деяний.

Существенной новизной обладают проведенный автором анализ коррупции как проблемы, носящей трансграничный характер, и определение в связи с этим специфических признаков международной коррупции. Автор впервые исследует возможность использования существующих антикоррупционных соглашений для борьбы с трансграничной коррупцией и соотносит их в этом плане с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности.

Одним из основополагающих для автора стал вопрос о соответствии законодательства РФ принятым Россией международным обязательствам в области борьбы с коррупцией, что позволило сформулировать в диссертационном исследовании конкретные предложения по совершенствованию действующего российского законодательства в данной сфере.

Предпринятый в диссертации анализ положений Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и детальное соотнесение ее с российским законодательством позволили сделать вывод об отсутствии препятствий к участию России в этой Конвенции.

Положения, выносимые на защиту:

1. К настоящему моменту сформировалась система международно-правового сотрудничества государств по борьбе с коррупцией, представляющая собой комплексный механизм взаимодействия государств на

универсальном, региональном, субрегиональном и двустороннем уровнях. О формировании такой системы свидетельствуют наличие самостоятельных конвенционного и институционального механизмов противодействия коррупции, их взаимосвязанное и взаимообусловленное использование, а также комплексное применение специфических форм сотрудничества по предупреждению и борьбе с коррупцией.

2. Международное сотрудничество по борьбе с коррупцией регламентировано значительным числом конвенций, касающихся разнообразных аспектов борьбы с коррупцией, с различным составом государств-участников. Это существенно отличает борьбу с коррупцией от взаимодействия государств в борьбе с другими видами преступлений международного характера, в отношении которых, как правило, заключается международный договор общего характера. Причин формирования столь обширной правовой базы по противодействию коррупции несколько: это предопределено, во-первых, многоплановостью самого явления коррупции, многообразием его проявлений; во-вторых, сложностью согласовать единые подходы для государств, относящихся к различным правовым системам; в-третьих, постепенным расширением круга обязательств, принимаемых на себя государствами. Кроме того, следует учитывать, что государства широко используют в борьбе с коррупцией опыт, накопленный ранее в борьбе с другими видами преступлений международного характера.

3. Международное сотрудничество государств по борьбе с коррупцией может интерпретироваться в широком и узком смыслах. В широком смысле международное сотрудничество по борьбе с коррупцией охватывает разработку и принятие антикоррупционных конвенций; создание специальных международных механизмов по противодействию коррупции; правовое, техническое и информационное взаимодействие государств и международных организаций; создание механизмов контроля за предупреждением коррупции и другие направления. В узком смысле международное сотрудничество связано со взаимодействием государств по

вопросам выдачи подозреваемых, передачи осужденных лиц, с принятием мер по возвращению активов, включая выявление, арест и изъятие имущества и доходов от преступлений, с сотрудничеством между правоохранительными органами, проведением совместных расследований и иными уголовно-процессуальными действиями.

4. В настоящее время существует тенденция к сближению (унификации и гармонизации) национального законодательства государств в борьбе с коррупцией. На это указывает установление единого конвенционного перечня деяний, признаваемых преступлениями, а также приведение государствами национального законодательства в соответствие с нормами антикоррупционных конвенций. Кроме того, о данной тенденции свидетельствуют постоянное увеличение числа участников антикоррупционных конвенций и, как следствие, расширение действия единого и гармонизированного режимов борьбы с коррупцией.

5. Взаимодействие государств по вопросам оказания правовой помощи и выдачи преступников осуществляется, как правило, на основании специально заключенных соглашений. В отличие от этого, сотрудничество государств по борьбе с коррупцией в вопросах выдачи или оказания правовой помощи может осуществляться на основе прямого применения положений антикоррупционных конвенций, что напрямую в них регламентировано.

