МЧС пожарная безопасность

Какими правами наделят проверяющих

По словам Еникеева, чтобы уменьшить число пожаров и избежать гибели людей, необходимо ужесточать требования пожарной безопасности. МЧС России подготовлен целый ряд инициатив, в их числе возвращение пожарным инспекторам функций надзора за объектами строительства, которых, как известно, мы лишились более 10 лет назад.

Сегодня законодателями подготовлен и свой собственный законопроект, который наделяет МЧС правом осуществлять надзор при строительстве и реконструкции объектов, торговых центров в том числе, проводить экспертизу и выдавать заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности.

Парламентарии начали работу над этим законопроектом сразу после трагедии в торговом центре «Зимняя вишня». Разумеется, МЧС работало над этим документом вместе с депутатами.

По данным статистики, в 80 процентах случаев, когда принимаются объекты с массовым пребыванием людей, там присутствуют «пороки» в строительном проектировании в области пожарной безопасности — как на стадии экспертизы проектов, так и на стадии приемки их в эксплуатацию.

Пожарные инспекторы будут участвовать на каждом этапе строительства

Главный государственный инспектор по пожарному надзору считает, что нужно вернуть проведение внезапных противопожарных рейдов. В итоге добросовестные предприниматели приобретают или арендуют эти помещения, через несколько лет к ним приходит пожарный инспектор и выявляет массу нарушений.

Нарушения бывают самого разного порядка. Случается так, что пути эвакуации спланированы так, что проходят через лифтовые холлы. То тамбур-шлюз сделан не по нормам, то огнезадерживающие клапаны не установлены. То парковки сделаны так, что пожарной машине не развернуться или козырек мешает выдвинуть лестницу…

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

С 2019 года новые правила перевода жилого помещения в нежилое. Необходимые документы

Инспектор понимает: чтобы устранить эти нарушения, надо чуть ли не все здание ломать. Для бизнеса в этом случае он становится врагом, у него складывается ненормальное отношение к работе государственных органов, и я его понимаю.

Когда пожарному инспектору дадут право участия на каждом этапе строительства объекта, то этих ситуаций можно будет избежать.

Подготовленный МЧС законопроект проходит обсуждение с другими заинтересованными министерствами — Минэкономразвития и Минстроем. Разногласия, конечно, есть, но вместе они стараются прийти к какому-то единому решению.

А что касается вступления закона в силу, то, надо полагать, при самых лучших стечениях обстоятельств это произойдет не ранее 2020 года. Но наводить порядок в строительстве и эксплуатации любых зданий надо как можно быстрее. Это принципиальная позиция МЧС.

У пожарных инспекторов есть большие проблемы с проверками объектов, у которых много собственников. Чтобы решить эту проблему, надо упростить для инспекторов порядок проведения проверок объектов. Сейчас это одна из первоочередных задач, Госдума с МЧС России уже разработали соответствующий законопроект.

Проблема в том, что МЧС проверяет не конкретный торговый центр, а юридических лиц, которые работают в нем. И для того чтобы организовать такую проверку, нужно иметь информацию обо всех этих юридических лицах, которые владеют, пользуются, распоряжаются имуществом, установить их статус, внести их в план проверок.

Может случиться и так, что когда инспектор придет с проверкой, могут смениться и собственники, и арендаторы. В этом случае ему ничего не останется, как развернуться и уйти.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Готовятся новые законы и поправки в требования пожарной безопасности

Предприниматели это знают и активно пользуются правовой лазейкой. Незадолго до назначенной проверки они перерегистрируются и получают отсрочку, и так может продолжаться до бесконечности.

Поэтому, как считают в МЧС, и депутаты в этом министерство поддерживают, инспектор должен проверять здание целиком по конкретному адресу, а не искать владельцев, собственников и так далее. Наоборот, они должны искать инспектора, чтобы тот их проверил. Для нас это был бы идеальный вариант.

К плановым проверкам можно подготовиться заранее — открыть эвакуационные выходы, включить все системы. Инспектор уйдет, и опять несколько лет можно не думать о вопросах пожарной безопасности…

Рейдовый осмотр объекта без предварительных уведомлений

Такая проблема тоже известна, и у МЧС есть решение — позволить инспектору проводить профилактический рейдовый осмотр объекта в служебное время без предварительных уведомлений. И делать это без предупреждения собственников, арендаторов, охранников и так далее.

