Контролирующие органы в торговле

Полное название: Министерство экономического развития Российской Федерации

Сокращенное название: Минэкономразвития России

Вышестоящий орган государственной власти: Правительство Российской Федерации

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, лицензирования, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (за исключением подтверждения соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии), граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю, экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, безопасности процессов производства, саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности.

Министерство экономического развития Российской Федерации является регулирующим органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд, обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации.

Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим взаимодействие с Комитетом по вопросам регулирования внешней торговли, образованным в соответствии с Правилами процедуры Комиссии таможенного союза, утвержденными Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 15.

Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом в сфере функционирования зон территориального развития.

Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по аккредитации, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Министерство экономического развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации.

Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Контрольно-надзорная деятельность — это деятельность, заключающаяся в выполнении функций государства, которые осуществляются за счет действий всех элементов системы государственного надзора и контроля над правопорядком и законностью. Как известно любой контроль представляет собой систему. Систему контроля исполнительных органов власти создают:

1) Контроль Правительства.

2) Контроль Государства, который осуществляется уполномоченными на то исполнительными органами власти на всей территории России, или другими словами федеральный. Так же может быть и региональный контроль, т.е. на территории конкретного региона.

3) Контроль со стороны уполномоченных органов.

Не стоит забывать, что подконтрольные и контрольные органы находятся в соподчинении. При осуществлении полномочий по контролю соблюдаются основные принципы, такие как независимость, объективность, законность, экономичность, неразглашение государственной тайны, а так же гласность. Несоблюдение одного из принципов влечет за собой незаконность действий уполномоченных органов.

Контрольно-надзорная деятельность и его структура

Контроль бывает внешний и внутренний. Внешний, как следует из названия, осуществляется таким органом, который не входит в систему контролируемого ведомства, а внутренний наоборот – органом контролируемого ведомства.

Следующая классификация: общий и специальный контроль. При общем, проверяется вся деятельность проверяемого ведомства или органа, а при специальном контроле охватываются только отдельные вопросы.

Функции контрольно-надзорной деятельности

Основная цель контрольно-надзорной деятельности – обеспечение режима законности, другими словами контроль над соблюдением законодательства РФ. В ходе обеспечения законности перед уполномоченными органами встают задачи по предупреждению, пресечению и выявлению нарушений ФЗ, ЗС и Конституции РФ.

Для решения данных задач уполномоченные органы могут прибегать к разным средствам. Одним из них является непосредственный контроль органами власти за соблюдением общеобязательных правил поведения. Кроме того функцией органов является выдача разрешений лицам на ту или иную деятельность, что так же обеспечивает законность. И последнее, это регистрация всяческих актов, утверждение прав и издание индивидуальных нормативно-правовых актов.

Получается что, важнейшей целью, которая стоит перед субъектами исполнительной власти, является контроль над соблюдением правовых норм, который по-другому можно назвать административным надзором.

Можно сказать, что административным надзором является неведомственный контроль, осуществляемый исполнительными органами власти, за соблюдением правомерности. Очень большое количество государственных структур занимается административным надзором, в том числе и особые специализированные ведомства.

4.3 Рыночная инфраструктура

Контролирующие организации:

1. Счётная палата

2. Органы инспекции налоговой системы

3. Инспекция торговли, налоговые службы

4. Служба санитарно-эпидемиологического надзора

5. Система Госстандарта

6. Пожарный надзор

7. Таможенная служба

8. Аудиторские фирмы

Счётная палата. Высшим государственным контрольным органом есть счётная палата.

Задачи счётной палаты:

1. защита государственных экономических интересов;

2. контроль за исполнением доходных и расходных статей госбюджета;

3. определение эффективности и целесообразности расходования госсредств;

4. проведение экспертизы и заключение по важным государственным проектам;

5. регулярное предоставление парламенту страны отчёта о исполнении бюджета.

Палата находится в столице и не имеет филиалов. Счётная палата имеет организационную и функциональную независимость. Содержится за счёт госбюджета. Деятельность организации не может быть приостановлена, а его члены не подлежат аресту. СП может привлекать для работы контрольные органы и аудиторские службы.

