Кто такой субагент

Быстрая навигация: Каталог статей Предпринимательские договоры Агентский договор Договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (Александрова С.П.)

Дата размещения статьи: 17.03.2015

В июне 2009 г. был принят Федеральный закон N 103-ФЗ <1>, которым в юридическую практику был введен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. В данной статье сделана попытка дать характеристику данного договора с точки зрения его юридической классификации, определить существенные условия данного договора, его форму, стороны, их права, обязанности и ответственность и основания прекращения данного договора.
———————————
<1> О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами: Федеральный закон РФ от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ (ред. от 27.06.2011) // СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2758; 2011. N 27. Ст. 3873 (далее — Закон от 3 июня 2009 г.).
По договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком. Также оператор по приему платежей обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.).
Исходя из определения данного договора, он является отдельным видом агентского договора, который регулируется положениями главы 52 ГК РФ <2>, и на него в отсутствие специальных статей Закона от 3 июня 2009 г. должны распространяться нормы права главы 52 ГК РФ. Также, исходя из определения данного договора, зафиксированного в п. 1 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г., данный договор является договором консенсуальным и двусторонним.
———————————
<2> Гражданский кодекс РФ, часть вторая: Федеральный закон РФ от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; Российская газета. 2013. N 295. 30 декабря.
К участникам отношений по приему платежей физических лиц относятся: поставщик, плательщик и платежный агент (ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г.).
Сторонами договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц являются платежный агент, являющийся оператором по приему платежей либо платежным субагентом, и поставщик товаров (работ, услуг), выступающий в качестве принципала.
В качестве оператора (платежного агента) по приему платежей физических лиц может выступать только юридическое лицо, за исключением кредитной организации, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г.).
В качестве платежного субагента может выступать юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г.).
Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке <3>, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма <4>, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке <5> (п. 5 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.).
———————————
<3> Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2013 г. N 364 // СЗ РФ. 2013. N 18. Ст. 2267.
<4> О противодействии легализации (отмыванию) доходов, получаемых преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (ред. 28.12.2013) // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3418; Российская газета. 2013. N 2395. 30 декабря.
<5> Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 667 // СЗ РФ. 2012. N 28. Ст. 3901.
В качестве поставщика может выступать:
— юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с Законом от 3 июня 2009 г.;
— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
— органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г.).
Плательщик не относится к сторонам договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, но является тем лицом, которое вносит платежному агенту денежные средства в целях исполнения денежных обязательств перед поставщиком. Плательщиком может быть только физическое лицо (ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г.).
Исходя из состава сторон данного договора, форма договора должна быть письменной.
Предметом данного договора является деятельность оператора (платежного агента) по приему платежей физических лиц и осуществление последующих расчетов с поставщиком (п. 1 ст. 3 Закона от 3 июня 2009 г.).
На основании п. 1 ст. 3 Закона от 3 июня 2009 г. деятельность оператора (платежного агента) по приему платежей физических лиц включает:
— прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг);
— прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
— осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Причем Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых оператор (платежный агент) не вправе принимать платежи физических лиц (п. 2 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.). Такой перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2010 г. N 920 <6>.
———————————
<6> Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц: Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2010 г. N 920 (ред. от 30.06.2012) // СЗ РФ. 2010. N 47. Ст. 6138; 2012. N 28. Ст. 3902.
Платежный агент не может заниматься деятельностью по проведению:
— расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, т.е. когда физическое лицо оплачивает работы или услуги непосредственно их поставщику. Исключение составляют расчеты, связанные с взиманием платежным агентом с плательщика (физического лица) вознаграждения, предусмотренного Законом от 3 июня 2009 г.;
— расчетов между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
— расчетов в пользу иностранных юридических лиц. Имеются в виду юридические лица, созданные в соответствии с законодательством страны, где они были учреждены;
— расчетов, осуществляемых в безналичном порядке, т.е. расчетов, осуществляемых платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо;
— расчетов, осуществляемых на основании законодательства о банках и банковской деятельности <7>.
———————————
<7> О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (ред. от 21.12.2013) // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 2013. N 51. Ст. 6699.
Особенностью договора по приему платежным агентом платежей физических лиц является включение в договор обязательного условия об обеспечении выполнения платежным агентом своих обязательств по договору перед поставщиком. Пункт 4 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. устанавливает, что исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором. Таким образом, законодатель обязывает стороны при заключении договора выбрать один из способов обеспечения обязательств и ввести его в договор в качестве одного из условий.
