Мдп 1975

ЗАПОЛНЕНИЕ КНИЖКИ МДП
(Источник: Приказ ГТК России от 18.05.1994 № 206)

1. Заполнение обложки книжки МДП

1-я страница.

Графы 1 — 5 заполняются гарантийным объединением, выдавшим книжку МДП.

Примечание. Изменения на первой странице обложки могут вноситься только гарантийным объединением, выдавшим книжку МДП. Исправления должны быть заверены печатью гарантийного объединения.

Графы 6 — 12 заполняются владельцем книжки МДП.

Графа «N»

Должен быть напечатан номер книжки МДП, присваиваемый при ее выдаче.

Графа 1. «Действителен до …»

Указывается дата, до которой книжка МДП может быть предъявлена таможне отправления.

Примечание. Книжка действительна до окончания перевозки товаров, если она предъявлена таможне отправления до даты, указанной в настоящей графе. Если книжка МДП предъявляется таможне отправления после указанной даты, то она не может быть принята для таможенного оформления.

Графа 2. «Выдана»

Указывается наименование объединения, выдавшего книжку МДП.

Графа 3. «Владелец»

Указывается наименование и полный почтовый адрес перевозчика, которому выдана книжка МДП.

Примечание. Перевозку с соблюдением процедуры МДП может осуществлять только перевозчик, указанный в графе 3.

Графа 4. «Подпись организации, выдавшей книжку МДП»

Проставляется подпись должностного лица гарантийного объединения, подпись должна быть заверена печатью гарантийного объединения.

Графа 5. «Подпись секретаря международной ассоциации»

Проставляется подпись секретаря Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ).

Графа 6. «Страна отправления»

Указывается страна, в которой начинается перевозка товаров по процедуре МДП (государство отправления).

Графа 7. «Страна(ы) назначения»

Указывается государство(а), в котором(ых) для всех товаров или для их части заканчивается перевозка по процедуре МДП (государство назначения).

Примечание (графы 6, 7). В соответствии со статьей 18 Конвенции МДП перевозка может осуществляться, когда имеется несколько таможен отправления и назначения. Общее количество таможен отправления и назначения не может превышать четырех. Книжка МДП может быть предъявлена таможне назначения, если все таможни отправления оформили такую книжку.

Графа 8. «Регистрационный номер транспортного средства»

Указывается регистрационный номер транспортного средства, на котором перевозятся транзитные товары.

Графа 9. «Свидетельство о допущении транспортного средства»

Указывается номер и дата, до которой действительно свидетельство о допущении транспортного средства.

Графа 10. «Идентификационный номер контейнера»

Заполняется в том случае, если транзитные товары перевозятся в контейнере. Указывается идентификационный номер контейнера.

Графа 11. «Примечания»

Указываются все сведения, которые гарантийное объединение сочтет необходимым сообщить при выдаче книжки МДП, или сведения, внесенные по требованию таможенного органа.

Графа 12. «Подпись держателя книжки МДП»

Проставляется подпись уполномоченного перевозчика, которому выдана книжка МДП.

Примечание. На странице 2 обложки полиграфическим способом должны быть напечатаны «Правила пользования книжкой МДП» на французском языке.

На странице 3 обложки полиграфическим способом должны быть напечатаны «Правила пользования книжкой МДП» на английском языке.

В правом верхнем углу 4-й страницы обложки расположен отрывной купон с номером книжки МДП, который возвращается владельцу при изъятии книжки МДП с отметками таможенного органа о дате изъятия книжки МДП и наименовании таможенного органа, которым такое изъятие было произведено.

Запись должна быть заверена номерной печатью должностного лица таможенного органа.

Изъятие книжки МДП производится таможенными органами в случае истечения срока действия книжки, представления книжки не ее держателем, неправильного заполнения обложки книжки. Изъятые книжки направляются в УОТК для передачи в АСМАП.

2. Неотрывной лист N 1 / N 2 (желтого цвета)

Заполняется владельцем книжки МДП

Графа 1. «Книжка МДП N …»

Указывается номер книжки МДП, обозначенный на первом листе обложки.

