Квоты для иностранцев

2018 год принес много серьезных изменений миграционного законодательства. В таких сферах как миграционный учет и допустимая доля иностранного персонала, законодательные изменения можно назвать революционными. По итогам 2018 года и планам законодателя на 2019 год, работодателей и иностранных граждан ждут следующие изменения:

  1. Увеличение стоимости патента
  2. Новые правила постановки на миграционный учет
  3. Уменьшена допустимая доля иностранного персонала
  4. Увеличены квоты на иностранных работников
  5. Список профессий безквотных визовых иностранцев изменен
  6. Новые обязанности и штрафы для работодателей в 2019 году
  7. Риск-ориентированный подход и проверочные чек-листы от МВД
  8. РВП станет платным для неработающих иностранцев
  9. Отмена административной ответственности по ст. 18.13 КоАП РФ

Итак, по порядку:

Стоимость патента на работу в 2019 году

Как мы помним, размер фиксированного авансового платежа рассчитывается путем умножения трех величин:

постоянная величина (1.200 рублей) Х федеральный коэффициент Х региональный коэффициент.

Федеральный коэффициент-дефлятор установлен Приказом Минэкономразвития №595 от 30.10.2018 г. в размере 1,729.

Региональный коэффициент установлен Законом Санкт-Петербурга «Об установлении коэффициента, ….» от 30.11.2018 №684-134 в размере 1,8315.

Умножаем указанные величины 1.200 Х 1,729 Х 1,8315 = 3 799, 9962 рубля.

Стоимость патента на работу в Ленинградской области в 2019 года также составит 3.800 рублей.

Стоимость патента на работу в 2019 году

Ежемесячная стоимость патента на работу в 2019 году в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составит 3.800 рублей

При оплате патента на работу, действующего в разные налоговые периоды, применяется та ставка, которая действует на день оплаты.

Как платить в 2019 году патент, полученный в 2018: Например: иностранный гражданин получил патент на работу 1 октября 2018 г. При оплате чеков на 10 месяцев вперед до 31.12.2018 г. указанный гражданин будет платить по 3.500 за каждый месяц. При оплате патента начиная с 01.01.2019 г. за каждый налоговый период (месяц) заплатить придется уже 3.800 рублей. Серьезно сэкономить получится только при оплате патента на работу на несколько месяцев.

Новые правила постановки на миграционный учет

В течение 2018 года порядок постановки иностранного персонала на миграционный учет претерпел кардинальные изменения. В федеральный закон № 109 «О миграционном учете» трижды вносились изменения, что полностью изменило миграционную ситуацию.

Теме миграционного учета с его подводными камнями посвящена отдельная статья Миграционный учет в 2019 году.

Коротко об изменениях в миграционном учете:

  • запрещено регистрировать иностранцев по юридическому адресу офиса, если иностранцы живут в другом месте,
  • можно регистрировать иностранцев даже в нежилых помещениях, но только если они там живут,
  • за регистрацию иностранцев без предоставления жилья уголовная ответственность расширена и на представителей юридических лиц,
  • введена обязанность по подаче уведомления об убытии иностранного работника.

Уменьшена допустимая доля иностранного персонала

Допустимая доля иностранного персонала в очередной раз снижена. Допустимая доля, это общий процент иностранцев, который каждый конкретный работодатель может содержать в своем штате.

Данный процент различен для разных областей производства. Например, в розничной торговле лекарствами, торговле в палатках, рынках и ларьках этот процент последние годы составлял 0%.

В 2019 году допустимая доля иностранного персонала впервые ограничена в такой важной сфере как строительство. И снижена она сразу на 20% — с допустимых 100% до 80%.

Это важно!

Строительные организации должны уменьшить количество иностранного персонала до 80%

Это серьезное изменение, поскольку именно в строительстве работает около 30% всех безвизовых иностранцев. Есть масса небольших строительных компаний, штат которых состоит из генерального директора, главбуха, трех бригадиров и нескольких десятков рядовых строителей. Таким компаниям придется либо набирать персонал из числа граждан России, либо снижать долю иностранцев до 80 %.

