Крюковский свинокомплекс

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А08-502/2019
г. Белгород
19 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2019 года
Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2019 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Бутылин Е. В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы аудиозаписи и видеозаписи секретарем с/з Воробьевой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению АО «Крюковский свинокомплекс» (ИНН 3116005620, ОГРН 1063116004214) к Управлению ветеринарии Белгородской области (ИНН 3123053872, ОГРН 1023101675915) об отмене предписания об устранении нарушений требований ветеринарного законодательства № 45-07-06-07/04 от 07.12.2018 г. в части пунктов 1,2,5 и постановления № 534 по делу об административном правонарушении в области ветеринарии от 20.12.2018 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Дриголя С.П., представитель по доверенности № 084 от 19.02.2019 года, паспорт РФ;
от заинтересованного лица: Герасимова И.А., представитель по доверенности от 09.01.2019 года, удостоверение,
установил:

АО «Крюковский свинокомплекс» (далее Заявитель, Общество) обратилось в суд к Управлению ветеринарии Белгородской области (далее Управление) с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением об отмене предписания об устранении нарушений требований ветеринарного законодательства № 45-07-06-07/04 от 07.12.2018 г. в части пунктов 1,4 и постановления № 534 по делу об административном правонарушении в области ветеринарии от 20.12.2018.
Заявитель указал, что Управлением была проведена плановая выездная проверка в отношение ОАО «Крюковский свинокомплекс». По итогам проверки было вынесено предписание, в котором указано:
-для дезинфекции транспортных средств на главных въездах на территорию производственных площадок ОАО «Крюковский свинокомплекс» не оборудованы дезинфекционные барьеры;
-движение транспортных средств на производственных, площадках ОАО «Крюковский свинокомплекс» не исключает пересечение дорог, используемых для вывоза трупов свиней, транспортировки свиней и кормов.
С целью устранения выявленных нарушений, в соответствии с Законом РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» ОАО «Крюковский свинокомплекс» предписывается:
— для дезинфекции транспортных средств на главных въездах на территорию производственных площадок ОАО «Крюковский свинокомплекс» оборудовать крытыми дезинфекционными барьерами до 01.08.2019 года;
— исключить пересечение дорог, используемых для вывоза трупов свиней и кормов, обозначить дороги на площадках ОАО «Крюковский свинокомплекс» до 01.04.2019 года.
ОАО «Крюковский свинокомплекс» был введён в эксплуатацию в 2000 годах, в период своей деятельности приобретал и/или строил производственные площадки, корпуса и прочее, чем строго соблюдал требования абзаца 2. ч.2. ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»: владельцы животных обязаны соблюдать зоогигиенические и ветеринарносанитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных.

