Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению

Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ с 01.09.2014 внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, добавлен раздел Х «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».

В соответствии с изменением законодательства вступает запрет на управление многоквартирными домами без лицензии с 1 мая 2015 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» от 28.10.2014 №1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» от 28.10.2014 № 1110

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации

Лицензионными требованиями являются:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;

2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа — единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

6) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса;

7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

К соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, предъявляются лицензионные требования, предусмотренные п. 1 — 7 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Правом на получение государственной услуги (получение Лицензии) обладают заявители, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. Заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Представлять интересы заявителя вправе действующий в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами индивидуальный предприниматель, орган юридического лица, а также лицо, действующее на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в структурное подразделение многофункционального центра Санкт-Петербурга заявление о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором указываются сведения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, а также наличие квалификационного аттестата.

Компании, прошедшие лицензирование, будут включены в единый открытый федеральный реестр.

Для осуществления полномочий Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионного контроля изданы распоряжения Инспекции «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами» от 31.08.2016 № 32-р и «Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции»
от 13.01.2015 № 2.

К грубым нарушениям лицензионных требований относятся:

а) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

б) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах;

в) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», за исключением случая выполнения работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, управляющими организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»;

г) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

д) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;

е) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее — техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования;

ж) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «г» пункта 3 настоящего Положения, в части непрекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации;

з) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».

(п. 4(1) введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2018 N 1090)

4(2). При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «д» и «з» пункта 4(1) настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены.

При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «в», «е», «ж» пункта 4(1) настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

После статьи об открытии своей языковой школы, мы получили несколько вопросов о том, как ИП может выдавать сертификаты по обучающим программам (прочтите эту заметку до чтения дальнейшей информации). Мы задали эти вопросы автору упомянутого поста и получили следующий ответ.

Есть учителя в российских школах, которые могут открыть своё дело, но во многом сомневаются. Рассмотрим какие преимущества официального оформления образовательной деятельности.

Главный положительный момент от оформления ИП в отличии от репетиторства – отчисления в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования, т.е. можно спокойно уходить с госработы, а пенсионный стаж и медицинское обслуживание у Вас всё равно будут.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который был введён в декабре 2012 года, сказано в ст.2 п.20, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Далее в ст.60 п.15 написано, что такие организации имеют право выдавать людям, освоившим программы и прошедшим обучение, документы. В этом пункте нужно обратить внимание на два дополнения:

  • по этим программам нет итоговой аттестации (т.е. нет отметки);
  • документы выдаются по образцу и в порядке, который устанавливает сама организация (т.е. сам ИП). Необходимо создать положение о выдаче сертификатов.

Очень важна ст.35 ФЗ «Об образовании в РФ», прочитайте полностью обязательно! В ней говорится об информировании граждан перед заключением с ними договора об оказании платных услуг.

Когда, я знакомлю своих взрослых учеников или законных представителей с информацией, то в этот пункт ещё включаю знакомство с положением о выдаче сертификатов.

Например, у меня в положении прописано, что сертификат выдаётся обучающемуся, если он посетил не менее 75% занятий и освоил полностью курс учебника (прошёл итоговый тест). Неотъемлемая часть положения – приложение, в котором есть образец сертификата.

Эта публикация — история начинающего бизнесмена — поделитесь своей!

Вопрос юридической ответственности, применяемой к субъектам предпринимательской деятельности, действующим без лицензии или с нарушением порядка лицензирования, является весьма актуальным в теории и практике соответствующих правоотношений. Поэтому необходимо рассмотреть возможные последствия такой деятельности с точки зрения гражданского, административного и уголовного законодательства.

1. Административная ответственность

Новый Кодекс об административных правонарушениях в ст. 14.1 теперь предусматривает ответственность за осуществление деятельности с нарушением условий лицензии или без лицензии.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если лицензия обязательна, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере — от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
  • на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Гражданская ответственность

В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, у которого нет лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, может быть признана судом недействительной. Исковое заявление о признании сделки таковой подается юридическим лицом, его учредителем (участником) или государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за его деятельностью, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о ее незаконности.

