Крупная сделка для АО

Содержание

Крупная сделка предприятия общепита — акционерного общества

Предприятия общественного питания — акционерные общества должны помнить, что совершение сделок, признаваемых в соответствии с законодательством крупными, требует получения одобрения совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров. О том, какие сделки признаются крупными и каков порядок их одобрения, читайте в настоящей статье.

Какие сделки признаются крупными

В соответствии с п. 1 ст. 78 Закона об АО <1> крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет 25% и более балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

<1> Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Примером взаимосвязанных сделок может быть заключение нескольких договоров купли-продажи части здания производственного корпуса, которое в результате совершения этих сделок было продано полностью одному лицу (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 6172/09).

Исключением из этого являются сделки:

  • совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества. К таким сделкам Пленум ВАС в п. 30 Постановления от 18.11.2003 N 19 относит сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получения кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем розничной продажи). С целью отнесения договора к сделке, совершаемой в процессе обычной хозяйственной деятельности, арбитры устанавливают связь между предметом сделки, целью ее заключения и производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (Постановление ФАС СЗО от 27.05.2010 N А56-50161/2008). Кроме того, по мнению судей, дополнительными признаками «обычной» сделки может служить неоднократность совершения аналогичных сделок либо намерение заключать их на постоянной основе впоследствии, а также цена сделки, которая должна быть сопоставима с рыночной ценой аналогичного товара (услуги) либо с ценой аналогичных сделок, заключенных обществом;
  • связанные с размещением посредством подписки (с реализацией) обыкновенных акций общества;
  • связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества;
  • совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами РФ и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством РФ, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

При отчуждении (или возникновении возможности отчуждения) имущества его стоимость сопоставляется с балансовой стоимостью активов общества, определенной по данным бухгалтерского учета, а при приобретении имущества — с ценой его приобретения.

Уставом общества могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок. В качестве примера таких сделок в п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ N 19 приводится договор аренды без права выкупа арендованного имущества. В п. 40 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 разъяснено, что для арендодателя сделка является крупной в случае, если в результате ее совершения фактически была прекращена производственная деятельность акционерного общества, дающая его основной доход.

Одобрение крупной сделки в АО

Крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров (п. 1 ст. 79 Закона об АО).

В отношении имущества стоимостью от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества, являющегося предметом крупной сделки, решение об ее одобрении принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества единогласно (п. 2 ст. 79 Закона об АО). При этом голоса выбывших членов этих советов при подсчете не учитываются.

К сведению. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 48 Закона об АО выбывшими являются члены совета директоров (наблюдательного совета), чьи полномочия прекращены досрочно решением общего собрания акционеров.

Если единогласие между членами этих советов не достигнуто, вопрос об одобрении крупной сделки может быть вынесен на решение общего собрания акционеров. В таком случае решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием акционеров большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

По имуществу стоимостью более 50% балансовой стоимости активов общества решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 3 ст. 79 Закона об АО).

Данными нормами не регламентирован момент одобрения крупной сделки (только до ее совершения либо после ее совершения). В п. 1.2 гл. 6 Кодекса корпоративного поведения <2> рекомендовано обществам одобрять крупные сделки до их совершения, обосновав это тем, что отсутствие одобрения крупной сделки делает ее оспоримой, что, в свою очередь, создает риск признания сделки недействительной и порождает нестабильность в отношениях общества с контрагентами.

<2> Утвержден Распоряжением ФКЦБ России от 04.04.2002 N 421/р.

Цена имущества

Для принятия решения об одобрении крупной сделки цена отчуждаемого или приобретаемого имущества (услуг) определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со ст. 77 Закона об АО (п. 2 ст. 78 данного Закона).

Напомним, п. п. 1, 2 ст. 77 Закона об АО предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Законом цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров (наблюдательного совета) общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости. Для определения рыночной стоимости имущества может быть привлечен независимый оценщик.

Согласно разъяснениям, данным в п. п. 2, 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001 N 62, при решении вопроса об отнесении сделки к крупной сопоставляется стоимость имущества, являющегося предметом сделки, с балансовой стоимостью активов общества по последнему утвержденному балансу общества без уменьшения ее на сумму долгов (обязательств).

В решении об одобрении крупной сделки необходимо указать лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цену, предмет сделки и иные ее существенные условия (п. 4 ст. 79 Закона об АО).

