Контрольно оценочная деятельность

Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя

Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам проверки.

В связи с идеями модернизации образования, именно контроль и оценивание должны измениться радикально. Это касается всех значимых сторон оценивания, таких как:

что оценивать? (предметы и объекты оценивания, содержание, на которое направлены контрольно-оценочные действия педагога и учащихся);

кто оценивает? (субъекты оценивания);

как оценивать в условиях модернизированного образования? (средства, способы, приёмы организации оценочных действий);

как фиксировать результаты оценки учебной успешности и допущенных пробелов? (документация школьная; классная; личная учительская и личная ученическая);

на каких принципиальных установках строить оценивание?;

носят ли эти установки общий, универсальный характер или являются локальными?;

какими должны быть управленческие решения, направленные на модернизацию оценки и контроля (методически-просветительные, нормативно-правовые, иные)?

Контроль и оценка — важнейшие компоненты учебной деятельности: они помогают ребенку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, а также постепенно овладеть приемами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки.

Контролируя свои действия, ребенок тем самым задает себе вопрос: «Так ли я делаю» (контроль процесса) и «Так ли я сделал?», «Такой ли получен результат?» (контроль результата). Таким образом, чтобы дать оценку тому, правильно ребенок выполнил то или иное задание, надо пересмотреть те действия, которые он выполнял, т.е. осуществлял учебную задачу. При таком подходе позиция учащегося принципиально меняется.

Традиционный подход

Компетентностно-ориентированный подход

Учитель сам контролирует и оценивает, следовательно, ребенок:

боится контроля и не понимает, для чего он нужен;

оценочная деятельность носит устрашающий характер.

Учитель должен организовать контроль и оценку учащимися. Это значит:

в первую очередь показать значимость контроля, формируя положительное отношение к контролю; показать его роль как элемента познавательной мотивации учения, чтобы вырастить у учащихся потребность в действиях контроля;

предложить «инструмент», которым бы пользовались школьники (приемы и способы контроля и оценки);

научить оценивать устный и письменный ответы, учебные действия, способы деятельности.

Обучение, ориентированное на развитие личности, на внутреннюю мотивацию учебной деятельности, обязательно связано с обеспечением саморегуляции. А саморегуляция, в свою очередь, основана на самооценке.

Контроль — это процедура, обеспечивающая обратную связь в получении информации о деятельности и ее результатах. Под контролем понимается система анализа и слежения за правильности и полноте выполнения операций, входящих в состав способа действия.

Оценка — это процесс соотнесения результата учебного труда школьника с намеченными эталонами, чтобы выявить качество знаний и определить пути их дальнейшего совершенствования («сегодня у меня пока не очень …, но завтра я постараюсь учесть … и выполнить лучше …»).

В процессе контроля за знаниями и умениями учащиеся одновременно вырабатывают самоконтроль. В это время дети самостоятельно сопоставляют свои знания и умения с ответами и действиями товарищей, с требованиями учителя. Если материал усвоен неправильно, ребята сами стараются себя поправить.

Исходя из основных целей деятельностного подхода в обучении, можно сформулировать некоторые положения по вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся.

1. Деятельность педагога должна быть направлена не только на определение результата в предметных знаниях и умениях (как в самом задании, в любой работе — в узком смысле, так и в учебном процессе в целом — в широком смысле), но прежде всего на процесс формирования этого предметного знания, на то, как это знание и умение приобретается учащимися совместно с учителем, группой или индивидуально. А в целом можно сказать, что педагогические действия контроля и оценки направлены на формирование общих способностей: рефлексии как размышления о способе своих действий, обращения детей к собственным действиям через проговаривание как готового решения, так и планируемых действий; умения выявлять трудности, условия выполнения; прогнозирование ошибок и выявление их причин; выделение главного; планирование предстоящих действий; умение вносить необходимые коррективы и т.д. Обсуждая вместе с учителем различные способы решения задачи, ребенок учится контролировать и оценивать свои шаги.

2. Деятельность педагога должна быть направлена на формирование у учащихся умений учиться, в том числе:

— учить себя при самоконтроле, отслеживать выполнение своих действий, своевременно обнаруживать ошибки и вносить необходимые коррективы;

— определять границу своих знаний и незнаний;

— делать содержательный запрос, чтобы проверить себя, к различным источникам: к учебнику; к разным видам словарей; к памяткам, составленным самими же детьми; к товарищам; к учителю; к родителям.

На разных этапах образования последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя.

Младший школьный возраст характеризуется вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Контрольно-оценочные действия осуществляются пока в простых формах: в виде итогового контроля по результату сделанной работы. Но в процессе работы уже начинается становление действия контроля по способу решения, что является основой формирования внимания, корректирования работы в ходе ее выполнения. Постепенный переход от итогового самоконтроля («что сделано») — к пооперационному («Как я выполнял эту работу», «Как выполнялась каждая операция»).

В среднем школьном возрасте происходит становление прогнозирующих, планирующих форм контрольно-оценочных действий. Это дает возможность корректировать учебную работу до начала ее выполнения.

В старшем школьном возрасте особую роль приобретает овладение контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе — приемов самообразования.

Переход на новые принципы и системы оценивания – это процесс, требующий комплексного обеспечения, затрагивающий разные стороны образовательного процесса и вовлекающий в себя всех членов педагогического коллектива. Оценка – это показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда:

ученик уверен в ее объективности;

воспринимает ее как полезную для себя;

знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов;

уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.