ОАО «Крюковский свинокомплекс» работает в режиме предприятия «закрытого типа», все площадки отнесены к IV компартменту в соответствии с требованиями Приказа Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. N 258 «Об утверждении Правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств…», соблюдает ветеринарные требования и правила.
В соответствии с Ветеринарными правилами содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утверждёнными Приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 N 114:
«24. Территория свиноводческого предприятия должна разделяться на изолированные друг от друга зоны:
производственную, в которой выделяются репродукторный и откормочный секторы …;
административно-хозяйственную, включающую здания и сооружения административно-хозяйственных служб, объекты инженерно-технического обслуживания (гараж, технические склады, механические мастерские);
хранения, приготовления кормов, где размещаются сооружения для хранения и приготовления кормов …;
хранения и переработки навоза ….;
карантинирования …».
Далее указано, что:
«26.Помещение, оборудованное для проведения дезинфекции транспортных средств и тары, размещается на главном въезде на территорию свиноводческого предприятия (далее — дезинфекционный блок).
27. На свиноводческих предприятиях мощностью менее 75 тысяч голов свиней единовременного содержания вместо дезинфекционного блока предусматривается дезинфекционный барьер с подогревом дезинфицирующего раствора при минусовых температурах (далее — въездной дезинфекционный барьер)».
Но из данной формулировки не понятно, где именно должен располагаться дезинфекционный барьер, а именно при въезде в какую зону свиноводческого предприятия.
В ветеринарно-санитарных правилах для специализированных свиноводческих предприятий, утверждённых Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986, на основании которых были сделаны Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утверждёнными Приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 N 114, указано:
«2.2. Дезинфекционный блок или дезбарьер размещают на главном въезде на территорию предприятия и блокируют с санитарным пропускником. На комплексах с внешним грузооборотом менее 20 т в сутки (мощностью менее 108 тыс. свиней в год) вместо дезблока предусматривают въездной дезбарьер (под навесом) с подогревом дезраствора при минусовых температурах.
3.3. Санитарный пропускник строят на линии ограждения административно-хозяйственной и производственной зон.»
Таким образом, дезбарьер блокируют с санитарным пропускником, а санпропускник строят на линии ограждения административно-хозяйственной и производственной зон, следовательно, и дезбарьер строят на линии ограждения административно-хозяйственной и производственной-зон.
Данные правила от 1986 года не противоречат ветеринарным правилам от 2016 года, а только дополняют их и указывают нам, где должен располагаться дезинфекционный; дезбарьер, а именно вместе с санитарным пропускником на линии ограждения административно-хозяйственной и производственной зон, при въезде в производственную зону, для недопущения проезда транспортных средств, без дезинфекционной обработки колёс транспортных средств, в производственную зону свинокомплекса, в которой непосредственно находятся корпуса, где содержатся животные. Есть ли смысл в оборудовании дезбарьера при въезде в административно-хозяйственную зону, которая не представляет угроз для животных, зачем обрабатывать трактор, который едет в гараж.

Также в ходе проверки, было выявлено нарушение п. 33.10. «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утверждённых приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 г. № 114 в части отсутствия исключения пересечения дорог, используемых для вывоза трупов свиней, и других отходов, и дорог, используемых для подвоза животных и кормов, также отсутствие их маркировки.
Подобное требование нигде в мире не реализуется. Внутри предприятия стадо имеет один эпизоотический статус, вне предприятия весь транспорт
пересекается на дорогах общего, пользования, целесообразность требования сомнительна.
Поскольку Общество работает в режиме предприятия «закрытого типа» и все производственные площадки отнесены к IV компартменту в соответствии с Правилами определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утверждёнными Приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. №258. Технология работы каждой производственной площадки исключает заезд транспортных средств в производственную зону, весь транспорт (технологический, скотовозы и комбикормовозы, и т.д.) движется только по административно-хозяйственной зоне.
При вывозе падежа по территории производственных площадок (административно-хозяйственной зоне) передвигается только «внутренний» технологический транспорт (трактор с ковшом, оборудованный тентом и исключающим попадание биологических отходов во внешнюю среду), который вывозит трупы животных за территорию производственных площадок и выгружает в специально оборудованный транспорт для доставки биологических отходов на санветутильзавод, который находится за пределами территории производственных площадок.
По мнению Заявителя, нарушения правил биобезопасности не происходит и отсутствуют риски заноса инфекционных заболеваний на свинокомплекс.
Однако, технология функционирования свиноводческого комплекса предусматривает отгрузку животных и трупов животных через одни и те же рампы, только в разное время и после проведения дезинфекции, соответственно исключить пересечение дорог административно-хозяйственной зоны, используемых для вывоза трупов животных и дорог, для подвоза животных не представляется возможным, так как пересечение дорог возле рампы технологически не устранимо.
Бункера для комбикорма находятся по всему периметру площадок свинокомплекса в производственной зоне, возле каждого корпуса. Доставка комбикорма осуществляется специализированным автотранспортом — комбикормовозами с закрытыми бункерами, в которых комбикорм через шнеки сразу подаётся в бункера свинокомплексов, исключая при этом любой контакт с посторонними лицами и предметами.
По мнению Общества, нарушения правил биобезопасности не происходит и отсутствуют риски заноса инфекционных заболеваний, даже при пересечении дорог административно-хозяйственной зоны при вывозе падежа «внутренним» технологическим транспортом и завозе комбикорма специально оборудованными комбикормовозами.
Считает, что требование об исключении пересечения дорог не позволяет эксплуатировать ранее введённые производственные площадки, а также приводят к значительному удорожанию нового проектирования, строительства, к чрезмерному и неоправданному территориальному расширению площади животноводческого комплекса.

