Конвенции ООН

«Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, – напомнил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. – За двухлетний период 2012-2014 годов подготовлен первый для нашей страны Доклад в ООН о выполнении в России ее норм и положений». Доклад направлен в МИД России, его внесение в Комитет ООН планируется до 25 сентября 2014 года.

«В продолжение этой работы в регионах, в отраслях, в стране в целом будет организован постоянный мониторинг положения инвалидов и выполнения Конвенции о правах инвалидов», – заявил Максим Топилин.

Для этого предстоит разработать новые отраслевые программы и формы статистических наблюдений, а также создать федеральный реестр инвалидов.

«При подготовке доклада были учтены предложения и замечания отечественных и международных экспертов по этой проблематике, общественных организаций инвалидов, различных министерств и ведомств, регионов, использованы итоги конференций ООН с участием представителей Минтруда России», – отметил Министр.

По его словам, за период после ратификации Конвенции была проделана серьезная работа по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Было принято 12 законодательных актов в сфере соцзащиты инвалидов. Ими, в частности, определены особенности организации образования инвалидов; установлены требования к оснащению специальных рабочих мест для инвалидов; обеспечена доступность воздушных перевозок для инвалидов; расширены сферы использования русского жестового языка.

Принята и реализуется беспрецедентная по масштабам преобразований и используемых средств государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Она предусматривает создание безбарьерной среды, совершенствование системы экспертизы и реабилитации инвалидов, включение инвалидов в различные сферы жизнедеятельности, в том числе в образование, спорт, культуру, общественную жизнь.

«Минтруд России готовит предложения о пролонгации этой программы на период 2016-2020 годов, особый акцент планируется сделать на развитии системы реабилитации инвалидов», – заявил Максим Топилин.

Он также напомнил, что Госдумой России принят в первом чтении законопроект, вносящий изменения в 25 законов, регулирующих оказание инвалидам услуг в сферах транспорта, культуры, информации, здравоохранения, связи, жилищно-коммунального хозяйства.

«Законодательно закрепляются действия соответствующих органов власти по обеспечению безусловного соблюдения прав инвалидов, в том числе в части создания безбарьерной среды, оказания им помощи в получении услуг и в преодолении барьеров, мешающих жить и работать», – отметил глава Минтруда России.

Законопроектом предусматривается определить с учетом норм Конвенции взаимоувязанную систему полномочий и порядков действия органов власти по оказанию помощи инвалидам в реализации всех общегражданских прав.

«На практике, – отметил Максим Топилин, – это будет означать, что органы власти и организации, оказывающие услуги населению, будут обязаны создавать необходимые условия жизнедеятельности для людей с различными формами инвалидности: по слуху, по зрению, нарушениями опорно-двигательного аппарата».

«Несоблюдение этих условий будет квалифицироваться как дискриминация по признаку инвалидности, – подчеркнул Министр. – Законопроектом устанавливается её недопустимость».

«Это пока первые шаги, но курс на интеграцию инвалидов в общество взят и мы эту работу продолжим», – резюмировал Министр Максим Топилин.

16-20 декабря 2019 г. в Абу-Даби российская межведомственная делегация под руководством посла по особым поручениям А.Л.Аветисяна приняла участие в 8-й сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции (КПК), крупнейшем международном антикоррупционном форуме.

Повестка дня мероприятия охватывала все основные составляющие работы по линии КПК — обзор хода осуществления Конвенции, оказание технического содействия, предупреждение коррупции, возвращение активов, международное сотрудничество, — а также проведение специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН против коррупции в 2021 г.

По итогам Конференции принято 15 резолюций по различной тематике. В их числе – инициированная Россией резолюция «О предупреждении коррупции в спорте», в число соавторов которой вошло 14 государств-участников КПК из всех региональных групп ООН.

Большое внимание привлекла организованная Россий совместно со странами БРИКС и СНГ «на полях» форума международная выставка социальной рекламы антикоррупционной направленности «Вместе против коррупции!». По инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации состоялось специальное мероприятие по укреплению международного сотрудничества в сфере выявления коррупционных правонарушений вне рамок уголовного преследования с участием профильных экспертов из России, Бразилии, Индии, Китая, а также представителей Управления ООН по наркотикам и преступности, Группы государств против коррупции Совета Европы и Международной антикоррупционной академии.

Конференция позволила «подсветить» российские подходы к проблематике противодействия коррупции, обсудить передовые наработки и наиболее острые вопросы выявления коррупционных правонарушений, определить дальнейшие шаги по укреплению международного сотрудничества в данной области.

Следующая сессия Конференции запланирована на 2021 г. в Египте.