6. Коррупция как специфический вид преступления международного характера потребовала от государств поиска специальных механизмов взаимодействия в борьбе с ней. К их числу относятся, например: взаимодействие с целью предупреждения и выявления переводов доходов от коррупционных преступлений, включая контроль, осуществляемый финансовыми учреждениями; конфискация орудий совершения преступлений и доходов от преступлений; передача компетентным органам без предварительной просьбы информации, способствующей завершению расследования и осуществлению уголовного преследования; применение специальных методов расследования и др. Однако, как подтверждает

проведенное исследование, латентный характер коррупционных деяний, появление более изощренных способов их совершения, использование трансграничных возможностей для совершения деяний и сокрытия их следов и т. п. вполне очевидно потребуют от государств в дальнейшем внедрения новых форм и средств взаимодействия с целью обнаружения и пресечения коррупционных преступлений.

7. Несмотря на предпринимаемые государствами усилия, согласованного определения понятия «коррупция» на международно-правовом уровне на сегодняшний день не установлено. Понятие коррупции закреплено в нескольких документах регионального характера (в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и в документах Европейского союза), а также в ряде рекомендательных актов. При этом в антикоррупционных конвенциях приведены основные признаки актов коррупции, такие как специальный субъект; умысел на совершение акта коррупции; возможность квалифицировать в качестве акта коррупции как завершенные, так и неоконченные деяния; предоставление или обещание неправомерного преимущества за совершение коррупционного преступления; совершение акта коррупции, как путем активных действий, так и путем пассивного поведения. В настоящее время отсутствие единого определения представляется оправданным, а подход, согласно которому коррупция определяется через ряд признаков, — целесообразным, поскольку он наиболее полно охватывает возможные сферы существования коррупции и корреспондирует различиям в национальных правовых системах.

8. В антикоррупционных конвенциях, за исключением некоторых региональных документов, под коррупцией понимаются конкретные составы преступлений. Такой перечень зачастую является открытым и предполагает, что государства-участники имеют возможность признать уголовно наказуемыми и другие формы коррупции, не упомянутые в конвенциях. Это свидетельствует о многоплановости коррупции и стремлении государств охватить все возможные формы ее проявления.

9. В качестве особого вида коррупционных деяний должны рассматриваться транснациональные коррупционные преступления. Пересечение различными составляющими коррупционного деяния государственных границ, связь коррупции с организованной преступностью, перевод доходов от преступлений за границу, попытки преступников скрыться за границей с целью уклонения от ответственности и проч. обусловливают необходимость криминализации подобных действий и разработки особых мер борьбы с ними. В универсальных и региональных конвенциях в составы отдельных деяний включен особый признак — наличие специального субъекта — иностранного публичного должностного лица или международного гражданского служащего, а также предусмотрены специальные составы, такие как подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций. В качестве транснационального деяния коррупция квалифицирована в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Вместе с тем эта Конвенция, как обосновано в работе, не может обеспечить эффективной борьбы с транснациональной коррупцией, и по данному вопросу должен быть заключен специальный международный договор.

10. Российская Федерация является участницей четырех антикоррупционных конвенций, однако законодательство РФ пока не приведено в соответствие со взятыми ею на себя обязательствами, и на сегодня еще остается целый ряд неурегулированных вопросов. Так, понятие коррупции, закрепленное в ФЗ «О противодействии коррупции» № 27Э-ФЗ от 25 декабря 2008 г., а также понятие взяточничества, предусмотренное в ст. 290 УК РФ, должны быть дополнены условием о том, что эти акты могут состоять в предоставлении лицу, их совершающему, выгод неимущественного характера. Отдельной криминализации требуют хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом. Такая криминализация должна быть осуществлена путем введения самостоятельного состава в УК РФ. Согласно международным

обязательствам РФ криминализации в УК РФ подлежит обещание и предложение взятки или любого иного неправомерного преимущества.

11. На основе проведенного исследования автор обосновывает, что в настоящее время не существует препятствий для присоединения России к Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Участие России в данной Конвенции позволит внедрить дополнительные механизмы правовой защиты лиц, пострадавших в результате актов коррупции. В случае присоединения России к данной Конвенции необходимо законодательно закрепить право на возмещение убытков в результате актов коррупции и установить специальный увеличенный срок исковой давности по таким требованиям. И то, и другое возможно осуществить путем внесения дополнений в ФЗ «О противодействии коррупции» № 273-Ф3. Также целесообразно дополнить ст. 1069 ГК РФ самостоятельным основанием возмещения вреда — совершением публичными должностными лицами актов коррупции, в случае если по данному делу имеется вступивший в законную силу приговор суда. Помимо этого, автор предлагает рассмотреть возможность внесудебного порядка предоставления компенсации лицам, понесшим ущерб в результате акта коррупции. В таком случае потребуется принятие федерального закона с указанием сроков, порядка и условий предоставления компенсации.

