Конституционные ценности

обращению гражданина Калюжного М.В. относительно официального толкования положений ч. 1 ст. 216 ГК Украины (Определение от 7 ноября 2012 г. № 30-в/2012). Суд заявил позицию оценки приложенных к конституционному обращению копий судебных решений, определив, что они приняты по различным юридически значимым обстоятельствам, а следовательно, отсутствует неопределенность в применении судами положений абз. 2 ч. 1 ст. 216 ГК Украины.

Ссылаясь на такой же «отказ» в ранее принятом Определении от 12 мая 2012 г. № 31-в/2012, Конституционный Суд оказался в плену собственного сужения обязанностей применить предоставленные ему Конституцией полномочия для толкования положений законов тогда, когда есть практическая необходимость. Искусственное «октроирование» предоставленных полномочий в дальнейшем будет мешать Конституционному Суду решать весомые конституционно-правовые проблемы правопонимания на основе требований приоритета интересов и конституционного статуса человека и гражданина.

В.В. Мамонов

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье дается определение конституционной ценности; выделяются конституционные ценности современной России, определяется их соотношение с основами конституционного строя. Называются «основные конституционные ценности». Рассматриваются ценности, не закрепленные в Конституции РФ.

Ключевые слова: Конституция РФ, конституционная ценность, основы конституционного строя, федерализм, светское государство, труд, демократия, Конституционный Суд РФ, Президент РФ.

V.V. Mamonov

THE CONSTITUTIONAL VALUES OF MODERN RUSSIA

Чтобы иметь ясное представление об обществе, определить перспективы его развития, необходимо выяснить ценности, имеющие приоритетное значение. В ценностях народа концентрированно выражается историческое, культурное наследие, доставшееся от предков. Ценности — это тот признак, который позволяет идентифицировать принадлежность субъекта к какой-либо группе. В системе ценностей особое значение имеют те, которые установлены Конституцией страны, поскольку этот документ принимается населением непосредственно или от его имени, имеет высшую юридическую силу и носит учредительный характер.

© Мамонов Вадим Васильевич, 2013

Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права (Санкт-Петербургский государственный экономический университет); e-mail: mamonov1975@yandex.ru

Для современной России определение конституционных ценностей имеет приоритетное значение по следующим обстоятельствам: во-первых, они объединяют относящихся к различным социальным, возрастным, профессиональным, религиозным и иным группам граждан, делают из населения, проживающего на определенной территории, многонациональный народ России. И.Е. Фарбер справедливо обращал внимание на то, что Конституция — это не только юридический акт, но и важнейший политический документ1. Как бы ни был высок уровень социально-экономического развития страны, этот фактор, взятый в отдельности, не может создать из людей одну общность. Именно совместные ценности предопределяют сплоченность народа. Идеалы советских людей были в немалой степени утопическими, но они служили опорой дружбы этносов, основой сохранения государственности, вдохновляли граждан на подвиги.

Во-вторых, важным элементом реализации суверенитета государства следует признать свободное установление им своих национальных ценностей, которые позволяют проводить независимую внешнюю политику. Желаемый результат не может быть достигнут без определения ценностей, которые стали бы общепризнанными в мире. Свидетельством этому выступают частые разногласия постоянных членов Совета Безопасности ООН по ключевым вопросам. Геополитическое положение делает неизбежным наличие для России ценностей, учитывающих приоритеты как западной, так и иных современных цивилизаций. Однако отечественная аксиология не может копировать иностранные ценности.

Разрешение конкуренции традиционных и заимствованных ценностей имеет практическое значение. Мнения Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека по вопросу предоставления военнослужащим мужского § пола отпуска по уходу за ребенком оказались диаметрально противоположны-~ ми2. Анализируя эту ситуацию, А.А. Ливеровский верно обращает внимание на

* проблему совместимости двух культур, двух цивилизаций в рамках правовой

% 3

? системы нашего государства3.

| B-третьих, в условиях жизненно необходимого для экономики притока ми-

| грантов, неизбежно требуется выработать идеи, учитывающие традиционные

| устои российского общества и взгляды, разделяемые натурализованными граж-

й данами и приезжими.

5 В-четвертых, сегодня очевидным фактом является востребованность измене® ний в различных сферах жизни общества, взаимоотношений его с государством. § Мы переживаем особый момент в нашей истории, когда прерывание необходимой £ модернизации может превратиться не в очередной эксцесс, что уже немало, а в | окончательную катастрофу народа и государства4. Конституционные ценности ё могут стать гарантией от застоя, поскольку устанавливают ориентиры, дости-§ жение которых требует непрерывного, постоянного развития. Вместе с тем они

ш

£ препятствуют революционному слому устоявшихся норм.

и Дать определение понятия «конституционная ценность» представляется не-

1 простой задачей, поскольку ценности могут включать в себя процессы, субъект ты, предметы, убеждения, ориентиры. В.П. Тугаринов определял ценности как «явления природы и общества, которые являются благами жизни и культуры людей определенного общества в качестве действительности или идеала»5. По мнению Н.В. Витрука, «конституционная ценность — объекты реальной действительности, признанные в качестве основных ценностей и нашедшие свое закрепление и гарантирование в использовании, реализации, охране и защите

в Конституции Российской Федерации»6. Конституционные ценности не всегда

воплощены в жизнь. В ряде случаев их лишь предстоит достичь. Например, Н.С. Бондарь и Ю.В. Капранова рассматривают равноправие как базовую ценность современных демократий. Однако реализация гражданами своих прав в политике пока еще в значительной степени зависит от принадлежности к партии, в социальной сфере — от места жительства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современном конституционализме феномен ценностей проявляется в трех измерениях: а) сама по себе конституция как ценность; б) получающие прямое закрепление в нормах и институтах конституции ценности; в) имплицитно выраженные конституционные ценности как результат практической конституционно-судебной аксиологии7. Конституционные ценности не всегда непосредственно закреплены в конституции. Этому могут быть объективные и субъективные причины. Жизнь динамична, поэтому возможно появление новых ценностей, которые не были известны либо отрицались ранее. Однако для закрепления их в тексте основного закона требуется время. Иногда придание им соответствующего статуса сдерживается юридически сложной процедурой внесения дополнений в конституцию. Благоприятная окружающая среда не всегда рассматривалась в конституциях как ценность. Во втором десятилетии XXI в. все большую значимость приобретают Интернет, социальные сети. В июле 2012 г. Совет по правам человека ООН одобрил резолюцию о всеобщем праве на свободное пользование интернетом. Нельзя исключать, что доступ к интернету станет самостоятельной ценностью, отраженной в конституциях будущего.

Конституционные ценности в ряде случаев прямо не закреплены в конституциях в силу несовершенства их текстов, возникшего из-за поспешности принятия или сознательного дистанцирования авторов от предшествовавшей эпохи. В Конституции РФ не определены универсальные ценности, на которых с основывается внешняя политика — всеобщий мир, безопасность. В преамбуле | Конституции РФ сказано, что Россия является частью мирового сообщества. Но р ведь оно неоднородно. Действия России по признанию Южной Осетии и Абхазии ° как субъектов международного права поддержали лишь несколько государств. | В Конституции СССР 1977 г. в качестве ценностей провозглашались безопас- У ность народов, дружба, широкое международное сотрудничество, разоружение. р

о

В эпоху принятия Конституции РФ распространенным было мнение, выра- е

женное О.Г. Румянцевым: «Текст новой Конституции деидеологизирован, он не |

содержит идеологические директивы, заманчивые и эмоциональные посулы»8. р

Однако не следует игнорировать то обстоятельство, что одна из функций любой Ч

конституции — идеологическая. Конституционная идеология основывается на о

конституционных ценностях. К

Вероятно, конституционные ценности — это конституция, закрепленные в |

ней процессы, цели, к достижению которых стремятся государство, общество 1

и поддерживаемые большинством граждан, определяющие стратегические на- №

правления развития страны. з

По мнению Н.С. Бондаря, генерируют конституционные ценности судебные ■

органы конституционного контроля9. По своей сути это утверждение справед- 3 ливо. Конечно, решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, не могут выходить за рамки ценностей, установленных Конституцией РФ. Однако официальное установление сути ценностей, их взаимосвязи возможно лишь через решения Конституционного Суда РФ.

Следует признать, что в действующей системе власти и, исходя из своего статуса гаранта Конституции РФ, де-факто Президент РФ не только руководствуется 127

конституционными ценностями, но и устанавливает среди них приоритеты при осуществлении внутренней и внешней политики. Так, в Указе Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» отмечалось, что этот нормативный акт был издан с учетом того, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти10. Ценности России особо выделены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г.: справедливость, свобода, жизнь человека, его благосостояние и достоинство, межнациональный мир, единство разнообразных культур, защита малых народов, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм.

Ценности не одинаковы по своему значению. Для более ясного понимания и повышения эффективности защиты необходимо определить их иерархию. Не все институты и процессы, закрепленные в Конституции РФ, следует рассматривать в качестве конституционных ценностей. Статус конституционных необходимо признать лишь за жизненно важными ценностями, без которых немыслима жизнь человека, сохранение государственности, развитие общества по пути прогресса.

В литературе, решениях Конституционного Суда РФ часто используются термины, близкие по значению к понятию «конституционная ценность» или производные от него. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2001 г. № 30-П говорится о «конституционно защищаемых ценностях» — независимости суда, состязательности судопроизводства. В Постановлении Конституционного Суда от 20 декабря 2011 г. № 29-П выделены «основные конституционные ценности», в т. ч. защита прав и законных интересов других т лиц. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П 3 одной из «базовых ценностей общества и государства» выделено право каждого й на объединение. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июня 2001 г. | № 14-П говорится о «балансе конституционного значимых ценностей». Можно встретить упоминание в качестве конституционных ценностей представитель-I ства, прав коренных малочисленных народов11.

| Вряд ли оправдано использование в юридической лексике термина «консти-

1 туционно защищаемые ценности», поскольку любая конституционная норма

о

| подлежит защите, выражающейся в деятельности Конституционного Суда РФ.

| Таким образом, нет разницы между конституционной ценностью и конституционно защищаемой ценностью. К конституционно значимым ценностям следует

| относить те ценности, которые не закреплены в тексте Основного Закона, но

| имеют конституционное значение.

1 Определения «основные конституционные ценности» и «базовые ценности | общества и государства» тождественны в том случае, если совпадают юридиче-

§ ская и фактическая конституции страны. В такой ситуации основные конститу-

£ ционные ценности выступают краеугольным камнем, на котором выстраивается пирамида всех иных ценностей. Основные конституционные ценности неизмен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 ны. Иное ведет к неминуемым революционным потрясениям или эволюционным

о

т реформам и принятию новой конституции. Они первичны по отношению к иным конституционным ценностям.

Основные конституционные ценности должна быть устойчивыми, понимаемыми и разделяемыми большинством населения. Их можно условно разделить на виды: духовно-нравственные (любовь и уважение к Отечеству, историческое и культурное наследие, справедливость, добро, просвещение, труд, семья, дружба), 128 политические (суверенитет, гражданство, национальное развитие, мир, граждан-

ское согласие, безопасность), юридические (Конституция РФ, законность), имущественные (территория, земля), экологические (благоприятная окружающая среда). Отдельное место занимают выступающие в качестве самостоятельных ценностей многонациональный народ России, государственность, личность.

Статья 2 Конституции РФ провозглашает высшей ценностью человека его права и свободы. Для того чтобы понять значение такого пиетета к человеку, необходимо вспомнить, что многие из воспринятых Конституцией РФ идей зародились в предшествовавший ее принятию период, называемый часто «романтическим» конституционализмом. В начале 90-х гг. XX в. была предпринята попытка навсегда уйти от тоталитаризма, в котором фактически отрицались не только права человека, но и умалялся сам человек как субъект, представляющий значение для государства. Рассматривая Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., Б.С. Эбзеев пишет: «Память о недавнем прошлом была слишком свежа. Отсюда стремление авторов Декларации ограничить власть государства как можно основательнее»12.

Идея первостепенной значимости ценности человека своими корнями уходит к нормам Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Преисполненные решимости не допустить повторения ужасов Второй мировой войны, принявшие ее государства, вероятно, исходили из достаточности для гармоничного развития самого факта постановки человека на высшую ступень пьедестала. Возвышение значимости человека привело к дисбалансу ценностей. Кризисы последних лет в странах Европы в своей основе заключаются не в расстройстве финансовых или экономических систем, а в неадекватности современным реалиям гуманитарных политик. Государственные бюджеты все чаще не в состоянии нести бремя обще- ш признанных обязательств перед человеком. н

«Высший» означает превосходную степень от слова «высокий» и предполагает, С

а

что над ним уже нет иных рангов. Однако абсолютное понимание ст. 2 Консти- т

о

туции РФ привело бы нас к тому, что любой преступник, лицо, перешедшее до- к

о

пустимую грань добра и зла, были бы ориентиром для развития общества и святы о’ для государства. Конституционной ценностью следует признать не каждого че- уа ловека вообще, а лишь личность, ответственную за свои действия, заботящуюся о о благополучии близких, созидающую, вкладывающую собственные ресурсы, н

о

энергию для процветания малой родины и Отечества в целом. Для воспитания Ю и развития личности должны прилагать усилия общество и государство. и

Одной из привилегированных конституционных ценностей, требующей при- с

к

стального внимания государства, является общность многонациональный народ а России. Именно он принял Основной Закон страны, в котором конституировал Л все иные ценности. Народный суверенитет неосуществим вне рамок отечествен- | ной государственности, которой в 2012 г. исполнилось 1150 лет. Древняя Русь, • Московское царство, Российская империя, СССР, Российская Федерация — это 99 этапы ее становления. Интересы сохранения государственности в различные ^ периоды истории как никакой иной ценности требовали напряжения всех люд- к ских ресурсов, часто сопровождались многочисленными жертвами. С ее утратой не мог смириться российский народ.

Таким образом, высшими взаимосвязанными ценностями современной России следует рассматривать общность многонациональный народ России, государственность и личность. Можно встретить утверждения, что конституционной ценностью являются отдельные права человека13. Вряд ли это верно. Гармоничное развитие 129

личности предполагает обладание и возможность использования всего комплекса прав, присущих гражданину цивилизованного государства нынешнего века.

Главные конституционные ценности находятся в тесной взаимосвязи, но не совпадают с основами конституционного строя, которые выступают ценностями юридической конституции, поскольку имеют в силу ст. 16 Конституции РФ особый статус. Мы не относим к основным конституционным ценностям ряд основ конституционного строя: демократический политический режим, федеративную форму государственного устройства, социальное и светское государство, республиканскую форму правления, самостоятельность местного самоуправления.

Очевидно, что демократии нет приемлемой альтернативы. Однако нельзя выделить идеальную ее модель. Демократия не может быть самоценностью, ее институты представляет собой важность лишь в обществе, которое достигло определенного уровня стабильности и свободы, гарантирующего от наступления охлократии и следующей за ней тоталитарной диктатуры. Демократия жизнеспособна, если большинство избирателей — граждане, самостоятельно обеспечивающие себе достойную жизнь, не связывающие доступ к благам исключительно с преференциями от государства. Несмотря на формальное присутствие в нашей действительности многих принципов демократии, она еще не стала ценностью жизни. На власти лежит ответственность по подготовке социально-экономических предпосылок для поступательного движения к ней.

Ряд авторов считают, что конституционной ценностью является федерализм14. По нашему мнению, более адекватным для России является унитаризм с правом предоставления широкой автономии для территорий, имеющих особенности в своем развитии. Такая модель выгодна самим регионам с неординарным статусом, поскольку позволяет им выстраивать отношения с центром с учетом своей уникальности. Равноправие субъектов ведет к ординарности их положения в России.

Одной из послевоенных европейских ценностей, воспринятых Конституцией РФ (ст. 7), является провозглашение России социальным государством. Вероятно, сегодня выделять как особый признак социальный характер государства не имеет практического смысла. Каждое современное цивилизованное государство является социальным. Сложность состоит не в конституционном признании обязательств перед нуждающимися в социальной защите лицами, а в экономических возможностях страны для установления уровня гарантий. Например, все европейские страны устанавливают пенсионное обеспечение. Однако размер выплат разный. Социальное государство — это не юридическая проблема, а экономический вопрос.

В настоящее время можно наблюдать рост активности религиозных объединений в общественной жизни и деятельности государства. В ряде случаев это делает уместной дискуссию о соответствии позиционирования церкви принципам светского государства, провозглашенного ст. 14 Конституции РФ. Нелепо отрицать рост за последние десятилетия религиозного самосознания людей. Атеизм для отдельного человека может быть благом, поскольку позволяет более объективно познавать окружающий мир, следовать научным теориям. Вместе с тем безверие всего народа может обернуться для него катастрофой. В условиях конституционного запрета на активное участие государства в выработке и продвижении своей идеологии образовавшийся идейный вакуум может быть быстро заполнен губительными для государственности и традиционных морально- нравственных основ общества идеями. Присутствие Церкви в публичной сфере — это совершенно нормальное для свободного общества явление15. Ценность сотрудничества государства и религиозных объединений, а не отделения их друг от друга может быть

признана в качестве конституционной. Это позволит четко определить пределы совместных действий, взаимную ответственность и обязательства.

Одной из основных конституционных ценностей является труд. Статья 37 Конституции РФ необоснованно исходит из узкого понимания труда, рассматривает его лишь как право каждого. В широком смысле труд имеет колоссальное общественное значение. В ст. 14 Конституции РСФСР 1978 г. он признавался источником роста общественного богатства, благосостояния народа, первой жизненной потребностью человека, определяющей его положение в обществе. Конституционная ценность труда не означает его принудительный характер, но указывает на то, что только труд дает каждому возможность повысить свой статус в обществе, сделать свою жизнь более достойной.

В Конституции РФ не выражена ценность просвещения. Образование рассматривается лишь как право и до определенного уровня обязанность каждого. Ничего не сказано о ценности научного знания. Как самостоятельную конституционную ценность следует понимать развитие страны, выражаясь современным термином, модернизацию. Конституционные доктрины ряда зарубежных стран включают соответствующие положения в свои правовые системы в качестве базовых норм. Например, преамбула и ст. 3 Конституции Республики Бразилии от 5 октября 1988 г. среди высших ценностей и основных целей Бразилии называет обеспечение национального развития16.

Добро как основная конституционная ценность находит воплощение через принцип гуманизма, закрепленный в нормативных актах (Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам», ст. 7 УК РФ, ст. 8 УИК РФ), реализуемый в деятельности органов государственной власти РФ (амнистия, помилование), работе общественных объединений и с жизни граждан (благотворительность, волонтерство). На протяжении 2012 г. к наблюдалась тенденция усиления и введения ответственности за совершение р различных преступлений. В УК РФ внесены ст. 128.1 «Клевета», 298.1 «Клеве- в та в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, | производящего дознание, судебного пристава». Ужесточены санкции за нару- у шение правил проведения массовых мероприятий (ст. 20.2, 20.2.2. КоАП РФ). р Необходимо учитывать тот факт, что лишь криминализация явлений, попытка » регулирования их только через ужесточение воздействия государства не спо- но собна решить проблемы. Во всех возможных ситуациях государству следует р проявлять гуманность, сопоставляя ее со справедливостью, являющейся еще ч одной основной конституционной ценностью. Жизнеспособно только добро. Его о противоположности — зло, жестокость — в исторической перспективе оказыва- К ются неконкурентоспособными и проигрывают. е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Названные основные конституционные ценности следовало бы полно ука- и зать в преамбуле Конституции РФ. Процедура внесения изменений в эту часть щ Основного Закона РФ не установлена. Полную ясность в урегулирование данной к проблемы могла бы позиция Конституционного Суда РФ. ^

Конституция РФ сама выступает в качестве одной из основных конституци- 3 онных ценностей. Будучи принятой в условиях противостояния политических, социальных, региональных сил и групп, она помогла избежать безвозвратного распада общества, парализации государства, что привело бы к повсеместному нарушению естественных прав человека. Конституция РФ не идеальна, но она позволяет достигать всем участникам политической жизни приемлемых компромиссов, двигаться многонациональному народу России вперед в своем 131

развитии, обеспечивает связь поколений, формирует прогрессивные традиции. Согласимся с В.Т. Кабышевым в том, что «в обозримом будущем нечто лучшее, чем Конституция РФ, не предвидится»17. Изучить конституционное наследие страны позволяет знание ее конституционных ценностей. Через их совершенствование возможно приумножение потенциала Конституции России.

1 См.: Советское государственное право / под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1979. С. 71.

2 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г., Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 октября 2010 г. «Константин Маркин против России».

3 См.: Ливеровский А.А. Перспективы претворения шариата и адата в современной России. Махачкала, 2012. С. 9.

4 См.: Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2011. С. 544.

5 Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960. С. 3.

7 См.: Бондарь Н.С. Конституционные ценности — категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда РФ) // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 6. С. 2.

10 См.: САПП РФ. 1993. № 39, ст. 3597.

12 Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2011. С. 163.

14 См.: Юсубов Э.С. Российский федерализм как конституционно-правовая ценность // Российское правосудие. 2009. № 8. С. 10-16.

15 См.: Речь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на конференции «От Древней Руси к Российской Федерации — история российской государственности» 28 сентября 2012 г. // Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: www.patriarchia.ru (дата обращения: 15.04.2013).

16 См.: Конституции государств Америки: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 3: Южная Америка. М., 2006. С. 122-302.

17 Кабышев В.Т. Россия — суверенное демократическое государство (к 20-летию Декларации о государственном суверенитете РСФСР) // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2010. Вып. 11. С. 13.

В.О. Лучин, Т.М. Пряхина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируются социально-психологические факторы реализации Конституции РФ как гаранта обеспечения реальности норм Основного Закона страны, построения в России правового конституционного государства. Дается оценка вкладу профессора И.Е. Фарбера в развитие конституционной теории, особенно развитие им концепции право-

Конституционные ценности и принципы прав и свобод человека и гражданина — основа нашего общества!
Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Л. Анисимова поздравляем жителей региона с Днем Конституции Российской Федерации
Уважаемые жители Архангельской области!

Поздравляю Вас с особым государственным праздником нашей страны — Днем Конституции Российской Федерации! 12 декабря 1993 года — особая дата в истории нашего государства, в этот день был принят основной закон Российской Федерации. Это праздник для каждого гражданина великой страны, для каждого, кто уважает наше государство, его правовые основы, для кого само слово «Конституция» — это не пустой звук.
В Конституции РФ определены принципы государственности, высшей ценностью которых провозглашен гражданин, его интересы и права. Конституция РФ воплотила в себе международный опыт и преемственность многовекового исторического пути России, ознаменовала новый этап в ее политическом и социально-экономическом развитии и открыла новые возможности для возрождения духовных и культурных ценностей нашего народа. Установив среди основ конституционного строя высшую ценность человека, его права и свободы, Российская Федерация встала на путь становления правового государства. Дальнейшее укрепление конституционных ценностей и норм – надежный залог наших успехов и достижений.
Конституция РФ — это ядро всей правовой системы России, она определяет смысл и содержание других законов. Знать и уметь применять главный закон страны — это норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества. Но не стоит забывать, что ситуация в обществе зависит от каждого из нас. Только бережное отношение к своим правам и обязанностям помогут нам сохранить покой и порядок в нашей стране. Безусловно, путь к построению по-настоящему правового общества нельзя назвать легким, однако каждый из нас должен делать все возможное, чтобы способствовать построению государства со стабильной экономикой и совершенной социальной политикой.
Все мы хотим видеть Архангельскую область и Россию сильными и благополучными. Долг каждого из нас – знать и четко соблюдать все заложенные в Конституции РФ нормы. Только в этом случае мы будем жить в свободной стране, а каждый сможет внести достойный вклад в динамичное развитие экономики и социальной сферы региона.
В этот торжественный день я желаю Вам всегда жить в согласии с законом, достигать больших успехов в любом деле и искренне гордиться принадлежностью к великой державе!

