Лоббирование интересов бизнеса

Часто люди соотносят понятие лоббизма с коррупцией, однако лоббизм далеко не всегда предполагает подкуп чиновников. В развитых странах деятельность лоббистов регламентирована законом. В Украине легализовать лоббизм пока не удалось.

ФАКТ. Лоббирование – это практика продвижения интересов различных финансово-промышленных групп, неправительственных организаций или этнических сообществ для достижения определенного решения. Лоббисты могут отстаивать государственные интересы на международной арене или общественные или частные интересы внутри страны.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ? Деятельность лоббистов чаще всего направлена ​​на достижение цели, поставленной заинтересованной группой. Это может быть принятие необходимого законопроекта или же, наоборот, отмена каких-то нормативно-правовых актов.

Субъектами лоббирования могут выступать различные ассоциации (например, Всеукраинская ассоциация финансовых компаний, Ассоциация юристов Украины, Ассоциация предприятий информационных технологий Украины или Украинская Зерновая Ассоциация). Но субъектами лоббирования далеко не всегда является большой бизнес, который пытается принять выгодный для себя закон.

Задача лоббистов заключается в работе с государственными органами, группами влияния и медиа. Результат этой работы – достижение поставленной цели (принятие необходимого решения).

В той или иной форме лоббизм существует во всех странах мира. В США закон о лоббировании был принят еще в 1946 году. Он регулирует процессы, связанные с деятельностью лоббистов, фиксирует их вознаграждение. В стране действует реестр лоббистов, представляющих интересы той или иной компании или группы.

ЛОББИЗМ В УКРАИНЕ. Политический консультант Екатерина Одарченко в комментарии Idealist.media отметила, что субъекты, которые инициируют развитие лоббизма в Украине, уже пять лет проводят просветительскую работу в этом направлении.

По словам эксперта, лоббирование не означает незаконный подкуп или давление на власть для принятия необходимого решения. Она приводит в пример работу различных ассоциаций, которые добиваются поставленных целей абсолютно прозрачно: аналитика, написание законопроектов и нормативно-правовых актов, коммуникация с властью, медиа-коммуникации. Одарченко отмечает, что в таком процессе нет взяток. Он длинный, но прозрачный и доступный каждому.

ИНСТИТУЦИЯ ЛОББИРОВАНИЯ. Екатерина Одарченко считает, что развитие института лоббирования в Украине происходит, хотя и не закреплено законом. По ее словам, подобные институты могут развиваться десятилетиями. По финансированию субъектов лоббирования эксперт объясняет, что решение и продвижение различных вопросов стоит по-разному.

Есть ассоциации, которые тратят 5-10 тыс. долларов в год и продвигают свои интересы. Другие тратят до миллиона долларов на работу. Например, когда необходимо наладить работу с внешним вектором, работать с Европарламентом и Еврокомиссией, работать с лоббированием в Америке, регистрируя лоббистскую активность. Кто-то организует общественные движения исключительно на волонтерских началах.

ВЫВОД. Лоббирование в развитых странах является инструментом сотрудничества и коммуникации, который приводит к принятию прогрессивных решений, выгодных как бизнесу, так и обществу. Его узаконивание имеет реальные шансы повлиять на сокращение коррупции, ведь вопрос можно будет решать дешевле и законно.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Чернышева, Вероника Анатольевна, 2013 год

Список литературы и источников

Источники и документы

2. Личное интервью с исполнительным директором Круглого стола промышленников России и ЕС Дацко К.А. 29.09.2012 / Материалы кафедры политики и функционирования ЕС и Совета Европы

4. Положение о Представительстве Торгово-промышленной палаты Российской Федерации за границей //

http://www.tpprf.ru/img/uploaded/2008112711183499.doc (дата обращения

27.02.2011)

6. Рабочий план мероприятий по реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» //

http://formodernization.com/info/workplan.php (дата обращения 07.10.2012)

07.10.2012)