Договор об осуществлении платежным агентом деятельности по приему платежей физических лиц является договором возмездным, поскольку представляет собой отдельный вид агентского договора, который в соответствии с п. 1 ст. 1105 ГК РФ является договором возмездным. А на основании ч. 1 ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены в агентском договоре. На основании п. 2 ст. 3 Закона от 3 июня 2009 г. платежный агент вправе удержать сумму своего вознаграждения из суммы, переданной плательщиком для оплаты денежного обязательства перед поставщиком. При этом размер такого вознаграждения должен быть определен в соглашении между платежным агентом и плательщиком. Исходя из указанных положений, можно сделать вывод о том, что вознаграждение платежному агенту может выплачиваться как за счет поставщика, так и удерживаться из суммы, переданной платежному агенту плательщиком для оплаты денежного обязательства перед поставщиком. Однако представляется, что, несмотря на то что платежный агент вправе по договору удерживать вознаграждение из сумм, полученных от плательщика, и, что самое главное, размер такого вознаграждения определяется в соглашении между платежным агентом и плательщиком, его размер все-таки должен как-то оговариваться в договоре между платежным агентом и поставщиком.
Поскольку договор об осуществлении платежным агентом деятельности по приему платежей физических лиц является отдельным видом агентского договора, то он на основании п. 3 ст. 1005 ГК РФ может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока.
На основании п. 1 ст. 3 Закона от 3 июня 2009 г. одна из основных обязанностей платежного агента состоит в приеме от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком. Во исполнение этой обязанности платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов <8> (п. 12 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.). Платежный агент также обязан проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж, в случаях и в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 6 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.). В месте приема платежей платежный агент обязан предоставить плательщикам информацию, указанную в п. 13 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г., которая определяет условия взаимоотношений между платежным агентом и плательщиком. Прием денежных средств от плательщика платежный агент обязан подтверждать кассовым чеком, который должен содержать реквизиты, указанные в п. 2 ст. 5 Закона от 3 июня 2009 г. (п. 1 ст. 5 Закона от 3 июня 2009 г.).
———————————
<8> О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон РФ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957; 2013. N 48. Ст. 6165.
Осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком, т.е. перевод полученных платежным агентом денег на счет поставщика, также относится к основным обязанностям платежного агента. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на специально открытый для этого свой отдельный банковский счет (п. п. 14, 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.).
К правам платежного агента можно отнести право использовать платежный терминал, который должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику (п. 1 ст. 6 Закона от 3 июня 2009 г.).
Оператор по приему платежей вправе привлекать платежных субагентов для осуществления приема платежей, но только если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Но платежный субагент уже не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей (п. 7 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.).
Осуществление платежным субагентом деятельности по приему платежей физических лиц осуществляется на основе договора, заключенного с оператором по приему платежей (п. 9 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.). По условиям этого договора платежный субагент вправе осуществлять деятельность, указанную в п. 1 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.:
— от своего имени и за счет поставщика или оператора по приему платежей (п. 9 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.);
— от имени оператора по приему платежей и за счет поставщика или оператора по приему платежей (п. 9 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.);
— от имени поставщика и за счет поставщика или оператора по приему платежей. Но это только в том случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком (п. п. 8 и 9 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.).
Платежному субагенту не разрешено осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 10 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.).
Закон от 3 июня 2009 г. содержит только одну специальную норму права, касающуюся расторжения данного договора. На основании п. 3 ст. 7 Закона поставщик вправе расторгнуть договор с оператором по приему платежей физических лиц, если оператор по приему платежей при осуществлении своей деятельности не соблюдает правила Закона от 3 июня 2009 г.
Оператор по приему платежей также на основании п. 3 ст. 7 Закона от 3 июня 2009 г. вправе расторгнуть с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, если он в своей деятельности не соблюдает правила Закона от 3 июня 2009 г.
Однако перечень оснований прекращения данного договора может быть расширен за счет положений главы 52 ГК РФ, так как договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц представляет собой отдельный вид агентского договора. Кроме того, на основании ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, могут применяться положения указанных глав 49 и 51 ГК РФ, если это не противоречит главе 52 ГК РФ или существу агентского договора. Следовательно, положения указанных глав могут быть применены и к договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным Федеральным законом. Поставщиком также являются организации и предприниматели, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Относятся к поставщикам и органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Платежный агент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Отметим, что кредитные организации к платежным агентам не относятся.

