Кто отвечает за экологию в городе

Расскажем о первом виде отчетности в рамках экосбора: кто, куда и каким образом обязан ее представить и есть ли новые особенности в 2020 году.

Отчетность по экосбору ежегодно сдают ИП и юрлица, которые занимаются производством или импортом товаров и упаковки, указанных в перечне Распоряжения Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (далее — распоряжение). Таким образом бизнес показывает государству, что утилизирует все товары и упаковку, за которые отвечает, после того как они потеряют потребительские качества.

Помните, что утилизацию нужно проводить только в отношении тех товаров и упаковки, которые были проданы в РФ (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

За какие товары и упаковку нужно сдавать отчетность по экосбору

В распоряжении дан полный перечень товаров и их упаковок, которые необходимо утилизировать, когда они теряют потребительские свойства. Ниже приведем только названия групп товаров и упаковки.

Товары

Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»

Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»

Группа № 3 «Спецодежда»

Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»

Группа № 5 «Белье нательное»

Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»

Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»

Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»

Группа № 9 «Тара деревянная»

Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона»

Группа № 11 «Мешки и сумки бумажные»

Группа № 12 «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая»

Группа № 13 «Изделия хозяйственные из бумаги или картона»

Группа № 14 «Принадлежности канцелярские бумажные»

Группа № 15 «Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона»

Группа № 16 «Издательская продукция печатная»

Группа № 17 «Нефтепродукты»

Группа № 18 «Шины, покрышки и камеры резиновые»

Группа № 19 «Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины»

Группа № 20 «Изделия из резины прочие»

Группа № 21 «Изделия пластмассовые упаковочные»

Группа № 22 «Изделия пластмассовые строительные»

Группа № 23 «Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые»

Группа № 24 «Изделия пластмассовые прочие»

Группа № 25 «Стекло листовое гнутое и обработанное»

Группа № 26 «Зеркала стеклянные»

Группа № 27 «Изделия из стекла изолирующие многослойные»

Группа № 28 «Стекло полое»

Группа № 29 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»

Группа № 30 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов»

Группа № 31 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия»

Группа № 32 «Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование»

Группа № 33 «Мониторы, приемники телевизионные»

Группа № 34 «Оборудование коммуникационное»

Группа № 35 «Техника бытовая электронная»

Группа № 36 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»

Группа № 37 «Элементы первичные и батареи первичных элементов»

Группа № 38 «Аккумуляторы свинцовые»

Группа № 39 «Батареи аккумуляторные»

Группа № 40 «Провода и кабели электронные и электрические прочие»

Группа № 41 «Оборудование электрическое осветительное»

Группа № 42 «Приборы бытовые электрические»

Группа № 43 «Приборы бытовые неэлектрические»

Группа № 44 «Инструменты ручные с механизированным приводом»

Группа № 45 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное»

Группа № 46 «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания»

Упаковка

Группа № 47 «Упаковка металлическая из стали»

Группа № 48 «Упаковка металлическая из алюминия»

Группа № 49 «Упаковка полимерная»

Группа № 50 «Упаковка из гофрированного картона»

Группа № 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона»

Группа № 52 «Упаковка стеклянная»

Группа № 53 «Упаковка деревянная и пробковая»

Группа № 54 «Упаковка из текстильных материалов»

Кто должен сдавать декларацию

Отчетность предназначена и для ИП, и для организаций. Главное условие для сдачи декларации в том, чтобы бизнес производил на территории России или ввозил в страну товары или упаковку, которая входит в перечень из распоряжения. Если производитель пользуется упаковкой из этого перечня для своих товаров или импортирует товар в такой упаковке, то тоже должен сдать декларацию за эту упаковку, а если сам товар попадает в перечень, то еще и за него.

Не понятно, нужно ли вам отчитываться? Поможет статья. У вас нетипичная ситуация? Ищите подсказку .

Когда и кто ждет декларацию

Декларацию сдают ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным. Место сдачи зависит от типа респондента (Постановление Правительства РФ от 25.07.2018 № 868):

  • Производители подают декларацию в территориальный орган РПН, к которому относится отчитывающаяся организация или предприниматель.
  • Импортеры — в Центральный РПН.
  • Производители и импортеры одновременно — тоже отчитываются в Центральный РПН. Обратите внимание, что производители-импортеры сдают один комплект отчетности, не разбивая его на две части — по произведенным и импортированным товарам/упаковке. Чтобы не допустить такую ошибку, в Контур.Экстерне на титульном листе надо выбрать вид деятельности «Производитель-импортер», после этого вы формируете один отчет, куда включаете и произведенные, и импортированные товары/упаковку.