12. Стенограмма круглого стола внешнеэкономического комитета ТПП по проблемам создания положительного имиджа российского бизнеса за рубежом // http://www.tpprf.ru/ru/main/news/news-

torg/news_current.shtml?2008/03/20080321-31766.html (дата обращения 15.11.2010)

24,

1360} //

Code of Conduct for Comissioners C(2011) 2904 // http: ec.europa.eu/commission_2010-

2014/pdf/code_conduct_en.pdf (дата обращения 12.06.2012)

Code of good administrative behavior //

http://ec.europa.eu/civil_society/code/index_en.htm (дата обращения 10.04.2009)

Committee on Budgetary Control, Transparency in financial matters ((2007/2141(INI))

lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:C:2009:184E:0001:0007:EN:PDF (дата обращения 15.05.2011)

http://ec.europa.eu/transparency/docs/sec_2012_0167_f_en_communication_to_commiss ion_en.pdf

http://ec.europa.eu/enterprise/enteфrise_policy/business_dialogues/russia/russiaoverview .htm (дата обращения 5.07.2010)

39,

40,

41,

OECD Guidelines for Managing Conflicts of Interest in the Public Service para. 10

lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CONSLEG:1962R0031:20070501 :EN:PD F

http://ec.europa.eu/transparency/regexpert/detail.cfm?ref=425&l=all

TABD letter to TEC, November 2011 // www.tabd.com (дата

обращения 23.07.2012)

Communication from the Commission. Brussels, 11.12.2002 COM(2002) 704 final // http://eur-

lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2002:0704:FIN:en:PDF(12.02.2012) Монографии и статьи на русском языке

49. Автономов A.C. Азбука лоббирования. — M.: Права человека, 2004. 112 с.

54. Васильева C.B. «Международный и иностранный лоббизм: правовые очертания и ограничения» // Бизнес и власти в современной России: теория и практика взаимодействия. М.: Изд-во РАГС, 2010

55. Выжутович В. Узаконить лоббизм // Российская газета — Федеральный выпуск. -2012- 16 марта, №5731 (58)

56. Гаман-Голутвина О.В. Группы интересов: ретроспектива// Полития. -2000. — №4. С. 38-49

58. Громыко А. Конгресс США (выборы, организация, полномочия). — М.: Издательство ИМО, 1957. 190 с.

59. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. -1994. — № 3. С. 37-48

60. Дегтярева Е. Лоббизм в процессе принятия решении ЕС: нормы регулирования, механизмы и модели // Мировая экономика и международные отношения. — 2008, №4. С. 42-49

61. Европейская интеграция. Учебник / под ред О.В. Буториной. -М.. 2011

64. Зяблюк Н.Г. Лоббизм в США как политический институт // США — Канада: ЭПК. -1995.-№1. С. 51-56

65. Зяблюк Н.Г. Практика лоббистской деятельности в США. -М.: ИСКР АН, 1994

66. Зяблюк Н.Г. США: лоббизм и политика. — М.: Мысль, 1976

67. Зяблюк Н.Г. Практика лоббистской деятельности в США. М.: ИСКР АН, 1994. 42 с;

68. Зяблюк Н.Г. Регулирование лоббистской деятельности в США- опыт и проблемы // Бизнес и политика. — 1995. №1 (Спец. выпуск). С. 16-28;

69. Зяблюк Н.Г. Соединенные Штаты Америки: новый закон о лоббистской деятельности // Бизнес и политика. — 1996. — №3. С. 43-48;

76,

77,

78,

79,

81,

82,

83,

Зяблюк Н.Г. Финансирование федеральных избирательных кампании в США. — М.: ИСКР АН, 1999. — 122с.;

Кузнецов Г.С. Политический лоббизм: мировой опыт // http://www.nirsi.rvi/69 (дата обращения 25. 09. 2011)

Лапина Н.Ю. Группы интересов и их представительство в структурах власти // Полития. -2001. — №2. С. 5-14

Лепехин В.А. «Группы давления»: генезис и классификация // Власть. — 2000. — №3. С. 69-74

Павроз A.B. Группы интересов и лоббизм в политике. — СПб: Издательст во СПбГУ, 2006. 184 с.

