Материальная помощь это как

Согласно Положению об оплате труда «6.1.1. Материальная помощь выплачивается работникам Предприятия до 2 (двух) должностных окладов один раз в рабочий год сотрудника и в связи с изменением их размеров пересчету в течение года не подлежит. 6.1.2. Выплата материальной помощи осуществляется на основании личного заявления работника. 6.1.3. Материальная помощь в размере до 1 (одного) должностного оклада в рабочий год выплачивается работникам вновь принятым на работу на Предприятие и отработавшим не менее 6 месяцев. 6.1.4. Решение об оказании материальной помощи в случаях обращения работников в связи с необходимостью лечения, семейными и иными обстоятельствами, в результате которых он оказался в затруднительном материальном положении, а также решение о ее размерах, принимается директором Предприятия — индивидуально. 6.1.5. Выплата материальной помощи производится из финансовых возможностей Предприятия и сметы, по приказу директора Предприятия». 1. Имеет ли право директор выплачивать материальную помощь свыше 2 должностных окладов в рабочий год? 2. Сдвигается ли рабочий год на период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет для выплаты материальной помощи?

(1) Материальная помощь является выплатой социального характера, порядок выплаты которой не регулируется ТК РФ и определяется локальным актом работодателя, коллективным договором.

Исходя из п. 6.1 Положения об оплате труд, материальная помощь выплачивается до 2-х должностных окладов. При этом в соответствии с п. 6.1.4 директор вправе определять размер материальной помощи в зависимости от конкретной ситуации, а также финансовых возможностей Предприятия (п. 6.1.5).

Полагаем, директор вправе принять решение о выплате материальной помощи в как в размере до 2-х должностных окладов, так и в большем размере в зависимости от ситуации, в которой находится работник (поскольку при этом не ухудшается положение работника по сравнению с локальным нормативным актом).

(2) В Положении о премировании может быть определено понятия «рабочего года» работника и периодов исключения из него в целях возможности получения материальной помощи. Трудовой кодекс РФ не регулирует такую ситуацию. Трудовое законодательство использует понятие «рабочий год» в целях исчисления стажа, дающего право на ежегодный отпуск. При этом из стажа, дающего право на отпуск, исключается время нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком.

Правовое обоснование:

Согласно ст. 41 ТК РФ содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

— формы, системы и размеры оплаты труда;

— выплата пособий, компенсаций;

— механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

— занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

— рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

— улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

— соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

— гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

— оздоровление и отдых работников и членов их семей;

— частичная или полная оплата питания работников;

— контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

— отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

— другие вопросы, определенные сторонами.

Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с п. 1 Правил об очередных и дополнительных отпусках (утв. НКТ СССР 30.04.1930 N 169) очередной отпуск предоставляется один раз в течение года работы работника у данного нанимателя, считая со дня поступления на работу, то есть один раз в рабочем году.

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включается, в том числе, время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Единовременная адресная материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на территории красноярского края
Предоставление единовременной адресной материальной помощи обратившимся гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на территории Красноярского края осуществляется в соответствии с подпунктом 7.4.6 раздела 2.3. подпрограммы «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищённости», утверждённой, постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан»
ПОЛУЧАТЕЛИ адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией — граждане Российской Федерации, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие место жительства или имеющие временную регистрацию по месту пребывания на территории Красноярского края.
НАЗНАЧЕНИЕ адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией осуществляется по месту обращения граждан уполномоченным органом местного самоуправления или министерством.
ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией гражданин или его законный представитель (далее – заявители) вправе по своему выбору обратиться
в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства, в министерство или в многофункциональный центр с письменным заявлением, в котором излагается трудная жизненная ситуация и возможные пути выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации, с приложением необходимых документов и указанием номера счета, открытого в российской кредитной организации, или номера почтового отделения, а также способа направления уведомления о принятом решении (по электронной почте или на бумажном носителе) лично,
либо направить письменное заявление с приложением необходимых документов и указанием номера счета, открытого в российской кредитной организации, или номера почтового отделения, а также способа направления уведомления о принятом решении (по электронной почте или на бумажном носителе) почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения,
либо в виде электронного документа (пакета документов) с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или краевого портала государственных и муниципальных услуг.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ устанавливается по группам территорий:
для первой группы территорий: (городской округ Норильск; муниципальные районы Северо-Енисейский, Туруханский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский) — 15000 рублей;
для второй группы территорий: (городские округа Енисейск, Лесосибирск; муниципальные районы Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский) — 12000 рублей;
для третьей группы территорий, которая включает в себя остальные территории края, — 10000 рублей.
При определении размера адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией и сроков её предоставления учитываются следующие критерии:
размер адресной материальной помощи, оказанной ранее в связи с трудной жизненной ситуацией, уровень доходов, условия проживания, имущественная обеспеченность, состав семьи, а также обстоятельства, объективно нарушающие жизнедеятельность гражданина, которые он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, мало обеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество). Каждая ситуация рассматривается индивидуально.

АДРЕСНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ в связи с трудной жизненной ситуацией ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯОДНОКРАТНО В ТЕЧЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА!
В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ (пожар, стихийное бедствие, чрезвычайное происшествие, необходимость предоставления медицинской помощи, которую невозможно осуществить в рамках государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи) адресная материальная помощь в связи с трудной жизненной ситуацией предоставляется повторно!
При повторном оказании адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией суммарный размер материальной помощи не может превышать установленного предельного размера.
ДОКУМЕНТЫ, которые необходимо приложить к заявлению:
а) копии паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего, удостоверяющего личность заявителя;
б) документа, подтверждающего состав семьи гражданина (справка
о составе семьи, выписка из домовой книги, выписка из финансово-лицевого счета);
в) копии документа, удостоверяющего личность законного представителя, и копии документа, подтверждающего полномочия законного представителя по представлению интересов гражданина (в случае предоставления единовременной адресной материальной помощи несовершеннолетнему, недееспособному или ограниченно дееспособному гражданину);
г) документов, свидетельствующих о наличии у гражданина трудной жизненной ситуации.
ДОКУМЕНТЫ, подтверждающие трудную жизненную ситуацию (невозможность заявителя собственными силами устранить обстоятельства, нарушающее его жизнедеятельность):
а) справка об инвалидности;
б) документы, подтверждающие уровень доходов с учетом состава семьи;
в) документы, подтверждающие отсутствие определенного места жительства;
г) документы, подтверждающие необходимость предоставления медицинской помощи, лекарственного обеспечения, которые невозможно осуществить в рамках государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
д) документы (акты), подтверждающие факт стихийного бедствия, чрезвычайного происшествия;
е) документы, подтверждающие отсутствие работы;
ж) справка об освобождении из мест лишения свободы.
РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией и её размере принимается:
органом, в который поступило обращение, (уполномоченным органом местного самоуправления по месту постоянного проживания и (или) временной регистрации по месту пребывания обратившегося гражданина или министерством) с учетом нуждаемости граждан на основании предложений комиссий, созданных соответственно уполномоченными органами местного самоуправления, министерством. При этом учитываются действия, которые заявитель предпринимал самостоятельно по преодолению трудной жизненной ситуации.
Решение о назначении адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией либо мотивированное решение об отказе в её назначении принимается в течение 30 календарных дней со дня получения заявления и документов для оказания адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией.
ОСНОВАНИЯМИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ ОТКАЗЕ в оказании адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией являются:
а) отсутствие права на получение адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией на момент принятия решения;
б) оказание в течение календарного года в соответствии с настоящим пунктом адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией в предельном размере;
в) представление заявителем документов, содержащих неполные и (или) недостоверные сведения;
г) отсутствие целевых средств краевого бюджета для предоставления адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией в текущем году.
О ПРИНЯТОМ РЕШЕНИИ ГРАЖДАНЕ УВЕДОМЛЯЮТСЯ органом, в который поступило заявление о назначении адресной материальной помощи в связи
с трудной жизненной ситуацией (уполномоченным органом местного самоуправления по месту постоянного проживания и (или) временной регистрации по месту пребывания или министерством), в 10-дневный срок
со дня его принятия.
Уведомление направляется заявителю способом, указанным в заявлении.
В случае принятия решения об отказе в назначении адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией заявитель уведомляется об этом с указанием причин отказа

Работники государственных органов разного уровня, а также органов местного самоуправления (далее – ОМС) имеют право на получение материальной и денежной помощи. Рассмотрим, чем следует руководствоваться в случае осуществления таких выплат разным категориям работников.