Указанное ограничение не распространяется только на организации, работающие в Москве, Хабаровске и Амурской области. Допустимая доля иностранных работников в 100% в строительных организациях в Москве связана с реализацией программы реновации, а вот строителям Санкт-Петербурга, Ленинградской и Московской областей придется туго. Также на 2 % снижена доля работников транспортных компаний, которые занимаются как пассажирскими, так и грузовыми перевозками.

Ограничения допустимой доли во всех сферах в 2019 году выглядят так:

Допустимая доля иностранных работников на 2019 г. установлена Постановлением Правительства от 14.11.2018 г. № 1365.

Увеличены квоты на иностранных работников

Постановление Правительства Об определении потребности в привлечении иностранных работников на основании визы на 2019 год пока не подписано, но согласно проекта постановления, потребность (количество предоставленных квот) будет установлена в количестве 144.583 человека. Что интересно, это будет первым увеличением количества квот на визовых иностранцев с 2013 года. В 2013 году количество квот на визовых иностранных работников составило 410 тысяч, и все последующие годы снижалось вплоть до 140 тысяч квот в 2018 г.

Список профессий безквотных визовых иностранцев изменен

Любая организация, не имеющая квот на привлечение иностранной рабочей силы из стран с визовым режимом въезда, может привлекать таких иностранцев исключительно на должности, определенные Перечнем Минтруда. Профессии из этого списка относятся либо к квалифицированным кадрам (различные директора и инженеры), либо носят гастролирующий характер (балерины, репетиторы, хореографы, корреспонденты).

Указанный перечень профессий утвержден Приказом Минтруда от 28.05.2015 г. № 324н.

В настоящее время экспертами Минтруда прорабатываются изменения к указанному приказу, которые увеличат количество внеквотных профессий с 78 до почти 100.

Согласно проекту приказа в указанный Перечень планируется добавить профессии легкой промышленности (швейное производство), но также и исключить профессии – шеф-повар, метрдотель, менеджер.

На привлечение визовиков указанных профессий придется получать и квоту, и разрешение на привлечение.

Новые обязанности и штрафы для работодателей

МВД разрабатывается законопроект, согласно которому работодатели должны будут следить за соблюдением иностранными гражданами целей и сроков пребывания в России. Название законопроекта сложное и длинное – «О порядке применения приглашающей стороной мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином порядка пребывания в Российской Федерации ….».

Согласно законопроекта, работодатель будет обязан разъяснять нормы миграционного, административного и уголовного законодательства, брать с иностранного гражданина расписку и следить за соблюдением этих норм. В случае несоблюдения целей и сроков пребывания, приглашающая сторона должна будет подать установленной формы уведомление о нарушении в УВМ МВД России.

Проект постановления содержит интересные новшества:

  • вручать иностранцу уведомление о необходимости соблюдать закон,
  • вручать предупреждение об ответственности в письменной форме,
  • за 10 дней до истечении визы отправлять письмо с уведомлением о прочтении о необходимости покинуть Россию,
  • в случае утери документов, заболевания, отсутствии денег оказывать содействие,
  • заблаговременно приобретать билеты для выезда,
  • поддержка связи и ведение переписки с приглашенным иностранцем, а в случае потери связи, сообщать об этом в территориальный отдел МВД.

Форма уведомления будет установлена приказом МВД.

Многие работодатели ужаснутся, но обращаем внимание, что данная обязанность будет распространяться только на приглашенных иностранных граждан, то есть въезжающих по визам (в том числе учебным, гуманитарным и частным). Хотя эта обязанность может быть распространена на все категории иностранных граждан.

Риск-ориентированный подход и проверочные чек-листы от МВД

МВД в 2019 году перейдет на проведение проверок юридических лиц по правилам риск-ориентированного подхода.

Риск-ориентированный подход это присваивание организации некого класса опасности (всего их 6). От класса опасности зависит периодичность проверки – чрезвычайно высокий класс опасности проверка раз в год, если класс опасности низкий – раз в 10 лет.

В рамках перехода на риск-ориентированный подход МВД также разработало проверочный лист, который состоит из 5 частей и достаточно сложен в заполнении.

Все это пугающе звучит, но в реальности многие работодатели и не столкнутся с этими нововведениями.

Дело в том, что количество внеплановых проверок юридических лиц в десятки раз больше, чем плановых.

Согласно информации ГУ МВД России по СПб и ЛО количество плановых проверок юридических лиц в 2018 год едва превысило 100. А количество внеплановых проверок составило почти 5 тысяч.

При проведении ВНЕплановых проверок чек-лист НЕ применяется, проверка проводится на основании распоряжения или требования прокуратуры.

РВП станет платным для неработающих иностранцев

МВД инициировало законопроект о внесении изменений в 115 закон «О правовом положении иностранных граждан» и Бюджетный и Налоговые Кодексы РФ.

Суть закона сводится к тому, что в настоящее время в России проживает 530 тысяч иностранцев с РВП и 600 тысяч с ВНЖ. То есть почти 1.2 миллиона человек.

Согласно 115 ФЗ такие иностранцы должны подтверждать свои доходы справками о доходах с места работы или выписками о банковском вкладе.

По статистике УВМ МВД, большая часть таких иностранцев официально не работает и подтверждает свои доходы именно справками о наличии средств к существованию на банковском счету. Налоги и отчисления за таких иностранных граждан никем не уплачиваются, но социальной инфраструктурой (детские сады, школы, больницы) пользуются наравне с гражданами России.

Задумка МВД – введение системы фиксированных авансовых платежей на весь период действия РВП или ВНЖ по аналогии с патентной системой.

Если иностранный гражданин с РВП (или ВНЖ) действительно не работает, он будет вынужден оплачивать некий авансовый платеж. Если же иностранец работает без оформления (для экономии налогов), то он, скорее всего, обратится к работодателя за официальным оформлением.

Отмена административной ответственности по ст. 18.13 КоАП РФ

Это небывалый случай за последние несколько лет, когда административное наказание для юридических лиц не вводится, а отменяется.

Тем не менее, МВД зарегистрирован и разрабатывается законопроект об отмене административной ответственности по ст. 18.13 КоАП РФ – незаконное осуществление деятельности по трудоустройству граждан России за пределами России. То есть осуществление такой деятельности по трудоустройству без лицензии.

Что интересно, в пояснительной записке указано, что трудоустройство граждан России за пределами России перестало быть лицензируемым видом деятельности, но это не так. В настоящее время обязанность частным агентствам занятости иметь лицензию для трудоустройства граждан России не отменена. Скорее всего, речь идет о планах правительства лицензирование отменить, а МВД заранее к этому готовится.

В статье перечислены всего лишь самые главные новеллы миграционного законодательства, которые коснутся большей части иностранных работников и работодателей. На самом деле законопроектов, которые вступят в законную силу в 2019 году намного больше, но они больше затронут интересы или самих иностранцев, или узкие категории работодателей.

Вот некоторые из них:

  • новая форма бланка разрешения на работу для занятых в создании и функционировании ИНТЦ (инновационных научно-технологических центров),
  • новый порядок фотографирования и дактилоскопирования при получении разрешения или патента,
  • новый порядок принесения присяги при приеме в гражданство,
  • изменится порядок возвращения несовершеннолетних в страну происхождения,
  • устанавливается упрощенный порядок получения российского гражданства сразу для нескольких категорий иностранцев

Если Вам интересны новости трудовой миграции, подписывайтесь на наши сообщества и узнавайте новости первыми!

  • Для граждан дальнего зарубежья
  • РНР для высококвалифицированных специалистов
  • Разрешения для иностранных студентов, обучающихся в РФ
  • Патент для граждан ближнего зарубежья
  • Категории граждан, которым не требуется разрешение на работу
  • Оформить рабочую визу

Граждане иностранных государств, прибывшие в Россию на работу, должны в обязательном порядке получить разрешение на работу или патент. Разрешение на работу в России — официальный документ, выдаваемый временно пребывающим иностранным гражданам, и предназначенный для подтверждения их права осуществлять трудовую деятельность на территории РФ.

Иностранцы, пребывающие на территории РФ в визовом порядке также обязаны оформить документы на рабочую визу.

Российские компании не могут привлекать иностранных граждан без оформления необходимых документов на привлечение иностранной рабочей силы и персональных разрешений для работы в России каждому сотруднику.

Цены на оформление и сроки получения разрешения на работу

Услуга Цена Сроки
Получить РНР иностранному гражданину 9 000 рублей 1 месяц
Оформление разрешения для высококвалифицированного иностранного специалиста 35 000 рублей 14 раб.дней
Персональное РНР на осуществление трудовой деятельности для иностранного сотрудника 9 000 руб. 30 дней
Продление разрешения на работу для ВКС 35 000 рублей 14 раб.дней

Оформить и получить

Положения законодательства о регулировании трудовой деятельности иностранцев

Оформление иностранных граждан в компаниях, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, регулируется положениями Федерального законодательства, в частности Федеральным законом №115 от 25.07.2002, согласно которому все желающие трудоустроиться на территории РФ обязаны оформить разрешение на работу в соответствующем регионе РФ. Это необходимо для защиты граждан Российской Федерации на внутреннем рынке труда, при этом высококвалифицированные иностранные специалисты имеют определенный перечень льгот при трудоустройстве в российские компании в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, как наиболее крупных регионах, привлекающих самый большой поток иностранных сотрудников, разрешение можно получить в подразделениях Управления по вопросам миграции ГУ МВД России* по территориальному признаку.

Раздел «Образцы документов» содержит много полезной информации для иностранцев, которые хотят сделать РНР самостоятельно, в том числе: полные списки и образцы документов, размеры и реквизиты госпошлин.

Мы оказываем услуги по оформлению разрешений на работу в Москве иностранным сотрудникам, помогаем собрать пакет, делаем перевод документов на русский язык, оказываем консалтинговые услуги и сопровождаем весь процесс получения. Большой опыт в оформлении и юридическом сопровождении процесса позволяет оптимизировать материальный и временной аспект процедуры, подайте заявку на сайте и наши специалисты помогут получить РНР в самые короткие сроки. Если вы хотите пройти процесс оформления сами — мы проконсультируем вас на любом этапе — задайте вопрос, укажите как в вами лучше связаться и получите профессиональную консультацию компетентного специалиста.

* Получить разрешение на работу в Москве можно по адресу:
г. Москва, п. Вороновское,
Варшавское шоссе, 64 км, домовладение 1 стр. 47

Как работодателю проверить подлинность РНР иностранного специалиста в УВМ ГУ МВД

Сегодня можно проверить подлинность документа не выходя из офиса.

3 самых популярных способа проверки:

Зайти на официальный сайт УВМ ГУ МВД в раздел онлайн-проверки подлинности документов на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами, куда внесены все номера разрешений на работу, выданных иностранным гражданам. Введите номер разрешения в отдельном окошке. Если документ поддельный – после введения номера на экране появится уведомление об этом.

Ультрафиолетовый детектор валют (УДВ). Так как бланк обрабатывается защитным слоем, то при воздействии на него ультрафиолетовых лучей на лицевой стороне должны быть видны тонкие косые светло-зеленые линии. Этот способ не дает 100% гарантии подлинности, так как уже встречаются поддельные разрешения на работу с таким защитным слоем. Технологии мошенников не стоят на месте.

Третий вариант предполагает применение УДВ для проверки оборотной стороны. Под воздействием лучей ультрафиолета в правой половине РНР должна быть видна отчетливая надпись «УВМ ГУ МВД России» светло-зеленого цвета. Если такой оттиск будет виден нечетко и размыто – значит, разрешение поддельное.

Рекомендуется проверять разрешения на подлинность у всех иностранных граждан, принимаемых вами на работу.

Если разрешение окажется действительным, работодатель должен в течение 3 дней уведомить УВМ ГУ МВД о том, что он трудоустроил у себя на предприятии иностранного гражданина.

Вопросы по оформлению и получению разрешения на работу

Кому может быть отказано в получении?

При отказе в выдаче РНР в России иностранному гражданину, выдают письменное уведомление со ссылкой на норму закона РФ.

Причины отказа иностранцам в выдаче в регионах России:

  • активно выступает за насильственное изменение конституционного строя России или создает угрозу безопасности российских граждан;
  • планирует или финансирует террористическую деятельность;
  • в течение пяти лет подвергался депортации из России или передавался иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии;
  • предоставил о себе ложные сведения или поддельные документы;
  • был осужден, и приговор вступил в силу за тяжкие и особо тяжкие преступления.

читать все ответы на вопросы

Квоты на трудоустройство иностранных граждан в России

Законодательством РФ установлены квоты на трудоустройство для иностранцев, пребывающих в Россию в визовом порядке. Получить необходимые квоты для компании, нуждающейся в иностранных сотрудниках бывает сложно, так как учесть все нюансы без знания законов РФ и не допустить ошибок в оформлении разрешений очень трудно.

Вне квоты могут быть оформлены разрешения на работу:

  1. квалифицированным иностранным специалистам в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 декабря 2013 г. N 768н;
  2. высококвалифицированным иностранным специалистам;
  3. гражданам СНГ с помощью оформления патента (позволяет осуществлять трудовую деятельность только у физических или юридических лиц).

Для остальных категорий оформление квот обязательно.

Норму количества иностранцев, привлекаемых к труду на предприятии или в организации, называют квотой на привлечение и использование иностранной рабочей силы, сокращённо – ИРС. У квоты на иностранную рабочую силу есть срок действия, установленный на законодательном уровне – 1 год. В данном случае речь идёт лишь о тех гражданах, которым для въезда в Россию требуется оформление визы и разрешения на работу.

Позаботиться о получении квоты на привлечение иностранной рабочей силы и легализации труда зарубежных специалистов необходимо заранее. Большинство работодателей, кто сталкивался с данной процедурой, советуют обращаться в компетентные органы как минимум за несколько месяцев до конца года, чтобы получить заветное разрешение на следующий год. Конечно, можно попытаться получить квоту и в текущем году во время работы корректировочных межведомственных комиссий, но самостоятельно это сделать очень сложно.

Примерный алгоритм получения квоты на привлечение иностранной рабочей силы:

Данный порядок действует на территории Москвы и в некоторых субъектах РФ:

  • Работодатель формирует и подаёт заявку на получение квоты в Департамент труда и социальной защиты населения.
  • После получения заявок от работодателей специалисты Департамента направляют в Министерство труда предложение по субъекту РФ.
  • По каждому субъекту Министерство труда формирует отдельный приказ, который направляется в Министерство юстиции на регистрацию.
  • По завершении регистрации приказа в Минюсте текст соответствующего документа публикуется в официальном издании.

И только после прохождения всех этих этапов заинтересованное лицо получит уведомление о получении квоты на иностранную рабочую силу.

Непосредственным распределением квот занимается Межведомственная комиссия, формируемая из представителей нескольких государственных исполнительных органов, в число которых входят ИФНС, ФСБ, Правительство региона, Роспотребнадзор и другие ведомства. Полный состав комиссии формируется на основании решения соответствующего субъекта РФ.

Для объективного принятия решения по выдаче квот Межведомственная комиссия принимает во внимание несколько факторов:

  • Возможность на трудоустройство по заявленным вакансиям российских специалистов, в том числе из ближайших регионов.
  • Правовая благонадёжность работодателя, отсутствие у него нарушений по действующему законодательству.
  • Соответствие заявленного количества мест для иностранцев допустимому законодательством числу зарубежных работников в конкретных сферах (фармацевтическая отрасль, реализация алкоголя и другие).
  • Медицинское страхование работодателем иностранных работников, обеспечение их жилплощадью.

Возможны и иные требования к работодателям, желающим привлечь на вакантные места иностранных работников. Комиссия вправе отказать полностью или частично в выдаче квоты, если вышеперечисленные требования не будут соблюдены.