В практической деятельности СП осуществляет:

1. оперативный контроль за использованием государственного бюджета;

2. комплексные ревизии и тематические проверки;

3. экспертизы и заключения;

4. анализ результатов конкретных мероприятий.

Органы инспекции налоговой системы. Товарному рынку наиболее соответствует налоговая система регулирования доходов.

Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для обеспечения его социально-экономической и военно-политической деятельности.

Налоги — это предельная форма экономических нормативов, приобретающих единое выражение и единые правила действия для всех субъектов рынка. Налоги это способ регулирования доходов и источник пополнения государственных средств.

Функции налогов:

1. фискальная;

2. регулирующая.

Функции налоговой инспекции:

1. контроль за поступлением платежей;

2. проведение проверок предприятий по правильности уплаты налогов;

3. проверка документов связанных с начислением налогов;

4. вызов в орган налогоплатильщиков в связи с проведением проверок;

5. обследование помещений, используемых для получения дохода;

6. получение от налогоплатильщиков справок, объяснений;

7. исправление выявленных налоговых нарушений;

8. финансовые санкции к нарушителям;

9. приостановление операций предприятий по счетам в банках при неуплате налогов;

10. административные штрафы должностным лицам за обман;

11. возбуждение ходатайства о запрете заниматься предпринимательством;

12. предъявление в суд исков по лишению лицензий.

Налоги:

1. прямые (на доход);

2. общие;

3. косвенные (на имущество);

4. специальные.

Налоги:

1. государственные;

2. региональные;

3. местные;

4. налоги соц. фондов (пенсионный).

Способы взимания налогов:

1. административный (у источника образования);

2. декларированный (по налоговой декларации);

3. кадастровый (реестра) где оценка доходности объекта.

Инспекция торговли, налоговые службы.

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей осуществляет контроль за торговлей, в основном для защиты прав потребителей и обеспечения непрерывного поступления в государственную казну денежных средств от товарооборота на всех стадиях (госторгинспекция). Объекты контроля: торговые предприятия, организации.

Функции госторгинспекции:

1. проведение проверок правил торговли, качества товаров у производителей;

2. проверка наличия сертификата у продавцов;

3. контроль за ценами предприятий;

4. контроль весов, измерительных приборов;

5. получение документации о качестве продукции;

6. составление актов и направление предписаний при нарушениях торговли;

7. координация своей деятельности с органами государственной власти;

8. рассмотрение писем, обращений, жалоб;

9. вынесение решений о применении штрафных санкций;

10. передача материалов в следственные органы;

11. выступление в судах;

12. предоставление отчётности вышестоящим организациям;

13. участие в разработке предложений по совершенствованию правил торговли.

По результатом проверок инспекция выносит решения, обязательные для исполнения продавцом или изготовителем продукции.

Служба санитарно-эпидемиологического надзора предназначена для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и профилактики заболеваний человека.

Санстанция может:

1. беспрепятственно посещать торговые предприятия;

2. поручать проведение экспертиз и консультаций;

3. изымать образцы товаров и изделий;

4. приостанавливать торговлю или производство при нарушениях;

5. вносить предложения в государственный контроль о приостановлении хоздеятельности;

6. проводить дезинфекцию, дератизацию;

7. временно отстранять от работы торговых работников при нарушениях;

8. вызывать к себе в учреждения лиц виновных в нарушениях;

9. рассматривать дела о санитарных правонарушениях;

10. налагать административные взыскания, передавать материалы в суд;

11. рекомендовать должностным лицам предложения о наказании нарушителей;

12. предъявлять требования от возмещения ущерба от вреда.

Система Госстандарта страны осуществляет проверку торговли в целях государственной защиты прав потребителей и государства.

Задачи Госстандарта страны:

1. реализация политики в области стандартизации;

2. обеспечение единства измерений в стране;

3. сертификация товарной продукции;

4. государственный контроль за соблюдением государственных стандартов;

5. защита интересов потребителей.

При проверках отбираются образцы, или сплошной контроль. Оценку проводят по результатам контроля и испытаний, анализов, измерений. Госстандарт может запретить реализацию продукции не соответствующую качеству. Госстандарт осуществляет контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции; контроль за торговлей ценными металлами, драгоценными камнями и изделиями их содержащими. Контроль за продажей меховых товаров ведётся комитетом по охране окружающей среды.