Законом установлены определенные требования к платежным агентам и поставщикам.

В частности, в силу п.п. 14, 15 ст. 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Данная обязанность платежного агента корреспондирует с обязанностью поставщика, предусмотренной п.18 ст.4 Закона, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются. Таковы требования п.4 ст. 8 Закона.

Таким образом, использование платежным агентом и поставщиком специального банковского счета при приеме платежей от физических лиц является обязательным.

Если платежный агент либо поставщик не выполнил требование об обязательном ведении специального банковского счета, то он будет нести ответственность в соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Так, за нарушение платежными агентами:

  • обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет;

  • неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Следует также учесть, что платежный агент при приеме платежей, в том числе с использованием терминала, обязан использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Статьей 5 Закона установлены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.

Обращаем внимание налогоплательщиков, за такие нарушения, как:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
  • применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);

предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Отключаем услугу «Легкий платеж” от МТС

Современные люди стараются всячески сэкономить свое время, поскольку очереди магазинов, железнодорожных и других касс, банков и прочих заведений отнимает немало времени. Компания МТС разработала для своих абонентов удобную функцию «Легкий платеж”. Она позволяет с легкостью совершать покупки и платить за разнообразные счета, используя только телефон.

«Легкий платеж” подразумевает целую систему, которая позволяет клиентам МТС легко и за считанные минуты рассчитываться за товары и услуги. Чтобы осуществить эти действия потребуется воспользоваться выходом в сеть. Также есть возможность использовать услугу у себя на компьютере, ноутбуке или на любом другом устройстве. Главное чтобы были деньги на счету. Кстати, производить оплату данным методом не только просто, но и списание денежных средств может быть выполнено не только с баланса телефона, но и с прикрепленной банковской карты.

  1. Оплата коммунальных услуг;
  2. Погашение кредитных карт и кредита;
  3. Возможность пополнить телефонный счет (свой и чужой);
  4. Можно купить товары и услугу в интернет-магазинах;
  5. Оплата кабельного телевидения или интернета;
  6. Возможность переводить деньги;

Данные действия разрешается делать в любое удобное время суток. Главное – доступ к интернету. Положительной новостью можно считать, то, что практически все платежи не берут комиссию за услуги. А если комиссионные есть, то их цена будет немного ниже, чем при обычной оплате.

Данный способ достаточно удобный, а также легкий. Производить оплату через телефон можно в любое время суток. Чтобы совершать оплату потребуется скачать и установить приложение «Легкий платеж”. Чтобы совершить платеж следует в карточке поставить флажок в нужном разделе. Также есть возможность создать шаблоны для частых платежей.

Данный метод тоже достаточно удобен, поскольку используется карточка банка. Чтобы совершить оплату или перевод денег следует выбрать соответствующий раздел для оплаты картой. Затем указать реквизиты карточки. Все данные, которые нужно указывать будут предоставлены.

Такой способ оплат можно совершать, только используя приложение «Легкий платеж”. Нужно отметить, что за операции может взиматься комиссия.

Когда произведен вход в личный кабинет, а также выбрана нужная вкладка, абоненты могут начинать оплачивать товары и услуги или переводить средства. Такой способ удобен, а также раскрывает большие возможности.

Чтобы зайти в личный кабинет потребуется авторизация. Для этого нужно логин и пароль. В качестве логина используется номер телефона, а пароль заказывается по ссылке на сайте. Пароль приходит на мобильный телефон в виде сообщения.

Для абонентов, которые используют вместо телефона планшет от МТС или модем, то подключение к кабинету производится автоматически.