Требование об одобрении крупных сделок не применяется к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа (п. 7 ст. 79 Закона об АО). Если единственный акционер не осуществляет функции единоличного исполнительного органа, то согласно разъяснениям Президиума ВАС для заключения обществом (генеральным директором) крупной сделки достаточно письменного согласия этого акционера на ее совершение (п.

ст 79 . Закон Об акционерных обществах 2018 ( АО )

11 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 62).

Признание сделки недействительной

Крупная сделка, совершенная с нарушением установленных к ней требований, может быть признана недействительной по иску общества или акционера (п. 6 ст. 79 Закона об АО). Срок исковой давности по требованию о признании крупной сделки недействительной в случае его пропуска не восстанавливается (в силу п. 2 ст. 181 ГК РФ он составляет один год и начинает течь со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной). Моментом, когда истец должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной, по мнению судей, является дата проведения следующего годового собрания (Постановление ФАС СЗО от 07.09.2011 N А52-4185/2010). Примеры, когда суд признает сделки недействительными, имеются (Постановление ФАС ВСО от 14.05.2012 N А74-36/2011).

Суд откажет в удовлетворении требований о признании крупной сделки недействительной, если:

  • голосование акционера, обратившегося в суд с иском по сделке, решение об одобрении которой принимается общим собранием акционеров, хотя бы он и принимал в нем участие, не могло повлиять на результаты голосования. Так, например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2012 N 09АП-9356/2012 одним из оснований отказа в иске послужило то, что голосование истца, владевшего 20% голосов, не могло повлиять на результаты голосования;
  • не доказано, что совершение данной сделки повлекло или может повлечь за собой причинение убытков обществу или акционеру, обратившемуся с иском, либо возникновение иных неблагоприятных последствий для них. Причем истец, обращаясь в арбитражный суд с иском, должен доказать не только несоблюдение обществом порядка заключения крупных сделок, но и факт нарушения спорной сделкой его прав и законных интересов как акционера общества либо наступление иных неблагоприятных последствий, вызванных исполнением данной сделки (см., например, Постановление ФАС ПО от 12.12.2011 N А12-6878/2011 <3>);
  • к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения данной сделки по установленным правилам (см., например, Постановление ФАС УО от 07.02.2012 N Ф09-9569/11);
  • при рассмотрении дела в суде доказано, что другая сторона по данной сделке не знала и не должна была знать о ее совершении с нарушением предусмотренных настоящим Законом требований к ней. Именно по этому основанию было отказано в иске в Постановлении ФАС СЗО от 25.09.2012 N А56-26976/2011.

<3> Определением ВАС РФ от 01.03.2012 N ВАС-2059/12 в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано.

Крупная сделка, в отношении которой имеется заинтересованность

Если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, к порядку ее совершения применяются только положения гл. XI Закона об АО (п. 5 ст. 79 данного Закона).

Напомним, что таковыми в силу п. 1 ст. 81 Закона об ООО признаются сделки, если имеется заинтересованность:

  • члена совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего;
  • члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20% и более голосующих акций общества;
  • лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

Эти лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:

  • являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% и более акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;
  • в иных случаях, определенных уставом общества.

Данные факты эти лица должны довести до сведения совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора общества (ст. 82 Закона об АО).

Нормы, касающиеся сделок с заинтересованностью, в соответствии с п. 2 ст. 81 Закона об АО не применяются:

  • к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа;
  • к сделкам, в совершении которых заинтересованы все акционеры общества;
  • при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых обществом акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;
  • при приобретении и выкупе обществом размещенных акций;
  • при реорганизации общества в форме слияния (присоединения) обществ;
  • к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами РФ и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством РФ, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Сделки с заинтересованностью должны быть одобрены до их совершения советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии с порядком, установленным ст.

83 Закона об АО, а при нарушении установленных требований в силу ст. 84 Закона об АО они могут быть признаны недействительными по иску общества или его акционера (Постановление ФАС ВВО от 11.03.2012 N А28-269/2011).

В.А.Кузнецова

Эксперт журнала

«Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Одобрение крупных сделок акционерами и участниками обществ: где возможны нарушения

Заключение сделок

Заключение сделки, договора, контракта – завершающая стадия оформления отношений между сторонами. Подписание документов и совершение других необходимых формальностей, после чего возникают взаимные права и обязанности обеих сторон, участвующих в сделке.

