Крупная сделка автономного учреждения

Содержание

О ПОРЯДКЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ СДЕЛОК, СОВЕРШАЕМЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2013 года N 35

О ПОРЯДКЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ СДЕЛОК, СОВЕРШАЕМЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

В соответствии с Федеральными законами от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», решением Совета депутатов г. Белгорода от 30.05.2006 N 295 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Белгорода», постановлением администрации города Белгорода от 01.10.2012 N 196 «О порядке осуществления органами местного самоуправления функций и полномочий учредителя муниципального учреждения»
постановляю:
1. Утвердить:
1.1. Порядок предварительного согласования совершения муниципальным бюджетным учреждением крупных сделок (прилагается);
1.2. Порядок предварительного одобрения совершения муниципальным бюджетным учреждением сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (прилагается);
1.3. Порядок предварительного согласования передачи муниципальным бюджетным учреждениям денежных средств и иного имущества некоммерческим организациям (прилагается).
2. Управлению информации и массовых коммуникаций администрации города Белгорода (Морозов А.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете «Наш Белгород».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода (Дюков О.Д.).

Глава администрации
города Белгорода
С.БОЖЕНОВ

ПОРЯДОК ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ СОВЕРШЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КРУПНЫХ СДЕЛОК

Утвержден
постановлением
администрации города Белгорода
от 21 февраля 2013 года N 35

1. Настоящий Порядок разработан на основании пункта 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон) и устанавливает порядок предварительного согласования совершения муниципальным бюджетным учреждением (далее — бюджетное учреждение) крупных сделок.
2. В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с законодательством бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если Уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
3. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего уполномоченного органа администрации города Белгорода, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (далее — учредитель).
4. В случае намерения бюджетного учреждения выступить одной из сторон в сделке, признаваемой в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка крупной сделкой, бюджетное учреждение с целью принятия решения о предварительном согласовании совершения крупной сделки бюджетным учреждением представляет учредителю следующие документы:
1) сопроводительное письмо о намерении совершения учреждением крупной сделки, которое должно содержать:
— обоснование и цель совершения сделки;
— информацию о сторонах сделки;
— предмет и цену сделки в рублях (числом и прописью), включая налог на добавленную стоимость и иных существенных условий крупной сделки, содержащих финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (содержание сделки, расчеты показателей сделки, информация о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности бюджетного учреждения в разрезе производственных и финансовых показателей, особые условия сделки);
— сроки исполнения обязательств по сделке;

— источники финансирования сделки;
— иные существенные условия сделки, установленные законодательством Российской Федерации или иными правовыми актами, либо относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;
2) проект договора со всеми приложениями к нему;
3) копии договоров, связанных со сделкой, требующей согласования;
4) проект заявки (при намерении учреждения подать заявку в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов);
5) справку-обоснование целесообразности заключения сделки;
6) справку о балансовой стоимости активов бюджетного учреждения по состоянию на последнюю отчетную дату;
7) подготовленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку;
8) сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная);
9) справку о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке;
10) расчет цены сделки как критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования.
Представляемые документы подписываются руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) или заместителем руководителя, уполномоченным на основании доверенности, выданной руководителем на совершение данной сделки, и главным бухгалтером учреждения и представляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде.
5. Решение о целесообразности либо нецелесообразности заключения крупной сделки принимается учредителем на основании положительного или отрицательного заключения:
— правового управления администрации города Белгорода;
— комитета имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода, в части совершения крупной сделки с недвижимым имуществом, находящимся в собственности городского округа;
— комитета финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода.