Перегудов С.П. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России// Полис № 4, 1993\

Семененко И.С. Новая модель политической системы? К вопросу об уровнях власти и управления в Европейском Союзе в свете российских проблем.// Политические институты на рубеже тысячелетий. — Дубна: Феникс+, 2001, с. 242 Семененко И.С Лоббизм и представительство интересов бизнеса в Европейском Союзе // Бизнес и политика. — 1995. — №2. С. 14-49;

96. Топалов А. Расследование пошло по трубам //

http ://www.gazeta.ru/business/2012/09/04/4753913. shtml (дата обращения: 27.09.2012).

98. Фельдман П.К вопросу о классификации лоббистских технологий // Власть. — 2012.

— №4. С. 111-114

99. Шаран П. Сравнительная политология. Ч. 1. М., 1992, С. 221-222

100. Шварценберг Р. -Ж. Политическая социология. Ч. III. М., 1992, С.133

102. Шохин А.Н., Королев Е.А. Взаимодействие бизнеса и власти в Европейском союзе. -М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008

Монографии и статьи на иностранных языках

— London: Pluto Press. -2003. -p. 19-36.

110. Bentley A. The Process of Government. 3-d edition/ A.Bentley -New Jersey: Transaction publishers. -1995. -501 p

111. Berry J.M. The Interest Group Society. — 2nd edition. — Boston-Toronto: Little, Brown and Company, 1984. -244 p.

112. Blum J. Lobbyismus in Deutschland und den USA — Adressaten und Methoden im Vergleich. — Munich: GRIN Verlag, 2008

114. Bouwen P. Corporate lobbying in the European union: towards a theory of access. — Firenze, 2009

115. Bowley G. Brussels rise draws lobbyists in numbers // International Herald Tribune -18 November 2004

116. Brown K. Samizdat: And Other Issues Regarding the ‘Source’ of Open Source Code AdTI, 2004

http://www.angelfire.com/linux/toussaint/samizdat/samizdat.pdf (дата обращения 5.10.2012)

117. Burley Н., Dinan W., Haar К., Hoedeman О.and Wesselius E. Bursting the Brussels Bubble // http://www.alter-

eu.org/sites/default/files/documents/bursting-the-brussels-bubble.pdf (дата обращения 5.07.2012)

119. Castels F. Pressure Groups and Political Culture. — L.: Routledge and Kegan Paul, 1967. -xiv, 112 p.

121. Cigler A., Loomis B. Interests Groups Transformed / Ed. by M. Petracca. -Oxford: Westview Press, 1992. -421 p.

123. Greenwood J. Interest Representation in the European Union. — Palgrave Macmillan, 2003. 310 p.

125. Hayes M.T. The New Group Universe // Interest Groups Politics. Ed. by A.J. Cigler, B. Loomis. — Washington: CQ Press, 1986. — 183-195 p.

127. Клоке D., Wiesly N. Social Movements // Political Networks. Ed. By D. Knoke. -N.Y., 1990. — P. 57-84

130. Lindblom C.E. The Policy-making Process. — Englewood Cliffs, N.J.: PrinticeHall, 1980. — 131 p.

131. Mayer В., McVeigh P.EU politicians promise to fight tougher car C02 rules // Automotive News Europe -7 January 2008

132. Mazey S. Lobbying in the European Community / Mazey S., Richardson J. -Oxford University Press, 1993

134. Milbrath L.W. Lobbying as a Communication Process // Public Opinion Quarterly. — 1960. -№24. P. 32-53

135. Milbrath L.W. Lobbying as a communication process/ Milbrath L.W // Public Opinion Quarterly, 1960, № 24 (1) — p. 89

137. Peterson J., Bomberg E. Decision-Making in the European Union. — N.Y.: St.Martin’s Press, 1999. 352 p.

139. Prantner C, Strob G.Ferrero-Waldner soil fur Nabucco lobbyieren // Der Standard, 30 October 2009

140. Pross A.P. Group politics and public policy. — Toronto: Oxford University Press, 1986.-xi, 343 p.

141. Poll R, Ferrero-Waldner: ‘Gewisse Gelassenheit» // Die Presse, 13 November 2009

142. Richardson J. Lobbying in the European Community / Mazey S., Richardson J. -Oxford University Press, 1993

143. Salisbury R.I I. An Exchange Theory of Interest Groups // Midwest Journal of Political Science. — 1969. — Vol. 13, №1. P. 1-31