Графа 2. «Таможня(и) отправления»

Указывается наименование(я) таможенного(ых) органа(ов), в котором(ых) начинается перевозка товаров.

Графа 3. «Выдана»

Должно быть напечатано полиграфическим способом наименование международной организации, выдавшей книжку МДП «UNION INTERNATIONALE DES TRANSPORTS ROUTIERS» (МСАТ, Международный союз автомобильного транспорта).

Графа без номера «Для официального пользования»

Указываются все сведения, которые таможня отправления сочтет необходимым сообщить при отправлении товаров.

Графа 4. «Владелец книжки МДП»

Переносятся сведения, указанные в графе 3 первого листа обложки книжки МДП.

Графа 5. «Страны отправления»

Указывается наименование страны, в которой расположена(ы) таможня(и) отправления.

Графа 6. «Страна назначения»

Указывается наименование страны, в которой расположена(ы) таможня(и) назначения.

Графа 7. «Регистрационной номер транспортного средства»

Переносятся сведения, указанные в графе 8 первого листа обложки.

Графа 8. «Прилагаемые документы»

Указываются документы, которые прилагаются к книжке МДП (фотографии, спецификации и т.п.). В этом случае копии указанных документов прикрепляются к каждому листу книжки МДП.

Графа 9. «Грузовое(ые) отделение(я) или контейнер(ы), опознавательные знаки и номера грузовых мест или предметов»

Опознавательные знаки и номера грузовых мест или предметов.

Указываются номера грузовых отделений или контейнеров маркировки грузовых мест отдельно по каждому грузовому отделению или контейнеру.

Графа 10. «Количество и вид грузовых мест, описание товаров»

Указывается количество грузовых мест, вид упаковки, краткое описание товаров отдельно по каждому грузовому отделению или контейнеру.

Графа 11. «Вес брутто»

Указывается вес брутто (с упаковкой) товаров по каждому грузовому отделению или контейнеру.

Примечание (графы 9 — 11). Если книжка МДП выдана на состав транспортных средств или несколько контейнеров, указывается отдельно содержимое каждого транспортного средства или контейнера.

Если маршрут перевозки проходит через несколько таможен отправления или назначения, то сведения о товарах также вносятся отдельно по каждой таможне.

Графа 12. «Общее количество грузовых мест, заявленных в манифесте»

Указывается общее количество грузовых мест, перевозимых транспортным средством и заявленных в манифесте книжки МДП. Отдельно в рубриках 1, 2, 3 указывается количество грузовых мест по каждой таможне назначения.

Графы 13, 14, 15 «Место, дата, подпись держателя книжки МДП»

Проставляется место, дата заполнения книжки МДП и подпись уполномоченного представителя держателя книжки МДП.

Другие графы в неотрывном листе N 1 / N 2 не заполняются.

3. Отрывной лист N 1

Графы 1 — 15 заполняются владельцем книжки МДП в порядке, предусмотренном для заполнения неотрывного листа, сведения, заявленные в этих графах, должны соответствовать сведениям, заявленным в неотрывном листе.

Владелец книжки МДП заполняет все листы, которые будут использованы при перевозке с соблюдением процедуры МДП.

Графы с 16 по 23 и корешок отрывного листа N 1 белого цвета заполняются таможнями отправления и таможнями ввоза государств транзита и назначения.

Графа 16. «Наложенные пломбы или опознавательные знаки (количество, описание)»

Указываются сведения о наложенных таможенных обеспечениях по каждому грузовому отделению или контейнеру.

Графа 17. «Таможня отправления. Дата, подпись, личный штамп должностного лица таможни отправления»

Подпись и личная печать должностного лица таможенного органа, дата заполнения отрывного листа книжки МДП.

Примечание. Графы 16, 17 заполняются таможней отправления во всех листах книжки МДП.

Графа 18. «Свидетельство о принятии груза к таможенному оформлению (таможня листа отправления или промежуточная таможня при выезде)»

Указывается наименование таможни отправления или таможни ввоза товаров в государство транзита или государство назначения.

