Курортный сбор

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 15 мая 2018 г.

С 1 мая 2018 года на некоторых территориях Ставропольского края взимается курортный сбор (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.07.2017 № 214-ФЗ).

Курортный сбор в Ставропольском крае–2018: закон

В целях взимания этого сбора региональными властями был принят закон о курортном сборе в Ставропольском крае от 08.12.2017 № 130-кз (далее – Закон № 130-кз).

Курортный сбор в Ставропольском крае-2018: где именно введен

Сбор взимается на территории следующих городов-курортов (ст. 3 Закона № 130-кз):

  • Ессентуки;
  • Железноводск;
  • Пятигорск;
  • Кисловодск.

То есть в этих городах организации и ИП, предоставляющие гостиничные услуги, услуги по временному коллективному или индивидуальному размещению, услуги по обеспечению временного проживания (далее – операторы курортного сбора), будут взимать плату в виде курортного сбора с совершеннолетних физлиц, проживающих в объектах размещения (гостиницах, отелях и т.д.) за каждый день фактического проживания.

Курортный сбор в Ставропольском крае-2018: сумма

Курортный сбор рассчитывается по следующей формуле:

На территории городов-курортов Ставропольского края, где введен курортный сбор, ставка этого сбора составляет 50 руб. за день фактического проживания (ст. 4 Закона № 130-кз).

Курортный сбор в Ставропольском крае-2018: льготы

Перечень льготников, которые освобождены от уплаты курортного сбора, содержится в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 214-ФЗ. При этом власти Ставропольского края имеют право на расширение этого перечня. Однако льготы по курортному сбору в Ставропольском крае региональными властями введены не были. Таким образом, не платить курортный сбор в Ставропольском крае могут те категории физлиц, которые перечислены в вышеназванном Федеральном законе. К ним, например, относятся:

  • участники ВОВ;
  • инвалиды I и II групп;
  • лица, постоянно работающие на основании трудового договора/служебного контракта на территории, где проводится «курортный» эксперимент;
  • лица, имеющие место жительства на территории, где проводится эксперимент по взиманию курортного сбора.

Курортный сбор в Ставропольском крае: срок уплаты

Взиматься сбор должен операторами курортного сбора при оплате физлицом стоимости проживания, но не позднее момента выезда гостя (п. 1 ст. 5 Закона № 130-кз). В бюджет сумму сбора оператору необходимо перечислить не позднее 28 числа месяца, по итогам которого исчисляется курортного сбора, но не ранее истечения срока фактического проживания гостя (п. 3 ст. 5 Закона № 130-кз).

К примеру, если гость выехал из отеля 15.05.2018, то взысканный с него сбор нужно перечислить не позднее 28.05.2018. А вот когда перечислять сбор, если дата выезда приходится на 28 – 31 числа, не совсем понятно. То ли день в день, то ли — не позднее 28 числа уже следующего месяца. При этом надо иметь в виду, что несвоевременное перечисление суммы курортного сбора организации грозит штраф в размере от 5000 руб. до 10000 руб., а ИП – от 2000 руб. до 5000 руб. (п. 1 ст. 10.2 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 N 20-кз). Причем при повторном нарушении размер штрафа будет больше.

Курортный сбор и его последствия

Согласно новому закону каждый путешественник, остановившийся в любом объекте размещения — отеле, санатории, пансионате или хостеле — дольше, чем на 24 часа, должен будет заплатить определенную сумму в бюджет региона. Таким образом, закон о курортном сборе не затрагивает россиян, которые остановились в гостинице только на одну ночь, а также тех, кто приехал в курортную зону в краткосрочную командировку.

При выселении из отеля отдыхающему предъявят отдельный счет, который ему надо будет оплатить на месте. Взимать сбор и отвечать за его своевременное перечисление в бюджет будут сами объекты размещения. Меры воздействия на неплательщиков должны определить региональные власти — им необходимо прописать это в своей нормативной базе до 1 декабря 2017 года.