Сделка — это соглашение двух или нескольких экономических субъектов, граждан или юридических лиц в виде устного или письменного договора о выполнении определенных действий, связанных с куплей-продажей, передачей имущества, денег, ценных бумаг, предоставлением ссуд, совместным производством, выполнением бизнес-операций или с другими формами экономического или торгового взаимодействия.

Чаще всего заключение сделки подразумевает, что она взаимовыгодна для всех участников сделки. Сделка устанавливает, изменяет, прекращает экономические отношения между их участниками или придает им новые формы. Существует огромное множество видов сделок, различающихся в зависимости от их участников, предмета, объекта сделки, места заключения сделки, объема проводимых операций, правовых форм и юридического обеспечения сделки, гарантий и ответственности сторон, участвующих в сделке, способа передачи ценностей от одних участников другим и вида оплаты. В сделках вправе участвовать как юридические, так и физические лица. В принципе сделка может быть осуществлена и одним лицом (завещание, дарение) в пользу другого.

Как отмечалось выше, существует несколько видов сделок. Среди них есть сделки ,которые кроме юридических последствий вытекающих из самого предмета сделки, требуют либо до либо после совершения такой сделки определенных юридических действий. К таким сделкам относятся:

Текущая сделка

Обычной хозяйственной деятельностью предприятия является совершение сделок, предусмотренных уставом или иным документов регламентирующим его деятельность, а также совершение текущих хозяйственных сделок.

К сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут относиться, в частности, сделки по приобретению организацией сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем розничной продажи).

Крупная сделка

Крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет определенный законом размер. Например, для общества с ограниченной ответственностью, это двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности предприятия.

Существенная сделка

По каждой существенной сделке (группе взаимосвязанных сделок), размер обязательств по которой составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов предприятия по данным его бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, предшествующий совершению сделки, совершенной предприятием за 5 последних завершенных финансовых лет, предшествующих дате заключаемой сделки, а если эмитент осуществляет свою деятельность менее 5 лет — за каждый завершенный финансовый год, предшествующий дате заключаемой сделки.

Но иногда существенность сделки определяется не ее размером относительно стоимости активов, а принципиальным отличием ее содержания по отношению к ранее заключенным сделкам и последствие заключение которой существенно повлияет на развитие или саму деятельность предприятия.

Крупные сделки в АО

Крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (п.1 ст.78 закона «Об АО»),

за исключением

  • сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества,
  • сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества,
  • и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.
  • Крупная сделка должна быть одобрена

    советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров (п.1 ст.79 закона «Об АО»).

    Уставом могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.

    Крупная сделка, совершенная с нарушением установленных требований, может быть признана недействительной по иску общества или акционера (п.6 ст.79 закона «Об АО»).

    Если в обществе один акционер, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа, то такое одобрение, понятно, не требуется (п.7 ст.79 закона «Об АО»).

    Определение стоимости имущества

    В определении крупной сделки указано «?имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества?». Что считать стоимостью имущества?

    Крупная сделка предприятия общепита — акционерного общества

    В случае отчуждения имущества — его стоимость, определенную по данным бухгалтерского учета, а в случае приобретения имущества — цену его приобретения.

    Цена отчуждаемого или приобретаемого имущества или услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) исходя из его рыночной стоимости (п.2 ст.78 закона «Об АО»), — см. Определение рыночной стоимости имущества (АО)

    Порядок одобрения сделки с имуществом, стоимостью 25-50% балансовой стоимости активов

    Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества, принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) (п.2 ст.79 закона «Об АО»).

    Если единогласие не достигнуто, то по решению совета директоров вопрос об одобрении крупной сделки может быть вынесен на решение общего собрания.

    В таком случае решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием акционеров большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании.

    Порядок одобрения сделки с имуществом, стоимостью более 50% балансовой стоимости активов

    Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов общества, принимается общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (п.3 ст.79 закона «Об АО»).

    Что указывается в решении об одобрении крупной сделки

    В решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны (п.4 ст.79 закона «Об АО»):

    • лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями),
    • цена,
    • предмет сделки
    • и иные ее существенные условия.
    Ограничения антимонопольного законодательства

    В определенных законодательством случаях за крупными сделками осуществляется контроль и в одних случаях перед их совершением необходимо получить согласие антимонопольного органа, в других — требуется уведомить антимонопольный орган после их совершения.

