Конвенция по вопросам гражданского процесса

Конвенция по вопросам гражданского процесса

КОНВЕНЦИЯ
ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА*

I. Вручение судебных и внесудебных документов

Вручение документов по гражданским или торговым делам лицам, находящимся за границей, производится в Договаривающихся государствах по просьбе консула запрашивающего государства, направляемой властям, которые будут указаны запрашиваемым государством. Просьба с указанием властей, от которых исходит передаваемый документ, имен и качества сторон, адреса получателя, характера документа, о котором идет речь, должна быть изложена на языке запрашиваемых властей. Эти власти направляют консулу подтверждение вручения документа или объяснения причин, по которым оно не могло состояться.
Все затруднения, возникающие в связи с такой просьбой консула, разрешаются дипломатическим путем.
Каждое Договаривающееся государство может заявить в уведомлении другим Договаривающимся государствам, что оно желает, чтобы просьба о вручении документов, содержащих данные, указанные в первом абзаце, передавались ему дипломатическим путем.
Ничто в предыдущих положениях не препятствует тому, чтобы два Договаривающихся государства согласились разрешить непосредственные сношения между их соответствующими властями.

Статья 2

Вручение документов производится при посредстве властей, компетентных по законодательству запрашиваемого государства. Эти власти могут, за исключением случаев, предусмотренных в статье 3, ограничиться вручением документа путем передачи его адресату, если последний примет его добровольно.

Статья 3

К просьбе прилагается копия документа, подлежащего вручению, в двух экземплярах.
Если документ, подлежащий вручению, составлен на языке запрашиваемых властей, или на языке, о котором достигнута договоренность между двумя заинтересованными государствами, или если к этому документу прилагается его перевод на один из вышеуказанных языков, запрашиваемые власти, в случае если в просьбе будет выражено о том пожелание, могут вручить означенный документ в порядке, установленном его внутренним законодательством для такого рода случаев, или в особом порядке, если он не противоречит этому законодательству. Если такого пожелания выражено не было, запрошенные власти вручат документ в порядке, предусмотренном статьей 2.
При отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, точность перевода, о котором упоминается в предшествующем абзаце, должна быть удостоверена дипломатическим или консульским представителем запрашивающего государства или присяжным переводчиком запрашиваемого государства.

Статья 4

Во вручении судебного документа, предусмотренного в статьях 1, 2 и 3, может быть отказано только в том случае, если государство, на территории которого производится вручение, находит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Статья 5

Подтверждение вручения имеет место или в виде удостоверенной расписки адресата с указанием даты или в виде свидетельства властей запрашиваемого государства, в котором констатируется факт вручения и указывается способ и дата вручения.
Расписка или свидетельство оформляется на одной из копий документа или в виде приложения.

Статья 6

Положения предыдущих статей не исключают:

1) возможности пересылать документы почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей;

2) возможности вручения заинтересованными лицами этих документов непосредственно через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц государства, где вручение документа производится;

3) возможности вручения каждым государством документов, предназначаемых для лиц, находящихся за границей, непосредственно через своих дипломатических или консульских агентов.
Каждый из этих способов вручения может применяться только в том случае, если это допускается соглашениями, заключенными заинтересованными государствами, или, при отсутствии соглашения, если не имеется препятствий со стороны государства, на территории которого вручение производится. Это государства не может препятствовать вручению, если в случаях, предусмотренных пунктом 3 первого абзаца настоящей статьи, документ должен быть вручен не в принудительном порядке гражданину запрашивающего государства.

Статья 7

Вручение судебных документов не может служить поводом для взыскания каких бы то ни было сборов или издержек.
Однако при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, запрашиваемое государство имеет право требовать от запрашивающего государства возмещения расходов, возникших в связи с участием должностного лица или применением особого порядка в случаях, указанных в статье 3.

II. Судебные поручения

Судебные власти одного из Договаривающихся государств могут, в соответствии с положениями своего законодательства, обращаться по гражданским или торговым делам к компетентным властям другого Договаривающего государства с судебным поручением, которое заключало бы просьбу произвести, в пределах его компетенции, допрос либо другие процессуальные действия.

Статья 9

Судебные поручения передаются консулом запрашивающего государства властям, указанным запрашиваемым государством. Эти власти направляют консулу документ, удостоверяющий исполнение судебного поручения или объясняющий причины, по которым исполнение его не могло состояться.
Все затруднения, которые могли бы возникнуть при такой передаче, разрешаются дипломатическим путем.
Каждое Договаривающееся государство может заявить, уведомив другие Договаривающиеся государства, что оно желает, чтобы судебные поручения, подлежащие исполнению на его территории, передавались ему дипломатическим путем.
Ничто в предыдущих положениях не препятствует тому, чтобы два Договаривающихся государства согласились разрешить непосредственные сношения между их соответствующими властями при передаче судебных поручений.

