Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В СЕКТОРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Е. А. БАЕВА

В статье рассматриваются концептуальные основы государственного бухгалтерского учета и отчетности, значение нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» как нормативного акта, устанавливающего единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создающего единый правовой механизм регулирования бухгалтерского учета.

Ключевые слова концепция государственного бухгалтерского учета, международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности для сектора государственного управления (МСФО ОС), учетная система государственного (муниципального) учреждения.

На современном этапе бюджетной реформы в рамках разработки и реализации Федерального закона № 8Э-ФЗ сформировалась концепция государственного бухгалтерского учета как система взглядов, выражающая определенный способ видения, понимания, трактовки понятий, явлений, процессов бухгалтерского учета в секторе государственного управления.

На сегодня она объединяет:

— концептуальные основы разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности в государственном секторе.

— К онцептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе.

Основным документом, определяющим порядок создания и внедрения федеральных стандартов учета и финансовой отчетности в секторе государственного управления, соответствующих МСФО ОС, являются Концептуальные основы разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности. Оптимальность и действенность системы государственного учета должны обеспечивать Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе.

Предпосылками для их разработки послужили:

— базовые законы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в учреждениях сектора государственного управления: Федеральный закон № 83-ФЗ, вступивший в действие с 1 января 2011 г., и Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г.;

— международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности для сектора государственного управления (одна из задач в рамках методологической деятельности Министерства финансов Российской Федерации — это работа по гармонизации отечественных национальных учетных и отчетных процедур с международными стандартами);

— формирование отдельных элементов операций сектора государственного управления на базе Руководства по статистике государственных финансов;

— появление в секторе государственного управления трех типов государственных (муниципальных) учреждений (казенные, бюджетные, автономные), которые относятся к некоммерческим организациям, являются участниками бюджетного процесса и обладают гораздо большей самостоятельностью и ответственностью ;

— публично-правовые образования, как органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя при относительно полной (для каждого типа учреждений своей) самостоятельности государственных (муниципальных) учреждений, несущие ответственность за их деятельность учреждения подконтрольны учредителю являются единицами сектора государственного управления;

— учетная система государственного (муниципального) учреждения, независимо от его типа, должна давать возможность учредителям, финансовым органам получать информацию о ходе и качестве оказания учреждением государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципаль-

ных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления за счет средств соответствующего бюджета;

— учетная система государственных (муниципальных) учреждений должна быть единой и обеспечивать сопоставимость результатов их деятельности, а также формировать сводную отчетность публично-правовых образований.

Цель разработки концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе состоит в определении порядка организации и ведения бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской отчетности субъектами государственного сектора РФ, а также их взаимоотношений с внешними пользователями информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

Концепция государственного бухгалтерского учета является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и призвана:

— быть основой разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по государственному бухгалтерскому учету;

— быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;

— помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности;

— обеспечивать специалистов, занятых регулированием бухгалтерского учета, информацией о подходах, используемых при проведении этой работы;

— определять основы организации и ведения бухгалтерского учета организациями сектора государственного управления, видов их деятельности и организационно-правовых форм;

— формировать единую систему государственного бухгалтерского учета для всех типов государственных (муниципальных) учреждений, сопоставимых между собой и формирующих отчетность публично-правовых образований.

Основные положения концепции государственного бухгалтерского учета для организаций сектора государственного управления отражены в новом Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Целями данного нормативного акта является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финан-

совой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Его положения применяются в отношении:

— коммерческих и некоммерческих организаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

— Банка России;

— индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой; находящихся на территории РФ филиалов, представительств и иных структурных подразделений иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;

— ведения бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, составления бюджетной отчетности;

— ведения доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества;

— ведения одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета;

— ведения бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции.

