Куда платить НДФЛ

Содержание

Письмо Министерства финансов РФ
№03-04-06/21479 от 07.04.2017

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 650 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

Пунктом 1 статьи 651 Гражданского кодекса установлено, что договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса).

При этом договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 651 Гражданского кодекса).

Таким образом, дополнительное соглашение, изменяющее условие договора аренды недвижимого имущества, подлежит государственной регистрации. Последствия отсутствия регистрации дополнительного соглашения в отношении такого соглашения идентичны последствиям отсутствия регистрации основного договора.

Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен указанным пунктом.

Оплата НДФЛ обособленного подразделения

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 226 Кодекса установлено, что налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

При этом абзацем третьим указанного пункта статьи 226 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Если основной договор аренды недвижимого имущества с арендодателем — физическим лицом первоначально подписан уполномоченным лицом первого обособленного подразделения, а дополнительное соглашение, изменяющее условия договора аренды, в дальнейшем подписано уполномоченным лицом второго обособленного подразделения, то в случае тождественности правил, распространяющихся на основной договор и дополнительное соглашение, установленных Гражданским кодексом, сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных доходов, подлежит перечислению в бюджет по месту нахождения второго обособленного подразделения.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ

Комментарий эксперта

НДФЛ по обособленному подразделению – куда платить?

Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц. Примечание. Порядок утвержден Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178. Таким образом, согласно данным нормативным актам в платежном поручении при перечислении ЕНВД за обособленное подразделение вы вправе указывать КПП головной организации (то есть на основании свидетельства о постановке на учет). При этом в строке «Назначение платежа» вам необходимо отразить информацию о том, за какое подразделение и за какой период уплачивается налог. Такой же позиции придерживаются арбитры (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.10.2005 N Ф04-7013/2005(15564-А75-15)). Однако в связи с тем, что данный вопрос является спорным, уточнить информацию можно в своей налоговой инспекции.

Важные тонкости кпп для обособленных подразделений

Наша организация имеет обособленные подразделения, расположенные на территории, подведомственной одной инспекции. Какой КПП следует указывать в платежном поручении на перечисление ЕНВД за такие обособленные подразделения? Налоговые органы считают, что в платежном поручении на перечисление сумм налога, подлежащего уплате по месту нахождения обособленного подразделения, организация в поле «КПП» должна указывать КПП плательщика, присвоенный ей при постановке на учет по месту нахождения этого подразделения. Свой вывод они основывают на письме МНС России от 03.07.2003 N ФС-6-10/
Однако с таким мнением можно поспорить.

Какой кпп ставить при оплате енвд в 2015 году?

Тогда меняйте и банк заодно, потому что должен пропустить Ответить с цитированием Вверх ▲

  • 15.03.2016, 13:58 #7 В п/п пишите ИНН головы,КПП обособки.Банк не имеет права не принять такую платежку.Могут у вас запросить информацию по обособке.Предоставите им уведомление о постановке на учет ОП, где и указанно КПП обособки.У меня Сбербанк.Ничего не просил.Платежи делаю с р/сч.головы, указывая КПП ОП. Ответить с цитированием Вверх ▲
  • 15.03.2016, 14:20 #8 платежка по ОП Огромное спасибо. Ответить с цитированием Вверх ▲
  • 15.03.2016, 19:58 #9 Сообщение от Аноним и в Назначении платежа мы просто пишем «Налог на доходы физических лиц за март 2016 года».

    что нравится, что удобно, то и пишите. Для нас главное — подвести итоги… Пока итоги не подвели нас.