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в возможности использования основных ее положений при разработке теоретических проблем международного права, при дальнейших исследованиях системы международного сотрудничества государств, включая взаимодействие по борьбе с коррупцией, а также при формировании в России системы противодействия коррупции. В целом исследование проблем сотрудничества государств по борьбе с коррупцией является самостоятельным научным направлением, имеющим особую актуальность в современном мире.

Основные положения настоящего исследования могут быть использованы при осуществлении правотворческой деятельности по совершенствованию

отечественного уголовного и гражданского законодательства, при осуществлении государственными органами правоприменительной деятельности, при преподавании основных учебных дисциплин и спецкурсов как по международному, так и по уголовному праву. Результаты исследования могут быть использованы при написании монографий, научных статей, учебников и учебных пособий по международному праву.

Апробация результатов исследования: диссертация прошла обсуждение на кафедре международного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Основные положения диссертации, аргументы и выводы излагались автором на Общественном Форуме «Коррупция и будущее России. Различные подходы к методам борьбы с коррупцией» (9 декабря 2008 г., Санкт-Петербург, Мариинский дворец).

По теме диссертации автором опубликованы четыре научные статьи.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, и списка использованных источников.

УДК 343

Б01: 10.21685/2072-3016-2017-3-3

А. В. Агутин, Г. В. Синцов

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ЦЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Аннотация.

Актуальность и цели. Противодействие коррупции с использованием полномочий прокурора в сфере уголовного судопроизводства является одной из составляющих международного сотрудничества в деле борьбы с коррупцией. Возникает вопрос: что следует понимать под международным сотрудничеством по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства? В настоящее время ответа на данный вопрос не имеется.

Материалы и методы. В статье проведен анализ научной литературы по теме исследования.

Результаты. Международное сотрудничество по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства осуществляется не ради удовлетворения праздного любопытства, а имеет конкретную цель — противодействие коррупции1. На уровне целого цель международного сотрудничества в рассматриваемой сфере определена в ст. 4 Закона о противодействии коррупции от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Она так и называется «Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции». В этой норме определено: «Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях: 1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям; 2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения; 3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз; 4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции; 5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией»2.

Выводы. Цель международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции и цель международного сотрудничества

1 На современном этапе указанная цель имеет особую актуальность. Избирательность правосудия, круговая порука и уход от ответственности высокопоставленных коррупционеров, отсутствие действенной системы неизбежности и неотвратимости наказания усиливают в обществе сомнения в способности государства защитить законопослушных граждан, развращают, с одной стороны, массовое сознание вседозволенностью, а с другой — порождают такое явление, как самосуд. См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год. — URL: http://ombudsmanrf.org/content/doclad2015 (дата обращения: 30.05.2016).

по противодействию коррупции с использованием полномочий прокурора в сфере уголовного судопроизводства соотносятся как целое к части. Подобное соотношение позволяет нам говорить о том, что свойства целого имманентны и части. Отсюда нетрудно сделать нижеследующий вывод. Целью международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием полномочий прокурора в сфере уголовного судопроизводства является: 1) установление лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям; 2) выявление имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения; 3) предоставление в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз; 4) обмен информацией по вопросам противодействия коррупции; 5) координация деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: понятие, цель, международное сотрудничество, противодействие, коррупция, полномочия, прокурор, уголовное судопроизводство.

A. V. Agutin, G. V. Sintsov

Materials and methods. The article analyzes scientific literature on the subject matter.

4) to exchange information on the issues of counteraction against corruption;

5) to coordinate activities in corruption prevention and struggle».