Когда прошли авторизацию потребуется на странице найти опцию «Легкий платеж” и внизу страницы найти кнопку «Отключить”. Кроме этого есть возможность при помощи личного кабинета отвязать карту банка.

При проведении оплат, номер 7763 используется для подтверждения оплаты. Если опцию отключить, то такой номер будет не действителен. Чтобы отключить услугу можно воспользоваться функцией по запрету контента, подключить функцию можно по комбинации * 152 * 2 #.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ АГЕНТА

N 914, сказано, что агенты, совершающие действия от своего имени, хранят в журнале учета полученных счетов-фактур документы, принятые от продавцов по приобретенным для принципала товарам. Подчеркну — именно по товарам. А в случае когда продавец в качестве агента доставляет товар до покупателя, то он покупает для него услуги по транспортировке. Формально из этого можно сделать вывод о том, что продавец не может перевыставить покупателю счет-фактуру по услугам.

Однако в случае споров с налоговиками организация в качестве довода в свою пользу может использовать Письмо МНС России от 21 мая 2001 г. N ВГ-6-03/404. В нем рассмотрен порядок выставления счетов-фактур при расчетах по агентским договорам. В Письме никаких оговорок на то, приобретается товар или услуга, не сделано. А в п. 5 четко сказано, что если изначально счет-фактура выставлен продавцом на имя агента, то принципал, в нашем случае покупатель, может принять НДС к вычету на основании счета, который агент ему перевыставил.

Чтобы полностью исключить споры с инспекторами, я рекомендую включать транспортные расходы в цену товара. В этом случае покупатель, получив счет-фактуру от продавца, сможет без проблем принять к вычету всю сумму НДС.

Комментирует Максим Гришенков, ведущий юрисконсульт компании «Налоговая помощь»:

— Предложенная схема позволяет свести к минимуму придирки налоговиков в части возмещения НДС. Однако существенный минус агентских отношений — это сложная система документооборота. Ведь в соответствии со ст. 1008 Гражданского кодекса РФ агент обязан представить принципалу, в нашем случае покупателю, отчет. Отчет должен содержать информацию о том, какие действия совершил продавец: заключил договор перевозки, сдал перевозчику товар, оплатил услугу по перевозке. Кроме того, к отчету следует приложить копии первичных документов, подтверждающих отчет. При этом возникает довольно большой объем документов, которые нужно оформить к каждой сделке, а это не очень удобно.

Поэтому я считаю, что покупателям вместо агентского договора лучше настаивать на заключении договора купли-продажи, в котором будет обязательное условие о том, что продавец должен доставить товар до склада покупателя. Тогда в договоре нужно установить, что цена товара формируется исходя из стоимости самого товара, которая четко зафиксирована, и расходов по доставке.

В этом случае транспортные затраты будут учитываться у продавца в расходах, а покупатель оприходует товар на основании одной накладной.

Комментирует Марина Ризванова, аудитор ЗАО «Аудиторская фирма «Уральский союз»:

— Данный способ — один из возможных вариантов. Причем отмечу, что он подходит не только к данной ситуации. Агентские отношения можно оформлять и в других случаях, когда происходит возмещение расходов контрагенту. Например, если арендодатель сам рассчитывается со снабжающими организациями, а арендатор возмещает ему стоимость коммунальных платежей.

Агентский договор подходит и для тех фирм, которые по каким-то обстоятельствам не желают показывать в выручке от реализации и в затратах доходы и, соответственно, расходы, связанные с транспортировкой товара. Это может быть связанно с определенными ограничениями размера дохода для получения льгот или перехода на «упрощенку».

Подписано в печать

—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

Что такое ритейл?

Ритейл (Retail) в переводе с английского означает «розница» — или процесс продажи товара или услуги конечному потребителю.

Согласно общепринятому определению, в бизнес-кругах словом ритейл принято называть розничную торговлю. Сам процесс состоит из закупки оптовых партий товаров и продажи его конечному потребителю в розничной (ритейлерской) сети.

Ритейл по объёмам розничных продаж сопоставим с оптовой торговлей.