    См. Антимонопольный контроль при совершении сделок и иных случаях
    См. Антимонопольный контроль при совершении сделок и иных случаях (по ст.18 Закона «О конкуренции?»). Таблица

    Нарушение требований антимонопольного законодательства является основанием для наложения штрафных санкций, — см. также Штрафы за нарушение требований антимонопольных органов. Таблица

    ООО ПФП «Квантэкс» : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы

    Законодательный туман над ГУПами
    (о крупных сделках в унитарных предприятиях)

    Одной из новаций ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», является введение понятия крупной сделки, режим которой предполагает что руководитель унитарного предприятия не может ее совершать без предварительного согласия собственника.
    Крупной является одна или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда (п. 1 ст. 23 Закона).

    На какие сделки распространяется режим крупных?

       Ответ на этот вопрос содержится в Информационном письме ВАС РФ от 13.03.01 г. № 62 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность». Обзор посвящен практике совершения крупных сделок в
    хозяйственных обществах, но здесь важен сам подход: какие сделки следует относить к крупным. Заметим, что это не только договоры купли-продажи, мены, традиционные для сделок по приобретению и отчуждению имущества, но и другие, — залог, займ, поручительство, в результате заключения которых не исключается возможность отчуждения имущества.

       Например, не признавался иногда крупной сделкой договор залога со ссылкой на то, что он не является сделкой, связанной с приобретением или отчуждением имущества. Между тем, очевидно, что в случае невыполнения обязательства, обеспеченного залогом, взыскание может быть обращено на предмет залога, он
    подлежит отчуждению с направлением полученных от продажи средств на выполнение обязательств перед кредитором (ст. 349 ГК РФ). То есть заключение договора залога может привести к отчуждению в последующем имущества, переданного в залог. Не исключена возможность обращения взыскания, а следовательно, и отчуждения имущества при заключении кредитного договора, договора займа, принятии обязательств по договору поручительства, в случае невыполнения обязательств по этим договорам.

    Виртуальная величина

       Законодатель по иному подошел к определению крупной сделки в унитарном предприятии, в отличие от хозяйственного общества. В ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ «Об АО») и «Об обществах с ограниченной ответственностью» для определения размера сделки с целью отнесения ее к крупным, сумма приобретаемого или отчуждаемого имущества сопоставляется с балансовой стоимостью активов общества. Логика понятна: если сделка ведет к существенным изменениям экономического положения, уменьшению или увеличению активов более чем на четверть, то на нее распространяется особый режим совершения.
       В отличие от корпоративного права в унитарных предприятиях размер крупных сделок сопоставляется с уставным фондом.
       Если в акционерном обществе уставный капитал — это объективная реальность — сумма акций по номиналам, приобретенным акционерами, то в ФГУПе — это некая условная расчетная величина. Собственник по своему усмотрению определяет какой процент от стоимости активов госпредприятия он назовет уставным фондом. Его
    минимальная граница — 5 000 МРОТ на дату госрегистрации предприятия, а максимальная — фактическая стоимость активов.
       Если собственник не проявляет инициативу и не меняет эту расчетную величину в уставе, то она в большинстве госпредприятий будет равна 5000 МРОТ на дату их госрегистрации. Следует отметить пробел в законодательстве: многие ГУПы были зарегистрированы до введения понятия МРОТ, поэтому определить минимальный размер их уставного фонда не представляется возможным.
       Рассмотрим ситуацию: государственная булочная, учрежденная в 1992 году могла иметь уставный фонд равный 45 тыс.

    Энциклопедия решений. Одобрение крупной сделки АО

    (деноминированных) рублей наравне с крупным госпредприятием, учрежденным в том же году. При этом
    активы булочной составляют 1,5 млн. рублей, а завода — 300 млн. руб.
       Сопоставляя размер активов этих госпредприятий понятно, то что для булочной является крупной сделкой, — для завода сопоставимо с оплатой вывоза мусора.
       Если обратиться к нормам действующего Закона, то в нашем примере сделки на сумму более 4,5 тыс. руб. требуют согласования с собственником имущества.
       Это не логично даже для булочной, и тем более не рационально для крупного завода. Следует иметь в виду, что для распространения на сделки режима крупных в госпредприятии принимают два критерия: если собственник госпредприятия существенно увеличит уставный фонд, то будет действовать второй ограничитель — 50 тысяч МРОТ на дату совершения сделки. Любые сделки на сумму более 500 тыс. руб. являются крупными. Таким образом для ФГУПов сделка является крупной, если она подпадает под любое из названных ограничений.