147. Schlozman K.L., Tierney J.T. Organised Interests and American Democracy. -N.Y.: Harper & Row, 1986. 448 p.

149. Shmitter P.C. Still the Century of Corporatism? // The Review of Politics. — 1974. -Vol. 36, №1,-P. 85-131

150. Smith R.A. Interest Group Influence in the U. S. Congress // Legislative Studies Quarterly. — 1995. — Vol. 20, № 1. P. 89-139

2001 // http://aei.pitt.edu/2192/ (дата обращения 5.09.2012)

153. Truman D.B. The Governmental Process. Political interests and Public Opinion. -2nd ed. -N.Y.: Knopf, 1971.- 544 p.

154. Van Schendelen R. Machiavelli in Brussels: the Art of Lobbying the EU. -Amsterdam: Amsterdam University Press, 2002. 344 p.

155. Van Schendelen R. National Public and Private Lobbying. Aldershot: Dartmouth Publishing Group, 1993. 291 p.

157. Wilson G. Business and Politics. A comparative Introductions. — Chatham, N.J.: Chatham House Publishers, 1990. — xiv, 224 p.

Источники интернет

159. Сайт TABD // www.tabd.com (дата обращения 23.07.2012)

160. Сайт Американской лиги лоббистов http://www.alldc.org/ (дата обращения 15.02.2011)

161. Сайт Американской торговой палаты в ЕС // www.amchemeu.eu дата обращения (12.03.2012)

162. Сайт Европейского круглого стола промышленников // http://www.ert.be (дата обращения 9.04.2009)

170. Сайт Комитета регионов http://www.cor.europa.eu (дата обращения 3.04.2009)

171. Сайт компании ИТС-Россия http://www.its-russia.ru (дата обращения 25.09.2012)

172. Сайт МЕДЕФ //www.medef.fr (дата обращения 10.04.2009)

174. Сайт ОАО «Лукойл» // http://www.lukoil.ru/static_6_5id_29_.html (дата обращения 18.04.2009)

175. Сайт организации IES NETWORK // www.iesnetwork.info (дата обращения 17.09.2012)

176. Сайт организации EU-TE AM // http://www.euteam.eu/service_4.html (дата обращения 17.09.2012)

177. Сайт организации EU-TEAM http://www.euteam.eu/service_4.html (дата обращения 17.09.2012)

181. Сайт Торгово-промышленной палаты РФ http://www.tpprf.ru/ru/about/mission/ (дата обращения 27.02.2011)

182. Сайт Центра российского бизнеса в Европе // http://www.centruss.ru/(flaTa обращения 13.07.2011)

Приложение №1 Российские компании и организации, имеющие коммерческие интересы на рынке ЕС

По данным Круглого стола промышленников России и ЕС на 2012 год244.

Члены круглого стола промышленников России и ЕС

1. ОАО «РОСНАНО»

2. Фонд «Сколково»

3. АФК Система

4. ЦВТ «ХимРар»

5. Info Watch, Kaspersky Lab

6. ВТБ банк

7. Ассоциация строителей России

8. ОАО МХК «Еврохим»

9. ОАО «Северсталь»

10. Трубная металлургическая компания

И. Ассоциация российских банков

12. ОАО «Российские железные дороги»

13. РСПП

Нефтегазовая отрасль

14. ОАО «Лукойл»

15. Роснефть

16. МГК «Итера»

17. НК «Альянс»

18. ОАО «Зарубежнефть»

19. ОАО «Газпром нефть»

20. Группа Сумма

Металлургическая отрасль

21. ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»

22. Евраз Груп С.А.

23. ОАО «Мечел»

24. ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

25. РУСАЛ

26. ГМК Норильский никель

Машиностроение

27. Группа ГАЗ

28. ОАО «КАМАЗ»

29. ОАО «АвтоВАЗ»

30. Объединенная авиастроительная корпорация

244 Данные предоставлены аналитиком-референтом КСП России-ЕС Невской А.

31. ОАО «Ульяновский автомобильный завод»

32. ОАО «ЧТПЗ»

33. Группа ОМЗ

34. ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»

35. Концерн Тракторные заводы

36. ЗАО Трансмашхолдинг

37. ОАО «ЭМАльянс»

38. ФГУП ЦНИИмаш

Финансовый сектор

39. Сбербанк России

40. Альфа-банк

41. Банк Москвы

42. Газпром-банк

43. Росбанк

44. Ингосстрах

45. ГК «Внешэкономбанк»

46. ИК «Тройка Диалог»

47. МДМ Банк

Высокотехнологичные компании

48. «ЦСКБ-Прогресс»

49. компания «Монокристалл»

50. НПФ «Микран»

51. Инновационная корпорация «Технопром»

52. компания УНИСКАН

53. группа компаний «Транзас»

54. Ракето-космическая корпорайция «Энергия» им. С.П. Королева

55. Национальная компьютерная корпорация

56. ЗАО «Холдинговая компания «Композит»

57. Digital Sky Technologies

58. ЗАО «Оптоган»

59. ФГУП «Космическая связь»

60. ОАО «Информационные системы» им. М.Ф. Решетнева

61. ОАО «Российские космические системы»

62. Научно-Производственное объединение им. С.А. Лавочкина

63. Компания ABBYY

64. RUSSOFT

65. ОАО «РТИ»

66. Ледас

67. Корпорация Биоэнергия

68. ООО «СПЛАТ КОСМЕТИКА»

69. ЗАО «РНТ»

70. ЗАО «ДКС»

71. «Интерскол»

72. «Полаир»

73. НТ-МДТ

74. Ситроникс

75. НТО «ИРЭ-Полюс»

76. «Норд Системе»

Сфера услуг

77. Российская венчурная компания

78. МГТУ им. Н.Э. Баумана

79. ОАО» Инновационный технопарк «Идея»

80. Особая экономическая зона «Зеленоград»

81. Российской Ассоциации Прямого и Венчурного инвестирования

82. Академпарк

Химическая промышленность

83. Концерн КАЛИНА

84. Группа «Акрон»

85. ОАО «СИБУР Холдинг

Фармацевтическая промышленность

86. НПП «МедИнж»

87. Медико-билогический Союз

88. Ассоциация российских фармацевтических производителей

89. ПИК-ФАРМА

Военно-промышленный комплекс

90. Корпорация «ОБОРОНПРОМ»

91. ОАО «Вертолеты России»

92. ОАО «УК «ОДК»

93. Концерн ПВО «Алмаз-Антей»

94. ОАО «ПО «Севмаш»

95. ФГУП «НПЦ газотурбостроения «САЛЮТ»:

96. ОАО «Конструкторское бюро приборостроения»

97. ОАО Судостроительный завод «Северная верфь»

Телекоммуникации

98. Компания «Яндекс»

99. ОАО «Ростелеком»

100. ОАО «Связинвест»

101. ОАО «Мегафон»

102. ОАО «Вымпелком»

Сельское хозяйство

103. АСТОН

104. Зерновая Компания «Настюша»

Транспорт

105. ОАО «ТрансКонтейнер»

106. ОАО «Аэрофлот»

107. ЗАО «Группа компаний S7»

108. Совкомфлот

109. ООО «ТЭК «Евротранс»

Прочие

110. ОАО «Группа Е4»

111. ОАО «ФСК ЕЭС»

112. Интер РАО ЕЭС

113. «Промышленные инвесторы»

114. госкорпорация Росатом