Пожарный надзор — государственная противопожарная служба, входящая в состав министерства внутренних дел в качестве самостоятельной оперативной службы. Служба организует разработку и осуществление государственных мер, нормативное регулирование и контроль за пожарной безопасностью. Должностные лица пожарного надзора имеют право проводить обследования помещений в целях контроля соблюдения правил пожарной безопасности. Органы пожнадзора разрабатывают и издают правила по противопожарной охране. Ответственным лицом за пожарную безопасность на предприятии является руководитель (директор или заместитель).

Таможенная служба — это совокупность средств и методов государственного регулирования ввоза и вывоза товаров, пересекающих границу страны.

Функции государственного таможенного комитета:

1. разработка таможенной политики страны;

2. разработка мер экономической политики в отношении товаров пересекающих границу;

3. организация взимания пошлин и налогов;

4. разработка ставок пошлин;

5. организация контроля за правильностью взимания пошлин;

6. эффективное использование таможенных ресурсов;

7. обеспечение своевременного внесения в бюджет пошлин;

8. разработка порядка перемещения товаров через границу;

9. организация таможенного контроля;

10. организация валютного контроля;

11. борьба с контрабандой;

12. борьба с нарушениями таможенных правил;

13. участие таможенных органов в защите государственной безопасности;

14. взаимодействие с другими государственными органами.

Региональные таможенные отделения являются территориальными отделениями таможенной службы.

Функции региональных таможенных отделений:

1. контрольно-ревизионное инспектирование таможен и постов;

2. рассмотрение дел о нарушении таможенных правил;

3. востребование от лиц документов необходимых для таможенного контроля;

4. внесение предложений по совершенствованию таможенного контроля;

5. издание приказов, распоряжений.

Функции таможни:

1. проверка выполнения таможенных законов страны;

2. проверка грузов;

3. учёт импортируемых и экспортируемых товаров;

4. изъятие изделий, ввоз которых запрещён;

5. борьба с контрабандой;

6. приём грузов на временное хранение;

7. установление и взимание таможенных сборов, пошлин;

8. применение штрафных санкций, конфискация грузов при нарушениях;

9. контроль за правильностью заполнения таможенных деклараций;

10. проверка наличия свидетельства о происхождении товара.

Таможни бывают:

1. сухопутные;

2. воздушные;

3. морские;

4. речные.

Таможенные посты создаются вдоль границы, а также на крупных предприятиях и транспортных узлах.

Предметом таможенного регулирования является любое движимое имущество. На все товары устанавливаются таможенные налоги.

Аудиторские фирмы — коммерческие, вневедомственные организации, оказывающие на основе лицензии платные услуги субъектам рынка по независимой финансовой и бухгалтерской экспертизе, организации учёта и отчётности, контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов.

Задача аудиторской службы — дать объективное заключение о финансовом положении проверяемого предприятия, соблюдении законодательства, особенно налогового, правомерности проведённых сделок, достоверности представленной отчётности.

Аудиторская экспертиза — обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получения лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок известных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.

Аудит — это процесс, по средствам которого компетентный и независимый работник накапливает информацию, чтобы выразить в своём заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

Аудиторские фирмы занимаются: проверкой и визированием банковских документов, консультации по экономическим вопросам, налогообложению, услуги по решению проблем неплатёжеспособности, консультации по корпоративным структурам, состоянию и перспективам изменения рынка, сбыта продукции, по вопросам движения цен, возможности и условиях проведения кредитных операций.

Ни одна солидная фирма не будет иметь серьёзных дел с фирмой не ознакомившись с её балансом, подтверждённый аудитом. Аудитор должен иметь лицензию.

Аудиторские проверки бывают:

1. обязательные, ежегодные;

2. инициативные;

3. по поручению прокуратуры.

Обязательно проверяются фирмы:

1. если есть в уставной доле иностранный капитал;

2. открытые акционерные общества;

3. актив которых в 200 тыс. раз больше минимальный размер оплаты труда;

4. годовой объём выручки которых превышает в 500 тыс. раз мин. оплату труда.