Графа 19. «Наложенные печати, пломбы или опознавательные знаки, признанные неповрежденными»

Перечеркивается квадрат в этой графе.

Графа не заполняется при оформлении отрывного листа N 1 таможней отправления.

Графа 20. «Продолжительность транзитной перевозки»

Указывается дата доставки товаров до таможни вывоза товаров при транзите или до таможни назначения в государстве назначения.

Графа 21. «Зарегистрировано таможенным органом … под N»

Указывается наименование таможни и номер, под которым зарегистрирована перевозка с использованием книжки МДП.

Графа 22. «Разное (место доставки товаров, таможенный орган, которому должны быть предъявлены товары)»

Указывается наименование таможни, через которую товары вывозятся с территории государства или в которую товары должны быть доставлены. В случае необходимости указывается маршрут следования.

Графа 23. «Подпись и печать должностного лица таможенного органа»

Проставляется дата, подпись и личная печать должностного лица таможенного органа.

4. Корешок N 1

Заполняется таможней отправления.

Графа 1. «Прибытие установлено таможней»

Указывается наименование таможни отправления.

Графа 2. «За N «

Переносятся сведения из графы 21.

Графа 3. «Наложение пломбы или опознавательные знаки»

Вносится запись о таможенных обеспечениях.

Графа 4. «Средства идентификации не повреждены»

Вносится крестик в квадрат, свидетельствующий о том, что таможенные обеспечения не нарушены.

Графа 5. «Разное (установленный маршрут, таможня, где должен быть представлен груз, и т.д.)»

Указывается наименование таможни, куда должны быть доставлены товары. В случае необходимости устанавливается маршрут следования.

Графа 6. «Подпись должностного лица таможенного органа и личная печать»

Проставляется дата, подпись и личная печать должностного лица таможни отправления.

5. Отрывной лист N 2

Графы 24 — 28 заполняются таможней вывоза или таможней назначения.

Графа 24. «Отметка о предъявлении товаров»

Указывается регистрационный номер, под которым зарегистрирована перевозка с использованием книжки МДП в журнале регистрации.

Графа 25. «Средства идентификации не нарушены»

Вносится крестик в квадрат, свидетельствующий о том, что таможенные обеспечения не нарушены.

Графа 26. «Число оформленных грузовых мест»

Указывается количество грузовых мест и товаров, выгруженных под контролем таможенного органа. Если выгрузка не производилась, графа не заполняется.

Графа 27. «Оговорки при оформлении»

Вносятся обнаруженные нарушения правил перевозки товаров в соответствии с пунктом 3.7 Положения.

Графа 28. «Подпись и печать должностного лица таможенных органов»

Проставляются подпись, дата и печать должностного лица таможенного органа.

6. Корешок N 2

Графа 1. «Прибытие установлено таможней»

Указывается наименование таможни вывоза или таможни назначения и органа и регистрационный номер книжки МДП в журнале регистрации.

Графа 2. «Наложенные печати и пломбы или опознавательные знаки признаны неповрежденными»

Вносится крестик в квадрат, свидетельствующий о том, что таможенные обеспечения не нарушены.

Графа 3. «Проведено таможенное оформление грузовых мест или предметов»

Указывается количество товаров или грузовых мест, выгруженных под контролем таможенного органа. Если выгрузка не производилась, графа не заполняется.

Графа 4. «Новые наложенные печати и пломбы»

Вносится запись о таможенных обеспечениях. Если новые таможенные обеспечения не налагались, графа не заполняется.

Графа 5. «Оговорки при оформлении»

Указываются оговорки, сделанные таможенным органом при оформлении книжки МДП (графа 27 отрывного листа N 2).

Примечание. Таможенные органы должны очень ясно излагать суть сделанной оговорки в претензии в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков и проставить знак «R» в графе.

Графа 6. «Подпись, печать должностного лица таможенного органа»

Проставляются подпись, дата и печать должностного лица таможенного органа.

