Лицензирование пожарной деятельности

Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2020 года N 1128

Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 июля 2020 года N 1128

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

2. Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее — лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — лицензирующий орган).

3. Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.

4. Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;

б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона «О пожарной безопасности», прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений», и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) — не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) — не менее 3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) — не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих:

высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности;

минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года;

г) прохождение лицами, указанными в подпункте «в» настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет обучения в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам) по дополнительным профессиональным программам программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения — программам повышения квалификации рабочих и служащих;

д) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

5. К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами «б» и (или) «д» пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет или направляет в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», заявление с приложением копий документов:

а) подтверждающих наличие у работников, указанных в подпункте «в» пункта 4 настоящего Положения, необходимого образования и соответствующей квалификации;

б) подтверждающих стаж работы работников, указанных в подпункте «в» пункта 4 настоящего Положения, или заверенных в установленном порядке выписок из указанных документов;

в) подтверждающих наличие у соискателя лицензии зданий (сооружений, помещений), указанных в подпункте «а» пункта 4 настоящего Положения;

г) подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерений, указанных в подпункте «б» пункта 4 настоящего Положения;

д) подтверждающих наличие сведений о результатах поверки средств измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений или результатов поверки средств измерений, выполненных до 24 сентября 2020 г., которые должны быть удостоверены знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средств измерений, заверенной подписью поверителя и знаком поверки;

е) подтверждающих прохождение работниками обучения, указанного в подпункте «г» пункта 4 настоящего Положения.

7. Прием лицензирующим органом заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и об аннулировании лицензии, а также формирование государственного информационного — ресурса, формирование и ведение реестра лицензий, предоставление информации по вопросам лицензирования осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

8. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также сведения в соответствии с подпунктами «а» — «г» пункта 4 настоящего Положения.

9. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

10. Информация, предусмотренная частью 1 статьи 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается лицензирующим органом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 дней со дня официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности, а также внесения лицензирующим органом соответствующих записей в реестр лицензий.

11. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

12. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Приложение. Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

Приложение
к Положению о лицензировании
деятельности по монтажу, техническому
обслуживанию и ремонту средств
обеспечения пожарной безопасности
зданий и сооружений

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.

9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 03.08.2020,
N 0001202008030003

Решение от 21 июня 2017 г. N 223ФЗ-608/17

Решение Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок

от 21 июня 2017 г. № 223ФЗ-608/17

Комментарий в отношении довода жалобы и выявленных нарушений

Довод жалобы №1 (неправомерное отклонение)

Полностью согласны с решением ФАС в части принятия решения о правомерности действий Заказчика при отклонении заявки участника. В соответствии п.8.3.5 конкурсной документации электронная часть конкурсной заявки состоит из открытой и закрытой частей. Требования к составу закрытой части заявки установлены в соответствии с п.8.1.7 конкурсной документации, упакованных в архив или серию архивов (многотомный архив) с использованием программы-архиватора.

В связи с тем, что закрытая часть заявки представлена в виде поврежденного архива, Заказчику не удалось осуществить открытие представленных участником в закрытой части заявки файлов, используя все имеющиеся у Заказчика программные средства. Таким образом, Заказчик не имеет возможности проверить соответствие такой заявки требованиям документации.

Нарушение №1, выявленное в ходе рассмотрения жалобы (требование к опыту)

Не согласны с решением ФАС в части выявления нарушения в действиях Заказчика, установившего дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ.

В соответствии с разделом 20 Положения о закупках Заказчика, в документации о закупке помимо обязательных требований к участникам закупки, могут быть установлены также иные требования к участникам закупки, в том числе, требование о наличии опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке.

В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 25.07.2016 №Д28и-1863 заказчик вправе требовать наличия у участников закупки соответствующего оборудования, квалифицированного персонала, а также опыта выполнения аналогичных работ, при этом в документации о закупке должны быть раскрыты понятие «аналогичность», а также критерии отнесения работ к аналогичным предмету закупки в зависимости от специфики осуществляемой деятельности.

Таким образом, установление Заказчиком требований к опыту выполнения работ не противоречит требованиям Положения о закупках заказчика и не нарушает положения Закона о закупках.

Нарушение №2, выявленное в ходе рассмотрения жалобы (требование к наличию производственных мощностей и квалифицированного персонала)

А) Согласны с решением ФАС в части выявления нарушения в действиях Заказчика, установившего дополнительные требования к участникам закупки о наличии собственной или привлекаемой испытательной лаборатории.

В соответствии с разделом 20 Положения о закупках Заказчика, в документации о закупке помимо обязательных требований к участникам закупки, могут быть установлены также иные требования к участникам закупки, в том числе, требование о наличии:

— на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора;

— необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановления Правительства РФ от 30.12.2011 №1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее ПП РФ №1225) выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании действующей лицензии, выданной МЧС России.

В соответствии с подпунктом «а» Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного ПП РФ №1225, лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг.

В соответствии разделом IX Приложения к Приказу МЧС России от 30.10.2017 №478 «Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее – Приказ МЧС России №478 лицензиат для выполнения работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций должен обладать следующим минимальным перечнем оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения:

— Техническое средство, предназначенное для нанесения огнезащитных составов методом распыления;

— Техническое средство, предназначенное для измерения толщины слоя покрытия;

— Техническое средство, предназначенное для определения температуры воздуха;

— Техническое средство, предназначенное для определения влажности воздуха;

— Техническое средство, предназначенное для определения массы.

Таким образом, установление Заказчиком требования о наличии у участника закупки собственной или привлекаемой испытательной лаборатории противоречит требованиям Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ПП РФ №1225, Приказа МЧС России №478 и п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках.

Б) Не согласны с решением ФАС в части выявления нарушения в действиях Заказчика, установившего дополнительные требования к участнику закупок о наличии квалифицированного персонала.

В соответствии с разделом 20 Положения о закупках Заказчика, в документации о закупке помимо обязательных требований к участникам закупки, могут быть установлены также иные требования к участникам закупки, в том числе, требование о наличии:

— на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора;

— необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ПП РФ №1225 выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании действующей лицензии, выданной МЧС России.

В соответствии с подпунктами «б»-«г» Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного ПП РФ №1225, лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку) и прошедших повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, — для юридического лица;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) документов, подтверждающих получение профессионального технического образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, и прохождение повышения квалификации, а также минимальный стаж работы в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, — для индивидуального предпринимателя;

г) повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах «б» и «в», в области лицензируемой деятельности не реже 1 раза в 5 лет.

Таким образом, установленное Заказчиком требование квалифицированного персонала не противоречит требованиям Положения о закупках Заказчика и не нарушает положения Закона о закупках.

Нарушение №3, выявленное в ходе рассмотрения жалобы

(запрос доп. информации)

Согласны с решением ФАС в части выявления нарушения в действиях Заказчика, установившего в документации право конкурсной комиссии запрашивать дополнительную информацию и документы, не представленные в составе заявки.

Данные действия содержат риски необъективной оценки заявок и могут применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.

Нарушение №4 выявленное в ходе рассмотрения жалобы

(представление сведения о владельцах)

Не согласны с решением ФАС в части неправомерности установления в закупке требования о представлении до заключения договора сведений о владельцах, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов.

Требование о представлении до заключения договора сведений о владельцах, включая конечных бенефициаров установлено во исполнение перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 28.12.2011 N ВП-П13-930.

В соответствии с п.4 Приложения к Письму Аппарата Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № П24-746В (далее – Перечень) во исполнение перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 28.12.2011 N ВП-П13-930 установлен список государственных корпораций и государственных компаний, которые обязаны в целях обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, в том числе исключения случаев конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемой должностью:

— в месячный срок обеспечить безусловное раскрытие контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с подтверждением соответствующими документами и представить указанную информацию (в электронном виде по форме, содержащейся в приложении № 3 к Перечню) в соответствующие федеральные органы исполнительной власти (приложение № 2 к Перечню), Росфинмониторинг и ФНС России;

— при проведении предконтрактной работы, в том числе по подготовке к подписанию новых договоров, в качестве необходимого условия для заключения договора предусмотреть раскрытие контрагентом информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с подтверждением соответствующими документами. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации в срок до 10 января 2012 г.;

— в 2-недельный срок обеспечить внесение изменений во внутренние документы, в соответствии с которыми непредставление контрагентом сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) препятствует заключению новых договоров и влечет необходимость расторжения действующих договоров. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации;

— ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в соответствующие федеральные органы исполнительной власти (приложение № 2 к Перечню), Росфинмониторинг и ФНС России информацию о заключенных контрактах, в том числе с указанием сведений в отношении всей цепочки собственников контрагента, включая бенефициаров (в том числе, конечных), подтвержденную соответствующими документами (в электронном виде по форме, содержащейся в приложении № 3 к Перечню);

— в случае каких-либо изменений в цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров (в том числе, конечных) и (или) в исполнительных органах контрагента, представлять соответствующую информацию в соответствующие федеральные органы исполнительной власти (приложение № 2 к Перечню), Росфинмониторинг и ФНС России не позднее чем через 10 дней после таких изменений (в электронном виде по форме, содержащейся в приложении № 3 к Перечню).

Заказчик – ОАО «РЖД» является госкомпанией, включенной в список, предусмотренный п.4 Приложения к Письму Аппарата Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № П24-746В.

Таким образом, установление Заказчиком требований к предоставлению информации о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров, не противоречит требованиям Положения о закупках заказчика и не нарушает положения Закона о закупках.

Лицензирование в области пожарной безопасности – это деятельность специально уполномоченных органов по проверке соответствия соискателя лицензии установленным требованиям, выдаче лицензии, по контролю за осуществлением лицензируемых видов деятельности и применению установленных мер воздействия в случае нарушения лицензионных требований и условий. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» от 26.01.2006 № 45 на МЧС России возложены полномочия по осуществлению лицензирования следующих видов деятельности в области пожарной безопасности:

  • деятельность по предупреждению и тушению пожаров;
  • производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • эксплуатация пожароопасных производственных объектов (совместно с Ростехнадзором).

Постановлением Правительства РФ от 31.05.2002 № 373 утверждены «Положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров» и «Положение о лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 № 595 утверждено «Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов» (совместно с Ростехнадзором).

Деятельность по предупреждению и тушению пожаров включает в себя осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности людей и имущества, а также действия по спасению людей и имущества при пожарах и по ликвидации пожаров.

Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включает в себя: осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации людей при пожаре, молниезащиты, противопожарных занавесов и завес, заполнений проёмов в противопожарных преградах) и их элементов, а также работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

Под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых:

а) используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твёрдые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в т.ч. пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом;

б) ведутся подземные и открытые горные работы по добыче и переработке полезных ископаемых, склонных к самовозгоранию, а также работы на др. горных объектах, технология которых предусматривает ведение пожароопасных работ, в т.ч. не связанных с добычей полезных ископаемых. Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов осуществляют МЧС России в части объектов, перечисленных в пункте а), и Ростехнадзор, в части объектов, перечисленных в пункте б).

Таким образом, организационная структура системы лицензирования в области пожарной безопасности, существовавшая до 11.02.2002 и включавшая в себя федеральный, территориальные, специальные лицензирующие органы, изменена и в настоящее время (2006) в соответствии с НПА, регламентирующими деятельность по лицензированию в области пожарной безопасности, представлена только федеральным органом, осуществляющим лицензирование в области пожарной безопасности на всей территории РФ.

Общие лицензионные требования и условия, предъявляемые при лицензировании в области пожарной безопасности:

  • наличие у руководителя, юридического лица (руководителя структурного подразделения, осуществляющего или намеревающегося осуществлять лицензируемую деятельность), индивидуального предпринимателя и специалистов (состоящих в штате или привлекаемых на законном основании), необходимого образования, первоначальной подготовки, повышения квалификации, стажа работы в лицензируемой области;
  • наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых зданий, помещений, пожарной техники, оборудования, инструмента, средств связи, снаряжения, нормативных документов по пожарной безопасности и соответствующей нормативным требованиям регламентной документации;
  • наличие выполнения требований НПА и документов нормативно-технического характера, регламентирующих лицензируемую деятельность, а также использование продукции, соответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия, и наличие системы контроля качества лицензируемой деятельности, в случаях, предусмотренных нормативными документами, регламентирующими лицензируемую деятельность.

Для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии по требуемой форме и документы, свидетельствующие о наличии у соискателя возможности выполнения лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 45 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Срок действия лицензий в области пожарной безопасности – 5 лет. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом путём проведения проверок. Лицензирующий орган ведёт реестр лицензий.

Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2007 г. N 269 в настоящее постановление внесены изменения

Постановление Правительства РФ от 25 октября 2006 г. № 625

О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности

(с изменениями от 5 мая 2007 г., 31 октября 2009 г., 21 апреля24 сентября 2010 г.)

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров;

Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 373 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 23, ст. 2175);

пункт 73 изменений, которые вносятся в постановления Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающиеся государственной регистрации юридических лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 731 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 41, ст. 3983).

Председатель Правительства

Российской Федерации М. Фрадков

Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2007 г. N 269 в настоящее Положение внесены изменения

Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

3. Лицензирование деятельности по тушению пожаров (далее — лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – лицензирующий орган).

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений, пожарной техники, средств связи, оборудования, инструмента и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании;

Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 875 подпункт «б» пункта 4 настоящего Положения изложен в новой редакции

б) наличие в штате юридического лица или индивидуального предпринимателя специалиста, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности «пожарная безопасность» либо прошедшего профессиональную подготовку в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля при наличии иного высшего или среднего профессионального образования и имеющего стаж работы в области обеспечения пожарной безопасности не менее 3 лет;

Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 875 в подпункт «в» пункта 4 настоящего Положения внесены изменения

в) наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности;

г) отсутствие медицинских противопоказаний у работников соискателя лицензии (лицензиата), участвующих в действиях, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров;

д) повышение квалификации указанных в подпункте «б» лиц в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет;

е) выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности»;

ж) соблюдение лицензиатом требований к предоставлению информации для государственного статистического учета пожаров и их последствий;

з) применение лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, соответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия.

5. Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности являются невыполнение требований подпунктов «а» — «ж» пункта 4 настоящего Положения, а также умышленное искажение информации для государственного статистического учета пожаров и их последствий.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

б) копии документов, подтверждающих квалификацию работников, осуществляющих лицензируемую деятельность;

в) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих стаж работы работников в области обеспечения пожарной безопасности;

г) документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии помещений, пожарной техники, средств связи, оборудования, инструмента и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

7. Копии документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, не заверенные нотариусом, предоставляются с предъявлением оригиналов.

8. Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, не допускается.

9. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются соискателем лицензии в лицензирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением.

10. Лицензирующий орган проводит проверку:

а) полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных соискателем лицензии в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, путем их сопоставления со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 268 в подпункт «б» пункта 10 настоящего Положения внесены изменения

б) возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

11. Лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

12. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган выдает его дубликат на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней с даты получения заявления.

Дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, оформляется с пометкой «дубликат» в 2 экземплярах, один из которых вручается лицензиату, другой хранится в лицензионном деле лицензирующего органа.

В случае необходимости лицензирующий орган выдает заверенную им копию документа, подтверждающего наличие лицензии, на основании письменного заявления лицензиата в течение 5 дней с даты получения заявления.

13. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности и предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается лицензирующим органом в официальных электронных или печатных средствах массовой информации, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 15 дней с даты:

а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении или прекращении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, а также о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

14. Доступ к информации, указанной в пункте 13 настоящего Положения, является свободным и безвозмездным.

Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 268 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения

15. Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом или его территориальным органом в соответствии Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

16. Предоставление документа, подтверждающего наличие лицензии (отказ в предоставлении лицензии), переоформление, приостановление, возобновление действия лицензии, аннулирование лицензии, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. N 749 настоящее Положение дополнено пунктом 17

17. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Положение
о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Под производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений понимается осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

3. Лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее — лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — лицензирующий орган).

4. Лицензионными требованиями и условиями лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений, оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании;

б) наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 50 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет;

в) повышение квалификации указанных в подпункте «б» лиц в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет;

г) выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности»;

д) применение лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, соответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия.

5. Грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности является невыполнение требований подпунктов «а», «г» и «д» пункта 4 настоящего Положения.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

б) копии документов, подтверждающих квалификацию работников, осуществляющих лицензируемую деятельность;

в) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих стаж работы работников в области лицензируемой деятельности;

г) документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии помещений, оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

7. Копии документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, не заверенные нотариусом, предоставляются с предъявлением оригиналов.

8. Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, не допускается.

9. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются соискателем лицензии в лицензирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением.

10. Лицензирующий орган проводит проверку:

а) полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных соискателем лицензии в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, путем их сопоставления со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 268 в подпункт «б» пункта 10 настоящего Положения внесены изменения

б) возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

11. Лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

12. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган выдает его дубликат на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней с даты получения заявления.

Дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, оформляется с пометкой «дубликат» в 2 экземплярах, один из которых вручается лицензиату, другой хранится в лицензионном деле лицензирующего органа.

В случае необходимости лицензирующий орган выдает заверенную им копию документа, подтверждающего наличие лицензии, на основании письменного заявления лицензиата в течение 5 дней с даты получения заявления.

13. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности и предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается лицензирующим органом в официальных электронных или печатных средствах массовой информации, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 15 дней с даты:

а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении или прекращении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, а также о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

14. Доступ к информации, указанной в пункте 13 настоящего Положения, является свободным и безвозмездным.

Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 268 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения

15. Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом или его территориальным органом в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

16. Предоставление документа, подтверждающего наличие лицензии (отказ в предоставлении лицензии), переоформление, приостановление, возобновление действия лицензии, аннулирование лицензии, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. N 749 настоящее Положение дополнено пунктом 17

17. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.