Тогда инспектор подучит право осматривать общедоступные места, выходы и входы, системы защиты от пожара. Если возникает подозрение, что там что-то не работает, то можно будет обратиться в прокуратуру и инициировать внеплановую проверку.

В случае же, если же нарушение будет зафиксировано сразу, то в присутствии собственника должен составляться акт и меры административного воздействия применяться на месте. Они могут быть очень строгими, вплоть до приостановки эксплуатации объекта через решение суда.

Что же касается частоты плановых проверок, то, как полагает Ринат Еникеев, это зависит от категорий риска объектов, которые были введены с внедрением риск-ориентированного подхода в 2017 году. Объекты высокой категории риска проверяются сейчас раз в три года, значительного — раз в четыре, среднего — 7 лет и так далее. Всего пять категорий риска.

Еникеев выступает за то, чтобы позволить инспектору проводить осмотр объекта без предварительных уведомлений, без предупреждения собственников, арендаторов, охранников. Тем более, что сейчас МЧС России подготовило проект постановления правительства о внесении изменений в положение о Государственном пожарном надзоре, и к пяти существующим степеням риска добавится «чрезвычайно высокая».

Со вступлением в силу нового законодательства изменится и периодичность проверок: объекты чрезвычайно высокого риска будут проверять раз в год, высокого риска — раз в два года и так далее.

Так, к высокой категории риска будут отнесены объекты с массовым пребыванием людей — это и торговые центры, и библиотеки, и детские центры, и кинотеатры. Так что проверки действительно будут проводиться чаще.

Разъяснение, как проходят проверки по гражданской обороне

от 5 июня 2018 года № 11-1-853

МЧС России рассмотрело обращение <…> и сообщает.

1. В соответствии с Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305, проведение плановых проверок с установленной периодичностью в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется если соблюдается хотя бы один из следующих критериев:

наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя категории по гражданской обороне;

эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем потенциально опасного объекта;

эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем критически важного объекта;

наличие на балансе юридического лица или индивидуального предпринимателя защитного сооружения гражданской обороны;

принадлежность юридического лица или индивидуального предпринимателя к оборонно-промышленному комплексу.

2. В соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утверждённого приказом МЧС России от 26.06.2012 № 358, внеплановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются по следующим основаниям:

истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

мотивированное представление должностного лица органа государственного надзора по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного надзора обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации информации о следующих фактах:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включённым в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включённым в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

3. В соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, подготовка к ведению гражданской обороны в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, которое обязательно к разработке.

4. В соответствии с Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденных приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230, организациям, не отнесенным к категориям по гражданской обороне, в положении об организации и ведении гражданской обороны необходимо указать:

сведения о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории расположения организации, где расположена организация;

вопросы участия в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся;

вопросы организации подготовки работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Благодарим за внимание, оказанное вопросам гражданской обороны.

Директор Департамента
гражданской обороны и
защиты населения

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

В статье рассматриваются правовые аспекты проведения проверок соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Публикация подготовлена по материалам обзора правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России.

Основания проведения внеплановых проверок, в области гражданской обороны

Основания проведения внеплановых проверок, а также порядок согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры по надзору в области гражданской обороны регламентированы приказом МЧС РФ от 26.06.2012 N 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».

На основании п. 61 вышеуказанного приказа внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:

— истечение срока исполнения объектом надзора ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— мотивированное представление должностного лица надзорного органа по результатам анализа рассмотрения или предварительной проверки поступивших в надзорный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

— возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— распоряжение руководителя надзорного органа, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Согласование проведения внеплановой проверки надзорным органом с органами прокуратуры осуществляется в порядке, предусмотренном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки и прилагаемые к нему документы представляются либо направляются надзорным органом в органы прокуратуры по месту осуществления деятельности объектом надзора заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

Должны ли проверки по пожарной безопасности и надзору в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводиться одновременно или могут проводиться в разное время?

Проверки на предмет соблюдения требований и мероприятий в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут проводиться в отношении одного юридического лица как одновременно, так и в разные сроки с учетом оснований, предусмотренных статьями 9, 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вместе с тем, надзорными органами МЧС России осуществляются плановые проверки одновременно с учетом соблюдения периодичности, установленной федеральным законодательством. Внеплановые проверки проводятся на основании установленных сроков в выданных предписаниях.