Госслужащие

В соответствии со ст. 57 Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) госслужащим гарантируется выплата денежной помощи в размере среднемесячной заработной платы во время предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней (далее – к. д.).

Определенные ст. 57 Закона № 889 принципы выплаты денежной помощи касаются также госслужащих, которые проходят службу, в частности, в органах прокуратуры, судебных органах и т. п.

Отдельного правительственного решения, предусматривающего условия и порядок выплаты упомянутой денежной помощи, нет. Поэтому в каждом государственном (или другом, конституционно определенном) органе такой документ должен разрабатываться и приниматься самостоятельно.

Материальная помощь на оздоровление

Остановимся на некоторых важных моментах, которые должны учитываться руководителями госслужбы в случае выплаты такой помощи.

Поскольку эта выплата гарантирована государством, в смете госоргана на бюджетный год (с 1 января до 31 декабря каждого года) должна предусматриваться одна помощь для каждого госслужащего один раз в год во время предоставления ежегодного отпуска соответствующего рабочего года.

Нужно знать, что по ст. 59 Закона № 889 ежегодные отпуска предоставляются госслужащим в порядке и на условиях, определенных законодательством о труде. В соответствии со ст. 12 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504) ежегодный основной отпуск может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что основная, непрерывная ее часть будет составлять не менее 14 к. д. Эта часть отпуска не обязательно должна быть первой.

Поэтому госслужащий также может пожелать разделить свой ежегодный отпуск на части, если руководитель госслужбы не будет возражать против предложенного алгоритма деления. Например, это могут быть две равные части (каждая продолжительностью по 15 к. д.) или три-четыре разные части.

Если имеется согласованное с непосредственным руководителем госслужащего решение относительно деления ежегодного отпуска на части, то денежную помощь в размере среднемесячного заработка госслужащего советуем выплачивать по заявлению работника, в котором указывается, к какой именно его части он желает получить денежную помощь. Возможно и такое, что госслужащий попросит в заявлении, чтобы эта помощь ему была выплачена, например, во время предоставления части отпуска продолжительностью 1 к. д. Это не противоречит законодательству, то есть оснований для отказа госслужащему нет, конечно, если такая выплата осуществляется только один раз в год.

Может случиться, что госслужащий переведен из другого госоргана и во время окончательного расчета по предыдущему месту работы компенсация за неиспользованный отпуск перечислена в тот орган, где он будет работать.

Из ст. 24 Закона № 504 вытекает, что в случае перевода работника на работу на другое предприятие по его желанию на счет другого предприятия, на которое перешел работник, должна перечисляться денежная компенсация за неиспользованные им дни ежегодных отпусков.

Кроме того, согласно ст. 9 Закона № 504, если переведенный на другое предприятие работник полностью или частично не использовал ежегодные основной и дополнительные отпуска и не получил за них денежную компенсацию, в стаж работы, который дает право на ежегодные основной и дополнительные отпуска, засчитывается время, за которое он не использовал эти отпуска по предыдущему месту работы.

В таком случае в соответствии со ст. 59 Закона № 889 такой переведенный в другой госорган госслужащий имеет право получить денежную помощь, предусмотренную ст. 57 Закона № 889, оформляя свой ежегодный отпуск за соответствующий рабочий год. Кстати, на это обращает внимание Минсоцполитики в письме от 23.12.16 г. № 1791/0/101-16/281.

Обращаем внимание: подобные и другие нюансы относительно правомерности получения «оздоровительной» денежной помощи следует зафиксировать в положении об оплате труда работников соответствующего госоргана. Однако событием, которое непосредственно связывается с выплатой этой помощи, должно быть решение о предоставлении ежегодного отпуска (или части такого отпуска). Если, например, госслужащий оформляет другой вид отпуска (для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, в связи с обучением и т. п.), претендовать на получение указанной денежной помощи он не может.

Кстати заметим, что согласно ст. 60 Закона № 889 госслужащего, независимо от отнесения его должности к категории госслужбы («А», «Б», «В»), для выполнения безотлагательных задач могут отозвать из ежегодного основного или дополнительного отпуска. Согласие госслужащего на такие действия работодателя законодательством не предусмотрено.

