Кумертауское авиационное производственное предприятие кумапп

  • Общие данные
  • Дополнительно
  • Вакансии
  • Мониторинг
  • Связанные предприятия

Организационно-правовая форма: Акционерное общество
Сокращенное наименование: АО «КумАПП»

Сфера деятельности

Производство многоцелевых вертолетов с соосной схемой несущих винтов Ка-226Т и Ка-32A11BC, а также вертолетов для ВМФ.

Контактные лица

Фролов Николай Алексеевич — Управляющий директор

Историческая справка:

Предприятие основано в 1962 году на базе ремонтно-механического завода. В 1963 году на КМЗ-освоение производства десантной и наземной авиационной техники. В 1968 году выпущена первая продукция — вертолёт Ка-26, в 1972 КМЗ переименован в Кумертауский вертолетный з-д, как головное предприятие вошел в состав Кумертауского авиационного ПО (1977). В 1973-89 производились беспилотные самолеты, в 1974-78 — самолет М-17, в 1974-80 — часть крыла самолета Ту-154, в 1982-85 завод участвовал в создании авиационно-космического комплекса «Буран». В 1992 объединение реорганизовано в КумАПП. В 2008 году изменена форма собственности. Оно является градообразующим предприятием и флагманом промышленности Кумертау. Завод имеет высокий интеллектуальный и технологический потенциал, опыт серийного производства сложнейшей авиационной техники, превосходящей по своим параметрам отечественные и мировые образцы.

Участие в объединениях

«Вертолеты России» решили перенести на КВЗ сборку вертолетов «Камова». Но стоит ли этому радоваться?

Почти идеологическую диверсию (выражаясь прежним языком) устроили Казани «Вертолеты России» в дни небывалого единения Татарстана и Башкортостана. Заявление холдинга о том, что финальную сборку вертолетов «Ка» перенесут с предприятия в Кумертау на КВЗ, вызвало переполох в этом городе. Профсоюз местного авиационного завода предупредил московское начальство о возможных волнениях. Что интересно, как полагают источники «БИЗНЕС Online», КВЗ вертолеты «Ка» нужны как козе баян.

Андрей Богинский заявил, что Кумертауское авиационное производственное предприятие передает финальную сборку своих вертолетов КВЗ и становится предприятием-комплектатором Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВОЛНЕНИЯ ДОКАТИЛИСЬ ТОГДА ДО ПРЕЗИДЕНТА РФ»

10 апреля гендиректор холдинга «Вертолеты России» (ВР) Андрей Богинский заявил, что Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП) передает финальную сборку своих вертолетов Казанскому вертолетному заводу (КВЗ) и становится предприятием-комплектатором. Причина в небольших объемах (8–12 машин в год) продукции — серьезного спроса на такие специфические вертолеты, как Ка-226, а также Ка-32, нет, поэтому, дескать, непродуктивно содержать их отдельную сборку. К тому же тему Ка-226 в продвинутом виде решено передать Улан-Удэнскому авиационному заводу (УУАЗ).

Богинский при этом пообещал «не снизить занятость» на КумАПП, а управляющий директор КВЗ Юрий Пустовгаров позже, 18 апреля, на бизнес-форуме «Татарстан–Башкортостан» заверил, что задуманное позволит «выстроить современную кооперацию, которая будет выгодна обоим предприятиям как с экономической точки зрения, так и в плане обмена компетенциями, производственной загрузки, сохранения рабочих мест».

Однако эти доводы не производят впечатления на кумапповцев. 15 апреля председатель профсоюза завода Валентина Зубкова от имени коллектива завода направила Богинскому и мэру Кумертау Борису Беляеву письмо (опубликовано в блоге известного вертолетного эксперта Евгения Матвеева) с просьбой не останавливать финальное производство. По сути, это не просьба, а завуалированная угроза. «Озабочены не только работники, но и жители города, — говорится в письме (напомним, что Кумертау — моногород). — Предприятие, которое производит уникальную вертолетную технику, реорганизовать в комплектатора? Трудно поверить, что информация идет от первого лица АО «Вертолеты России». Мы все помним ситуацию 2015 года, когда было заявлено о предстоящем сокращении 700 работников. Волнения, которые начались тогда в городе, докатились до президента Российской Федерации. Опасаюсь, что ситуация может повториться. К этому все идет».

Пресс-служба ВР подтвердила «БИЗНЕС Online» получение письма и отметила: «Непонимание четких и конкретных планов по развитию предприятия и сохранению рабочих мест вызывает недоумение. В этой связи готовится подробный развернутый ответ, который будет направлен автору обращения».