Какие объекты, расположенные на территории города, отнесенного к группе по гражданской обороне, являются объектами надзорной деятельности в области гражданской обороны?

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзоров в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358, субъектами государственного надзора в области гражданской обороны являются все организации (юридические лица, индивидуальные предприниматели), независимо от расположения их на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Вместе с тем, на сегодняшний день, в целях снижения административного давления на предпринимательское сообщество плановые проверки в области гражданской обороны проводятся в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и организаций, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны.

Указанный подход планируется закрепить в Положении о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, в качестве модели применения риск-ориентированного подхода в области гражданской обороны.

Требуется ли организации, не категорированной по гражданской обороне, эксплуатирующей опасные производственные объекты III и IV классов опасности, не имеющей мобилизационного задания, не эксплуатирующей химические опасные производственные объекты, прекращающей работу в военное время, создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения. Какой нормативно-правовой акт устанавливает требование к наличию у организаций локальной системы оповещения?

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее — Федеральный закон) локальные системы оповещения создают и поддерживают в состоянии готовности организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее — потенциально опасные объекты).

Требования к порядку создания локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов регламентированы постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178.

Создание локальных систем оповещения в организациях, не указанных в статье 9 Федерального закона, не требуется.

Необходимо ли разрабатывать план ликвидации аварийных розливов нефтепродуктов для организации являющейся перевозчиком нефти?

Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в названной области, установлено, что планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (статья 7). В обязанности организаций вменено планировать необходимые меры в области защиты работников организаций и производственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (статья 14).

В силу статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Подпунктом «в» пункта 1 Приложения 1 к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются горючие вещества — жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно Положению о МЧС России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по нормативно-правовому регулированию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пункт 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее — Правила), утвержденных Приказом МЧС России от 28 декабря 2004 года N 621, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее — ЧС(Н)), а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее — Планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС(Н) (далее — Календарные планы) для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и организаций независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов (далее — организации).

В соответствии с пунктом 6 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613, планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, МЧС России определяет требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Исходя из положений приведенных нормативных правовых норм, взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года N 240, организаций, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, деятельность которых связана с эксплуатацией опасных производственных объектов, указанных в подпункте «в» пункта 1 Приложения N 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, обязаны иметь план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке.

Необходимо ли создавать нештатные аварийно-спасательные формирования в организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты 1, 2 классов опасности в целях ведения аварийно спасательных и других неотложных работ?

Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее — Закон N 151-ФЗ) установлено, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Пунктом 4 приложения к приказу МЧС России от 23.12.2005 N 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Обязана ли организация создавать резервы материальных ресурсов?

В пункте «ж» статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ установлено, что организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В пункте 3 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340, указано, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:

— возможного характера военных действий на территории Российской Федерации (возможный характер военных действий с применением ядерного, химического, биологического и других видов оружия на территории Российской Федерации доводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до создающих их органов, организаций в части касающейся);

— величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от ведения военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— потребности в запасах в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

— норм минимально необходимой достаточности запасов;

— природных, экономических и иных особенностей территорий.

При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).

Рекомендуемые номенклатуры создаваемых резервов определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Методическими рекомендациями по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Осуществляется ли в настоящее время снижение нагрузки со стороны контролирующих органов МЧС России на субъекты предпринимательства?

В целях создания благоприятной среды для малого бизнеса статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в 2016 — 2018 годах предусмотрены «надзорные каникулы», в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом, если юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то, в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.

Кроме того, в соответствии с приказом МЧС России от 12.09.2016 N 492 «О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства» проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства допускается при наличии в материалах проверки сведений об угрозе жизни и здоровью людям.

Под угрозой жизни и здоровью людям следует понимать выявленные при проверке нарушения требований пожарной безопасности, связанные с обеспечением возможности своевременного обнаружения пожара, оповещения о нем всех людей, находящихся на объекте защиты, их эвакуации до достижения критических значений опасных факторов пожара, неготовностью персонала обеспечить своевременную эвакуацию людей из здания, а также нарушений, которые напрямую могут привести к возникновению пожара.

Одновременно, на основании статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Если на объекте защиты отсутствует комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту людей при пожаре, следовательно, существует угроза жизни и здоровью людей. Под комплексом мероприятий подразумевается оснащение объекта защиты системами автоматического пожаротушения и пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, устройство эвакуационных путей и выходов. Для каждого конкретного случая необходимость применения той или иной системы противопожарной защиты регламентируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В соответствии с п. 10 статьи 12.2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2018 года не проводятся.