Противодействие коррупции с использованием полномочий прокурора в сфере уголовного судопроизводства является одной из составляющих международного сотрудничества в деле борьбы с коррупцией. В преамбуле Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции сказано: «…учитывая, что предупреждение и искоренение коррупции — это обязанность всех государств и что для обеспечения эффективности своих усилий в данной области они должны сотрудничать друг с другом при поддержке и участии отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин» . Возникает вопрос: а что следует понимать под международным сотрудничеством по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства? В настоящее время ответа на данный вопрос не имеется. Как в юридической науке, так и практике прокурорской деятельности не разработано и, как следствие, не сформулирована дефиниция (понятие) международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства. Отсутствие в юридической науке и практике понятия международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий дает нам основание восполнить имеющийся пробел.

Разработку признаков понятия международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства начнем с вычленения (выделения) соответствующих системообразующих признаков. По нашему глубокому убеждению, к системообразующим признакам понятия международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства следует отнести: 1) международное сотрудничество по противодействию коррупции (борьбе с коррупцией); 2) использование прокурорских полномочий; 3) сфера уголовного судопроизводства.

В представленном виде системообразующие признаки понятия международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства являются свернутыми. Их развертывание мы осуществим посредством конкретизации. С учетом сказанного приступим к конкретизации указанного признака для

последующего его развертывания. В эпистолярном виде международное сотрудничество по противодействию коррупции нашло практически тождественное проявление в наименовании ст. 4 Закона о противодействии коррупции, которая называется «Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции». В ч. 1 данной нормы указано: «Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями…». Очевидно, что в изложенном виде трудно понять, что есть международное сотрудничество в области противодействия коррупции. Появившаяся трудность в понимании международного сотрудничества подталкивает нас к мысли обратиться к творческому наследию отечественной юридической науки, которое показывает, что в ней имеется близкое по смыслу определение понятия международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Известный в юридической науке специалист по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства А. Г. Волеводз по этому поводу пишет: «Ныне международное сотрудничество в борьбе с преступностью — это урегулированная нормами международного и внутригосударственного права совместная деятельность субъектов международного права и внутригосударственных правоотношений по обеспечению правовой защиты личности, общества, государства и мирового сообщества от международных и имеющих международный характер преступлений, а также транснациональных преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок» .

Приведенное определение понятие международного сотрудничества в борьбе с преступностью мы изберем в качестве базового определения. В последующих наших размышлениях оно будет нами использоваться для разработки и формулирования авторского определения понятия международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства. Такой подход к разработке искомой авторской дефиниции вполне оправдан. Он обуславливается тем, что, опираясь на творческое наследие наших предшественников, мы обеспечиваем преемственность, с одной стороны, в отечественной юридической науке, а с другой — в практике борьбы с преступностью. Это, во-первых. Во-вторых, при разработке авторской дефиниции международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства опора нашего мышления на базовое определение понятия в анализируемой сфере влечет весьма важное последствие.

Согласование понятийного аппарата в деле международного сотрудничества в деле борьбы с преступностью, включая и ту его часть, которая имеет отношение к противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства, обеспечивает ясность, устойчивость и определенность самого международного сотрудничества в рассматриваемой сфере. Со своей стороны, ясность, устойчивость и определенность международного сотрудничества по противодействию коррупции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства выступают надежным критерием действенности прокурорской деятельности в рассматриваемой области.

Международное сотрудничество по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий является идеальной формой взаимодействия. Именно в смысловом аспекте взаимодействия нашло свое проявление международное сотрудничество в УПК РФ. В частности, раздел ХУШ УПК РФ имеет наименование «Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями». Дух взаимодействия восприняла в себя и гл. 53 УПК РФ. Она имеет наименование «Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями». Сквозь призму взаимодействия понимается международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства и в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 12.03.2009 № 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации» (далее — приказ Генпрокурора от 12.03.2009 № 67). Согласно п. 1.1 названного приказа «взаимодействие с органами, организациями и учреждениями иностранных государств, а также международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации» . Таким образом, основным проявлением международного сотрудничества в борьбе с преступностью является взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.

В настоящей статье мы рассматриваем не в целом международное сотрудничество по борьбе с преступностью как таковое, а международное сотрудничество по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства. При этом основной формой проявления международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий является взаимодействие. Даже можно сказать так: «Международное сотрудничество по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства является конкретизированной формой соответствующего взаимодействия».