7. Протокол о дорожно-транспортных происшествиях

Графы 1, 2, 3 и 5 заполняются в том же порядке, как на отрывных листах книжки МДП.

Графа 4. «Регистрационный номер дорожного транспортного средства, идентификационный номер контейнера, опознавательный номер контейнера»

Указываются сведения о номерах транспортных средств и контейнеров, попавших в ДТП.

Графа 6. «Таможенные пломбы повреждены / не повреждены»

Вносится крестик в соответствующий квадрат.

Графа 7. «Грузовое отделение / контейнер повреждены / не повреждены»

Вносится крестик в соответствующий квадрат.

Графа 8. «Замечания»

Указываются общие сведения о состоянии товаров и транспортного средства, грузовых отделений или контейнеров.

Графа 9. «Пропажи грузов не установлено / установлено»

Вносится крестик в соответствующий квадрат.

Графа 10. «Грузовое отделение или контейнер, маркировка и номера грузовых мест»

Указывается маркировка, а в случае необходимости, и порядковый номер грузового отделения или регистрационный номер контейнера, попавших в ДТП.

Графа 11. «Количество и вид грузовых мест, описание товаров»

Указываются сведения о товарах, отсутствующих и/или являющихся объектами нарушения уничтоженных товаров.

Графа 12. «О или У»

Напротив каждого отсутствующего или уничтоженного вида товаров проставляется «О» (отсутствуют) или «У» (уничтожены).

Графа 13. «Замечания»

Напротив каждого вида отсутствующего или уничтоженного товара указывается количество.

Графа 14. «Дата и место …»

Указываются дата и место ДТП.

Графа 15. «Меры, принятые …»

Вносится крестик в соответствующий квадрат, свидетельствующий о том, какие меры были приняты для продолжения перевозки товаров.

Графа 16. Заполняется, если товары перегружаются на другое транспортное средство.

Указываются все необходимые сведения о таких транспортных средствах и о новых таможенных обеспечениях.

Графа 17. «Компетентный орган, составивший Протокол»

Указывается наименование государственного органа (кроме таможни), составившего протокол о ДТП.

Графа 18. «Отметка следующей таможни»

Предназначена для удостоверения факта дорожно-транспортного происшествия. Таможней, в зоне деятельности которой ДТП произошло (графа 18).

Примечание. Если протокол составляется непосредственно таможенным органом, заполнение графы 17 не обязательно.

Transports International Routiers представляет собой систему международных перевозок с применением автомобильной техники, которая действует на базе принятой Таможенной конвенции с использованием МДП. Данная система была сформирована в 1975 году в Женеве. Основной задачей данного соглашения является внесение согласованности в текущие административные процедуры при реализации транснациональных автомобильных перевозок.

Компании, которые работают с международными грузовыми перевозками и относятся к активным участникам ассоциации, применяют специальные таможенные документы, которые получили название книжек МДП (Carnet TIR). С их помощью обеспечивается пересечение границы без проведения оплаты специальных пошлин в рамках пограничного пункта пересечения.

При помощи международной транзитной системы предоставляются предельно доступные возможности для дальнейшего перемещения через границы разных типов товаров со следующими особенностями:

  • продукция находится в контейнерах или грузовиках с опечатанным отсеком;
  • проведение отправления из таможни в рамках одной страны к другому государству;
  • отсутствует проведение обязательных комплексных проверок, которые займут слишком много времени при прохождении промежуточных таможенных органов и границ;
  • устанавливается определенное время, которое предоставляют таможенные органы с фактическими требованиями безопасности с соблюдением определенных гарантий.

Оформление Carnet TIR применяется как для таможенного транзита по разным автомобильным дорогам, так и грузоперевозок с другими типами транспортных средств. Речь идет о речном, железнодорожном и морском сообщении. В настоящий момент официально уполномочено в общей сложности более 40 тыс. международных перевозчиков, которые осуществляют деятельность в формате TIR. Регистрируется более 3,2 млн случаев каждый год, когда применяется право ускоренного типа проведения оформления документов на таможне.

