Косгу 225 расшифровка в 2018

Скачать приказ Минфина №85н от 06.06.2019 (КБК и КВР) в редакции от 12.05.2020

приказ Минфина №209н от 29.11.2017 (ред. от 13.05.2019)

Скачать таблицу соответствия КВР и КОСГУ в 2020 году для бюджетных учреждений

Важные изменения 2020 года

Министерство финансов утвердило последние изменения в сопоставительную таблицу КВР и КОСГУ, которую бюджетники применяют с 1 января 2020 года.

Добавлены следующие увязки в кодификаторы:

Код вида расхода

Классификатор операций СГУ

Новая увязка разрешена, например, для выплат компенсаций стоимости сотовой связи подчиненным.

229 и 299

Условия в части признания затрат по капитальному ремонту и капвложениям.

454 и 455

Применяйте КВР 454 в увязке со статьей 530 «Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов» (п. 13.3 Порядка №209н, п. 48.4.4.4 Порядка №85н).

613, 623, 634, 814

Новое условие применяется к выплатам денежных премий по результатам проводимых смотров-конкурсов.

Кроме того, чиновники уточнили, что при отражении расходов на ФОТ осужденных, трудоустроенных в учреждениях ФСИН РФ допустимо использовать увязку КВР 111 с подстатьей 211. При оплате пособий за первые три дня больничного в пользу указанной группы трудящихся применяют увязку КВР111 и подстатью 266.

Планы на 2021 год

С 01.01.2021 года бюджетникам придется работать по обновленным правилам. Министерство финансов РФ вводит в действие новую таблицу соответствий КВР и КОСГУ. Регламент 2021 года дополнен увязками:

  • КВР 122 и подстатья 296, в части возмещения должностным лицам ущерба, причиненного их имуществу в связи со служебной деятельностью;
  • КВР 730 и подстатья 730, в части бюджетных кредитов, привлеченных от РФ в инвалюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.

Некоторые увязки кодификатора полностью исключили с 01.01.2021 года. Например, КВР 123 и подстатью 212 КОСГУ, КВР 313 и подстатьи 265—266, шифр вида расходов 323 и подстатьи КОСГУ 220, 261 и 300, больше нельзя применять в бюджетном учете.

Единый регламент работы

Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, обязаны вести учет, составлять планы и отчетность по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил по применению специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.

Алгоритм работы в части формирования кодов бюджетной классификации установлен в приказе Минфина России №85н от 06.06.2019 (ред. от 12.05.2020). Нормативом обновлен порядок применения КВР для бюджетных учреждений в 2020 году — бухгалтеры бюджетной сферы обязаны работать по-новому.

Кроме того, законодатели скорректировали правила формирования КОСГУ. Утвержден новый приказ Минфина России №209н от 29.11.2017 (ред. от 13.05.2019). Работать по старым алгоритмам недопустимо.

Бухгалтеру бюджетной сферы следует обратить особое внимание на обловленные регламенты — виды расходов, КОСГУ по приказу 65н с изменениями на 2020 год не актуальны. Необходимо работать по приказам №85н и №209н. Применение в учете устаревших кодов не допускается. В противном случае руководителя привлекут к ответственности.

Понятие КОСГУ

Классификация операций сектора государственного управления — вот что такое КОСГУ в бюджетном учете. Трехзначный шифр — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции. Кодификатор включает в себя группу, статью и подстатью.

С 2016 года коды КОСГУ не применяется получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но применяются в учете и отчетности. В 2020 году требуется применять ее для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в приказе Минфина №162н (в ред. 28.12.2018).

Кодификатор операций сектора госуправления представляет собой следующие группировки:

Доходы

Расходы

Поступление нефинансовых активов (НА)

Выбытие НА

Поступление финансовых активов (ФА)

Выбытие ФА

Увеличение обязательств

Уменьшение обязательств

Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялась КОСГУ, с 2015 года в части затрат код заменен на код видов расходов. Важно четко понимать, в чем разница КБК и КОСГУ. Код бюджетной классификации представляет собой 20 символов, он определяет содержание операции. Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета и т. д.

Иное дело, кодификатор операций сектора госуправления. Что такое КОСГУ в бухгалтерии — это всего три цифры. Шифр используется для дополнительной детализации операций бюджетного учета.