О чем нужно отчитываться в декларации

В декларации надо указать массу реализованного на территории РФ товара/упаковки за 2019 год. Разберем несколько актуальных вопросов по порядку формирования декларации.

  • Компания является импортером товара, нужно ли ей заполнять декларацию на основании таможенных документов?
  • Из таможенной декларации компания берет данные о товарах/упаковке, а в отчетность данные по массам товара/упаковки вносятся на основании реализации.
  • Какие документы прикрепляются к декларации по товарам и упаковке?
  • Законодательно нерегламентирован список документов, которые надо прикладывать. Но есть перечень документов, которые могут потребовать в налоговой для проверки (см. п. 16 Постановления от 24.12.2015 № 1417).
  • Товар ввезен в 2019 году и в течение года реализован не в полном объеме. Остаток товара должен попасть в декларацию 2020 года?
  • В декларацию 2019 года необходимо внести данные по реализованным товарам/упаковке за 2019 год. Остаток включается в декларацию года, в котором его реализуют.

Инструкция по заполнению

Покажем, как сформировать декларацию в Контур.Экстерне.

Декларация содержит:

  • Титульный лист
  • Раздел 2.1. Информация о готовых товарах
  • Раздел 2.2. Информация об упаковке товаров

Титульный лист

  1. Укажите тип деятельности организации.

    Если организация импортер или производитель и импортер одновременно, то орган РПН заполнится автоматически.
    Если организация только производитель, укажите территориальный орган РПН, куда будет отправлен отчет. Начните вводить название или код органа и выберите его в появившемся списке.

  1. Укажите отчетный период.
  1. Заполните остальные данные об организации и исполнителе, заполнившем отчет.

    Часть данных автоматически заполняется из реквизитов в Контур.Экстерне. Если в каких-то данных ошибка, исправьте ее не на титульном листе, а в реквизитах, чтобы в дальнейшем все формы заполнялись правильно. Для этого войдите в Контур.Экстерн (пункт меню «Реквизиты и настройки» → «Реквизиты плательщика»).

Раздел 2.1. Информация о готовых товарах

Обратите внимание, что кроме готовой продукции в этот раздел нужно внести информацию об упаковке только в следующих ситуациях:

  1. Упаковка как товар. Если вы производите упаковку и реализуете ее конечному потребителю, например поставляете в розничные магазины для продажи населению, то данные по такой упаковке надо вносить также в этот раздел 2.1. Например, завод производит стеклянные банки и реализует населению для использования в консервировании помидоров и огурцов.
  2. Многооборотная упаковка. За ящики, поддоны, паллеты и другие виды упаковки, которые можно использовать повторно, ответственность по экосбору несет тот, кто ее первично реализовал. Если же вы произвели или импортировали такую тару для нужд своей организации, то отчитываться за нее по экосбору не надо. Когда тара потеряет свои потребительские свойства, данные о ней нужно будет включить в отчетность по отходам.

Чтобы заполнить раздел:

  1. Нажмите на ссылку «+ Добавить товар».

  1. В графе 3 выберите товар в справочнике (кнопка ). В строке поиска начните вводить код или наименование товара и выберите его из раскрывшегося списка.

Для разных видов деятельности предприятия, которые выбираются на титульном листе, предусмотрены разные справочники:

  • справочник ОК 034-2014 (КПЕС 2008) – «Только производитель»;
  • справочник ТН ВЭД ЕАЭС — «Только импортер»;
  • справочники ТН ВЭД ЕАЭС+ ОК 034-2014 (КПЕС 2008) – «Производитель и импортер».
  1. Укажите суммарный вес проданного, включая вывезенный из РФ товар, за отчетный год (графы 6 и 7). Графа 8 рассчитывается автоматически.

    В расчете платежа и отчете по нормативам за 2019 год указывайте товары, реализованные в 2018 году. При этом в декларации указывается количество, реализованное в 2019 году.

  2. Графа 9 заполняется по упаковке как готовому товару.
  3. Графа 10 нужна для примечаний. В порядке заполнения не указано, что там писать, поэтому графу можно оставить пустой.

  1. Введите информацию по всем товарам, добавляя для каждого новую строку (ссылка «+ Добавить товар»).