В настоящее время Генеральная прокуратура РФ взаимодействует с зарубежными коллегами почти 80 стран. Такое взаимодействие осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности, закрепленного в ст. 453, 457, 460, 462 УПК РФ. Кроме того, Генеральная прокуратура является единственным компетентным органом, который направляет запросы о выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации .

Взаимосвязь и взаимообусловленность международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий с соответствующим взаимодействием дает нам основание вести речь

о тождественности их научного инструментария. В свою очередь, словосочетание «использование прокурорских полномочий» во взаимосвязи и взаимообусловленности с рассматриваемым взаимодействием означает деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по реализации полномочий прокурора в сфере уголовного судопроизводства.

Международное сотрудничество по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства содержательно «представляет собой согласованную деятельность субъектов, направленную на достижение общих целей» . В объединении сил и средств органов прокуратуры Российской Федерации с соответствующими компетентными органами, должностными лицами иностранных государств и международными организациями заключается «амплитудная сила их совместных усилий» .

Международное сотрудничество органов прокуратуры Российской Федерации с органами, учреждениями и организациями иностранных государств, а также международными органами и организациями по противодействию коррупции в сфере уголовного судопроизводства не является абстракцией. Оно является собой одну из форм по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства. Такой подход к пониманию международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий вполне укладывается в канву Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее — Закон о противодействии коррупции от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Так, согласно ч. 2 ст. 1 указанного закона «противодействие коррупции представляет собой деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений» .

Международное сотрудничество по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства является проявлением деятельности федеральных органов государственной власти по противодействию коррупции. В контексте международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства речь должна идти только о группе полномочий органов прокуратуры Российской Федерации, которая непосредственно направлена на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), а также минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных преступлений. В этом смысле международное сотрудничество по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства представляет собой деятельность органов прокуратуры Российской Федерации в пределах их полномочий: во-первых, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследова-

нию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); во-вторых, по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных преступлений.

Международное сотрудничество по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства осуществляется не ради удовлетворения праздного любопытства, а имеет конкретную цель — противодействие коррупции1. На уровне целого цель международного сотрудничества в рассматриваемой сфере определена в ст. 4 Закона о противодействии коррупции от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Она так и называется «Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции». В этой норме определено: «Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях: 1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям; 2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения; 3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз; 4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции; 5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией» .

Цель международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции и цель международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием полномочий прокурора в сфере уголовного судопроизводства соотносятся как целое к части. Подобное соотношение позволяет нам говорить о том, что свойства целого имманентны и части. Отсюда нетрудно сделать нижеследующий вывод. Целью международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием полномочий прокурора в сфере уголовного судопроизводства является: 1) установление лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождение, а также местонахождение других лиц, причастных к коррупционным преступлениям; 2) выявление имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения; 3) предоставление в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз; 4) обмен информацией по вопросам противодействия коррупции; 5) координация деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

1 На современном этапе указанная цель имеет особую актуальность. Избирательность правосудия, круговая порука и уход от ответственности высокопоставленных коррупционеров, отсутствие действенной системы неизбежности и неотвратимости наказания усиливают в обществе сомнения в способности государства защитить законопослушных граждан, развращают, с одной стороны, массовое сознание вседозволенностью, а с другой — порождают такое явление, как самосуд. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год. — URL: http:// ombudsmanrf.org/content/doclad2015 (дата обращения: 30.05.2016).

Библиографический список

5. Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации : Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 12.03.2009 № 67.

1. Byulleten’ mezhdunarodnykh dogovorov . 2006, no. 10, pp. 7-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sobranie zakonodatel’stva RF . 2008, no. 52 (part 1), art. 6228.

Агутин Александр Васильевич доктор юридических наук, профессор, кафедра прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Россия, г. Москва, ул. Азовская, 2, корп. 1)

E-mail: agutin.av@yandex.ru

Синцов Глеб Владимирович доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой частного и публичного права, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: g_sintsov@mail.ru

УДК 343 Агутин, А. В.