Методические рекомендации по применению профстандартов

Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта Общие положения — страница №1/1

Утверждены

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

от « 29» апреля 2013 г. № 170н

Методические рекомендации

по разработке профессионального стандарта

    1. Общие положения

      1. Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (далее — Рекомендации) подготовлены в целях оказания практической помощи объединениям работодателей, работодателям, профессиональным сообществам, саморегулируемым организациям и иным некоммерческим организациям, образовательным организациям профессионального образования и другим заинтересованным организациям (далее — разработчики проектов профессиональных стандартов) в разработке проектов профессиональных стандартов.

      2. В Рекомендациях применяются следующие термины и их определения:

      вид профессиональной деятельности — совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;

      обобщенная трудовая функция — совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;

      трудовая функция (для целей Рекомендаций) — система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;

      трудовое действие — процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

        1. Разработчики проектов профессиональных стандартов:

        организуют проведение анализа:

        российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности;

        состояния и перспектив развития соответствующего вида экономической деятельности, группы занятий, к которым относится профессиональный стандарт;

        тарифно-квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, и квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;

        нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям, соответствующим данному виду профессиональной деятельности;

        направляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство) уведомление о разработке проекта профессионального стандарта по рекомендуемому образцу, предусмотренному приложением № 1 к Рекомендациям, организуют разработку и согласование проекта профессионального стандарта;

        информируют представителей заинтересованных организаций о состоянии разработки и согласования проекта профессионального стандарта с обязательной публикацией хода работ в сети Интернет и на сайте разработчика;

        проводят мониторинг технологий и содержания профессиональной деятельности в целях внесения изменений в профессиональный стандарт;

        представляют в Министерство информацию о ходе разработки проектов профессиональных стандартов.

          1. При наличии нескольких организаций, представивших в Министерство уведомления о разработке профессионального стандарта по одному и тому же виду профессиональной деятельности, им рекомендуется определить ответственную организацию для обеспечения общей координации деятельности разработчиков и выступления в качестве уполномоченного лица.

            1. Рекомендации по содержанию проекта профессионального стандарта

            5. Проект профессионального стандарта разрабатывается в соответствии с макетом профессионального стандарта (далее — Макет), утверждаемым Министерством.

            Пример оформления макета профессионального стандарта приведен в приложении № 2 к Рекомендациям.

            6. Профессиональный стандарт содержит следующие разделы:

            1) раздел I. Общие сведения;

            2) раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);

            3) раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций;

            4) раздел IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта.

            7. При подготовке проекта профессионального стандарта:

            1) наименование профессионального стандарта приводится обобщенное название профессионального стандарта, выраженное существительным в именительном падеже (например, специалист по информационным системам);

            2) регистрационный номер заполняется Министерством при утверждении профессионального стандарта в установленном порядке;

            3) раздел I. «Общие сведения» (далее-раздел I) включает:

            наименование вида профессиональной деятельности, определяемого разработчиком с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ):

            позицию «Код», заполняемую Министерством;

            строку «Основная цель вида профессиональной деятельности», в которой приводится краткое описание вида профессиональной деятельности;

            строку «Группа занятий», в которой указывается наименование одной или нескольких базовых групп (хххх) занятий в соответствии с ОКЗ, соотносимых с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта. При отсутствии информации в графе ставится прочерк;

            строку «Отнесение к видам экономической деятельности», в которой указываются код и наименование одного или нескольких видов (хх.хх.хх), подгрупп (хх.хх.х) или групп (хх.хх) экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности.

            4) раздел II. «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» (далее-раздел II) содержит описание трудовых функций в форме таблицы, в которой указываются:

            в графе «Обобщенные трудовые функции» — код, наименование обобщенной трудовой функции и уровень квалификации.

            Код оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы, а уровень квалификации определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, утверждаемых Министерством (далее — Уровни квалификации);

            в графе «Трудовые функции» — наименования и коды трудовых функций. Код трудовой функции определяется в формате «х/хх.х», где: первый знак — буквенный код обобщенной трудовой функции; два знака через дробь — порядковый номер трудовой функции в перечне трудовых функций соответствующего вида профессиональной деятельности. При этом применяется сквозная нумерация трудовых функций; последний знак через точку — номер уровня квалификации.

            Уровень квалификации для каждой трудовой функции определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в Уровнях квалификации. Если трудовые функции, выделяемые в обобщенной трудовой функции, относятся к нескольким уровням квалификации, то трудовой функции, относящейся к наименьшему уровню квалификации, присваивается номер 01.

            Пример: А/01.6 — код первой трудовой функции, относящейся к 6 уровню квалификации и входящей в состав обобщенной трудовой функции А.

            Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретных трудовых функций. В этом случае разработчик профессионального стандарта может ввести подуровни квалификации, фиксируемые в формате: х.х, где первый знак обозначает уровень квалификации, а второй знак через точку — подуровень квалификации, указываемый от наименьшего к наивысшему. Пример: 6.1 — первый подуровень шестого уровня квалификации;

            5) раздел III. «Характеристика обобщенных трудовых функций» (далее-раздел III) содержит описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав:

            пункт 3.1. включает:

            — наименование и код обобщенной трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы «Обобщенные трудовые функции» раздела II. «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)»;

            — происхождение обобщенной трудовой функции — если обобщенная трудовая функция впервые представлена в профессиональных стандартах, утверждаемых Министерством, делается отметка «х» в позиции «оригинал», если она заимствована из другого профессионального стандарта в позиции «Код оригинала» указывается ее уникальный код, содержащийся в профессиональном стандарте – первоисточнике, в позиции «Регистрационный номер профессионального стандарта» указывается регистрационный номер профессионального стандарта — первоисточника;

            — возможные наименования должностей — примеры наименования должностей работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию;

            — требования к образованию и обучению — требования к уровню общего и (или) профессионального образования, направленности основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения. При отсутствии требований в соответствующей позиции ставится прочерк;

            — требования к опыту практической работы — характер и продолжительность такого опыта. При отсутствии таких требований в соответствующей позиции ставится прочерк;

            — особые условия допуска к работе — требования к половозрастным характеристикам работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию, наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы, а также ссылки на документы, содержащие эти требования. При отсутствии требований ставится в соответствующей позиции ставится прочерк;

            — дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций, содержащие:

            код базовой группы (хххх) и ее наименование в соответствии с ОКЗ. При отсутствии информации ставится прочерк;

            наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и ЕТКС. При отсутствии информации ставится прочерк;

            код и наименование одной или нескольких специальностей/профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции. При отсутствии информации ставится прочерк;

            пункт 3.1.1. включает:

            — наименование и код трудовой функции, а также уровень (подуровень) квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы «Трудовые функции» Раздела II. «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)»;

            — происхождение трудовой функции. Если трудовая функция впервые представлена в профессиональных стандартах, утверждаемых Министерством, делается отметка «х» в позиции «оригинал». Если трудовая функция заимствована из другого профессионального стандарта в позиции «Код оригинала» указывается ее код, содержащийся в профессиональном стандарте — первоисточнике, в позиции «Регистрационный номер профессионального стандарта» указывается регистрационный номер профессионального стандарта – первоисточника;

            — позицию «Трудовые действия» — перечень основных трудовых действий, обеспечивающих выполнение трудовой функции;

            — позицию «Необходимые умения» и «Необходимые знания» — умения и знания, обеспечивающие выполнение всех трудовых действий;

            — позицию «Другие характеристики», в которой указывается наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые по решению разработчика характеристики трудовой функции, например, специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности.

            В пунктах 3.1. — 3.1.1. Макета, последовательно описываются все обобщенные трудовые функции, составляющие вид профессиональной деятельности.

            6) раздел IV. «Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта» (далее — раздел IV) содержит информацию об ответственной организации и организациях — разработчиках профессионального стандарта.

              1. Рекомендации по оформлению профессионального стандарта

              7. Профессиональный стандарт оформляется 12 кеглем шрифта «Times New Roman» черного цвета.

              8. Наименование профессионального стандарта, названия его разделов и подразделов выполняются жирным выделением: для наименования профессионального стандарта и названия разделов — 14 кеглем, для названия подразделов — 12 кеглем шрифта.

              9. Разделы профессионального стандарта нумеруются римскими цифрами, подразделы, пункты и подпункты — арабскими цифрами с точками.

              10. Разделы профессионального стандарта, подразделы и пункты внутри раздела отделяются одним межстрочным интервалом.

              11. Номера страниц профессионального стандарта ставятся вверху по центру листа.

              12. Профессиональный стандарт печатается на белой бумаге формата А4, разделы I, III и IV — в «книжной ориентации» с соблюдением размеров полей листа: правое — 10 мм; левое, верхнее и нижнее — 20 мм; раздел II — в «альбомной ориентации» с соблюдением размеров полей листа: левое, верхнее и правое — 20 мм, нижнее — 10 мм.

                1. Профессионально-общественное обсуждение проекта профессионального стандарта и его представление в Министерство

                13. Разработчик проекта профессионального стандарта организует обсуждение проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями (работодателями и их объединениями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями, профессиональными союзами и их объединениями, федеральными и региональными органами исполнительной власти и другими организациями).

                14. Обсуждение проекта профессионального стандарта может проводиться путем:

                размещения проекта профессионального стандарта на сайте разработчика проекта профессионального стандарта и сайтах участников его разработки;

                организации специальных форумов в сети Интернет;

                проведения конференций, круглых столов, семинаров и других публичных мероприятий;

                размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в средствах массовой информации.

                15. Разработчик профессионального стандарта осуществляет сбор, обобщение и анализ замечаний и предложений по проекту профессионального стандарта и вносит в него необходимые изменения.

                Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

                Разработчик профессионального стандарта представляет на бумажном (в трех экземплярах) и электронном носителях в Министерство комплект документов, включающий проект профессионального стандарта и пояснительную записку к нему (в соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.
                17. Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта включает:

                1) раздел 1 «Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций», содержащий:

                информацию о перспективах развития вида профессиональной деятельности;

                описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации;

                описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации.

                2) раздел 2  «Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта», содержащий:

                информацию об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении № 1 к пояснительной записке в следующей форме:

                «Приложение №

                к пояснительной записке
                Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта

                № п/п Организация Должность уполномоченного лица ФИО уполномоченного лица Подпись уполномоченного лица
                Разработка проекта профессионального стандарта

                Согласование проекта профессионального стандарта

                »;

                описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов;

                общие сведения о нормативных правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта (приводится список нормативных правовых документов с указанием их реквизитов, конкретных статей и пунктов). При отсутствии таких документов делается запись: «Нормативные правовые документы, регулирующие вид профессиональной деятельности (обобщенную трудовую функцию), отсутствуют».

                3) раздел 3 «Обсуждение проекта профессионального стандарта», в котором приводится информация о порядке обсуждения, указывается количество задействованных в разработке профессионального стандарта организаций и экспертов, приводятся обобщенные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта:

                сводные данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении № 2 к пояснительной записке или по следующей форме.

                Таблица приложения № 2. Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта

                Мероприятие Дата

                проведения

                Организации

                Участники
                Должность ФИО

                Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приводятся в таблице приложения № 3 к пояснительной записке.

                Таблица приложения № 3. Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта.

                п/п

                ФИО

                эксперта

                Организация, должность Замечание, предложение Принято, отклонено,

                частично принято (с обоснованием принятия или отклонения)

                4) раздел 4 «Согласование проекта профессионального стандарта» — формируется при наличии в проекте профессионального стандарта трудовых функций, особо регулируемых законодательством. В этом случае указывается нормативные основания для проведения согласования. Сведения об органах и организациях, согласовавших проект профессионального стандарта, приводятся в приложении № 1 к пояснительной записке.

                18. К пояснительной записке может прикладываться иная, значимая, по мнению разработчика проекта профессионального стандарта, информация.

                19. Пояснительная записка подписывается полномочным представителем разработчика проекта профессионального стандарта с указанием его должности, наименования организации и даты подписания. Подпись заверяется печатью организации.

                Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов

                Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов

                В соответствии с пунктом 2 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 487-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 14, ст. 1682), п р и к а з ы в а ю:

                1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов.

                1. Установить, что методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов, утвержденные настоящим приказом, вступают в силу с 1 июня 2015 года.

                Министр М. Топилин

                Утверждены

                приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

                от « » 2014 г. №

                Методические рекомендации

                по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов

                  1. Общие положения

                  1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с пунктом 2 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 487-р.

                  2. Методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов (далее — Рекомендации) предназначены для оказания практической помощи разработчикам проектов профессиональных стандартов (далее – разработчики) при разработке проектов профессиональных стандартов.

                  3. В Рекомендациях применяются следующие термины и их определения:

                  заинтересованные организации – работодатели и их объединения, саморегулируемые организации, профессиональные союзы и их объединения, профессиональные сообщества, федеральные и региональные органы исполнительной власти, образовательные и другие организации, заинтересованные в разработке и применении профессиональных стандартов;

                  профессиональное сообщество – добровольное профессиональное объединение юридических лиц в соответствующей сфере деятельности в целях поиска новых, более эффективных подходов к решению задач профессиональной деятельности, в том числе по развитию квалификаций, разработке профессиональных стандартов и оценке квалификаций;

                  профессионально-общественное обсуждение проекта профессионального стандарта (далее – обсуждение) – этап разработки проекта профессионального стандарта, организованный с привлечением заинтересованных организаций с целью формирования содержания профессионального стандарта, отвечающего требованиям рынка труда;

                  совет по профессиональным квалификациям (далее – Совет) — орган, целью деятельности которого является формирование и поддержка функционирования системы квалификаций в конкретных областях профессиональной деятельности, в установленном порядке наделенный полномочиями Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, образованным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249;

                  специалист – лицо, обладающее специальными знаниями и навыками в конкретном виде профессиональной деятельности;

                  экспертиза проекта профессионального стандарта – оценка содержания, технологии разработки и возможности использования проекта профессионального стандарта.

                  II. Организация профессионально-общественного обсуждения проекта

                  профессионального стандарта

                  1. Разработчик организует обсуждение проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями с целью конкретизации содержания трудовых функций и уровней квалификации.

                  В этих целях разработчик формирует список организаций, привлекаемых к обсуждению проекта профессионального стандарта, с использованием статистических и иных данных о количестве, территориальной распределенности и формах собственности организаций, в которых заняты работники конкретного вида профессиональной деятельности.

                  1. К обсуждению проекта профессионального стандарта могут быть привлечены организации, относящиеся к различным формам собственности и профиля деятельности; крупные, средние и малые организации, расположенные в различных субъектах Российской Федерации, а также соответствующие данному виду профессиональной деятельности Совет (при наличии) и другие заинтересованные организации.

                  2. В пояснительной записке к проекту профессионального стандарта (далее — Пояснительная записка), разрабатываемой в соответствии с приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» (далее – Методические рекомендации), разработчик указывает общие данные об участии организаций в обсуждении проекта профессионального стандарта и приводит сведения об этих организациях по форме таблицы согласно приложению №1.

                  3. Обсуждение проекта профессионального стандарта может проводиться по выбору разработчика путем:

                  размещения на сайте в сети Интернет (далее – сайт) разработчика материалов и различных версий проекта профессионального стандарта на срок не менее 15 дней, а также на сайтах участников его разработки и сайте соответствующего Совета (при наличии);

                  организации специальных форумов в сети Интернет;

                  проведения опроса специалистов;

                  проведения публичных мероприятий: конференций (включая интернет-конференции), круглых столов, семинаров и других мероприятий;

                  размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в средствах массовой информации (далее – СМИ);

                  публикации статей в специальных (отраслевых) изданиях, а также иными способами.

                  Разработчик представляет проект профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство) для размещения и организации обсуждения на специализированном сайте Министерства «Профессиональные стандарты» () (далее – сайт «Профессиональные стандарты») не позднее 15 дней до даты внесения проекта профессионального стандарта в Министерство в соответствии с порядком, определенным Методическими рекомендациями.

                  1. В Пояснительной записке разработчик приводит статистические и фактические данные о проведенных мероприятиях (примерная форма представления данных приведена в приложение № 2).

                  2. Дополнительно в составе Пояснительной записки разработчик может представить документы, подтверждающие поддержку проекта профессионального стандарта общероссийскими, межотраслевыми и отраслевыми объединениями работодателей, ведущими профессиональными сообществами и профессиональными союзами общероссийского уровня, а также заключение соответствующего Совета (при наличии).

                  3. Информация о ходе обсуждения, планируемых мероприятиях и вносимых изменениях в проект профессионального стандарта, размещается разработчиком на своем сайте, а также на специальной странице сайта «Профессиональные стандарты», создаваемой для обсуждения проекта профессионального стандарта.

                  1. Организация экспертизы проекта профессионального стандарта

                  1. Разработчик организует экспертизу проекта профессионального стандарта, как правило, с привлечением специалистов, имеющих опыт работы в конкретном виде профессиональной деятельности не менее пяти лет, а также специалистов в области управления персоналом, профессионального образования и сертификации квалификаций.

                  2. К экспертизе также могут привлекаться эксперты и победители международного конкурса WorldSkills, а также эксперты, информация о которых размещена на сайте «Профессиональные стандарты».

                  Состав экспертов, привлекаемых к экспертизе проекта профессионального стандарта, может определяться соответствующим Советом (при наличии).

                  1. Экспертиза проекта профессионального стандарта проводится по показателям:

                  • наличие аналогичных по содержанию и уже действующих профессиональных стандартов;

                  • полнота выборки организаций, привлеченных к разработке и обсуждению профессионального стандарта;

                  • обоснованность выделения конкретных обобщенных трудовых функций в профессиональном стандарте;

                  • обоснованность отнесения выделенных обобщенных трудовых функций и трудовых функций к конкретным уровням квалификации;

                  • полнота и обоснованностьё выделения конкретных трудовых функций в составе обобщенных трудовых функций;

                  • соответствие и достаточность выделенных составов необходимых умений и знаний содержанию трудовых функций для обеспечения их эффективного выполнения;

                  • обоснованность требований к уровню образования и практическому опыту специалистов;

                  • корректность отнесения вида профессиональной деятельности и отдельных обобщенных трудовых функций к группам занятий, профессиям, должностям и специальностям общероссийских классификаторов (ОКЗ, ОКВЭД, ОКПДТР, ОКСО);

                  • соответствие профессионального стандарта нормативной правовой базе в данной области;

                  • наличие необходимых согласований;

                  • возможность использования профессионального стандарта при разработке федерального образовательного стандарта, основной профессиональной образовательной программы, основной программы профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ;

                  • возможность использования профессионального стандарта для решения кадровых задач организации;

                  • возможность использования профессионального стандарта для оценки и сертификации квалификаций.

                  1. Результаты экспертизы с приложением карточек экспертов включаются в Пояснительную записку.

                  Примерные формы экспертных заключений и карточки эксперта приведены в приложениях №3 и №4 к Рекомендациям.

                  IV.

                  Учет результатов профессионально-общественного обсужденияи экспертизыпроекта профессионального стандарта

                  1. Разработчик осуществляет сбор, обобщение и анализ замечаний и предложений, поступивших в результате проведения всех мероприятий по профессионально-общественному обсуждению и экспертизе проекта профессионального стандарта.

                  Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях по форме согласно приложению №5 включаются разработчиком в Пояснительную записку при представлении проекта профессионального стандарта на утверждение в Министерство.

                  Похожие документы:

                  Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.04.2016 № 148н "О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1144н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по анализу и диагностике технологических комплексов термического производства"


                  (51,45 кБ)

                  Регламент взаимодействия участников процесса разработки и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в соответствии с принимаемыми профессиональными стандартами


                  (1 019,25 кБ)

                  ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ЗАНЯТИЙ Russian Classification of Occupations ОК 010-93


                  (196,29 кБ)

                  ОКВЭД — группировка — 80 ОБРАЗОВАНИЕ


                  (98,12 кБ)

                  Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций"


                  (108,16 кБ)

                  Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"


                  (281,44 кБ)

                  Приказ Минтруда России №294 от 4 июля 2013 г. О внесении изменений в приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 мая 2013 г.

                  Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта

                  № 200 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счет средств федерального бюджета


                  (186,66 кБ)

                  Статья-обращение от разработчика профессионального стандарта Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании)


                  (711,37 кБ)

                  Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные Министерством труда и социальной защиты РФ


                  (311,46 кБ)

                  Макет профессионального стандарта, утвержденный Министерством труда и социальной защиты РФ


                  (546,41 кБ)

                  Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ


                  (19,15 МБ)

                  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 ноября 2012 г. N 565 "Об утверждении плана-графика подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах"

                  Нет файлов

                  Справка к постановлению от 22 января 2013 года №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»

                  Нет файлов

                  О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 января 2013 г. №23

                  Нет файлов

                  План разработки профессиональных стандартов на 2012 — 2015 годы РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 ноября 2012 г. N 2204-р

                  Нет файлов

                  Если при определении наименования должностей и при установлении квалификационных требований к своим работникам компания обязана руководствоваться профессиональными стандартами, их следует внедрить и закрепить применение соответствующими документами. Рассмотрим процедуру и последствия введения профстандартов в организации.

                  Порядок внедрения профессиональных стандартов

                  В процедуре внедрения профессиональных стандартов можно выделить пять этапов.

                  Этап 1 — создание рабочей группы. Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.

                  В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.

                  Указанные выше лица изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней с учетом видов деятельности компании и разрабатывают план внедрения профессиональных стандартов.

                  Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом. Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

                  Этап 2 — утверждение плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. В документе указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения профессиональных стандартов.

                  План внедрения профессиональных стандартов может выглядеть следующим образом.

                  План внедрения профессиональных стандартов

                  Этап 3 — реализация установленных в плане мероприятий. На данном этапе исполнители определяют, для каких должностей профстандарты являются обязательными, проверяют соответствие квалификации работников профстандартам и вносят изменения в документы компании.

                  Определение должностей, по которым применяются профстандарты, производится путем сверки должностей, указанных в штатном расписании, с реестром утвержденных профессиональных стандартов, риведенных на сайте Минтруда России. Если выявлены какие-либо расхождения, их необходимо зафиксировать в протоколе заседания рабочей группы.

                  Проверка соответствия квалификации работников профессиональным стандартам проводится путем анализа раздела III профессионального стандарта «Характеристика обобщенных трудовых функций». Также необходимо изучить разделы: «Уровень квалификации», «Требования к образованию» и «Требования к опыту практической работы». Если обнаружены расхождения, их необходимо внести в протокол.

                  Следующим шагом является изменение в должностной инструкции требований к образованию, стажу и наименованиям должностей, по которым профстандарты являются обязательными. Отметим, что если должностная инструкция — неотъемлемая часть трудового договора, то ее изменение возможно только с согласия работника, путем оформления дополнительного соглашения к трудовому договору.

                  Кроме того, необходимо внести записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и личную карточку работника по форме Т-2 (утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

                  Далее вносят изменения в штатное расписание. Сделать это можно двумя способами: утверждением нового документа или изданием приказа о внесении изменений в действующее штатное расписание.

                  Последним шагом на данном этапе является подготовка проекта изменений в локальные нормативные акты компании. Так, если профстандарт является обязательным, то положение об оплате труда должно включать в себя систему оплаты с учетом квалификационных уровней, которые в нем указаны.

                  Пример

                  В компании есть штатная единица «Инженер по охране труда». В профессиональном стандарте, обязательном к применению, указано наименование должности «Специалист в области охраны труда».

                  Рабочая группа перевела работника на должность «Специалист в области охраны труда».

                  При этом были внесены изменения в должностную инструкцию работника (в первую очередь это наименование самой должности и должностные обязанности).

                  Также было составлено дополнительное соглашение к трудовому договору и внесены записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и в раздел III личной карточки работника Т-2.

                  В штатное расписание и локальные нормативные акты внесены следующие изменения:

                  • исключена позиция «Инженер по охране труда»;
                  • добавлена новая позиция «Специалист в области охраны труда».

                  Этап 4 — подведение итогов деятельности рабочей группы. На данном этапе рабочая группа составляет отчет о результатах проведенных мероприятий и представляет его руководителю организации на утверждение.

                  Этап 5 — разработка плана мероприятий по результатам внедрения профессиональных стандартов. Подведя итоги внедрения профессиональных стандартов, рабочая группа должна составить план дальнейших действий.

                  Он может включать в себя:

                  • организацию аттестации, которая необходима для определения квалификационного соответствия сотрудников требованиям профессиональных стандартов;
                  • мероприятия и условия по обучению сотрудников, которое необходимо, когда результаты аттестации показали, что сотрудники не обладают навыками, установленными в профстандарте;
                  • внесение изменений в трудовые договоры или заключение соглашений с работниками о прохождении и условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

                  Документ утверждает руководитель организации.

                  Внедрение профессиональных стандартов: последствия

                  Внедрение профессиональных стандартов может вызвать некоторые сложности. Так, в связи с пересмотром документов, изменением системы оценки сотрудников, разработкой специальных программ обучения может увеличиться объем работы кадровых подразделений.

                  Вероятно возникновение финансовых издержек, связанных с обучением работников. Ведь ситуация, когда у сотрудника есть образование, но он работает не по специальности, сегодня не редкость. При этом для выполнения определенных видов деятельности законодательство обязывает работников пройти профессиональную переподготовку или получить образование. Например, специалисты с медицинским образованием обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. Причем на работодателя ложится прямая обязанность решить вопрос с таким обучением (ст. 196 ТК РФ). Также работодатель обязан обеспечить обучение лиц, которые поступают на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и периодическое обучение по охране труда (ст. 225 ТК РФ).

                  Компании придется отслеживать принятие новых профессиональных стандартов и вовремя внедрять их, чтобы избежать административного наказания. Нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст.

                  Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

                  5.27 КоАП РФ).

                  Повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, а именно (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):

                  • от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет — на должностных лиц;
                  • от 50 000 до 70 000 рублей — на юридических лиц.

                  Контроль за применением профессиональных стандартов и соответствием работников их требованиям будет осуществлять Федеральная служба по труду и занятости и, в частности, Государственная инспекция труда. В ходе проверок инспекторы в первую очередь проверят локальные документы на соответствие наименованиям должностей, а также соответствие уровня образования работников требованиям профстандартов. Для подтверждения уровня знаний и навыков сотрудников инспекторы могу запросить документы о проведенной аттестации или сертификации работников.

                  В заключение отметим, что внедрение профессиональных стандартов позволит работодателям качественнее оценивать своих работников, эффективнее подбирать кадры, а значит, повысить качество труда.

                  Версия для печати  

                  Главная » » Методические материалы » Методические рекомендации по разработке и составлению Планов по внедрению профессиональных стандартов на предприятиях жилищно-коммунального комплекса Новгородской области

                  Методические рекомендации по разработке и составлению Планов по внедрению профессиональных стандартов на предприятиях жилищно-коммунального комплекса Новгородской области

                  Версия для печати

                  б/н от 29.10.2017

                                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

                  Руководитель департамента

                  по жилищно-коммунальному хозяйству

                  и топливно-энергетическому

                  комплексу Новгородской области

                                                                                                                              И.Ю. Николаева

                                                                                                                     «29» октября 2017 год

                  Методические рекомендации

                  по разработке и составлению Планов по внедрению

                  профессиональных стандартов на предприятиях

                  жилищно-коммунального

                  комплекса Новгородской области

                  С 1 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Начнет действовать статья 195.3 Трудового кодекса Российский Федерации, согласно которой профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России для отдельных профессий (должностей), носят обязательный характер для организаций тех отраслей экономики, где законодательством установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения им трудовой функции. Каждый работодатель обязан предъявлять требования к образованию (уровень, специализация) или к опыту работы в строгом соответствии с соответствующей частью утвержденного профессионального стандарта.

                  Таким образом, предприятиям организациям жилищно-коммунального комплекса Новгородской области рекомендуется провести анализ должностных инструкций работников  и скорректировать их с учетом соответствующего профессионального стандарта исходя из конкретных задач на каждом рабочем месте предприятия с соблюдением положений Трудового кодекса Российской Федерации. 

                  Также при проведении контрольных мероприятий Государственной инспекцией труда, лица, нарушившие указанные требования трудового законодательства будут привлечены к административной ответственности. За нарушение порядка применения профессиональных стандартов виновным лицам грозит предупреждение или наложение административного штрафа.

                  Реестр профессиональных стандартов размещается и актуализируется в постоянном режиме на специализированном сайте Минтруда "Профессиональные стандарты"

                  Применение профессиональных стандартов на предприятиях и организациях бюджетной и внебюджетной сфере, а также на предприятиях и организациях, доля государства в уставном капитале которых превышает 50 процентов, регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.2016 года № 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

                   Целью составления Планов внедрения профессиональных стандартов на предприятии является:

                  организация работы по внедрению профессиональных стандартов на предприятии;

                  — перевод работников предприятия на эффективный контракт;

                  — приведение должностных инструкций в соответствие с требованиями утвержденных профессиональных стандартов;

                  — приведение наименование должностей штатного расписания и должностных инструкций работников предприятия в соответствие с требованиями профессиональных стандартов;

                  — определение потребности в профессиональной подготовке (ПП) и/или дополнительного профессионального образования (ДПО) работников на основе анализа квалификационных требований профессиональных стандартов;

                  — разработка и реализация плана подтверждения в ЦОК СПК ЖКХ по Новгородской области работниками предприятия профессиональных квалификаций требованиям профессиональных стандартов в соответствии с занимаемыми должностями по штатному расписанию;

                  — составление сметы затрат на профессиональную подготовку и/или дополнительное профессиональное образование работников, а также на подтверждение (оценке) профессиональной квалификации работников предприятия в ЦОК СПК ЖКХ по Новгородской области на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

                  Внедрение Планов на предприятии начинается с Приказа по созданию рабочей группы (приложение № 1 к Методическим рекомендациям) в котором прописывается состав рабочей группы (приложение № 2 к Методическим рекомендациям) и План внедрения профессиональных стандартов в сфере ЖКХ (приложения № 3 к Методическим рекомендациям).

                  Далее рабочая группа должна определить Перечень списка профессиональных стандартов, подлежащих применению на предприятии на период 2018-2020 годы (приложение № 4 к Методическим рекомендациям) и потребность в профессиональной подготовке и/или дополнительном профессиональном образовании на основе анализа квалификационных требований профессиональных стандартов на период 2018 – 2020 годы (приложение № 5 к Методическим рекомендациям).

                  В случае необходимости рабочей группой корректируется План внедрения профессиональных стандартов ЖКХ в организации.

                  Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов

                  Реализация плана осуществляется в течение трехлетнего периода.   

                  Полная версия документа доступна для скачивания

                  Дата создания материала: 15-01-2018. История изменений