В образовательном процессе целенаправленно осуществляются контрольно-оценочная деятельность самого педагога, контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка) и контрольно-оценочная деятельность учащихся относительно процесса и результата собственной деятельности, а также самих себя (самоконтроль и самооценка).

Для того чтобы оценка стала средством развития активности и инициативы самого ученика, он должен научиться самостоятельно осуществлять действия контроля и оценки. Поэтому первостепенной задачей педагога является целенаправленное формирование самостоятельности школьников в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

Формирование адекватной самооценки школьника начинается с курса «Введение в школьную жизнь». В это время необходимо больше внимания уделять формированию как навыков сотрудничества, так и простейших приемов самооценки и самоконтроля.

В курсе «Введение в школьную жизнь» ученики приобретают элементарные умения, связанные с использованием «линеечек самооценки». После выполнения работы учитель вместе с детьми определяет показатели, по которым будет оцениваться работа, например: соответствие образцу, отсутствие ошибок и др. Показателей не должно быть много, так как для каждого из них необходима отдельная «линеечка». Начинать обучение следует с использования только одного показателя, четко сформулированного и понятного учащимся. При этом выполняется неизменное требование – самооценка учеников опережает оценку учителя.

Установив показатель, учитель может обратиться к ученикам с предложением проверить свою работу по совместно выбранному показателю (например, соответствие образцу) и оценить полученный результат, используя «линеечку самооценки». Ученики самостоятельно контролируют и оценивают всю работу или отдельное задание.

После того как учащиеся оценили свою работу, учителю необходимо проверить результат. Педагог проходит по классу и ставит свой значок на «линеечке». Если самооценка ученика и учительская оценка совпадают, то значок учащегося обводится в кружок, если не совпадает – учитель ставит на «линеечке» свой значок выше или ниже значка ученика.

Например:

СО СО

СО – соответствие образцу

Таким образом, ученик понимает, за что и почему учитель именно так оценивает его работу, сам видит тот уровень, который им уже достигнут.

В результате работы по курсу «Введение в школьную жизнь» должны быть заложены основы контрольно-оценочной деятельности:

1) прежде, чем оценить выполненное действие, необходимо определить вместе с детьми показатели, по которым будет проводиться оценивание;

2) оценивание любого действия первоначально осуществляется ребенком, а только потом – взрослым (приоритет самооценки);

3) обсуждение возможных причин расхождения оценок взрослого и ребенка организуется индивидуально в доверительной обстановке.

На уроках музыки и изобразительного искусства в III классе учащиеся могут использовать таблицы самооценки, позволяющие фиксировать наличие представлений в сфере музыкального и изобразительного искусства, степень сформированности умений практической музыкальной и художественной деятельности.

На уроках трудового обучения в III классе школьники активно участвуют в формулировке темы урока, цеелеполагании, планировании трудовой деятельности, самооценке уровня достижения целей, качества выполненной работы, рефлексии собственного состояния и удовлетворенности учебно-трудовой деятельностью.

Следует различать ретроспективную (после выполнения задания) и прогностическую (до выполнения работы) самооценку. Первоначально ведется работа по формированию ретроспективной самооценки. Только тогда, когда осуществление контроля и оценки станет привычной нормой для учащихся, можно переходить к формированию прогностической самооценки.

Педагог может выражать оценочные суждения в различной форме: словесной («Молодец! Ты правильно решил задачу», «Умница! Ты аккуратно выполнил работу», «Твоя работа достойна высокой оценки»); графической («линеечки самооценки»; ступеньки роста; графики и др.); знаковой (знаки «+», «–» и другие).

На уроках математики, литературного чтения, русского (белорусского), иностранного языков, учебного предмета «Человек и мир» для обеспечения плавного перехода от безотметочного обучения к 10-балльной системе оценки результатов учебной деятельности педагог может использовать в работе баллы для оценки отдельных заданий. Например, для каждого задания в зависимости от уровня сложности определяется его «цена» в баллах. Например, за правильное решение простой задачи можно получить до 5 баллов, сложной задачи – до 15. Решение математических выражений – от 1 до 20 баллов и т.д. Принципиально важно не привязывать «цену» задания к 10-балльной системе. На данном этапе важны механизм применения баллов и понимание учащимися принципов использования баллов для оценки результатов учебной деятельности.

Для осуществления преемственности в контрольно-оценочной деятельности при переходе к 10-балльной системе оценки необходимо продолжить работу по формированию адекватной самооценки учащихся, познакомить учащихся с критериями и показателями выставления отметок по всем учебным предметам, сопровождать выставление отметок в баллах словесным комментарием учителя.

При организации обучения в III классе особое внимание должно быть уделено преемственности между контрольно-оценочной деятельностью по предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», обучение которым осуществляется на безотметочной основе, и контрольно-оценочной деятельностью по учебным предметам, обучение которым осуществляется с выставлением отметки в баллах. С этой целью учителям, преподающим учебные предметы, обучение которым осуществляется с выставлением отметки в баллах, рекомендуется использовать в контрольно-оценочной деятельности полный алгоритм оценивания, включающий словесно-оценочное суждение и выставление отметки в баллах.