<Письмо> Рособрнадзора от 14.11.2016 N 05-616 <О направлении методических рекомендаций для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья>

Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;

Приказ Минприроды России от 10.05.2016 N 282 О внесении изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов

В соответствии с Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2280), пунктом 12 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 27, ст. 3880; 2014, N 49, ст. 6928) приказываю:

Приказ Минтранса России от 01.12.2015 N 347 Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи

а) по созданию (с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов) условий доступности объектов, транспортных средств и предоставления услуг в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ (в случаях, когда действующие объекты, транспортные средства невозможно полностью приспособить для нужд пассажиров из числа инвалидов);

Приказ Минпромторга России от 18.12.2015 N 4146 Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, их территориальными органами, подведомственными организациями и учреждениями, организациями, предоставляющими услуги населению в сферах, правовое регулирование которых осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи

13. По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем государственных услуг Комиссией для включения в Паспорт доступности разрабатываются (с учетом положений Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2280), об обеспечении «разумного приспособления» и «универсального дизайна»), предложения по принятию управленческих решений, в том числе:

Приказ Минспорта России от 24.08.2015 N 825 Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи

11. По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг Комиссией разрабатываются предложения по принятию управленческих решений (с учетом положений Конвенции о правах инвалидов, принятой в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 6, ст. 468) и Федерального закона от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2280) по обеспечению «разумного приспособления» и «универсального дизайна»), которые включаются в паспорт, в том числе:

Приказ Минюста России от 02.10.2015 N 233 Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы

1. Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях (далее — осужденные), подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в целях реализации положений Федерального закона от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2280), а также обеспечения инвалидам из числа осужденных необходимых условий для прохождения медико-социальной экспертизы.

<Письмо> Минобрнауки России от 01.09.2014 N ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей» (вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей»)

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Постановление ЦИК России от 20.05.2015 N 283/1668-6 «О Рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации»

1.2. Каждый гражданин Российской Федерации, являющийся инвалидом, имеет право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через свободно избранных им тайным голосованием представителей, лично участвовать в тайном голосовании, основанном на всеобщем и равном праве, гарантированном, в частности, такими международно-правовыми актами, как Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (ратифицирована Российской Федерацией — Федеральный закон от 2 июля 2003 года N 89-ФЗ), Конвенция ООН о правах инвалидов (ратифицирована Российской Федерацией — Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ), а также Рекомендации по совершенствованию законодательства государств — участников МПА СНГ в соответствии с международными избирательными стандартами (приложение к постановлению Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 16 мая 2011 года N 36-11).

<Письмо> Минобрнауки России от 18.06.2013 N ИР-590/07 «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Рекомендациями по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

<1> Ратифицирована Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Необходимо обеспечивать возможность полноценного общения находящихся в организациях для детей-сирот с внешним миром, максимальную открытость указанных организаций как для детей, так и для общества.

Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2181-р <Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы>

В 2013 — 2030 годах прогнозируется поэтапное существенное улучшение показателей роста реабилитации и социальной интеграции инвалидов по направлениям, предусмотренным Конвенцией о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы.

3 мая 2012 года

N 46-ФЗ

Принят Государственной Думой 25 апреля 2012 года

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2012 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

Ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, подписанную от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 24 сентября 2008 года.

Москва, Кремль 3 мая 2012 года N 46-ФЗ

Президент Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ

Возможно Вас заинтересует каталог оборудования для реализации доступной среды

  • Пандусы, лифты;
  • Системы вызова персонала;
  • Специализированная сантехника для инвалидов;
  • Поручни для инвалидов для санузлов;
  • Оборудование для контрастного обозначения препятствий и ступеней на пути следования;
  • Тактильные направляющие полосы в помещении и на прилегающей территории;
  • Тактильные знаки, пиктограммы, мнемосхемы;
  • Дверные ручки для инвалидов;
  • Оборудование для путей эвакуаций и эвакуационных выходов;
  • Поручни и защита стен (отбойники)
  • Индукционные петли для инвалидов по слуху в прикассовых зонах и других местах получения информации;
  • Многофункциональные информационные терминалы.

Проконсультируйтесь с нами, и мы обязательно предоставим вам экспертное решение.

Если перед вами стоит задача по организации доступной среды для МГН на вашем объекте, мы готовы разработать для вас комплексные решения от проекта до поставки оборудования. Наши сильные стороны — оперативность и индивидуальный подход к каждому проекту.

ООО «ТД «СЕМИВЕР”

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, и за 6 лет в России основательно переработано законодательство, затрагивающее права инвалидов.

За 6 лет в России основательно переработано законодательство, затрагивающее права инвалидов.