Расшифровка КВР

Определим, как звучит расшифровка, что такое КВР в бюджете — это код вида расходов. Но по сути, это часть классификации КБК, следовательно, часть бухгалтерского счета. Он включает группу, подгруппу и элемент видов расходов.

Структура КВР — это три числа с 18 по 20 разряд в структуре КБК расходов бюджетов. КВР представлен следующими группами:

  • затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • социальное обеспечение и иные выплаты населению;
  • капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • межбюджетные трансферты;
  • предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • иные ассигнования.

Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ. Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.

Особые случаи при применении КОСГУ и КВР в 2020 году

Отражение в 2020 году некоторых расходов по КОСГУ в учете изменилось. 21.10.2019 Минфин скорректировал правила применения кодификаторов. На этот раз исключили всего одну увязку, которая предназначена для расчетов с военнослужащими. Речь идет о КВР 133 и подстатье 262 КОСГУ в части выплат пособий по уходу за ребенком.

Ранее законодатели ввели совершенно новые коды, например, для отражения поступлений. Дополнительно были изменены названия старых кодировок и расширены значения действующих.

Так, например, введен новый шифр ОСГУ 266, на который следует относить социальные пособия и компенсации, предоставленные персоналу государственного (муниципального) учреждения в денежной форме. Что входит в состав социальных пособий? На КОСГУ 266 относите пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни. То есть пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя. На код относите ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет (в размере 50 рублей). Все категории выплат и компенсаций закреплены в ст. 10.6.6 гл. 2 приказа №209н.

Чиновники из Министерства финансов довели до пользователей отдельное письмо №02-05-10/45153 от 29.06.2018, в котором отражены методические рекомендации по применению новых КОСГУ.

На практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации. Для этого случая бюджетная классификация КВР предусматривает особый порядок. В 34—36 разрядах ставится 0, если эти траты подлежат отражению по нескольким КВР.

Таблица соответствия

Поскольку код вида расходов — более укрупненная группировка, чем кодификатор операций сектора госуправления, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия. Сопоставление КВР и КОСГУ бюджетных учреждений и организаций государственного сектора представлено таблицей. Документ содержит последние изменения, которые следует применять в 2020 году.

Вид расходов

КОСГУ

Примечания

Код

Наименование

Код

Наименование

100 Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами

110 Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений

Фонд оплаты труда учреждений

Заработная плата

В том числе в части расходов на оплату труда осужденных, трудоустроенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме

В том числе в части оплаты пособий за первые три дня временной нетрудоспособности осужденных, трудоустроенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда

Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

Услуги связи

В части компенсации работникам стоимости сотовой связи

Транспортные услуги

Прочие работы, услуги

В части компенсации расходов на проезд и проживание в жилых помещениях спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия

Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме

Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме

Ответственность за нарушение

Стоит отдельно обозначить уровень ответственности, которая предусмотрена за нарушение бюджетного законодательства. По сути, уровень наказания за неверное отражение КВР и КОСГУ в бухгалтерском учете учреждений напрямую зависит от их типа.

К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность по ст. 15.14 КоАП.

С бюджетными учреждениями дела обстоят иначе. В соглашении на доведение субсидии на выполнение государственного или муниципального задания КВР не указывается. Следовательно, бюджетник определяет кодировки самостоятельно. И привлечь госучреждение за нецелевое использование при неверном выборе кодификатора видов расходов нельзя. Но неверный код отражен в отчетности — а это уже нарушение правил ведения бухучета (ст. 15.11 КоАП) и составления отчетности (ст. 15.16.6 КоАП).

О центре » О статье вида расходов Классификации расходов федерального бюджета, используемой при оплате услуг по заправке картриджей.

Список всех вопросов и ответов

На какой вид расходов (КВР) относить расходы по заправке картриджей (КОСГУ 225) , если в формах бюджетных проектировок, сданных в Рослесхоз в конце 2011 года, по КВР 242 расходы КОСГУ 225 не предусмотрены. Заранее благодарна за ответ, Зинаида

Уважаемая Зинаида!

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2011 года № 180н, а также на основании дополнительных разъяснений особенностей отнесения расходов федерального бюджета к виду расходов 242, изложенных в письме Минфина России от 31 января 2012 года № 02-05-10/328, в состав расходов федерального бюджета на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, подлежащих отражению по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», входят как приобретение оргтехники, так и эксплуатационные расходы, связанные с ее работой.

По нашему мнению, расходы по заправке картриджей являются расходами, связанными с эксплуатацией оргтехники.

Согласно Методическим рекомендациям по применению классификации операций сектора государственного управления, доведенных письмом Минфина России от 05.02.2010 года № 02-05-10/383, заправка картриджей относится к подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»

Таким образом, расходы на заправку картриджей для оргтехники подлежат отражению по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» классификации расходов бюджетов и подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Тот факт, что в формах бюджетных проектировок по виду расходов 242 не предусмотрены расходы по подстатье КОСГУ 225, по нашему мнению, абсолютно объясним.

Дело в том, что классификация расходов федерального бюджета по кодам видов расходов начала применяться впервые с момента формирования бюджетных проектировок на 2012 год.

При этом она вызывала много вопросов и неоднозначных толкований.

В связи с этим Минфином России были даны дополнительные разъяснения в письме от 31 января 2012 года № 02-05-10/328, то есть после того, когда Вами были уже сданы бюджетные проектировки в Федеральное агентство лесного хозяйства.

Согласно установленному правилу Вы имеете право внести в них соответствующие корректировки, поставив об этом в известность Рослесхоз.

Ранее бухгалтеры автономных учреждений использовали КОСГУ для внутренней аналитики, обязанности вести ее не было. Однако Минфин РФ своим приказом от 16.11.2016 № 209н распространил действие Инструкции, утвержденной Минфином РФ от 01.12.2010 года № 157н (далее — Инструкция № 157н), на все типы учреждений бюджетной сферы.

Применение нового КОСГУ

Финансовое ведомство старается сделать для каждого кода максимально подробный перечень услуг и работ. Программы, автоматизирующие бухгалтерский учет, тщательно контролируют хозяйственные операции. Однако у бухгалтеров часто возникают вопросы, как применять Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания № 65н). И не зря. Неправильное применение классификации проверяющие расценят как использование средств не по назначению, даже если речь идет о кодах, которые отличаются только одним знаком третьего разряда, как в случае с подстатьями 226 «Прочие расходы и услуги» и 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (далее — 226 КОСГУ и 225 КОСГУ). За это нарушение на главного бухгалтера может быть наложен штраф.

В свою защиту экономисты и бухгалтеры приводят п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23. Он допускает ситуации, когда расходы могут быть отнесены как к одной статье КОСГУ, так и к другой. В этом случае решение бухгалтера не признается нарушением, ему не может быть вменено нецелевое использование бюджетных средств. Но применить мнение ВАС РФ к ситуации, когда вместо 225 КОСГУ использован 226 КОСГУ практически невозможно из-за подробной детализации статей. Как показывает практика, проблемы возникают, если бухгалтер не вникает до конца в суть учитываемых хозяйственных операций.

Рассмотрим несколько наиболее типичных случаев, в которых бухгалтеры бюджетной сферы задаются вопросом: 225 или 226?

Аттестация и экспертиза рабочих мест

Аттестация рабочих мест по условиям труда — мероприятие обязательное, подкрепленное требованиями законодательства. Она должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Чаще всего для аттестации рабочих мест учреждения привлекают сторонние организации.

Рабочие места относятся к имущественному комплексу. Указания № 65н требуют относить расходы на содержание и обслуживание нефинансовых активов, к которым относятся и здания, на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Справедливо было бы отнести к ней и аттестацию рабочих мест по условиям труда: она необходима, чтобы соблюсти нормативные предписания по эксплуатации (содержанию) имущества.

Но в Указаниях № 65н по данной статье нет подобных работ и услуг. В то же время расходы, которые не упомянуты в подстатьях 221–225 КОСГУ, должны относиться на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

Ранее бухгалтеры причисляли расходы на аттестацию рабочих мест к финансовому обеспечению мер, предупреждающих производственный травматизм и профессиональные заболевания работников, за счет средств страховых взносов, т.е. распределяли на 213 КОСГУ. Но Приказ Минфина РФ от 29.12.2016 № 246н данный пункт исключил, поэтому отнести эти суммы на КОСГУ 213 сейчас нельзя.

Аттестация рабочих мест — это комплекс мероприятий и процедур, он гораздо шире, чем просто эксплуатация (содержание) имущества. Поэтому здесь однозначно стоит выбрать 226 КОСГУ.

Аттестация оборудования

Похожий вопрос возникает если речь идет о расходах на аттестацию непосредственно оборудования, которые стоит на балансе организации.

Ответ кроется в сути оказываемых услуг, в назначении затраченных средств. Если аттестация оборудования — это необходимое условие его эксплуатации (определенный перечень работ, проводимых с установленной периодичностью), то расходы на оплату соответствующего договора следует относить на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Если же учреждение проводит аттестацию оборудования, чтобы выявить необходимость проведения его ремонта, определить ресурс работоспособности и т.п., то расходы на оплату соответствующего договора следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

Аналогичное правило применяется для расходов на экспертизу нефинансовых активов, подлежащих списанию. Собственные сотрудники не всегда обладают достаточной квалификацией, и учреждения частенько прибегают к услугам специализированных организаций. На первый взгляд, такая услуга никак не связана с содержанием и эксплуатацией имущества, поэтому может быть отнесена на КОСГУ 226. Однако в Указаниях № 65н есть уточнение: поскольку цель экспертизы — определить, можно ли и дальше эксплуатировать объект, то следует применять статью 225.

Установка и ремонт окон

В Указаниях № 65н подробно расписаны правила отнесения расходов, связанных с монтажом и ремонтом окон, однако именно в этой ситуации бухгалтеры часто допускают ошибки. Формулировки в договоре могут указывать на разные статьи (подстатьи) КОСГУ, от того, как вы составите договор будет зависеть разнесение расходов по статьям (подстатьям).

Учреждение может заключить договор с подрядчиком на ряд ремонтных работ. Их перечень может включать в себя не только установку окон, но и мероприятия, которые изменят нормативные показатели здания: площадь полезного использования, эффективность использования, срок эксплуатации и пр. Это может быть достройка, реконструкция, дооборудование строения. Эти расходы ложатся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и могут включать, в частности, замену окон. Ремонтные работы — это, прежде всего, восстановление или поддержание эксплуатационных показателей объектов основных средств, в частности зданий и сооружений.

Замена окон в уже эксплуатировавшем здании тоже соответствует таким критериям и может быть оплачена за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. При этом в предмете договора и в первичных документах, которые будет оформлять подрядная организация, желательно использовать формулировку «ремонтные работы».

Если вы все же применили в договоре (контракте) формулировку «установка окон» и списали расходы на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, вы рискуете получить возражения от контролирующих органов.

Стрижка и спил деревьев

Затраты на уход за деревьями можно определить к какой-либо статье КОСГУ после того, как определено, являются ли они частью имущества организации. Если деревья растут на земле учреждения, они однозначно относятся к имуществу.

Приведение территории в соответствие с требованиями экологического законодательства, санитарно-гигиенических, противопожарных нормативов (ст. 42 Земельного кодекса РФ) — это одна из обязанностей землепользователей. Поэтому учреждения регулярно тратят определенные средства, например, на стрижку деревьев, оформление кустов и пр. Эти расходы — на подстатью 225 КОСГУ.

Обратите внимание: расходы на дезинсекцию от насекомых следует причислить к той же 225 КОГСУ как комплекс мер, направленных на сохранение имущества. А вот расходы на акарицидную обработку от клещей лягут на КОСГУ 226, т.к. это санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия на объектах заказчика (Письмо Минфина РФ от 01.08.2012 № 02-05-11/2999)

Отдельный вопрос связан с применением Указаний № 65н, если учреждение получило предписание на спил опасных, аварийных деревьев на своем земельном участке. Это зависит от того, имеет ли учреждение право на постоянное пользование этой землей. Если да, то отнесите расходы на 225 КОСГУ, в ином случае на 226 КОСГУ. Тем же правилом можно руководствоваться, чтобы учесть затраты на корчевание пней.

А если вы планируете использовать спиленные стволы и ветви в котельной, то оплата подрядчику за распиловку, колку и укладку дров пройдет по 226 статье «Прочие работы, услуги».

С. Валова

Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение» № 3/2016

Среди основных принципов законодательства о физической культуре и спорте, закрепленных в п. 6 ст. 3 Федерального закона № 329-ФЗ, назван принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий. В статье мы рассмотрим отражение расходов, связанных с техническим оснащением стадионов для обеспечения общественной безопасности.

Организаторы физкультурных и (или) спортивных мероприятий обязаны обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность. Кроме того, в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р, одной из важных названа задача по созданию системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта. Добавим, что данному вопросу посвящена отдельная глава указанной стратегии (гл. IX).

Отметим, что обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта относится к полномочиям РФ (п. 19 ст. 6 Федерального закона № 329-ФЗ). В этих целях Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 353 утверждены Правила обеспечения безопасности при проведении официальных соревнований (далее – Правила № 353).

Требования к обеспечению безопасности места проведения соревнований

Такие требования регламентированы разд. II Правил № 353. В силу п. 5 данных правил места проведения соревнований должны иметь соответствующую инфраструктуру и техническое оснащение, необходимые для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований.

Требования к техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности утверждены Приказом МВД РФ от 17.11.2015 № 1092 (далее – Требования № 1092).

В соответствии с п. 6 Правил № 353 инфраструктура мест проведения соревнований включает в себя следующие объекты, предназначенные для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований:

1) помещение для работы организатора соревнования или координационного органа либо место, специально подготовленное согласно Требованиям № 1092;

2) помещения для работы сотрудников органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел либо места, специально подготовленные на основании Требований № 1092;

3) помещение для хранения предметов, запрещенных для проноса, либо место, специально подготовленное в соответствии с Требованиями № 1092;

4) парковочные места для транспортных средств, в том числе автомобилей и специальной техники оперативных служб, а также транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения;

5) медицинский пункт;

6) санитарные узлы;

7) зоны (контрольно-пропускные пункты) для осмотра входящих граждан и въезжающего транспорта с применением технических средств.

Дополнительно отметим, что согласно п. 8 Правил № 353 объекты спорта в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований помимо указанного в п. 6 правил должны быть оборудованы или снабжены:

  • информационными табло и (или) стендами;
  • системой контроля и управления доступом;
  • системой охранной телевизионной;
  • системой охранной и тревожной сигнализации;
  • системой охранного освещения;
  • системой экстренной связи;
  • системой видеонаблюдения, позволяющей осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения соревнований, с выводом в помещение, предназначенное для работы организатора соревнований или координационного органа, с возможностью хранения информации не менее одного месяца. Данное требование применяется только при проведении соревнований по таким видам спорта, как баскетбол, волейбол, регби, футбол и хоккей, по спортивным единоборствам.

Требования, предусмотренные п. 6, 8 Правил № 353, распространяются на соревнования, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов РФ (п. 10 Правил № 353).

В соответствии с п. 2 ст. 37 Федерального закона № 329-ФЗ объекты спорта могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или физических лиц. Однако вне зависимости от того, в чьей собственности находится объект спорта, на собственника объекта спорта возлагаются обязанности по обеспечению (п. 10 ст. 37 Федерального закона № 329-ФЗ):

  • надлежащего содержания инфраструктуры объектов спорта, систем видеонаблюдения, позволяющих идентифицировать физических лиц во время их нахождения в местах проведения официальных спортивных соревнований, и технического оборудования в соответствии с правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований;
  • беспрепятственного въезда в места проведения официальных спортивных соревнований транспортных средств, в том числе автомобилей оперативных служб;
  • эвакуации зрителей и участников официальных спортивных соревнований из мест их проведения в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации.

Кроме того, согласно п. 17 ст. 20 Федерального закона № 329-ФЗ собственники объектов спорта должны выполнять обязанности, установленные правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.

Отражение расходов на обеспечение безопасности объектов спорта

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), расходы на обеспечение безопасности объектов спорта и мест проведения спортивных мероприятий относятся на статьи КОСГУ в зависимости от их экономического содержания с увязкой вида произведенных расходов.

Виды расходов детализируются направлениями финансового обес­печения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов) приведен в приложении 3 к Указаниям № 65н. Так, в соответствии с данным приложением общий код вида расходов 200 «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд» включает в себя следующие виды расходов:

  • 210 «Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках оборонного заказа»;
  • 220 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»;
  • 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

В свою очередь, код вида расходов 240 детализирован пятью видами расходов:

  • 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»;
  • 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информацион-
  • но-коммуникационных технологий»;
  • 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»;
  • 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;
  • 245 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа».

Увязка кодов видов расходов и кодов КОСГУ приведена в приложении 5.1 к Указаниям № 65н.

Отражение операций, связанных с приобретением специального оборудования, и отдельных видов расходов осуществляется в общепринятом порядке, установленном инструкциями № 157н, 162н, 174н, 183н.

Поскольку перечень расходов на обеспечение общественной безопасности объекта спорта обширен, мы не можем рассмотреть его полностью в рамках одной статьи, поэтому разберем порядок отражения расходов, связанных с приобретением и установкой системы видеонаблюдения.

Для наглядности приведем следующий пример.

Бюджетное учреждение спорта заключило договор на поставку и установку системы видеонаблюдения. Стоимость оборудования, предназначенного для установки, составила 55 000 руб., а стоимость работ по его монтажу – 7 000 руб. Оплата произведена за счет средств целевой субсидии с лицевого счета учреждения, открытого в ОФК. Смонтированная система принята к учету в составе иного движимого имущества учреждения.

В целях правильной квалификации объекта учета следует четко представлять, что такое процесс видеонаблюдения и какая аппаратура необходима для его осуществления.

Видеонаблюдение – это процесс визуального контроля (наблюдения) за объектом и происходящими на его территории событиями при помощи специализированного оборудования, объединенного в соответствующую систему. Под объектом видеонаблюдения понимается контролируемая системой видеонаблюдения территория, в том числе помещения зданий и сооружений, прилегающая территория и др.

Система видеонаблюдения – это программно-аппаратный комплекс (видеокамеры, объективы, мониторы, регистраторы и другое оборудование), предназначенный для организации видеоконтроля на локальных и на территориально-распределенных объектах.

Таким образом, от размеров просматриваемой территории и помещений (зданий, сооружений) зависит количество приобретаемого оборудования.

Система видеонаблюдения – сложный технический объект, она предназначена для использования в деятельности учреждения достаточно длительное время, поэтому в силу п. 38 Инструкции № 157н, если нефинансовый актив будет использоваться в учреждении более 12 месяцев, его следует принимать к учету как объект основных средств. Однако приобретенное для системы видеонаблюдения оборудование, требующее монтажа, подлежит учету в составе материальных запасов (п. 99 Инструкции № 157н). Соответственно, руководствуясь Указаниями № 65н, расходы на оплату договора, предметом которого является приобретение элементов системы видеонаблюдения или составных ее частей, нужно отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обес­печения государственных (муниципальных) нужд», статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Далее отметим: объекты системы видеонаблюдения (система видеонаблюдения) принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной (фактической) стоимости. Согласно п. 23 Инструкции № 157н первоначальная стоимость состоит из суммы фактических вложений на приобретение, сооружение или изготовление объектов основных средств с учетом суммы НДС, если учреждение не осуществляет деятельность, облагаемую данным налогом.

Таким образом, первоначальная стоимость системы видеонаблюдения будет включать в себя расходы, связанные с ее установкой в здании бюджетного учреждения или на его территории. В соответствии с Указаниями № 65н расходы государственных учреждений на оплату договоров по установке единых функциональных систем (включая приведение их в состояние, пригодное для эксплуатации) следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Обращаем внимание читателей, что согласно пп. 3 п. 3 ст. 3 Закона РФ № 2487-1 охрана объектов и (или) имущества на них с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны производится организациями, имеющими лицензию на охранную деятельность. Об этом сказано, в частности, в Письме Минэкономразвития РФ от 26.04.2010 № Д05-1223.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступило оборудование системы видеонаблюдения

5 105 34 340

5 302 34 730

55 000

Выполнены работы по монтажу оборудования

5 106 31 000

5 105 34 440

5 302 26 730

55 000

7 000

Произведена оплата с лицевого счета:

стоимости оборудования

5 302 34 830

5 201 11 610

55 000

стоимости работ по монтажу

5 302 26 830

5 201 11 610

7 000

Списаны суммы вложений в ОС, произведенных за счет средств целевой субсидии

5 304 06 830

5 106 31 340

62 000

Приняты к учету вложения в ОС, произведенные за счет средств целевой субсидии, по коду вида деятельности 4

4 106 31 310

4 304 06 730

62 000

Принята к учету система видеонаблюдения по сформированной первоначальной стоимости

4 101 34 310

4 106 31 310

62 000

Изменим условия примера 1. Предположим, что расходы произведены за счет средств, полученных от платных услуг.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступило оборудование системы видеонаблюдения

2 105 34 340

2 302 34 730

55 000

Выполнены работы по монтажу оборудования

2 106 31 310

2 105 34 440

2 302 26 730

55 000

7 000

Произведена оплата с лицевого счета:

стоимости оборудования

2 302 31 830

2 201 11 610

55 000

стоимости работ по монтажу

2 302 26 830

2 201 11 610

7 000

Принята к учету система видеонаблюдения по сформированной первоначальной стоимости

2 101 34 310

2 106 31 310

62 000

Особенности учета системы контроля доступа на объект

В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на объект учета – систему контроля доступа на объект (например, на стадион). Данная система, как правило, представляет собой совокупность программно-технических средств, с помощью которых решается задача по контролю и управлению посещением объекта, по оперативному контролю персонала и времени его нахождения на территории объекта. Система контроля доступа включает в себя такие технические средства, как преграждающие устройства, устанавливаемые на проездах или проходах (турникеты, ворота, шлагбаумы и т. д.), идентификатор, контроллер, считыватель, иное вспомогательное оборудование. Все они, аналогично другим охранным системам, относятся к объектам основных средств. При этом данная система контроля доступа на объект по описанию подпадает под понятие комплекса конструктивно-сочлененных предметов. Например, пульт для управления автоматическим шлагбаумом может использоваться только вместе со шлагбаумом, соответственно, является его составной частью.

Под комплексом конструктивно-сочлененных предметов подразумевается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 41 Инструкции № 157н).

Напомним, что единица учета основных средств – инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.

В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей – основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Если комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный комплекс учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов» (ОКОФ), утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.

Во введении к ОКОФ говорится, что к подразделу «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, назначение которых – создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Таким образом, система контроля доступа на объект, включающая шлагбаум и необходимое для его работы оборудование, может учитываться как единый инвентарный объект в виде сооружения по коду 12 2811000 «Сооружения – металлические конструкции». Возможен и учет данной системы как прочих основных средств по коду 19 0009000 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках».

Бюджетное учреждение спорта заключило договор об установке автоматического шлагбаума. Согласно условиям договора доставка всего необходимого оборудования и его установка осуществляются силами одного подрядчика. Общая стоимость работ составляет 250 000 руб. Подрядчику выплачен аванс в размере 50% общей стоимости выполняемых работ. Оплата расходов произведена за счет субсидии, выделенной учреждению спорта на выполнение государственного задания. Поскольку в договоре срок полезного использования оборудования обозначен как для единого объекта, в бухгалтерском учете шлагбаум учитывается как единый инвентарный объект (сооружение).

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Вопрос:

Разъясните:

– правомерно ли спортивная школа, являющаяся бюджетным учреждением, предоставляет имущество в прокат, если оно ранее было приобретено за счет бюджетных средств;
– как следует отражать в бухгалтерском учете операции, связанные с предоставлением услуг проката инвентаря;
– возникает ли обязанность уплаты ЕНВД.

Ответ:

Правовые основы предоставления имущества в прокат

На основании ст. 626 – 631 ГК РФ прокат является разновидностью краткосрочной аренды. Так, в частности, ст. 626 ГК РФ определено, что по договору проката арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату движимое имущество во временное владение и пользование. Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства.

Договор проката заключается на срок до одного года (п. 1 ст. 627 ГК РФ). При этом не исключено пользование имуществом в течение недели, дня, часа.

Рассматривая вопрос о правомерности осуществления деятельности по прокату спортивной школой, отметим следующее. Де­ятельность всех бюджетных учреждений регулируется нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее –Федеральный закон № 7-ФЗ). В силу п. 3 ст. 14 указанного закона деятельность некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с целями и задачами, для которых они созданы и которые закреплены в их учредительных документах, в частности в уставе.

Устав бюджетного учреждения наряду с указанием его наименования, типа и сведений о собственнике имущества должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые такое учреждение вправе осуществлять.

Отметим, что согласно ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не относящиеся к основным, при условии их указания в его учредительных документах.

Таким образом, если в уставе бюджетного учреждения физической культуры и спорта закреплен вид деятельности – сдача движимого имущества в прокат, то оно вправе ее осуществлять.

Однако следует обратить внимание на п. 6 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ. В соответствии с нормами, изложенными в нем, в случае сдачи в аренду (а прокат является разновидностью аренды) с согласия учредителя недвижимого, особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение в виде субсидий на содержание данного имущества учредителем не осуществляется.

Следовательно, если спортинвентарь был приобретен ранее за счет бюджетных средств, то в случае его сдачи в прокат денежные средства из бюджета на его содержание могут не предоставляться.

Отражение в учете операций, связанных с прокатом имущества

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы, полученные автономным учреждением от сдачи недвижимого имущества в аренду, относятся настатью 120 «Доходы от собственности» КОСГУ.

Учет расчетов с физическими лицами по операциям, связанным с прокатом имущества, осуществляется бюджетным учреждением на счете 2 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности» (п. 21 Инструкции № 157н). В свою очередь, начисление доходов отражается по кредитусчета 2 401 10 120 «Доходы от собственности» (п. 150 Инструкции № 174н).

Аналитический учет расчетов по доходам ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) или в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) в разрезе видов доходов по плательщикам (п. 200 Инструкции № 157н).

Рассмотрим пример по отражению операций, связанных с прокатом.

Пример.

Спортивная школа оказывает платные услуги по прокату спортивного инвентаря – туристических палаток и байдарок для гребли. Согласно прайс-листу по сдаче имущества в прокат оплата проката почасовая, производится наличными денежными средствами в кассу учреждения. За май 2014 года доход от проката указанного имущества составил 60 000 руб. Учреждение освобождено от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен доход от проката спортивного инвентаря

2 205 20 560

2 401 10 120

60 000

Поступила прокатная плата в кассу учреждения

2 201 34 510

2 205 20 660

60 000

Поступившие в кассу денежные средства внесены на лицевой счет

2 210 03 560
2 201 11 510

2 201 34 610
2 210 03 660

60 000

Применение специального налогового режима в виде ЕНВД

В силу пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с ОК 002-93 «Общероссийский классификатор услуг населению» (далее – ОКУН).

Исходя из ст. 346.27 НК РФ бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные ОКУН, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

Согласно ОКУН к бытовым услугам, в частности, отнесены услуги по прокату:

Таким образом, если на территории, где расположено учреждение спорта, применяется специальный налоговый режим в виде ЕНВД, то в отношении деятельности по прокату спортивного имущества может быть применена система налогообложения в виде ЕНВД в соответствии с гл. 26.3 НК РФ, в случае если численность организации не превышает 100 человек.

Организации переходят на уплату ЕНВД добровольно на основании направления в налоговый орган в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения заявления о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога (п. 1, 3 ст. 346.28 НК РФ).

В дополнение добавим, что в соответствии с п. 10 ст. 346.29 НК РФ если постановка организации на учет в налоговом органе в качестве плательщика единого налога произведена не с первого дня календарного месяца, размер вмененного дохода за данный месяц рассчитывается исходя из фактического количества дней осуществления организацией предпринимательской деятельности по следующей формуле:

ВД = (БД х ФП х КД1) / КД, где:

– ВД – сумма вмененного дохода за месяц;
– БД – базовая доходность, скорректированная на коэффициенты К1 и К2;
– ФП – величина физического показателя;
– КД – количество календарных дней в месяце;
– КД1 – фактическое количество дней ведения предпринимательской деятельности в месяце в качестве плательщика единого налога.

Таким образом обеспечивается учет фактического количества дней осуществления организацией предпринимательской деятельности в месяце в качестве плательщика ЕНВД.

Для справки: коэффициент-дефлятор К1 на 2014 год утвержден ПриказомМинэкономразвития РФ от 07.11.2013 № 652 и составляет 1,672.