Аудиторские фирмы делают:

1. ведение бухгалтерского учёта предприятий;

2. восстановление бухгалтерского учёта;

3. составление бухгалтерской отчётности;

4. защиту бухгалтерской отчётности в налоговой инспекции;

5. улучшение организации учёта;

6. постановку бухгалтерского учёта;

7. проведение финансового анализа;

8. автоматизация бухгалтерского учёта;

9. подготовку бухгалтерского персонала;

10. консультационные услуги;

11. повышение квалификации бухгалтерского персонала;

12. издание и подбор пособий.

Аудиторские фирмы должны быть зарегистрированы и занесены в государственный реестр, иметь лицензию. Допуск физических лиц к аудиторской деятельности только после аттестации. Аудитор не имеет права заниматься другой деятельностью, бухгалтерским учётом, преподаванием. Аудитор должен стремиться к максимальной защите интересов клиентов. Правило аудита — конфиденциальность, полное соблюдение коммерческой тайны. Размер оплаты по договорённости и определяется в договоре. Аудиторские фирмы могут образовывать союзы, ассоциации. Аудиторские фирмы оказывают клиентам содействие в изучении рынка, оценке его состояния и перспектив развития, эффективной организации управления финансами, в составлении различного рода технических, организационных и других проектов.

Аудиторская фирма может помочь в: рационализации финансового хозяйства, нахождения надёжных партнёров, правильном оформление хозяйственных договоров, составлении технико-экономического обоснования проекта при обращении в банк за кредитом.

План:

1. Задачи и функции органов государственного контроля над торговлей.

2. Правила проведения проверок.

3. Сертификация услуг розничных торговых предприятий.

Государственный контроль в торговле осуществляется органами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и другими органами государственного управления в пределах своей компетенции.

Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция).

Объектами контроля Госторгинспекции являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.

Территориальные управления проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца, а также качества продукции у изготовителя. Они осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен, контролируют правильность пользования торговым и технологическим оборудованием, а также принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверки.

В их компетенцию входит рассмотрение в соответствии с законодательством писем, заявлений, жалоб граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий. Принимаемые ими после соответствующих проверок решения обязательны для исполнения продавцом, изготовителем.

Госторгинспекция наделена широкими правами. Она имеет право осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговые и промышленные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Ей также предоставлено право:

осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствием их требованиям стандартов или других нормативных документов;

производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;

давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту.

Госторгинспекция имеет право составлять акты и давать обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологии производства товаров, о снятии с реализации опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан товаров и приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушением требований нормативной документации.

Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.

Другие органы государственного управления осуществляют контроль в коммерческой деятельности в пределах своей компетенции.

Предпринимателей сегодня, согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», проверяют десятки контролирующих организаций, в числе которых налоговая инспекция, торговая инспекция, трудовая инспекция, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, Фонд занятости, торговые отделы районных администраций, антимонопольный комитет, комитет по защите прав потребителей, государственный пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, экологический, энергетический, радиационный и иные надзоры, органы местного самоуправления, милиция и множество других.

Штрафы, накладываемые этими органами и организациями, иногда могут достигать катастрофических размеров и наносить вред существованию самого предпринимательства. В то же время избежать всех нарушений, предусмотренных множеством инструкций и правил, в реальной жизни практически невозможно. Кроме того, известна старая поговорка: «Был бы человек, а статья найдется», которой придерживаются практически все проверяющие деятельность предпринимателей работники контролирующих органов.

Даже если никаких нарушений в работе нет, проверка — это испорченные нервы, простой в работе, необходимость дачи объяснений и предоставления документов.

До принятия ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001г. количество проверок никак не регламентировалось.

В соответствии с данным законом, в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю (проверка) может быть проведено с периодичностью не более 1 раза в два года.

ФЗ предусматривает и проведение внеплановых проверок, цель которых — проконтролировать, как исполняются предписания о выявленных нарушениях, установленных в ходе проведения планового мероприятия.