Статья 10

При отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, судебное поручение составляется либо на языке запрашиваемых властей, или на языке, о котором достигнута договоренность между двумя заинтересованными государствами, либо к нему должен быть приложен перевод на один из указанных языков, засвидетельствованный дипломатическим или консульским представителем запрашивающего государства или присяжным переводчиком запрашиваемого государства.

Статья 11

Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, какие допускаются при исполнении поручений властей запрашиваемого государства или ходатайств заинтересованных сторон. Принятие мер принуждения не является обязательным в тех случаях, когда речь идет о явке сторон в суд.
Запрашивающий орган власти должен быть извещен, если он того пожелает, о времени и месте исполнения судебного поручения для того, чтобы заинтересованная сторона имела возможность присутствовать при этом.
В исполнении судебного поручения может быть отказано лишь в случае:

1) если подлинность документа не установлена;

2) если в запрашиваемом государстве исполнение судебного поручения не входит в круг ведения судебной власти;

3) если государство, на территории которого исполнение должно было бы состояться, находит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Статья 12

В случае, если запрашиваемый орган власти будет некомпетентен по делу, судебное поручение автоматически направляется компетентному органу судебной власти того же государства в соответствии с правилами, установленными его законодательством.

Статья 13

Во всех случаях, когда судебное поручение не будет исполнено запрашиваемым органом власти, последний незамедлительно известит об этом запрашивающий орган власти с указанием в том, что касается статьи 11, причин, по которым было отказано в исполнении судебного поручения, и в том, что касается статьи 12, орган власти, которому передано судебное поручение.

Статья 14

Орган судебной власти, исполняющий судебное поручение, применяет в том, что касается подлежащих соблюдению формальностей, законодательство своей страны.
Однако в случае, если запрашивающий компетентный орган власти просит о соблюдении особой формы, такая просьба удовлетворяется при условии, что указанная форма не противоречит законодательству запрашиваемого государства.

Статья 15

Положения предыдущих статей не затрагивают права каждого государства осуществлять исполнение судебных поручений непосредственно через своих дипломатических или консульских представителей, если это допускается по соглашениям между заинтересованными государствами или если против этого не возражает государство, на территории которого должно исполняться судебное поручение.

Статья 16

Исполнение судебного поручения не должно давать повода для взыскания каких бы то ни было сборов или издержек.
Однако при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, запрошенное государство имеет право требовать от запрашивающего государства возмещения сумм, уплаченных свидетелям или экспертам, а также судебных издержек, связанных с применением принудительных мер по указанию судебного исполнителя, если свидетели не явятся в суд добровольно, а также издержек, могущих возникнуть в связи с применением второго абзаца статьи 14.

III. Залог «IUDICATUM»

От граждан одного из Договаривающихся государств, имеющих место жительства в одном из этих государств и выступающих в судах другого из этих государств в качестве истцов или третьих лиц, не может быть потребовано никакого залога или обеспечения в какой бы то ни было форме на основании того, что они являются иностранцами или не имеют постоянного или временного места жительства в данной стране.
Это же правило применяется в отношении любых платежей, которые могли бы быть потребованы от иностранцев или третьих лиц в обеспечение судебных издержек.
Все конвенции, в которых Договаривающиеся государства могли бы обусловить освобождение своих граждан от cautio judicatum solvi или от уплаты судебных издержек, независимо от постоянного места жительства, сохраняют свою силу.

Статья 18

Судебные решения об уплате судебных издержек и расходов, вынесенные в одном Договаривающемся государстве против истца или третьей стороны, которые освобождены от обеспечения, залога или уплаты в силу первого и второго абзацев статьи 17 или законодательства государства, в котором начато судебное разбирательство, приводятся в исполнение бесплатно компетентными властями в каждом другом Договаривающемся государстве по просьбам, передаваемым в дипломатическом порядке.
Это же правило применяется и к судебным решениям о последующем взыскании судебных расходов.
Предыдущие постановления не препятствуют тому, чтобы два Договаривающихся государства договорились также разрешить обращаться с просьбами об исполнении судебных решений непосредственно заинтересованным сторонам.

Статья 19

Решения о взыскании судебных издержек и расходов объявляются подлежащими исполнению без заслушивания сторон, при условии, однако, что сторона, с которой производится взыскание, имеет право на последующее обжалование в соответствии с законодательством государства, где испрашивается исполнение.
Власти, компетентные рассматривать просьбу об исполнении, ограничиваются рассмотрением следующих вопросов:

1. Отвечает ли копия решения требованиям законодательства страны, где оно было вынесено, относительно аутентичности копии.

2. Вступило ли решение а законную силу в соответствии с указанным законодательством.

3. Изложены ли постановления решения на языке запрашиваемых властей или на языке, о котором достигнута договоренность между двумя заинтересованными государствами, или к документу приложен перевод на один из указанных языков, и при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, засвидетельствован ли он дипломатическим или консульским представителем запрашивающего государства или присяжным переводчиком запрашиваемого государства.
Для выполнения условий, предусмотренных в пункте 1 и 2 второго абзаца, достаточно либо заявления компетентных властей запрашивающего государства, подтверждающего, что решение вступило в законную силу, или представление должным образом заверенных документов, свидетельствующих, что соответствующее решение вступило в законную силу. Компетентность указанных выше властей при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, удостоверяется высшим должностным лицом, возглавляющим органы юстиции запрашивающего государства. Упомянутые выше заявление и свидетельство должны быть составлены или переведены в соответствии с правилами, изложенными в пункте 3 второго абзаца.
Власти, компетентные рассматривать просьбу об исполнении судебного решения, производят оценку общей суммы затрат по засвидетельствованию, переводу и удостоверению в соответствии с пунктом 3 второго абзаца, при условии, что об этом одновременно просит сторона. Такие затраты будут рассматриваться в качестве издержек и расходов по ведению дела.

IV. Оказание бесплатной правовой помощи

По гражданским и торговым делам граждане каждого из Договаривающихся государств будут пользоваться во всех других Договаривающихся государствах бесплатной помощью, как собственные граждане этих последних государств в соответствии с законодательством государства, где требуется бесплатная правовая помощь.
В государствах, в которых оказывается правовая помощь по административным делам, положения предшествующего абзаца применяются также к этим делам, рассматриваемым компетентными судами.

Статья 21

В любом случае свидетельство или заявление о нуждаемости должны выдаваться или приниматься органами власти по обычному местожительству иностранца или при отсутствии такового органами власти по его фактическому местожительству. Если эти последние органы власти не принадлежат к Договаривающемуся государству и не принимают или не выдают свидетельств или заявлений такого рода, будет достаточно свидетельства или заявления, выданного или принятого дипломатическим или консульским представителем страны, к которой принадлежит иностранец.
В случае, если истец не имеет местожительства в стране, где подана просьба, свидетельство или заявление о нуждаемости бесплатно удостоверяется дипломатическим или консульским представителем страны, где документ должен быть предъявлен.

Статья 22

Власти, компетентные выдавать свидетельство или принимать заявление о нуждаемости, могут обращаться к властям других Договаривающихся государств по поводу информации, касающейся финансового положения заявителя.
Власти, ответственные за рассмотрение просьбы о предоставлении бесплатной правовой помощи, в пределах своей компетентности имеют право проверять свидетельства, заявления и информацию, которые им представлены, и запрашивать любые другие необходимые дополнительные сведения.

Статья 23

В случае, если нуждающееся лицо находится не в той стране, в которой испрашивается оказание бесплатной правовой помощи, то просьба такого лица об оказании правовой помощи вместе со свидетельством или заявлением о нуждаемости и, в необходимом случае, другими поддерживающими его просьбу документами, облегчающими рассмотрение просьбы, может быть направлена консулом его страны властям, компетентным рассматривать указанную просьбу, или властям, определенным государством, где должна рассматриваться просьба.
Положения второго, третьего и четвертого абзацев статьи 9 и статей 10 и 12, касающихся судебных поручений, применяются также к направлению просьб об оказании бесплатной правовой помощи и приложенных к ним документов.

Статья 24

Если правовая помощь оказывается гражданину одного из Договаривающихся государств, то вручение документов по делу такого гражданина в другом Договаривающемся государстве, независимо от способа, посредством которого оно производится, не служит поводом для возмещения издержек запрашивающим государством запрашиваемому государству.
То же самое относится к судебным поручениям, за исключением вознаграждения, уплачиваемого экспертам.

V. Бесплатная выдача выписок из актов записи гражданского состояния

Нуждающиеся лица — граждане одного из Договаривающихся государств могут на равных с местными гражданами основаниях требовать бесплатной выдачи выписок о регистрации актов гражданского состояния. Документы, необходимые им для заключения брака, легализуются бесплатно дипломатическими или консульскими представителями Договаривающихся государств.

VI. Тюремное заключение за долги

Тюремное заключение за долги как средство исполнения или как предупредительная мера по гражданским или торговым делам не может быть применено и к иностранцам, являющимся гражданами одного из Договаривающихся государств, в тех случаях, когда оно не применяется к местным гражданам. Факт, который может быть использован гражданином, имеющим местожительство в данной стране, в качестве мотива для своего освобождения из тюремного заключения за долги, равным образом будет свидетельствовать в пользу гражданина Договаривающегося государства, даже если такой факт имел место за границей.

VII. Заключительные постановления

Настоящая Конвенция открыта для подписания государствами, представленными на Седьмой сессии Конференции по международному частному праву.
Конвенция подлежит ратификации; ратификационные грамоты сдаются на хранение Министерству иностранных дел Нидерландов.
О каждой сдаче на хранение ратификационных грамот оставляется протокол, заверенная копия которого передается по дипломатическим каналам каждому подписавшему Конвенцию государству.

Статья 28

Настоящая Конвенция вступает в силу на шестидесятый день, считая с даты сдачи на хранение четвертой ратификационной грамоты в соответствии со вторым абзацем статьи 27.
В отношении каждого подписавшего Конвенцию государства, которое ратифицирует ее после этого, Конвенция вступает в силу на шестидесятый день, считая с даты сдачи на хранение его ратификационной грамоты.

Статья 29

В отношениях между государствами, ратифицировавшими Конвенцию, настоящая Конвенция заменит Конвенцию по вопросам гражданского процесса, подписанную в Гааге 17 июля 1905 года.

Статья 30

Настоящая Конвенция в полной мере применяется к территориям метрополий Договаривающихся государств.
Если Договаривающееся государство желает, чтобы Конвенция вступила в силу во всех других территориях или в тех из них, за международные отношения которых оно несет ответственность, это государство уведомляет об этом намерении актом, который должен быть сдан на хранение Министерству иностранных дел Нидерландов. Последнее рассылает заверенную копию упомянутого документа по дипломатическим каналам каждому Договаривающемуся государству.
Если в течение шести месяцев после получения такого уведомления государства не высказали возражения, Конвенция вступает в силу в отношениях между ними и территорией или территориями, за внешние сношения которых несет ответственность другое государство.

Статья 31

Любое государство, не представленное на Седьмой Конференции, может присоединиться к настоящей Конвенции, если только одно или более государств, ратифицировавших ее, не выскажут против этого возражений в течение шести месяцев, считая с даты уведомления Правительством Нидерландов о таком присоединении. Присоединение оформляется в порядке, предусмотренном вторым абзацем статьи 27.
Имеется в виду, что присоединение может иметь место только после вступления настоящей Конвенции в силу в соответствии с первым абзацем статьи 28.

Статья 32

Каждое Договаривающееся государство после подписания или ратификации настоящей Конвенции или после присоединения к ней может посредством оговорки ограничить применение статьи 17 гражданами Договаривающихся государств, имеющими обычное местожительство на его территории.
Государство, которое воспользуется правом, предусмотренным в предыдущем абзаце, может претендовать на применение положений статьи 17 другими Договаривающимися государствами только в отношении таких своих граждан, которые имеют обычное местожительство на территории Договаривающегося государства, в судах которого они выступают в качестве истцов или третьих лиц.

Статья 33

Настоящая Конвенция остается в силе в течение пяти лет, считая с даты, указанной в первом абзаце статьи 28.
Срок действия Конвенции будет исчисляться, начиная с указанной даты, и в отношении государств, которые ратифицируют Конвенцию или присоединятся к ней в дальнейшем.
Действие Конвенции будет возобновляться с молчаливого согласия каждые пять лет, поскольку она не будет денонсирована. Уведомление о денонсации должно быть сделано по крайней мере за шесть месяцев до истечения срока действия Конвенции Министерству иностранных дел Нидерландов, которое уведомит об этом все другие Договаривающиеся государства.
Денонсация может относиться ко всем или только к определенным территориям, упомянутым в уведомлении в соответствии со вторым абзацем статьи 30.
Денонсация будет иметь силу только в отношении государства, которое сделало о ней уведомление. Конвенция будет оставаться в силе между другими договаривающимися государствами.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные своими соответствующими Правительствами, подписали настоящую Конвенцию.
Совершено в Гааге 1 марта 1954 года в единственном экземпляре, который будет находиться на хранении в архивах Правительства Нидерландов. Заверенная копия настоящей Конвенции будет разослана по дипломатическим каналам каждому государству, представленному на Седьмой сессии Гаагской Конференции по международному частному праву.

Нота Министра Иностранных Дел СССР Министру Иностранных Дел Нидерландов о присоединении СССР к Конвенции по вопросам гражданского процесса

Господин Министр Иностранных Дел,
Имею честь уведомить Вас о том, что Правительство Союза Советских Социалистических Республик приняло решение о присоединении Советского Союза к Конвенции по вопросам гражданского процесса, подписанной в Гааге 1 марта 1954 года.
В связи с положениями статей 1, 6, 9 и 15 упомянутой Конвенции имею честь сообщить, что в соответствии с существующим в СССР порядком судебные документы иностранных органов власти, предназначенные для вручения лицам, проживающим на территории СССР, а также судебные поручения упомянутых органов власти должны передаваться для исполнения соответствующим советским учреждениям в дипломатическом порядке через Министерство Иностранных Дел СССР. Такой порядок, разумеется, не препятствует вручению дипломатическими или консульскими представительствами иностранных государств в СССР документов гражданам представляемых ими государств в соответствии с положением, содержащимся в последнем абзаце статьи 6 Конвенции.
Присоединяясь к Конвенции, Правительство Союза Советских Социалистических Республик считает необходимым заявить, что положения статьи 30 Конвенции по вопросам гражданского процесса, предусматривающие возможность распространения Договаривающимися государствами действия Конвенции на «территории, за международные отношения которых несут ответственность», являются устаревшими и противоречат Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой на XV сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в декабре 1960 года.
Прошу Вас, господин Министр, рассматривать данный документ в качестве акта о присоединении Союза Советских Социалистических Республик к упомянутой Конвенции в соответствии с ее статьей 31.

(подпись)

Москва. 17 сентября 1966 года
СП СССР, 1967, N 20, ст.145.

Приложение к Конвенции

Образцы запроса и подтверждения о вручении в форме свидетельства

——————————-

(Прим. перевод.: Согласно заявлению Российской Федерации и требованиям статьи 5 Конвенции стандартные условия в данных формах приводятся на русском, а также на английском или французском языках. Гаагская конференция по международному частному праву рекомендовала, чтобы стандартные условия были и на английском, и на французском языках. Пустые графы заполняются на русском, английском или французском языках.)

Оборотная сторона запроса

Заявления Российской Федерации
по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 года

В соответствии со статьей 21 Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 года (далее — Конвенция) Российская Федерация сообщает Министерству иностранных дел Королевства Нидерландов о следующем:

I. Центральным органом Российской Федерации для целей статьи 2 Конвенции, а также органом, компетентным принимать документы, передаваемые по консульским каналам, в соответствии со статьей 9 Конвенции, назначено Министерство юстиции Российской Федерации. Адрес: — «Министерство юстиции Российской Федерации ул. Воронцово поле, 4а г. Москва 109830, ГСП, Ж-28 Российская Федерация» Телефон: (7095)200-15-79, (7095)209-61-79 II. В качестве органов, компетентных согласно законодательству Российской Федерации обращаться с запросом о правовой помощи в соответствии со статьей 3 Конвенции, выступают в рамках своих полномочий: — федеральные суды (Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов), конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации; — федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации; — органы прокуратуры Российской Федерации; — органы записи актов гражданского состояния; — нотариусы и другие должностные лица, уполномоченные на осуществление нотариальных действий; — органы опеки и попечительства; — адвокаты. III. В соответствии с частью третьей статьи 5 Конвенции документы, предназначенные для вручения на территории Российской Федерации, принимаются, если только они составлены на русском языке или сопровождаются переводом на русский язык. Формы запроса и подтверждения о вручении документов, а также основного содержания документов, подлежащих вручению (с переводом стандартных условий на русский язык), приводятся в приложении. Весьма желательно, чтобы указанные формы заполнялись на русском языке. IV. Весьма желательно, чтобы документы, предназначенные для вручения Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, направлялись в дипломатическом порядке, то есть путем препровождения с помощью вербальных нот дипломатическими представительствами иностранных государств, аккредитованными в Российской Федерации. V. Дипломатические и консульские агенты иностранных государств не вправе осуществлять вручение документов на территории Российской Федерации согласно статье 8 Конвенции, за исключением случаев, когда документ должен быть вручен гражданину запрашивающего государства. VI. Вручение документов способами, предусмотренными в статье 10 Конвенции, в Российской Федерации не допускается. VII. Подтверждения о вручении документов, предусмотренные статьей 6 Конвенции, составляются и заверяются судами Российской Федерации, непосредственно исполняющими запросы о вручении документов. VIII. Российская Федерация исходит из того, что в соответствии со статьей 12 Конвенции вручение судебных документов, поступающих из государства-участника, не может служить поводом для взимания или возмещения сборов или издержек в связи с услугами, предоставленными запрашиваемым государством. Взыскание любым государством-участником подобных сборов (за исключением оговоренных в пунктах а) и б) части второй статьи 12) будет рассматриваться Российской Федерацией как отказ от применения Конвенции в отношении Российской Федерации, и, соответственно, Российская Федерация не будет применять Конвенцию в отношении такого государства-участника. IX. В соответствии с законодательством Российской Федерации суды Российской Федерации вправе выносить решения согласно части второй статьи 15 Конвенции.

—————————T——————T————-T———-¬

¦ Государство-участник ¦ Подписание ¦ Ратификация ¦Вступление¦

¦ ¦ ¦ или ¦ в силу ¦

¦ ¦ ¦Присоединение¦ ¦

+—————————+——————+————-+———-+

¦Австрия ¦01.03.1954 ¦ 01.03.1956 ¦12.04.1957¦

¦Аргентина ¦23.09.1987 (Прис.)¦ 10.05.1988 ¦09.07.1988¦

¦Армения ¦06.05.1996 (Прис.)¦ 30.11.1996 ¦29.01.1997¦

¦Беларусь <1> ¦28.10.1966 (Прис.)¦ 28.05.1967 ¦26.07.1967¦

¦Бельгия ¦01.03.1954 ¦ 24.04.1958 ¦23.06.1958¦

¦Босния и Герцеговина <2> ¦12.03.1962 (Прис.)¦ 12.10.1962 ¦11.12.1962¦

¦Бывшая югославская <3> ¦12.03.1962 (Прис.)¦ 12.10.1962 ¦11.12.1962¦

¦ Республика Македония ¦ ¦ ¦ ¦

¦Венгрия ¦21.05.1965 (Прис.)¦ 21.12.1965 ¦18.02.1966¦

¦Германия (Федеративная ¦09.04.1957 ¦ 02.11.1959 ¦01.01.1960¦

¦ Республика) ¦ ¦ ¦ ¦

¦Дания ¦02.09.1955 ¦ 19.09.1958 ¦18.11.1958¦

¦Египет <4> ¦04.02.1981 (Прис.)¦ 18.09.1981 ¦16.11.1981¦

¦Израиль ¦22.11.1967 (Прис.)¦ 21.06.1968 ¦19.08.1968¦

¦Испания ¦12.04.1957 ¦ 20.09.1961 ¦19.11.1961¦

¦Италия ¦01.03.1954 ¦ 11.02.1957 ¦12.04.1957¦

¦Кипр ¦27.04.2000 (Прис.)¦ 01.01.2001 ¦01.03.2001¦

¦Китай, Специальный ¦ ¦ ¦23.04.1968¦

¦ Административный район ¦ ¦ ¦ ¦

¦ Макао ¦ ¦ ¦ ¦

¦Кыргызстан ¦22.11.1996 (Прис.)¦ 16.06.1997 ¦14.08.1997¦

¦Латвия ¦15.12.1992 (Прис.)¦ 15.07.1993 ¦12.09.1993¦

¦Ливан ¦25.03.1974 (Прис.)¦ 09.11.1974 ¦07.01.1975¦

¦Литва <5> ¦05.11.2002 (Прис.)¦ 18.05.2003 ¦ ¦

¦Люксембург ¦28.06.1954 ¦ 03.07.1956 ¦12.04.1957¦

¦Марокко ¦22.12.1971 (Прис.)¦ 17.07.1972 ¦14.09.1972¦

¦Молдова ¦04.02.1993 (Прис.)¦ 05.09.1993 ¦03.11.1993¦

¦Нидерланды (за Королевство¦01.03.1954 ¦ 28.04.1959 ¦27.06.1959¦

¦ в Европе) <6> ¦ ¦ ¦ ¦

¦Норвегия ¦23.03.1954 ¦ 21.05.1958 ¦20.07.1958¦

¦Польша ¦13.06.1962 (Прис.)¦ 12.01.1963 ¦13.03.1963¦

¦Португалия <7> ¦20.02.1957 ¦ 03.07.1967 ¦31.08.1967¦

¦Российская Федерация <8> ¦28.10.1966 (Прис.)¦ 28.05.1967 ¦26.07.1967¦

¦Румыния ¦29.04.1971 (Прис.)¦ 01.12.1971 ¦29.01.1972¦

¦Святейший Престол ¦25.08.1966 (Прис.)¦ 19.03.1967 ¦17.05.1967¦

¦Сербия и Черногория ¦12.03.1962 (Прис.)¦ 12.10.1962 ¦11.12.1962¦

¦ (бывшая Федеративная ¦ ¦ ¦ ¦

¦ Республика Югославия) <9>¦ ¦ ¦ ¦

¦Словакия <10> ¦01.11.1965 (Прис.)¦ 13.06.1966 ¦11.08.1966¦

¦Словения <11> ¦ ¦ ¦11.12.1962¦

¦Суринам ¦11.11.1976 (Прис.)¦ 10.07.1977 ¦07.09.1977¦

¦Турция ¦23.10.1972 (Прис.)¦ 13.05.1973 ¦11.07.1973¦

¦Узбекистан ¦05.03.1996 (Прис.)¦ 04.10.1996 ¦02.12.1996¦

¦Украина <12> ¦28.10.1966 (Прис.)¦ 28.05.1967 ¦26.07.1967¦

¦Финляндия ¦17.09.1956 ¦ 08.01.1957 ¦12.04.1957¦

¦Франция <13> ¦24.01.1956 ¦ 23.04.1959 ¦22.06.1959¦

¦Конвенция вступила в силу ¦ ¦ ¦ ¦

¦ между островами Сен-Пьер ¦ ¦ ¦ ¦

¦ и Микелон, Французским ¦ ¦ ¦ ¦

¦ побережьем Сомалиланд, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ Новой Каледонией и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ Зависимыми территориями, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ Французской Полинезией и:¦ ¦ ¦ ¦

¦Австрией ¦ ¦ ¦05.03.1961¦

¦Бельгией ¦ ¦ ¦25.02.1961¦

¦Данией ¦ ¦ ¦26.02.1961¦

¦Италией ¦ ¦ ¦17.03.1961¦

¦Королевством Нидерландов ¦ ¦ ¦22.02.1961¦

¦Люксембургом ¦ ¦ ¦01.03.1961¦

¦Норвегией ¦ ¦ ¦01.03.1961¦

¦Федеративной Республикой ¦ ¦ ¦01.03.1961¦

¦ Германией ¦ ¦ ¦ ¦

¦Финляндией ¦ ¦ ¦06.03.1961¦

¦Швейцарией ¦ ¦ ¦25.02.1961¦

¦Швецией ¦ ¦ ¦01.03.1961¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Хорватия <14> ¦12.03.1962 (Прис.)¦ 12.10.1962 ¦11.12.1962¦

¦Чешская Республика <15> ¦01.11.1965 (Прис.)¦ 13.06.1966 ¦11.08.1966¦

¦Швейцария ¦02.07.1954 ¦ 06.05.1957 ¦05.07.1957¦

¦Швеция ¦28.06.1954 ¦ 21.12.1957 ¦19.02.1958¦

¦Япония ¦12.03.1970 ¦ 28.05.1970 ¦26.07.1970¦

L—————————+——————+————-+————

<1> Это одно из государств-правопреемников бывшего СССР, которое стало Стороной Конвенции 26.07.1967. 17.05.1993 Республика Беларусь заявила об обязательности для себя Конвенции.

<2> Это одно из государств-правопреемников бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии, которое стало Стороной Конвенции 11.12.1962. 23.08.1993 Республика Босния и Герцеговина заявила об обязательности для себя Конвенции.

<3> Это одно из государств-правопреемников бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии, которое стало Стороной Конвенции 11.12.1962. 20.03.1996 бывшая югославская Республика Македония заявила об обязательности для себя Конвенции.

<4> Арабская Республика Египет заявила, что присоединение является предметом оговорки по статьям 1 — 7 между Арабской Республикой Египет и государствами-участниками настоящей Конвенции, а также Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам, заключенной в Гааге 15.11.1965, в соответствии со статьей 22 последней Конвенции.

<5> В соответствии со статьей 31 Конвенции любое государство, не представленное на седьмой сессии Гаагской Конференции по международному частному праву, может быть допущено к присоединению к Конвенции, если только одно или более государств, ратифицировавших ее, не выскажут против этого возражений в течение шести месяцев, считая с даты уведомления Правительством Нидерландов о таком присоединении. По практическим соображениям шестимесячный период будет длиться с 18.11.2002 по 18.05.2003.

<6> 08.09.1967 Королевство Нидерландов объявило о намерении применять Конвенцию к Антильским островам. Конвенция вступила в силу между Нидерландскими Антильскими островами и Договаривающимися государствами 02.04.1968 (и с 01.01.1986 между Нидерландскими Антильскими островами и Арубой, с одной стороны, и Договаривающимися государствами, с другой стороны).

<7> 25.09.1967 Португалия объявила о намерении применять Конвенцию к Португальским заморским территориям. Конвенция вступила в силу между Португальскими заморскими территориями и Договаривающимися государствами, за исключением Польши и СССР 23.04.1968

<8> 28.10.1966 СССР депонировал уведомление о присоединении к Конвенции. Так как СССР прекратил существование и с этого времени Российская Федерация согласно заявлению, содержащемуся в Ноте от 13.01.1992 главам дипломатических представительств в Москве, продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных соглашений, подписанных СССР, депозитарий запросил РФ предоставить ему информацию о применении этого заявления также к настоящей Конвенции и в утвердительном случае проинформировать его об адаптациях, которые должны быть сделаны в заявлении СССР от 17.09.1966.

Нотой от 14.04.1992, полученной Министерством иностранных дел в Гааге от 11.05.1992, Российская Федерация подтвердила, что заявление от 13.01.1992 применяется также к этой Конвенции и перефразировала сообщение, сделанное Правительством СССР в 1966.

<9> Это одно из государств-правопреемников бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии, которое стало Стороной Конвенции 11.12.1962. Письмом, полученным депозитарием 26.04.2001, Федеративная Республика Югославия заявила об обязательности для себя Конвенции.

<10> 15.03.1993 Словакия заявила об обязательности для себя Конвенции, включая оговорки и заявления, сделанные Чехословакией, а также возражения Чехословакии в отношении оговорок, сделанных другими Сторонами Договора по состоянию на 01.01.1993 — даты разделения Чехословакии.

<11> Это одно из государств-правопреемников бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии, которая стала Стороной Конвенции 11.12.1962. 08.06.1992 Республика Словения заявила об обязательности для себя Конвенции.

<12> 10.06.1999 Украина проинформировала депозитарий о желании действовать в порядке правопреемства в Конвенции, Стороной которой был СССР. Никаких уведомлений об обратном получено депозитарием до 01.09.1999 не было, Конвенция осталась в силе между Договаривающимися государствами и Украиной.

<13> Конвенция вступила в силу между Алжирским Департаментом, Гваделупой, Мартиникой, Гвианой и Реюньоном и Договаривающимися государствами 17.07.1961. Конвенция вступила в силу между Департаментом Сахары Д’Оазисом и Саурой и Договаривающимися государствами 17.10.1962.

<14> Это одно из государств-правопреемников бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии, которая стала Стороной Конвенции 11.12.1962. 05.04.1993 Республика Хорватия заявила об обязательности для себя Конвенции.

<15> 28.01.1993 Чешская Республика заявила об обязательности для себя Конвенции, включая оговорки и заявления, сделанные Чехословакией по состоянию на 01.01.1993 — даты разделения Чехословакии.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: дерево бревно по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Статус Конвенции по вопросам гражданского процесса (Гаага, 1 марта 1954 года)
Скачать: Статус Конвенции по вопросам гражданского процесса (Гаага, 1 марта 1954 года)

Баварская война за наследство — распря, возникшая в 1778 между Пруссией и Саксонией, с одной стороны, и Австрией — с другой, из-за вопроса о Баварском наследстве и продолжавшаяся до 1779 г. (так называемая картофельная война). Когда со смертью курфюрста Максимилиана-Иосифа Баварского 30 дек. 1777 угасла младшая (Людвиговская) линия Виттельсбахов, то права на Баварию, согласно семейному договору, заключенному в Павии 1329 г., должны были перейти к главе старшей (Рудольфиновской) линии, к курфюрсту пфальцскому Карлу-Теодору. Чтобы обеспечить свои права на наследство, оспариваемые Саксонией, Мекленбургом и Австрией, Карл-Теодор заключил 3 января 1778 г. конвенцию в Вене, в силу которой вся Нижняя Бавария и некоторые другие области были уступлены Австрии, взамен чего последняя признала за ним право на все остальное наследство. Против такого расширения австрийских владений, грозившего поставить всю южную Германию в подчинение императорскому дому, выступил Фридрих В., усмотревший в этом опасность для своих наследственных притязаний на Ансбах и Байрейт. Так как посланник его, граф Герц, ничего не мог добиться от курфюрста, то король уговорил ближайшего по правам наследства мужского потомка курфюрстской фамилии, герцога Карла Цвейбрюкенского, заявить протест против договора об уступке земель Австрии. С другой стороны, Фридрих настаивал в Вене на том, чтобы Австрия представила свои притязания на рассмотрение рейхстага, а до постановления последним окончательного решения очистила бы занятые ею баварские области. Притязания Австрии основывались, главным образом, на дарованной императором Сигизмундом 1426 г. герцогу Альбрехту Австрийскому жалованной грамоте на Нижнюю Баварию, подлинность которой многими оспаривалась и была весьма сомнительна. Император Иосиф склонен был отстаивать занятые им области силой оружия, но Мария-Терезия желала избежать войны и, во всяком случае, склонить в свою пользу общественное мнение империи. Она объявила поэтому, что готова отказаться от всякого увеличения на счет Баварии, если Пруссия; со своей стороны, обяжется не присоединять бургграфство Нюрнберга непосредственно к своей короне — предложение, которое и сделано было в расчете, что оно будет отклонено Фридрихом.

Война казалась, таким образом, неизбежной. Австрийские войска, под начальством Ласси и Лаудона, стянулись к границам Силезии и Саксонии; сам император выехал к армии, а прусские войска тоже двинулись вперед, под начальством Фридриха II и его брата Генриха. К Фридриху присоединился саксонский курфюрст Фридрих-Август III, который, как сын единственной дочери Максимилиана-Иосифа, предъявил требование на все аллодиальное наследство последнего. Несмотря на то, что прусские войска перешли богемскую границу, обе стороны, очевидно, намерены были не доводить дела до открытого разрыва. Враждебные действия ограничивались в течение 1778 г. стратегическими передвижениями войск, а наступившая зима окончательно прервала «эти вооруженные переговоры», так как пруссаки покинули Богемию и отступили на зимние квартиры в Саксонию и Силезию. Недостойно вел себя сам курфюрст Карл-Теодор, во все это время игравший роль безучастного зрителя. Только когда Австрия, кроме уступленных ей областей, овладела еще 21 населенными пунктами, он запротестовал и потребовал строгого соблюдения статей договора. В своем образе действий он руководствовался не столько страхом перед могуществом Австрии, давно уже имевшей виды на всю Баварию, и равнодушием к будущим наследникам при отсутствии законного потомства, сколько, главным образом, любовью к своим многочисленным незаконным детям, которым он надеялся доставить разные выгоды через соглашение с Австрией.

Переговоры в рейхстаге и в Вене долгое время не приносили никаких плодов; но когда императрица Екатерина II в дек. 1778 г. пригрозила своим вмешательством против Австрии, Мария-Терезия склонилась к миролюбию и предложила в посредницы Россию и Францию. Так как Фридрих II дал на это свое согласие и требовал только признания своих наследственных прав на Ансбах и Байрейт, то 13 мая 1779 г. в Тешене заключен мирный договор, главные определения которого, кроме признания упомянутых прусских требований, заключались в следующем: Карл-Теодор получил всю Баварию, за исключением Иннской четверти, которая отошла к Австрии; все спорные лены империи и богемской короны, которыми владел покойный курфюрст баварский, оставлены за новым курфюрстом. Притязания Саксонии откуплены признанием ее верховных прав на Шенбургские владения и 4 млн флоринов, которые должен был выплатить Карл-Теодор. Мекленбург получил вместо ландграфства Лейхтенбергского, на которое он предъявил притязания, неограниченное право de non appellando. Вместе с тем было постановлено, что ближайшее право на Баварское наследство принадлежит линии герцога Карла Цвейбрюкенского, чем навсегда были устранены завоевательные поползновения Австрии на Баварию.