Что проверяет МЧС?

Так, в ч. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» до сих пор было указано, что предметом проверки в области пожарного надзора является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

Теперь дополнительно к этому предметом проверки стало соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Очевидно, речь идет о требованиях, перечисленных в разд. V и VI данного закона.

Впрочем, за нарушение норм этого закона органы контроля и ранее выносили предписания (см., например, Постановление АС ВВО от 06.06.2016 № Ф01-1968/2016 по делу № А82-12662/2015, ФАС ПО от 30.07.2014 по делу № А12-26929/2013, ФАС СЗО от 05.06.2014 № Ф07-3211/2014 по делу № А56-38196/2013, АС ЦО от 11.04.2017 № Ф10-947/2017 по делу № А09-8744/2016), но теперь обращение к названному закону при проверках пожарной безопасности полностью узаконено.

Кроме того, проверки будут производиться теперь не на объектах защиты вообще, а в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках территориях или земельных участках используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности.

В Федеральном законе № 69-ФЗ так и не разъяснено понятие «объект защиты», но оно есть в ч. 15 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ. Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Получается, что теперь пожарной проверке могут подвергнуться объекты, используемые (эксплуатируемые) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности независимо об обязательности установления для этих объектов требований пожарной безопасности. Важен лишь факт использования этих объектов, причем из новой нормы закона неясно, идет речь об использовании на момент проверки или об использовании в прошлых либо будущих периодах.

Обращает на себя внимание также появившаяся возможность проверки отдельных земельных участков, которые используются в деятельности граждан или юридических лиц.

Новые сроки для проведения плановых проверок

Исходя из ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ до сих пор основанием для включения плановой проверки лица в ежегодный план проведения плановых проверок являлось истечение:

1) трех лет со дня:

  • ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

  • окончания проведения последней плановой проверки;

2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности.

Но теперь, как и в отношении некоторых других направлений госконтроля, периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством РФ в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре (далее – Положение) в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска.

Для отдельных сфер деятельности в отношении любого государственного или муниципального контроля, в том числе в части пожарной безопасности, такая периодичность устанавливается, как и ранее, в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Имеются в виду здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, энергосбережение и повышение энергетической эффективности

В настоящее время действует перечень таких видов деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. В отношении указанных в нем видов деятельности в части пожарной безопасности проверки проводятся:

Наименование вида деятельности

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи

Не чаще одного раза в 2 года

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

Дошкольное и начальное общее образование

Не чаще одного раза в год

Основное общее и среднее (полное) общее образование

Деятельность детских лагерей на время каникул

Один раз перед началом каникул

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

Не чаще одного раза в год

Что касается других видов деятельности, в отношении которых при проведении пожарных проверок теперь применяется риск-ориентированный подход, то хозяйствующим субъектам следует обращаться к п. 20 – 29 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

  • Соблюдение трудового законодательства: проверки упорядочиваются

Используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее – Правила).

Главные государственные инспекторы по пожарному надзору (их заместители) относят объекты защиты к категориям риска в соответствии с критериями, указанными в приложении к Положению. В зависимости от установленной ими категории риска периодичность проверок составляет:

Категория

Периодичность проверок

Высокого риска

Один раз в 3 года

Значительного риска

Один раз в 4 года

Среднего риска

Не чаще чем один раз в 7 лет

Умеренного риска

Не чаще чем один раз в 10 лет

И основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок теперь будет являться истечение в году проведения проверки установленного для соответствующей категории риска периода времени с даты:

  • ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

  • окончания проведения последней плановой проверки.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. К такой категории объект относится, если решение в отношении него не принималось. Кроме того, государственный инспектор может изменить категорию объекта защиты, если тот стал соответствовать иным критериям, указанным в приложении к Положению, собственник (правообладатель) объекта защиты вправе подать заявление об этом.

Также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут подать запрос о предоставлении им информации о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведений, использованных при отнесении таких объектов к определенной категории риска.