6. Решение о согласовании крупной сделки принимается учредителем в течение 7 календарных дней с даты получения заключений, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, оформляется приказом учредителя и действительно в течение трех месяцев со дня его принятия.
Решение о мотивированном отказе в таком согласовании также принимается учредителем и оформляется Уведомлением.
7. В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о согласовании (либо отказе в согласовании) учредитель направляет руководителю бюджетного учреждения или вручает уполномоченному представителю учреждения сопроводительное письмо и копию приказа о согласовании крупной сделки либо уведомление об отказе в согласовании.
8. Обращение бюджетного учреждения и прилагаемые к нему документы учреждению не возвращаются и остаются на хранении у учредителя; в части совершения крупной сделки с недвижимым имуществом, находящимся в собственности городского округа «Город Белгород», копия обращения с приложением направляется в комитет имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода.
9. Основаниями отказа в предварительном согласовании крупной сделки являются предоставление бюджетным учреждением неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, а также наличие заключения о нецелесообразности заключения крупной сделки.
10. Заверенная надлежащим образом копия документа, подтверждающего заключение бюджетным учреждением крупной сделки, направляется руководителем учреждения учредителю в 15-дневный срок от даты заключения сделки. В случае совершения крупной сделки с недвижимым имуществом, находящимся в собственности городского округа, копия документа, подтверждающего заключение бюджетным учреждением крупной сделки, направляется также в комитет имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода.
11. В случае если бюджетное учреждение, получившее согласие на совершение крупной сделки, не воспользовалось своим правом на ее заключение в течение 3 месяцев, требуется повторное согласование указанной крупной сделки в порядке, установленном настоящим Порядком.
12. В случае если крупная сделка соответствует также критериям сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, необходимо ее согласование в установленном порядке.

Руководитель комитета
финансов и бюджетных отношений
администрации г. Белгорода
О.ДЮКОВ

Утвержден
постановлением
администрации города Белгорода
от 21 февраля 2013 года N 35

ПОРЯДОК ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОДОБРЕНИЯ СОВЕРШЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СДЕЛОК, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

1. Настоящий Порядок устанавливает порядок предварительного одобрения сделок муниципального бюджетного учреждения (далее — учреждение), в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ (далее соответственно — решение, сделка).
2. Лицами, заинтересованными в совершении бюджетным учреждением сделок с другими организациями или гражданами (далее — заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) бюджетного учреждения, а также лицо, входящее в состав органов управления бюджетного учреждения или органов надзора, осуществляющих контроль за деятельностью бюджетного учреждения, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для бюджетного учреждения, крупными потребителями товаров (услуг), производимых бюджетным учреждением, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано бюджетным учреждением, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.
3. Для принятия решения учреждение представляет уполномоченному органу администрации города Белгорода, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (далее — учредитель), следующие документы:
1) сопроводительное письмо о намерении совершения учреждением сделки;
Сопроводительное письмо должно содержать:
— обоснование и цель совершения сделки;
— информацию о сторонах сделки;
— предмет и цену сделки в рублях (числом и прописью), включая налог на добавленную стоимость;
— сроки исполнения обязательств по сделке;
— источники финансирования сделки;
— иные существенные условия сделки, установленные законодательством Российской Федерации или иными правовыми актами, либо относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
2) проект договора со всеми приложениями к нему;

3) копии договоров, связанных со сделкой;
4) справку-обоснование целесообразности заключения сделки;
5) справку о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения;
6) справку о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке;
7) справку о возможных конфликтах интересов заинтересованного лица и учреждения с приложением заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих наличие заинтересованных в сделке лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представляемые документы подписываются руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) или заместителем руководителя, уполномоченным на основании доверенности, выданной руководителем на совершение данной сделки, и главным бухгалтером учреждения и представляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде.
4. Представленные документы рассматриваются в течение 10 дней со дня их получения.
5. Учредитель на основании представленных документов:
— проверяет полноту (комплектность) документов, представленных учреждением, их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка, наличие в сопроводительном письме сведений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, уведомляет учреждение в течение 3-х рабочих дней о выявленных недостатках или о необходимости представить дополнительные документы и принимает доработанный вариант документов к повторному рассмотрению. В таком случае течение срока, установленного пунктом 4 настоящего Порядка, начинается с момента устранения недостатков или предоставления дополнительных документов;
— рассматривает и одобряет сделку или отказывает в одобрении.
6. По результатам рассмотрения представленных учреждением документов учреждение вправе принять решение об отказе в одобрении сделки в случае:
— выявления в представленных документах неполных, необоснованных или недостоверных сведений;
— отсутствия достаточного обоснования целесообразности заключения сделки;
— несоответствия сделки целям и видам деятельности учреждения;
— если совершение сделки приведет к невозможности осуществления учреждением деятельности, цели, предмет и виды которой определены его уставом;
— если планируемая к совершению сделка противоречит нормам законодательства Российской Федерации.
7. Решение об одобрении сделки оформляется Приказом учредителя.
8. Отказ оформляется Уведомлением учредителя.
9. В случае если сделка соответствует также критериям крупной, необходимо ее согласование в установленном порядке.