К сбору необходимых документов и оформлению заявки надо подходить ответственно. Не следует забывать и о возможности проверок во время работы Межведомственной комиссии.

В случаях, когда квота на следующий год выдана, трудоустроить иностранных рабочих нужно до конца приёма заявок на следующий период.

Исключения

Получать разрешение на трудоустройство иностранцев необходимо в любом случае, но есть специальности, для которых не требуется обращаться за квотой, разрешение на работу выдадут без неё. Полный перечень профессий, доступ к которым иностранцам не ограничен, определяется ежегодно Правительством РФ. Как правило, это рабочие места, связанные с творчеством, инженерно-техническими отраслями, а также руководящий состав.

Ситуация с определением квот вызывает сильные трудности в выходе на рынок новых компаний с участием иностранного капитала, а также препятствует их нормальной деятельности в России, и может повлиять на общую экономическую ситуацию в стране

Проблемы квотирования иностранной рабочей силы в России

Никишенко А.В.,
магистр права, партнер юридического бюро «Никишенко и Партнеры»

Если необходимо оформить на работу регионального директора по продажам, а в перечне такая должность отсутствует, то организация должна выбрать из перечня наиболее подходящую по характеру и трудовым функциям должность

В последний год обострилась проблема найма иностранных сотрудников в российские компании. Сейчас оформление иностранных работников в некоторых случаях может занимать от 6 месяцев до 1 года. Российские компании столкнулись с целым рядом трудностей и проблем в приеме на работу иностранных сотрудников, в первую очередь — высококвалифицированных.

Ни для кого не секрет, что на данном этапе становления рыночной экономики наша страна нуждается в квалифицированной рабочей силе. В этом отношении реалии времени требуют привлечения специалистов практически во всех отраслях народного хозяйства, например, в строительство, машиностроение, электронную, пищевую, легкую промышленность. Россия как никогда нуждается в опытных специалистах, и опыт прошлого времени показывает, чтобы российская экономика развивалась, необходима поддержка со стороны иностранных компаний, приобретение российскими специалистами опыта руководства и знаний новых технологий и процессов производства.

Необходимо отметить, что в данной статье речь не идет о неквалифицированной иностранной рабочей силе, которую некоторые российские компании привлекают для снижения собственных издержек производства. К сожалению, объем таких работников превышает количество квалифицированных сотрудников, прежде всего, из дальнего зарубежья.

В российском законодательстве детально урегулирован процесс получения разрешения на работу иностранными гражданами. Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, осуществляющие деятельность в России по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны получать разрешение на работу. Порядок получения разрешений на работу утвержден в Постановлении Правительства Российской Федерации N 681 от 15 ноября 2006 г., которое установило Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации. * «Российская газета», N 257, 16. 11. 2006. Согласно этому порядку организация, намеревающаяся принять на работу иностранного сотрудника, должна сначала подать заявление на оформление разрешения на привлечение и использование иностранных работников в Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган, а затем после получения данного разрешения подать заявление на оформление разрешения на работу на иностранного гражданина. В каждом случае процесс оформления занимает не менее 30 дней и может быть увеличен еще до 15 дней, если у миграционной службы возникнут замечания или необходимо проведение экспертизы документов.

На первый взгляд, можно предположить, что за два месяца компания может оформить разрешение на работу для иностранного гражданина. Однако существует целый ряд подводных камней, которые делают процесс оформления разрешения весьма непредсказуемым по времени и конечному результату. Во-первых, Порядок, установленный вышеуказанным Постановлением Правительства РФ № 681, содержит одну небольшую оговорку, а именно: «Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.» Правительство РФ установило на 2009 год квоту в размере 1 млн. 250 тыс. 769 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. * Постановление Правительства РФ N 836 от 07. 11. 2008. «Российская газета», N 235, 14. 11. 2008.

С одной стороны, эта цифра может показаться значительной, однако, как показывает практика, для огромной России — эта капля в море. Исходя из результатов 2008 года, Правительством РФ была утверждена квота на 2008 г. в размере 1 млн. 140 тыс. 633 приглашения.
* Постановление Правительства РФ № 983 от 29. 12. 2007 г. «Российская газета», N 4, 12. 01. 2008.
В целом Правительство РФ утвердило на 2009 год квоту на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в количестве 3 млн. 976 тыс. 747, см. Постановление Правительства РФ № 835 от 07. 11. 2008. «Российская газета», N 235, 14. 11. 2008.