Кому подойдет

<!–

h2

1,0,0,0,0–>

Данное предложение можно назвать наиболее рациональным выбором для клиентов, предпочитающих общение исключительно в одной сотовой сети и только в границах домашнего региона.

В какой степени данное нововведение способно помешать бизнесу коммерческих банков? Может показаться странным, но это почти никак не затронет интересов большинства коммерческих банков. Как свидетельствуют социологические исследования, результаты которых оглашались во время дискуссий в Государственной Думе, доля коммерческих банков на этом сегменте рынка платежей не превышает 2%. Основной же объем обрабатывается Сбербанком и Почтой. Причем в городах более сильные позиции имеет Сбербанк (98% коммунальных платежей в Москве принимается Сбербанком), а в сельской местности Сбербанк частично вытесняется Почтой (доля Почты доходит до 30% рынка). В среднем же доля Сбербанка составляет 78%, доля Почты — 15%, а еще 5% платежей совершается непосредственно на предприятиях, оказывающих услуги. Таким образом, небанковским сетям предстоит конкурировать на рынке коммунальных платежей не с банками как таковыми, а главным образом со Сбербанком и Почтой. Для большинства банков как до изменения законодательства, так и сейчас прием коммунальных платежей населения можно и нужно рассматривать как возможность развития розничного бизнеса, в основном путем предоставления новых (для данного банка) услуг существующим клиентам. При этом главный вопрос заключается не столько в том, что делать, а в том, каким образом это делать.

По информации операторов сотовой связи, на рынке приема платежей за их услуги сложилась принципиально другая ситуация. На долю кредитных организаций, включая Сбербанк, а также все возможные каналы платежей банков (кассы, банкоматы, системы телефонного и интернет-банковского обслуживания) приходится не более 10% платежей. В чем же отличие этих рынков?

Инициаторами создания этого рынка и небанковской сети приема платежей за услуги мобильной связи стали сами операторы, которые предоставили своим агентам и технологии, и достаточно привлекательные коммерческие условия. Стандартизация услуг сотовой связи, их востребованность со-здали предпосылки для быстрого роста рынка платежей. Небольшой размер среднего платежа, его исполнение в режиме реального времени и доступные любому абоненту способы контроля над его прохождением обеспечили низкий уровень рисков для плательщиков. Кроме того, сотовые операторы заинтересованы развивать услуги приема платежей через дилеров, которые, в свою очередь, сами стремятся «заполучить» покупателей в салоны связи. «Сотовикам» исключительно важно создать абонентам благоприятные условия для оплаты услуг, так как в противном случае они теряют доходы (ведь абонент отключен и не пользуется предоплаченной связью). Именно поэтому несколько лет назад «Вымпелком» (оператор сотовой связи «Билайн») первым организовал прием платежей на кассах супермаркетов сети «Седьмой Континент» и дал рекламу этой услуги под слоганом «С нами удобно!», чем подтолкнул конкурентов к развитию своих систем сбора платежей. Одно время «удобный билайновский подход» был несомненным рыночным преимуществом.

А есть ли у предприятий, оказывающих населению коммунальные услуги, столь же высокая заинтересованность в развитии сети приема платежей, как у операторов сотовой связи? Скорее нет, чем да. Большинство «коммунальщиков» работают в отрасли многие десятилетия, давно научились собирать деньги за свои услуги и довольно часто занимают монопольное положение, а значит, не имеют стимулов развивать сети приема платежей.

Если интерес предприятий-получателей не столь велик, то, может быть, в приеме коммунальных платежей заинтересована небанковская система? Например, сеть супермаркетов «Седьмой Континент»? Наверное, да, но не любой ценой. Не секрет, что оплата мобильной связи, не принося магазину большой прибыли от самой операции, способна создать очередь и породить недовольство других покупателей. Представьте, что покупатель решил заодно рассчитаться за квартплату, электроэнергию, городской телефон и за междугородную связь. Сколько времени потребуется кассиру, чтобы принять пять платежей? Намного больше, чем обслужить «обыкновенного» покупателя. Сколько заработает супермаркет на этой операции? Намного меньше, чем на продаже товаров. Приемлемо ли принимать платежи через кассы в часы «пик», когда в супермаркеты приходит большинство покупателей? Конечно же, нет. Для супермаркета прием платежей — это дополнительная услуга, которая не должна мешать основной деятельности. Скорее всего, оптимальным решением в этом случае будет предоставленная покупателям возможность осуществить платежи через терминалы самообслуживания на территории магазина. Эти же выводы во многом справедливы и для других небанковских организаций торговли и обслуживания: сетей салонов связи, АЗС и др.

Прогнозируя возможную ситуацию на рынке, необходимо также рассмотреть технологические аспекты, которые будут влиять на развитие платежных услуг. Расчеты за сотовую связь — это хорошо стандартизированная операция. Независимо от компании мобильной связи, услуги которой оплачиваются, плательщик должен сообщить оператору или системе самообслуживания номер оплачиваемого телефона и сумму. Платежи, как правило, проводятся с пред-авторизацией в биллинге получателя, что позволяет сократить количество ошибок. Номер оплачиваемого телефона клиент, как правило, помнит, так как пользуется связью (сообщает другим или набирает номер телефона) постоянно. Все это в совокупности делает процесс платежа быстрым и достаточно простым (требуется минимальное обучение операторов либо плательщиков, если платеж выполняется через устройство самообслуживания).

В платежах за коммунальные услуги все намного сложнее. Для его совершения требуется указывать цифровые идентификаторы, которые трудно держать в памяти (номер лицевого счета квартиросъемщика, номер абонентской книжки, показатели счетчиков и т.п.), а иногда и текстовые реквизиты (адрес, фамилию). Очевидно, что наибольшей квалификацией в приеме платежей за коммунальные услуги обладают Сбербанк и Почта, накопившие за десятилетия работы большой опыт, технологии и культуру операций, а также квалифицированный персонал. Так ли высока заинтересованность небанковских сетей в приеме коммунальных платежей, чтобы оправдать вложения в соответствующие технологии и квалификацию персонала? Пожалуй, что и с технологической точки зрения более предпочтительно разместить на своей торговой территории устройства приема платежей для самообслуживания покупателей.

Так кто же заинтересован в расширении сети приема коммунальных платежей? Несомненно, плательщики. В уже упоминавшемся исследовании приводится средний показатель удовлетворенности качеством услуг Сбербанка по приему коммунальных платежей — они устраивают 42% опрошенных. С учетом быстрого развития сетей самообслуживания самые неудовлетворенные клиенты должны будут освоить новые способы оплаты. Активную позицию займут платежные системы — компании, специализирующиеся на организации при-ема платежей, для которых увеличение оборота и количества платежей практически прямо связаны с увеличением прибыли. Сами получатели коммунальных платежей не имеют ощутимой собственной мотивации для улучшения деятельности в этом направлении. Крупные торговые и сервисные предприятия заинтересованы в меньшей степени и, скорее, косвенно (для получения дополнительных доходов от сдачи в аренду под установку терминалов самообслуживания торговых площадей), чем напрямую. Несколько бо’льшую заинтересованность, скорее всего, проявят небольшие торговые и сервисные предприятия, имеющие свободные ресурсы для организации приема коммунальных платежей и стремящиеся привлечь клиентов.

Представляется вероятным, что через два-три года рынок может иметь следующую структуру. Лидерами по приему коммунальных платежей наличными в собственных отделениях по-прежнему будут Сбербанк и Почта, так как маловероятно, что за короткое время произойдет существенный сдвиг в культуре оплаты услуг «коммунальщиков». Сбербанк и Почта могут даже усилить свои позиции, если примут на вооружение стратегию развития сетей самообслуживания. Очевидно, что доверие потребителей к Сбербанку и Почте будет существенно выше, чем к любому другому организатору подобной сети. К тому же Сбербанк (и в ряде регионов Почта) обладает самой солидной базой договоров с получателями платежей, а в большинстве случаев и деловыми долгосрочными отношениями с ними (обслуживает расчетные счета многих предприятий коммунальной сферы).