В соответствии с технологией ведения свиноводства ОАО «Крюковский свинокомплекс» не существует решения в исполнении вышеуказанных актов, составленных в отношение ОАО «Крюковский свинокомплекс» по итогам проверки, так как исключить пересечение дорог административно-хозяйственной зоны, используемых для вывоза трупов животных и дорог, используемых для подвоза животных и кормов, не представляется возможным.
По тем же основаниям Заявитель полагает незаконным вынесенное в отношении него постановление № 534 о привлечении к административной ответственности от 20.12.2018 по ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, которым на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
В судебном заседании представитель Общества поддержал требования.
Управление в отзыве, его представитель в судебном заседании возражают против удовлетворения заявленных требований, считает вынесенные предписание и постановление о привлечении к административной ответственности законными и обоснованными. Просит отказать в удовлетворении требований заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и охраняемые законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как видно из дела, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении Заявителя на основании распоряжения (приказа) начальника управления от 26.11.2018 № 269-п, были выявлены нарушения обязательных требований в области ветеринарии, которые отражены в акте проверки от 07.12.2018 № 269.
По результатам проведения проверки Обществу выдано предписание об устранении нарушений требований ветеринарного законодательства № 45-07-06-07/04 от 07.12.2018 (далее-предписание) содержащее в числе иного требования:
площадки «Воспроизводство» с. Крюково и «Доращивание» с. Чуланово оборудовать крытым дезинфекционным барьером на главном въезде на территорию. До 01.08.2019 года.
исключить пересечение дорог, используемых для вывоза трупов свиней, транспортировки свиней и кормов. До 01.04.2019г.
За несоблюдение требований ветеринарного законодательства Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной 4.1 ст. 10.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Пунктами 26-28, 33.10 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства выращивания и реализации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.03.2016 № 114 (далее — Ветеринарные правила № 114), установлено следующее:

Помещение, оборудованное для проведения дезинфекции транспортных средств и тары, размещается на главном въезде на территорию свиноводческого предприятия (далее — дезинфекционный блок).
На свиноводческих предприятиях мощностью менее 75 тысяч голов свиней единовременного содержания вместо дезинфекционного блока предусматривается дезинфекционный барьер с подогревом дезинфицирующего раствора при минусовых температурах (далее — въездной дезинфекционный барьер).
Въездной дезинфекционный барьер размещается под навесом и представляет собой бетонированную ванну, заполненную дезинфицирующим раствором. Габариты ванны:
длина по зеркалу дезинфицирующего раствора не менее 9 м;
длина по днищу не менее 6 м;
ширина не менее ширины ворот;
глубина не менее 0,2 м;
пандусы перед и после ванны должны иметь уклон не более 1:4.
33.10 Для сети дорог внутри свиноводческого предприятия, проездов и технологических площадок применяют твердые покрытия. Исключается пересечение дорог, используемых для вывоза навоза, трупов свиней, конфискатов от убоя свиней, подлежащих утилизации, и других отходов, и дорог, используемых для подвоза животных, кормов, транспортировки мяса и мясопродуктов. Оба типа дорог должны иметь различимую маркировку или обозначения.
Из совокупности данных норм следует, что если на предприятии содержится менее 75 голов свиней, то на его главном въезде на территорию размещается дезинфекционный барьер.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294).
Так, согласно пп. 1.1 п.1 ст. 15 Федерального закона № 294 установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Таким образом, довод Заявителя о недействительности оспариваемого предписания со ссылкой в качестве нормы права на Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Госагропромом СССР от 04.11.1986 нельзя признать несостоятельным.
Из пп. 33.2, 33.4 Ветеринарных правил № 114 следует:
33.2 Вход в производственную зону свиноводческого предприятия разрешается только через санпропускник, размещенный на линии ограждения административно- хозяйственной и производственной зон, а въезд транспорта через постоянно действующий дезинфекционный барьер (блок).
33.4. Перед входом в санпропускник, как со стороны административно- хозяйственной зоны, так и со стороны производственной зоны свиноводческого предприятия, устанавливаются дезинфекционные барьеры (кюветы с ковриками или опилками), увлажненные дезинфицирующими растворами.