В 2017 году Российская Федерация подвела итоги пятилетней работы по выполнению Конвенции ООН о правах инвалидов, которая была ратифицирована в 2012 году.

За 6 лет российское законодательство в этой сфере основательно переработано в целях реализации идей безбарьерной среды, инклюзивности и разумного приспособления. Существенно дополнено законодательство, затрагивающее права инвалидов в важных сферах жизнедеятельности – в образовании, культуре, на транспорте, в спорте, а также в сфере трудовой занятости инвалидов.

Изменения в духе Конвенции внесены более чем в 40 федеральных и 750 региональных законов, в 2,5 тыс. административных регламентов предоставления государственных услуг.

С 2016 года начата реализация практических действий и в негосударственном секторе экономики.

Создана новая система показателей статистической отчётности, позволяющая оценивать выполнение наиболее важных для инвалидов норм Конвенции. Общее количество показателей, по которым ведётся мониторинг выполнения Конвенции, включает 248 параметров.

По государственной программе «Доступная среда» при участии общественных организаций инвалидов идёт приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в сферах здравоохранения, социальной защиты, спорта и физической культуры, информации и связи, культуры, на транспорте, в образовании.

За 6 лет оборудовано более 18 тыс. приоритетных объектов, что составляет 51,3% от общего количества приоритетных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов.

В 2016 году проведены репрезентативные социологические исследования, которые позволили определить, насколько сами инвалиды отмечают изменения в отношении к их проблемам, а также в формировании доступной среды. Доля инвалидов, отмечающих положительные сдвиги в отношении общества к их проблемам, составила 50,8%.

Выработан механизм создания адресно оборудованных (оснащённых) рабочих мест для инвалидов.

Ежегодно с 2013 года создаётся не менее 14,2 тыс. специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Всего за счёт федерального бюджета с 2013 по 2015 год создано 44,2 тыс. специально оборудованных рабочих мест.

Создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к специальным рабочим местам, позволило увеличить количество оборудованных (оснащённых) рабочих мест, на которые трудоустроены инвалиды-колясочники, в 6,5 раза.

В 2017 году Правительством утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 годы. Основные направления плана мероприятий предусматривают совершенствование механизма контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места, повышение эффективности работы органов службы занятости, создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.

В соответствии с Планом принят Федеральный закон от 29 декабря 2017 года №476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации”» по организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов.

Закон предусматривает:

— инициативный характер деятельности органов службы занятости в отношении инвалидов при их согласии (такое согласие инвалид может дать при освидетельствовании или в личном кабинете федерального реестра инвалидов);

— услугу по организации сопровождения при содействии занятости инвалида;

— оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду (в том числе в формировании пути его передвижения до места работы и обратно);

— организацию взаимодействия незанятого инвалида с работодателем.

Закон также предусматривает выделение при необходимости наставника инвалиду и оказание методической помощи работодателю со стороны служб занятости.

Начиная с 2017 года субъекты Федерации приступили к реализации региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

С 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система – федеральный реестр инвалидов.

В Реестре каждому инвалиду предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации. Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу. Реестр интегрирован с базой вакансий «Работа в России», что позволит информировать инвалидов о подходящих вакансиях.

К настоящему времени условия для инклюзивного образования созданы в 9341 школе (21,5% от общего количества школ). В школах создаётся универсальная безбарьерная среда, они оснащаются специальным оборудованием для обучения детей-инвалидов.

Растёт число коррекционных классов при общеобразовательных школах. В настоящее время в 39 944 подобных классах обучаются 270 514 детей-инвалидов. За 6 лет более 45 тысяч педагогических работников и специалистов базовых школ прошли повышение квалификации по программам, связанным с образованием детей-инвалидов.

Всё больше инвалидов и лиц с ограничениями по здоровью становятся студентами колледжей: в 2017 году их количество составило 50 736, что на 3,6% больше, чем в 2016 году. В 2016–2017 годах создано 80 базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, в 74 субъектах Федерации.

Отмечается тенденция к включению большего числа детей-инвалидов в дополнительное образование. В 2016–2017 учебном году по программам дополнительного образования занималось 60 625 детей-инвалидов (на 11 765 детей больше, чем в 2015 году) и 83 413 детей с ограничениями по здоровью.

Обеспечивается доступность высшего образования для инвалидов и лиц с ограничениями по здоровью. Увеличивается численность лиц с инвалидностью, поступающих в вузы: в 2017 году – 6926 человек, в 2016 году – 6132 человека.

В 3,5 раза увеличилось число лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся физкультурой и спортом (2012 год – 3,5% от числа таких граждан, 2016 год – 12,1%, 2017 год – 14,1%).