На официальном сайте МЧС России размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, содержащаяся в перечнях объектов защиты:

Сведения об объектах высокого и значительного риска:

– в Республике Крым – http://82.mchs.gov.ru/document/4583489;

Ежегодные планы проведения плановых проверок:

О внеплановой проверке

Напомним также, что может быть проведена и внеплановая проверка пожарной безопасности. В соответствии с ч. 5 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ для этого должны иметь место следующие основания:

  • истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

  • наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

  • поступление в орган государственного пожарного надзора сведений от организаций или граждан, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

  • поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений разных лиц, информации от должностного лица органа пожарного надзора, из СМИ о фактах нарушений требований пожарной безопасности в определенных ситуациях (теперь также – о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона № 123-ФЗ);

  • наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обратите внимание: получается, что теперь одним из оснований для внеплановой проверки органом пожарного надзора может оказаться поступление некой информации от должностного лица этого же органа. Причем при наличии такого основания внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно, то есть без предварительного уведомления организации или гражданина и с извещением органа прокуратуры в течение 24 часов с начала проверки, а не заранее (ч. 12 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Согласно изменениям, внесенным в ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ, организовать обучение мерам пожарной безопасности организации теперь обязаны не только в отношении работников, но и вообще лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях.

Большие штрафы от МЧС

Хозяйствующим субъектам необходимо уделять особое внимание обеспечению противопожарной безопасности и готовиться к проведению проверок в этой сфере. Федеральным законом № 100-ФЗ уточнены размеры наказаний за нарушения в этой области (ст. 20.4 КоАП РФ), теперь они таковы:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Индивидуальные предприниматели

Юридические лица

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32* и 11.16** и ч. 6, 6.1 и ст. 20.4 КоАП РФ (ч. 1)

Предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 6 000 до 15 000 руб.

Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2)

Штраф в размере от 2 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб.

Штраф в размере от 200 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 6)

Штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Штраф в размере от 350 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (ч. 6.1)

Штраф в размере от 600 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно (ч. 7)

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб.

Штраф в размере от 90 000 до 100 000 руб.

* Нарушение правил противопожарной безопасности в лесах.

** Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

Если в отношении хозяйствующего субъекта уже было вынесено предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, но оно оказалось не выполнено, то в соответствии с ч. 12 – 14 ст. 19.4 КоАП РФ нарушитель будет наказан так:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Индивидуальные предприниматели

Юридические лица

В общем случае

Штраф в размере от 1 500 до 2 000 руб.

Штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 70 000 до 80 000 руб.

На объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

Штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 5 000 до 6 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 90 000 до 100 000 руб.

Повторное невыполнение

Штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

должностные лица

Бюджетный учет и отчетность госучреждений на примере МЧС России

Каждое ведомство имеет свои особенности ведения бюджетного учета и отчетности. Связано это со спецификой деятельности учреждений и их кадровым составом. Попробуем проанализировать, каким образом реализуются общие требования бюджетного законодательства в МЧС России.

Интервью опубликовано в № 9-2013

С наступлением осени бухгалтеры начинают планировать проведение ежегодной инвентаризации – одного из самых ответственных и трудоемких мероприятий. Каким образом организован данный процесс в вашем ведомстве?

Закон № 402-ФЗ предусматривает проведение инвентаризации активов и обязательств учреждений, но не устанавливает перечень случаев, когда это является обязательным. Утверждено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень соответствующих объектов определяются экономическим субъектом (за исключением обязательных случаев, установленных законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами).

В будущем случаи обязательного проведения инвентаризации планируется утвердить в федеральном стандарте «Концептуальная основа бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе».

Сегодня они определены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризацию осуществляют в обязательном порядке, с некоторыми исключениями в части имущества, опись которого проводилась в отчетном году не ранее 1 октября. Методическими указаниями руководителю учреждения предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств и библиотечных фондов один раз в три года и один раз в пять лет соответственно.

Инвентаризация является ежегодным мероприятием, но несмотря на ее постоянство, создает дополнительную нагрузку на бухгалтеров, а также работников, участвующих в составе инвентаризационных комиссий.

В центральном аппарате нашего ведомства ежегодная инвентаризация проводится на основании распоряжения замминистра МЧС России. В инвентаризационные описи вносятся бухгалтерские данные об имуществе и финансовых обязательствах, которые впоследствии сличаются с фактическим наличием объектов. Данные результатов обобщаются в сводной ведомости. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности.

К общим правилам осуществления инвентаризации относится регистрация приказа о ее проведении в книге контроля за выполнением соответствующих приказов. Однако зачастую о внесении указанных записей забывают.