Вопрос о недействительности сделки, совершенной при отсутствии лицензии, может возникать и в отношении предпринимателей-граждан. В этом случае необходимо руководствоваться ст. 173 Гражданского кодекса РФ в порядке аналогии закона.

Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна

3. Уголовная ответственность.

Уголовный кодекс РФ, действующий с 1 января 1997 г., качественно изменил составы преступлений в сфере экономической деятельности. Однако применение статей УК подчас вызывает некоторые трудности в связи с несовершенством системы российского законодательства. Это касается, в частности, вопроса привлечения к ответственности по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.

Под незаконным предпринимательством уголовное законодательство понимает «осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без лицензии в случаях, когда лицензия обязательна, или с нарушением условий лицензирования». Условием привлечения к уголовной ответственности является причинение в результате такой деятельности крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода от данной деятельности в крупном размере.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда лицензия обязательна, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере* наказывается:

  • штрафом до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, .
  • обязательными работами на срок от 180 до 240 часов;
  • арестом на срок от 4 до 6 месяцев

Незаконное предпринимательство, совершенное организованной группой, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере наказывается (Ч.2 ст.171 УК РФ):

  • штрафом от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового

(*) Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тысяч рублей, особо крупным — 1 миллион рублей (примечание к ст.169 УК РФ).