В процессе постепенного увеличения текущего уровня мировых торговых операций и расширения географических границ, а также внедрения электронного формата TIR ожидается, что данная система будет действительно глобальной и применяться повсеместно. В настоящий момент к государствам-членам ЕЭК ООН относятся в общей сложности 56 государств.

Carnet TIR бланк – это профильный документ по сопровождению грузов, которые предоставляет возможность осуществления перевозок товаров через границы разных стран в рамках, опломбированных таможенными органами кузовов транспортных средств или специально оборудованных контейнеров с дальнейшим существенным упрощением действующих таможенных процессов. Подобный документ касается железнодорожных и автомобильных перевозок, трейлеров, фургонов, контейнеров. Транспортные средства в обязательном порядке должны располагать профильными разрешениями от проверяющих органов. Оформление МДП выполняется в формате книжки с использованием отрывных листов, которые удаляются из блокнота в процессе прохождения таможни.

Книжка МДП: особенности перевозок автомобильной техникой

Основа книжки МДП или Carnet TIR – это специальный документ, который предполагает осуществление одной перевозки международного формата, который используется стороной перевозчика с целью сокращения времени на прохождение государственных границ. Заполнение Carnet TIR предполагает внесение данных в небольшой альбом со специальными отрывными листами. Большую роль для перевозчиков играют действующие условия международной дорожной перевозки, где информация вносится в стандартную международную накладную CMR. При появлении потенциальных вопросов и конфликтов в контексте использования товара для транспортировки, а более актуальную роль для владельца грузов играет CMR.

МДП представляет собой профильный документ, который применяется в сфере перевозок товаров при добавлении специальных таможенных пломб при наличии сертифицированных представителями таможни пространств. При использовании книжки МДП допускается возможность пересечения территории стран-участников данной конвенции.

Для обеспечения каждой перевозки применяется только одно транспортное средство, которое использует одну МДП-книжку, которая остается актуальной до завершения процедуры транспортировки грузов. Задача представителей таможни в такой ситуации – обеспечивать контроль за целостностью таможенных пломб.

При пересечении границы на таможне из книжки удаляется один из листов, а также вносятся данные в корешок данного листа. Именно поэтому на таможнях остаются части от МДП, которые впоследствии передаются в распоряжение той ассоциации, которая обеспечила выдачу документов.

Как правильно заполнять книжку МДП?

В официальном Приказе от ГТК России приведены данные о том, как правильно заполнить TIR Carnet. Соблюдение установленных требований является гарантией отсутствия проблем при прохождении границы, связанных с проверкой таможенными органами. Рассматриваем особенности заполнения обложки книжки МДП.

Первая страница.

  • Пункты 1-5. Сведения в них вносит гарантийный объединитель, который ранее обеспечил выдачу книжки МДП.
  • Пункты 6-12. Данные вносит владелец книжки МДП.
  • Пункт «№». Отмечается персональный номер книжки, который формируется при выдаче.

Особенность заполнения третьей страницы заключается в необходимости добавления на обложку полиграфическим методом специальных «Правил применения книжки МДП» с текстом на французском языке. Правый верхний угол на четвертой странице обложки находится специальный отрывной купон, где выделяется отметка с персональным идентификационным номером данной книжки, который должен возвращаться в распоряжение владельца при возникновении ситуации, когда книжка МДП со специальными отметками таможенного органа изымается. Дополнительно указываются время изъятия книжки, наименование таможенной организации, в рамках которой было выполнено изъятие. Официальная запись должна быть предварительно заверена специальной печатью с профильным номером от представителя таможенных органов. Предварительно в книжку вносятся актуальные сведения, к числу которых относятся:

  • точный адрес стороны получателя товарной партии;
  • отметка с таможней, куда направляется груз;
  • наличие специальных таможенных кодов по классификации ТН ВЭД, которые необходимо вносить с расчетом для каждого из доступных перевозимых товаров;
  • масса брутто для каждой из доступных товарных позиций, где следует учитывать особенность внесения данных о весе именно в обозначении брутто;
  • фактическое количество имеющихся мест каждого из доступных кодов.