Каких-либо особенностей проведения инвентаризации в МЧС России нет (разве что свои специфические объекты техники и оборудования). Правда, в 2010–2011 гг. приходилось организовывать проведение полной инвентаризации полученной гуманитарной помощи.

Каков порядок учета специфичных активов, о которых Вы упомянули? К примеру, той же гуманитарной помощи?

Одной из основных функций, возложенных на МЧС России, является спасение жизни людей и имущества при чрезвычайных ситуациях (ЧС), а также доставка совместно с федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи пострадавшему населению Российской Федерации и иностранных государств, эвакуация наших граждан изза рубежа в экстренных случаях.

В ходе осуществления этой деятельности приходится отражать в бухгалтерском учете такие специфические активы как гуманитарные грузы. То есть материальные ценности, имеющиеся в наличии для оказания помощи пострадавшему населению в зоне ЧС, как на территории России, так и за ее пределами, а также поступающие из-за рубежа.

В учете «гуманитарки» есть свои особенности. Несмотря на то, что некоторые материальные ценности по всем критериям относятся к основным средствам, в бухгалтерском учете они отражаются как материальные запасы, т. к. не используются в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд. При поступлении грузов гуманитарного характера из-за рубежа и их таможенном оформлении необходимо правильно указывать их конечного получателя, чтобы впоследствии не получить требования таможенных органов об уплате таможенной пошлины. Так произошло при приеме гуманитарных грузов во время природных пожаров 2010 г. Поскольку к их тушению привлекались подразделения с различных территорий, конечным получателем грузов иногда оказывались не те подразделения, которые были указаны в документах (на местах было не до тонкостей учета). Впоследствии пришлось долго разбираться, проводить полную инвентаризацию указанного имущества, устанавливать все факты передачи его из одной организации в другую и приводить документы в порядок.

Еще одна непростая тема – списание имущества, в т. ч. особо ценного. Каким образом осуществляется данный этап бухгалтерского учета в учреждениях МЧС?

Списание имущества регламентировано приказами МЧС России:

  • от 25.01.2006 № 35 «Об утверждении Временного порядка подготовки документов на списание пришедших в негодное состояние или утраченных материальных средств»;
  • от 30.01.2006 № 51 «Об утверждении Номенклатуры вооружения, военной и специальной техники, подлежащей согласованию при списании»;
  • от 25.01.2012 № 24 «Об утверждении Порядка подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества, а также Перечня и форм документов, необходимых для принятия таких решений в МЧС России»;
  • от 20.08.2008 № 485 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
  • от 20.09.2011 № 524 «Об утверждении Порядка согласования МЧС России решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за находящимися в его ведении организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и Перечня документов, представляемых в МЧС России находящимися в его ведении организациями для согласования решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления»;
  • от 29.11.2012 № 706 «Об утверждении Порядка согласования МЧС России решения о списании воздушных судов, закрепленных за находящимися в его ведении организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и Перечня документов, предоставляемых в МЧС России находящимися в его ведении организациями для согласования решения о списании воздушных судов, закрепленных за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

Списание федерального имущества осуществляется руководителем организации МЧС России после согласования соответствующего решения структурным подразделением центрального аппарата министерства, которое отвечает за учет и организацию содержания объектов недвижимости. Это, безусловно, ограничивает права руководителей учреждений и усложняет документо оборот.

Поэтому сейчас разрабатывается приказ, позволяющий руководителям организаций осуществлять списание имущества, не превышающее определенную стоимость, без согласования (с учетом требований Постановления № 834).

Необходимо помнить, что бюджетными учреждениями списание движимого имущества, за исключением особо ценного, закрепленного за ними учредителем либо приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение, осуществляется самостоятельно.

Особое внимание уделяется списанию имущества при проведении аварийно-спасательных работ в условиях зараженной местности и иных неблагоприятных условиях (пример, работа наших спасателей при аварии на АЭС в Фукусиме). В частности, следует грамотно документально обосновывать его преждевременное списание.

Весной текущего года в Бюджетный кодекс РФ внесено немало изменений. Что Вы можете сказать об этих новациях? Улучшат ли они систему учета и отчетности в учреждениях?

Эти изменения в первую очередь направлены на переход к новым принципам формирования бюджета – на основе государственных программ. Для бухгалтера это влечет необходимость скрупулезного изучения законодательства, внесения изменений в учетную политику, регистры учета и рабочий план счетов, доработки программных продуктов и многое другое. Что касается улучшения системы учета, то объекты учета, по сути, не изменятся.

В преддверии годовой отчетности, на какие нарушения прошлого года Вы бы обратили внимание бухгалтеров? Что учесть при составлении отчетных форм?…

«> «> «>»>

Структура финансовых органов МЧС и задачи, возложенные на них.

Для четкой организации работы по финансированию, эффективности денежных операций, учету и контролю за использованием денежных и материально-технических ресурсов в системе МЧС создана следующая финансовая система.
Основным финансовым органом в МЧС является управление финансовой и экономической работы (УФиЭР), представляющее собой самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства, непосредственно подчиненное Министру. УФиЭР осуществляет финансовохозяйственную деятельность в МЧС и организовывает указанную деятельность в подведомственных МЧС органах, подразделениях и организациях.
Основными задачами УФиЭР является:
-организация и методологическое обеспечение экономической работы в МЧС;
-организация обеспечения финансовыми ресурсами служебной деятельности центрального аппарата Министерства и подведомственных МЧС органов, подразделений и организаций, содержащихся за счет республиканского бюджета;
-участие в определении и реализация основных направлений по совершенствованию системы оплаты труда и премирования работников органов и подразделений по ЧС;
-организация пенсионного обеспечения рядового и начальствующего состава органов и подразделений по ЧС и членов их семей, получающих пенсии по случаю потери кормильца;
-методологическое руководство по вопросам организации бухгалтерского учета, составления статистической и бухгалтерской отчетности;
-организация и участие в разработке проектов нормативных актов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность подведомственных МЧС органов, подразделений и организаций, подготовка рекомендаций по применению действующего законодательства по вопросам финансовохозяйственной деятельности;
-организация повышения квалификации сотрудников и руководителей финансовых служб, изучение и распространение передового опыта работы. Одними из важных функций УФиЭР являются:
-обобщение и анализ поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств на содержание органов, подразделений и организаций МЧС;
-составление и обоснование проектов сводных смет расходов на содержание аппарата Министерства, органов, подразделений и организаций МЧС, содержащихся за счет средств республиканского и местного бюджета, а также проектов государственных научно-технических программ и отдельных научно-технических проектов, планирование платных услуг, работа по изысканию дополнительных источников финансирования, в том числе за счет создания предприятий МЧС;
-финансирование органов, подразделений и организаций МЧС в соответствии с утвержденными сметами расходов, а также государственными научно-техническими программами и отдельными проектами.
Далее структура финансовых органов выглядит следующим образом:

  • в управлениях МЧС областей и г.Минска, в ГУО «КИИ» имеются финансово-экономические отделы (ФЭО);
  • при УМЧС созданы централизованные бухгалтерии;
  • при районных (городских) отделах (не во всех!) имеются кустовые бухгалтерии;
  • в НИИ ПБ и ЧС- финансово-экономический отдел;
  • в РСО — финансовая часть.

В состав ФЭО входит централизованная бухгалтерия. Руководит ею главный бухгалтер. В централизованной бухгалтерии выделяются следующие группы:

  • материального учета, в которой обрабатывают информацию о всех материально-технических ресурсах имеющихся в органах и подразделениях УМЧС, их наличии, использовании и т.п.;
  • сводно-учетная, в которой ведутся все операции, проходящие через банк (командировочные расходы, расчеты с подрядчиками и поставщиками, суммы, взятые под отчет и т.д.);
  • расчетная, осуществляющая непосредственный расчет денежного содержания и зарплаты личному составу.

Большие территории областей затрудняют финансовую деятельность ФЭО, поэтому для более эффективной организации финансового обеспечения организовываются кустовые бухгалтерии, которые находятся при некоторых отделах по ЧС и каждая из которых обслуживает подразделения нескольких районов. Они имеют свои расчетные счета, на которые поступают из ФЭО денежные средства и могут производить самостоятельные закупки. Но, как правило, кустовые бухгалтерии осуществляют выплату денежного содержания, оплату коммунальных услуг, закупку ГСМ и т.п.
Штатная численность финансовых органов определяется в соответствии от количества обслуживаемой численности личного состава и подразделений. Например, в расчетной группе 1 бухгалтер на 500 единиц обслуживаемой численности личного состава; в группе материального учета — 1 бухгалтер при обработке 2500 наименований имущественно материальных ценностей.