Таким образом, действие Закона № 402-ФЗ в полной мере распространяется на государственные (муниципальные) учреждения. Новым законом введен термин «организация государственного сектора». С 1 января 2013 г. так называют государственное (муниципальное) учреждение, государственную академию наук, государственный орган, орган местного самоуправления, орган управления государственных внебюджетных фондов и орган управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

В рамках реализации концепции государственного бухгалтерского учета в Российской Федерации устанавливаются четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в организациях государственного сектора:

— 1-й уровень — федеральные стандарты бухгалтерского учета (в рамках разработки законопроекта соединились национальные стандарты хозяйственного учета и отдельные национальные стандарты государственного бухгалтерского учета). Данный уровень представлен Единым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению № 157н;

— 2-й уровень — отраслевые стандарты бухгалтерского учета (в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ отраслевые стандарты играют очень важную роль в рамках реализации деятельности той или иной отрасли с учетом ее специфики и особенностей и разрабатываются отраслевыми министерствами и ведомствами);

— 3-й уровень — это инструкции о порядке ведения учета, которые уже более детально описывают процедуры применения национальных стандартов, они представлены Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (№ 162н — для казенных учреждений, № 174н — для бюджетных учреждений, № 183н -для автономных учреждений соответственно);

— 4-й уровень — это учетная политика учреждения, представляющая собой стандарты экономической деятельности субъекта бухгалтерского учета, участника экономической деятельности.

При этом к разработке методологии учета Закон № 402-ФЗ устанавливает новый принципиальный подход, закрепляя международные стандарты (МСФО ОС) в качестве основы для формирования национальных стандартов бухгалтерского учета.

Национальные стандарты учета и отчетности в государственном секторе призваны обеспечить:

— адаптацию МСФО ОС в Российской Федерации;

— состав основных пользователей бухгалтерской отчетности субъектов общественного сектора, требования которых к составу показателей отчетности, ее качеству, оперативности существенны при разработке федеральных стандартов;

— перечень форм бухгалтерской отчетности субъектов общественного сектора, отвечающий требованиям основных пользователей;

— целевую степень соответствия российских стандартов бухгалтерского учета и отчетности МСФО ОС;

— взаимосвязи бухгалтерского учета и бюджетного планирования;

— структуру стандартов бухгалтерского учета и отчетности в общественном секторе с учетом МСФО ОС;

— адекватную ситуации систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в общественном секторе в Российской Федерации.

В условиях рыночных отношений резко возрастает значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности, так как анализ ее показателей позволяет определить истинное имущественное и финансовое положение организации.

Бухгалтерская (бюджетная) отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на основе данных бухгалтерского (бюджетного) учета.

Цель бухгалтерской (бюджетной) отчетности -представить пользователям отчетности информацию о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств субъектов государственного сектора за отчетный период, а также об использовании субъектами государственного сектора ресурсов и степени достижения ими поставленных целей деятельности по оказанию услуг (выполнению других функций, для осуществления которых они созданы).

Бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа, результаты которого используются для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, оценки эффективности деятельности ее руководства, выбора направлений инвестирования капитала .

Посредством бухгалтерской (бюджетной) отчетности реализуется основная задача бухгалтерского (бюджетного) учета — формировать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Одна из главных причин реформирования бухгалтерского (бюджетного) учета заключается в необходимости применения унифицированных форм отчетности, которые могли бы стать общепризнанными, понятными для широкого круга пользователей. В данном контексте речь идет об отчетности общего назначения, т. е. публичной.

Она нужна, прежде всего, внешним пользователям, не имеющим возможности ознакомиться со специально подготовленной информацией (например, со сведениями, которые учреждения подают вышестоящей организации по ее указаниям, или с информацией, представленной в бюджетной отчетности). К пользователям финансовой отчетности общего назначения можно отнести налогоплательщиков, представителей законодательной власти, кредиторов, поставщиков, представителей средств массовой информации и наемных работников.