Если проанализировать для примера ситуацию в городе Москве с выдачей разрешения на работу в 2008 году, то на 2008 год было выделено квот в количестве 3 млн. 384 тыс. 129 шт., и данной квоты хватило только до мая 2008 года. После этого Федеральная миграционная служба России на несколько месяцев прекратила оформлять разрешения на работу для иностранных сотрудников в московские компании, пока не добавили дополнительное количество квот. Можно только предполагать, сколько убытков принесла эта приостановка для крупнейшего финансово-торгового центра страны, а также для страны в целом, поскольку за эти месяцы компании не могли начислять зарплату иностранным сотрудникам, соответственно — отчислять в федеральный бюджет налоги на заработную плату и социальное страхование. Да и самим иностранным сотрудникам приходилось или ожидать разрешения на работу у себя в стране, что негативно сказывалось на развитии компаний, или нелегально трудиться в России.

Судя по всему, в этом году ситуация с оформлением разрешений снова повторится. Квоты будут выбраны уже в первой половине года, и российским компаниям, привлекающим иностранных сотрудников и не успевшим оформить разрешения в начале года, нужно будет ждать дополнительных квот. Однако, исходя из заявлений Правительства РФ и ситуации в мировой экономике, уже нельзя быть абсолютно уверенным в положительном исходе.

Вторая проблема в оформлении разрешения на работу кроется в следующем.

Прежде чем обратиться в Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган за получением разрешения на работу, российская компания должна обратиться в территориальный орган занятости населения и предоставить сведения о потребности в работниках и наличии свободных рабочих мест. Чтобы урегулировать порядок обращения потенциальных работодателей, привлекающих иностранных граждан на работу, был принят специальный регламент, с длинным названием и не менее объемным содержанием. *
ПРИКАЗ ФМС РФ N 1, Минздравсоцразвития РФ N 4, Минтранса РФ N 1, Госкомрыболовства РФ N 2 от 11. 01. 2008
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБОЙ, ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕДАННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА И ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ О ПРИВЛЕЧЕНИИ И ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ, РАЗРЕШЕНИЙ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ, А ТАКЖЕ РАЗРЕШЕНИЙ НА РАБОТУ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА». Опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 28, 14. 07. 2008.

Описывать порядок не представляется возможным, можно лишь кратко сказать, что компания за месяц до подачи документов в Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган должна подать сведения о потребности в работниках в территориальный орган занятости населения по месту нахождения компании. На основании поданных сведений орган занятости формирует реестр и направляет данные сведения по запросу ФМС, когда компания подаст заявление об оформлении разрешения на работу. На основании данного регламента ФМС вправе отказать в оформлении разрешения в случае, если компания не обратилась в службу занятости населения или обратилась в ФМС ранее, чем через один месяц, или в течение данного месяца отказала в трудоустройстве российскому гражданину, направленному из службы занятости по заявленной для иностранного гражданина вакансии.

В этой связи хотелось бы остановиться на применении названия должностей при оформлении вакансии. Существует классификатор ОКДПР, на основании которого служба занятости требует оформлять сотрудников на должности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 26. 12. 1994 N 367
(ред. от 18. 07. 2007)
«О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ И ТАРИФНЫХ РАЗРЯДОВ ОК 016-94»
(вместе с «ОБЩЕРОССИЙСКИМ КЛАССИФИКАТОРОМ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ И ТАРИФНЫХ РАЗРЯДОВ» ОК 016-94)
(дата введения 01. 01. 1996).