Эксперт Общественной палаты РФ по туризму, сопредседатель Клуба защиты прав туристов Роман Бобылев отмечает, что текущая сумма сбора в пределах 30–50 руб. с человека в сутки выглядит вполне приемлемой для бюджетных туристов. А вот если она вырастет до 100 руб. — привлекательность отечественных курортов для путешественников окажется под вопросом, убежден он.

В свою очередь, Юрий Барзыкин ​считает дополнительный платеж довольно серьезным бременем для среднего российского туриста. «Если люди отдают по 2,5–3 тыс. руб. в день на отдых, то сбор в 50 руб. их несильно смутит. Но, по статистике, более 50% российских туристов тратят на размещение на отечественных курортах всего 700–1,2 тыс. руб. в день», — поясняет он. Эксперт обращает внимание, что некоторые отельные сети уже подготовили рекламные предложения, в которых обещают оплатить курортный сбор за туристов. «Естественно,​ свои траты они включат потом в стоимость размещения, что только увеличит стоимость отдыха», — отмечает Барзыкин.

По словам профессора кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галины Дехтярь, введение сбора в России приведет к тому, что путешественники будут чаще выбирать зарубежные курорты. «Нашим объектам размещения и так трудно конкурировать с зарубежными из-за качества сервиса и соотношения цены-качества. Например, в российских отелях все программы all-inclusive, которые включают алкоголь, на порядок выше аналогичных предложений, например, в Турции», — приводит пример эксперт.

Сколько будет стоить отдых

РБК попытался разобраться, сколько будет стоить отдых в России после введения в стране курортного сбора. Для этого корреспондент изучил минимальные цены на туры с сопоставимыми условиями и на одни и те же даты. Так, по данным сервиса «Туту.ру», турпутевка на семью из трех человек (мама, папа и ребенок) на семь дней в начале августа в трехзвездочном отеле в Крыму обойдется минимум в 15–16 тыс. руб. без перелета и питания, а с перелетом из Москвы — уже в 59–60 тыс. руб. Дата вылета — в период с 2 по 5 августа.

Семейный отдых в Сочи без перелета и без питания на этот же срок в августе будет стоить минимум 17–18 тыс. руб., или 57–58 тыс. руб. с перелетом из Москвы и без питания. Недельный отпуск в Белокурихе (Алтай) обойдется минимум в 19 тыс. руб. на троих без перелета и без питания, а с перелетом — от 72,8 тыс. руб.

Если бы курортный сбор ввели уже сейчас, то исходя из максимальной ставки в 50 руб. в сутки за семь дней семье пришлось бы заплатить дополнительные 700 руб. (по 350 за каждого взрослого). В 2019 году при максимальной ставке сбора в 100 руб. они бы отдали уже 1,4 тыс. руб. Соответственно, за бюджетный отдых в Крыму пришлось бы выложить порядка 60,7 тыс. руб. в этом году и 61,4 тыс. руб. — в 2019 году, за поездку в Сочи — около 58,7 тыс. и 59,4 тыс. руб., за отпуск в Белокурихе — 73,5 тыс. и 74,2 тыс. руб. соответственно.

Для сравнения: семейный отдых в Болгарии — с перелетом, проживанием в трехзвездочном отеле и питанием (завтрак) будет стоить от 32 тыс. руб. (если отель в 1 км от моря) и от 36 тыс. (150 м до моря). При ставке курортного сбора в этой стране на уровне €1,5 с человека в день за неделю семья уплатит дополнительно €21. По курсу на закрытие сессии на Мосбирже 25 июля в 69,47 руб. это 1458,87 руб. Стоимость поездки в этом случае возрастет до 33,4 тыс. и 37,4 тыс. руб., но все равно окажется ниже, чем при путешествии по России.

Экономия для экономных

Опрошенные РБК эксперты отмечают, что есть один способ избежать уплаты сбора — отдать предпочтение теневому сектору размещения. «Все туристы, которые едут в частный сектор, автоматически избавляются от курортного сбора. И процент тех, кто предпочтет снять домик у местных, будет только расти», — говорит Галина Дехтярь. При этом, правда, не стоит забывать, что арендодатель может оформить свою деятельность официально и тогда отдыхающему все равно придется заплатить туристический сбор.