Необходимость обеспечить возможность прочтения отчетности широкому кругу пользова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

телей объясняется, прежде всего, публичным характером государственных доходов и расходов.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют свои публичные функции, оказывают государственные и муниципальные услуги и в этой связи выступают как участники экономической деятельности, являются кредиторами и заемщиками средств на внутреннем и внешних рынках.

Таким образом, весьма целесообразной представляется гармонизация отчетности субъектов сектора государственного управления и хозяйствующих субъектов других секторов экономики страны, сближение международных и национальных стандартов для достижения единообразия и сопоставимости финансовой отчетности во всем мире.

Финансовая отчетность общего назначения может носить прогнозный или перспективный характер благодаря сведениям, полезным для прогнозирования уровня ресурсов, которые необходимы для продолжения деятельности и могут генерироваться в результате ее ведения и сопутствующих этому рисков и неопределенностей.

Концепция государственной бухгалтерской отчетности определяется как система взглядов, выражающая определенный способ видения, понимания, трактовки понятий, явлений, процессов формирования информационных данных в рамках бухгалтерского (бюджетного) учета в секторе государственного управления.

Концептуальные основы в части бухгалтерской (бюджетной) отчетности определяют:

— состав пользователей бухгалтерской отчетности субъектов государственного сектора и их информационные потребности;

— цели бухгалтерской отчетности, формируемой в соответствии с системой государственных финансов и системой национальных счетов;

— качественные характеристики информации бухгалтерской отчетности;

— основные элементы бухгалтерской отчетности;

— критерии признания элементов бухгалтерской отчетности;

— способы оценки элементов бухгалтерской отчетности;

— основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской отчетности.

Основными нововведениями концепции являются:

1. Использование понятия бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения -отчетности, предназначенной для внешних поль-

зователей бухгалтерской отчетности, которые не обладают правом требовать от субъектов государственного сектора раскрытия специальной информации для удовлетворения своих информационных потребностей.

2. Определение отчитывающегося субъекта, которым может быть как одна организация, так и группа организаций, включающая контролирующую организацию и одну или более контролируемых организаций. В связи с этим вводятся понятия консолидированной отчетности как отчетности группы организаций и контроля для целей формирования консолидированной отчетности. Группа организаций может включать субъекты, преследующие как социальные, так и коммерческие цели.

3. Определения активов, обязательств, чистых активов, доходов и расходов. Определение контроля для целей признания активов в бухгалтерском учете и отчетности.

4. Определение будущих экономических выгод и полезного потенциала для целей признания в бухгалтерском учете и отчетности активов, обязательств, доходов и расходов.

5. Определение критериев признания активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерском учете и отчетности:

— соответствие определению одного из элементов (активы, обязательства, чистые активы, доходы и расходы);

— вероятность поступления или оттока будущих экономических выгод или полезного потенциала, связанного с данным элементом бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— возможность надежно измерить стоимость элемента бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При несоблюдении хотя бы одного из критериев соответствующие активы, обязательства, доходы и расходы не должны отражаться в отчетности субъекта (возможно их отражение в пояснениях к отчетности).

Подводя итог изложенного, необходимо отметить, что концептуальные основы учета и отчетности в государственном секторе обеспечивают дальнейшее развитие системы бухгалтерского (бюджетного) учета, в первую очередь, путем:

— определения субъектов учета;

— уточнения объектов учета;

— стандартизации основных подходов и принципов учета, отчетности и классификации между единицами разных секторов экономики;

— дальнейшей гармонизации с международными стандартами.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

1. Особенности организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях в 2011 году. Доступ из справ.-правовой системы «ГА-

CONCEPTUAL BASES OF ACCOUNTING AND REPORTING IN THE SECTOR OF PUBLIC ADMINISTRATION

РАНТ».

2. URL: http://www.pravonline.ru

Ye. A. Bayeva

Вся библиотека >>>

Бухгалтерия

Бухгалтерский словарь

Раздел: Право, бизнес, финансы

См. также: Банковская энциклопедия

Словарь экономических терминов

— принцип бухгалтерского учета, означающий, что факты хозяйственной деятельности будут отражены в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, начисленная работникам организации оплата труда относится на издержки производства или расходы того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты начисленной суммы работникам. В международной бухгалтерской практике допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности соответствует основополагающий «принцип начисления».