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

Именно духовно-нравственные ценности лежат в основе мировоззрения, выступают ориентиром жизнедеятельности, взаимопонимания людей, являются основой формирования стереотипов и моделей поведения человека в обществе.

Интерес к вопросу о том, какие ценности нужны, возникает, как правило, когда перед обществом и государством встает вопрос о выборе путей дальнейшего развития.

По-особому тема ценностей зазвучала в условиях широкого обсуждения поправок в Основной Закон страны и в год 75-летия Великой Победы. На эти события Запад ответил активизацией информационно-пропагандистских кампаний, имеющих целью сфальсифицировать мировую и отечественную историю, умалить ценность Победы, нанести очередной удар по системе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Несмотря на колоссальные усилия заокеанских «партнеров» по слому сформированной предшествующими поколениями системы ценностей в России, она сохранила свои основные качественные характеристики.

Система традиционных российских ценностей выступает духовно-нравственным фундаментом нашего общества

Обобщенное представление о совокупности традиционных российских духовно-нравственных ценностей предельно лаконично, но далеко не исчерпывающе, закреплено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. В частности, к ним относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

Одна из главных российских традиционных ценностей — крепкая и счастливая семья. Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Не менее важный перечень духовно-нравственных ценностей представлен в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Она опирается на такие ценности, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Система традиционных российских ценностей, складывавшаяся столетиями, выступает духовно-нравственным фундаментом нашего общества. Эта система лежала в основании всемирно-исторической победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Именно этот фундамент позволяет сохранять и укреплять суверенитет, строить будущее, несмотря на все сложности и противоречия исторического развития. Наша страна в прямом смысле слова выстрадала свои ценности, и теперь главной задачей будущих поколений является их сбережение и приумножение.

Ценности нашего многонационального, многоконфессионального общества подлежат защите от агрессивного продвижения ценностей неолиберального толка, которые во многом противоречат самой сути нашего миропонимания и активно насаждаются нашими геополитическими оппонентами в борьбе за влияние на развитие цивилизации и свое доминирование в мире.

Мы видим, что они по-прежнему стремятся разрушить общий дом многонациональной семьи российских народов, принизить значение традиционных духовно-нравственных ориентиров как основы культурного, духовного, политического, и, в конечном итоге, государственного суверенитета.

Несомненно, основные ценности как идеальные цели и качества общества во многом совпадают у большинства народов. Нет никого, кто бы не ратовал за справедливость, безопасность или благополучие.

Несвойственные нашему российскому обществу и доминирующие в зарубежной культуре ценности мы, как правило, обозначаем понятием «западные ценности».

Кроме того, многим представителям старшего и среднего поколения знакомо понятие, которое широко использовалось в годы так называемой «перестройки» и в период формирования новой России, — «общечеловеческие ценности».

300 тысяч человек вышли в Париже в январе 2013 года на акции протеста против легализации однополых браков

Не отрицая наличие общих для человечества ценностей, подчеркну, что в тот период реализация «концепции общечеловеческих ценностей», с одной стороны, делала ближе и понятнее ранее «закрытый» для большинства населения нашей страны «западный мир», а с другой — позволяла пропагандировать социальные и моральные установки, не всегда совпадающие с традиционными отечественными ценностями.

«Западные» ценности, которые в последние десятилетия все чаще трактуются как «универсальные», поскольку в такой форме закреплены в официальных документах Европейского союза, стали расхожим штампом.

Для получения представления об их содержании и значении важно посмотреть на историю возникновения их трактовки в официальных документах Евросоюза.

Так, преамбула Договора о Европейском союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) говорит о «культурном, религиозном и гуманитарном наследии Европы, на основе которого сформировались универсальные ценности нерушимых и неотчуждаемых прав человека, свободы, демократии, равенства и верховенства права». Договор закрепляет утверждение о том, что «Европейский союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства права и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Указанные ценности являются едиными в обществе, где преобладают разнообразие мнений, терпимость, справедливость, солидарность и равенство между женщинами и мужчинами».

Нельзя не отметить, что некоторые европейские ценности, например, восьмичасовой рабочий день, равенство между женщинами и мужчинами, избирательное право для женщин, появились только благодаря событиям 1917 года в России. При этом равенство в избирательных правах, например во Франции, женщины получили лишь в 1944 году, в Швейцарии — в 1971 году, а в Португалии — только в 1974 году.

К сожалению, реальная жизнь показывает, что эффектно звучащие официальные положения об «универсальных» ценностях сегодня являются во многом лишь декларацией, поскольку с момента принятия этих норм в западном мире стремительно происходил процесс перехода к неолиберальной модели развития.

На Западе умышленно размывались такие базовые понятия, как семья, мать и отец, мужчина и женщина. Искусственно насаждаемые взамен нормы типа «родитель 1» и «родитель 2» сформировали в силу их противоестественности с чисто биологической точки зрения основы для цивилизационного конфликта в самом западноевропейском обществе.

Любые попытки стандартизировать российские или иные ценности под «универсальные» являются проявлением социокультурной агрессии

Более того, эти нормы противоречат самой фундаментальной сути христианства, ислама, иудаизма и других религий и являются для них просто враждебными.

В социальной сфере неолиберализм насаждает индивидуализм, эгоизм, культ наслаждения, безудержного потребления, абсолютизирует свободу любого самовыражения. При этом на самом Западе далеко не все поддерживают такие антиценности.

Примеров — множество. Достаточно вспомнить массовые акции протеста во Франции, проводившиеся против легализации однополых браков в январе 2013 года. Тогда на улицы Парижа вышло более 300 тысяч человек. Голосование в национальном собрании Франции, которое проводилось по рассмотрению законопроекта «Брак для всех», разделило парламент практически пополам (из 565 голосовавших 225 парламентариев были против принятия закона). Учитывая уровень поляризации французского общества в те дни, напрашивается вопрос, являются ли эти ценности на самом деле «универсальными», или они все же кем-то искусственно навязываются?

Пандемия COVID-19 со всей очевидностью обнажила все негативные последствия от насаждения новых западных ценностей, прежде всего углубление разобщенности, равнодушие и растерянность перед лицом надвигающейся опасности.

Все это происходит на фоне еще одного процесса, о котором на Западе просто не принято говорить. Идет стремительное уничтожение среднего класса, который как раз и являлся консервативным большинством, обеспечивавшим сохранение традиционных ценностей.

Катализатором этого явления стала геополитическая катастрофа, связанная с распадом СССР, поскольку ликвидация главного идеологического оппонента полностью развязала руки западной неолиберальной элите. Необходимость решения той идеологической задачи, которая ранее была возложена на средний класс, отпала, поскольку с переменами в нашей стране потеряла смысл какая-либо демонстрация «преимуществ» западного образа жизни.

Уничтожение среднего класса, наряду с обострением миграционной ситуации, в свою очередь, стимулировали возрождение пещерного национализма, который фактически поощряется США и ведущими странами «единой» Европы, как, например, на Украине.

Взращиваются правые и националистические партии в самой Европе. В числе прочего новые западные ценности породили пытки в тюрьмах Афганистана и Гуантанамо, стали стимулом к отказу от службы в армии и защиты своего Отечества. Решительный отказ отдельных стран принимать эти ценности зачастую приводит к санкциям, направленным против целых народов. Вся прежняя конструкция традиционных западных ценностей подверглась столь глубоким изменениям, что набор ее нынешних «универсальных» норм фактически не имеет ничего общего с прежней, более привычной для нас системой ценностей европейской цивилизации.

Речь идет уже не о подмене одних ценностей другими. Следует говорить о возникновении новой идеологической системы, которая направлена, в конечном счете, на уничтожение любых традиционных религиозных и духовно-нравственных ценностей как базовой основы культурного и политического суверенитета стран и народов.

Новые западные ценности превратились в навязывание миру чуждого мировосприятия. Идеологи Запада ставят целые страны и народы перед выбором — либо вы принимаете «универсальные ценности», либо ваши ценности будут неправильными, аморальными.

Таким образом, любые попытки стандартизировать российские или иные ценности под официально принятые «универсальные» являются проявлением социокультурной агрессии, направленной на разрушение традиционных систем ценностей в том или ином государстве.

В условиях цифровизации современного общества, на фоне деградации системы международных отношений и международной безопасности коллективный Запад стремится внедрить неолиберальные догмы в сознание российских граждан и наших соотечественников по всему миру, атакуя не только традиционные российские духовно-нравственные ценности, но и истинные, действительно общие для человечества ценности, подрывая устои государств. При этом активно используются идеологические формулировки типа «конфликта цивилизаций».

Не менее разрушительным оказалось воздействие этих норм на систему международной безопасности. Подмена международных норм правом сильного, огнем и мечом насаждающего «свободу и демократию» там, где их не может существовать в таком вот западном понимании по определению в силу исторических, религиозных, этнологических и других причин, уже привела к трагедии Ирака, Сирии и Ливии. Отдельной позорной страницей истории для всех стран НАТО были и навсегда останутся варварские бомбардировки Югославии.

Наступление ведется по «всем фронтам» этой «гибридной» войны. Направлением главного удара избрано размывание сложившихся в течение веков традиций различных народов, их языка, веры и исторической памяти поколений. Такие нормы и ценности не могут быть приняты многонациональным российским народом ни при каких условиях.

На этом фоне весьма важным является вопрос о том, что Россия предлагает миру взамен.

В отличие от Запада Россия, по сути, предлагает новый цивилизационный выбор, содержание которого включает равенство, справедливость, невмешательство во внутренние дела, отсутствие менторского тона и каких-либо предварительных условий для взаимовыгодного сотрудничества.

Россия предлагает возведение национального суверенитета, в том числе культурного и духовно-нравственного, в статус величайшей ценности и основы последующего строительства человеческой цивилизации. Нет сомнений, что число последователей такого выбора в мире будет расти, создавая все более благоприятные условия для обеспечения развития и процветания разных стран и народов.

Россияне стали чаще говорить о важности для них прав и свобод человека, которым раньше они не придавали особого значения. Все большее число респондентов заявляют, что хотят иметь справедливый суд, свободу слова и мирных собраний, а также беспрепятственно получать информацию и участвовать в общественной и политической жизни страны. Такие выводы содержатся в опросе «Левада-центра», с результатами которого ознакомился «Ъ”. Эксперты отмечают, что эти темы стали восприниматься острее на фоне прошедшей пенсионной реформы, ухудшения материального положения граждан и скандалов вокруг выборов в Мосгордуму в 2019 году.

Исследование проводилось путем поквартирного опроса с 24 по 30 октября 2019 года. Участие в нем приняли 1616 человек из 137 населенных пунктов 50 субъектов РФ. По сравнению с предыдущим опросом, проведенным в 2017 году, россияне стали чаще говорить о важности тех или иных гражданских прав.

Первую тройку самых значимых составили право на жизнь (рост с 72% до 78%), медицинскую помощь (как и было — 70%) и справедливый суд (64% против 50%).

При этом существенно большее число респондентов, чем в 2017 году, указали, что им хотелось бы иметь право на социальную защиту (62% против 57%), свободу слова (58% против 34%) и мирных собраний (28% против 13%), а также возможность беспрепятственно получать информацию (39% против 25%). Почти вдвое выросло количество желающих участвовать в общественной и политической жизни страны (30% против 16%).

Результаты опроса свидетельствуют, что для опрошенных тема защиты своих гражданских прав становится все актуальнее, сообщила «Ъ” социолог «Левада-центра» Карина Пипия.

«С конца 2018 года на фоне пенсионной реформы и недовольства материальным положением все эти вопросы стали восприниматься острее, чем в период 2014–2016 годов, когда на многие вещи население закрывало глаза и в меньшей степени думало о своих свободах»,— отметила социолог. Она пояснила, что вопросы предполагают 20 вариантов ответов, из которых люди чаще всего выбирают два-три. Однако в этом году, говорит она, «общественные настроения разогреваются», поэтому респондентам захотелось высказаться, чтобы их услышали.

На ответах, в частности, сказалась инерция событий лета и осени вокруг выборов в Мосгордуму, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. «Значительная часть граждан считала действия власти по регистрации кандидатов, разгону митингов и судам над участниками протестов свидетельством ее дрейфа в сторону от конституционных свобод. Для некоторых категорий граждан также могут играть роль элементы ужесточения административного прессинга, в том числе со стороны правоохранителей. Раньше люди об этом не задумывались»,— отметил политолог.

Профессор факультета политологии МГУ Сергей Володенков полагает, что результаты опроса демонстрируют развитие гражданского общества в России, для которого наличие реальных прав и свобод является необходимым условием существования. «Очевидно, что свобода слова и собраний, право на получение информации и участие в политической жизни страны — ключевые компоненты сущности свободного гражданина. Устойчивое формирование подобного массового запроса внушает оптимизм. В России уже выросло целое поколение свободолюбивых граждан, не заставших советский период и не испытывающих ностальгии по патернализму со стороны государства. Это поколение имеет запрос на гражданские права и свободы, что, безусловно, сказывается на динамике результатов соцопросов последних лет»,— сообщил господин Володенков.

Ангелина Галанина