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 14.1
1. Предпринимательство, являясь общественно полезной формой социальной активности, является правомерным только при соблюдении определенных правил, нарушение которых служит основанием для привлечения виновных лиц к юридической ответственности. Статья 14.1 КоАП РФ содержит три самостоятельных состава административных проступков, единым для которых является объект правонарушения — общественные отношения в области предпринимательской деятельности. Указанные правоотношения возникают между властными субъектами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. При этом для уяснения данной связи допустимо воспользоваться дефиницией, содержащейся в ст. 2 ГК РФ, согласно которой предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Именно осуществление деятельности при отсутствии последнего из указанных выше признаков — государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица — является нарушением, административная ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ.
2. Санкция данной нормы не определяет круг субъектов, которые могут быть привлечены к административной ответственности. Для разрешения этого вопроса необходимо исходить из общих положений законодательства. Способность нести юридическую ответственность за свои действия (в том числе административная деликтоспособность) возникает у юридического лица одновременно с правоспособностью, т.е. в момент его создания (ч. 3 ст. 49 ГК РФ). При этом юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, что является завершающим этапом государственной регистрации. Таким образом, без государственной регистрации в качестве юридического лица о его ответственности говорить нельзя. Субъектами административной ответственности в рассматриваемом случае будут являться учредители (участники) данного юридического лица, т.е. таковыми могут быть как граждане, так и юридические лица. По аналогичной схеме следует рассуждать и в отношении индивидуальных предпринимателей, не прошедших государственную регистрацию, так как правило ч. 4 ст. 23 ГК РФ применяется лишь для гражданско-правовых сделок, а не для вопросов привлечения к ответственности. Следовательно, в качестве субъекта административной ответственности по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ будет выступать физическое лицо.
Один из субъектов правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, — граждане — лица, достигшие 16-летнего возраста. Однако следует отметить, что в большинстве случаев это будут граждане, достигшие 18 лет, поскольку именно по достижении этого возраста возникает полная дееспособность. Хотя в специально предусмотренных случаях гражданское законодательство разрешает лицам и с 16 лет заниматься предпринимательской деятельностью.
3. Объективная сторона рассматриваемого деяния заключается в невыполнении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в течение длительного времени правовой обязанности совершить действия, предусмотренные нормой права. В частности, указанная обязанность установлена Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц», являющимся в настоящее время основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим данный вопрос. Таким образом, деяние выражается в противоправном бездействии и является длящимся правонарушением. В связи с этим, на основании ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения деликта. Это правонарушение следует считать оконченным с момента совершения одного из действий в общей цепи однородных актов поведения. Рассматриваемый вид незаконного предпринимательства следует отграничивать, например, от единичного акта продажи одного (или даже нескольких) предмета, так как в данном случае отсутствует систематичность, повторяющийся процесс, направленный на получение прибыли.
Только с завершением процедуры регистрации предприятие (индивидуальный предприниматель) считается зарегистрированным. Поэтому любая предпринимательская деятельность, осуществляемая до этого момента, является незаконной. Следует также отметить, что противоправной является и предпринимательская деятельность, осуществляемая в период обжалования решения об отказе в государственной регистрации, а также продолжение предпринимательской деятельности вопреки решению суда или арбитражного суда об аннулировании государственной регистрации предприятия (индивидуального предпринимателя).
4. Представляется, что в рассматриваемом случае субъективная сторона проступка может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.
За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица предусмотрен административный штраф в размере от 5 до 20 МРОТ, не дифференцированный в зависимости от субъекта правонарушения.
5. Части 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ применяются только при условии, что действие (бездействие) не образует специального состава иного административного правонарушения (например, содержащегося в ст. 7.3, 7.6, 7.11 КоАП РФ).
Часть 2 ст. 14.1 КоАП РФ направлена на обеспечение защиты общества от непрофессиональных, неквалифицированных действий хозяйствующих субъектов при осуществлении некоторых видов деятельности, требующих специального разрешения.
Абзац 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ устанавливает, что коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Таким образом, закон разделяет деятельность, запрещенную законом, и деятельность, осуществленную за пределами правоспособности лица (например, без лицензии).
Государство вправе ограничивать свободу предпринимательства лишь для достижения целей, обозначенных Конституцией. Согласно ст. 55 Конституции РФ ограничение прав граждан допускается только федеральным законом. Выдача разрешения на занятие теми или иными видами предпринимательства ограничивает экономическую свободу. В связи с этим ст. 49 ГК РФ установлено, что перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, устанавливается только законом. Несмотря на принятие Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», прямые или косвенные запреты на осуществление определенной работы содержатся в многочисленных правовых актах. Действие указанного Закона не распространяется, в частности, на деятельность кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, биржевую и образовательную деятельность и др.
Понятие лицензии закреплено в ст. 2 вышеназванного Федерального закона, в соответствии с которой лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Необходимо учитывать, что понятие разрешения шире понятия лицензии и включает в себя, в частности, квалификационный аттестат, право на управление и др.
Разрешительный режим отличается от ранее рассмотренного регистрационного предоставлением нового правового статуса, дающего возможность вести определенные виды деятельности. Данная характеристика позволяет отличить разрешения, выдаваемые в рамках разрешительной системы, от смежных (например, разрешений на совершение разовых действий).
6. Субъектами разрешительных правоотношений являются лицензирующие органы (соответствующие органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование) и лицензиаты. При этом Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» относит к лицензиатам юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Следует, однако, учитывать, что ряд иных нормативных актов устанавливает обязательность получения соответствующих разрешений и для структурных подразделений юридических лиц. Так, например, п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796, устанавливает, что филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование в порядке, установленном данным Положением, с получением отдельной лицензии. Таким образом, круг лицензиатов отличается от круга субъектов, подлежащих административной ответственности согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (граждане, должностные лица, юридические лица). В рассматриваемом случае необходимо учитывать также положения ст. 2.4 КоАП РФ, устанавливающей, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
7. Объективная сторона данного проступка также выражается в форме бездействия — невыполнении предусмотренных законом действий для получения соответствующего разрешения. При этом, как и в случае, рассмотренном выше, имеется «активный» элемент: лицо должно осуществлять предпринимательскую деятельность (что само по себе, естественно, не является противоправным).
Бездействие, т.е. невыполнение обязанностей по получению специального разрешения, имеет место, когда в соответствии с действующим законодательством лицо обязано обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче специального разрешения (лицензии) либо его возобновлении или изменении, но не делает этого. В смысле ст. 14.1 КоАП РФ лицо считается неисполнившим эту обязанность после начала осуществления предпринимательской деятельности, требующей наличия разрешения.
Предпринимательская деятельность, начатая до получения лицензии, а также продолжаемая после ее аннулирования, должна рассматриваться как незаконная. В последнем случае лицензирующим органом лицензиату должно быть в трехдневный срок направлено уведомление об аннулировании лицензии. Если по каким бы то ни было причинам такое уведомление не получено, то продолжаемую предпринимательскую деятельность нельзя считать административно наказуемой.
При наличии ряда условий уполномоченные органы вправе приостановить действие лицензии до устранения обнаруженных нарушений с последующим ее возобновлением. Представляется, что и в указанном случае продолжение предпринимательской деятельности должно рассматриваться как незаконное. В качестве проступка следует расценивать и деятельность, осуществляемую с просроченной лицензией (в качестве деятельности без лицензии).
8. Нельзя согласиться с существующей точкой зрения о том, что незаконная предпринимательская и банковская деятельность осуществляется только с прямым умыслом: субъект сознает, что занимается перечисленными выше видами деятельности без регистрации или без лицензии либо с нарушением условий лицензирования, и желает совершения или продолжения начатых действий. Представляется, что в составах, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, субъективная сторона проступка может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности. Данная точка зрения подтверждается и судебной практикой. Так, например, кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Уральского федерального округа в решении по делу N Ф09-1703/2001-АК отметила: «Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования частично, учел обстоятельства совершенного правонарушения: материальное положение, добросовестное заблуждение истца, считавшего, что для реализации «Джин-тоника» лицензия не нужна…».
Необходимо учитывать, что правовые акты закрепляют многочисленные меры пресечения рассматриваемого вида проступков. Среди них самыми распространенными являются следующие: приостановление действия лицензии, предостережение, предписание об устранении нарушений и т.д. Данные меры предшествуют применению санкции, установленной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, — административного штрафа. Этот вид наказания является основным. Размер штрафа определяется в зависимости от категории делинквента: для граждан — от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ. В качестве дополнительного наказания может быть применена конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
9. Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает третью форму незаконного предпринимательства — осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Указанное нарушение законодательства имеет схожие черты с предыдущим. Отметим лишь некоторые особенности элементов состава данного правонарушения.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензионного вида деятельности. Помимо Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечень дополнительных лицензионных требований и условий может определяться положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом необходимо отметить недостаток данной статьи: в ней отсутствует указание на нарушение лицензионных требований, которое содержится в вышеназванном Федеральном законе. Специальные положения устанавливают организацию контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. Например, Приказом Госстроя России от 19 июня 2002 г. N 107 утверждено Положение об организации контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госстроя России. Согласно п. 3 указанного Положения рассматриваемый вид контроля осуществляется не реже одного раза за период действия лицензии или по мере необходимости, с учетом результатов проверок соответствующих контрольных и надзорных органов.
Действиями, образующими нарушение условий лицензирования, могут быть, например, несоответствие производственных помещений, технологического и другого оборудования техническим нормам и требованиям; отсутствие у лицензиата специалистов соответствующей квалификации для работы с используемым оборудованием и т.д. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.
10. Субъектами правонарушения являются те же лица, которые указаны в комментарии к ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. В зависимости от категории субъектов установлен следующий размер административного штрафа: для граждан — от 15 до 20, для должностных лиц — от 30 до 40, для юридических — от 300 до 400 МРОТ.
11. Согласно ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, относится к компетенции суда. При решении вопроса подведомственности необходимо учитывать, что в случае, если делинквентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, дела указанной категории рассматриваются судьями арбитражных судов. В остальных случаях данные дела относятся к компетенции мировых судей.
12. Часть 1 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливает общее правило, согласно которому протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ в пределах компетенции соответствующего органа. Кроме того, протоколы об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица следующих органов: органов внутренних дел (милиции), федеральных органов налоговой полиции, федерального антимонопольного органа, органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Следует также отметить, что по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ протоколы имеют право составлять должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а по ч. 2 и 3 указанной статьи — должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора; должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
При применении ст. 14.1 КоАП РФ необходимо также руководствоваться нормой ст. 28.4 КоАП РФ, устанавливающей, что в порядке общего надзора правом возбуждать дела о рассматриваемых правонарушениях обладает прокурор. В данном случае не составляется протокол об административном правонарушении, а выносится соответствующее постановление.
Следует отметить, что при применении ст. 14.1 КоАП РФ необходимо учитывать наличие уголовной ответственности за незаконное предпринимательство, установленной ст. 171 УК РФ. Не останавливаясь подробно на разграничении данных составов, отметим лишь, что уголовно наказуемое деяние сопряжено по меньшей мере с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо с извлечением дохода в крупном размере (доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 МРОТ).