В таком случае неиспользованная часть отпуска (конечно, по согласованию с руководителем госслужбы органа, в котором работает госслужащий) предоставляется госслужащему в любое время соответствующего года или присоединяется к отпуску в следующем году с возмещением непредвиденных расходов из-за отозвания должностного лица из отпуска. Такое возмещение осуществляется по правилам, установленным постановлением КМУ от 25.03.16 г. № 231 (далее – Постановление № 231). Данный документ конкретизировал расходы, подлежащие возмещению госслужащему, в частности расходы на приобретение неиспользованных проездных документов, бронирование этих документов и места проживания, оформление визы, страховки и т. п.

Даже если работнику стало известно о его отозвании из отпуска в первый же его день и он фактически выходит на работу на второй день своего отпуска, возвращать полученную денежную помощь на оздоровление он не должен.

Материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов

В отличие от «оздоровительной», материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов не гарантируется госслужащему, поскольку ст. 54 Закона № 889 предусматривает только возможность ее получения.

Согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 08.08.16 г. № 500 (далее – Порядок № 500), помощь может предоставляться один раз в год в размере среднемесячного заработка госслужащего по его личному заявлению. Если за материальной помощью обращается руководящий работник или его заместитель, то это решение должно быть согласовано с соответствующим органом вышестоящего уровня (в случае наличия такого органа).

Отсюда вытекает, что при недостаточности средств фонда оплаты труда, предусмотренных сметой госоргана, материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов может вообще не выплачиваться. Поэтому, принимая положение об оплате труда работников соответствующего госоргана, следует учитывать наличие финансовых ресурсов, чтобы в дальнейшем не возникало недоразумений. Если не найдены возможности осуществления этой выплаты госслужащим в течение года, об этом желательно сообщить им еще в начале года.

Также обращаем внимание: поскольку Порядком № 500 предусмотрена выплата именно в размере среднемесячного заработка госслужащего, нельзя ее выплачивать в большем или в меньшем размерах (см. письмо Минсоцполитики от 07.10.16 г. № 1383/13/84-16).

Напомним: решение о выплате различных видов материальной помощи госслужащим принимает руководитель госслужбы в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Что касается руководителей аппарата местной госадминистрации и их заместителей, то решение о выплате им материальной помощи руководитель аппарата соответствующей госадминистрации должен принимать по согласованию с председателем этой местной госадминистрации.

Госслужащим, переведенным из одного госоргана в другой, указанная помощь может выплачиваться только в случае, если по предыдущему месту работы в году, в котором осуществлен перевод, они ее не получали.

«Обслуживающие» работники

С принятием Закона № 889 в штаты госорганов вводятся должности работников, которые выполняют функции по обслуживанию. Оплата труда этих лиц должна осуществляться согласно Условиям, утвержденным постановлением КМУ от 18.01.17 г. № 15 (далее – Постановление № 15, Условия № 15).

Согласно п. 3 Условий № 15 руководители госслужбы в госоргане в пределах утвержденного фонда оплаты труда оказывают «обслуживающим» работникам материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в размерах, не превышающих их среднемесячную заработную плату.

В п. 4 Условий № 15 предусмотрена также выплата указанным работникам во время предоставления ежегодного отпуска материальной помощи для оздоровления, предельный размер которой равняется среднемесячному заработку работника.

Напомним: работники, которые выполняют функции по обслуживанию, не являются госслужащими и на них не распространяются нормы Закона № 889. Поэтому, например, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется им на общих принципах, установленных трудовым законодательством, то есть продолжительностью 24 к. д.

Как и другие работники, они могут обратиться к руководителю госслужбы с просьбой деления этого отпуска на части в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона № 504. Поэтому помощь для оздоровления им будет выплачиваться по их заявлению к той ее части, которую они предложат.

Патронатная служба

Оплата труда работников патронатной службы (среди них, в частности, советники, пресс-секретари, помощники, референты) осуществляется по Условиям оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах, утвержденным Постановлением № 15.

Социально-бытовая материальная помощь и помощь для оздоровления выплачивается им по тем же правилам и в тех же размерах, что и работникам, на которых возложены функции по обслуживанию.

Отличием является то, что решение о выплате принимает лицо, на которое возложены функции руководителя аппарата (в частности, руководитель аппарата Верховной Рады, руководитель офиса Президента, госсекретарь КМУ, министерства, руковдитель госоргана или его заместитель). Предложение относительно выплаты должно подаваться должностным лицом, при котором создана патронатная служба, а выплата должна осуществляться в пределах утвержденного фонда оплаты труда соответствующего госоргана.

Рабочие

Любой госорган при необходимости вводит в штат должности рабочих. Оплата их труда осуществляется согласно приказу Минтруда от 02.10.96 г. № 77 «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Приказ № 77).

В отличие от вышеуказанных категорий работников госорганов, рабочим в течение года причитается к выплате одна материальная помощь в размере среднемесячного заработка. Такая помощь может выплачиваться к ежегодному отпуску работника или (по его заявлению) к определенным жизненным или личным обстоятельствам (бракосочетание, въезд в новую квартиру или же для лечения, при затруднительном материальном положении и т. п.).

Заметим: условия осуществления этой выплаты должны конкретизироваться во внутреннем документе органа власти, в частности в положении об оплате труда.

В положении об оплате труда советуем отдельно определить для каждой категории работников соответствующего госоргана (госслужащие, работники патронатной службы, работники, на которых возложены функции по обслуживанию, рабочие) порядок осуществления выплаты всех составляющих заработка. Можно принять и отдельный документ, который будет определять условия, порядок и размеры материальной помощи, которая будет выплачиваться работникам.

Работники советов

Функционирование ОМС, а также другие вопросы относительно лиц, которые работают в этих органах, регулируется Законом от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления» (далее – Закон № 2493).

По определению ст. 2 Закона № 2493 должностным лицом местного самоуправления является лицо, которое работает в ОМС, имеет соответствующие полномочия относительно осуществления организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получает зарплату за счет местного бюджета.

Также в штате ОМС могут быть следующие должности (ст. 3 Закона № 2493):

  • выборные, на которые лица избираются на местных выборах;
  • выборные, на котороые лица избираются или утверждаются соответствующим советом;
  • должности, на которые лица назначаются сельским, поселковым, городским главой, председателем районного, районного в городе, областного совета на конкурсной основе или по другой процедуре, предусмотренной законодательством.

Обращаем на это внимание из-за того, что для каждой из указанных категорий лиц установлены особенности оплаты труда.

Так, по ст. 21 Закона № 2493 должностным лицам местного самоуправления выплачивается помощь на оздоровление в размере должностного оклада во время предоставления им ежегодного отпуска продолжительностью 30 к. д.

Как предусмотрено ст. 8 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда», регулирование оплаты труда работников учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета, осуществляется государством, то есть условия и размер оплаты их труда определяются Кабмином.

Поэтому оплата труда работников ОМС осуществляется согласно постановлению КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268).

Таким образом, руководствуясь п. 2 Постановления № 268, руководитель ОМС имеет право предоставлять работникам в пределах утвержденного фонда оплаты труда материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов и помощь для оздоровления во время предоставления ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячную зарплату работника.

Как видим, Постановление № 268 позволяет выплачивать работникам ОМС два вида помощи да еще и в размерах, предусмотренных данным документом.

При случае напомним, что до принятия Закона № 889 условия оплаты труда госслужащих и должностных лиц ОМС определялись на аналогичных принципах согласно Постановлению № 268. Поэтому разъяснительные письма Минсоцполитики того времени для работников советов и их исполнительных органов до сих пор актуальны.

Так, в письме Минсоцполитики от 19.01.15 г. № 39/13/84-15 указано, в частности, что решение о предоставлении работнику помощи для оздоровления в размере среднемесячной зарплаты принимается руководителем соответствующего органа только в случае предоставления ежегодного отпуска.

Кроме того, у руководителя есть право относительно предоставления социально-бытовой помощи также в размере среднемесячного заработка работника. Условия выплаты материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов, то есть перечень должностей работников, которым она причитается, обстоятельства, являющиеся основанием для такой выплаты, и т. п. должны быть определены положением об оплате труда работников ОМС или же отдельным документом ОМС.