СОДЕРЖАНИЕ: «Бухгалтерский словарь»

Постатейный комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете»

Глава I. Общие положения

Статья 1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета

Статья 6. Организация бухгалтерского учета в организациях

Статья 7. Главный бухгалтер

Глава II. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация

Статья 8. Основные требования к ведению бухгалтерского учета

Статья 9. Первичные учетные документы

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

Статья 11. Оценка имущества и обязательств

Статья 12. Инвентаризация имущества и обязательств

Глава III. Бухгалтерская отчетность

Статья 13. Состав бухгалтерской отчетности

Статья 14. Отчетный год

Статья 15. Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности

Статья 16. Публичность бухгалтерской отчетности

Статья 17. Хранение документов бухгалтерского учета

Глава IV. Заключительные положения

Статья 18. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете

Статья 19. О введении в действие настоящего Федерального закона

«Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации»
«Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (по главам)»
«Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации»
«Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей»
«Постатейный Комментарий к КЗоТ Российской Федерации»
«Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный)»
«Предпринимательское право»

УДК 336.146 ББК 65.261.3-28

Л. Р. Ковтун

кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права

КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

В настоящее время завершается перевод на кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов в органы Федерального казначейства. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов свидетельствует о наличии преимуществ использования единой организационно-технологической системы. В статье изложены основные современные принципы организации исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Рассмотрены ключевые положения, определена специфика вариантов и изучены особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральным казначейством. Дана оценка преимуществ полномасштабного перевода на кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в Федеральное казначейство.

Ключевые слова: кассовое обслуживание исполнения бюджета; Казначейство России; бюджетная система; Пенсионный фонд РФ; лицевой счет бюджета.

L. R. Kovtun

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

Исполнение бюджета — важнейший этап бюджетного процесса, направленный на действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. Выделяют следующие этапы (стадии) бюджетного процесса:

— составление проекта бюджета;

— рассмотрение и утверждение бюджета;

— исполнение бюджета;

— составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

© Л. Р. Ковтун, 2013

При этом необходимо отметить, что как с точки зрения логики, так и хронологии отправной точкой бюджетного процесса является надлежащая подготовка проекта бюджета. Именно на этом этапе принимаются важные решения относительно размера, распределения и использования государственных финансов. Однако это не означает, что один из последующих этапов (исполнение бюджета) не имеет значение. Высококачественное исполнение бюджета является основой для обеспечения эффективного государственного управления . В этом процессе задействовано значительное количество участников бюджетного процесса, в их числе органы исполнительной власти, финансовые органы, администраторы доходов, получатели бюджетных средств (рис. 1).

Обеспечение исполнения бюджетов

Правительство РФ Федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ Бюджеты субъектов РФ, территориальные государственные внебюджетные фонды

Местная администрация —► Местные бюджеты

Министерство финансов РФ

Организация исполнения бюджетов

> Федеральный бюджет

> Финансовый орган субъекта РФ-► Бюджеты субъектов РФ

Финансовый орган местного самоуправления

Местные бюджеты

Кассовое обслуживание бюджетов —► Федеральное казначейство -► Бюджеты бюджетной системы РФ

Рис. 1. Основы исполнения бюджетов бюджетной системы РФ

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов предусматривает осуществление и учет Управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ кассовых операций по доходам и расходам бюджетов бюджетной системы РФ и источникам финансирования дефицитов бюджетов (в соответствии с бюджетной классификацией РФ).

Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ органами Федерального казначейства определены приказами Федерального казначейства. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ предусматривает:

— учет операций со средствами бюджетов осуществляется Управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ отдельно для каждого бюджета на соответствующем едином счете бюджета (счета открыты в учреждениях Центрального банка РФ, кредитных организациях);

— управление средствами на единых счетах бюджетов выполняют соответствующие финансовые органы;

— кассовые выплаты из бюджета осуществляются Управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ на основании платежных документов (в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на соответствующем едином счете бюджета);

— операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются Управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ в разрезе кодов бюджетной классификации РФ;

— Управления Федерального казначейства по субъектам РФ представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов .

В настоящее время реализованы три различных варианта кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ органами Федерального казначейства. Принципиальное отличие предлагаемых вариантов заключается в следующем.

Первый вариант. В Управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ открываются и ведутся лицевые счета бюджета. При этом варианте Управления Федерального казначейства по субъектам РФ обеспечивают исполнение платежных поручений с единого счета бюджета в пределах остатка средств на этом счете.

Второй вариант. В Управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ открываются и ведутся лицевые счета распорядителей и получателей средств бюджетов. Данный вариант предусматривает ситуацию, при которой орган Федерального казначейства участвует не просто в кассовом обслуживании исполнения бюджета, но и в осуществлении отдельных процедур исполнения бюджета.

Третий «смешанный» вариант. В Управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ открываются и ведутся лицевые счета отдельных участников бюджетного процесса при обслуживании лицевого счета бюджета.

На основании доклада «О результатах работы Федерального казначейства в 2012 году и основных задачах на 2013 год»1 представим статистику использования вариантов кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ органами Федерального казначейства в 2012 г. (табл.).

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в 2012 г

Вариант Кассовое обслуживание Количество субъектов РФ % Количество муниципальных образований %

1 Открытие и ведение лицевого счета бюджета финансовому органу 28 33,7 8 699 37,6

2 Открытие и ведение в соответствии с соглашением лицевых счетов участников бюджетного процесса 36 43,4 10 517 45,5

3 Открытие и ведение лицевого счета отдельных участников бюджетного процесса при обслуживании лицевого счета бюджета 19 22,9 3 914 16,9

Всего 83 100, 0 23 130 100,0

Перевод на кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в органы Федерального казначейства осуществили в срок до 1 января 2006 г. В отношении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ следует отметить, что сроки перевода на кассовое обслуживание испол-

1 URL : Ы^р: //www.roskazna.ru/prioritetnye-napravleniya-deyatelnosti/index.php.

нения указанных бюджетов в органы Федерального казначейства пересматривались, в результате определили окончательную дату — 1 января 2014 г.

В настоящее время Федеральным казначейством разработан Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций органов управления государственных внебюджетных фондов РФ по исполнению соответствующих бюджетов1.

К особенностям кассового обслуживания исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ территориальными органами Федерального казначейства следует отнести следующее. Кассовое обслуживание исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ планируется осуществлять по третьему из разработанных вариантов кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, в соответствии с которым будут открыты:

— лицевые счета бюджета органу управления Пенсионного фонда РФ;

— лицевые счета отделениям Пенсионного фонда РФ по субъектам РФ;

— лицевые счета участникам бюджетного процесса Пенсионного фонда РФ.

Учет кассовых операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ будет осуществляться на следующих счетах, открываемых органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России или в кредитных организациях:

— № 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации»,

— № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— № 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям».

Схематично процесс доведения бюджетных данных участникам бюджетного процесса Пенсионного фонда РФ через органы Федерального казначейства представлен на рис. 2. Следует отметить, что переход на кассовое обслуживание исполнения бюджета Пенсионного фонда России позволит существенно оптимизировать расходы фонда на его содержание .

Рис. 2. Доведение бюджетных данных участникам бюджетного процесса Пенсионного фонда РФ через органы Федерального казначейства

1 Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по исполнению соответствующих бюджетов : приказ Федерального казначейства от 23 авг. 2013 г. № 12н // СПС «КонсультантПлюс».

