Лицензиары

С 1990 по 2001 г. нормативные правовые акты РФ о лицензировании раскрывали понятие «лицензия» по-разному:

1) постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» раскрывало понятие «лицензия» как официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления (п. 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418);

2) нормы Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяли «лицензию» как разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст. 2 Федерального закона);

3) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в действ, ред.) раскрывает понятие «лицензия» через специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

4) часть 1 ст. 49, ч. 2 ст. 61 ГК РФ рассматривают «лицензию» как специальное разрешение на осуществление юридическим лицом отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом.

Несмотря на то что законодательно легальное понятие «лицензия» определено, возникает вопрос, чем является лицензия: правом или разрешением?

Представляется возможным заключить, что раскрытие понятия «лицензии» исключительно через категорию права (возможности) на совершение какого-либо действия является не совсем правильным. С получением лицензии у предпринимателя наступает специальная правоспособность. В соответствии с положениями ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. По своей юридической сути лицензия — разрешительный документ, выдаваемый соискателю лицензии в качестве подтверждения им соблюдения всех предусмотренных законом лицензионных требований, и представляет собой юридический факт (действие), являющийся основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений. Право юридического лица на осуществление деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента внесения номера лицензии в реестр лицензий и последующего получения лицензии соискателем лицензии (ст. 10, 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности») или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, либо в случае ликвидации юридического лица, либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя *(91). Иными словами, лицензия носит персонифицированный характер, и проблема ее передачи правообладателем отпадает сама собой. Вместе с тем следует отметить, что судебная практика свидетельствует, что изменение наименования юридического лица не изменяет его прав и обязанностей, поскольку в случае изменения наименования юридического лица лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности не прекращает своего действия (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 января 2005 г. N Ф04-9508/2004 (7793-А27-33). Позиция Суда абсолютно справедлива, однако необходимо отметить, что ссылка в решении на общий порядок получения, переоформления и прекращения действия лицензий, предусмотренный нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», является не совсем корректной ввиду того, что отношения в сфере недропользования ст. 1 Федерального закона «О лицензировании» выводятся из-под сферы действия Закона и, соответственно, на них не распространяются.

Если же лицензию рассматривать сугубо как субъективное право, то есть обеспеченную законом возможность предпринимателя (юридического или физического лица) реализовать его путем совершения определенных действий или требуя определенного поведения от других лиц, то, согласно Конституции РФ, данное право можно было бы передать другому лицу. Вместе с тем, согласно ст. 128 *(92) и 129 ГК РФ, лицензии не относятся к объектам гражданских прав, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому путем универсального правопреемства либо иным способом, что подтверждается и нормами Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (абз. 2 ч. 1 ст. 7), устанавливающими, что вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Таким образом, лицензия не может быть передана иному лицу. Лицензия имеет строго персонифицированный характер. Кроме того, если бы лицензия была исключительно правом, то лицензиат смог бы осуществлять соответствующий вид деятельности не с момента внесения лицензирующим органом номера лицензии в реестр лицензий, а уже с момента вынесения решения лицензирующего органа о предоставлении лицензии.

Нормы Гражданского кодекса также подтверждают персонифицированный характер лицензии. Так, учитывая специфику отношений, возникающих из договора купли-продажи предприятия (ст. 559 ГК РФ), законодательно определено, что права продавца, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ч. 3 ст. 559 ГК РФ). Иными словами, специально оговаривается, что покупателю передается в собственность имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам. При этом, если покупатель не в состоянии выполнить обязательство, исполнение которого невозможно при отсутствии у него такого разрешения (лицензии), законодатель предусмотрел солидарную ответственность продавца и покупателя по этим обязательствам в качестве дополнительной гарантии интересов кредиторов (ч. 3 ст. 559 ГК РФ) *(93).

Согласно вышесказанному представляется правильным заключить, что понятие «лицензия» включает в себя одновременно право на осуществление предпринимателем соответствующего вида деятельности, подтвержденное выдачей разрешения при соблюдении соискателем лицензии предусмотренных законом лицензионных требований с присвоением лицензии номера и внесением его в реестр лицензий.

Лицензирование и сертификация призваны привлечь особое внимание к определенным видам деятельности и товарам. Свободные рыночные отношения предполагают контроль со стороны государства некоторых видов деятельности, прежде всего предпринимательской.
Гарантия для автора
Например, лицензии используются в патентном и авторском праве. Здесь лицензионный договор говорит о том, что обладатель прав (патента) на изобретение или авторское произведение разрешает использовать ее другому лицу, причем использующий обязуется контролировать получение владельцем патента всех полагающихся по закону вознаграждений и выплат.
Образовательная деятельность
Любое учебное заведение должно соответствовать нормам и правилам, предъявляемым соответствующими государственными документами. Здесь принимается во внимание не только качество материала, предлагаемого слушателям, но и:
• соблюдение строительных правил и норм в помещениях;
• выполнение санитарных норм;
• наличие необходимого оборудования;
• обеспечение медицинским обслуживанием;
• укомплектованность преподавательского состава;
• соответствие другим требованиям.

Лицензии и сертификаты: разрешение на некоторые виды бизнеса

Лицензирование и сертификация в бизнесе – это получение специальных разрешений, в которых есть четкая регламентация условий и требований, которые предъявляет государство к деятельности предприятия в том или ином направлении. В первую очередь, это отрасли, работа в которых связана со здоровьем и опасностью для жизни людей. Еще это может быть деятельность, которая затрагивает общегосударственные интересы, например по разработке полезных ископаемых.
Начинать практическую работу можно только после получения лицензии, иначе существует риск понести административную, а иногда и уголовную ответственность.
Соответствие стандартам
Качественные характеристики продукции и услуг определяются независимой организацией, которая выдает соответствующий документ, который называется сертификатом. Оцениваться также может система менеджмента, персонал, определенные работы.
В отличие от лицензирования, сертификация может быть как обязательной, так и добровольной. Многие компании для повышения уровня доверия к их товарам и услугам, на договорных условиях приглашают независимых экспертов, которые устанавливают соответствие объектов сертификации государственным и международным требованиям. Однако есть перечень товаров, для которых прохождение этой процедуры и получение соответствующего документа является обязательным.
Основная задача, которую решают лицензирование и сертификация – это защита потребителей от товаров и услуг несоответствующего качества, обеспечение безопасности производимой продукции для жизни человека, его здоровья, а также окружающей природной среды.

Сущность лицензирования

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей;
в) лицензируемая деятельность;
г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;
д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;
е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Порядок лицензирования

Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.

1. Представление в соответствующий лицензирующий необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:

  • копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии, в котором указываются:

  1. наименование лицензирующего органа;
  2. полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  3. фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  4. лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг);
  5. срок действия лицензии;
  6. идентификационный номер налогоплательщика;
  7. номер лицензии;
  8. дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Основания и порядок приостановления действия и аннулирования лицензии

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Аннулирование лицензии возможно:

а) во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.
б) в судебном порядке, то есть решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, в связи с которыми действие лицензии было приостановлено. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации.

Согласно ч. 7 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу данного Федерального закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

Таким образом, в лицензии сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации указываются только для профессионального образования.

Исходя из положений пунктов 12 и 13 ст. 2 и ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ «профессиональное обучение» является самостоятельным видом образования, не входящим в понятие «профессионального образования». Следовательно, с 1 сентября 2013 года в лицензиях на осуществление образовательной деятельности (приложениях к ним) не предусмотрено указание конкретных профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, а указывается только вид образования: профессиональное обучение.

На основании данной нормы Федерального закона № 273-ФЗ в форме приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1320, предусматривается указание только вида образования – профессионального обучения без конкретных видов образовательных программ и (или) профессий рабочих, должностей служащих.

Следовательно, организации, осуществляющие образовательную деятельность на основании ранее выданных лицензий, вправе реализовывать и иные, не указанные в лицензии программы профессионального обучения, а также осуществлять образовательную деятельность по таким программам в иных местах осуществления образовательной деятельности, не указанным в лицензии без дополнительного лицензирования новых образовательных программ и новых мест осуществления образовательной деятельности.

Обращаем внимание, что согласно ч. 9 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ в целях приведения образовательной деятельности в соответствии с данным Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года.