Внеплановые проверки проводятся в строго определенных законом случаях:

· если получена информация об обстоятельствах (авария, выход из строя сооружения, оборудования и т.д.), которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· если возникает угроза жизни, здоровью, загрязнению окружающей среды, повреждению имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

· обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для внеплановой проверки. К сожалению, вышеуказанный Федеральный закон распространяет свое действие не на все сферы контроля. Он не применяется к отношениям, связанным с проведением:

· налогового контроля;

· лицензионного контроля;

· оперативно — розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;

· а также некоторых других.

В настоящее время число объектов сертификации в сфере услуг существенно расширяется. В 1997 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года №1013 в Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, были включены услуги торговли.

Введение в действие «Правил сертификации услуг розничной торговли» (утверждены постановлением Госстандарта России от 22.08.2000 №61, зарегистрированы Минюстом России 21.09.2000 за №2386, опубликованы в «Российской газете» 12.10.2000) дало возможность продолжить работу по защите прав потребителей при приобретении ими товаров надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья.

В Правилах определены структура и состав участников Системы сертификации услуг розничной торговли и установлен порядок проведения обязательной сертификации.

Правила предназначены для участников сертификации, в том числе для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги розничной торговли на территории Российской Федерации. Сертификация услуг розничной торговли, оказываемых иностранными фирмами, действующими на территории России, должна проводиться также в соответствии с этими Правилами.

Перечень услуг розничной торговли, подлежащих обязательной сертификации, содержит услуги по реализации товаров:

а) в магазинах разных типов;

б) в мелкорозничной сети;

в) через торговые автоматы.

При сертификации услуг по реализации товаров в магазинах разных типов оцениваются следующие аспекты:

· безопасность технологического процесса оказания услуги: приемки товара, его предпродажной подготовки, транспортировки, размещения в торговом зале и реализации. Оцениваются также соблюдение условий и режимов хранения товаров, сроков их годности, метрологическое обеспечение процесса реализации товаров и соблюдение правил безопасности эксплуатации оборудования;

· соответствие условий обслуживания требованиям пожаро-, электро- и взрыво безопасности, а также санитарно-гигиеническим нормам;

· соответствие обслуживающего персонала требованиям безопасности по медицинским показателям;

· соответствие квалификации исполнителей требованиям безопасности при оказании услуг;

· наличие достоверной и необходимой информации о безопасности реализуемых товаров (маркировки, сведений о технической документации на товар, о проведении сертификации и т.д.);

· — соблюдение требований охраны окружающей среды.

При обязательной сертификации осуществляется подтверждение соответствия нормативным документам, санитарным правилам и нормам, строительным нормам и правилам, Правилам продажи отдельных видов товаров и другим документам, содержащим обязательные требования к услугам розничной торговли.

Вопросы для обсуждения:

1. Организация проверок деятельности коммерческих предприятий.

2. Ведение книги отзывов покупателей (потребителей) и контрольного журнала проверок.

Список использованной литературы

Основная:

1. Аванесов Ю.А., Васькин Е.В., Клочко А.Н. Основы коммерции: Учебник, М.: ТОО «Люкс-Арт», 2006

2. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коомерция и технология торговли: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.

Дополнительная:

2. Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом: пер с англ. – М.: Экономика, 2001.

3. Бурмистров В.Г. Организация торговых процессов непродовольственных товаров. – М.: Экономика, 2005.

4. Гарачев В.А., Азинова Л.В. Манипулирование и инсайдерская торговля на финансовых рынках. Обзор законодательства и тенденции регулирования. М: 2002.

5. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. – М.: Дело, 2006.

6. Конкуренция и антимонопольное регулирование/Под ред. А.Г. Цыганова – М.: Логос, 2006.

7. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковальчук Л.Н. Маркетинг. – СПб Притер, 2003.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Михайлова В.Н. 1 Кирщина И.А. 1 1 ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России В публикации рассмотрена роль государственного контроля как одного из гарантов охраны здоровья граждан РФ и получения ими доступного, эффективного и безопасного лекарственного обеспечения. Авторами представлены органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль деятельности фармацевтических организаций, выявлены проблемы соблюдения требований, установленных нормативными документами, и обоснована необходимость формирования концептуальных направлений к деятельности фармацевтических организаций с позиций соблюдения обязательных и лицензионных требований на основе систематизации нормативно-правовой базы и конкретизации требований нормативных правовых документов, регулирующих деятельность фармацевтических организаций по различным критериям. Авторами определена концепция организации фармацевтической деятельности в современной системе государственного контроля, обоснована необходимость перехода действующей системы государственного контроля на риск-ориентированную модель и предложены инструменты по ее практической реализации. 158 KB фармацевтическая организация государственный контроль обязательные требования лицензионные требования 1. Бобченко В.Э. К вопросу о понятии контрольно-надзорных функций государства http://ego.uapa.ru/ru/issue/2014/03/ 2. Модернизация системы контрольно-надзорных полномочий в Российской Федерации : аналит. докл. / колл. авт.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. http://sartraccc.ru/Pub_inter/analitdoc14hs.pdf. 3. Постановление правительства от 21 ноября 2011 г. № 957 (ред. от 28.04.2015) «Об организации лицензировании отдельных видов деятельности». 4. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности». 5. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Одной из приоритетных задач государства на современном этапе является охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, защита их здоровья и имущества, а также защита среды обитания. Следует заметить, что причиной нарушения прав и свобод граждан, нанесения ущерба общественным и государственным интересам, а также тормозом экономического развития зачастую является малоэффективный контроль и надзор за деятельностью различных организаций, в том числе и фармацевтических. Гарантией стабильности и прогресса общества, обеспечения легитимности и поддержания сложившегося порядка является государственная контрольно-надзорная деятельность . В настоящее время государственный контроль (надзор) приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения субъектами экономической деятельности обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права граждан, в том числе и на доступное, эффективное и безопасное лекарственное обеспечение. Все вышесказанное свидетельствует об особой роли государственной контрольно-надзорной функции на уровне и фармацевтических организаций.

Необходимо обозначить, что государственный контроль — это сложносоставная функция, главной целью осуществления которой является обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации. Для достижения указанной цели при осуществлении государственного контроля должны решаться задачи по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации. Субъектами государственного контроля являются уполномоченные органы государственной власти и организации, в отношении которых проводятся контрольно-надзорные мероприятия. Следует отметить, что законодательством Российской Федерации в настоящее время перечень видов и форм государственного контроля, связанных с разрешительными функциями государства, и государственного надзора, а также универсальные унифицированные требования к их осуществлению не установлены . Кроме того, отсутствует специализированный и законодательно закрепленный перечень органов исполнительной власти, наделенных контрольно-надзорными полномочиями в отношении фармацевтических организаций. Установлено, что в настоящее время система надзора соблюдения обязательных требований к товарам, работам и услугам на уровне фармацевтических организаций включает множество федеральных органов исполнительной власти с различными полномочиями, т.е. осуществление фармацевтической деятельности может контролироваться целым рядом самостоятельных, независимых друг от друга контролирующих структур, основные из которых представлены на рисунке 1.

Основным контролирующим органом в сфере обращения лекарственных средств является Росздравнадзор, который в рамках государственного контроля производит и лицензирование деятельности, осуществляемой в данной области . Для целей настоящей статьи под лицензированием следует понимать разрешительно-контрольную процедуру, элементами которой являются разрешение на осуществление отдельных видов деятельности и надзор в сфере обращения лекарственных средств. Согласно действующему законодательству среди видов деятельности, подлежащих лицензированию, в сфере обращения ЛС осуществляются фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств, медицинская деятельность, оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и культивирование наркосодержащих растений .

Рис. 1. Структуры, осуществляющие государственный контроль деятельности фармацевтических организаций