Как и для бюджетников (образование, культура, здравоохранение и т. п.), работник ОМС указывает в своем заявлении об обстоятельствах, а руководитель ОМС, с учетом изложенного и наличия средств на эту цель, принимает решение о выплате социально-бытовой помощи. Если средств недостаточно, то такая помощь может вообще не выплачиваться.

Заметим: все сказанное касается не только должностных лиц ОМС (т. е. лиц, которым присваивается ранг должностного лица местного самоуправления), но и служащих аппарата (секретариата) ОМС. То есть по должностям, указанным в приложении 55 к Постановлению № 55 (например, заведующий хозяйством, кассир, инспектор, комендант, машинистка и т. п.), также предусматривается выплата двух видов помощи – к ежегодному отпуску и социально-бытовой, каждая в размере среднемесячного заработка работника.

Предостережения для ОМС следующие: помощь на оздоровление в размере должностного оклада, предусмотренная ст. 21 Закона № 2493, является обязательной выплатой, которая причитается каждому должностному лицу ОМС. В размере среднемесячного заработка эта помощь может выплачиваться только при наличии финансовых ресурсов. Вопрос, выплачивать или нет материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов, прямо зависит от имеющихся средств.

Поэтому советуем председателям советов, работникам экономических служб ОМС, с учетом реальных финансовых возможностей соответствующего года, предусматривать в сметах соответствующих советов и их исполнительных органов именно те объемы помощи, которые гарантированно смогут получить работники этих органов.

Что касается рабочих ОМС, то им материальная помощь в размере среднемесячного заработка должна выплачиваться на условиях, установленных Приказом № 77.

Достаточно часто руководителей ОМС (председателей советов) отзывают из ежегодного отпуска. Поэтому возникает вопрос: возможно ли это и чем следует руководствоваться? Объяснение находим в законодательстве.

Отозвание из отпуска согласно ч. 3 ст. 12 Закона № 504 может иметь место только для предотвращения стихийного бедствия, производственной аварии или немедленного устранения их последствий, для предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи имущества предприятия с соблюдением требований части первой данной статьи и в других предусмотренных законодательством случаях. Такие действия допускаются с согласия работника.

Что касается работников ОМС, то для отозвания их из отпуска Минсоцполитики считает целесообразным руководствоваться ст. 60 Закона № 889 и Постановлением № 231. Основанием для таких выводов является п. 2 Заключительных и переходных положений Закона № 2493, согласно которому действие Закона № 889 распространяется на органы и должностных лиц местного самоуправления в части, не противоречащей Закону от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине», данному Закону и другим законам, регулирующим деятельность местного самоуправления.

Как и госслужащим, должностным лицам советов при их отозвании из отпуска не нужно возвращать выплаченную помощь для оздоровления.

Некоторые особенности выплаты помощи в госорганах и ОМС

В первую очередь напомним, что согласно п. 6 Постановления № 268 руководители ОМС получают стимулирующие выплаты и материальную помощь в порядке и размерах, установленных данным постановлением, однако есть отдельный порядок принятия решения относительно этих выплат.

Так, основанием для получения материальной помощи председателем областного, районного и районного в городе совета, его заместителем, а также сельским, поселковым, городским головой служит решение соответствующего совета.

А вот секретарям сельских, поселковых, городских советов, заместителям сельских, поселковых, городских голов, управляющим делами (секретарям) исполкомов, старостам помощь должна предоставляться по решению сельского, поселкового, городского головы.

Связано это с тем, что ОМС не имеют органов вышестоящего уровня, то есть фактически эти органы работают в условиях определенной автономности и много важных решений принимают самостоятельно.

Может случиться, что работник вовремя не использовал свое право на ежегодный отпуск, то есть обратился за ее получением, скажем, проработав почти два года без отпуска.

Напомним: в соответствии со ст. 11 Закона № 504 запрещено непредоставление ежегодных отпусков полной продолжительности в течение двух лет подряд.

И если, например, работник планирует использовать свое право на отпуск в текущем году за предыдущий год, выплата помощи для оздоровления за отработанный период должна осуществляться за счет экономии фонда оплаты труда (конечно, это нужно делать так, чтобы другие работники не были ущемлены). В противном случае имеется высокая вероятность того, что помощь, причитавшаяся работнику во время отпуска за предыдущий год, ему вообще не будет выплачена.

Еще один момент. В письме Минсоцполитики от 07.10.16 г. № 1382/13/84-16 обращается внимание, что работнику ОМС, который получил помощь на оздоровление, однако по факту не использовал ежегодный основной отпуск из-за временной нетрудоспособности и последующего увольнения (хотя ее предоставление надлежащим образом оформлено приказом руководителя), возвращать сумму выплаченной помощи не нужно, поскольку законодательство этого не предусматривает.

Также обращаем внимание: работника ОМС нельзя лишать помощи на оздоровление, если к нему применено дисциплинарное взыскание. Объясняется это просто: по ст. 151 КЗоТ в течение действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются. Однако помощь, которая предоставляется согласно п. 2 Постановления № 268, не относится к поощрительным выплатам, поэтому лишать работника возможности ее получить в период дисциплинарного взыскания нет оснований.

Чтобы у работника ОМС не возникало искушения получить «оздоровительную помощь» дважды в год, предостерегаем: никаких оснований для этого нет. Такие «прихоти» могут возникать, в частности, в случае деления ежегодного основного отпуска. Однако в таком случае выплата помощи должна осуществляться только по заявлению работника один раз в год во время предоставления любой из частей этого отпуска. Поэтому если помощь выплачена должностному лицу во время предоставления ему части ежегодного отпуска, например в мае, оснований для выплаты помощи ко второй части отпуска нет независимо от времени его предоставления. Подробнее об этом – в «Дважды в год оздоровительная помощь не выплачивается».

Источник: «Баланс-Бюджет» № 30, который вышел из печати 29.07.19 г.

⤷ СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ⤶

Как рассказал «АиФ» адвокат Брестской областной коллегии адвокатов Евгений ДОБРОДОМОВ, согласно ст. 182 Трудового кодекса Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Ряд нормативных правовых актов закрепляет конкретный размер и порядок предоставления единовременной выплаты на оздоровление.

Так, например, пп. 9.2 Инструкции о порядке оплаты труда государственных служащих государственных органов, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17.06.2013 г. №56, определено, что государственным служащим выплачивают единовременное пособие на оздоровление в размере двух расчетных должностных окладов один раз в календарном году, как правило, при уходе в трудовой отпуск.

Таким образом, государственный служащий не вправе получать единовременное пособие на оздоровление несколько раз в год.

Не может выплачиваться единовременное пособие на оздоровление более одного раза в год руководителям государственных организаций, работникам бюджетных организаций, банков и целому ряду иных категорий работников.

Однако в случаях, если законодательством для конкретных организаций не установлены императивные ограничения размеров и периодичности выплаты единовременного пособия на оздоровление, они могут закрепляться в коллективном договоре либо непосредственно в трудовом договоре (контракте), заключенном между работником и нанимателем.

Максим СЕРГЕЕНКО

В соответствии с пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), объектом налогообложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 НКУ, в частности общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются согласно п. 164.2 ст. 164 НКУ доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) плательщику налога в соответствии с условиями трудового договора (контракта) и другие доходы, кроме указанных в ст. 165 НКУ.

В случае если работодатель предоставляет отдельным работникам материальную помощь по их заявлениям в связи с личными обстоятельствами без установления целей или направлений ее расходования и имеет разовый характер, например на решение социально-бытовых нужд, то сумма такой помощи является нецелевой благотворительной помощью и облагается налогом учетом п. 170.7 ст. 170 НКУ.

В соответствии с пп. 170.7.3 ст. 170 НКУ не включается в налогооблагаемый доход сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, предоставляемой резидентами — юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем сумму предельного размера дохода, определенного согласно абзацу первому пп. 169.4.1 ст. 169 НКУ, установленного на 1 января такого года (в 2019 году — 2690 грн, в 2020 году — 2940 грн).

При этом если сумма нецелевой благотворительной помощи превышает указанный размер, то сумма такой помощи в части ее превышения является объектом налогообложения военным сбором на общих основаниях.

Учитывая изложенное, в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включается, то есть не облагается налогом, сумма нецелевой благотворительной помощи, предоставляемой работодателем в пользу работника, совокупно в 2020 году не превышает 2940 грн (в 2019 году — 2690 грн ), а в части ее превышения является объектом налогообложения военным сбором на общих основаниях.