Раздел 2.2. Информация об упаковке товаров

Чтобы заполнить раздел:

  1. Нажмите на ссылку «+ Добавить упаковку».

  1. В графе 3 выберите упаковку в справочнике (кнопка ). В строке поиска начните вводить код или наименование упаковки и выберите его из раскрывшегося списка.
  2. В графы 7 и 8 впишите суммарный вес реализованной и экспортированной из РФ упаковки за отчетный год. Графа 9 рассчитается сама.

    В расчете платежа и отчете по нормативам за 2019 год указывайте упаковки, проданные в 2018 году. При этом в декларации указывается количество, реализованное в 2019 году.

  3. В графе 10 укажите суммарный вес упаковки, произведенной из вторсырья.
  4. При необходимости добавьте примечание в графе 11.

  1. Введите информацию по упаковке всех товаров, добавляя для каждой новую строку (ссылка «+ Добавить упаковку»).

Ответственность за несвоевременную подачу декларации

Согласно Федеральному закону от 17.06.2019 № 141-ФЗ штрафы по экосбору выросли с 2019 года (ст. 8.5.1 КоАП РФ). Если опоздать со сдачей или не сдать декларацию (или любую другую форму экосбора), ИП заплатят 50-70 тыс. рублей, а юрлица — 70-150 тыс. рублей.

Другие формы экологической отчетности

После декларации нужно сдать Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и Расчет суммы экосбора. Важно соблюдать строгий порядок подачи этих форм: сначала декларация, потом отчетность, потом расчет. При этом вы можете подать эти формы и в один день.

Как Комитет взаимодействует с городскими активистами

Комитет сотрудничает с городскими активистами: мне и моим коллегам можно сообщить напрямую о существующих проблемах. Для нас важен свежий взгляд со стороны от людей, их мнение в вопросах охраны окружающей среды. Совместно работаем с городскими сообществами и объединениями, например, «Раздельный сбор», «Друзья Балтики», «Мусора.Больше.Нет», «Голоса за животных» и другими. Помогаем им с проведением мероприятий, предоставляем наши информационные ресурсы и площадки, готовим волонтеров, организовываем уборки, кого-то даже на работу к себе принимаем — например, с нами начал работать Павел Брагин, один из лидеров движения «Ульянка экология».

В парке на Смоленке, где из-за конфликта вокруг застройки зеленой зоны жители относились к нам с недоверием, за короткий промежуток времени от противодействия мы пришли к сотрудничеству. Вместе вышли на субботник, поставили информационные стенды, посадили деревья. Город принадлежит не чиновникам, а петербуржцам, которые имеют право на нормальную среду, воздух, воду. Конечно, люди могут не все знать и понимать, но в таких случаях стоит объяснять свою позицию, а не закрываться. В городе есть болевые точки, но многое можно изменить, открываясь обратной связи.

Ключевые сферы, которыми занимается Комитет

В каком состоянии водоемы Петербурга?

Мы на регулярной основе убираем все водные объекты, входящие в наш адресный перечень — в этом году их 331. Собираем мусор, косим водную растительность, проверяем предельно допустимые концентрации веществ, которые в водоемы можно сбрасывать, следим за аварийными ситуациями, нефтеразливами, размывами, накопленных в почве вредных веществ на старых промышленных территориях, все это устраняем. Ловим нарушителей, которые загрязняют водные объекты нашего города. Самой громкой историей была река Новая, куда сливали химические реагенты из Пулково. Этого больше не происходит, ситуация существенно улучшилась благодаря нашим исследованиям и контролю.

Наша цель — обеспечить для жителей Петербурга комфортные и безопасные условия в том числе и для досуга у воды. Мы выбрали объекты, которые имеют наибольшее значение для горожан — с точки зрения посещаемости и расположения. Сюда вошли Дудергофские озера на юге, Суздальские — на севере, Сестрорецкий разлив. Провели исследования, начинаем работать над проектами их очистки — надеемся, что первые результаты будут в ближайшее время. Для этого планируем привлекать и федеральный бюджет, а не только городской. Также инициируем законодательные изменения, расширяющие наши полномочия. Очень важно, чтобы проблемы решались комплексно, поскольку большинство крупных водных артерий города расположены также на территории Ленинградской области.

Про купание в этих водоемах сейчас сказать сложно, потому что только очистка тут не поможет. В первую очередь необходимо решить проблему, связанную с воздействием человека, в том числе со сбросами недостаточно очищенных сточных вод, стоками с загрязненных территорий. Во-вторых, нужно изымать донные отложения — они в себе накапливают опасные вещества, и в случае гидрологических и технологических вмешательств может происходить резкое фоновое загрязнение. Далее в ход идут механизмы более тонкой настройки: меры по регулированию содержания кислорода, азота, фосфора. У нас есть планы, например, по вселению водных биоресурсов, которые могут питаться сине-зелеными водорослями и тем самым улучшать состояние водного объекта. В результате всех этих мер водоем может стать доступен для купания.

Для Невы ситуация следующая: река полноводная, с хорошим течением. Все реки впадают в Ладожское озеро, а вытекает всего одна — Нева. К нам притоками приносит загрязнения из соседних регионов. Потом эти загрязнения могут попасть из Невы в Финский залив. Эту проблему нельзя решить одним регионом: даже если мы у себя все сделаем идеально, то воздействие со стороны будет портить общую картину.

Декларация о плате за НВОС c 2020 года сдается предприятиями, эксплуатирующими производственные объекты от I до III категорий опасности. При этом учитываются только стационарные источники загрязнений. Мобильные, например, автомобили, данное положение не затрагивает. Появление платы за негативное воздействие установлено федеральным законом 7-ФЗ. Порядок расчета ее суммы и применения описан в Статье 16.

Подать декларацию НВОС

Кто и когда сдает декларацию платы за НВОС в 2020

Обязательство подачи декларации о негативном воздействии на окружающую среду накладывается на юридических лиц и предпринимателей, в собственности или ведении которых есть производственные площадки с I по III категорию негативного воздействия. Эти требования вводит федеральный закон 7-ФЗ в статье 16.3 в редакции от 27.12.2019. Перечень таких объектов определен в Приказе 1029, подписанным Правительством РФ в сентябре 2015 года.

Вид собственности значения не имеет. Важно, кто использует объект. Например, если организация арендует стационарный источник загрязнения I-III категорий, то также должна сдавать по нему декларацию.

Объекты, которые относятся к IV категории, не требуют сдачи по ним декларации НВОС. Со следующими оговорками:

  • Такие предприятия все равно должны самостоятельно учитывать объем выбросов. Такая норма закреплена в экологическом законодательстве.
  • Предприятие полностью освобождено от уплаты, если все его площадки отнесены к IV категории. В этом случае нулевая декларация НВОС также не подается, что было указано в разъяснениях контролирующего органа.

Срок сдачи заполненной и подписанной ЭП декларации оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год — до 10 марта 2020 года. Ее можно подать и в бумажном виде. Но электронный формат рассматривается как основной.

Как заполнить декларацию НВОС и рассчитать сумму платежа

Форма декларации по плате за НВОС 2020 года по структуре повторяет ранее использовавшуюся. Выделяется 3 раздела по каждому из видов загрязнения:

  • Выбросы. Указывается объем выбросов загрязняющих веществ в окружающую атмосферу, которые производят стационарные источники. Например, трубы котельной, различные вытяжки, ГОУ.
  • Сбросы. Определяет объем вреда, наносимого предприятием и его производством водным объектам.
  • Размещение отходов. Учитываются отходы, отправленные на полигон для хранения и утилизации.

Данные собираются по поставленным на учет опасным объектам. Производственные площадки IV категории опасности не включаются. Количество указывается в единицах веса (тонны) или объема (кубометры), в зависимости от вида отходов. Если за отчетный период происходили аварии, вызвавшие повышенный вред экологии, зафиксированные во вовремя их устранения внеплановые объемы вредных выбросов также суммируются.

Для расчета суммы платежа в декларации негативного воздействия на окружающую среду используется единая ставка. Но объем выбросов, сбросов и отходов указывается по трем графам. Это связано с использованием повышающего коэффициента, принимающего следующие значения: 1, 25, 100. Предусмотрены отдельные граф для учета негативных воздействий:

  • В пределах допустимых значений. Этот объём учитывается для расчета экологического платежа с коэффициентом 1, т.е. по основной ставке.
  • В пределах установленного лимита. Используется повышающий коэффициент 25 к основной ставке платежа за негативное воздействие.
  • С превышением нормативов и лимитов. Для этой графы установлен максимальный повышающий коэффициент 100. Применяется он только к объектам I и, c оговорками, II категорий опасности.

Используя такую прогрессивную шкалу коэффициентов, государство стимулирует снижение сверхнормативных выбросов, сбросов и отходов, угрожающих экологии. Федеральный закон 7-ФЗ также допускает применение коэффициента 0 на этот объем отходов, который предприятие собственными силами собрало и утилизировало наиболее эффективными технологиями, допустимым к применению. Норма закреплена в статье 16.3 этого документа. Это должно мотивировать предприятия к совершенствованию экологической составляющей своей деятельности, внедрению передовых природосберегающих технологий.

Так, организация может быть полностью освобождена от платы за воздействие на среду, если все вредные отходы утилизированы собственными силами или это сделала по договору сторонняя организация, имеющая аккредитацию по этому виду деятельности.

Форму декларации о плате за НВОС 2020 и образец её заполнения можно найти в открытых источниках. В большинстве сервисов сдачи регламентированной отчетности предусмотрена возможность электронно отправить этот документ в контролирующие органы. Но вот подготовить цифры для заполнения предприятию придется самостоятельно или обратиться к помощи сторонней организации.

Если на предприятии есть штатный эколог и ведется учет объемов выбросов, сбросов и других опасных загрязнений, то данные переносятся в декларацию из журналов и отчетов, составляемых экологической службой. Помощь сторонней организации не нужна. Если данные отсутствуют или частично утеряны, нужно восстанавливать их расчетным путем или устанавливать фактически в ходе проведения исследований. Эту работу можно поручить специалистам компании ЭкоПромЦентр.

Ответственность, штрафы, санкции

В первой части декларации указываются реквизиты предприятия, сведения о руководителе, главном бухгалтере и исполнителе, заполняющем данные. На этих лиц ложится ответственность за достоверность передаваемой информации и правильность рассчитанной суммы экологического взноса.

Поэтому главная статья административного кодекса, которая применяется для определения сумм штрафов за неправильные цифры в декларации НВОС — 8.5, определяющей ответственность за недостоверную экологическую информацию. Пределы штрафов:

  • Для должностных лиц — до 6000 рублей.
  • Для организации: юридического лица или индивидуального предпринимателя, неверная информация может повлечь назначение штрафа до 80 тысяч рублей.

Штраф за несвоевременную оплату или неуплату суммы взноса, рассчитанного по декларации НВОС также может применяться. Срок внесения окончательного платежа оговорен в федеральном законе 7-ФЗ. Согласно Статье 16.3, он должен быть внесен не позднее 1 марта следующего за отчетным года. Т.е. за 2019 год заплатить его нужно до 1 марта 2020. Крупные предприятия в течении года уплачивают авансовые платежи. Они рассчитываются, как одна четверть от суммы, начисленной за прошлый год, и вносятся ежеквартально. Индивидуальные предприниматели платят единоразово. В случае просрочки платежа могут начисляться пени.

Предоставление недостоверных данных может вызвать у контролирующих органов подозрения. При наличии других сигналов и обращений нередко назначаются внеплановые проверки. Для организации возникают риски репутационного характера в случае, если информация о нарушениях попадает в средства массовой информации.

Как избежать штрафов

Единственный способ избежать санкций — корректное указание данных и соблюдение сроков сдачи отчетности, постоянно меняющихся вслед за законодательством. Выполнить это поможет заключения договора на экологическое сопровождение с компанией ЭкоПромЦентр. Преимущества работы с нами:

  • Слежение за изменением законодательства, касающегося вида деятельности организации. Консультанты сообщат вам о новых положениях, изменившихся сроках сдачи отчетности.
  • Рекомендации по оптимизации экологической работы на предприятии. Часто удается найти способ уменьшить суммы платы за негативное воздействие на внешнюю среду, установить способы снижения объема выбросов. Например, сумма затрат на мероприятия по снижению негативного воздействия из нее могут вычитаться, согласно Пункту 11 Статьи 16.3 федерального закона 7-ФЗ.
  • Помощь в заполнении отчетности. Консультант поможет собрать цифры, обнаружит типовые ошибки раньше контролирующего органа, в который они будут направлены.

Также может потребоваться восстановление расчетным путем недостающих данных с использованием специального программного обеспечения. Работа проводится по отдельному договору опытными экологами,

ЭкоПромЦентр может дать консультацию по заполнению декларации НВОС. Мы также готовы заключить договор на экологическое сопровождение. Это позволит разгрузить штатных экологов предприятия, избежать штрафов и других санкций за несвоевременную сдачу отчетности в контролирующие органы.

Получить консультацию

ДЕКЛАРАЦИЯ РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО
по окружающей среде и развитию
14 июня 1992 года
Преамбула

Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию,
будучи созвана в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года,
подтверждая Декларацию Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 года, и стремясь развить ее,
преследуя цель учредить новый, справедливый механизм глобального партнерства через посредство создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми,
прилагая усилия в целях заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы охраны окружающей среды и развития,
признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома,
провозглашает, что:

Принцип 1

Забота о человека является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой.

Принцип 2

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства обладают суверенным правом на разработку своих собственных ресурсов в соответствии с их собственной политикой в области окружающей среды и развития, а также несут обязанность обеспечивать, чтобы деятельность, ведущаяся под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции.

Принцип 3

Право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

Принцип 4

Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Принцип 5

Все государства и все народы сотрудничают в решении крайне важной задачи искоренения бедности — задачи, являющейся необходимым условием устойчивого развития, — в целях уменьшения расхождений в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.

Принцип 6

Особой ситуации и потребностям развивающихся стран, в частности наименее развитых стран и стран, наиболее уязвимых в экологическим отношении, придается особое значение. В рамках международных действий, принимаемых в области окружающей среды и развития, следует также учитывать интересы и потребности всех стран.

Принцип 7

Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли. С учетом того, что различные государства в неодинаковой степени способствовали ухудшению состояния окружающей среды планеты, они несут общие , но дифференцированные по своей степени обязанности. Развитые страны признают ответственность, которая лежит на них в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития, с учетом того бремени, которое налагают на общества на окружающую среду планеты, и тех технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

Принцип 8

Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны сократить масштабы нерационально1 практики производства и потребления и искоренить ее и поощрять соответствующую демографическую политику.

Принцип 9

Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития за счет углубления научного понимания через посредство обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и передовые технологии.

Принцип 10

Экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого представления информации. Обеспечивается эффективный доступ к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты.

Принцип 11

Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, а также цели и приоритеты хозяйственной деятельности должны отражать условия в области окружающей среды и развития, в отношении которых они применятся. Стандарты, применяемые некоторыми странами, могут не соответствовать интересам других стран и быть сопряжены с необоснованными экономическими и социальными издержками для них, в частности развивающихся стран.

Принцип 12

Государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая приведет к экологическому росту и устойчивому развитию во всех странах и к более эффективному решению проблем ухудшения состояния окружающей среды. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции страны, осуществляющей импорт. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе.

Принцип 13

Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности, и компенсации такого ущерба. Государства обеспечивают оперативное и более решительное сотрудничество в целях разработки дополнительных международно-правовых норм, касающихся ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикций.

Принцип 14

Государства должны эффективно сотрудничать с целью противодействовать или воспрепятствовать перемещению и передаче в другие государства деятельности и веществ, которые наносят серьезный ущерб экологической среде или считаются вредными для здоровья человека.

Принцип 15

В целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных с точки зрения затрат мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

Принцип 16

Национальные власти должны стремиться обеспечить интернализацию экологических издержек и использование экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, нести расходы, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.

Принцип 17

Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предлагаемых видов деятельности, которые, вероятно, окажут значительное негативное влияние на окружающую среду и которые должны утверждаться решением компетентного национального органа.

Принцип 18

Государства незамедлительно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые способны привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международной сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам.

Принцип 19

Государства направляют потенциально пострадавшим государствам предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о мероприятиях, которые могут иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.

Принцип 20

Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие крайне необходимо для достижения устойчивого развития.

Принцип 21

Созидательные способности, идеалы и мужество молодежи мира следует мобилизовать в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить более светлое будущее для всех.

Принцип 22

Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды с учетом их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития.

Принцип 23

Следует обеспечивать защиту среды обитания и природных ресурсов народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации.

Принцип 24

Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивая защиту окружающей среды при возникновении вооруженных конфликтов, и сотрудничать при необходимости в деле его дальнейшего развития.

Принцип 25

Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы.

Принцип 26

Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Принцип 27

Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в выполнении принципов, провозглашенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

Док. ООН А/CONF. 151/PC/WG.III/
L.33/Rev.1.
Текст документа сверен по:
«Действующее международное право»
в 3т., т.3, М.: МНИМП, 1996 год