    Предварительное согласие

       В акционерном законодательстве, предусматривается понятие сделок совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности, на которые не распространяется режим крупных. Это сделки, связанные с закупкой сырья, материалов и реализацией готовой продукции.
       Закон «О ГУПах» не содержит такой нормы, и в разряд крупных попадают любые сделки, в том числе вышеперечисленные. Однако существует способ получения предварительного согласия по совершению ГУПом крупных сделок, сделок с заинтересованностью и заимствований на год вперед. Он установлен постановлением Правительства РФ № 228 от 10.04.2002 г., согласно которому унитарное госпредприятие обязано ежегодно утверждать у собственника программу своей деятельности.

    Типовая форма содержит четыре раздела:

     I. Краткая характеристика хода реализации программы деятельности
    предприятия предыдущего года и первого полугодия текущего года;
     II. Мероприятия по развитию;
     III. Бюджет на планируемый период (финансовое обеспечение программы);
     IV. Показатели деятельности предприятия на планируемый период.

        Утвердив программу деятельности, собственник дает согласие на совершение всех содержащихся в ней мероприятий, в том числе связанных с ними крупных сделок, сделок с заинтересованностью и заимствований. Если в течение года заключаются сделки, выходящие за рамки вышеуказанных мероприятий, то требуется их
    дополнительное согласование с собственником имущества. Таким образом те ГУПы, которые имеют утвержденные программы, по существу обладают одобрением сделок на год, в том числе и крупных. Предприятия в которых отсутствует утвержденная программа (а их, по оценке Минимущества РФ в настоящее время около 90 процентов) будут вынуждены согласовывать с собственником все сделки, в том числе и мелкие заимствования.
       Следует отметить, что эта конструкция красива на бумаге, но трудно реализуется на практике. Только около десяти процентов унитарных предприятий утверждают такие программы. На практике их утверждение занимает
    два-три месяца, а в некоторых министерствах — до шести. До момента утверждения, руководитель ГУПа вынужден согласовывать все крупные сделки, сделки с заинтересованностью и заимствования предприятия, возникающие в
    процессе его обычной хозяйственной деятельности.

    Существенные сделки

    Российское законодательство в соответствии с международной практикой регулирует отдельные виды сделок общества, которые могут привести к фундаментальным изменениям в компании, а также повлиять на реализацию прав акционеров.

    A. Крупные сделки

    B. Сделки с заинтересованностью

    C. Сделки по приобретению контроля

    Сделками по приобретению контроля в российском законодательстве являются сделки, в ходе которых лицо или группа аффилированных лиц приобретает пакет более 30% акций, предоставляющих право голоса. Сделки по приобретению контроля в практике называются поглощениями.

    Рынок корпоративного контроля – неотъемлемая черта рыночной экономики. С помощью поглощений перераспределяется контроль над компаниями, смещаются неэффективные менеджеры, при этом извлекается выгода за счет синергетического эффекта объединения различных компаний. Сама угроза поглощения дисциплинирует тех, кто обладает правами контроля. Вообще, нормально функционирующий рынок поглощений является важным компонентом эффективной системы корпоративного управления.

    Регулированию рынка контроля во всем мире уделяется особое внимание, поскольку помимо положительного эффекта смена контроля может ущемлять права акционеров, в особенности миноритарных. Важным вопросом также является поведение членов совета директоров и менеджмента компании в процессе поглощения, т.к. они могут осуществлять действия направленные на защиту собственных интересов, а не интересов акционеров.

    Механизмы защиты от поглощения не должны использоваться для ограждения руководителей компании и членов совета директоров от ответственности. Инвесторы обеспокоены тем, что широкое использование механизмов защиты от поглощений может стать серьезным препятствием для функционирования рынка корпоративного контроля. В некоторых случаях средства защиты от поглощения могут использоваться членами совета директоров и менеджментом компании как способ уйти от контроля акционеров. При внедрении механизмов защиты от поглощения и рассмотрении предложений о поглощении основное внимание должно сосредоточиваться на фидуциарной обязанности членов совета директоров перед акционерами и компанией.

    Новые правила российского законодательства относительно процедуры поглощения вступили в силу с 1 июля 2006 года. Основная цель — предотвращение корпоративных войн.

    Любое лицо, которое намерено приобрести 30 и более процентов голосующих акций открытого акционерного общества (включая привилегированные акции, если им предоставлено право голоса в данный период времени), с учетом уже имеющихся у этого лица и его аффилированных лиц акций (т.е. если лицо владеет 12% акций, а намерено приобрести 20%, то данная процедура на него распространяется), вправе направить в общество добровольное предложение акционерам — владельцам акций соответствующих категорий (типов) о приобретении принадлежащих им акций. В добровольном предложении помимо другой информации, предусмотренной законом, должны быть указаны цена приобретения и количество приобретаемых акций.

    Лицо, которое приобрело более 30% акций, предоставляющих право голоса, с учетом принадлежащих ему и его аффилированным лицам акций, должно сделать обязательное предложение акционерам общества о приобретении у них принадлежащих им акций.

    Цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения

    может определяться тремя способами.

    1. Если акции общества котируются на бирже, то цена не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам торгов  организатора торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в ФСФР (для компаний, акции которых котируются на фондовой бирже, покупатель более 30% должен известить исполнительный орган по рынку ценных бумаг).
    2. Если акции не котируются на бирже или котируются менее шести месяцев, то цена в обязательном предложении не может быть ниже рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции.

      Крупная сделка по 44-ФЗ и отсутствие одобрения

    3. Если в течение шести месяцев до направления обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести ценные бумаги данного общества, то цена в обязательном предложении должна быть не ниже максимальной цены, по которой они приобрели или дали обязательство приобрести ценные бумаги.

    Такое обязательное предложение должно быть сделано при приобретении доли акций открытого общества, превышающей 50% и 75% акций.

    Закон устанавливает обязанность совета директоров общества при получении добровольного или обязательного предложения принять рекомендации акционерам в отношении полученного предложения, которые включают оценку предложенной цены приобретения, оценку планов лица, направившего предложение, в отношении общества и его работников.

    Закон предоставляет возможность любому лицу (в том числе и не являющемуся акционером общества) после поступления в общество добровольного или обязательного предложения направить добровольное конкурирующее предложение о приобретении ценных бумаг. Цена приобретения в конкурирующем предложении не может быть ниже  цены, указанной в направленном ранее добровольном или обязательном предложении.

    Ко всем указанным предложениям должна быть приложена банковская гарантия.

    После получения обществом добровольного или обязательного предложения решения по следующим вопросам принимаются только общим собранием акционеров:

    • увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций
    • ·размещение обществом ценных бумаг, конвертируемых в акции, в том числе опционов;
    • одобрение сделки и нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов, если только такие сделки не совершаются в процессе обычной хозяйственной деятельности и не были совершены до получения обществом добровольного или обязательного предложения;
    • одобрение сделок с заинтересованностью;
    • приобретение обществом акций в случаях, предусмотренных законом;
    • увеличение вознаграждения членам органов управления обществом, установление условий прекращения их полномочий, в том числе установление или увеличение компенсаций, выплачиваемых этим лицам в случае прекращения их полномочий.

    Второй задачей внесения данных изменений в закон, стало регулирование взаимоотношений между основным и миноритарными акционерам, так называемая процедура «выдавливания миноритарных акционеров». Лицо, которое стало в результате реализации добровольного или обязательтного предложений  владельцем более 95% акций общества, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих ему и его аффилированным лицам, обязано выкупить остальные акции этого общества, а также эмиссионные ценные бумаги этого общества, конвертируемые в акции, по требованию их владельцев. Требования владельцев ценных бумаг о выкупе принадлежащим им акций могут быть направлены не позднее чем через шесть месяцев со дня направления им уведомления о праве требовать выкупа.

    Выкуп производится по ценам, определенным по указанным выше правилам. При этом цена не может быть ниже:

    • цены, по которой такие ценные бумаги приобретались на основании добровольного или обязательного предложений, в результате которого лицо стало владельцем более 95% акций;
    • наибольшей цены, по которой лицо или его аффилированные лица приобрели либо обязались приобрести эти ценные бумаги после истечения срока добровольного или обязательного предложения, в результате реализации которого лицо стало владельцем более 95% акций.
    • ·

    Лицо, которое владеет более 95% акций общества вправе выкупить у акционеров остальные акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции. Такое право возникает и него по истечении шести месяцев с момента истечения срока принятия добровольного или обязательного предложений. Если остальные акционеры не изъявили желания продать свои ценные бумаги и не предоставили владельцу более 95% акций своих банковских реквизитов или данных для денежного перевода, акции все равно будут выкуплены, а деньги за них будут перечислены на депозит нотариуса по месту нахождения общества.

    Законодательство также предусматривает санкции за нарушение правил приобретения более 30%  акций открытого акционерного общества. Нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

     Утвержден

        приказом министерства экономики

    и конкурентной политики Нижегородской области

          от 23.05.2016 № 107

    Порядок предварительного согласования совершения государственным бюджетным учреждением крупных сделок

    1. Порядок предварительного согласования совершения государственным бюджетным учреждением крупных сделок (далее — Порядок) разработан на основании пункта 13 статьи 9.2 Федерального закона от  12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и постановления Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2010 года № 848 «О порядке осуществления органами исполнительной власти Нижегородской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Нижегородской области».

    2. Предварительное согласование (отказ в согласовании) совершения государственным бюджетным учреждением, подведомственным министерству экономики и конкурентной политики Нижегородской области (далее — Учреждение), крупных сделок осуществляется министерством экономики и конкурентной политики Нижегородской области (далее — министерство) до совершения Учреждением указанной сделки.

    3. Для целей настоящего Порядка крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться  самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или    передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости  активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бюджетной отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

    Для получения предварительного согласования совершения крупной сделки (далее — сделка) Учреждение в министерство следующие документы:

    а) обращение руководителя или лица, исполняющего его обязанности, Учреждения о предварительном согласовании заключения сделки с указанием предмета сделки, контрагентов, сроков, цены и иных существенных условий сделки, содержащее финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения сделки (содержание сделки, расчеты показателей сделки, информация о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности Учреждения в разрезе производственных и финансовых показателей, особые условия сделки) (далее — обращение);

    б) проект соответствующего договора (контракта), содержащий условия сделки;

    в) расчет цены сделки как критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования.

    Решение о согласовании (об отказе в согласовании) сделки принимается в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления обращения в министерство.

    5.    Учреждение обращается за предварительным согласованием совершения сделки с учетом положений (в том числе сроков) установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    6.  Поступившие документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, направляются на рассмотрение в управление бюджетной политики, государственной службы и правовой работы министерства (далее Управление).

    7.     В случае представления в министерство документов, не соответствующих требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Порядка, указанные документы не рассматриваются, о чем Управление не позднее трех рабочих дней со дня поступления документов в министерство письменно уведомляет Учреждение с указанием имеющихся замечаний и срока их устранения.

    В указанном случае течение установленного пунктом 4 настоящего Порядка срока принятия решения о согласовании (об отказе в согласовании) сделки приостанавливается до дня представления Учреждением недостающих документов в министерство.

    8.  Управление в течение пяти рабочих дней с даты поступления  в Управление документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, направляет их в Комиссию по вопросам реализации министерством экономики и конкурентной политики Нижегородской области функций и   полномочий учредителя в отношении государственных бюджетных учреждений, подведомственных министерству (далее — Комиссия).

    9.  На основании документов, представленных Управлением, Комиссия в течение пяти рабочих дней готовит заключение о возможности (невозможности) согласования совершения Учреждением сделки.

    Одобрение сделки: по закону или по уставу?

    С учетом заключения Комиссии министерством принимается решение о согласовании (об отказе в согласовании) сделки.

    11. Решение об отказе в согласовании сделки принимается министерством в случаях, если Комиссией установлено:

    а) несоответствие представленных Учреждением документов и сведений законодательству Российской Федерации;

    б) недостоверность (неполнота) сведений в представленных Учреждением документах;

    в) совершение сделки приведет к невозможности осуществления Учреждением деятельности, цели, предмет и виды которой определены его уставом.

    12. Проект приказа министерства о согласовании сделки готовит Управление и представляет его для подписания министру экономики и конкурентной политики Нижегородской области.

    13. Заверенная копия приказа министерства о согласовании совершения Учреждением сделки направляется Управлением в адрес  Учреждения не позднее трёх рабочих дней с даты его подписания.

    14. Отказ в предварительном согласовании совершения сделки оформляется письмом министерства в адрес Учреждения.

    15. Учет и хранение документов, связанных с предварительным согласованием совершения Учреждением сделок, осуществляется Управлением.