Причина в небольших объемах (8–12 машин в год) продукции — серьезного спроса на такие специфические вертолеты, как Ка-226, а также Ка-32 нет Фото: ©Михаил Фомичев, РИА «Новости»

«…И МИНФИН ТАТАРСТАНА НАЧАЛ ЭТО ДЕЛО САБОТИРОВАТЬ»

КумАПП, наверное, уже с десяток лет живет на грани краха. К примеру, перед упомянутым в письме кризисным 2015 годом его кредиторская задолженность достигала 4,78 млрд рублей, а чистый убыток — 2,52 миллиарда. Тогдашний президент Башкортостана Рустэм Хамитов прямо говорил, что в ситуации виноваты ВР, которые не обеспечивают завод заказами. «Я неоднократно с ними встречался, слышал много красивых обещаний, — отмечал он. — Лапшу на уши можно вешать, но не так долго, и мы тоже понимаем и разбираемся в кое-каких вещах». Хамитов пообещал доложить обо всем тогдашнему оборонному вице-премьеру Дмитрию Рогозину и жестко поговорить с руководством ВР.

Но решения, что делать с проблемным заводом, похоже, так и не родилось, и его решили объединить с… КВЗ. В конце 2015 года было объявлено, что до 2018-го полномочия и 100% акций башкирского завода передадут КВЗ. Предполагалось, что реструктуризация позволит оптимально распределить объемы производства, оптимизировать систему управления, а следовательно, увеличить выручку и прибыль. Источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме объясняет то решение иначе: «Ребятам, которые образовали нынешние мегахолдинги типа «Вертолетов России», не хочется иметь в своих отчетах предприятие, которое из года в год тянет всех назад. Поэтому его надо «спрятать». Куда? Особо некуда. Вот и решили присоединить к успешному заводу… Дела в Кумертау обстоят весьма плохо, и пытаться скрывать это становится уже нехорошо. Люди из года в год берут бюджетные деньги, вкладывают туда, а результата нет».

Но с планирующейся изящной реформой нашла коса на камень. «Подписали договор, что КумАПП передают КВЗ в единоличное управление, — вспоминает источник. — Тогдашний гендиректор холдинга Александр Михеев считал, что вертолетных заводов слишком много, и, в общем, с этим можно согласиться. Но чтобы башкирами управлять, надо было создавать мини – «Вертолеты России»: давать задания, проверять, формировать бюджет, расходы, контролировать. Резко против был минфин Татарстана: если в Кумертау будет обособленное подразделение КВЗ, то пропорционально численности и основным средствам вы будете туда прибыль отдавать?! Получалось, что 70 процентов оставалось КВЗ, а 30 должны были отдавать туда. И минфин костьми лег, чтобы этого не произошло. Он первым начал это дело саботировать через Рустама Минниханова, который, как известно, входит в совет директоров «Вертолетов России». В общем, КВЗ запретили чем-либо по этому вопросу заниматься — договор был, но ничего не делали. Через год договор кончился, и идея обратилась в пшик. Причем в этом нас поддерживало и руководство КумАПП».

Руководить на готовый завалиться на бок завод 18 декабря 2015 года поставили Пустовгарова — он крайне негативно отзывался о существовавшей уже тогда идее отдать финальную сборку на КВЗ Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВЕСЬ ЗАВОД БУКВАЛЬНО РЫДАЛ…»

А руководил тогда КумАПП… Пустовгаров. Его поставили на готовый завалиться на бок завод 18 декабря 2015 года с должности руководителя ТПП Башкортостана. Юрий Леонидович крайне негативно отзывался о существовавшей уже тогда идее отдать финальную сборку на КВЗ. «Если в Казани будет сборка, то вся добавленная стоимость будет там, и прибыль в том числе», — констатировал он.

Противником этой идеи он показал себя и будучи уже управляющим директором КВЗ. «Зачем передавать сборку из КумАПП в Казань? — говорил он в интервью «БИЗНЕС Online». — Это всего 15–20 вертолетов в год. И из-за них переносить в Казань стапеля, которые делали в 70-е годы, и выполнять здесь новую подготовку производства? Впрочем, «15-20 вертолетов» — не совсем верно так говорить: это сложнейшие системы, там руку некуда просунуть внутри фюзеляжа — все занято электроникой. И собирать вертолеты КумАПП умеет не хуже любого другого завода в мире, эту компетенцию необходимо там сохранить». Есть основания предполагать, что свою позицию он не изменил и сегодня, но ВР — структура с жестким подчинением, поэтому…

Кстати, именно при назначении нового директора на КВЗ было заявлено о возрождении идеи тесной кооперации между КВЗ и КумАПП. Представляя Пустовгарова в Казани, Богинский сообщил, что тому предстоит оперативно создать единую площадку компетенций на базе КВЗ и КумАПП, который станет многое делать для Казани как комплектатор. На прошлой неделе Пустовгаров сообщил, что заключено 12 договоров по темам «Ансат» и Ми-38. «Идею об объединении двух заводов вновь поднимают, и раз теперь КВЗ убыточен, а из Кумертау хорошие новости, то на этот раз минфин Татарстана, может, и согласится», — иронизирует наш источник.

Но хотя управляющий директор завода Николай Фролов в недавнем интервью был оптимистичен и сообщил, что выручка превысила плановые 8,6 млрд рублей и достигла 10,5 млрд, обстановка на КумАППе, похоже, далека от радужной — недаром он ни слова не сказал о финансовых показателях. Согласно отчетности 2017 года, выручка КумАПП составила 7,7 млрд рублей, а чистый убыток — 3,4 миллиарда. Впрочем, Пустовгаров в одном из своих интервью башкирским журналистам прогнозировал, что 2019–2020 годы для КумАПП будут существенно успешнее. У КВЗ же, как выяснилось, в 2017 году убыток достиг 1,69 млрд рублей, а в 2018-м он прогнозируется в 1,8 миллиарда. Тоже, в общем, дела не сахар.

К слову, на КумАППе Пустовгарова поминают добрым словом — говорят, что он сумел разгрести ситуацию, не допустить гибели завода, которая была весьма вероятной, и направить предприятие в нужном направлении. Источник «БИЗНЕС Online» на КумАППе говорит, что там жалеют об отъезде Пустовгарова: «При нем стало гораздо лучше, завод начал полноценно работать, а потом, как специально, когда поняли, что произошел очевидный скачок, решили его убрать — видимо, потому, что «Вертолеты России» изначально наш завод не рассматривали как вертолетный и уже 11 лет пытаются нас закрыть. Весь завод буквально рыдал, когда объявили, что Пустовгаров уходит. И после него опять пошли нападки на нас».

Пустовгарова вряд ли радует перспектива осваивать производство совершенно чужого для КВЗ продукта, ведь казанский завод всю жизнь был «милевским», а камовские машины — это совершенно другое Фото: president.tatarstan.ru

ОТ КА-62 КВЗ СПАСЛО ТОЛЬКО ВМЕШАТЕЛЬСТВО МИННИХАНОВА

Можно предположить, что Пустовгарова вряд ли радует перспектива осваивать производство совершенно чужого для КВЗ продукта, ведь казанский завод всю жизнь был «милевским», а камовские машины — это совершенно другое.

«Этот бред управляющей компании меня просто удивляет, — говорит наш источник. — Ми и Ка — разные школы вертолетостроения, по-разному даже чертежи оформлены. Как можно их совмещать на одном заводе?! Получатся сложнейшие коммуникации, много лишнего контроля, элементарно люди начнут путаться, а это безопасность! Словом, это решения по типу «что хочу, то ворочу», не более того». Он напомнил, что такое делают не только с Казанью: на УУАЗе планируется начать выпуск Ка-226 для Индии. «Индийский Ка-226 отличается от обычного, как Ми-38 от Ми-8, — говорит источник. — Казань с Ми-38 уже 20 лет возится. Там будет то же самое. Улан-Удэ с этим вертолетом попало страшно! Кстати, изначально его пытались впихнуть Пустовгарову на КумАПП, но он сделал все, чтобы этого не допустить. И правильно — заводу настал бы конец».

Плюс источник уверен, что если Казань и получит эффект от передачи ему кумапповской темы, то это будет в лучшем случае лет через 7–8. А их надо еще пережить, что при освоении новых продуктов («Ансат», Ми-38) и отсутствии заказав на основной (Ми-8) продукт, который и кормил КВЗ, будет весьма проблематичным. «У Казани есть такой новый тип, как Ми-38, есть новый тип «Ансат», а теперь еще и камовские машины, — указывает источник. — Это все новье, от которого результат появится дай бог лет через 7–8 лет. Что это такое! Завод развалят при таком подходе». Источник напомнил, что недавно только вмешательство Минниханова спасло КВЗ от навязывания совершенно сырой темы Ка-62 (его в итоге будет делать арсеньевская авиационная компания «Прогресс»). Кстати, и авторы кумапповского письма указывают: «Потребуется не менее 5–8 лет, чтобы развернуть производство наших вертолетов на других заводах».

Однако исполнительный директор отраслевого агентства «АивиаПорт» Олег Пантелеев в разговоре с «БИЗНЕС Online» занял противоположную позицию. Он признал, что вопрос разных вертолетных школ влияет на продолжительность освоения сборки на новой площадке. Но технологии в наше время развиваются настолько быстро, что могут нивелировать проблемы переходного периода. «И если в среднесрочной перспективе проект переноса сборки предполагает получение экономии материальных ресурсов (в первую очередь денежных), то на это надо идти», — уверен он. Также он полагает, что потеря статуса финалиста это, вероятно, больше проблема статуса для губернатора, а на деле объем работы и налоговых отчислений может оказаться значительным и у комплектатора. «Можно сохранить статус и потерять в итоге производство, а можно измениться и сохранить, предоставить людям рабочие места и стабильный заработок, — считает он. — Да, это не так престижно, как сборка вертолетов, зато даст достаточный объем занятости».

К слову, любопытно, что письмо коллектива КумАПП вообще пронизано бунтом против системы ВР. Так, авторы прозрачно намекают, что понапрасну платят холдингу за товарный знак и логотип ВР, комиссионное вознаграждение, за передачу полномочий единого исполнительного органа, за продвижение продукции. Говорится и о том, что новые веяния типа передачи на аутсорсинг клининга, охраны и общественного питания привели не к снижению издержек, как ожидалось, а к увеличению расходов и падению качества этих услуг. Это мы к тому, что и на КВЗ готовятся аналогичные реформы…

Персоны: Пустовгаров Юрий Леонидович Предприятия: Казанский вертолетный завод