Какой кпп я должна указать в платежке на перечисление налога по енвд

Это следует из положений пункта 2 статьи 11, пункта 2 статьи 84 НК РФ, а также пунктов 2.1.2 и 2.1.5 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц. Таким образом, согласно данным нормативным актам в платежном поручении при перечислении ЕНВД за обособленное подразделение вы вправе указывать КПП головной организации (то есть на основании свидетельства о постановке на учет). При этом в строке «Назначение платежа» вам необходимо отразить информацию о том, за какое подразделение и за какой период уплачивается налог.
Такой же позиции придерживаются арбитры (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.10.2005 N Ф04-7013/2005(15564-А75-15)). Однако в связи с тем, что данный вопрос является спорным, уточнить информацию можно в своей налоговой инспекции.
Если обособленное структурное подразделение имеет собственный расчетный счет, то платежное поручение заполняется им в общеустановленном порядке.При уплате налогов (сборов) бюджетной организацией в поле «Плательщик» платежного поручения указывается наименование органа федерального казначейства, которому открыт счет в банке для учета операций со средствами федерального бюджета, с которого будут списаны денежные средства, а в скобках указывается наименование бюджетной организации. исполняющей обязанность по уплате налогов (сборов).В полях «ИНН» и «КПП» плательщика платежного поручения указываются соответственно значения показателей ИНН и КПП плательщика — бюджетной организации, которые ей присвоены в соответствии с Приказом.Незамедлительно довести информацию, изложенную в настоящем письме, до нижестоящих налоговых органов.

Кпп в платежном поручении по енвд по обособленному подразделению

Инфо

Имейте в виду: с 1 января 2006 г.

в большинстве регионов кассовое исполнение и федерального, и регионального, и местных бюджетов было переведено в территориальные органы Федерального казначейства. То есть все суммы налогов и сборов необходимо перечислять на единый казначейский счет, открытый в регионе. Примечание. Это следует из положений Приказа Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н.

Рассмотрим пример заполнения платежного поручения на перечисление суммы ЕНВД за обособленное подразделение. Пример. ООО «Город мастеров» (ИНН 1254456612, КПП 125401001), уплачивающее ЕНВД, зарегистрировано в г. Железногорске (Красноярский край). Фирма имеет обособленное подразделение (КПП 126401001), которое также находится на территории г.
Железногорска. 19 октября 2007 г. организация перечислила ЕНВД за обособленное подразделение за III квартал 2007 г. в сумме 5250 руб.

Внимание

Пример ООО «Город мастеров» (ИНН 1254456612, КПП 125401001), уплачивающее ЕНВД, зарегистрировано в г. Железногорске (Красноярский край). Фирма имеет обособленное подразделение (КПП 126401001), которое также находится на территории г. Железногорска. 19 октября 2007 года организация перечислила ЕНВД за обособленное подразделение за III квартал 2007 года в сумме 5250 руб.

Для перечисления ЕНВД нужно использовать КБК 182 1 05 02000 02 1000 110. Заполним платежное поручение (см. рисунок).
Налогового кодекса Российской Федерации), в поле «Плательщик» указывается наименование организации (владельца счета).Поскольку идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) налогоплательщика присваиваются организации, имеющей обособленные подразделения, в соответствии с положениями Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН, утвержденного приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 (далее — Приказ), то при осуществлении налоговых платежей обособленным структурным подразделением в полях «ИНН» и «КПП» плательщика платежного поручения указываются соответственно значения показателей ИНН и КПП организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, которое исполняет обязанность организации по уплате налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации.
Добрый день!Головная организация платит НДФЛ за обособленное подразделение.

Как правильно платить НДФЛ при наличии обособленных подразделений

Платим естественно в ФНС по месту регистрации ОП.Как правильно заполнить при этом поля платежного поручения?ОКТМО указали по месту регистрации ОП. ИНН головное, КПП головное. Надо ли где-то указывать ссылку на ИНН и КПП подразделения и где именно? Поделиться с друзьями Ответить с цитированием Вверх ▲

  • 15.03.2016, 13:13 #2 Сообщение от Аноним ОКТМО указали по месту регистрации ОП.

ИНН головное, КПП головное. КПП — ОП Ответить с цитированием Вверх ▲

  • 15.03.2016, 13:20 #3 платежное поручение ОП Спасибо.То есть ИНН ОП не будет в платежке фигурировать и в Назначении платежа мы просто пишем «Налог на доходы физических лиц за март 2016 года».
  • Так, в пункте 1 Правил указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ предусмотрено, что значения ИНН и КПП в расчетных документах указываются в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе выдается при постановке на учет вновь созданной организации по месту ее нахождения. В то время как при постановке организации на учет по месту нахождения структурного подразделения выдается уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

    Как уплачивают НДФЛ обособленные подразделения

    Уплата НДФЛ при наличии обособленных подразделений

    Пунктом 1 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ.

    Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого этот агент признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом российские организации, имеющие обособленные подразделения (ОП), обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

    Казалось бы, все просто и ясно — начислили зарплату работнику ОП, удержали налог и перечислили его по месту нахождения подразделения. Тем не менее у организаций — налоговых агентов возникает масса вопросов. Как правило, эти вопросы обусловлены "миграцией" работников из одного обособленного подразделения в другое. В какой бюджет должен перечисляться НДФЛ в таких случаях? Куда подавать сведения о доходах физических лиц согласно п. 2 ст. 230 НК РФ? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

    Удерживаем и перечисляем

    Итак, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников ОП, должны быть перечислены по месту учета соответствующего ОП (Письма Минфина России от 07.08.2012 N 03-04-06/3-222, от 20.12.2011 N 03-04-06/3-352). При этом в других Письмах финансовое ведомство уточняет: перечислены независимо от наличия отдельного баланса у этого подразделения (Письмо от 04.07.2011 N 03-04-06/3-159). Уплата НДФЛ с доходов, полученных сотрудниками обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, производится головной организацией (Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/55).

    В силу п. 7 ст. 226 НК РФ сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих ОП.

    Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят ОП, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП. При этом в случае, если несколько ОП организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, согласно п. 4 ст.

    Куда платить НДФЛ при наличии обособленных подразделений?

    83 НК РФ постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ОП, определяемого самой организацией. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) в налоговый орган по месту ее нахождения <1>.

    <1> Подробнее о постановке на учет читайте в статье "Обособленные подразделения: быть или не быть? Вот в чем вопрос…" на с. 68.

    Таким образом, если организация, имеющая несколько ОП в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких ОП, определенного организацией, то НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех ОП, находящихся в этом муниципальном образовании, может быть перечислен в бюджет по месту учета такого ОП (см. Письма Минфина России от 22.06.2012 N 03-04-06/3-174, от 21.09.2011 N 03-04-06/3-230).

    В случае если организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников ОП, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого такого ОП исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих ОП (см. Письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17).

    Аналогичную ситуацию Минфин России рассматривал в Письме от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153. Организация имеет 17 обособленных структурных подразделений на территории одного муниципального образования, стоящих на учете в одном налоговом органе. Каждое из подразделений имеет свой КПП. Организация уплачивает НДФЛ, удержанный из доходов работников обособленных подразделений, отдельно за каждое подразделение. Организацию, которая обратилась в Минфин за разъяснениями, интересовало, вправе ли она перечислять суммы НДФЛ централизованно одним платежным поручением.

    В указанном Письме чиновники напомнили, что исходя из ст. 13 НК РФ НДФЛ является федеральным налогом. При этом перечисление налога производится на единый казначейский счет, поступления (налоговые доходы) с которого впоследствии распределяются по соответствующим бюджетам органами Федерального казначейства. Часть данных доходов по установленным нормативам направляется в местные бюджеты согласно ст. 61.1 БК РФ. Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Доходы местных бюджетов формируются, в частности, за счет НДФЛ, зачисляемого в эти бюджеты.

    Следовательно, головная организация обязана вести учет доходов, полученных от нее физическими лицами, отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению. Кроме того, головная организация должна уплачивать исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленных подразделений. При этом она обязана оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.

    На практике возможны ситуации, когда работник организации в течение месяца работает и в обособленных подразделениях, и в головной организации, при этом зарплату начисляет и выплачивает головная организация. Как производить уплату НДФЛ в этих случаях?

    НДФЛ с доходов такого работника должен перечисляться в соответствующие бюджеты и по месту нахождения ОП, и по месту нахождения головной организации с учетом отработанного времени <2>. На это указал Минфин России в Письме от 06.02.2013 N 03-04-06/8-35.

    <2> Этот порядок применяется независимо от места жительства физических лиц и места заключения договоров с физическими лицами (Письмо Минфина России от 21.09.2011 N 03-04-06/3-231).

    Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/55, где чиновники также напомнили, что в соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор условием является, в частности, место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

    Изложенный порядок следует применять и при выплате дохода физическим лицам за выполнение работ (оказание услуг) по договорам гражданско-правового характера. На порядок перечисления НДФЛ не влияет место проживания физического лица. Таким образом, по доходам, полученным физическими лицами по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) и которые заключены по месту нахождения обособленного подразделения, НДФЛ, в соответствии со ст. 226 НК РФ, следует перечислять в бюджет по месту нахождения ОП (Письма Минфина России от 06.08.2012 N 03-04-06/3-216, от 06.08.2012 N 03-04-06/8-220).

    К сведению. В случае когда работник, отработавший в течение налогового периода в нескольких ОП, уходит в отпуск, НДФЛ с его доходов, включая отпускные выплаты, должен быть перечислен в бюджет по месту нахождения ОП, в котором ему был оформлен отпуск (Письмо Минфина России от 17.08.2012 N 03-04-06/8-250).

    Отчитываемся

    В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Пунктом 2 ст. 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты представляют сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета.

    По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 03.12.2008 N 03-04-07-01/244, сведения о доходах физических лиц могут представляться налоговым агентом — российской организацией, имеющей обособленные подразделения, в налоговые органы по месту своего нахождения, а обособленным подразделением организации — по месту нахождения ОП, в котором работникам этого подразделения начисляется и выплачивается доход.

    Видимо, слово "могут" смутило налогоплательщиков, и от Минфина потребовались дополнительные разъяснения. В Письме от 23.03.2012 N 03-04-08/8-58 финансисты указали следующее: использование словосочетания "могут представляться" обусловлено отсутствием в гл. 23 НК РФ нормы о порядке представления сведений о доходах физических лиц российскими организациями, имеющими ОП.

    Позиция Минфина по данному вопросу заключается в том, что обязанность организации по перечислению НДФЛ в бюджет по месту нахождения ОП должна корреспондировать с обязанностью представления сведений о доходах физических лиц в налоговые органы по месту нахождения такого ОП <3>. Поэтому организации, являющиеся налоговыми агентами и имеющие ОП, сведения о доходах физических лиц в отношении работников головной организации представляют в налоговые органы по месту своего учета (месту нахождения), а в отношении работников обособленных подразделений организации — по месту учета организации в налоговых органах по месту нахождения данных ОП.

    <3> Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 06.02.2013 N 03-04-06/8-35 и от 04.12.2012 N 03-04-06/8-341.

    В силу п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20__ год" <4>.

    <4> Утверждена Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, Справочников".

    В соответствии с Письмом ФНС России от 14.10.2010 N ШС-37-3/13344 если в течение календарного года физическое лицо, о доходах которого заполняется справка по форме 2-НДФЛ, получало доходы от работы в нескольких ОП, расположенных на территории разных административно-территориальных образований, то заполняются несколько справок (по количеству административно-территориальных образований, на территории которых находятся ОП, где физическое лицо получало доходы).

    Согласно Рекомендациям по заполнению формы 2-НДФЛ в п. 1.1 справки о доходах физического лица для налоговых агентов — организаций отражаются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на налоговый учет (КПП). В случае если сведения о доходах заполняются организацией на работников, получающих доходы от ее обособленного подразделения, в данном пункте после ИНН через разделитель "/" указывается КПП по месту учета организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

    В п. 1.3 "Код ОКАТО" справки указывается код административно-территориального образования, на территории которого находится организация или ее ОП. Если в течение календарного года физическое лицо, о доходах которого заполняется справка, получало доходы в нескольких ОП, расположенных на территории разных административно-территориальных образований, то заполняются несколько справок (по количеству административно-территориальных образований, на территории которых находятся ОП, где физическое лицо получало доходы). В связи с этим за период работы сотрудников организации в нескольких ОП, расположенных на территории разных административно-территориальных образований, следует представлять справки о доходах с указанием КПП и ОКАТО данных обособленных подразделений. Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 07.12.2012 N 03-04-06/8-345.

    Итак, если работник в течение года получал доходы и в головном подразделении организации, и в ее обособленных подразделениях, то справки о доходах представляются в инспекции:

    • по месту нахождения головного офиса — по доходам за отработанное в нем время. В справке указываются ИНН, КПП и код ОКАТО организации;
    • по месту нахождения обособленных подразделений — по доходам за отработанное в них время. В справке указывается ИНН организации, а также КПП и код ОКАТО обособленного подразделения.

    Из этого правила есть исключения. Первое касается налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших. Они вправе сами выбрать способ представления сведений о доходах физических лиц — сотрудников ОП: представлять указанные сведения непосредственно в налоговый орган по месту нахождения такого ОП либо в режиме "одного окна" в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Такие разъяснения даны в Письме ФНС России от 26.12.2012 N ЕД-4-3/22280@.

    Второе исключение касается случая, когда ОП закрывается, а его сотрудники переводятся в другое ОП. В этом случае, считает ФНС, ОП, в которые переведены сотрудники, представляют сведения о доходах физических лиц в соответствующие налоговые органы по месту нахождения таких ОП. Причем сведения о доходах физических лиц закрытого ОП могут быть представлены в налоговый орган по месту учета головной организации (Письмо от 07.02.2012 N ЕД-4-3/1838).

    Если налог перечислен не туда…

    Итак, согласно п. 7 ст. 226 НК РФ российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

    На практике нередко суммы НДФЛ, предназначавшиеся к перечислению по месту нахождения ОП, по ошибке попадают по месту нахождения головного офиса (или другого ОП). Что, по мнению налоговой, является основанием для вывода о неуплате налога и начисления пеней и штрафа.

    Практика показывает, что при возникновении подобной ситуации в большинстве случаев судьи занимают сторону налогоплательщика. Например, в Постановлении ФАС ЦО от 23.03.2012 N А35-1973/2011 арбитры указали следующее.

    Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

    Абзац 2 п. 7 названной статьи предусматривает, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

    В силу п. 2 ст. 40 БК РФ денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет.

    Проанализировав приведенные нормы права, ФАС ЦО пришел к выводу, что подача заявления об уточнении платежа возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом не имеет значения, был в результате ошибки налог зачислен в тот же бюджет или нет, поскольку при правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступит в бюджетную систему.

    Как установлено судом, исчисленные и удержанные суммы НДФЛ работников обособленных подразделений были перечислены организацией по месту своего нахождения.

    Следовательно, поскольку денежные средства налогоплательщика поступили в бюджетную систему РФ, организация выполнила условия, при соблюдении которых налог считается уплаченным. Допущенная налогоплательщиком ошибка при определении места уплаты НДФЛ не повлекла неперечисление налога в бюджетную систему РФ и не может быть отнесена к установленным п. 4 ст. 45 НК РФ основаниям полагать налог неуплаченным. Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления организации НДФЛ, а также соответствующих сумм пени и штрафных санкций.

    К аналогичному выводу пришли арбитры ФАС СЗО в Постановлении от 01.12.2010 N А56-95584/2009. При этом они сослались на Постановление КС РФ от 17.12.1996 N 20-П и Определение КС РФ от 04.07.2002 N 202-О, в которых говорится, что предусмотренное налоговым законодательством начисление пеней направлено на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налогов. Поскольку судами сделан вывод, что нарушение налоговым агентом порядка перечисления НДФЛ не привело к образованию недоимки, начисление пеней при отсутствии неисполненной обязанности по уплате налога противоречит нормам налогового законодательства.

    Справедливости ради отметим, что есть и противоположные решения, когда судьи поддерживают налоговиков, начисливших пени и штрафы организациям, перечислившим налог не по месту нахождения ОП, а по месту нахождения головной организации (см., например, Постановление ФАС СЗО от 03.12.2010 N А05-3474/2010).

    Несколько слов о дивидендах

    Также на практике может возникнуть ситуация, когда работнику обособленного подразделения организации как учредителю этой организации выплачиваются дивиденды. В какой налоговый орган следует перечислять НДФЛ с доходов в виде дивидендов: по месту нахождения организации или обособленного подразделения? Ответ на этот вопрос дал Минфин России в Письме от 22.03.2013 N 03-04-06/8999, где указал, что положения абз. 2 и 3 п. 7 ст. 226 НК РФ в рассматриваемой ситуации не применяются, поскольку данная выплата производится физическому лицу как учредителю организации, а не как работнику обособленного подразделения организации.

    Таким образом, организация признается налоговым агентом в отношении выплачиваемого физическому лицу — учредителю организации дохода в виде дивидендов и обязана перечислить исчисленный и удержанный с него НДФЛ в бюджет по месту учета в налоговом органе по месту нахождения организации.

    Ю.А.Белецкая

    Эксперт журнала

    "Актуальные вопросы

    бухгалтерского учета и налогообложения"

    Уплата НДФЛ организацией с обособленными подразделениями

    Российские организации признаются налоговыми агентами по НДФЛ, одной из обязанностей которых является правильность и своевременность исчисления и удержания у налогоплательщиков — физических лиц указанного налога и перечисление его в бюджет. Рассмотрим, как эту обязанность должны выполнять организации, имеющие обособленные подразделения.

    Справка. Обособленное подразделение

    Определение обособленного подразделения приведено в п. 2 ст. 11 НК РФ. Так, обособленным считается подразделение, если оно территориально отделено от организации и по его месту нахождения оборудованы стационарные рабочие места.

    Признание подразделения организации обособленным производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах данной организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

    Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет другой налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

    Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. При этом рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

    Под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Это следует из Постановлений ФАС Московского округа от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А и от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А.

    Если сотрудниками организации выполняется работа на основании трудового договора и при этом для них не созданы стационарные рабочие места, то оснований для постановки на учет в налоговых органах организации по месту выполнения такой работы не возникает (Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-02-07/1-493).

    Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны уплачивать исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ).

    Сумма НДФЛ, перечисляемая в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы налогооблагаемого дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ). Поэтому если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с его доходов головная организация исчисляет и уплачивает в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого обособленного подразделения исходя из продолжительности времени в налоговом периоде, отработанного в них налогоплательщиком. В случае когда обособленное подразделение зарегистрировано в середине месяца, головная организация уплачивает в бюджет НДФЛ по месту учета обособленного подразделения пропорционально доле дохода, начисленного сотруднику за время его работы в данном подразделении.

    Допустим, сотрудник в течение месяца работает и в обособленном подразделении, и в головной организации, тогда НДФЛ с его доходов уплачивается и по месту нахождения обособленного подразделения, и по месту нахождения головной организации — исходя из отработанного в них периода времени.

    Обособленные подразделения организации могут иметь, а могут и не иметь отдельный баланс и расчетный счет. Рассмотрим, как организации следует уплачивать НДФЛ в каждом случае.

    Обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета

    В подобной ситуации головная организация должна вести учет доходов, полученных от нее физическими лицами, отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению. Кроме того, головная организация обязана уплачивать исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц с доходов работников как по месту своего учета, так и по месту учета обособленных подразделений. При этом необходимо оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием в них КПП, присвоенного подразделениям при постановке на учет, а также соответствующего кода ОКАТО <1> муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.

    <1> Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) утвержден Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.

    Головная организация вправе перечислить суммы НДФЛ, удержанного с доходов работников обособленных структурных подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования, одним платежным поручением, если эти обособленные подразделения зарегистрированы в одном налоговом органе и имеют один и тот же КПП <2>.

    <2> Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153.

    Таким образом, начислением и выплатой доходов работникам обособленного подразделения, которое не имеет отдельного баланса и расчетного счета, занимается головная организация. Она же должна отчитаться о доходах, полученных указанными работниками, представив в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения соответствующие сведения.

    Рассмотренный выше порядок уплаты НДФЛ применим в случаях, когда обособленные подразделения не выделены на отдельный баланс и не имеют расчетного счета. Что происходит, если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и исполняет обязанности налогового агента?

    Обособленное подразделение выделено на отдельный баланс и имеет расчетный счет

    Обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, может исполнять обязанности юридического лица как налогового агента по начислению и выплате доходов работникам подразделения, исчислению и удержанию с производимых выплат НДФЛ, а также по перечислению налога в бюджет. Кроме отдельного баланса, подразделение должно иметь расчетный счет и осуществлять выплаты в пользу физических лиц. Руководству головной организации также следует назначить руководителя обособленного подразделения своим уполномоченным представителем. Таким образом, руководителю обособленного подразделения выдается доверенность на представление интересов юридического лица в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения <3>.

    <3> Письмо Минфина России от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2.

    Примечание. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (ст. 19 НК РФ).

    В соответствии с положениями ст. 230 НК РФ рассматриваемое обособленное подразделение обязано:

    • вести учет доходов, которые оно выплачивает, и сумм налога, которые оно удерживает у физического лица в бюджет;
    • представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога.

    Если обособленное подразделение имеет отдельный баланс и расчетный счет, само выплачивает доходы работникам, удерживает с них НДФЛ и уплачивает его в бюджет, то оно самостоятельно представляет сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога в налоговый орган по месту своего учета. В данном случае повторно представлять те же сведения в налоговый орган по месту учета головной организации не требуется.

    Следовательно, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленного подразделения, должны быть уплачены в бюджет по месту учета соответствующего обособленного подразделения независимо от того, имеет оно отдельный баланс или нет.

    Обособленные подразделения расположены в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам

    В п. 1 ст. 83 НК РФ предусмотрено следующее. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения, если она не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.

    Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из них. Причем данное подразделение организация выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 83 НК РФ).

    Из сказанного выше можно сделать следующие выводы.

    Вывод первый. Итак, организация имеет несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Поэтому она встает на учет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, выбранного ею. Основание — п. 4 ст. 83 НК РФ. В данном случае НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании, должен быть перечислен в бюджет по месту учета названного обособленного подразделения.

    Вывод второй. Организация встает на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Тогда суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, исчисляемого и выплачиваемого работникам этих подразделений <4>.

    <4> Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 15.03.2010 N 03-04-06/3-33.

    Если исчисленную сумму НДФЛ удержать невозможно

    Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

    Бывает, что доход, подлежащий обложению НДФЛ у налогового агента, налогоплательщик получил, например, в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде ему не производилось. В этом случае налоговый агент не может удержать НДФЛ у такого налогоплательщика <5>. Однако налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога. Основание — пп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ. Указанное положение действует с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ). Напомним, что до 2010 г. налоговые агенты сообщали о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика только в налоговый орган в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

    <5> Постановление ФАС Уральского округа от 10.06.2009 N Ф09-3923/09-С2 по делу N А47-3113/2008-АС-32.

    Вместе с тем остался прежним порядок уведомления налогового органа в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок о невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ. Так, согласно п. 18 ст. 214.1 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога (полностью или частично) налоговый агент (брокер, доверительный управляющий, лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, агентскому договору в пользу налогоплательщика, иное лицо, признаваемое налоговым агентом в соответствии с Налоговым кодексом) в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится в соответствии со ст. 228 НК РФ.

    Обязанность налогового агента сообщать в налоговый орган в письменном виде о невозможности удержать НДФЛ у налогоплательщика и сумме налога обусловлена необходимостью наличия в налоговом органе по месту жительства физического лица доказательной базы для обеспечения процедуры взыскания с налогоплательщика НДФЛ, не удержанного налоговым агентом.

    Примечание. Обязанность представления сведений о доходах физических лиц напрямую связана с обязанностью уплачивать НДФЛ по месту учета налогового агента в налоговом органе. То есть сведения о доходах работников обособленных подразделений подаются в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (в тот налоговый орган, в который производится перечисление НДФЛ).

    Форма сообщения и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Ндфл при обособленном подразделении

    Однако в настоящее время специальной формы для представления таких сведений пока нет.

    Вместе с тем в п. 3 Приказа ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ <6> налоговым агентам при направлении в налоговые органы указанных сведений рекомендовано использовать форму 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20___ год", утвержденную упомянутым Приказом.

    <6> Действует в редакции изменений и дополнений, утвержденных Приказами ФНС России от 20.12.2007 N ММ-3-04/689@, от 30.12.2008 N ММ-3-3/694@ и от 22.12.2009 N ММ-7-3/708@.

    Представление сведений в налоговый орган о невозможности удержать с физического лица исчисленную сумму налога не освобождает налогового агента от обязанности представлять сведения по форме 2-НДФЛ в отношении данного физического лица и по итогам налогового периода в порядке, установленном п. 2 ст. 230 НК РФ. Напомним, что согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Примечание. Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

    Пример. ООО "Альфа" в марте 2010 г. выдало грузчику А.А. Петрову доход в натуральной форме. До окончания года общество не производило денежных выплат указанному работнику.

    Поскольку доход выдан только в натуральной форме, то у ООО "Альфа" отсутствует возможность удержать НДФЛ с доходов, полученных А.А. Петровым. Следовательно, организация до 31 января 2011 г. должна сообщить в письменном виде в налоговый орган по месту учета, а также налогоплательщику о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога.

    Кроме того, сведения о доходах А.А. Петрова по форме 2-НДФЛ ООО "Альфа" обязано направить в налоговый орган по месту учета не позднее 1 апреля 2011 г. Тогда общество как налоговый агент выполнит обязанности в отношении представления сведений о доходах физических лиц.

    Ж.В.Кузьмина

    Эксперт журнала

    "Российский налоговый курьер"