Из-за увеличения трат на отдых после введения курортного сбора россияне будут тщательнее планировать бюджет на отдых, считают эксперты. Лучший способ сократить расходы на отпуск — забронировать тур заранее, напоминает директор компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel Майя Котляр. «Акции раннего бронирования начинаются за полгода до поездки, поэтому организовывать поездку на лето нужно зимой. По подобным акциям можно сэкономить от 20 до 60%», — приводит пример эксперт.

Самостоятельные путешественники, не прибегающие к услугам туроператоров, стараются сэкономить за счет перелета. Для этого им стоит помнить о некоторых важных моментах при поиске и заказе авиабилета, подчеркивает Котляр. «Искать билеты лучше всего в анонимном режиме браузера, так как агрегаторы уже научились определять локацию пользователя и даже устройство, с которого заходят в интернет. Система выдает более дорогие билеты пользователям Apple, чем Android», — объясняет она.

Генеральный директор компании «Организация личных финансов» Алена Никитина обращает внимание, что есть способы сэкономить на размещении, не теряя в комфорте. В частности, эксперт советует бронировать отель только на один день, а дальше уже на месте продлевать бронь на каждый следующий день. «Так можно сэкономить до 50% от стоимости суток проживания. Правда, этой схемой можно пользоваться только в низкий сезон, при этом надо убедиться, что в отеле гарантированно есть свободные места», — заключает она.

Об утверждении Порядка представления операторами курортного сбора сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора

МИНИСТЕРСТВО ТУРИЗМА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КУРОРТОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 19 марта 2018 года N 44/од
Об утверждении Порядка представления операторами курортного сбора сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора

(с изменениями на 30 мая 2018 года)

(в ред. приказа минтуризма Ставропольского края от 30.05.2018 N 87/од)

В соответствии с Федеральным законом «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» и Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае» приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок представления операторами курортного сбора сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора.

(п. 1 в ред. приказа минтуризма Ставропольского края от 30.05.2018 N 87/од)

2. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

Министр
А.В.ТРУХАЧЕВ

Порядок представления операторами курортного сбора сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора

Утвержден
приказом
министерства туризма
и оздоровительных курортов
Ставропольского края
от 19 марта 2018 г. N 44/од

(в ред. приказа минтуризма Ставропольского края от 30.05.2018 N 87/од)

1. Настоящий Порядок определяет процедуру представления операторами курортного сбора сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора, на территории эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае (далее соответственно — операторы курортного сбора, эксперимент, реестр).

Понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных Федеральным законом «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае».

2. Ведение реестра осуществляет министерство туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края (далее — министерство) в соответствии с Порядком ведения реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях, на территории эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края «О некоторых мерах по реализации Федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» и Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае» (далее — Порядок ведения реестра).

3. В целях ведения реестра оператор курортного сбора ежегодно не позднее 01 февраля направляет в министерство в электронной форме и на бумажном носителе сведения, указанные в Порядке ведения реестра, по форме согласно приложению 1. В 2018 году сведения направляются не позднее 1 мая 2018 года.

В случае изменения сведений, указанных в Порядке ведения реестра, оператор курортного сбора в течение 5 календарных дней со дня их изменения направляет в министерство уведомление с указанием сведений, подлежащих изменению в реестре.

Начиная с 2019 года и далее ежегодно не позднее 01 февраля, если сведения не изменялись, оператор курортного сбора направляет в министерство уведомление о том, что сведения не изменялись.

Если последний день срока представления сведений приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

4. В случае нарушения требований по представлению сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора, установленных настоящим Порядком, оператор курортного сбора несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

Министр туризма и оздоровительных
курортов Ставропольского края
А.В.ТРУХАЧЕВ

Приложение 1. Сведения об операторе курортного сбора (Форма)

Приложение 1
к приказу
министерства туризма
и оздоровительных курортов
Ставропольского края
от 19 марта 2018 г. N 44/од

(в ред. приказа минтуризма Ставропольского края от 30.05.2018 N 87/од)

Форма

Организация/индивидуальный предприниматель/ _______________________________

ИНН/КПП ___________________________________________________________________

Вид экономической деятельности ___________________________________ по ОКВЭД

Идентификационный номер оператора курортного сбора ________________________

Местонахождение (адрес) ___________________________________________________

N п\п

Сведения об операторе курортного сбора

Для юридических лиц — полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование оператора курортного сбора на русском языке (в случае, если в учредительных документах оператора курортного сбора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, то указывается также наименование оператора курортного сбора на этих языках), включая организационно-правовую форму; для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, (в случае, если имеется) отчество оператора курортного сбора

Юридический адрес оператора курортного сбора (при наличии) и адрес (место фактической деятельности) предоставления гостиничных услуг и (или) услуг по временному или индивидуальному размещению и (или) деятельности по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.

Фамилия, имя, (в случае, если имеется) отчество и должность лица (при наличии), имеющего право без доверенности действовать от имени оператора курортного сбора.

Идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе (при наличии).

Вид экономической деятельности, осуществляемой оператором курортного сбора согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (при наличии).

Фактическая вместимость объекта размещения (гостиницы, пансионата, санатория и т.п.).

Контактные данные, адрес электронной почты.

Приложение 2. Сведения об операторе курортного сбора (Форма). — Утратило силу

Приложение 2
к приказу
министерства туризма
и оздоровительных курортов
Ставропольского края
от 19 марта 2018 г. N 44/од

Утратили силу. — Приказ минтуризма Ставропольского края от 30.05.2018 N 87/од.

Курортный сбор заработал в России в 2018 году в нескольких регионах. А как этот вопрос решил Крым?

В России в текущем году в нескольких субъектах введен налог на отдых в качестве эксперимента для развития туристической инфраструктуры. Конечно, граждан, намеренных провести отпуск в Ялте или Феодосии, прежде всего волнует вопрос, какого размера установлен курортный сбор в Крыму 2020; сумма дополнительных выплат, как они опасаются, может увеличить расходы при отдыхе семьи из нескольких человек.

Размер курортного сбора в Крыму 2020 года предполагалось установить на достаточно низком уровне — всего 10 рублей в сутки с каждого отдыхающего. Но пока введение туристического налога здесь и вовсе отложено. Как будет взиматься курортный сбор в Крыму в дальнейшем, тоже немаловажный вопрос для туристов. Подробнее обо всем этом — далее в статье.

История вопроса

Итак, законом 214-ФЗ от 29.07.2017 введен курортный сбор в России в 2018, Крым стал одним из участников эксперимента. Необходимо сказать, что налог на отдых — это мировая практика, используемая для пополнения местного бюджета в целях модернизации туристических объектов. Даже такие развитые страны, как Италия и Франция, его успешно применяют.

Для России такая повинность тоже не в новинку, налог существовал с 1991 года по 2004, а потом был отменен в связи в неэффективностью. Однако многие чиновники соответствующих районов высказывались за его введение, поэтому вопрос регулярно поднимался в законотворческих органах. Законодатели опасались произвола на местах, поэтому ряд законопроектов был отклонен. В принятом ФЗ предусмотрена система контроля за отчислениями, формы отчетности, принципы взаимодействия местных властей и операторов платежей (в том числе проверки плановые и внеплановые), а также образование специального Фонда.

Федеральные и местные законы

Федеральный закон вводит сам термин и основные принципы регулирования эксперимента:

  • субъекты Российской Федерации, где будет проводиться описываемый эксперимент, помимо полуострова, это Ставропольский, Краснодарский и Алтайский (не Горный Алтай, ведь так именуется Республика Алтай — другой субъект Российской Федерации) края;
  • срок: с 01.05.2018 по 31.12.2022;
  • предельный размер платежей: в 2020 году — 50 рублей, в последующие — 100;
  • основные стороны взаимоотношений, их права и обязанности.

Закон республики Крым о курортном сборе был принят в исполнение ФЗ, это нормативный акт 435-ЗРК/2017 от 29.11.2017. Региональным властям поручено прежде всего указывать конкретные муниципальные образования проведения эксперимента (на полуострове это городские округа: Алушта, Саки, Судак, Евпатория, Феодосия, Ялта и Черноморский район) и конкретный размер платежа.

Сколько стоит курортный сбор в Крыму? Сумма была установлена небольшая — всего 10 рублей. И это только в период с 1 мая по 30 сентября, в остальное время платеж равен нулю, что соответствует правилам ФЗ.

Сроки

Закон Крыма о курортном сборе первоначально устанавливал дату начала проведения эксперимента такую же, как и для других участвующих субъектов Российской Федерации. Однако затем в нормативный акт были внесены изменения. Курортный сбор в Крыму отложат в 2020 году, об этом стало известно в середине весны. А 26 апреля соответствующие поправки внесены в нормативный акт. Теперь закон Республики Крым о введении курортного сбора устанавливает, что обязанность по его уплате возникает с 01.05.2019. Итак, как платить курортный сбор в Крыму в 2020-м? Ответ прост: такой повинности в текущем году нет.

Порядок уплаты: часто задаваемые вопросы

Как будут взимать курортный сбор в Крыму? Прежде всего установлены категории плательщиков; к ним относятся совершеннолетние граждане (в законе — физические лица, то есть это могут быть и граждане иностранных государств), прожившие в объектах размещения более 24 часов. Таким образом, можно сделать вывод, что юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождены от подобной финансовой повинности.

К объектам размещения приравниваются, наряду с гостиницами, отелями и хостелами, любые жилые помещения, пригодные для временного размещения. Операторами платежа являются только юрлица и индивидуальные предприниматели, оказывающие гостиничные услуги.

Как будут собирать курортный сбор в Крыму? Сумму будет исчислять оператор путем произведения количества дней проживания (кроме дня прибытия) на ставку налога.

Как оплатить курортный сбор? Крым 2020 года свободен от этого платежа. С 01.05.2019 оплачивать его надо будет не позднее дня выбытия, при этом учет осуществляется отдельно от платы за проживание.

Льготы

Федеральным законом утвержден список тех, кто освобождается от курортного сбора в Крыму (список общий и для других территорий эксперимента, поскольку он установлен в ФЗ):

  • граждане, имеющие заслуги перед страной и награжденные специальными знаками отличия и памятными знаками;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны ВОВ, жители блокадного Ленинграда;
  • труженики тыла во время ВОВ;
  • инвалиды ВОВ;
  • члены семей погибших участников ВОВ и инвалидов войны;
  • подвергшиеся радиации при катастрофе в Чернобыле и Семипалатинске;
  • инвалиды 1 и 2 групп, лица, сопровождающие инвалидов 1 группы или детей-инвалидов;
  • малоимущие;
  • больные туберкулезом;
  • прибывшие для сложного технического лечения или реабилитации после такого лечения;
  • лица, которые обучаются на территории эксперимента (до 24 лет, только по очной форме);
  • имеющие здесь недвижимость, постоянно проживающие или работающие;
  • спортсмены, тренеры, судьи и иные связанные со спортом чиновники, прибывшие для исполнения своих обязанностей на официальных спортивных мероприятиях.

Подведем итоги

Курортный сбор в 2020 году в Крыму, напомним, не применяется. С 2020 года эти платежи должны быть использованы для модернизации инфраструктуры, то есть объектов, имеющих общественное значение. Будет ли затем продолжен эксперимент, пока неизвестно. Однако в настоящее время на остальных экспериментальных территориях налог на отдых уже действует. Учитывать необходимо еще и то, что не во всех муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации может применяться данная повинность.

Вопросов у граждан много потому, что в нашей стране такие отчисления являются чем-то новым (или хорошо забытым старым). Но во многих странах этот налог является вполне традиционным. Например, он успешно применятся в Абхазии. При разработке должной системы контроля и отсутствии злоупотреблений на местах мера может быть достаточно действенной, по мнению федеральных законодателей. В том числе она отвечает задачам развития указанных регионов.