Основной целью лицензирования фармацевтической деятельности, на наш взгляд, является предоставление качественной, эффективной, безопасной лекарственной помощи, а также предотвращение нанесения ущерба жизни или здоровью граждан при ее оказании. Для достижения целей лицензирования необходимо соблюдать лицензионные требования, которые основываются на требованиях других нормативных документов и носят императивный характер, т.е. нормы требуют безусловного исполнения. Нормы законодательства и состояние их соблюдения контролируемым лицом на этапе до начала осуществления таким лицом хозяйственной деятельности являются объектами контроля. Результатом контроля в данном случае выступает предоставление или отказ в предоставлении государством права совершать какие-либо виды деятельности, а также последующий контроль соблюдения требований предоставления такого разрешения, а в случае нарушений таких норм — принятие мер воздействия, вплоть до аннулирования выданного разрешения. Кроме того, объектом контроля является деятельность проверяемого лица по обеспечению соблюдения норм законодательства в ходе осуществления им той или иной деятельности. В ходе проверки обязательно проводится оценка состояния и соответствия используемых проверяемыми лицами объектов, продукции и других результатов деятельности обязательным требованиям, понятие которых определено законодательством , выявляются нарушения обязательных требований, виновные лица, ответственные за такие нарушения, оцениваются масштабы потенциального и фактического причинения вреда и его последствий. Результатом такого контроля является принятие мер корректирующего характера, а также мер по пресечению, предупреждению нарушений и наказанию виновных лиц. Составляющей указанного контроля является также мониторинг (систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогнозирование) состояния соблюдения требований законодательства и подготовка предложений, при необходимости, по его корректировке. Таким образом, в первой форме государственного контроля реализуются разрешительные функции, осуществляемые государственными органами исполнительной власти, такие как лицензирование. Ко второй форме государственного контроля следует относить его специальную форму — государственный надзор.

В результате нашего исследования было установлено, что многочисленность источников правового регулирования фармацевтической деятельности, их разноотраслевая принадлежность, неоднозначная трактовка отдельных норм и правил, противоречия в различных нормативных документах приводят к затруднениям изучения и соблюдения данных норм, а зачастую и к нарушениям обязательных и лицензионных требований фармацевтическими работниками при организации практической деятельности. Следует отметить, что Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены различные виды административных наказаний за нарушение как обязательных, так и лицензионных требований, которые могут нанести ощутимый экономический ущерб деятельности фармацевтического бизнеса, вплоть до приостановления его деятельности. Важно заметить, что в настоящее время наблюдается тенденция перехода государственного контроля на риск-ориентированную модель, что предполагает возрастание роли самоконтроля деятельности на уровне организации и повышения ответственности специалистов за соблюдение установленных норм и правил. Вышесказанное определяет необходимость формирования концептуальных направлений в деятельности фармацевтических организаций с позиций государственного контроля, в том числе и лицензирования на основе систематизации и конкретизации требований нормативных правовых документов, регулирующих деятельность фармацевтических организаций по различным критериям, таким как органы государственного контроля, категории проверки и лицензионные требования. В целях настоящей статьи под категориями проверки следует понимать объекты деятельности, в отношении которых проводится оценка соответствия установленным требованиям. Практическое значение данной концепции может быть реализовано посредством разработки руководства по исполнению обязательных и лицензионных требований, включая формирование проверочных листов для самоанализа деятельности фармацевтической организации и разработку индикаторов для оценки соответствия фармацевтической деятельности. В настоящее время учеными Пермской государственной академии совместно со специалистами практической фармации проводится активная работа по разработке методического обеспечения исполнения обязательных и лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности. Нами установлены органы контроля, осуществляющие в рамках своих полномочий надзор деятельности фармацевтических организаций, и определены категории проверки. По нашему мнению, требования нормативных документов, регламентирующих деятельность фармацевтических организаций, с позиций контроля можно сгруппировать по следующим категориям проверки:

  • помещение и оборудование;
  • виды работ, осуществляемые в рамках лицензии (оптовая торговля, розничная торговля, отпуск лекарственных препаратов (ЛП), изготовление ЛП, хранение лекарственных средств (ЛС), хранение ЛП, перевозка ЛС (ЛП));
  • персонал;
  • реализуемые товары;
  • документы, используемые при осуществлении деятельности;
  • бухгалтерская отчетность и др.

В отношении каждой из вышеперечисленных категорий может быть проведена оценка их соответствия обязательным требованиям различными органами контроля. Так, например, оценка соответствия помещения и оборудования фармацевтической организации может быть проведена Роспотребнадзором, Росздравнадзором, лицензирующим органом, Госпожнадзором, а также Федеральной службой по контролю за наркотиками. В отношении категории «персонал» проверки осуществляют Росздравнадзор, лицензирующий орган, Роспотребнадзор, Федеральная служба по контролю за наркотиками и Роструд.

Как было замечено ранее, обязательные и лицензионные требования определены множеством нормативных документов. В связи с этим нами проведена систематизация нормативной правовой базы по субъектам и категориям проверки, а также конкретизированы лицензионные требования в разрезе действующих норм и правил. Примеры результата конкретизации лицензионных требований, которые необходимо соблюдать аптечным организациям при осуществлении фармацевтической деятельности, представлены в таблице.

Таблица 1

Примеры конкретизации лицензионных требований в разрезе действующих нормативных документов

Лицензионное требование

Нормативные документы

Примеры требований

Наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность (ФД), соответствующих установленным требованиям

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

  • Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Приказ МЗ РФ от 21.10.1997 г. № 309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)»

  • Не допускается размещение подразделений, функционально не связанных с аптекой.
  • Перед входами в аптеку должны быть приспособления для очистки обуви от грязи.
  • Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использован строго по назначению. Хранение его осуществляют в специально выделенном месте (комнате, шкафах) раздельно

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения ЛС»

  • Помещения для хранения ЛС должны быть оборудованы кондиционерами либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми.
  • Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения ЛС, должны быть идентифицированы

Соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю ЛП для МП:

  • правил отпуска ЛП для МП аптечными организациями, имеющими лицензию на осуществление ФД;
  • правил отпуска ЛП, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;
  • требований ч. 6 ст. 55 Федерального закона «Об обращении ЛС»;
  • правил регистрации операций, связанных с обращением ЛС для МП, включенных в перечень ЛС для МП, подлежащих предметно количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением ЛС для МП, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением ЛС для МП, и

установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЛП, включенные в перечень жизненно важнейших и необходимых ЛП

Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 г. № 785 «О порядке отпуска ЛС»

  • Все ЛС, отпускаемые по рецепту врача, должны отпускаться АО только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
  • В исключительных случаях при невозможности аптечной организацией выполнить назначение врача (фельдшера) допускается нарушение вторичной заводской упаковки.
  • Приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену.

Приказ Минздравсоцразвития России № 562н от 17 мая 2012 г. «Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества»

  • Отпуску по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы № 107-1/у, подлежат комбинированные лекарственные препараты, содержащие:

а) эрготамина гидротартрат в количестве до 5 мг (на 1 дозу твердой лекарственной формы);

б) эфедрина гидрохлорид в количестве до 100 мг (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения)…

Приказ Минздрава России от 22.04.2014 № 183н «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету»

  • ПКУ подлежат лекарственные средства, содержащие НС, ПВ и их прекурсоры, включенные в списки II, III, IV Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998г. №681, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества, внесенные в списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007г. №964, комбинированные ЛС, содержащие, кроме малых количеств НС, ПВ и их прекурсоров, другие фармакологические активные вещества

Приказ Минздрава России от 17.06.2013 № 378н «Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением ЛС для МП, включенных в перечень ЛС для МП, подлежащих ПКУ, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением ЛС для МП, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением ЛС для МП»

  • Регистрация операций, связанных с обращением ЛС, ведется по каждому торговому наименованию ЛС (для каждой отдельной дозировки и лекарственной формы) на отдельном развернутом листе журнала учета или в отдельном журнале учета на бумажном носителе или в электронном виде

Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 г. № 419 «О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом»

  • Регистрация операций ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале.

Следует отметить, что учеными Пермской фармацевтической академии работа в данном направлении активно продолжается и внедряется в практическую деятельность.

Таким образом, данные исследования в период перехода действующей системы государственного контроля на риск-ориентированную модель актуальны и своевременны. По нашему мнению, предлагаемая концепция организации фармацевтической деятельности в системе государственного контроля может выступать основой для практической реализации специалистами сферы обращения лекарственных средств государственных требований на современном этапе развития общества.

Рецензенты:

Белоногова В.Д., д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой фармакогнозии с курсом ботаники ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь;

Олешко О.А., д.фарм.н., профессор кафедры фармацевтической технологии ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.

Библиографическая ссылка

Михайлова В.Н., Кирщина И.А. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23205 (дата обращения: 27.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI