Конвенция о дискриминации

Проблема дискриминации в трудовых отношениях знакома большинству стран мира. И многие государства не одно десятилетие разрабатывают свои механизмы, которые помогают с ней бороться. Безусловно, они базируются на законодательстве и национальных правовых институтах, призванных отслеживать и регулировать сферу занятости в области дискриминации.

Во многих странах созданы специальные органы по обеспечению равноправия: они имеют статус либо консультативных — занимаются сбором, публикацией и распространением информации, анализом законодательства и политики в сфере гендерного равенства, а также предоставляют консультации по этим вопросам и обеспечивают подготовку кадров, либо имеют право рассматривать заявления с жалобами на дискриминацию.
Одним из антидискриминационных механизмов является квотирование рабочих мест. Например, в 2013 г. Европейский парламент потребовал расширить участие женщин в руководстве крупных предприятий. Директива ЕС предписывает, чтобы в административные советы крупных предприятий входило не менее 40% женщин.
В США также в течение многих лет существует так называемая «позитивная дискриминация» (affirmative action – англ.). Это меры, которые государство может применять для создания статистического равенства для определенных групп населения. Такая политика касается представителей разных полов, рас, конфессий, людей с инвалидностью или членов ЛГБТ-сообщества. Для того, чтобы обеспечить равенство, государство создаёт квоты для определенных групп, предлагает льготы при поступлении в университеты и приеме на работу или берёт на себя часть связанных с этим расходов.
Также одна из заметных подвижек в деле противостояния дискриминации – принятие закона, запрещающего высказывать дискриминационные ограничения в объявлениях, что способно позволить людям претендовать на любое вакантное место. В этом законе говорится о запрете указывать в объявлениях любые требования к соискателям, не относящиеся к профессиональной пригодности.
Хартия основных прав Европейского Союза включает общий запрет «любой дискриминации по признаку пола”. Принятая в 1997 г. Европейская стратегия занятости (EES) требует от государств — членов ЕС ежегодно разрабатывать национальные планы действий в сфере занятости. При этом учитываются и вопросы гендерного равенства.
Во всех странах предусмотрена ответственность работодателя за дискриминацию при найме и в трудовых отношениях: от крупных штрафов до уголовного преследования.
ФРАНЦИЯ
Во Франции действует Закон от 11 июля 1975 г., согласно которому лицо, отказавшее в найме работнику по причине его этнического или национального происхождения, расы, религии, подлежит тюремному заключению сроком от 2 месяцев до 1 года и (или) штрафу.
Кстати, во Франции существует старейшая в Европе система судов по трудовым спорам (conseil des prud’hommes). Этот правовой институт появился еще в начале 19 века. В настоящий момент система насчитывает около 300 учреждений по всей стране. Отличительная черта французских трудовых судов — их двусторонний характер. Одна сторона — это представители работников, а другая — работодателей.
ГЕРМАНИЯ
В Германии также действует система специализированных судов по трудовым делам, состоящая из судов трех инстанций. Суды по трудовым делам представляю собой первый уровень, на котором рассматриваются все жалобы работников. Следующая инстанция — Земельные суды по трудовым делам. Они принимают апелляции на решения судов низшей инстанции. Верховной судебной инстанцией является Федеральный суда по трудовым делам, который может изменить или отменить решение любого трудового суда.

В Германии нанимающийся вправе вообще не отвечать на незаконные и провокационные вопросы, но в данном случае с точки зрения германских судов допустимы и ложные ответы («право на ложь»). Согласно разъяснениям Федерального суда по трудовым делам ФРГ, «ложный ответ нанимающегося на вопрос анкеты не считается умышленным введением в заблуждение нанимателя, если вопрос поставлен неправильно. Это призвано обеспечить неприкосновенность интимной сферы и устранить возможность бестактных вопросов. Вместе с тем наниматель вправе задавать кандидату любые вопросы, лишь бы они имели отношение к его будущей профессиональной деятельности».

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В Великобритании сложилась схожая система. Конфликтные ситуации разрешаются через систему трибуналов по трудовым спорам (employment tribunals). Они были организованы еще в 1964 году.
Принятый в 1975 г. в Великобритании Закон о запрете дискриминации по половому и расовому признакам стал регулировать также отбор и найм на работу. Документ также предусмотрел создание комиссии равных возможностей с целью искоренения дискриминации по половому признаку на рабочих местах.
Интересные поправки в 2006 году появились в законодательстве Великобритании, которое регулирует сферу найма на работу. Вступил в силу Закон, запрещающий дискриминацию трудящихся по возрастному признаку. Согласно документу, употреблять определенные формулировки, намекающие на возраст соискателя, в объявлениях о вакансиях стало запрещено. В список слов, использование которых оказалось под запретом попали: «энергичный», «способный», «инициативный», «честолюбивый», «недавний выпускник», «динамичный», «опытный» и «амбициозный», «молодой» и «пожилой».
ШВЕЦИЯ
В Швеции трудовой суд уполномочен заниматься только спорами, возникающими из-за применения и толкования коллективных договоров. Все другие споры, например, о нарушении прав соискателей при найме на работу, рассматриваются в обычных судах.
Шведский Закон о равных возможностях мужчин и женщин в сфере труда от 30 мая 1991 года обязывает нанимателей обеспечивать равное распределение рабочих мест между мужчинами и женщинами. Если, например, на одно рабочее место претендуют два человека с одинаковыми компетенциями, то по закону принять следует кандидата того того пола, который недостаточно представлен на предприятии. Например, если в компании больше мужчин, то наниматель обязан при приеме на работу отдать предпочтение женщине.
Также надо отметить, что в большинстве стран ЕС запрещено при приеме на работу спрашивать женщину, беременна ли она, за исключением случаев, когда выполнение работы может повредить здоровью матери и ребенка.
США
Раздел VII Закона о гражданских правах 1964 года прямо запрещает дискриминацию по признаку пола соискателя или работника по признаку расы, цвета кожи, религии, пола (включая беременность, гендерную идентичность и сексуальную ориентацию), национальное происхождение, возраст, инвалидность. Отвечает за обеспечение соблюдения антидискриминационных законов в Соединенных Штатах — Комиссия по обеспечению равных возможностей в сфере занятости (EEOC).
Антидискриминационное законодательство применяется ко всем типам рабочих ситуаций, включая найм. Комиссия имеет полномочия расследовать обвинения в дискриминации, инициировать процедуры примирения и подавать судебные иски. В ее задачи также входит превентивная работа: информирование и обучение работодателей.
Кстати, обвинения в дискриминации по признаку пола составляют порядка 30% от общего количества жалоб, поступающих в Комиссию по обеспечению равных возможностей в сфере занятости США. Только за 2016 год по искам по поводу дискриминации по беременности американскими работодателями было выплачено 15,5 млн. долларов.
АВСТРАЛИЯ
Закон о дискриминации по признаку пола запрещает сексуальные домогательства и дискриминацию по признаку пола, семейного или семейного положения, семейных обязанностей, беременности или кормления грудью.
Контролирует исполнение законодательства в этой сфере Австралийская комиссия по правам человека. Она была создана в 1986 году. Этот национальный институт несет ответственность за расследование предполагаемых нарушений в антидискриминационном законодательстве страны.
По данным Австралийской комиссии по правам человека 77% поданных в нее жалоб связаны с дискриминацией по признаку пола при приеме на работу.
КИТАЙ
Гендерное равноправие закреплено в конституции Китая, трудовое законодательство запрещает любую дискриминацию. В феврале 2019 года в Китае были сделаны очередные шаги по борьбе с дискриминацией по признаку пола на рабочем месте: был введен запрет для работодателей спрашивать соискателей об их семейном или детородном статусе или выяснять это каким-либо иным способом.
Согласно исследованию Human Rights Watch, еще в 2018 году почти в каждой пятой рекламе вакансий в Китае указывалось: «только мужчины» или «предпочтительно мужчины». Теперь, согласно новому закону, работодатели и рекрутеры, которые занимаются дискриминацией по признаку пола в своих объявлениях о работе, могут быть оштрафованы на сумму до 7.400 долларов США. Более серьезные нарушения могут привести к дальнейшим дисциплинарным взысканиям.
В дополнение к запрету на вопросы о семейном и детородном статусе женщины, также запрещается требовать от соискательниц сдавать тесты на беременность, что было частым явлением, особенно в крупных китайских компаниях.
Светлана Мацкевич

И. А. Кретова-Алёшина *

Соотношение конституционных принципов равенства прав и свобод человека и недискриминации

В статье анализируется содержание принципа равенства и принципа недискриминации. Они во многом совпадают, но различаются в своей сущности, а потому должны рассматриваться как самостоятельные принципы конституционноправового статуса личности.

Ключевые слова: дискриминация, запрет дискриминации, конституционный принцип недискриминации, конституционный принцип равенства прав и свобод человека.

В настоящее время конституционный принцип недискриминации в системе принципов прав и свобод занимает особое место, поскольку действует в связке с достаточно разработанным в науке конституционного права принципом равенства прав и свобод1. Однако само содержание данных принципов, несмотря на их несомненное сходство, все-таки различно.

* Ассистент кафедры таможенного, административного и финансового права Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

Большинство государств в мире признают, что все люди с рождения должны быть наделены равными интеллектуальными инструментами единой природы и одинаковой значимости в силу их принадлежности к одному человеческому роду. Россия не стала исключением. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Часть 1 ст. 19 основного Закона предусматривает, что все равны перед законом и судом.

В науке конституционного права выработаны определенные походы к пониманию конституционного принципа равенства. Так, по мнению Л.Д. Воеводина, «понимание равенства людей означает исключительно их общественное равенство, то есть равенство их общественного положения, их равного социального значения во всех областях жизни и деятель-ности»2.

Н.С. Бондарь рассматривает равноправие не как принцип, а более широко — как режим взаимоотношений человека и гражданина с обществом и государством, который характеризуется и социальными аспектами (достигнутым уровнем социального равенства), и нормативно-правовым содержанием (достигнутым уровнем правового равенства)3.

Ю.В. Капранова, так же как и Н.С. Бондарь полагает, что принцип равноправия имеет широкий, всеобъемлющий спектр действия, поэтому правомерно рассматривать его в качестве особого социально-правового режима равноправия граждан России4.

По мнению Г.Н. Комковой, «принцип формального равенства включает, с одной стороны, равенство возможностей, то есть отсутствие в законе необоснованных льгот и привилегий, а также любых форм дискриминации. В отношении к государственной санкции этот принцип означает равенство всех перед законом. С другой стороны, принцип формального равенства, который основан на идее равенства людей по праву их рождения, вызывает необходимость обеспечения государством так называемого прожиточного минимума, или минимальных условий нормальной

2 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 68.

3 См.: Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. М., 1998.С.127.

4 См.: Капранова Ю.В. Конституционные основы равноправия граждан Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. С. 7.

жизни для каждого гражданина. И в этом смысле принцип равноправия несет социальную направленность»5.

Действительно, конституционный принцип равенства, будучи закрепленным в Основном Законе страны, означает обязанность государства обеспечить каждому минимально равный уровень социальных благ, а также равную возможность достигнуть определенного уровня благосостояния. Как отмечает А.Я. Капустин, «благородная задача права состоит в том, чтобы максимально обеспечить юридические условия для интегрального развития каждого индивида (социального, экономического, духовного и любого иного достойного назначения человека), чего невозможно достичь без искоренения дискриминации и неравноправия в различных сферах жизни общества»6.

Тем не менее нельзя сказать, что содержание принципа равенства и принципа недискриминации идентичны. Они во многом совпадают, но различаются в своей сущности, а потому должны рассматриваться как самостоятельные принципы конституционно-правового статуса личности, поскольку в содержание принципа равенства прав и свобод входит обеспечение равных условий для реализации личностью принадлежащих ей прав, свобод и обязанностей, тогда как принцип недискриминации предполагает создание условий для недопустимости ущемления принадлежащих человеку прав, свобод или обязанностей в зависимости от его антропологических или социальных качеств. На связь данных принципов обращает внимание М.С. Супрунова: «Форма проявления дискриминации — объективированные в реальности средства и способы деформирования существующей

практики реализации равноправия и равенства» .

Принцип равенства закреплен в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ: «Все равны перед законом и судом», тогда как принцип недискриминации нашел свое выражение в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признаками социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Хотя в самом тексте указанной статьи нет формулировки понятия «дискриминация», но его содержание свидетельствует о том, что в данном случае имеется в виду именно запрет дискриминации по различным признакам человека.

5 Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод. С. 51.

6 Капустин А.Я. Введение // Дискриминация вне закона: сб. док-тов / отв. ред. А.Я. Капустин. М., 2003. С. 10.

7 Супрунова М.С. Дискриминация как объект общеправового анализа: автореф: дис. … канд. юрид. наук. С. 9.

Принцип недискриминации является продолжением принципа равенства, но не совпадает с ним, имеет свое собственное содержание, о чем свидетельствует анализ многих международных документов, различающих принципы равенства и недискриминации. Так, в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», а ст. 2 гласит: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». В данной Декларации проводится различие между равенством достоинства и прав человека и запретом дискриминации этих прав по различным, перечисленным в ней признакам.

В ст. 3 Конвенции ООН о правах инвалидов (2006)8 говорится о том, что к принципам данной Конвенции относится принцип недискримина-ции, а в ст. 5, имеющей название «Равенство и недискриминация», проводится различие между этими терминами. Так, равенство рассматривается в том смысле, что все лица равны перед законом и по нему имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дискриминации. Согласно же принципу недискриминации государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено следующее: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства»10. Здесь также выделяются две стороны: равенство и недискриминация, причем принципу недискриминации

8 URL:http://www.un.org

9 Россия подписала данную Конвенцию (см.: Распоряжение Президента РФ от 5 авг. 2008 г. № 450-рп «О подписании Конвенции о правах инвалидов» // СПС Консультант-Плюс). Однако до настоящего времени Конвенция не ратифицирована.

10 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

уделяется гораздо больше внимания, поскольку в данном случае он выступает не только в качестве принципа, но и гарантии обеспечения равенства. Особое внимание при этом в международных документах уделяется недопущению дискриминации меньшинств, что выступает особым проявлением принципа недискриминации.

Так, согласно п. 33 документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ «при принятии государствами-участниками необходимых мер по защите самобытности национальных меньшинств любые такие меры будут соответствовать принципам равенства и недискриминации в отношении других граждан соответствующих государств-участников»11. В этом документе есть прямое упоминание о различных принципах: равенства и недискриминации, которые применяются одинаково по отношению к гражданам государств — участников данного международного соглашения. Серьезное теоретическое обоснование необходимости выделения принципа недискриминации, на наш взгляд, убедительно изложено в Лундских рекомендациях об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни: «Без предоставления индивидууму права идентифицировать себя по собственному усмотрению нельзя обеспечить уважение самостоятельности и свободы человеческой личности. Человек может самоидентифицироваться разнопланово, причем не только в частной, но и в общественной жизни. Соответственно, в обществах открытого типа, где повышается мобильность людей и расширяется обмен идеями, многие одновременно выступают в нескольких образах, которые могут совпадать, сосуществовать или выстраиваться в том или ином порядке (иерархическом или неиерархическом), сообразно их различным социальным связям. Разумеется, не только этническое происхождение определяет выбираемый человеком для себя образ, который, кстати, варьируется даже в рамках одной и той же группы: у различных ее членов он может иметь разные оттенки и глубину. В зависимости от того, о чем конкретно идет речь, относительная значимость различных образов может меняться. Соответственно, одно и то же лицо может идентифицировать себя неодинаково, в зависимости от конкретного вопроса, глубины самоотождествления с тем или иным делом и условий участия в нем12.

11 СПС КонсультантПлюс.

12 См: Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни с пояснительными примечаниями, сен-

Выбор человеком образа жизни, поведения не должен ограничиваться опасениями возможной дискриминации, ущемления его прав из-за принадлежности к меньшинству. Именно принадлежность к определенной группе является признаком, который позволяет установить дискриминацию человека. Если происходит нарушение прав отдельного человека, то в любом случае это будет правонарушением, независимо от тех причин, которым руководствовалось лицо, совершившее данное действие. Такое правонарушение становится дискриминацией, если оно обусловлено или вызвано определенными признаками человека, отличающими его от других людей — цветом кожи, полом, возрастом, состоянием здоровья и др. Здесь как раз можно говорить о необходимости обеспечения государством не принципа равенства, поскольку он предполагает необходимость обеспечительных мер государства по установлению для всех его жителей равных условий, а принципа недискриминации, т. е. обязательности соблюдения тех законов и правил, которые не позволят нарушать права граждан, принадлежащих к различным группам, именно вследствие их принадлежности к данным группам. В связи с этим можно сослаться на замечание общего порядка № 18 «Недискриминация» Комитета по правам человека. В нем, в частности, подчеркивается, что «принцип равенства иногда требует, чтобы государства-участники предпринимали активные практические меры в целях сглаживания или устранения условий, которые влекут за собой или же поощряют осуществление дискриминации. Такие меры могут предполагать предоставление на какое-то время данной части населения некоего преференциального режима в конкретных областях по сравнению с остальной частью населения. Когда такие меры являются необходимыми для исправления фактической дискриминации, различие является законным»13.

Несмотря на определенную международную практику в данной сфере, тем не менее, как полагает С.А. Беляев, «приоритеты разработки и применения принципа недискриминации на уровне деятельности международных организаций не соответствуют в полной мере органическим потребностям международной жизни и зачастую отражают политические интересы, превалирующие на данном этапе. С социологической точки зрения это связано с тем фактом, что международные организации и учреждения представляют собой исполнительные институты, хотя и обладающие

тябрь 1999 г. / Изд. офиса Верховного комиссара по делам национальных меньшинств ООН. Нью-Йорк, 1999. С. 22.

определенной независимостью от национальных органов власти государств-членов, но зачастую находящиеся под влиянием исполнительной власти государств-членов или участников»14.

Теоретическая же разработка конституционного принципа недис-криминации в российской правовой науке и правоприменительной практике пока находится в зачаточном состоянии, что и диктует необходимость применения теоретических выводов специалистов в области международного права в данной сфере. В связи с этим представляются важными выводы, сделанные М.В. Пожидаевой из анализа существующих международных соглашений, исследований, проводимых Подкомиссией по поощрению и защите прав человека, судебной практики, мнений ученых и государственных деятелей в отношении принципа недискриминации15:

1) понятие дискриминации относится только к произвольным и незаконным различиям в обращении;

2) запрещается не различное обращение, а лишь то, что приводит к дискриминации;

3) равенство в обращении является общепризнанным принципом, а различия — исключением;

4) различное или неодинаковое обращение должно применяться не произвольно, а иметь объективное и разумное оправдание;

5) такие различия должны основываться на общепризнанных принципах и нормах международного права, существующих международных договорах и принципе справедливости;

6) различия в обращении должны быть направлены на достижение целей, предусмотренных соответствующими международными соглашениями;

7) неодинаковое обращение, применяемое в отношении определенных групп населения, должно носить временный характер и при достижении поставленных целей быть прекращено.

Различаются принципы равенства и недискриминации и в российском законодательстве. Так, в ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (часть первая) указано: «Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения», а в ч. 2 этой же статьи говорится, что «налоги и сборы не могут иметь дискриминацион-

14 Беляев С.А. Некоторые вопросы развития международно-правового противодействия дискриминации // Право и политика. 2006. № 6. С. 23.

15 См.: ПожидаеваМ.В. Права неграждан и запрещение дискриминации в современном международном праве // Междунар. публичное и частн. право. 2005. № 4.

ный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев»16.

При этом, как отмечает Конституционный Суд РФ, «принцип равного налогового бремени означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований»17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщая теоретические положения, содержание международных документов и российского законодательства, а также практику Конституционного Суда РФ, можно убедиться в существовании самостоятельного конституционного принципа в системе принципов прав личности — принципа недискриминации.

17 Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации” // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1602.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года

Государства-участники настоящей Конвенции,

учитывая, что Устав Организации Объединенных Наций вновь утвердил веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин,

учитывая, что Всеобщая декларация прав человека1 подтверждает принцип недопущения дискриминации и провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в ней, без какого-либо различия, в том числе различия в отношении пола,

учитывая, что на государства — участники Международных пактов о правах человека2 возлагается обязанность обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами,

принимая во внимание международные конвенции, заключенные под эгидой Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений в целях содействия равноправию мужчин и женщин,

учитывая также резолюции, декларации и рекомендации, принятые Организацией Объединенных Наций и специализированными учреждениями в целях содействия равноправию мужчин и женщин,

будучи озабочены, однако, тем, что, несмотря на эти различные документы, по-прежнему имеет место значительная дискриминация в отношении женщин,

напоминая, что дискриминация женщин нарушает причины равноправия и уважения человеческого достоинства, препятствует участию женщины наравне с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны, мешает росту благосостояния общества и семьи и еще больше затрудняет полное раскрытие возможностей женщин на благо своих стран и человечества,

будучи озабочены тем, что в условиях нищеты женщины имеют наименьший доступ к продовольствию, здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и возможностям для трудоустройства, а также к другим потребностям,

будучи убеждены, что установление нового международного экономического порядка, основанного на равенстве и справедливости, будет значительно способствовать обеспечению равенства между мужчинами и женщинами,

подчеркивая, что ликвидация апартеида, всех форм расизма, расовой дискриминации, колониализма, неоколониализма, агрессии, иностранной оккупации и господства и вмешательства во внутренние дела государств является необходимой для полного осуществления прав мужчин и женщин,

подтверждая, что укрепление международного мира и безопасности, ослабление международной напряженности, взаимное сотрудничество между всеми государствами независимо от их социальных и экономических систем, всеобщее и полное разоружение, и в особенности ядерное разоружение под строгим и эффективным международным контролем, утверждение принципов справедливости, равенства и взаимной выгоды в отношениях между странами и осуществление права народов, находящихся под иностранным и колониальным господством и иностранной оккупацией, на самоопределение и независимость, а также уважение национального суверенитета и территориальной целостности государств будут содействовать социальному прогрессу и развитию, и, как следствие этого, будут способствовать достижению полного равенства между мужчинами и женщинами,

будучи убеждены в том, что полное развитие стран, благосостояние всего мира и дело мира требуют максимального участия женщин наравне с мужчинами во всех областях,

учитывая значение вклада женщин в благосостояние семьи и в развитие общества, до сих пор не получившего полного признания, социальное значение материнства и роли обоих родителей в семье и в воспитании детей и сознавая, что роль женщины в продолжении рода не должна быть причиной дискриминации, поскольку воспитание детей требует совместной ответственности мужчин и женщин и всего общества в целом,

памятуя о том, что для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и в семье,

преисполненные решимости осуществить принципы, провозглашенные в Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин, и для этой цели принять меры, необходимые для ликвидации такой дискриминации во всех ее формах и проявлениях,

согласились о нижеследующем:

Часть I

Для целей настоящей Конвенции понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.

Государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:

а) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;

b) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;

с) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;

d) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;

е) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;

f) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;

g) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.

Статья 3

Государства-участники принимают во всех областях, и в частности в политической, социальной, экономической и культурной областях, все соответствующие меры, включая законодательные, для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин, с тем чтобы гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами.

Статья 4

1. Принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается, как это определяется настоящей Конвенцией, дискриминационным, однако оно ни в коей мере не должно влечь за собой сохранение неравноправных или дифференцированных стандартов; эти меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения,

2. Принятие государствами-участниками специальных мер, направленных на охрану материнства, включая меры, содержащиеся в настоящей Конвенции, не считается дискриминационным.

Статья 5

Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью:

а) изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин;

b) обеспечить, чтобы семенное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими.

Государства-участники принимают все соответствующие меры, включая законодательные, для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин.

Часть II

Статья 7

Государства-участники принимают все соответствующие меры по ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни страны и, в частности, обеспечивают женщинам на равных условиях с мужчинами право:

а) голосовать на всех выборах и публичных референдумах и избираться во все публично избираемые органы;

b) участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления;

c) принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами общественной и политической жизни страны.

Статья 8

Государства-участники принимают все соответствующие меры, чтобы обеспечить женщинам возможность на равных условиях с мужчинами и без какой-либо дискриминации представлять свои правительства на международном уровне и участвовать в работе международных организаций.

Статья 9

1. Государства-участники предоставляют женщинам равные с мужчинами права в отношении приобретения, изменения или сохранения их гражданства. Они, в частности, обеспечивают, что ни вступление в брак с иностранцем, ни изменение гражданства мужа во время брака не влекут за собой автоматического изменения гражданства жены, не превращают ее в лицо без гражданства и не могут заставить ее принять гражданство мужа.

2. Государства-участники предоставляют женщинам равные с мужчинами права в отношении гражданства их детей.

Часть III

Статья 10

Государства-участники принимают все соответствующие меры для того, чтобы ликвидировать дискриминацию в отношении женщин, с тем чтобы обеспечить им равные права с мужчинами в области образования и, в частности, обеспечить на основе равенства мужчин и женщин:

а) одинаковые условия для ориентации в выборе профессии или специальности, для доступа к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий как в сельских, так и в городских районах; это равенство обеспечивается в дошкольном, общем, специальном и высшем техническом образовании, а также во всех видах профессиональной подготовки;

b) доступ к одинаковым программам обучения, одинаковым экзаменам, преподавательскому составу одинаковой квалификации, школьным помещениям и оборудованию равного качества;

с) устранение любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин на всех уровнях и во всех формах обучения путем поощрения совместного обучения и других видов обучения, которые будут содействовать достижению этой цели, и, в частности, путем пересмотра учебных пособий и школьных программ и адаптации методов обучения;

d) одинаковые возможности получения стипендий и других пособий на образование;

е) одинаковые возможности доступа к программам продолжения образования, включая программы распространения грамотности среди взрослых и программы функциональной грамотности, направленные, в частности, на сокращение как можно скорее любого разрыва в знаниях мужчин и женщин;

f) сокращение числа девушек, не заканчивающих школу, и разработку программ для девушек и женщин, преждевременно покинувших школу;

g) одинаковые возможности активно участвовать в занятиях спортом и физической подготовкой;

h) доступ к специальной информации образовательного характера в целях содействия обеспечению здоровья и благосостояния семей, включая информацию и консультации о планировании размера семьи.

Статья 11

1. Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин равные права, в частности:

а) право на труд как неотъемлемое право всех людей;

b) право на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме;

с) право на свободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности и гарантию занятости, а также на пользование всеми льготами и условиями работы, на получение профессиональной подготовки и переподготовки, включая ученичество, профессиональную подготовку повышенного уровня и регулярную переподготовку;

d) право на равное вознаграждение, включая получение льгот, на равные условия в отношении труда равной ценности, а также на равный подход к оценке качества работы;

е) право на социальное обеспечение, в частности в случае ухода на пенсию, безработицы, болезни, инвалидности, по старости и в других случаях потери трудоспособности, а также право на оплачиваемый отпуск;

f) право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода.

2. Для предупреждения дискриминации в отношении женщин по причине замужества или материнства и гарантирования им эффективного права на труд государства-участники принимают соответствующие меры для того, чтобы:

а) запретить, под угрозой применения санкций, увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении;

b) ввести оплачиваемые отпуска или отпуска с сопоставимыми социальными пособиями по беременности и родам без утраты прежнего места работы, старшинства или социальных пособий;

с) поощрять предоставление необходимых дополнительных социальных услуг, с тем чтобы позволить родителям совмещать выполнение семейных обязанностей с трудовой деятельностью и участием в общественной жизни, в частности посредством создания и расширения сети учреждений по уходу за детьми;

d) обеспечивать женщинам особую защиту в период беременности на тех видах работ, вредность которых для их здоровья доказана.

3. Законодательство, касающееся защиты прав, затрагиваемых в настоящей статье, периодически рассматривается в свете научно-технических знаний, а также пересматривается, отменяется или расширяется, насколько это необходимо.

1. Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области здравоохранения, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин доступ к медицинскому обслуживанию, в частности в том, что касается планирования размера семьи.

2. Независимо от положении пункта 1 настоящей статьи, государства-участники обеспечивают женщинам соответствующее обслуживание в период беременности, родов и послеродовой период, предоставляя, когда это необходимо, бесплатные услуги, а также соответствующее питание в период беременности и кормления.

Статья 13

Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в других областях экономической и социальной жизни, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин равные права, в частности:

а) право на семейные пособия;

b) право на получение займов, ссуд под недвижимость и других форм финансового кредита;

с) право участвовать в мероприятиях, связанных с отдыхом, занятиях спортом и во всех областях культурной жизни.

Статья 14

1. Государства-участники принимают во внимание особые проблемы, с которыми сталкиваются женщины, проживающие в сельской местности, и значительную роль, которую они играют в обеспечении экономического благосостояния своих семей, в том числе их деятельность в нетоварных отраслях хозяйства, и принимают все соответствующие меры для обеспечения применения положений настоящей Конвенции к женщинам, проживающим в сельской местности.

2. Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в сельских районах, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин их участие в развитии сельских районов и в получении выгод от такого развития и, в частности, обеспечивают таким женщинам право:

а) участвовать в разработке и осуществлении планов развития на всех уровнях;

b) на доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию, включая информацию, консультации и обслуживание по вопросам планирования размера семьи;

с) непосредственно пользоваться благами программ социального страхования;

d) получать все виды подготовки и формального и неформального образования, включая функциональную грамотность, а также пользоваться услугами всех средств общинного обслуживания, консультативных служб по сельскохозяйственным вопросам, в частности для повышения их технического уровня;

е) организовывать группы самопомощи и кооперативы, с тем чтобы обеспечить равной доступ к экономическим возможностям посредством работы по найму или независимой трудовой деятельности;

f) участвовать во всех видах коллективной деятельности;

g) на доступ к сельскохозяйственным кредитам и займам, системе сбыта, соответствующей технологии и на равный статус в земельных и аграрных реформах, а также в планах перезаселения земель;

h) пользоваться надлежащими условиями жизни, особенно жилищными условиями, санитарными услугами, электро- и водоснабжением, а также транспортом и средствами связи.

Часть IV

1. Государства-участники признают за женщинами равенство с мужчинами перед законом.

2. Государства-участники предоставляют женщинам одинаковую с мужчинами гражданскую правоспособность и одинаковые возможности ее реализации. Они, в частности, обеспечивают им равные права при заключении договоров и управлении имуществом, а также равное отношение к ним на всех этапах разбирательства в судах и трибуналах.

3. Государства-участники соглашаются, что все договоры и все другие частные документы любого рода, имеющие своим правовым последствием ограничение правоспособности женщин, считаются недействительными.

4. Государства-участники предоставляют мужчинам и женщинам одинаковые права в отношении законодательства, касающегося передвижения лиц и свободы выбора места проживания и местожительства.

Статья 16

1. Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, и, в частности, обеспечивают на основе равенства мужчин и женщин:

а) одинаковые права на вступление в брак;

b) одинаковые права на свободный выбор супруга и на вступление в брак только со своего свободного и полного согласия;

c) одинаковые права и обязанности в период брака и при его расторжении;

d) одинаковые права и обязанности мужчин и женщин как родителей, независимо от их семейного положения, в вопросах, касающихся их детей; во всех случаях интересы детей являются преобладающими;

е) одинаковые права свободно и ответственно решать вопрос о числе детей и промежутках между их рождениями и иметь доступ к информации, образованию, а также средствам, которые позволяют им осуществлять это право;

f) одинаковые права и обязанности быть опекунами, попечителями, доверителями и усыновителями детей или осуществлять аналогичные функции, когда они предусмотрены национальным законодательством; во всех случаях интересы детей являются преобладающими;

g) одинаковые личные права мужа и жены, в том числе право выбора фамилии, профессии и занятия;

h) одинаковые права супругов в отношении владения, приобретения, управления, пользования и распоряжения имуществом как бесплатно, так и за плату.

2. Обручение и брак ребенка не имеют юридической силы, и принимаются все необходимые меры, включая законодательные, с целью определения минимального брачного возраста и обязательной регистрации браков в актах гражданского состояния.

Часть V

1. Для рассмотрения хода осуществления настоящей Конвенции учреждается Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (далее именуемый Комитет), состоящий в момент вступления Конвенции в силу из восемнадцати, а после ее ратификации или присоединения к ней тридцать пятого государства-участника — из двадцати трех экспертов, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией. Эти эксперты избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в своем личном качестве, при этом учитывается справедливое географическое распределение и представительство различных форм цивилизации, а также основных правовых систем.

2. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство-участник может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан.

3. Первоначальные выборы проводятся через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции. По меньшей мере за три месяца до срока проведения каждых выборов Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций направляет государствам-участникам письмо с предложением представить свои кандидатуры в течение двух месяцев. Генеральный секретарь готовит список, в котором в алфавитном порядке внесены все выдвинутые таким образом лица с указанием государств-участников, которые выдвинули их, и представляет этот список государствам-участникам.

4. Выборы членов Комитета проводятся на заседании государств-участников, созываемом Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этом заседании, на котором две трети государств-участников составляют кворум, лицами, выбранными в Комитет, считаются те кандидаты, которые получают наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов представителей государств-участников, присутствующих и принимающих участие в голосовании.

5. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Однако срок полномочий девяти членов, избранных на первых выборах, истекает по прошествии двух лет; сразу же после проведения первых выборов фамилии этих девяти членов выбираются по жребию Председателем Комитета.

6. Избрание пяти дополнительных членов Комитета проводится в соответствии с положениями пунктов 2, 3 и 4 настоящей статьи после ратификации или присоединения к Конвенции тридцать пятого государства. Срок полномочий двух дополнительных членов, избранных таким образом, истекает по прошествии двух лет; фамилии этих двух членов выбираются по жребию Председателем Комитета.

7. Для заполнения непредвиденных вакансий государство-участник, эксперт которого прекратил функционировать в качестве члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих граждан при условии одобрения Комитетом.

8. Члены Комитета получают утверждаемое Генеральной Ассамблеей вознаграждение из средств Организации Объединенных Наций в порядке и на условиях, устанавливаемых Ассамблеей с учетом важности обязанностей Комитета.

9. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций предоставляет необходимый персонал и материальные средства для эффективного осуществления функций Комитета в соответствии с настоящей Конвенцией.

1. Государства-участники обязуются представлять Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для рассмотрения Комитетом доклады о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых ими для выполнения положений настоящей Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в этой связи:

а) в течение одного года со дня вступления настоящей Конвенции в силу для заинтересованного государства;

b) после этого по крайней мере через каждые четыре года и далее тогда, когда об этом запросит Комитет.

2. В докладах могут указываться факторы и трудности, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящей Конвенции.

1. Комитет утверждает свои собственные правила процедуры.

2. Комитет избирает своих должностных лиц на двухлетний срок.

Статья 20

1. Комитет ежегодно проводит заседания, как правило, в течение периода, не превышающего двух недель, с целью рассмотрения докладов, представленных в соответствии со статьей 18 настоящей Конвенции.

2. Заседания Комитета, как правило, проводятся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций или в любом ином подходящем месте, определенном Комитетом.

Статья 21

1. Комитет ежегодно через Экономический и Социальный Совет представляет доклад Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций о своей деятельности и может вносить предложения и рекомендации общего характера, основанные на изучении докладов и информации, полученных от государств-участников. Такие предложения и рекомендации общего характера включаются в доклад Комитета наряду с замечаниями государств-участников, если таковые имеются.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций препровождает доклады Комитета Комиссии по положению женщин для ее информации.

Статья 22

Специализированные учреждения имеют право быть представленными при рассмотрении вопросов об осуществлении таких положений настоящей Конвенции, которые входят в сферу их деятельности. Комитет может предложить специализированным учреждениям представить доклады об осуществлении Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности.

Часть VI

Статья 23

Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает какие-либо способствующие достижению равноправия между мужчинами и женщинами положения, которые могут содержаться:

а) в законодательстве государства-участника; или

b) в какой-либо другой международной конвенции, договоре или соглашении, имеющих силу для такого государства.

Статья 24

Государства-участники обязуются принимать все необходимые меры на национальном уровне для достижения полной реализации прав, признанных в настоящей Конвенции.

Статья 25

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания ее всеми государствами.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назначается депозитарием настоящей Конвенции.

3. Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

4. Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней всех государств. Присоединение осуществляется путем сдачи документа о присоединении на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 26

1. Просьба о пересмотре настоящей Конвенции может быть представлена в любое время любым из государств-участников путем письменного сообщения на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

2. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, если она признает необходимым принятие каких-либо мер, принимает решение о том, какие именно меры необходимо принять в отношении такой просьбы.

Статья 27

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение его ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 28

1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций получает и рассылает всем государствам текст оговорок, сделанных государствами в момент ратификации или присоединения.

2. Оговорка, не совместимая с целями и задачами настоящей Конвенции, не допускается.

3. Оговорки могут быть сняты в любое время путем соответствующего уведомления, направленного на имя Генерального секретаря, который затем сообщает об этом всем государствам-участникам. Такое уведомление вступает в силу со дня его получения.

Статья 29

1. Любой спор между двумя или несколькими государствами-участниками относительно толкования или применения настоящей Конвенции, не решенный путем переговоров, передается по просьбе одной из сторон на арбитражное разбирательство. Если в течение шести месяцев с момента подачи заявления об арбитражном разбирательстве сторонам не удалось прийти к согласию относительно организации арбитражного разбирательства, любая из этих сторон может передать данный спор в Международный Суд путем подачи заявления в соответствии со Статутом Суда.

2. Каждое государство-участник может во время подписания или ратификации настоящей Конвенции или присоединения к ней заявить о том, что оно не считает себя связанным обязательствами, содержащимися в пункте 1 этой статьи. Другие государства-участники не несут обязательств, вытекающих из указанного пункта данной статьи, в отношении какого-либо государства-участника, сделавшего подобную оговорку.

3. Любое государство-участник, сделавшее оговорку в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, может в любое время снять свою оговорку путем уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья 30

Настоящая Конвенция, тексты которой на русском, английском, арабском, испанском, китайском и французском языках являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

1 Резолюция 217 А (III).

2 Резолюция 2200 А (XXI), приложение.

Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, тридцать четвертая сессия, Дополнение № 46, стр. 250–254.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования — это многосторонний договор, принятый ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г. в Париже и вступивший в силу 22 мая 1962 г., который направлен на борьбу с дискриминацией, культурной или религиозной ассимиляцией или расовой сегрегацией в области образования . Конвенция также гарантирует свободный выбор религиозного образования и частных школы , а также право пользования или обучать свои собственные языки для национальных меньшинств . Конвенция запрещает любые оговорки . Конвенция вступает в силу для каждого государства через 12 месяцев после сдачи на хранение ратификационной грамоты. По состоянию на октябрь 2019 года участниками Конвенции были 104 государства ( Китай денонсировал также территориальные отношения с Макао ).

Существует дополнительный Протокол об учреждении Комиссии по примирению и добрым услугам , который был принят 10 декабря 1962 года и вступил в силу 24 октября 1968 года в подписавших его государствах. По состоянию на октябрь 2019 года Протокол насчитывает 37 участников (включая Вьетнам ; Вьетнам после объединения не выразил позицию относительно того, сможет ли он преуспеть до объединения Южного Вьетнама в качестве члена Протокола).

Настоящая Конвенция также упоминается в преамбуле в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ООН Международной конвенции о защите прав всех трудящихся — мигрантов и членов их семей .