Необходимо отметить, что перевод бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства привел к появлению следующих очевидных преимуществ использования единой организационно-технологической системы кассового обслуживания исполнения бюджетов РФ, в числе которых следует отметить:

— обеспечение соблюдения принципа построения бюджетной системы Российской Федерации (принцип «единства кассы»);

— повышение достоверности и своевременности отчетности о кассовом исполнении бюджетов бюджетной системы РФ;

— создание более удобных условий для плательщиков налогов и сборов по перечислению поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ на один счет;

— сокращение затрат на организацию кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Запланированный поэтапный перевод государственных внебюджетных фондов на обслуживание в органы Федерального казначейства завершит реализацию концепции полномасштабного кассового обслуживания исполнения всех бюджетов бюджетной системы РФ органами Федерального казначейства.

Список использованной литературы

1. Ковтун Л. Р. Казначейское дело в России : учеб. пособие / Л. Р. Ковтун. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 235 с.

2. Куницына С. Ю. Казначейская система обеспечения бюджетного федерализма / С. Ю. Куницына. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2004. — 232 с.

Информация об авторе

Ковтун Лира Раисовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: lira-tim@yandex.ru.

Что такое принцип временной определенности в БУ?

Принцип (допущение) временной определенности фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта (ПВОФХД) – это один из принципов бухгалтерского учета (БУ), отраженный в российских стандартах бухгалтерского учета, который заключается в том, что факты хозяйственной деятельности экономического субъекта должны быть отражены ответственными сотрудниками в том периоде, в котором данные факты произошли, независимо от того, когда они были оплачены или предоставлены документы в отношении таких фактов.

Замечание 1

Из данного принципа вытекает и требование отражения фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта в их хронологической последовательности согласно датам, указанным в первичной документации.

Данное допущение является основополагающим при распределении доходов и расходов между двумя смежными отчетными периодами. Нарушение данного принципа, перенос затрат или доходов в следующие периоды может значительно повлиять на качество предоставляемой отчетности. Так в одном из отчетных периодов выручка, расходы будут завышены, в другом – занижены, таким образом, возможно образование риска искажения финансовой отчетности экономического субъекта в текущем отчетном периоде.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Принцип временной определенности 480 руб.
  • Реферат Принцип временной определенности 280 руб.
  • Контрольная работа Принцип временной определенности 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

На самом деле данное допущение включает в себя три основополагающих принципа, а именно:

  1. Допущение временного периода;

  2. Принцип признания доходов. Согласно действующего законодательства РФ, регламентирующих правовых актов доходы могут быть признаны эконмическим субъектом только в случае выполнения таких условий как:

    • Экономический субъект обладает правом получения выручки согласно договорных обязательств или какой-либо другой документации;
    • Величина дохода (экономической выгоды) экономического субъекта может быть точно установлена (согласно регулирующей первичной документации);
    • Существует уверенность, что результате выполнения данной операции по отражению доходов в бухгалтерском учете произойдет рост величины экономических выгод экономического субъекта;

    Замечание 2

    Экономические выгоды представляют собой дополнительные доходы организации, которые могут генерировать дополнительные единицу прибыли экономического субъекта. Основной функцией экономических выгод можно назвать мотивационную, т.к. основной целью экономического субъекта является максимизация прибыли от осуществления его финансово-хозяйственной деятельности.

    • Расходы, связанные с данным получение дохода, будут отражены в том же отчетном периоде.
  3. Допущение соотнесения доходов и расходов, связанных с доходами Данный принцип означает, что расходы должны быть отражены в БУ в том же периоде, в котором отражены доходы, которые связаны с соответствующими расходами.

Регулирование принципа (допущения) временной определенности фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта на законодательном уровне

Вопросы применения принципа (допущения) временной определенности фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта регламентируется в обязательном соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете». ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» закреплено требование к экономическим субъектам в отношении организации и ведения учета согласно основополагающим принципам БУ, в том числе согласно допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта.