Конституция 10

Статьи Конституции РФ

Конституция открывается преамбулой, в которой изложены от имени многонационального народа России мотивы принятия Конституции.

Цель принятия Конституции — свобода, демократия, гражданский мир и согласие, уважение исторических традиций, вера в добро и справедливость, благополучие и процветание России.

Основы конституционного строя — нормы, которые определяют основные принципы организации нашего государства.

Сущность российского государства определена в 1-й статье Конституции: Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 2 гласит, что человек, его права и свободы — высшая ценность, государство обязано их признавать и защищать. В этой норме развивается основная идея правового государства и устанавливается приоритет норм о правах и свободах человека перед остальными нормами Конституции.

Статья 3 говорит о народовластии, то есть развивает идею демократического характера государства. Народ — носитель суверенитета и единственный источник власти. Он осуществляет свою власть либо непосредственно, либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшее выражение осуществления власти народа — референдум и свободные выборы. Данная норма служит основанием для образования всех органов власти демократически, то есть посредством выборов.

Статья 4 говорит о государственном суверенитете. Государственный суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, и на всей территории действует Конституция России. Государство должно обеспечивать целостность российской территории.

Статья 5 утверждает федеративный характер нашего государства, закрепляет следующие основные принципы Федерации:

  • автономия субъектов Федерации;
  • разделение предметов ведения между Федерацией и субъектом;
  • целостность федеративного государства;
  • виды субъектов Федерации.

Статья 6 посвящена российскому гражданству.

Все граждане равны в правах и свободах, предусмотренных конституцией, и несут равные обязанности, независимо от того, по каким основаниям возникло их гражданство.

Гражданство Российской Федерации распространяется на всю территорию страны независимо от того, в каком субъекте живет гражданин (перемена места жительства не влечет за собой перемену гражданства).

Гражданин России не может быть лишен се гражданства или права его изменить и не может быть выслан за пределы Российской Федерации.

Гражданин России не может быть выдан другому государству.

Статья 7 характеризует российское государство как социальное, которое должно проводить политику, направленную на создание условий достойной жизни и свободного развития человека.

Государство берет на себя конституционные обязанности обеспечить:

  • охрану труда и здоровья;
  • гарантированный минимальный размер оплаты труда;
  • поддержку семьи, инвалидов, пожилых людей;
  • государственные пенсии и систему социальных служб.

Статья 8 устанавливает следующие принципы рыночной экономики и свободы экономической деятельности.

Единство экономического пространства. Вся территория Российской Федерации представляет собой единое экономическое пространство, где не должно быть административных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Поддержка конкуренции как основы рыночной экономики.

Свобода экономической деятельности.

Признание многообразных форм собственности и равная защита частной, муниципальной, государственной и других форм собственности.

Статья 9 гласит, что земля и другие природные богатства используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, населяющих ее территорию. Одновременно закрепляется и многообразие форм собственности на землю, в том числе частная собственность.

Статья 10 закрепляет один из важнейших принципов демократического правового государства — принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой власти самостоятельны.

Статья 11 утверждает в России республиканскую форму правления.

Власть в Российской Федерации осуществляет Президент России, Федеральное Собрание, Правительство, федеральные суды.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Такие органы должны организовываться и функционировать в соответствии с демократическими федеративными принципами и республиканской формой правления (в России не может быть царства или ханства).

Статья 12 посвящена местному самоуправлению. Государство признает самостоятельность органов местного самоуправления как формы власти народа. Эти органы не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в своей деятельности в рамках закона.

Статья 13 закрепляет два важных принципа демократического политического режима: идеологическое многообразие и многопартийность. В России не может быть государственной или иной обязательной идеологии. Государство признает идеологическое многообразие, многопартийность и устанавливает, что все общественные организации равны между собой. Не может быть привилегированных партий или организаций. Запрещается создание, организация и деятельность партий или других объединений, направленных на насильственное свержение конституционного строя, подрыв безопасности и территориальной целостности страны, создание вооруженных формирований, разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни.

Статья 14 провозглашает принцип светского государства. В России не может быть ни официальной религии, ни официального атеизма. Государство не вмешивается в деятельность церкви, церковь отделена от государства.

Статья 15 утверждает верховенство Конституции по отношению к другим актам. Составной частью российской правовой системы признаются международные договоры и общепризнанные нормы и принципы международного права, обладающие более высокой юридической силой, чем закон. Законы должны публиковаться: неопубликованные законы не действуют.

Статья 16 гласит, что все перечисленные в 1-й главе положения образуют основы конституционного строя, ни одна норма Конституции не может им противоречить. Нормы первой главы обладают более высокой юридической силой, чем остальные.

10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов была принята первая советская Конституция, определившая основные принципы устройства нового государства. Большинство этих принципов было разработано в ходе революции и нашло отражение в первых декретах Советской власти и документах Всероссийских съездов Советов.

Первая Конституция РСФСР состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей.

В качестве первого раздела в Конституцию 1918 г. была включена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция закрепляла в качестве основного орудия строительства социализма государство диктатуры пролетариата, а в качестве государственной формы этой диктатуры — Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Государственная власть объявлялась принадлежащей только трудящейся части населения. Предусматривалось лишение политических прав нетрудящихся классов и групп. В избирательном праве рабочим предоставлялись определённые преимущества по сравнению с другими классами, в том числе и с крестьянством.

Конституцией РСФСР 1918 г. было установлено, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделён Президиум ВЦИК.

Конституция предусматривала непрямые выборы в уездные (районные) и вышестоящие органы государственной власти, устанавливала производственно-территориальный принцип выборов в Советы.

Народному Комиссариату Просвещения было поручено ввести во всех школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений Конституции, их разъяснение и истолкование.

Главные принципы Конституции 1918 г. легли в основу не только последующих конституций союзных и автономных советских республик, но и стали основополагающими для Конституции СССР 1924 г. — первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г.

См. также в Президентской библиотеке:

Конституция (основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Пг., 1918;

Конституция — Основной закон: коллекция;

Принята «Сталинская» конституция // День в истории. 5 декабря 1936 г.;

Принята «Брежневская» конституция // День в истории. 7 октября 1977 г.;

Принята Конституция Российской Федерации // День в истории. 12 декабря 1993 г.

Понятие Конституции

Определение 1

Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.

Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические от¬ношения в обществе.

Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы.

В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства.

Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Значение Конституции РФ в жизни страны 490 руб.
  • Реферат Значение Конституции РФ в жизни страны 270 руб.
  • Контрольная работа Значение Конституции РФ в жизни страны 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.

Россия — федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция.

Роль Конституции в деятельности государства

Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность.

Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.

Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.

Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности.

Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.

Основные черты Конституции

Любая Конституция — это самостоятельное явление социальной и правовой действительности, которому присуща совокупность основных черт и юридических свойств. Такие особенности Конституции способствуют выражению ее индивидуальности и говорят о качественном своеобразии высшего закона государства. В этих чертах отчетливо подчеркивается правовая природа Конституции.

Конституции отведено особое место в правовой системе, а механизм конституционного регулирования общественных отношений зависит от ее основных черт (рис. 1) и юридических свойств, к которым относятся:

  1. Легитимность.
  2. Итоговый характер предписаний.
  3. Перспективность.
  4. Преемственность.
  5. Реальность.
  6. Верховенство.
  7. Стабильность.
  8. Основа системы права.

Конституции присущи и такие черты, которые раскрывают ее роль в процессах жизни общества и государства. Этими чертами являются:

  • основополагающий характер;

  • народность;

  • реальность;

  • стабильность.

Основополагающий характер Конституции заключается в том, что она регулирует наиболее важные, базовые общественные отношения, которые являются отправными для других общественных отношений.

Замечание 1

Действующая Конституция РФ 1993 г. принята народом на референдуме, который состоялся 12 декабря 1993 г. И в этом состоит ее народность. Реальность конституции заключается в соответствии конституционных норм складывающимся в действительности общественным отношениям. Реальной является та Конституция, которая, провозглашая определенные принципы и нормы поведения, способствует и их реализации. А Конституции, которые этому требованию не отвечают, считаются фиктивными.

Высокая степень устойчивости и длительности действия Конституции говорит о ее стабильности.


Рисунок 1. Основные черты Конституции

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке.

Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА.

В-третьих, НПА должен быть опубликован в официальном издании полностью.

Таким образом, под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания официальные источники опубликования: «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», дополнительно с 26.10.1999 — «Парламентская газета», дополнительно с 10.11.2011 — размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

В отношении законодательных актов, принятых ранее 15.06.1994 (до вступления в силу Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ), если иное не было установлено при принятии акта, следует руководствоваться следующими положениями:

1) с 06.04.1994 по 14.06.1994 — федеральные законы вступали в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 05.04.1994 N 662);

2) с 25.12.1993 по 05.04.1994 — порядок вступления в силу законов фактически отсутствовал. Правовой вакуум образовался в результате принятия новой Конституции РФ и признания в связи с этим недействующими и не подлежащими применению целого ряда нормативно-правовых актов, в числе которых был и Закон РСФСР от 13.07.1990 N 89-1, регулировавший порядок вступления в силу законодательных актов (Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288);

3) с 22.07.1990 по 24.12.1993 — законы РСФСР, другие акты Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР нормативного характера вступали в силу на всей территории РСФСР одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования в «Российской газете» и «Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР» (Закон РСФСР от 13.07.1990 N 89-1);

4) с начала 1959 года по 21.07.1990 — законы РСФСР, постановления и иные акты Верховного Совета РСФСР, указы и постановления Президиума Верховного Совета РСФСР общенормативного характера вступали в силу на всей территории РСФСР одновременно по истечении десяти дней после их опубликования в «Ведомостях Верховного Совета РСФСР» или газете «Советская Россия». Опубликованные акты Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета РСФСР ненормативного характера вступали в силу с момента их принятия (Указ Президиума ВС РСФСР от 30.09.1958, утвержденный Законом РСФСР от 27.12.1958 (Указ опубликован в Ведомостях ВС РСФСР, N 10 — 07.10.1958; Закон опубликован в Ведомостях ВС РСФСР, N 1 — 03.01.1959));

5) с 20.08.1989 — законы СССР, другие акты Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР нормативного характера вступали в силу на всей территории СССР одновременно по истечении десяти дней после их опубликования в «Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР» или газете «Известия».

Указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, не имеющие общего значения, могли быть не опубликованы и направлялись соответствующим государственным органам и общественным организациям для доведения до сведения предприятий, учреждений, организаций и лиц, на которых распространялось их действие. Эти акты вступали в силу с момента их получения государственными органами и общественными организациями (Закон СССР от 31.07.1989 N 307-1).

С начала 1959 года по 19.08.1989 — законы СССР, постановления и другие акты Верховного Совета СССР, указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР общенормативного характера вступали в силу на всей территории СССР одновременно по истечении десяти дней после их опубликования в газете «Известия» или в «Ведомостях Верховного Совета СССР». Все другие акты, не имеющие общенормативного характера, вступали в силу с момента их принятия (Указ Президиума ВС СССР от 19.06.1958, утвержденный Законом СССР от 25.12.1958 (Указ опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, N 14 — 17.07.1958; Закон опубликован в Ведомостях ВС СССР, N 1 — 01.01.1959)).

С 05.06.1996 по настоящее время акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу.

Официальные источники опубликования: «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», дополнительно с 10.11.2011 — размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Основание: Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763.

В отношении актов Президента РФ, изданных ранее 05.06.1996 (до вступления в силу Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763), если иное не было установлено при принятии акта, следует руководствоваться следующими положениями:

1) с 01.07.1992 по 04.06.1996 — акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступали в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Российской газете» или «Российских вестях» (Указ Президента РФ от 26.03.1992 N 302);

2) с 01.11.1991 по 01.12.1992 — проекты указов Президента РСФСР по вопросам банковской, биржевой, валютно-финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности, земельной реформы, занятости населения, компетенции, порядка формирования и деятельности исполнительных органов, издаваемые в целях оперативного регулирования хода экономической реформы и находящиеся в противоречии с действующими законами РСФСР, представлялись Президентом РСФСР в Верховный Совет РСФСР, а в период между сессиями — в Президиум Верховного Совета РСФСР.

Если в течение семи дней Верховный Совет РСФСР, а в перерывах между сессиями — Президиум Верховного Совета РСФСР не отклонял проект указа Президента РСФСР, то указ вступал в силу. В случае отклонения проекта указа Верховный Совет РСФСР в десятидневный срок рассматривал его в качестве законопроекта, представленного Президентом РСФСР (Постановление СНД РСФСР от 01.11.1991 N 1831-1).

С 05.06.1996 по настоящее время акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу.

Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.Основание: Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763.

С 03.01.1998 Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» было введено специальное условие: постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Кроме того, было установлено, что распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

В отношении актов Правительства, изданных ранее 05.06.1996 (до вступления в силу Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763), если иное не было установлено при принятии акта, следует руководствоваться следующими положениями:

2) с 01.07.1992 по 13.01.1993 — акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступали в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Российской газете» или «Российских вестях» (Указ Президента РФ от 26.03.1992 N 302));

3) с 03.04.1959 по 30.06.1992 — постановления Совета Министров РСФСР, имеющие общее значение или носящие нормативный характер, публиковались в «Собрании постановлений Правительства РСФСР».

В постановлениях Совета Министров РСФСР нормативного характера должен был указываться срок введения их в действие. В тех случаях, когда срок введения в действие не указан, они вступали в силу с момента их принятия.

Распоряжения Совета Министров РСФСР вступали в силу с момента их принятия и опубликованию в «Собрании постановлений Правительства РСФСР» не подлежали (Постановление Совмина РСФСР от 03.04.1959 N 546);

4) с 20.03.1991 по декабрь 1991 — постановления и распоряжения Кабинета Министров СССР вступали в силу с момента их принятия. Официальный источник опубликования — «Собрание постановлений Правительства СССР» (статья 31 Закона СССР от 20.03.1991 N 2033-1; Постановление Кабинета Министров СССР от 22.06.1991 N 389);

с 20.03.1959 по 19.03.1991 — постановления Правительства СССР, имеющие общее значение или носящие нормативный характер, публиковались в «Собрании постановлений Правительства СССР».

В постановлениях Правительства СССР нормативного характера должен был указываться срок введения их в действие. В тех случаях, когда срок введения в действие не указан, они вступали в силу с момента их принятия.

Распоряжения Совета Министров СССР вступали в силу с момента их принятия и опубликованию в «Собрании постановлений Правительства РСФСР» не подлежали (Постановление Совмина СССР от 20.03.1959 N 293).

Решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда РФ, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ. Иные решения Конституционного Суда РФ вступают в силу со дня их принятия.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».Основание: статьи 78 и 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ.

С 8 января 2013 года постановления Конституционного Суда Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации о разъяснении постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, а также иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, которыми предусмотрен такой порядок опубликования, публикуются (размещаются) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (часть вторая статьи 9.1 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ).

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации.

Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

Таким образом, порядок вступления в силу НПА зависит от факта его регистрации в Минюсте России: зарегистрированные акты вступают в силу в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763; порядок же вступления в силу актов, признанных Минюстом России не нуждающимися в регистрации, каждый федеральный орган исполнительной власти определяет самостоятельно. Остановимся на этом подробнее.

Официальные источники опубликования:

с 05.06.1996 по 17.08.1998 — газета «Российские вести» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Основание: Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763.

Указом Президента РФ от 16.05.1997 N 490 порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с 19.05.1997 был дополнен следующим положением: нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, вступают в силу со дня их регистрации в Минюсте России, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. Стоит отметить, что похожая норма содержалась еще в Постановлении Правительства РФ от 13.04.1993 N 307, которое было отменено после вступления в силу ныне действующего Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763. Однако в новый Указ она сначала не вошла и была внесена позже, с 19.05.1997.

Акты федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств

Министерство внутренних дел РФ (МВД России)

Акты МВД России, признанные не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу с момента их подписания (утверждения), если самими актами не установлен иной срок или порядок вступления в силу.

Официальный источник опубликования: газета «Щит и меч».

Основание: Приказ МВД России от 07.05.2008 N 405 (вступил в силу с 11.06.2008).

По теме:

Песков сообщил об обсуждении «на экспертном уровне» переноса выборов на веснуСопредседатель «Голоса» — почему Элла Памфилова вряд ли останется во главе ЦИКВ Кургане задержали наблюдателей из Тюменского штаба НавальногоВерховный суд отказался рассматривать иск против поправок к КонституцииВыборы в ХМАО будут идти три дня. Голосовать разрешат в местах общего пользованияВ Совете Федерации обсудят перенос единого дня голосования 22 сентябряПамфилова предложила совместить единый день голосования со школьными каникуламиДума ХМАО примет поправки в устав, запрещающие Комаровой иметь счета в иностранных банкахОрганизаторы кампании «Нет!» подали иск против поправок в КонституциюМама челябинского вице-губернатора прочитает в ЧелГУ лекцию о КонституцииВ Тюмени суд оштрафовал четвертого участника пикетов против поправок в КонституцииПутин подписал закон о многодневном голосованииСКР завершил следствие по делу о клевете, возбужденному в отношении Алексея НавальногоПамфилова объяснила, почему ЦИК заново опубликовал опрос о многодневном голосованииЦИК снова опубликовал в Twitter опрос о многодневном голосованииЦИК удалил опрос в Twitter, где 93% участников сказали «нет» многодневному голосованиюГосдума приняла в третьем чтении законопроект о голосовании на выборах в течение трех днейОзвучено, сколько подписей за «обнуление» итогов голосования собрали в Москве и ПетербургеВ «ОВД-Инфо» назвали предварительное число задержанных на Петровке в МосквеЗа два часа в Петербурге собрали больше тысячи подписей противников новой КонституцииВ Москве начались жесткие задержания участников акции против поправок в Конституции РФЕлена Мизулина хочет «прекратить практику» заключения гей-союзов в России. Зачем, если они и так запрещены?В Москве на акцию против поправок в Конституции пришли около 1 тыс. человекВ Петербурге началась акция против поправок в КонституцииПрофильный комитет Госдумы одобрил трехдневное голосование на выборахВолодин призвал к ревизии международных договоров РФ, а Матвиенко — региональных законовКак проходило COVID-голосование за Конституцию в Курганской области. ФоторепортажЧлен Мосгоризбиркома: голосование по поправкам к Конституции «не имеет юридической силы»Как регионы голосовали по поправкам. РейтингПочти треть жителей Курганской области проголосовали против поправок в КонституцииВ Петербурге протестующие против поправок в Конституции вышли на Дворцовую площадьВ Петербурге сторонница поправок в Конституцию обнаружила, что за нее уже проголосовалиНа Ямале явка на досрочном голосовании по поправкам в Конституции превысила 100%Миронов раскритиковал идею закрепить практику растянутого на несколько дней голосованияМоскалькова направила прокурорам «единицы» жалоб о принуждении к голосованиюВедущий «Вестей» назвал голосование по поправкам «преступлением» и уволился с телеканалаКурганский губернатор Вадим Шумков проголосовал по поправкамИнститут русского языка РАН предупреждал об ошибке в бюллетене голосования по поправкамПолиция пришла в типографию, где печатали материалы против поправок в КонституциюПамфилова назвала провокациями попытки дважды проголосовать по поправкам в КонституциюСайт дистанционного голосования по поправкам к Конституции работает с перебоямиВ Ейске арестован местный депутат, протестовавший против поправок к КонституцииТолько 23% россиян предпочли бы голосовать на выборах через интернетГлава ЦИК анонсировала дистанционное голосование по поправкам в Конституцию»Открытые медиа»: герои м/ф «Три богатыря» будут агитировать за поправки в КонституциюЦИК разогнал свой научно-экспертный совет после критики общероссийского голосованияСайт госуслуг и МФЦ предложили задействовать в голосовании за поправки в КонституциюЖители Перми хотят назвать новую транспортную карту «П-езда». Власти противРегионы Урала ищут способы повысить явку на голосовании по поправкам в КонституциюНа выборах в Мосгордуму 28 тысяч горожан проголосовали досрочноРБК: «Первый канал» проверит итоги голосования «Голос.Дети», в котором победила дочь АлсуПутин подписал указ, отменяющий открепительные удостоверения на выборах в ГосдумуМинобороны заявило о хакерской атаке во время голосования по названиям для нового оружия