Каждый из доступных для заполнения листов предполагает полное соответствие принятых стандартов, регламентированных таможенными органами. При внесении данных в каждый из пунктов учитывается только актуальная для данной перевозки информация с расчетом имеющихся товарных наименований и транспортного средства, которое применяется для осуществления данной операции.

(КОНВЕНЦИЯ МДП, 1975 г.)

(Справочная информация)

27-01-2004

Работа над созданием упрощенной транзитной системы для международных дорожных перевозок (МДП) началась под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) вскоре после окончания Второй мировой войны с целью уменьшить трудности, с которыми сталкиваются международные перевозчики. В 1949 г. несколько государств подписали первое Соглашение МДП, которое позволяло упростить процедуру перевозки грузов в международном товарообороте при сохранении необходимого уровня гарантий и таможенной безопасности. Положительный опыт существования новой системы предопределил принятие в 1959 г. Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН первой редакции Конвенции МДП. В 1975 г. Конвенция была доработана с учетом технических достижений, изменений таможенных и транспортных процедур, а также опыта, накопленного в процессе ее использования.

На сегодняшний день уникальный международный режим МДП для автомобильных перевозок позволяет обеспечить транспортировку грузов от таможни страны отправления до таможни страны назначения без уплаты каких-либо сборов и без дополнительных досмотров на границах в транзитных странах, что значительно повышает эффективность экспортно-импортных операций и способствует развитию торгово-экономического сотрудничества между участвующими странами путем упрощения и гармонизации административных, в частности пограничных и таможенных, формальностей в области международных дорожных перевозок.

Договаривающимися сторонами Конвенции МДП являются 65 государств (страны Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки). Ряд государств из Юго-Восточной Азии изучают возможность присоединения к Конвенции. Таким образом, Конвенция МДП на сегодня уже имеет глобальный характер (охватывает практически все континенты кроме Австралии) и отмечается тенденция к постоянному увеличению числа Договаривающихся Сторон, а по своему содержанию и экономическому эффекту в международном масштабе она не имеет альтернативы.

Высшим органом управления Конвенции МДП, состоящим из официальных представителей правительств всех Договаривающихся сторон, является Административный комитет. Ежегодно он проводит 2 заседания под эгидой ЕЭК ООН, цель которых обсуждение и принятие поправок к Конвенции, а также обмен мнениями между компетентными государственными органами и международными организациями по проблемам функционирования системы МДП. Текущие вопросы прорабатываются группами экспертов стран-участниц. Председателем Административного комитета в настоящее время является г-н Рекай Шен (Турция).

Компетентным органом, ответственным за применение Конвенции МДП на территории России, в соответствии с решением Совета Министров СССР от 1974 года, является Министерство транспорта. МИД России подключился к работе по Конвенции МДП в качестве координатора осенью 1995 года на основании поручения Правительства АЧ-П2-24746 от 14.08.95г. и в сотрудничестве с Минтрансом России, ГТК России и Российской ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) проводит на международных встречах согласованную и одобренную Правительством позицию.

С 1994 года в рамках Конвенции начались серьезные проблемы, связанные с проникновением в систему МДП криминальных структур, использующих льготный режим досмотра на границах (лишь внешний осмотр и сверка пломб) для провоза контрабандного товара. Резко возросло количество претензий таможенных администраций стран-участниц к международному гаранту, который должен покрывать финансовые потери участвующих государств, связанные с нарушениями процедуры МДП (по России ущерб составлял более 100 млн. долл.США). В этой ситуации Международный пул страховщиков, понесший также значительные непредвиденные финансовые расходы, расторг договор и отказался от дальнейшего покрытия потерь Договаривающихся Сторон по претензиям таможенных органов. Проблема осложнялась еще и тем обстоятельством, что управление международной процедурой и всей финансовой деятельностью в рамках Конвенции МДП, включая гарантийную систему, осуществляет «де-факто» неправительственная организация — Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), несвязанный с правительствами стран-участниц юридическими обязательствами и неподотчетный им. Данное обстоятельство показало несовершенство ряда положений Конвенции, их несоответствие сложившейся обстановке и неспособность МСАТ адекватно реагировать на возникшие проблемы.