Указанные нормы опровергают доводы Общества о расположении санпропускника.
Кроме того, все вышеназванные требования содержатся в разделе 4 Ветеринарных правил №114 «Требования к условиям содержания свиней в свиноводческих предприятиях закрытого типа, не относящихся к хозяйствам, в целях их воспроизводства, выращивания, реализации».
Довод Заявителя о наличии IV компартмента (биологической защиты) также не состоятелен в виду того, что законодатель установил указанные требования для свиноводческих предприятий, имеющих закрытый тип.
Таким образом, требования, содержащиеся в предписании № 45-07-06-07/04 от 07.12.2018 г. основаны на нормах действующего законодательства в области ветеринарии и постановление по делу об административном правонарушении № 534 от 20.12.2018г. является законным и обоснованным.
Оснований к удовлетворению требований Заявителя о признании недействительным оспариваемого предписания не имеется.
Допущение Обществом указанных выше нарушений установлено актом проверки, указано в оспариваемом предписании, в связи с чем вину в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, суд считает доказанной.
Процессуальных нарушений по делу судом не установлено, в связи с чем постановление № 534 о привлечении к административной ответственности от 20.12.2018, которым на Общество наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 15 000 руб. суд так же считает законным и обоснованным.
Таким образом, заявленные требования не полежат удовлетворению.
Государственная пошлина взысканию не подлежит.
По делу был объявлен перерыв.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 198-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований АО «Крюковский свинокомплекс» отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
Судья
Е.В.Бутылин

Суд:

АС Белгородской области

Истцы:

АО «Крюковский свинокомплекс»

Ответчики:

Управление ветеринарии Белгородской области

Населенные пункты — села Крюково, Зыбино, Чуланово.
Административный центр — село Крюково.
На территории поселения проживают 1 257 человек.

С середины XX века идет активное благоустройство сел Крюково, Чуланово и Зыбино. Все больше появлялось объектов хозяйственного и культурно-бытового назначения. В селе Крюково открывается хлебопекарня, сельская библиотека, построена новая школа на 180 мест. В селе Зыбино были построены магазин, контора, мед. пункт, двухэтажная школа на 200 ученических мест, тракторный гараж, водопровод, сделаны приобретения различной сельхозтехники, автомашин, сельхозинвентаря, увеличилось поголовье и продуктивность скота, была произведена реконструкция старой сельской школы под сельский Дом культуры и сельскую библиотеку. Увеличилась заработная плата колхозников. Передовикам ежегодно, через профсоюз давали путевки в дома отдыха, на курорты. Полным ходом идет газификация сел.

В 1993 году совхоз «Борисовский» преобразован в акционерное общество закрытого типа «Русь». В дальнейшем оно переименовано в «Сады Залесья», которое известно своими садовыми плантациями, где выращивают яблоки, груши, смородину, шпанку, черешню.

Сегодня на территории Крюковского сельского поселения работают сельскохозяйственный и производственные предприятия. Здесь две свиноводческие площадки ООО «Крюковский свинокомплекс» (репродуктор на 4800 голов в самом Крюково и площадка доращивания на 16000 голов, расположенная в Чуланово).

Начало работу на территории поселения новое предприятие ООО «Завод ПС-ПХ «Пекталь».

В селе Чуланово воздвигнут и торжественно открыт памятник погибшим воинам.