Руководитель комитета
финансов и бюджетных отношений
администрации г. Белгорода
О.ДЮКОВ

Утвержден
постановлением
администрации города Белгорода
от 21 февраля
2013 года N 35

ПОРЯДОК ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ ПЕРЕДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

1. Настоящий Порядок согласования передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств и иного имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями (далее — Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в целях повышения эффективности управления закрепленным за ними муниципальным имуществом и усиления ответственности их руководителей.
2. Согласование передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств, иного имущества, закрепленного за муниципальным бюджетным учреждением (далее — имущество), принимается уполномоченным органом администрации города Белгорода, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (далее — учредитель) на основании предложения, представляемого муниципальным бюджетным учреждением (далее — учреждение).
3. Предложение о передаче имущества должно содержать:
— обращение учреждения с просьбой о передаче денежных средств и иного имущества с обоснованием целесообразности этих действий и экономического эффекта, который достигнет учреждение от такой передачи;
— перечень имущества (с приложением технической документации) и цель его использования в некоммерческой организации, которой предполагается передать имущество;
— объем денежных средств, которые предполагается передать некоммерческой организации;
— справка о балансовой стоимости всего имущества бюджетного учреждения;
— акт приема-передачи объекта основных средств (форма N ОС-1 или N ОС-2);
— копию инвентарной карточки учета объекта основных средств (форма N ОС-6);
— правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на имущество, на основании которых возникло вещное право (нормативный правовой или иной акт администрации города Белгорода; свидетельство о государственной регистрации права);
— детальная информация об имуществе, которое предполагается передать некоммерческой организации;

— учредительные документы некоммерческой организации, в состав учредителей (участников) которой предполагает войти учреждение и которой предполагается передать имущество;
— выписка из единого государственного реестра юридических лиц в отношении некоммерческой организации.
4. Поступившее учредителю предложение учреждения рассматривается в течение 10 календарных дней, после чего готовится мотивированное заключение о возможности согласования передачи имущества (либо отказе в согласовании) и проект соответствующего решения, который направляется на согласование в зависимости от специфики сделки с соответствующими структурными подразделениями администрации города Белгорода, правовым управлением администрации города Белгорода, комитетом финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода, комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода (в случае передачи имущества, находящегося в собственности городского округа).
5. Если для принятия решения о согласовании передачи имущества требуются дополнительные материалы и/или разъяснения, учредитель направляет в учреждение запрос об их представлении с указанием срока, в который необходимо их представить.
При этом срок рассмотрения документов приостанавливается до дня регистрации учредителем затребованных у учреждения документов и/или разъяснений.
6. При непредставлении учреждением документов и/или разъяснений в установленный срок учредитель отказывает в рассмотрении предложения учреждения о передаче имущества и письменно информирует об этом учреждение не позднее трех рабочих дней со дня истечения срока, установленного для предоставления учреждением дополнительных материалов и/или разъяснений.
7. При предоставлении учреждением всех сведений и документов, установленных настоящим Порядком, учредитель анализирует:
— целесообразность передачи денежных средств и иного имущества;
— представленные учреждением сведения и документы;
— устав учреждения и учредительные документы некоммерческой организации, которой предполагается передать имущество (с изменениями и дополнениями);
— проекты учредительных документов некоммерческой организации, учредителем (участником) которой предполагает быть учреждение.

8. Учредитель принимает решение об отказе в согласовании предложения учреждения в передаче имущества в случаях, если установлено:
а) несоответствие информации и документов, представленных учреждением требованиям законодательства Российской Федерации;
б) документы представлены не в полном объеме либо в представленном предложении или прилагаемых к нему документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения;
в) передача учреждением имущества приведет к невозможности осуществления им деятельности, цели, предмет и виды которой определены уставом учреждения.
9. Решение о согласовании передачи учреждением имущества оформляется приказом учредителя и действительно в течение трех месяцев со дня его принятия.
Решение о мотивированном отказе в таком согласовании оформляется Уведомлением.
10. В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о согласовании передачи учреждением имущества (либо отказе в согласовании) учредитель направляет в учреждение или вручает уполномоченному представителю учреждения сопроводительное письмо и копию приказа о согласовании передачи учреждением имущества либо уведомление об отказе в согласовании. Копия приказа о согласовании передачи учреждением имущества либо уведомление об отказе в согласовании направляется учредителем в комитет имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода также в пятидневный срок.
11. В случае если муниципальное учреждение, получившее согласие на передачу имущества, не воспользовалось своим правом в течение 3 месяцев, требуется повторное согласование передачи учреждением имущества в порядке, установленном настоящим правовым актом.

Руководитель комитета
финансов и бюджетных отношений
администрации г. Белгорода
О.ДЮКОВ

Крупная сделка для АО в большинстве случаев требует предварительного или последующего согласия участников акционерного общества на ее совершение. В публикации рассмотрим вопросы о критериях отнесения сделок к крупным и порядке их согласования.

Критерии крупной сделки АО

Понятие и особенности заключения крупных соглашений урегулированы главой Х закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. Чтобы понять, является ли сделка крупной, необходимо установить, соответствует она параметрам, закрепленным в ст. 78 ФЗ № 208, либо нет.

Крупным признается договор, который выходит за пределы обычной деятельности АО и отвечает определенным ст. 78 ФЗ № 208 критериям (всем перечисленным одновременно):

1. Договоры такого рода обычно не заключаются в рамках деятельности АО либо иных АО, которые занимаются сходными видами деятельности при похожих активах и оборотах.

2. Сделка направлена на покупку и продажу имущества АО, возникновение залоговых обязательств, передачу имущества в аренду, предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности.

3. Стоимость имущества по договору превышает 25% от стоимости активов АО. Чтобы сопоставить стоимость активов с ценой договора, необходимо исходить из следующего:

  • если АО покупает или продает имущество, то сопоставляется его стоимость с данными бухучета АО;
  • если имущество передается в аренду, необходимо сопоставить его балансовую стоимость с бухгалтерской отчетностью АО.

Если вместе с основным договором заключаются взаимосвязанные сделки (заключены в один временной период, с одинаковой целью, с одним и тем же контрагентом), стоимость имущества, переданного по ним, также суммируется со стоимостью имущества по основной сделке.

Порядок принятия решения о проведении крупной сделки и получения согласия на ее осуществление (одобрения)

Для совершения крупных сделок для АО требуется принять решение об этом и получить согласие совета директоров акционерного общества или общего собрания (п. 1 ст. 78 ФЗ № 208).

ВАЖНО! Решение может быть принято как до, так и после заключения сделки. В соглашении также может быть указано на то, что оно исполняется лишь после получения одобрения (абз. 7 п. 4 ст. 79 ФЗ № 208).

Порядок принятия решений следующий:

  • Определяется стоимость предмета договора (п. 1 ст. 77 ФЗ № 208).
  • Инициируется общее собрание либо заседание совета директоров. Общее собрание должно разрешить вопрос в случае, если в АО нет совета директоров либо если данный орган передал вопрос для разрешения общего собрания в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 79 ФЗ № 208. Кроме того, если цена договора составляет более 50% от стоимости активов АО, решение принимается исключительно общим собранием.
  • Производится голосование по данному вопросу и принимается решение о согласии или несогласии на заключение соглашения. При этом члены совета директоров должны проголосовать единогласно. Если вопрос разрешается на общем собрании, то при цене сделки от 25 до 50% от активов АО должны проголосовать за более 50% участников, а при цене сделки более 50% — 75% участников.

Решение оформляется в виде протокола (ст. 181.2 ГК РФ). В нем указываются (п. 4 ст. 79 ФЗ № 208):

  • контрагент;
  • выгодоприобретатель;
  • цена договора;
  • предмет договора;
  • существенные условия;
  • иные условия, которые являются важными для той или иной сделки.

Для каких крупных сделок процедура оформления согласия не применяется?

Не все сделки, которые формально могут быть отнесены к категории крупных, к таковым относятся.

В силу п. 3 ст. 78 ФЗ № 208 к рассматриваемому виду сделок не могут быть отнесены:

  • соглашения, которые заключаются АО с единственным акционером, одновременно выполняющим функции единоличного исполнительного органа;
  • соглашения, которые связаны с размещением акций АО (или оказанием услуг по их размещению);
  • процессы, проходящие при реорганизации, слиянии, присоединении АО;
  • сделки, заключаемые по ценам, определяемым государственными органами, и обязательные для заключения;
  • сделки, результатом которых является покупка акций на условиях, предусмотренных обязательным предложением;
  • сделки, заключенные на условиях предварительного договора, по которому ранее получено согласие на его заключение.

Сделка с заинтересованностью в акционерном обществе

Понятие рассматриваемого вида сделок дается в п. 1 ст. 81 ФЗ № 208. Это такие соглашения, в заключении которых заинтересованы:

  • члены совета директоров АО;
  • исполнительный орган АО;
  • лица, являющиеся контролирующими в отношении АО;
  • лица, которые имеют право давать обязательные для АО указания.

Заинтересованность указанных выше лиц в заключении договоров АО может быть выражена в том, что их близкие родственники, усыновители, попечители:

  • участвуют в сделке, то есть являются ее стороной;
  • контролируют сторону сделки;
  • управляют организацией, которая выступает стороной договора, либо являются посредниками или представителями таких лиц.

Сделка с заинтересованностью АО одновременно может обладать характеристиками крупной. Рассматриваемый вид сделок может заключаться без предварительного согласования, однако перед этим АО должно известить о ней членов совета директоров, исполнительный орган АО, а в некоторых случаях и акционеров. В извещении указываются все характеристики сделки, в том числе контрагент и существенные условия. Оно направляется за 15 дней или ранее до даты заключения договора.

Помимо извещений ст. 82 ФЗ № 208 предусматривает необходимость заинтересованных лиц со стороны АО уведомлять общество о планируемых и уже заключенных сделках в течение 2 месяцев с того момента, как таким лицам стало известно о наличии фактора заинтересованности.

Как уже упоминалось, согласия на совершение рассматриваемого вида сделок не требуется, однако есть исключение. Оно необходимо, если этого требует исполнительный орган АО. Для получения согласия созывается общее собрание (или собрание совета директоров) и принимается соответствующее решение об одобрении сделки.

Итоги

Таким образом, законодательством установлены критерии отнесения тех или иных сделок к разряду крупных, а также порядок их заключения и согласования. В отличие от крупной сделки согласование сделки с заинтересованностью обязательным в большинстве случаев не является.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

КРУПНЫЕ СДЕЛКИ И СДЕЛКИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность автономных учреждений, предусмотрен особый порядок совершения крупных сделок, а также сделок с заинтересованностью автономного учреждения. Об этих сделках и о порядке из совершения вы узнаете из предлагаемой статьи.
Определение крупной сделки содержит статья 14 Федерального закона от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ). Крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением денежных средств, отчуждением имущества (которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно согласно Закону N 174-ФЗ), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Вначале рассмотрим порядок определения цены крупной сделки, для чего обратимся к Письму Минфина России от 11.07.2012 г. N 02-06-07/2679, в котором был рассмотрен вопрос о расчете стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности учреждения при определении минимальной величины крупной сделки, установленной законодательством.
Но прежде напомним, что пунктом 11 статьи 2 Закона N 174-ФЗ установлено, что автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основным документом, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), действие которого распространяется, в том числе, на некоммерческие организации, к числу которых, как Вы знаете, относятся и автономные учреждения.

Приведем характерные примеры:
«Из п. 40 «Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой» (информационное письмо ВАС РФ от 11 января 2002 г. N 66) следует, что передача по договору в аренду нежилых помещений при условии, что она повлекла за собой прекращение деятельности организации, должна расцениваться как крупная сделка, для одобрения которой необходимо решение общего собрания акционеров (ст. 79 Закона «Об акционерных обществах»). Вопреки указаниям ФАС МО суд при новом рассмотрении спора не установил, в какой мере договор перенайма повлиял на финансово-хозяйственную деятельность ЗАО «БРЭД» и обоснованны ли утверждения отдельных членов общества (истцы) о прекращении по этой причине его деятельности» (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2004 г. N КГ-А40/11681-04-П).
«Признавая недействительной сделку в отношении здания площадью 448,4 кв. м, суд применил ст. 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п. 40 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» и исходил из того, что спорный договор аренды является крупной сделкой; решение о совершении такой сделки должно было приниматься общим собранием; поскольку решение в отношении здания площадью 448,4 кв. м принималось единолично генеральным директором ООО «Гран-при МКК Центр», постольку сделка является недействительной… вопрос о том, прекратилась ли в результате совершения спорной сделки хозяйственная деятельность общества и, таким образом, является ли сделка крупной, предметом надлежащего судебного исследования не был. В связи с этим вывод суда о недействительности договора аренды в отношении здания площадью 448,4 кв. м оценивается как недостаточно обоснованный» (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 декабря 2004 г. N КГ-А40/12195-04).
Введение критерия «прекращение производственной деятельности арендодателя» для квалификации договора аренды в качестве крупной сделки, конечно же, нельзя признать удовлетворительным ввиду его абсолютной неопределенности. Что понимать под таким прекращением и что является надлежащим доказательством такого прекращения? Не совсем понятно, почему прекращение именно производственной деятельности Президиум ВАС РФ рассматривает в качестве обстоятельства, свидетельствующего о крупности договора, ведь большинство отечественных хозяйственных обществ таковой деятельностью вообще не занимаются. Кроме того, нельзя утверждать, что передача имущества в аренду и прекращение производственной деятельности негативно скажутся на деятельности общества в целом — арендная плата может принести и большую прибыль, чем производственная деятельность. Одним словом, разъяснение Президиума ВАС РФ порождает больше вопросов, чем ответов. Но нужно вместе с тем признать, что попытка распространить на заключение договора аренды правила совершения обществом крупных сделок имеет под собой вполне обоснованные мотивы.
Корпоративная форма хозяйствования объективно приводит к возникновению ряда противоречий. Вспомним вывод Конституционного Суда РФ, изложенный в Постановлении от 10 апреля 2003 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 84 Федерального закона «Об акционерных обществах»…»: «В силу природы акционерного общества совершаемые им сделки могут приводить к конфликту интересов между акционерами, обладающими значительным числом акций, органами управления обществом и миноритарными акционерами». Гармонизировать данные интересы (по крайней мере, в отношении вопросов, способных оказать существенное влияние на развитие общества) призваны в том числе положения гл. X Закона об АО, направленные на защиту имущественных интересов акционеров и самого общества в целом от недобросовестных или некомпетентных действий менеджмента общества. В свете сказанного попытаемся рассмотреть казус, изложенный в обсуждаемом п. 40 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. N 66.
В аренду был передан основной актив общества (производственные помещения с дорогостоящим оборудованием) сроком на 15 лет по арендным ставкам, которые, судя по всему, существенно отличались — понятное дело, в меньшую сторону — от рыночных. Не подпадая под данное законом определение крупной сделки, договор аренды с такими условиями, конечно же, не может не повлиять на деятельность общества. Распространение же правил совершения крупных сделок на такого рода договоры способно предоставить в руки общества и его акционеров (участников) возможность нейтрализовать негативные последствия данных договоров путем их оспаривания.
Констатировав это, повторимся, что попытка ВАС РФ получилась уж очень неуклюжей, суды были поставлены перед необходимостью выбирать между законом и нормативным разъяснением. Выразительной иллюстрацией такого выбора является Постановление ФАС МО от 11 сентября со 2003 г. N КГ-А41/6618-03.
Проверяя законность судебных актов, суд установил: «Обосновывая свои исковые требования, Григорьев А.А. указывал, что договор аренды принят с нарушением требований Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», устанавливающего порядок совершения крупных сделок. Между тем оспариваемый договор связан лишь с временным отчуждением имущества, следовательно, не относится к сделке, указанной в ст. 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Из этого следует, что предусмотренный указанным Законом порядок совершения крупных сделок на оспариваемый договор аренды от 29 июня 1999 г. N 778/1000/06/99 не распространяется».
Итак, все предельно ясно — оспариваемый договор не требует одобрения, поскольку связан с передачей имущества во временное пользование и владение (ошибочно названные в судебном акте «временным отчуждением»). Однако несколькими абзацами ниже суд делает вывод, идущий вразрез с приведенным выше: «Не соответствует действительности довод Григорьева А.А. относительно указания Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 11 января 2002 г. N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» о том, что договор аренды, заключенный на длительный срок, необходимо квалифицировать как крупную сделку, если стоимость переданного в аренду имущества превышает 25% стоимости имущества общества. Вопреки мнению Григорьева А.А., в указанном письме Президиум Высшего Арбитражного Суда согласился с выводом суда, который с учетом срока аренды и стоимости передаваемого в аренду имущества признал договор аренды крупной сделкой для арендодателя, поскольку в результате ее исполнения фактически была прекращена его производственная деятельность. По настоящему делу истцом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что в результате совершения оспариваемой сделки фактически была прекращена производственная деятельность ТОО «Торговое предприятие N 26». Таким образом, если бы указанные судом доказательства были представлены, то договор аренды, не являясь сделкой об отчуждении имущества, все-таки подпадал бы под правила совершения крупных сделок. Как видим, результатом разъяснений ВАС РФ, основанных не на аутентичном содержании правовой нормы, а на известной логике («по закону нельзя, но если очень хочется, то можно»), является комичное двоемыслие нижестоящих судов.
Вместе с тем осуществление корпоративного контроля (посредством одобрения общим собранием акционеров (участников) или советом директоров общества) над заключаемыми договорами аренды возможно и вне предложенного ВАС РФ алгоритма действий. В связи с этим следует упомянуть п. 1 ст. 78 Закона об АО, содержащий указание на то, что уставом общества могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок, предусмотренный данным Законом. Пункт 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 конкретизировал данное указание: «Уставом общества могут быть предусмотрены иные случаи, когда на совершаемые обществом сделки (например, на договоры аренды без права выкупа арендованного имущества) распространяется порядок одобрения крупных сделок, установленный Законом. При рассмотрении споров о признании недействительными таких сделок судам следует руководствоваться статьей 174 Гражданского кодекса Российской Федерации». Впрочем, последним из приведенных предложений Президиум ВАС РФ существенно ограничивает возможность оспаривания акционером договоров аренды, заключенных без одобрения соответствующего органа общества. Дело в том, что в силу ст. 174 ГК РФ с требованием о признании сделки недействительной вправе обратиться лицо, в интересах которого установлены соответствующие ограничения. Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 4 Постановления от 14 мая 1998 г. N 9 «О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок», в тех случаях, когда ограничения полномочий органа юридического лица установлены учредительными документами, таким лицом по смыслу ст. 174 ГК РФ является само юридическое лицо, а иные лица (в т.ч. учредители) вправе обращаться с данными исками только в случае, когда это право прямо указано в законе. Таким образом, надлежащим истцом будет являться само акционерное общество. При этом, по всей видимости, ему потребуется сначала поменять своего генерального директора (что само по себе является весьма трудоемким и продолжительным по времени процессом), поскольку сложно предположить, что данный иск санкционирует руководство, заключившее оспариваемую сделку.
Бизнес-адвокат, 2006, N 1

К тексту закона «

Размещен: 8 Декабря 2010 г.

Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Роспотребнадзору, крупных сделок

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
08.12.2010 № 445
МОСКВА
Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Роспотребнадзору, крупных сделок

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 2010, № 30, ст. 3995) и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4236) приказываю:

1. Утвердить Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, крупных сделок (порядок).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2011 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель

Г.Г. Онищенко

Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, крупных сделок

Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
от 08.12.2010 г. № 445

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением (далее — Учреждение), подведомственным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, крупных сделок.

2. Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

3. Крупная сделка может быть совершена Учреждением только с предварительного согласования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4. В целях предварительного согласования совершения крупной сделки Учреждение направляет в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

— обращение на бланке о предварительном согласовании совершения Учреждением крупной сделки;

— технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании крупной сделки, обосновании необходимости ее совершения, соответствии крупной сделки уставу (предмету, целям и видам деятельности) Учреждения, стоимости сделки, об условиях ее оплаты и других существенных условиях ее заключения;

— мотивированное обоснование выбора контрагента;

— копия бухгалтерского баланса Учреждения на последнюю отчетную дату.

Обращение о предварительном согласовании крупной сделки должно быть в установленном порядке подписано руководителем Учреждения, либо лицом, исполняющим его обязанности; прилагаемые к обращению документы должны быть подписаны, а копии документов — заверены подписью руководителя и печатью Учреждения.

В представленных документах исправления, подчистки и помарки не допускаются.

5. Управление программ и имущественного комплекса в течение одного месяца со дня получения обращения о предварительном согласовании совершения Учреждением крупной сделки:

— проводит проверку наличия документов, прилагаемых к обращению;

— изучает основания целесообразности совершения Учреждением крупной сделки;

— готовит письменное предложение с учетом мнения заинтересованных Управлений решение о предварительном согласовании совершения Учреждением крупной сделки или отказывает в предварительном согласовании с указанием причин отказа.

6. Решение о согласовании совершения Учреждением крупной сделки или об отказе в согласовании принимается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия.

7. Решение о предварительном согласовании совершения крупной сделки действительно в течение одного года со дня его принятия.

Вид документа — Приказ
Номер — № 445
Дата принятия — 08.12.2010