Альтернативные игроки могут добиться значительного успеха только в том случае, если сумеют достичь существенно более высокого уровня стандартизации приема коммунальных платежей, что позволит массово тиражировать технологические решения в виде устройств самообслуживания или простого программного обеспечения для операторов платежей. На роль альтернативных игроков могут претендовать как коммерческие банки, которые проявят интерес к раз-витию сетей самообслуживания и способов безналичной оплаты, так и платежные системы, работающие через агентскую небанковскую сеть. Причем банки имеют преимущество, потому что не ограничены в номенклатуре принимаемых платежей, тогда как небанковским точкам закон разрешает принимать только их определенный набор (коммунальные платежи, электроэнергию, услуги связи). Это значит, что небанковские точки не смогут принимать, например, платежи в погашение банковских кредитов или любые другие платежи, которые нельзя отнести к так называемым «коммунальным». Большой потенциал в развитии бизнеса банков имеют и безналичные способы оплаты, в частности методом прямого дебетования банковского счета плательщика по информации предприятия — получателя платежа.

Проведенное социологическое исследование дает информацию также о том, что именно не устраивает плательщиков. На первом месте по частоте упоминания — вынужденное ожидание в очередях. Более половины респондентов (58%) отметили большие затраты времени на оплату. Почти чет-верть опрошенных (24%) указали на неоперативность работы персонала. Далее идут: неудобство расположения отделений Сбербанка (14%), непродуманный режим работы его отделений (11%), плохое качество помещений (9%). Причины, которые характеризуют собственно качество расчетного обслуживания, отметило значительно меньшее количество респондентов: 8% — низкий уровень консультационного обслуживания, 5% — недостаточно образцов заполнения платежей, 5% — невысокий уровень квалификации персонала, 4% — недружелюбные работники, 3% — мало информационных материалов. Таким образом, более всего клиенты хотели бы сэкономить при оплате коммунальных услуг личное время, а это значит, что точка приема платежей должна находиться на привычном пути следования людей, недалеко от их дома либо работы, при обслуживании не должно быть очередей.

Какую долю рынка удастся «отобрать» у Сбербанка альтернативным игрокам, покажет время. Мы же перейдем к рекомендациям для них по организации приема наличных платежей. Прежде всего следует учитывать, что рынок этот находится в начальной стадии развития и вход открыт для любого коммерческого учреждения независимо от его размера. Нужно следовать лишь нескольким простым правилам.

Во-первых, в данном бизнесе большую роль играют проверенные технологии, а также наличие договоров с наиболее востребованными предприятиями-получателями платежей. В настоящее время банку не имеет смысла начинать создавать платежный бизнес «с нуля», так как слишком много времени будет потрачено на «изобретение колеса». Целесообразнее воспользоваться накопленным «опытом» и прибегнуть к сотрудничеству с платежной системой.

Во-вторых, банковские отделения плохо подходят для приема платежей населения. Многие россияне пока не доверяют коммерческим банкам и не хотят заходить туда. Если вход в отделение банка охраняется и для прохода требуется выполнить хотя бы минимальные формальности, то такое место вряд ли будет эффективной точкой приема платежей. Желательно размещать точки платежей вне банка — в наиболее удобных для потенциальных плательщиков местах, если возможно — доступных круглосуточно. В любом случае — как можно ближе к входу в помещение.

В-третьих, изначально следует отдать предпочтение технологиям самообслуживания, а именно мини-офисам (терминалам). Мини-офис банковского самообслуживания в максимальной конфигурации, который дает возможность 24 часа в сутки 7 дней в неделю принимать как наличные платежи, так и банковские карты, а также оборудован сканером для считывания штрихкодов, стоит около $6000 и окупается за 6–9 месяцев. Связь с процессинговым центром возможна как через локальную сеть, так и по протоколу GPRS. В процессе обслуживания требуется только инкассация и замена ленты. Использование мини-офисов минимизирует операционные издержки банка, так как исключает из себестоимости затраты на персонал (включая организацию рабочего места).

В-четвертых, прием платежей как бизнес локален по своей природе. Следует помнить, что для потребителей важна прежде всего экономия личного времени, и они готовы воспользоваться платной, но при этом качественной услугой. Мини-офис должен обеспечивать прием всех массовых платежей, необходимых локальным потребителям. К коммунальным платежам, оплате электроэнергии и услуг связи следует добавить возможность оплаты доступа в сеть Интернет, телевидения, погашения кредитов, услуг местных предприятий — получателей платежей. Сотрудничество с платежной системой «Рапида» обеспечит банку такую возможность. Если плательщик сможет выполнить все требуемые платежи в мини-офисе банка, то ему незачем будет посещать отделение Сбербанка или Почты.

Наряду с приемом наличных платежей, банки имеют большой и пока практически не используемый потенциал по организации безналичных расчетов. По данным социологического исследования, только 1% плательщиков пользуется предоставляемой Сбербанком возможностью оплаты коммунальных услуг с банковского счета на основе постоянно действующего поручения. А ведь развитие безналичных расчетов может качественно изменить картину на рынке регулярных платежей населения. Для кредитных организаций — эмитентов банковских карт платежная система «Рапида» разработала услугу «АнтиОчередин». «АнтиОчередин» — это безналичная оплата со счета банковской карты для клиентов, имеющих мобильный телефон и умеющих отправлять SMS-сообщения. Основным назначением услуги является удобная оплата сотовой связи, но возможности «АнтиОчередина» гораздо шире — продвинутый клиент банка может выполнять любые платежи, просто посылая SMS-сообщения на короткий номер 1879 (услуга поддерживается всеми основными операторами сотовой связи на территории Российской Федерации).

Оплата собственного телефона выполняется особенно просто. Клиенту банка достаточно адресовать на короткий номер 1879 SMS-сообщение, содержащее сумму платежа в рублях, чтобы в течение 15–20 секунд платеж был зачислен на лицевой счет плательщика в биллинговой системе получателя платежа. Для инициирования других платежей SMS-сообщение должно содержать на- звание платежа, задаваемое плательщиком при регистрации услуги в банке, и сумму платежа в рублях.

Внедрение «АнтиОчередина» требует минимальной технологической подготовки от банка, так как услуга комплексно реализована платежной системой «Рапида» на базе собственного процессингового центра. Нужно лишь установить стандартное терминальное соединение между процессинговым центром платежной системы «Рапида» и процессинговым центром, обслуживающим эмиссию пластиковых карт банка, для авторизации платежей.

Подписывая клиентов на услугу «Анти-Очередин», банк практически гарантирует себе получение от клиента всех его платежей на период действительности карты. Что проще и быстрее — отправить SMS-сообщение или посетить точку приема платежей? Ответ очевиден. Необходимость оплаты наличными может возникнуть только в случае, если у клиента недостаточно денежных средств на банковском счете для выполнения платежей.

Для повышения привлекательности услуги «АнтиОчередин» платежная система «Рапида» совместно с операторами сотовой связи реализует опцию автоматического пополнения лицевого счета абонента. Если клиент банка подпишется на эту услугу, то платеж за мобильную связь будет инициироваться по информации сотового оператора о снижении баланса лицевого счета абонента ниже допустимого уровня. При этом сумма платежа задается клиентом банка.

Особенно удобна опция автоматического пополнения счета для тех, кто имеет не- сколько телефонов в семье, а также для тех, кто много ездит и затрудняется в планировании расходов на роуминг. Очевидно, что клиент банка, подписавшийся на услугу «АнтиОчередин» с опцией автоматического пополнения счета, надолго «потерян» для небанковской сети приема платежей.

Клиенты банка, подписавшиеся на услугу «АнтиОчередин» и имеющие доступ к сети Интернет на работе или дома, дополнительно могут воспользоваться интернет-сервисом платежной системы «Рапида», в котором поддерживаются опции платежного календаря для сохранения информации обо всех платежах и выполнения платежей по расписанию.

В заключение статьи повторим основные выводы:

  • Изменение законодательства практически не окажет влияния на бизнес коммерческих банков по приему платежей населения.
  • В обозримой перспективе основными игроками на этом рынке останутся Сбербанк и Почта.
  • Коммерческие банки имеют прекрасные возможности развития данного бизнеса как в части приема наличных платежей (рекомендуется прием платежей через мини-офисы банковского самообслуживания), так и в час- ти развития безналичных расчетов (рекомендуется внедрение услуги «АнтиОчередин» для держателей банковских карт).