В подобной ситуации по инициативе России и при поддержке других стран-участниц в 1994 году Административным комитетом было принято решение о пересмотре положений Конвенции МДП 1975 года с целью совершенствования системы управления международными дорожными перевозками, повышения требований к пользователям данного режима и усиления их ответственности за нарушения, а также для пересмотра существующей системы гарантий. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. №1035 на МИД России возложена общая координация работы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по пересмотру Конвенции.

МСАТ со своей стороны заключил соглашение с новой страховой компанией и начал процесс в Арбитражном суде Франции с бывшим пулом страховщиков (обеспечивавшим гарантии по книжкам МДП до 1994 года, сумма претензий России по которому составляла порядка 80 млн. долл.США) о неправомерности досрочного расторжения контракта.

С целью создания более устойчивой, четкой и ясной системы глобального таможенного транзита Рабочая группа ЕЭК ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, начала работу по пересмотру отдельных положений Конвенции МДП.

Этап I процесса пересмотра был завершен в 1999 г. Его результатом стал контролируемый доступ к системе МДП для перевозчиков, национальных гарантийных ассоциаций, выдающих книжки МДП, и МСАТ. Также была внесена ясность в работу международной системы гарантий и создан Исполнительный совет МДП.

Этап II процесса пересмотра вступил в силу в мае 2002 г. поправки ясно и однозначно определяют юридические и административные обязанности таможенных органов, перевозчиков и международной организации, на которую дополнительно была возложена ответственность за эффективную организацию и функционирование международной системы гарантий.

В 2000 г. началась работа над этапом III, основная цель которого внедрение в систему МДП современных технологий обработки данных.

В 1999 году был учрежден Исполнительный совет МДП (ИСМДП), который состоит из 9 представителей Договаривающихся Сторон, избираемых на двухгодичный срок с правом последующего переизбрания. На 34-ой сессии Административного комитета (февраль 2003 г.) состоялись выборы ИСМДП на 2003-2004 гг. Российскую Федерацию в Исполсовете представляет Начальник отдела Управления организации таможенного контроля ГТК России Н.Г.Рыбкина. Сессии Исполсовета МДП созываются по мере необходимости для оперативного решения возникших проблем, в том числе для осуществления контроля за деятельностью МСАТ в рамках Конвенции МДП (эмиссия, распространение и архивирование книжек МДП, функционирование централизованной гарантийной системы, страхование ответственности и безопасности автоперевозчиков и т.д.). Все принятые Исполсоветом решения должны утверждаться Административным комитетом.

Обеспечение работы Исполсовета и оказание содействия государствам-участникам Конвенции МДП, а также странам, которые изучают возможность присоединения к Конвенции, осуществляет постоянно действующий Секретариат МДП, состоящий из трех профессиональных сотрудников и нескольких технических работников. Численность Секретариата может изменяться в соответствии с выполняемыми функциями, в частности предполагается, что постепенно Секретариату будет передаваться часть функций, осуществляемых до сих пор МСАТом (в МСАТ проблемами МДП занимается около 80 человек различного уровня: от Директора департамента до архивариуса). В составе Секретариата работает представитель ГТК России — К.Г.Глухенький.

Очередная 106-ая сессия Рабочей группы Европейской экономической комиссии ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, состоится 2-6 февраля 2004 г. в Женеве.