Данный классификатор содержит перечень должностей рабочих и служащих. Центры занятости населения требуют указывать в сведениях о потребностях в работниках названия должностей согласно данному перечню. В этой связи возникают значительные проблемы, например, если организации необходимо оформить на работу регионального директора по продажам, а в перечне такая должность отсутствует. В этом случае организация должна выбрать из перечня наиболее подходящую по характеру и трудовым функциям должность. Хотя, должностей генерального директора в этом перечне около 20, но на практике возникает проблема подачи сведений о вакансии генерального директора, например, общества с ограниченной ответственностью; в данном перечне такой должности нет, однако, есть, например, должность генерального директора предприятия или акционерного общества. Можно предположить, что, когда принимался данный классификатор, нельзя было предполагать, что он будет вплотную затрагивать права российских компаний в свободе выбора должностей для своих сотрудников. Например, предприятие — это не организационно-правовая форма, а имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (см. ст. 132 ГК РФ). Предприятие может быть как акционерным обществом, так и обществом с ограниченной ответственностью. В этой связи предполагается, что компания должна подавать сведения не на вакансию генерального директора общества с ограниченной ответственностью, а на генерального директора предприятия. Соответственно, данная должность также указывается в заявлениях в ФМС для оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников и на работу для иностранного работника.

И в заключении хотелось бы обратить внимание на еще одну проблему, это формирование квот в потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников. Данный порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 783 «Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации. * Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 783, опубликованы — «Российская газета», N 297, 31. 12. 2006. Согласно данному порядку российские компании-работодатели предоставляют заявки в потребности в привлечении иностранных работников в определенную межведомственную комиссию не позднее 1 мая на предстоящей год. На основании данных заявок формируется сумма необходимых вакансий и определяется общее количество в потребности на следующий год. Количество устанавливается Постановлением Правительства РФ. На 2009 год потребность в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников установлена количестве 3 млн. 976 тыс. 747 человек.

Постановление Правительства РФ № 834 от 07. 11. 2008, «Российская газета», N 235, 14. 11. 2008.

Данный порядок, на мой взгляд, является слишком инертным и не отвечает реалиям рыночной экономики. Если компания решила привлечь в течение года еще нескольких иностранных сотрудников, то это количество идет вне заявленной квоты, и ей может быть отказано в оформлении разрешения на работу на данных иностранных работников. Кроме того, если компания была создана после 1 мая, то она вообще не имеет права тогда привлекать иностранных работников в текущем году, поскольку не попала в период формирования квоты на текущей год, а также на следующий год. Данная ситуация с определением квот вызывает сильные трудности в выходе на рынок новых компаний с участием иностранного капитала, а также препятствует их нормальной деятельности в России, и может повлиять на общую экономическую ситуацию в стране.

Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 года № 1271 «Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» подготовлено Минтрудом России.

В соответствии с документом сохранена допустимая доля иностранных работников в некоторых сферах экономической деятельности, установленная на 2019 год. Так, например, сохранена допустимая доля иностранных работников в сфере выращивания овощей в размере 50 %, но уже на всей территории Российской Федерации без исключения для каких-либо регионов (в текущем году она не распространяется на Приморский край и Астраханскую область).

Также на следующий год сохранена допустимая доля в сфере строительства в размере 80 % общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами. Норма не будет распространяться на территории Республики Бурятия, Амурской области и г. Москвы, а на территории Республики Дагестан составит 50 % (в 2019 году она не распространяется на территории Хабаровского края, Амурской области и г. Москвы).

Установление допустимой доли позволит регулировать привлечение иностранной рабочей силы в отдельные виды экономической деятельности с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан России.

Виды экономической деятельности

Допустимая доля в 2019 году

Предлагаемая допустимая доля в 2020 году

выращивание овощей (код 01.13.1)

50 % (за исключением нескольких регионов)

50 %

строительство (раздел F)

80 % (за исключением нескольких регионов)

80 % (за исключением нескольких регионов)

50 % (для Республики Дагестан)

торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах

(код 47.25.1)

15 %

15 %

торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26)

15 %

15 %

торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73)

0 %

0 %

торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках

(код 47.8)

0 %

0 %

торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99)

0 %

0 %

деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3)

26 %

26 %

деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41)

26 %

26 %

деятельность в области спорта прочая (код 93.19)

25 %

25 %