Департамент экономического

сотрудничества МИД России

TIR Carnet или книжка МДП используется при перевозках грузов с использованием автомобильного транспорта. Этот документ представляет собой своеобразный паспорт перевозчика. Это его основной контрольный документ, который содержит подробную информацию о перевозимом грузе и самом перевозчике. Данный документ предоставляется в таможенные органы страны отправления груза, таможни транзитных стран и таможню государства назначения. Согласно общему условию, суммарное число таможен мест отправления и мест назначения не должно быть больше четырех. При этом таможни места отправления должны быть лишь в одном государстве, а таможни места назначения могут быть не более чем в двух. Если TIR Carnet заполнен правильно, то грузы, перевозимые в контейнерах, в процессе перевозки таможенному досмотру не подвергаются. Стоит отметить, что TIR Carnet не гарантирует отсутствие досмотра. Если у таможенной службы есть основания, она может провести выборочный досмотр груза, чтобы предупредить ввоз контрабандного груза. Но такие случаи скорее исключение, чем правило.

Книжку МДП выдает национальная ассоциация, уполномоченная таможенными властями. Данный документ включает титульный лист, нескольких отрывных листов и корешков. Его необходимо заполнять для каждой перевозки. Заполнение TIR Carnet – обязанность перевозчика. На каждую страну, где действует система МДП, необходимо по два отрывных листа и корешка книжки МДП. Входная таможня транзитного государства проверяет таможенные печати и изымает из книжки МДП один отрывной лист. Аналогичная операция проводится и на выходной таможне. Окончательный контроль транзитной перевозки грузов осуществляется путем сравнения изъятых листов книжки МДП. Срок действия данного документа не превышает 60 дней. В TIR Carnet вносятся сведения о грузе вместе с его описанием и о таможенных наложениях. Если пломбы на контейнере или груз получили повреждения, заполняется протокол о происшествии, который также входит в книжку МДП.

Рассмотрим более подробно процедуру заполнения TIR Carnet на примере доставки груза автомобильным транспортом из Финляндии в Россию.

На титульном листе необходимо указать следующие данные:

  • сроки действия TIR Carnet, которые считаются со дня, следующего после его выдачи;
  • название ассоциации, которая его выдала;
  • наименование держателя TIR Carnet с указанием личного идентификационного номера, адреса и страны;
  • подписи ответственных лиц;
  • страна загрузки;
  • страна окончательного места доставки, где будет произведено закрытие данного TIR;
  • регистрационный номер машины и всех прицепов;
  • свидетельство о допуске машины (следует указать номер и дату окончания действия), при этом данный документ должен быть действителен на протяжении всей перевозки МДП;
  • номер контейнера;
  • оговорки (перевозка негабаритных и прочих грузов);
  • подпись держателя TIR.

Для выдачи TIR Carnet требуется заполнение первых пяти пунктов. Начиная с 6-го пункта, данные вносит водитель перед фактической загрузкой на конкретную перевозку.

Первый лист книжки МДП носит название желтого внетаможенного грузового манифеста. Он не включен в общее количество листов, и отрывать его также не следует. Все данные, которые содержит желтый лист, через копирку дублируют на остальные листы TIR Carnet.

При заполнении внетаможенного манифеста необходимо учитывать следующие моменты.

  • Пункт № 2 должен содержать наименование таможни отправления.
  • Пункт № 4 предназначен для подробной информации о держателе, включая его идентификационный номер. Если в процессе перевозки производится доставка грузов из Финляндии в СПб, финская таможня требует, чтобы в данном пункте фигурировал номер EORI.
  • При заполнении пункта № 8, согласно новым правилам таможни Финляндии, указываются только те документы, которые реально прилагаются (прикрепляются) к книжке МДП и заверяются печатью таможни.
  • В пункте № 9 необходимо указать все грузовые отделения и их идентификационные номера.
  • В пункте № 10 производится перечисление товара, который содержится в контейнере. При описании следует приводить подробные данные, конкретизируя вид груза. Необходимо перечислить все наименования, количество мест, вес брутто каждого наименования, а также общий вес брутто груза в контейнере. Кроме того, финская таможня при заполнении документов требует разделять экспортный и транзитный груз.

После того, как TIR заполнен, ко второму листу следует прикрепить электронный экземпляр TIR и СМR для финской таможни. Весь пакет документов для таможни передается водителю. Оставшаяся часть листа заполняется сотрудниками таможни после того, как контейнер будет опломбирован. После проведения данной процедуры отрывную часть листа изымают.